Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками.
Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.
Мышление
В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:
Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.
Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.
Мышление разделяется на:
- Абстрактно-логическое;
- Наглядно-образное;
- Конкретно-предметное;
- Наглядно-действенное.
А основными формами мышления являются:
- Понятие – мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
- Суждение – отрицание или утверждение чего-либо;
- Умозаключение – вывод.
Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.
Представления
В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.
Классифицируют представления несколькими способами:
- По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
- По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
- По происхождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
- По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.
Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.
Подробнее о представлениях в психологии читайте в нашей статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Что лечит сексолог
Помощь сексолога требуется людям, имеющим расстройства сексуальности и нарушения половой функции.
Условно их можно разделить на 3 категории:
- неудовлетворенность своей сексуальностью, когда изъяны партнера, субъективно воспринимаемые им, влияют на его поведение во время секса;
- реально существующие половые дисфункции;
- неудовлетворенность партнером.
Примерами заболеваний, которые поддаются коррекции данным специалистом, могут быть:
- фригидность – отвращение к интимной близости;
- преждевременная или затяжная эякуляция;
- аноргазмия – невозможность получать оргазм;
- вагинизм – спазтическое сокращение влагалища во время полового акта;
- импотенция;
- бесплодие без физиологических патологий;
- синдром сексуальной беспомощности;
- алибидемия – отсутствие сексуального влечения;
- гениталгия – болевые ощущения в половых органах во время интимной близости.
Причины большинства данных дисфункций кроются в психологическом состоянии человека. В его установках, особенностях воспитания, психотравмирующих факторах. Специалист в области сексологии поможет осознать деструктивные установки, искоренить их и вернуться к нормальной сексуальной жизни.
Сексолог также оказывает помощь в половом воспитании подростков. Он не только дает поддержку молодым людям, но и им родителям.
Отдельно следует сказать о роли сексолога в семейной терапии, ведь если у человека есть постоянный половой партнер, то проблемы в сексе касаются их обоих. Когда дисфункция затрагивает одного, она вскоре в большинстве случаев отражается и на другом. Поэтому на консультацию к специалисту рекомендуют приходить вдвоем, в этом случае эффективность терапии повышается.
Не исключается вариант, когда партнеров сначала консультируют поодиночке, а затем вместе.
Страхи и опасения, связанные с обращением к специалисту в области психического здоровья.
Итак, Вы решили обратиться за профессиональной помощью. И тут у Вас сразу же возникают многочисленные вопросы, страхи, опасения:
- К кому обратиться к психиатру, психотерапевту, психологу?
- Обратиться в государственное учреждение, частную клинику или к частнопрактикующему специалисту?
- Как себя вести на приеме?
- Что говорить?
- Что будут спрашивать?
- Нужно ли честно отвечать на вопросы?
- Что делать, если на некоторые вопросы отвечать не хочу?
- Что делать, если я боюсь врача?
- Что будет, если у меня найдут психическое расстройство?
- Как повлияет диагноз на дальнейшую жизнь?
К кому обратиться?
Если Вы обращаетесь впервые в жизни за помощью в области психического здоровья, то лучше всего обратиться к врачу-психотерапевту. В России психотерапевтами называют себя не только врачи, но и психологи, а также специалисты с гуманитарным образованием.
Нет болезней только психических и нет только соматических.
Абсолютно каждое психическое расстройство имеет соматические проявление, и каждое соматическое расстройство имеет психическое проявление. Например тревога проявляется учащенным сердцебиением, учащенным дыханием. А например любая простуда. грипп обязательно сопровождается астеническим синдромом (который относится к психической патологии).
Поэтому знания в области медицины обязательно важны, чтобы специалист мог отделить грубую соматическую патологию от проявлений психического расстройства. Психологи с гуманитарным образованием неспособны вообще оценить состояние здоровья человека, и если психические симптомы, они немного знают, то знаниями соматической патологии совершенно не обладают. Поэтому лучше обращаться именно к врачу.
Далее выбор между психотерапевтом и психиатром и государственной клиникой, частной клиникой и частнопрактикующим специалистом. Психиатр занимается исключительно медикаментозным купированием и поддерживающей терапией психических расстройств. Это лечение носит симптоматический характер. Задача психиатра назначить лекарства, но лекарства не способны изменить мысли, чувства, эмоции, разобраться в механизме психических расстройств. Психиатрия помогает человеку выжить. Исходя из того, что лекарства не могут изменить мысли, то расспрос психиатра сводится к выявлению синдрома (депрессивный, тревожно-депрессивный, галлюцинаторно-бредовый и т.д). Детальный расспрос психиатру особо и не нужен.
Но область психического здоровья очень необычная область медицины: психические расстройства непсихотического уровня (т.е. когда речь не идет о галлюцинациях, бреде) не лечатся лекарствами! Они лечатся специальной работой с пациентом по анализу механизма возникновения переживаний, выстраивания сценария выхода из болезни к здоровью. Путь от здоровья к болезни и работа на всем этом пути и есть психотерапия. Лекарства носят лишь вспомогательную роль. Есть расстройства, при которых они нужны (психозы и эпилепсия), а при более легких состояниях часто можно вообще обходиться без них
Психотерапия — это всегда индивидуальная работа с личностью пациента, которую важно оценить с помощью исследования анамнеза, использования различных психологических тестов. Поэтому врач-психотерапевт, который имеет обязательно первичную специализацию по психиатрии, в своих возможностях обладает огромнейшими возможностями по сравнению с психиатром
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Различия между волевым и произвольным действием
Произвольные действия знаково опосредованы. Мотив четко согласован с целью.
Волевое знаково опосредованное действие всегда направлено на реализацию ценностного мотива, вопреки актуальному мотиву или при недостаточно интенсивном актуальном мотиве. Для волевого акта характерны специальные приемы, двойное опосредование. Степень овладения этими приемами определяет волевые качества личности. Действие воли всегда осознанно, наблюдается активность целостной личности.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Виды волевых действий
Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.
Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.
Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).
Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.
Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.
Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.
В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.
Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.
Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.
После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.
Недоучка
Два года заочного обучения в частном институте (читайте — покупка диплома), 120 часов практических курсов когнитивно-поведенческой терапии, 60 часов нейролингвистического программирования. Некоторые популярные в инстаграме психологи даже не стесняются публиковать подобные неубедительные послужные списки!
Но специфика этой профессии в том, что и 4–6 лет обучения в хорошем вузе недостаточно, чтобы стать профессионалом. В университетах преподают в основном теорию, а освоение техник консультирования потребует еще от одного года до трех лет обучения на практических курсах — а также серьезных финансовых вложений. Более того, когда образование закончено, психолог/психотерапевт должен регулярно проходить платную супервизию — профессиональный разбор сложных кейсов с более опытным специалистом.
В странах, где требования к профессии уже устоялись, планка очень высока. К примеру, в Великобритании, чтобы зарегистрироваться как практикующий психолог или психотерапевт, требуется закончить бакалавриат, пройти специализацию в магистратуре и иметь не менее года практики (часто это бесплатный труд).
В реальной жизни рынок психологического образования быстро подстраивается под высокий, но невзыскательный спрос: многие частные и государственные институты предлагают людям с любым бэкграундом освоить профессию всего за 1–2 года — причем заочно. Это могут быть частные практические курсы или программы профессиональной переквалификации. На различных психологических курсах я встречала актеров, бухгалтеров и даже гадалок на картах Таро. Некоторые из этих энергичных «специалистов» начинали набирать клиентов сразу после первого курса, и это им удавалось!
Добавляют хаоса и пробелы в российском законодательстве. Например, не существует стандарта профессии психолога-консультанта (он принят пока только для педагога-психолога и психолога в социальной сфере). Нет с точки зрения закона и такой профессии, как неклинический психотерапевт (то есть терапевт, который работает со здоровыми людьми, тот, кого мы обычно и называем «мой психотерапевт говорит»).
Моралист
«Вы должны помириться с родителями, иначе от вас откажутся ваши собственные дети!». Или еще хуже: «Вы замужняя дама и воспитываете детей, вам должно быть стыдно за такие мысли». Еще более категорично может звучать отсылка к религиозной морали, если вы сами — человек верующий.
Психологи, склонные категорично оценивать поступки клиентов и даже взывать их к стыду и совести, — не такая уж редкость. Хватает и клиентов, которые записываются на встречу в надежде получить «волшебный пинок». Только всё это не имеет ничего общего с психологией и психотерапией.
Попытки пристыдить и усовестить лишь усугубляют конфликт и способствуют тому, что клиент закрывается, начинает скрывать «стыдные» мысли, что делает терапию невозможной.
Современная практика следует принципу безоценочности: поступки клиента не плохи и не хороши сами по себе
Важно только то, способствуют они или мешают достижению поставленных им целей и какое место занимают в его собственной системе координат. Личные воззрения психолога вообще не должны иметь значения: он — зеркало и посредник, но никак не учитель и наставник
Гуманистическая школа психологии (к которой относится и популярная гештальт-терапия) пошла еще дальше, внедрив принцип абсолютного принятия: любые мысли и поступки клиента достойны внимания и понимания. Именно принятие позволяет человеку раскрыться и добраться до самых сложных и глубоких переживаний.
Если же поведение клиента провоцирует у него бурю негативных эмоций — единственное, что он может сделать, это перенаправить его к специалисту с более устойчивой психикой.
Может ли психологическая помощь быть основана на религии — очень спорный вопрос, хотя существует целое сообщество православных психологов. Академическая психология религии сторонится, поскольку наука должна быть основана на эксперименте и доказательствах, а не на слепой вере. С практической помощью сложнее: она строится на множестве гипотез, которые с трудом поддаются проверке, и в ход идет всё, что способно помочь клиенту (в рамках этических норм, конечно).
Классическая интроспекция.
В. Вундт и его исследования в Лейпцигской лаборатории.
В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психологаВундта и его школы, соединивших интроспекцию (имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов) с экспериментальным методом.
Классическая интроспекция в общ. смысле – убеждение, что описание сознания обнаруживает комплексы, образуемые системой сенсорных элементов, т.н. «атомов». (Модель химии: психологические атомы – (чистые) ощущения и возможно простые чувства и образы; психологические молекулы – представления и более сложные образования; связь между ними – ассоциации. Описание сознания на базе ощущений.)
Разделив интроспекции и внутреннего восприятия, Вундт настаивал на тренировке испытуемых (не менее 10000 интроспективн. протоколированных реакций!), иначе сведения недостоверны. За счет этого преодолевается ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения. У испытуемых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти ‘атомы’ чувственной ‘ткани’ сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психологТитченер.
Э.Б. Титченер, возглавлявший школу структурной психологии, трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Данные интроспекции – это «общая сумма человеческого опыта, рассматриваемого в зависимости от переживающего субъекта». Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция, в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах ощущений. Формула Титченера:
Интроспекция = психологическое (ясное переживаемое -> отчет)
8 стр., 3710 слов
Экспериментальный метод в психологии. Интроспекция
… экспериментальной лаборатории)психология оформилась в самостоятельную науку Метод интроспекции и проблема самонаблюдения В психологии сознания метод интроспекции (букв.«смотрения внутрь») был признан не только … ощущения, состояния, переживания, которыепоявлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при постановкетех или иных задач. Надо сказать, что это не были описания фактов сознания …
Т.е. интроспекция (по Титченеру) – наличие ясного (clear) переживания с психологической точки зрения и отчет о нем тоже с психологической точки зрения Испытуемый должен отвлечься от физической структуры объекта. Пример интроспекции – иллюзия: восприятие отличается от стимула-объекта.
Титченер разделял идею, предложенную Кюльпе, который разложил ощущение («пс. атом» Вундта) на 4 неделимых, но независимо изменяющихся свойства: качество, интенсивность, протяженность и длительность. Однако он наложил самое большое ограничение на интроспекцию: нужно исключить значения из всех описаний сознания! Также чересчур большая зависимость от ретроспекции: м. потребоваться 20 мин. на то, чтобы опис. продолжавшееся 1,5 секунды состояние сознания (!), испытуемый вынужден вспоминать, основываясь лишь на предположениях. Итого: интроспекция продемонстрировала функциональную бесполезность, была скучной и недостоверной.
Вюрцбургская школа
Кюльпе: экспериментальная психология д. также изуч. и мышление! «Новая экспериментальная психология» в Вюрцбюрге работает с: ощущением, восприятием и реакцией (+ память — Эббингауз).
Кюльпе-позитивист утверждал (в отличие от Вундта), что мысль может быть изучена экспериментально, надо лишь найти испытуемых, готовых мыслить в экспериментальных условиях. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э.Гуссерля. В данную школу входили: Г. Майер, И. Орт, К. Марбе, К.Б юлер, Х. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. В ней были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и «метод систематического самонаблюдения». Мышление здесь понималось как целенаправленная деятельность (в противоположность ассоцианизму), призванная обеспечить достижение равновесия с проблемной ситуацией. Оно стало пониматься как активный процесс, управляемый или особойпсихологической установкой (Г. Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н. Ах), или «антиципирующей схемой» (О. Зельц).
Было показано, что мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным), и что оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа. На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач.
24 стр., 11798 слов
Семинары №3. Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине
… 106-115 § 6. Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В.Вундта Как мы говорили … — метод аналитической интроспекции. При этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибки … Германии В. Вундтом и в Австрии Ф. Брентано. Отделение психологии от философии и других наук было …
Уотт и Ах независимо др. от др. пришли к взаимно согласующимся результатам. Уотт изобрел метод дробления (fractation) (чтобы сделать интроспекцию более эффективной): разделил психологическое событие (event) на несколько следующих друг за другом периодов и исследовал каждый из них в отдельности => добивался редукции памяти и заключений (inference), которые включал в интроспективный отчет. Понял, что целенаправленность мышления задается задачей или инструкцией, которую испытуемый принял для того, как начался процесс мышления. Ах развил понятие детерминирующей тенденции как ведущего бессознательного принципа, который направляет сознательные процессы по заранее заданному руслу в направлении решения задачи. Также разработал процедуру дробления с хроноскопическим контролем и назвал еесистематической экспериментальной интроспекцией.Детерминирующая тенденция (неосозн.) и сознательные процессы, направляемые ей, непредставимы в терминах классической интроспекции (т.е. на языке ощущений и образов).
Ах ввел термин сознаваемость для этих ускользающих содержаний (признания данное понятие в дальнейшем не получило).
Его испытуемые описывали своё сознание в терминахненаглядных переживаний сознания. Представители Вюрцбургской школы считали, что при помощи интроспекции открыли новый вид психических элементов. Открыто безобразное мышление
Главный вклад этой школы: понимание важностинеосознанной задачи и детерминирующей тенденции
P.S. Вывод: Течение мысли детерминируется неосознанно, но Кюльпе считал, что наличие едва уловимых сознанностей в сознании установлено достоверно – он назвал их функциями, чтобы отличать их от содержаний – ощущений и образов (классическая интроспекция).
Функция и – 2 вида данных о сознании => объединил интроспекцию Вундта с интроспекцией Брентано.
Обыкновенный/ая сексист/сексистка
Один из самых распространенных вопросов, с которым люди обращаются к психологу, — как устроить или улучшить личную жизнь. И, конечно, они получают массу советов из разряда «как привлечь и удержать мужчину/женщину». Но не всегда навязывание гендерных ролей (а точнее, личных взглядов на них конкретного психолога) очевидно.
Оно может маскироваться под заботу, особенно в исполнении «мудрой женщины»: ведь если вы оставите работу ради ухода за детьми, «вы будете меньше уставать и нервничать» (если бы всё было так просто!). Или доверительно: «мы, женщины, слабые существа, нам нужна забота» (как будто есть в мире люди, которым забота не нужна). Сексистские советы получают и мужчины, хоть и реже. Например, «перестать ныть и начать действовать, как глава семьи».
Психологическая структура
Любой акт воли имеет определенную структуру, которая зависит от его сложности.
Так, простые действия представляют собой процесс, при котором человек принимает решение, а затем совершает определенные действия для его реализации.
Сложные действия более многообразны. Здесь также выделяют 2 этапа: подготовительный и реализующий.
Подготовительный этап включает в себя постановку цели, определение мотивов (и их борьба, когда человек находится в раздумьях, действительно ли ему нужна данная цель) и возможностей, позволяющих добиться результата.
Реализующий этап предполагает наличие особой деятельности, например, разработку плана действий и их осуществление.
Что не входит в структуру?
В психическую структуру акта не входят бессознательные действия, совершенные человеком в порыве страстей и под воздействием сильных эмоций.
Подобные дела индивид может совершать, не осознавая тех последствий, которые они за собой влекут, и, порой, даже не желая их наступления.
Такие меры нельзя считать проявлением воли, ведь в их составе отсутствуют все те признаки, характерные для волевого аспекта личности. Подобное поведение принято относить к разряду аффективного, то есть совершенного под влиянием бессознательной, эмоциональной сферы личности.
Воля , неотъемлемая черта характера каждого индивида. Однако, не у всех она развита в равной степени. Например, один человек имеет более твердый, решительный характер, он всегда стремиться добиваться поставленных целей.
Другой индивид, напротив, может быть более мягким, склонным плыть по течению.
И это неудивительно, ведь на формирование воли оказывает влияние множество факторов, таких как, непосредственно, особенности личности, условия воспитания, окружение человека, его восприятие мира и себя в нем.
Подведение итогов
Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Представители интроспективной психологии, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт).
Идеализм и субъективизм интроспективной психологии привели ее к кризису и лишили научного влияния. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа, которая велась преимущественно с механистических позиций.