Хронотоп

Современный хронотоп. Примерное содержание

Герои сегодняшней литературы живут в других современных хронотопах. Эти произведения существенно отличаются от эпохи, скажем, Стендаля или Оноре де Бальзака. Поскольку хронотоп во многом определяет жанр произведения, новые пространственно-временные рамки также создают новые жанры, смыслы и идеи. Рождаются фантастические, постапокалиптические, космические приключения.

Давайте теперь рассмотрим, какие отличительные черты современных хронотопов выделяют сегодня литературоведы.

  • Абстрактность и мифизация.
  • Само время может быть центром истории.
  • Использование символики.
  • Воспоминания персонажей имеют большое значение.
  • Акцент делается на «текущем» времени и на пространстве, которое «сжимает» человека.
  • Удвоение.

Современная культура дает писателю возможность создавать фантастические отдельные хронотопы. В целом, время сегодня гораздо более абстрактно, чем 100 лет назад. Теперь они различают социальное время и субъективное время, которые не имеют ничего общего с географическим временем. Поэтому в литературе пространство-время часто размывается в зависимости от внутренних пристрастий героя.

Идиллический или фольклорный хронотоп

Отдельно нужно упомянуть фольклорный хронотоп, которому Бахтин выделил целую главу. Идиллию можно разделить на 2 части:

Семейно-идиллический хронотоп.
Это идиллия, которая привязана всегда к тому природному краю, где вырос герой и его прадеды. Всегда жизнь человека нераздельно связана с природой. Другая особенность таких романов — полное отсутствие бытовых описаний

Уделяется внимание исключительно романтическим моментам жизни (новая жизнь, развитие, любовь, поиск смысла).

Трудовой идиллии.
Воспевается труд на благо общества.

Чаще всего две эти формы встречаются в романе совместно. Герои идиллических романов не могут выйти за рамки этого искусственно созданного писателем мира. Внешний мир как бы обесценивается.

Примеры хронотопов

Еще один яркий пример соединения нескольких хронотопов в один сюжет — это целостность 3 миров в романе классика «Мастер и Маргарита». Первое время — 30-е годы в Москве. Второй хронотоп — библейские времена и соответствующий эпохе материальный мир; третий мир в произведении — всем известный бал у Воланда.

К третьему миру относятся абстрактные преобразования квартиры Берлиоза и приключения Маргариты уже в роли ведьмы.

Стоит сказать, что в романах Ф. Достоевского время всегда движется очень быстро и это влияет на героев. А в рассказах А. Чехова все наоборот: время почти отсутствует, оно застывает вместе с пространством.

Структура времени и пространства

Из каких деталей состоит хронотоп в художественном произведении? Как он выглядит? Время формируется циклическими сменами дня и ночи, зимы и лета, рождения и смерти.

Пространство строится с помощью противопоставлений: севера и юга или небесного мира и подземного, как выстроен мир в «Божественной комедии» Данте. Пространство также характеризуется как открытое или закрытое, целостное или дискретное. Закрытое пространство — это дома, галереи. Здесь необходимо описание предметов быта и атмосферы в здании. Открытое — это леса, горы, моря. Для открытого ландшафта желательно также дать несколько характеристик.

Взаимодействие хронотопов

Чем больше времен используется, тем интереснее, замысловатее сюжет. Между собой художественные миры находятся в диалоге. Миров может быть очень много в рамках одного произведения. Хронотопы могут включаться друг в друга, плавно переходить или противопоставляться.

Например, в книге «Облачный атлас» используется целых 6 миров со своими временем и пространством.

Историческое время движется от XIX века в неизмеримо далекое будущее. Все 6 историй, 6 объемных хронотопов имеют четкие причинно-следственные связи, при этом все истории собраны в один пазл — они объединены одной темой. Однако все эти взаимодействия временных эпизодов остаются как бы за кадром, только в контексте сюжета.

Формы времени и хронотопа в романе

Если мир произведения совершенно мистический, он должен быть хорошо описан. Читатель не может полностью погрузиться в рассказ или роман, если в описании этого мира не будет хватать важных деталей или в повествовании встречаются непростительные логические ошибки.

Итак, какие миры описал Бахтин? Эпоха повествования в значительной мере влияет на персонажа и на ход событий. Опишем выделенные Бахтиным формы хронотопа.

  • Дороги
    . На дороге могут встретиться незнакомые люди, может завязаться разговор и начаться история.
  • Замка
    . В романе будет происходить драма, связаная с родовым прошлым. Скорее всего, пространство повествования ограничено. В замках всегда описывается феодальное прошлое, упоминается о великих личностях — королях, герцогах. Присутствуют в повествовании галереи с портретами, ценностями, дорогим антиквариатом. Сюжет может разворачиваться вокруг попранного права наследства или рыцарского противостояния, либо защиты достоинства рыцаря и его дамы.
  • Гостинной
    . Этот хронотоп четко проявлен в романах Бальзака. Гостинные — это место зарождения специфических салонных интриг, это анализ характеров героев и поиск контекста в поступках.
  • Провинциального тихого городка.
    Описание города и его жителей предполагает замкнутое пространство, где ход времени почти не описывается, так как в провинции все идет своим чередом и ничего не изменяется.
  • Порога
    . Это метафорическое пространство-время, где в основе романа — кризисная ситуация. На «пороге» выстраивается история, где отсутствует биография героя. Здесь остро возникает проблема перелома сознания общества.

Эти хронотопы превалировали в романах ушедших эпох. Научная статья вышла в начале XX века, в не еще не охвачены фантастические хронотопы, которые популярны сегодня.

Очерки по исторической поэтике

X. Заключительные замечания

Источник : Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С.234-407.

Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности.

Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе — «времяпространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна)

Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда — в литературоведение — почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры)

В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен .

Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.

В предлагаемых очерках по исторической поэтике мы и постараемся показать этот процесс на материале развития различных жанровых разновидностей европейского романа, начиная от так называемого «греческого романа» и кончая романом Рабле. Относительная типологическая устойчивость выработанных в эти периоды романных хронотопов позволит нам бросить свой взгляд и вперед, на некоторые разновидности романа в последующие периоды.

Мы не претендуем на полноту и на точность наших теоретических формулировок и определений. Только недавно началась — и у нас и за рубежом — серьезная работа по изучению форм времени и пространства в искусстве и литературе. Эта работа в своем дальнейшем развитии дополнит и, возможно, существенно исправит данные нами здесь характеристики романных хронотопов.

Автор этих строк присутствовал летом 1925 года на докладе А.А.Ухтомского о хронотопе в биологии; в докладе были затронуты и вопросы эстетики.

В своей «Трансцендентальной эстетике» (один из основных разделов «Критики чистого разума») Кант определяет пространство и время как необходимые формы всякого познания, начиная от элементарных восприятий и представлений. Мы принимаем кантовскую оценку значения этих форм в процессе познания, но, в отличие от Канта, мы понимаем их не как «трансцендентальные», а как формы самой реальной действительности. Мы попытаемся раскрыть роль этих форм в процессе конкретного художественного познания (художественного видения) в условиях романного жанра.

Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел литературоведение

Статья Бахтина о хронотопах

В своей статье «Формы времени и хронотопа в романе» ученый анализирует описание времени и действий внутри пространства в нескольких произведениях.Упоминается «Золотой Осел» Апулея, дошедший из античности в полном объеме, знаменитый роман Данте Алигьери, Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, и другие. Всего в работе Бахтина 10 глав. В последней, 10 главе, литературовед описывает формы хронотопа и то содержание, которое в них чаще заключено.

Михаил Бахтин объединил в своих работах филологические изыскания и философские. Благодаря анализу хронотопов писателям современности намного легче выстраивать сюжет.

Что такое хронотоп в литературе?

Понятие «хронотоп» ввел в литературную критику Михаил Бахтин. Однако в литературе это слово имеет другое значение. В своей статье, в которой филолог рассматривал значение времени и пространства в литературных произведениях, начиная с античного эпоса, ученый утверждал, что понятие хронотопа используется метафорически. Он подчеркнул преемственность этих концепций. Сюжет произведения существенно зависит от выбранного автором времени.

Хронотоп — это единство места и времени в литературном произведении. Писатель должен правильно ввести символы и последовательность событий в выбранное время. Художественное описание времени и места каждой сцены — важная задача, и если начинающий писатель потерпит неудачу, текст будет грубым и трудным для чтения.

По мысли Михаила Бахтина, время — главная характеристика хронотопа. Однако пространство только материализуется, интегрируется. Пространство и объекты в пространстве делают время осязаемым. Каждый момент времени становится видимым благодаря материальному пространству и ходу событий в нем.

Вывод

Итак, что мы знаем о хронотопе в литературном произведении? Значение слова дает М. Бахтин, он объясняет это понятие как единую структуру хроноса — времени и пространства, в котором происходят события романа. Хронотоп — основа романа, полностью определяющая жанр произведения и дающая писателю «подсказку» к возможному сюжету. Время и пространство в романе имеют свою функцию, свою структуру.

Формы времени и хронотопа, проанализированные М. Бахтиным, практически не используются, так как развиваются совершенно новые идеи и жанры. В современных романах появились совершенно новые хронотопы, влияющие на характер повествования и поведение героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: