Гештальтпсихология

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе»  научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения  нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З.  Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть  друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Кому рекомендуется

Гештальттерапия имеет более широкий диапазон применения, чем любая другая психологическая школа. Это индивидуальная и групповая терапия, семинары, работа с детьми и семьями. Эта психотерапия практикуется в обычных больницах, в частных клиниках, а также в центрах личностного роста, терапевтических группах и т.п.

Гештальтпсихология наиболее полезна для клиентов, открытых работе над самосознанием, а также для тех людей, которые желают научиться быть ответственными. Такая психотерапия отлично подходит для клиентов, страдающих от повышенной тревожности, депрессии и заниженной самооценки.

Гештальттерапия работает с клиентами любых возрастов и с самыми разными психологическими проблемами. Она традиционно считается наиболее эффективным подходом для чрезмерно социализированных, тревожных и лиц с нарушенными границами. Особенно это относится к перфекционистам, а также к клиентам с депрессиями и фобиями, то есть к тем людям, чьё ограниченное функционирование возникло в результате «внутренних ограничений».

Кроме того, гештальттерапия успешно используется при лечении широкого круга «психосоматических расстройств», в том числе язвенного колита, мигрени, спазмов спины и шеи. Гештальттерапевты также работают с лицами, испытывающими сложности взаимодействия с авторитетными фигурами, с парами, с широким диапазоном интрапсихических конфликтов. В психиатрии известно немало случаев, когда гештальттерапия эффективно помогала психопатам и больным с тяжёлыми нарушениями характера.

Ещё полвека назад Фридерик Перлз предрекал, что, начиная с 1970-х гг, гештальтпсихология выделится в отдельное течение, а в дальнейшем станет могущественной психотерапевтической силой. Его пророчество полностью исполнилось. Сегодня, наверное, нет таких людей, которые хоть что-либо не знали бы об этом психологическом направлении. С помощью гештальттерапии клиент получает возможность осознанно выбирать своё поведение, использовать разные аспекты личности, делать жизнь наполненной, избавляться от психосоматической либо невротической симптоматики. Эта личность умеет противостоять манипуляциям окружающих и сама обходится без манипулирования. Иначе говоря, человек учится крепко стоять на ногах.

Презентация на тему: » ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.» — Транскрипт:

1

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

2

План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители гештальтпсихологии 4.Эксперименты Кёллера 5.Мышление в гештальтпсихологии 6.Виды мышления и их специфика 7.Восприятие в гештальтпсихологии и феномены 8.Константы восприятия 9.Фигура и фон в гештальтпсихологии

3

Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания. Гештальт-психология — направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале ХХ века и утверждающее приоритет структуры в организации психических процессов.

4

Макс Вертгеймер – немецкий психолог, основатель гештальт — психологии (1880 – 1943)

5

Курт Коффка – немецкий психолог, представитель гештальт — психологии (1886 – 1941)

6

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Köhler) В рамках концепции гештальтпсихологии провел революционные исследования разумного поведения животных.

7

Вольфганг Кёллер – немецкий психолог, представитель гештальт -психологии Эспериментально доказал в опытах над животными (исследование интеллекта человекообразных обезьян) роль инсайта как принципа организации поведения. По Кёллеру, при успешном решении интеллектуальной задачи происходит видение ситуации в целом и ее преобразование в гештальт, в силу чего изменяется характер приспособительных реакций. (1887 – 1967)

8

Эксперименты В.Кёллера на шимпанзе 11/11/1 2

10

Мышление в гештальтпсихологии Мышление – познавательный психический процесс опосредованного отражения существенных связей между объектами, происходящий в форме постановки и решения задачи. Мышление создаёт новое знание и возможность прогнозировать развитие ситуации, в практическом плане обеспечивая субъекту выбор оптимального поведения в ней. Единицей мышления является понятие как опосредованное обобщение, выходящее за рамки чувственного познания.

11

Виды мышления 1) репродуктивное (уже известные из прошлого опыта средства решения можно применить к новой ситуации); 2) творческое (для выхода из незнакомой проблемной ситуации средства и методы решения нужно создать).

12

Специфика творческого мышления Мотивом т ворческого мышления выступает само обнаружение принципа преодоления заложенного в задаче конфликта между исходным фактом и искомым решением. Метод решения творческой задачи – не в прошлом опыте, а в понимании самого характера заложенного в задаче конфликта. Творческое мышление характеризуется наличием: 1)инсайта как признака интеллектуальной стадии развития психики, 2)способностью решать задачи «обходным путём».

13

Инсайт Инсайт (от англ. insight, проницательность) – «озарение», мгновенное постижение проблемной ситуации в целях её разрешения. Инсайт – качественное изменение в поведении, такая целостная организация всех элементов проблемной ситуации, которая позволяет определить и устранить исходное противоречие между условиями и требованиями.

14

Восприятие в гештальт-психологии Восприятие целостно: схватывает не отдельные элементы среды, а целостный образ предмета, отличный от простой суммы его частей. Свойства восприятия: 1) целостность; 2) структурность; 3) предметность; 4) осмысленность; 5) константность.

18

Гештальт-принципы организации восприятия мы воспринимаем предметы как единое целое восприятие происходит мгновенно части объединяются между собой, образуя единую структуру

19

ФАКТОР БЛИЗОСТИ близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе) Фактор близости (от лат. factor – производящий) феномен восприятия, автор М. Вертгеймер. Объединение в гештальтэлементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект.восприятияМ. Вертгеймергештальт

20

ФАКТОР СХОЖЕСТИ схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе) Один из гештальтистских факторов, определяющих тенденцию к группированию. Тенденция группировать элементы, обладающие идентичными физическими свойствами и кажущиеся похожими, аналогична тенденции группировать элементы, расположенные на небольшом расстоянии друг от другаТенденциягруппироватьэлементыдруг

21

ПРИНЦИП ЗАМКНУТОСТИ Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

22

ФИГУРА И ФОН В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект ( фигуру ) и задний план ( фон ), на котором он проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и ясно выделенной на общем фоне изображения

23

Фигура и фон

Общие черты гештальтпсихологии

Гештальт-психология изучала целостные структуры, составляющие психологическое поле, и разрабатывала новые экспериментальные методы. И в отличие от других психологических школ (психоанализ, бихевиоризм), представители гештальтпсихологии продолжали считать, что объектом психологической науки является изучение содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Основная идея этой школы заключалась в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Это опровергло прежнее представление о том, что развитие психики основано на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы вместе, образуя идеи и концепции. Как отметил Вертхаймер, «…теория гештальта возникла на основе конкретных исследований…». Вместо этого была выдвинута новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, определяющих способ восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого направления уделяли больше внимания проблеме психического развития, так как отождествляли само развитие с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, они видели в результатах исследования генезиса психических функций доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, разработанные гештальт-психологами, были основаны на экспериментальном изучении когнитивных процессов. Это была также первая (и долгое время практически единственная) школа, начавшая строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, поскольку метод психоанализа, используемый глубинной психологией, не мог считаться объективным или экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основах — концепции психического поля, изоморфизме и феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение природы атома, магнетизма, в те годы открыло законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целые системы. Эта мысль стала руководящей идеей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что ментальные структуры расположены в виде различных схем в ментальном поле. В то же время гештальты могут изменять себя, становясь все более адекватными объектам внешнего поля. Поле, в котором перестраиваются прежние структуры, также может измениться таким образом, что субъект приходит к принципиально новому решению проблемы (инсайту).

Ментальные гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим гештальтам. То есть процессы, происходящие в коре головного мозга, аналогичны тем, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и опыте, как аналогичные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату). Таким образом, схема проблемы, данная во внешнем поле, может помочь субъекту решить ее быстрее или медленнее, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она реструктуризацию.

Человек может осознать свой опыт и выбрать способ решения своих проблем, но для этого он должен отстраниться от своего прошлого опыта, освободить свое сознание от всех наслоений, связанных с его культурными и личными традициями. Гештальт-психологи заимствовали этот феноменологический подход у Э. Гуссерля, чьи философские концепции были очень близки немецким психологам. С этим была связана их недооценка личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» во всех интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах исследований бихевиористов и гештальт-психологов, поскольку первые доказывали правильность метода «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, а вторые это отрицали.

Понятия и принципы гештальтпсихологии

Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.

Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность . При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.

Базис гештальтпсихологии:

  1. Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
  2. Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
  3. Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
  4. Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.

Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:

  • Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
  • Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.

Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.

Название закона

Описание

Пример

1. Замыкание

Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы.

Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки)

2. Транспозиция (трансдукция, перенос)

Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии.

3. Прегнантность (хорошая конфигурация)

Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма.

Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой.

4. Фигура и фон

Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона.

«Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот.

5. Константность

Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда.

Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой.

6. Близость

Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом.

Первая часть рисунка воспринимается как три столбика.

7. Схожесть

Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме.

В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами.

8. Непрерывность

Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную.

Разрозненные точки кажутся гладкими линиями.

Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.

Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.

Когда обращаться к специалисту

Гештальтпсихология кратко и понятно доступна не каждому обывателю. Дело – не в обилие информации. Во время учебы специалист изучает не только теорию, но и много практикуется.

Важно! Успешность терапии зависит от того, насколько сам человек осознает желание пойти к специалисту. В гештальтпсихологии основное положение – это понимание того, что каждый может попросить помощи

Это нормальное явление, которое свойственно зрелой личности. Поэтому к специалисту нужно обращаться в моменты нужды. Например, при конфликтах с родственниками, внутренних кризисах, эмоциональном выгорании

В гештальтпсихологии основное положение – это понимание того, что каждый может попросить помощи. Это нормальное явление, которое свойственно зрелой личности. Поэтому к специалисту нужно обращаться в моменты нужды. Например, при конфликтах с родственниками, внутренних кризисах, эмоциональном выгорании.

Семейные пары с помощью гештальтпсихолога улучшают свои отношения

Иногда у человека на фоне эмоциональных проблем развиваются нарушения организма. Такое явление называют психосоматикой, при нем не будет выявлено причин со стороны физиологии.

В ходе гештальттерапии человек составляет о себе предельно честную характеристику. Она сможет заставить его измениться и найти душевную гармонию. Подобный процесс небыстрый и требует много сил, он приносит неприятные чувства.

В результате у человека формируется гештальт сознание, т.е. целостная психика. Специалист не вправе настаивать на том, чтобы клиент принимал какую-то определенную помощь. Например, он не скажет ультимативно, как нужно действовать.

Гештальтпсихология – это кратко направление психологии, которое учит клиента жить сегодняшним моментом и переставать откладывать все на потом.

Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии

Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.

В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.

Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.

Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» .

Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.

После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).

После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.

Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.

Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения

Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства»

Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.  

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия

– направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психологФридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт

– процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

На что похожи эти «формы» согласно теории гештальта?

Поскольку формы представляют собой единое целое, их нельзя свести к одному чувству. Это значит для гештальтистов мысленный образ на самом деле не визуальный образ, как тот, который может быть получен при проецировании света на сетчатку, но это нечто другое. Настолько, что для последователей теории гештальта законы гештальта применимы не только к тому, что воспринимается через зрение, хотя обычно они иллюстрируются только рисунками и значками. Нетрудно представить примеры, когда кажется, что законы гештальта применимы ко всем видам восприятия.

Короче говоря, теория гештальта предлагает психологический подход в котором человек активная роль в построении значимых единиц об их опыте и о том, что, кроме того, они могут перестроить свой умственный «образ», чтобы принять более полезные точки зрения и лучше направлять как свои решения, так и свои цели.

Осознавание

Сосредоточенность человека на какой-либо потребности и осознавание её является главнейшим принципом гештальттерапии

Он называется «здесь и сейчас» и указывает, что всё актуальное и важное происходит лишь в настоящем. Это относится ко всему: к мыслям, чувствам, восприятию, фантазиям и действиям

Этот принцип активирует процесс осознавания.

Обязательным условием для формирования и завершения гештальта является способность клиента к осознаванию себя и главенствующих потребностей.

Для своевременного удовлетворения желаний люди постоянно контактируют с границами своего мира (внутренними и внешними). У невротиков же саморегуляция этих границ нарушена, поэтому невротичная личность сталкивается в зоне фантазий с множеством несформированных либо незаконченных гештальтов. Ф. Перлз утверждал, что невротические расстройства возникают у людей, склонных фантазировать или заниматься интеллектуализацией там, где достаточно всего лишь осознавать происходящее.

Плюсы и минусы этого направления психологии

Как любая другая гуманитарная дисциплина, гештальтпсихология плюсы и минусы имеет достаточно условные. То есть недостаток с точки зрения одних людей становится достоинством для других.

По этой причине, задаваясь вопросом о недостатках, следует постараться избегать субъективности в оценке. Хотя это качество является чертой человеческой природы, но при анализе чего-либо оно не совсем уместно.

Объективным недостатком этого направления психологии можно считать только одно – незавершенность. Развитие науки прекратилось со смертью одного из ее основоположников — Вольфганга Келера. Это случилось в конце прошлого столетия в США, куда ученые бежали от фашистского режима еще в начале ХХ века.

Теоретические тезисы, лежащие в основе гештальтпсихологии, на первый взгляд кажутся очевидными и бесспорными. Однако возможность их практического применения существенно ограничена.

Допустим, человек страдает от невроза. Как ему помочь при помощи методик гештальтпсихологии? Ответа на этот вопрос нет. Именно в ограниченности практического использования и заключен единственный объективный недостаток этого направления психологии.

Преимущества данного направления науки — это очевидная правота ее тезисов, выведенных на основе экспериментов и наблюдений. Говоря иными словами, гештальтпсихология — это не тупиковая ветвь в гуманитарных науках, а перспективное направление для исследований. Особенно часто о ней стали вспоминать в связи с развитием нейрохимии, во многом перекликающейся с гештальтпсихологией и подтверждающей ряд ее принципов.

На практике принципы данного направления используются в создании иллюзий, графических тестов и интерьеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: