Виды делинквентного поведения
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер делинквентного поведения с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Формы и виды делинквентного поведения
Делинквентное поведение принято классифицировать по видам и формам. Распространенными видами данной аномалии являются:
- Совершение административных правонарушений:
- мелкое хулиганство;
- курение;
- нарушение правил дорожного движения;
- употребление ненормативной лексики;
- оскорбление другого человека;
- распитие алкогольных напитков в общественном месте;
- домогательство;
- эксгибиционизм;
- попрошайничество;
- бродяжничество;
- проституция.
Положениями действующего законодательства за такие деяния предусмотрены исправительные общественные работы и штрафы.
- Дисциплинарные проступки:
- явка на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- опоздание на работу;
- прогул смены;
- самовольный досрочный уход с работы;
- нарушение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии;
- недобросовестное исполнение должностной инструкции.
За совершение дисциплинарного проступка человеку грозит устный или письменный выговор, замечание, лишение премиальных выплат, увольнение или снятие с занимаемой должности.
- Преступления:
- организация теракта;
- вандализм, осквернение сооружений;
- кража;
- грабеж;
- убийство;
- разбойное нападение с целью наживы;
- мошенничество;
- побои;
- изнасилование;
- распространение наркотических средств;
- вымогательство;
- угон авто;
- жестокое обращение с животными;
- буллинг;
- склонение кого-либо к совершению суицидальной попытки.
Приведенные выше примеры делинквентного поведения подчеркивают многогранность и многозначность данного понятия.
В соответствии с положениями УК РФ, с 16 лет наступает полная ответственность гражданина за совершение тех или иных противоправных деяний. А за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет.
Делинквентное поведение реализуется в следующих формах:
- асоциальное поведение, которое основывается на нарушении нравственных и этических устоев общества;
- действия ненасильственного характера (корыстные поступки, желание получить материальную выгоду нечестным путем);
- насильственные действия, в результате которых один человек или группа людей получают физические увечья.
Особенности поведения и черты асоциального человека
Асоциальный человек — это индивид, чье поведение ориентировано на удовлетворение собственных потребностей. У асоциала отсутствует чувство ответственности за свои поступки. Причиняя окружающим боль, он не испытывает угрызений совести.
Что такое асоциальное поведение
На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.
Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).
Характеристики асоциальной личности
Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:
- Лжет родителям и сверстникам.
- Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
- Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
- Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
- Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.
Во взрослой жизни такой человек:
- Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
- Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
- Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
- Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
- Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
- Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.
Виды асоциального поведения
Встречается несколько типов асоциального поведения. Принадлежность к тому или иному типу часто зависит от темперамента асоциала и природных склонностей.
Профилактика асоциального поведения
Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.
https://youtube.com/watch?v=LoLtzx1me6I
Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается.
Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих.
Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).
Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.
Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.
Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе.
Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.
Подростковая делинквентность
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Что собой представляет девиантное поведение?
В наше время в процессе проведения исследований такие понятия, как «девиантное» и «делинквентное» часто соотносят друг с другом
Однако, если не обращать внимание на созвучность и небольшую идентичность, то эти два понятия не имеют ни чего общего
Замечание 1
Девиантным поведением называются отклонения, которые проявляются в поведении человека или социальной группы и отличаются от общепринятых в этой группе правил, стереотипов, норм, могут также выражаться как непризнание установленной системы ценностей.
Понятие «девиантное поведение» можно рассматривать с нескольких сторон. С одной стороны, данное понятие трактуется как поступок человека, его действия, что не отвечают установленным и формальным правилам и нормам в обществе. С другой стороны, данное понятие означает характерное социальное явление, что проявляется в формах поведения человека и его деятельности. При чем, эти формы не отвечают официально принятым стандартам и правилам, что действуют в отдельном обществе.
При этом нужно понимать, что девиация является отклонением, но при этом не всегда она имеет отрицательный характер. По этой причине выделяют 2 типа несоответствий с социальными правилами:
- Позитивное несоответствие социальным правилам. Оно направлено на избавление от стандартов и правил, которые уже стали не популярными и устарели. Это помогает качественно поменять социальную систему, ведь без этого общество не сможет в дальнейшем развиваться и перейти на следующий уровень;
- Негативное несоответствие социальным правилам. Еще одно его название – дисфункциональное, так как этот тип отклонений может привести к дезорганизации социальной системы, с последующим ее неизбежным разрушением. Подобная ситуация становится причиной возникновения у членов общества девиантного поведения, так как их не устраивает сложившееся обстоятельства. Члены общества таким образом выражают свое неудовлетворение.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Формы девиантного поведения можно разделит на две категории:
- Негативная форма поведения. К данной категории можно отнести такие формы поведения, как: алкогольная зависимость, наркотическая зависимость, правонарушения, предательство, проституция, неприличное поведение, самоубийство.
- Позитивная форма поведения. Она включает в себя: альтруизм, геройство, самопожертвование, научное, художественное и техническое творчество.
Кроме этого, девиантное поведение делиться на следующие типы:
- Инновация – данный вид поведения говорит о согласии с целями, которые были установлены обществом. Однако, в тоже время происходит отрицание установленных способов, что можно было бы использовать для достижения запланированных целей;
- Ритуализм – в этом случае происходит отрицание план, которые выстроены в определенной группе. При чем в тоже время бессмысленно преувеличиваются методы, что были предприняты для достижения целей;
- Ретретизм – данный тип девиантного поведения характеризуется отказом одного человека или группы людей от целей, что были одобрены обществом. В соответствии с этим человек или группа отказывается от общепринятых и знакомых методов достижения целей.
Ретретизм смело можно воспринимать как бунт. При чем в одно время наблюдается отрицание задач и методов их свершения, и в то же время рождается стремление внедрения новых целей и методов. Революционеров смело можно относить к числу бунтарей, так как они стремились в корне изменить все социальные отношения. Кроме этого люди, которые относятся к бунтарям, будут предлагать иные методы по достижению задач, но могут и просто разрушить уже установленные цели, при этом не рассматривая альтернативные варианты.
Причинами девиантного поведения являются:
- Расстройства, которые возникли во время становления, формирования, развития человека;
- Воздействие социально-культурных факторов;
- Воздействие на личность образа существования, семьи и семейных взаимоотношений;
- Перемены, то возникают под воздействием окружения;
- Кризис подросткового периода;
- Участие неформальных группах, что отличаются асоциальной направленностью, а также наличие в молодежных группах антисоциальных правил;
- Оказание воздействия СМИ (средства массовой информации), распространение сексуальной доступности;
- Воздействие на личность мира виртуальных игр;
- Разрушение такого понятия, как «благородство».
Почему подростки становятся делинквентами
Безнаказанность — одна из причин такого поведения
Причин, которые могут привести к подобному типу поведения, существует множество. Согласно статистике, чаще всего к такому образу жизни склонны лица из неблагополучных семей. Встречаются ситуации, когда подростки и молодые люди, живущие в достатке и имеющие все возможности для благополучного сценария жизни, начинают вести себя противоправным образом. Нередко причины наблюдаются в совокупности.
Делинквенты могут становиться таковыми по внутренним причинам. Это связано с их моральными установками и типом темперамента. Например, холерики склонны к подобным импульсивным поступкам. К противоправному поведению в обществе также приводят:
- пагубные пристрастия;
- повышенная или, наоборот, пониженная тревожность;
- различные психические отклонения, передающиеся генетически и многое другое.
К внешним причинам, которые могут побуждать подростка к совершению подобных поступков, относят:
- нехватку денежных средств;
- серьезные конфликты на почве неприятия в определенной среде;
- неблагополучное социальное окружение;
- перемены в обществе, например, кризисы и революции.
Недостаточная правовая грамотность также может быть фактором. Если о серьезных уголовных деяниях подростки знают и понимают, что их могут посадить в тюрьму, то о наказаниях по другим категориям правонарушений могут даже не догадываться.
Климат в семье и подход родителей к воспитанию влияет на многое
Часто причины кроются внутри семьи. К негативным факторам, формирующим склонность к подобному типу поведения, относят:
- различные зависимости одного из членов семьи либо всех;
- вседозволенность и равнодушие по отношению к ребенку;
- чрезмерная опека контроль;
- конфликтная обстановка внутри семьи, в том числе с применением физического насилия;
- развод родителей;
- отсутствие каких-либо воспитательных мер и общения.
Все эти факторы по отдельности либо в совокупности могут приводить к появлению у ребенка ощущения ненужности. Возрастающая внутренняя обида выливается в агрессию. Именно ее ребенок направляет вовне.
Если на фоне такой картины внутри семьи подросток попадает в плохую компанию, риск стать делинквентом у него многократно возрастает.
Виды делинквентного поведения
Психологи выделяют три основных проявления делинквентного поведения:
1. Дисциплинарные проступки. Человек умышленно нарушает трудовую дисциплину, нанося ущерб организации, на которую работает. При этом для себя он всегда придумывает оправдания, которые обычно основываются на том, что ему мало платят или не обеспечивают надлежащих рабочих условий.
2. Административные правонарушения. К этому виду относятся всевозможные нарушения общественного порядка, подразумевающие административную ответственность: хулиганство, шумное поведение в тёмное время суток, употребление алкоголя и курение в местах, где это запрещено, нецензурные выражения, нарушение ПДД и прочее.
3. Уголовные преступления. В данную категорию попадают деяния, перечисленные в Уголовном кодексе. К преступлениям относятся правонарушения, причиняющие серьёзный ущерб чужой собственности, здоровью или жизни.
Кроме того, признаком делинквентного поведения может служить аддиктивность. Хоть она и относится к девиациям, её стоит воспринимать как тревожный звоночек. К аддиктивному поведению относятся алкоголизм, наркомания, лудомания, а также сексуальная, пищевая и прочие зависимости. Сами по себе привычки не являются преступлениями, но часто провоцируют их.
Внешние и внутренние факторы
При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.
Внешние условия:
- проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте,
- неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства,
- усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.
Внутренние условия:
Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению
Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.
Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков
Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.
Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов. Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.
Признаки делинквентного поведения
Делинквентное поведение проявляется в нарушениях норм права, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность. От обычной преступной деятельности оно отличается мотивами, заставляющими преступника совершать противоправные действия. Чтобы лучше понимать, что такое делинквентное поведение, желательно запомнить ключевые признаки этого явления:
Причинение материального или иного ущерба. Характерная особенность делинквентного поведения заключается в том, что действия направлены именно на то, чтобы причинить вред. Такой человек может разбить окно, бросить непогашенный окурок в урну, проколоть колесо машины. При этом он не получает никакой выгоды, но чувствует удовлетворение от своего поступка.
Сознательное нарушение закона. Совершая делинквентный поступок, человек обычно прекрасно осознаёт, что его действия подразумевают уголовную или административную ответственность.
Антиобщественный характер действий. Такие действия часто выражают протест против существующих норм и правил, принятых в данном обществе.
Демонстративность
Как правило, человек не стремится скрывать свои проступки, а совершает их так, чтобы их видели и те, кто их одобрит, и те, кто осудит.
Желание привлечь внимание. Это одна из основных целей делинквентного поведения
Человек хочет, чтобы его обсуждали, даже если это будет обсуждение в негативном ключе.
Человек, демонстрирующий делинквентное поведение, не обязательно должен быть социопатом. Ему может быть тяжело причинять вред конкретной личности, поэтому его действия обычно наносят вред общественному порядку, государственной или частной собственности. Если же он вредит чьему-то имуществу (например, прокалывает колесо автомобиля), то обычно оправдывает себя тем, что якобы наказывает человека, заработавшего большие деньги нечестным путём.
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.
Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.
В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.
В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.
Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним. При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним
При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.
Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.
Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.
Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.
При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.
Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.
Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.
Стратегия
В самом общем виде меры социального контроля на государственном уровне должны осуществляться:
- замещением или вытеснением опасных форм социальных патологий нейтральными и общественно полезными формами поведения;
- целенаправленная стимуляция активности общества в положительном русле;
- легализация «преступлений без жертв»: бродяжничества, употребления алкоголя и наркотиков, проституции, гомосексуализма;
- внедрение служб социальной помощи: наркологической, суицидологической, геронтологической, психологической;
- введение программ повторной адаптации и социализации граждан, оказавшихся вне общества.
Людям присуща вера в действенность суровых запретов и репрессивных мер в отношении правонарушителей, но мировой опыт однозначно говорит об абсолютной неэффективности жестоких наказаний и смертной казни преступников.