Что такое девиантное поведение?

Асоциальная личность

Речь о человеке, все действия которого сводятся к удовлетворению его собственных желаний (зачастую это только физиологические потребности). Такие люди все делают только для себя, не считаясь с окружающими, не учитывая их желания и потребности. Для асоциальных людей не существует моральных принципов, они не испытывают чувства вины за свои поступки, не страшатся наказания за противоправные действия. Все эти отклонения от социальных норм поведения влекут за собой склонность к алкоголизму, наркомании, беспорядочным половым связям, преступной деятельности.

Признаки асоциальной личности

  • импульсивность, агрессивность
  • все действия человека сводятся к сиюминутному исполнению своих желаний (потребностей)
  • отсутствие стыда, чувства вины за свои поступки
  • резко негативная реакция на вмешательство в их дела
  • неспособность менять свое поведение (даже после наказания)
  • неумение сочувствовать другим, считаться с их интересами
  • склонность к лжи, притворству
  • перекладывание ответственности и вины на других

Таким образом мы перешли к следующему термину.

С другой стороны…

Сами по себе антисоциальные черты не являются чем-то однозначно вредным. Они плохи тогда, когда их слишком много. Хорошее в них тоже есть:

  • Эти люди не ждут возможностей, а создают их сами. Они смело поворачивают мир в ту сторону, которая нужна им, умеют добиваться своих целей.
  • Если у вас вообще нет антисоциальных черт, то вы не найдёте общий язык с теми, у кого они есть. А их немало.
  • Изобретательность, способность выходить за рамки стандартного и привычного.
  • Такие люди независимы от чужого мнения. В них есть свобода, драйв, способность быть собой и не ограничивать себя ни в желаниях, ни в действиях. Они умеют расслабляться и получать от жизни удовольствие.
  • Антисоциальные черты (смелость, настойчивость) помогают зарабатывать деньги и быть успешным в своём деле.
  • Способность заботиться о себе, защищать себя, отстаивать свои интересы.

Ну, и возможность быстро доехать до нужного места — тоже весьма полезная штука.

Как узнать антисоциала

1. Они очень харизматичны, в них легко влюбиться. И их поведение, и внешний вид рассчитаны именно на то, чтобы шокировать окружающих, быть ярким, незабываемым, показаться успешным и неординарным человеком.


Фото: Depositphotos

2. Личностей с антисоциальными чертами много среди обеспеченных людей, но не потому, что «деньги портят», а потому, что способность извлекать выгоду у них очень развита. Взять от мира то, что ему хочется, познакомиться с влиятельными людьми, обрасти «нужными» связями — это они умеют прекрасно. Их привлекает власть и всё, что может возвысить их над другими — деньги, связи, дорогие вещи.

3. Они нередко мстят сильнее, чем их обидели (а может, их даже обидеть не успели, а они уже мстят). Если жена не подала ужин вовремя, антисоциальный муж может её ударить. И он будет уверен в своей правоте: его же обидели! Только соотнести нанесённую обиду и масштаб собственной мести он не считает нужным. Логика напоминает мышление преступника: «Я убил его, потому что он косо на меня посмотрел».

4. Антисоциалы склонны к риску: у них как будто слабо развит инстинкт самосохранения. Они часто бывают неравнодушны к азартным играм, наркотикам и алкоголю, приключениям, опасным хобби. Со стороны выглядит так, что они то ли не ценят свою жизнь, то ли считают себя неуязвимыми. И все, кто рядом — страдают или находятся в опасности.


Фото: Depositphotos

  • Угадайте, что за люди чаще всего покупают спортивные кабриолеты, чтобы покататься по нашим дорогам аж целых два тёплых дня в году?
  • Кто на первом свидании шокирует, врежется в память и западёт в душу?
  • Кто будет сидеть без стабильного заработка, с ног до головы одетый в до неприличия дорогую одежду?
  • Что за дамочка будет вешаться на чужого мужа на глазах у жены?

Да-да, всё это делают личности с антисоциальными чертами.

Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

Ценность тренингов в психопрофилактической работе

Зачастую, чтобы изменить установки подростка на привычное отрицательное поведение, опытные педагоги внедряют в свою работу различные интерактивные тренинги. В такой форме происходит активное усвоение важных социальных навыков. Этому способствует активная работа в групповых тренингах.

Среди педагогов популярен тренинг, формирующий стойкость к пагубному влиянию социума. Во время активного прохождения тренинга у подростка меняются жизненные установки на аморальное поведение, укрепляются навыки быстрого распознавания популярных рекламных ходов, формируется важная способность отказывать в момент давления старших подростков. Здесь также в нестандартной форме подается информация о пагубном влиянии родителей и иных взрослых, активно демонстрирующих свое неадекватное поведение и негативные привычки.


Занятия в группе с психологом

Для восстановления эмоциональных нарушений проводится тренинг ассертивности. С целью предотвращения подобных нарушений школьников обучают распознавать собственные эмоции, выплескивать их оптимальным способом и справляться со стрессом. Во время активной психологической работы в группах школьники осваивают навыки принятия решения, у них повышается личностная самооценка, происходит активное стимулирование процессов самоопределения и развития благих ценностей.

Активный тренинг формирования конструктивных жизненных навыков направлен на умение коммуницировать, создавать дружеские связи, решать конфликты в межличностных отношениях в конструктивном ключе. Под жизненными навыками подразумевают все самые важные социальные умения личности. У подростков формируется способность брать на себя определенную долю ответственности, ставить реальные цели, отстаивать свою личную позицию, собственные интересы. Среди жизненно важных умений находятся навыки самоконтроля, поведения уверенного человека, конструктивного изменения самого себя и окружающей обстановки.


Психологическая профилактика девиантного поведения

Во многих программах оказания помощи уже сформированного неадекватного поведения включены приемы, направленные на замещение девиантности конструктивным поведением.

При этом используются такие альтернативные варианты активности, как интересные путешествия, испытание себя и собственных возможностей через горные походы, рискованные виды спорта, личностно значимое общение, прививание чувства любви, развитие творческого потенциала.

Отклоняющееся поведение у детей

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Понятие профилактики асоциального поведения

Определение 1 Под профилактикой или превенцией понимается обоснованная научно своевременная деятельность, которая направлена на предотвращение асоциального поведения.

Профилактика асоциального поведения заключается в следующих направлениях:

  • выявлении и пресечении инцидентов жестокого обращения с человеком, особенно, если речь касается ребенка или подростка;
  • оказании помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
  • в обеспечении и защите конституционных прав гражданина;
  • в превентивной работе с семьями и ближайшим окружением человека.

Профилактика может быть:

  • превентивной, то есть предупреждающей, направленной на избежание возможностей или нивелирование уже существующих для совершения противоправного или асоциального поступка;
  • интервентивной, то есть происходящей непосредственно в момент или сразу после совершения такого поступка; такая профилактика связана с недопущением повторных случаев проявления асоциального поведения и работа над самосознанием человека;
  • поствентивной, то есть происходящей после совершения какого-либо асоцаильного поступка или связанной с работой человека, направляя его на социально одобряемый курс поведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Профилактика асоциального поведения 410 руб.
  • Реферат Профилактика асоциального поведения 220 руб.
  • Контрольная работа Профилактика асоциального поведения 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Примеры проявления асоциальности

Социальный и асоциальный человек по-разному относятся к отношениям в обществе, моральным установкам, выполнению социальных норм. Асоциальность может возникнуть уже в младшем школьном возрасте. Обычно она заметна уже в подростковый период.

Примеры проявления асоциальности в детстве:

  • ребенок начинает обманывать родителей, сверстников;
  • у него исчезает интерес к школе;
  • у ребенка нет друзей, потребности в контакте с ровесниками;
  • он может вести себя агрессивно, попасть в плохую компанию, начать нарушать законы;
  • ребенок убегает из дома, исчезает на несколько дней;
  • после возвращения домой он сообщает, что больше так не сделает, но слово свое не держит;
  • ребенок ведет себя агрессивно в отношении слабых людей, животных.

Примеры проявления асоциальности у взрослых:

Асоциальное поведение взрослых имеет свои особенности, в частности, такой человек:

  • недобросовестно относится к своей работе;
  • не умеет спланировать собственное будущее, постоянно меняет партнеров, адреса проживания, работу;
  • не умеет показать свои чувства;
  • хочет удовлетворить лишь свои потребности без учета нужд остальных людей;
  • не хочет выполнять материальные обязательства;
  • любит вести себя агрессивно, готов совершить преступление;
  • проявляет в основном агрессивность в отношении жены (мужа), маленьких детей, пожилых родителей.

Общие признаки асоциальности:

отсутствие друзей;
резкие смены настроения;
заниженная, завышенная самооценка;
не умение сконцентрировать внимание;
заниженный, чрезмерный аппетит;
проблемы со сном, бессонница.

Асоциальные личности, как правило, импульсивны, умеют хорошо лгать. Но в некоторых случаях их интеллигентная маска помогает им остаться не замеченными в обществе.

Что такое асоциальность?

Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.

С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.

Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть.   После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение — это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Теории

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Например, биологическая теория гласит, что некоторые личности имеют врождённые изъяны личности, которые и приводят к антиобщественному поведению, мешая социализации. Однако в настоящее время биологическая теория подвергается значительной критике. К тому же, она не может объяснить те преступления и поступки, которые предполагают осознанный выбор.

Социально-психологическая теория объясняет наличие проявлений отклоняющегося поведения социальными потрясениями, кризисами, безработицей и т. п.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Существует и еще одна теория, она называется теорией стигмации, или «наклеивания ярлыков». Суть теории в том, что определенные группы людей изначально вызывают недоверие и осуждение общества; на человека как бы ставят клеймо преступника, и он ведёт себя в соответствии с ожиданиями социума. То есть поведение является вторичным по отношению к оценке, которая изначально не имела под собой оснований.

Профилактика асоциального поведения

К лечению поведенческих отклонений прибегают только тогда, когда их провоцируют физические или психические заболевания. В других случаях ведущим способом коррекции антисоциального поведения становится профилактика, которая должна осуществляться с ранних лет. В основе профилактических мероприятий лежат правильное воспитание, достойный пример со стороны взрослых, полноценная забота о ребенке, не лишающая его возможности проявлять свою индивидуальность.

Психологи разработали рекомендации, направленные на предупреждение девиантного поведения у детей, способствующие формированию адекватного отношения к себе и окружающим. Наиболее эффективными в этом отношении считаются:

Уместная похвала
Применять поощрения следует только тогда, когда для этого есть основания. Беспричинные похвалы способствуют развитию эгоизма и самовлюбленности. В будущем это влечет за собой адаптационные сложности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
Доверительное общение
У младшего члена семьи должна быть полная уверенность в том, что родители не осудят его, всегда окажут помощь. Боязнь наказания провоцирует замкнутость, лживость, изворотливость. Чтобы сохранять детское доверие, нужно решать возникшие проблемы в спокойной обстановке, без какого-либо давления.
Исправление
Выявив у ребенка нежелательные черты характера, заметив негативные поступки, взрослым не нужно бездействовать

Важно проанализировать произошедшее, избегая повышения голоса, объяснить, почему такое поведение является неприемлемым, к чему способно привести.
Личный пример
Желая вырастить достойного гражданина общества, родители должны поддерживать в доме доброжелательную атмосферу, проявлять взаимное уважение и заботу. Это формирует у ребенка нормальную самооценку, обеспечивает в будущем правильную модель поведения, восприятия окружающих людей, построение гармоничных семейных отношений.
Совместное времяпрепровождение
Дети особо дорожат временем, проведенным со своими родными

Такие запоминающиеся события, как семейные праздники, совместный отдых на природе, занятия спортом с мамой или отцом помогают ребенку расти уравновешенным, доброжелательным, общительным.

Самые стабильные результаты обеспечиваются профилактикой, которая состоит из совместных усилий семьи и детских образовательных учреждений. Чтобы предупредить поведенческие нарушения или исправить уже имеющиеся девиации, педагогические работники реализуют программы, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные на воспитание духовных ценностей, правильный выбор будущей профессии. Такая работа часто приносит положительные плоды: помогает многим детям достойно реализовать себя в будущем и встать на путь преодоления имеющихся отклонений.

Категории девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм — категория аморального поведения девиантности

  1. Антисоциальное. Проступки основаны на нарушении правовых норм, общественного порядка, запрещенные законом. Для подросткового возраста — это кражи, вандализм, хулиганское поведение, торговли наркотическими средствами, насилие.
  2. Аморальное поведение. Действия, которые связаны с нарушением морально — нравственных норм, они угрожают нормальным межличностным отношениям. Для подростков характерно бродяжничество, употребление наркотиков, агрессия, алкоголизм, нарушения сексуального характера.
  3. Саморазрушительное (аутодеструктивное) поведение. Действия, которые связаны с нанесением вреда самому себе. Для подростков характерна компьютерная, химическая и пищевая зависимость, а также суицидальные наклонности.

Отдельно рассматривается склонность к суициду, которая может являться следствием, как асоциального образа жизни, так и деструкции. Подросток может начать задумываться о самоубийстве по многим причинам:

  • наркотическая зависимость;
  • сильно заниженная самооценка;
  • постоянные конфликты, ссоры в семье;
  • алкоголизм;
  • помутнение рассудка;
  • отказ от интима.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство.
  3. Аморальное поведение (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  4. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

Проституция и гомосексуализм в молодежной среде

Предоставление сексуальных услуг за деньги или бесплатно, к сожалению, не является чем-то необычным в подростковой среде. Основная причина этого – желание заработать деньги, улучшить собственное материальное положение, если родители не в состоянии удовлетворить все прихоти ребенка, стремящегося к продиктованной модой и продвигаемой СМИ «красивой жизни». К этому можно добавить низкий уровень подростковой культуры и ее социальную распущенность, проблемы в семье и равнодушие взрослых. 

Проституция становится своего рода спасением от трудностей и невзгод. С целью снижения уровня детской проституции до минимума рекомендуется разработать специальные программы по половому воспитанию, выравниванию социального неравенства, повышению культуры населения.

Что касается гомосексуализма, то в большинстве случаев это врожденная предрасположенность. Признавая, что он не такой, как другие, подросток впадает в депрессию, начинает употреблять большое количество наркотиков и алкоголя, страдает неврозами и психическими расстройствами. Такие изменения требуют квалифицированной помощи специалиста.

Подводя итоги

Асоциальный – это другой. Он отличается замкнутостью, неразговорчивостью, эмоциональной нестабильностью и желанием остаться наедине с собой. Асоциальные личности желают остаться вдали от социума. Чем спровоцировано такое рвение? Неправильной системой ценностей, сложными обстоятельствами или простым непринятием основной части правил и норм? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Ведь, с одной стороны, асоциальная личность может быть опасной и психически неуравновешенной, но с другой — это может быть обычный человек, который желает изменить этот мир к лучшему, и у него нет желания отказаться от общения, просто не хватает времени.

Заключение

Познакомившись с понятием и типами девиантного поведения, можно сделать вывод, что данное явление хорошо знакомо не только психиатрам, но правоведам, психологам, педагогам, криминалистам и медикам. Оно включает в себя самые разнообразные формы не одобряемых обществом действий, начиная от курения и заканчивая бродяжничеством. В большинстве случаев такое поведение является не болезнью, а способом внешнего проявления индивидуальных особенностей личности. Типами девиантного поведения являются не только негативные, но и положительные изменения в поведении, которые приводят к развитию. Доказательством этого является тот факт, что образ жизни большинства великих ученых был неприемлем для широких масс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: