Адаптация человека

Адаптация – эффективный механизм

Термин «адаптация» пришел в кадровый менеджмент из биологии, где он буквально означал «приспособление». Под адаптацией понимают взаимное «прилаживание» среды и организма друг к другу.

Применительно к профессиональной деятельности мы можем определить трудовую адаптацию как влияние организации на поведение появившегося в ней сотрудника с целью включения в ее функционирование с максимально эффективным взаимодействием. Она включает и обратный процесс: сотрудник также приспосабливает к себе какие-то моменты в деятельности организации.

Процесс адаптации персонала в схемах.

Биологическая адаптация

Биологическое привыкание — это способность организмов приспосабливаться к природным условиям:

  • климату;
  • количеству света;
  • уровня давления;
  • изменений влажности;
  • изменяющимся клеткам тела.

Человек в процессе эволюции преодолел:

  • болезни;
  • травмы;
  • врагов;
  • опасных хищников.

За этот период времени организм индивида изменился.

Жизненный пример

Например, это заметно в наблюдении за развитием мозга человека на протяжении эволюции вида. Древние люди, обитающие в дикой природе, располагали 550 кв. см. мозга, а современный человек имеет 1800 кв. см.

Процесс эволюции происходил на протяжении миллионов лет и человеческий мозг постепенно рос.

Биохимические адаптации

Этот тип адаптаций связан с образованием определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на другие организмы. Сюда можно отнести яды змей, скорпионов, пауков и некоторых других животных, облегчающие им охоту; антибиотики грибов и бактерий, защищающие их от конкурентов; токсины растений, предохраняющие их от поедания; пахучие вещества клопов и некоторых других насекомых, отпугивающие врагов и т. п. Сюда же можно отнести образование ферментов, разрушающих ядохимикаты и лекарственные препараты, используемые человеком и приводящие к появлению устойчивых к этим веществам форм бактерий, грибов и других организмов. К биохимическим адаптациям относится и особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам) и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах или в условиях вечной мерзлоты. (подробнее об этом в статье Биохимические адаптации)

Адаптация персонала

Адаптация персонала — это процесс ознакомления новых сотрудников с правилами, условиями, требованиями, ценностями и задачами профессиональной деятельности. Индивид начинает знакомиться с внутренней атмосферой предприятия. В роли новичка он встраивается в рабочее общество. Его задача ассимилироваться в профессиональной среде, и принять общие цели, задачи и интересы социума.

Любое начальство знает, что будет очень сложно добиться продуктивной и эффективной работы от новичков, если они не смогут адаптироваться в новой среде. Некомпетентность в работе с новыми сотрудниками вызывает замедление развития кампании, потому что рабочий персонал постоянно меняется.

Маленькие фирмы подбирают особый подход для каждого человека. К сожалению, такой подход невозможно осуществить на больших производствах, предприятиях, заводах или организациях. Вместо заботы о каждом сотруднике, начальство применяет доработанные стандартные методы такого процесса, как адаптация для среднего работника.

Адаптация ощущений в психологии

Сенсорная адаптация , что это в психологии?

Под сенсорной адаптацией следует понимать изменение чувствительности анализатора в результате усиления или уменьшения раздражающего воздействия.

В процесс вовлечены периферические и центральные звенья адаптации

Результатом сенсорного приспособления становится перестройка на физическом уровне, позволяющая воспринимать максимальный объем важной информации

Т.е. при длительном или постоянном воздействии раздражителя анализаторы начинают воспринимать резкие и яркие ощущения не так остро, как в самом начале.

В качестве примера можно привести неприятные запахи, которые с течением времени человек перестает улавливать, находясь в непосредственном контакте с источником отталкивающего аромата.

А в условиях темной комнаты ощущения чувствительность анализаторов повышается, и человек начинает видеть отчетливей.

Физиологическая адаптация

Это приспособление организма при изменениях окружения. Например, резкий перепад погодных условий в конце лета и начало весны. В период лета индивид привыкает к жаркой погоде. В начале осени, когда происходит резкий перепад температур, организм начинает замерзать. После зимы эта же температура приносит человеку ощущения пребывания в сауне.

Казалось бы, одна и та же температура, а реакции на неё разные. Основа такого процесса, как физиологическая адаптация — это перестраивание некоторых функций человеческого тела к изменениям. Через некоторое время организм приспособится к новому температурному режиму, и шок пройдёт. Другой пример связан с временной слепотой после резкого отключения света в ночное время суток. Привыкая к темноте глаза, начинают различать объекты в помещении.

Биофизические механизмы адаптации

Биофизика рассматривает приспособительную реакцию клетки или многоклеточного организма с точки зрения их организации как системы, открытой по отношению к внешней среде, таким образом, свободно обменивающейся с последней энергией и веществом. При этом динамическое равновесие процессов притока и оттока вещества и энергии обеспечивает необходимый уровень стационарного состояния живой системы, постоянство внутренней среды и различных градиентов на ее границах, определяющих нормальное функционирование клеток и целого организма в данных условиях (см. Биологическая система). Для поддержания стационарного состояния живая система использует принцип обратной связи (см.), или динамической аутостабилизации, что позволяет живой системе как бы автоматически выбирать тот режим скоростей обменных реакций, который обеспечивает оптимальный вариант приспособления к внешней среде. Например, при возрастании функциональной активности клетки (повышение теплопродукции, производство осмотической или механической работы и др.) в ее митохондриях возникает дефицит АТФ и накапливаются АДФ и фосфор, которые в свою очередь ускоряют процесс биосинтеза АТФ в дыхательной цепи.

Адаптационная реакция живой системы представляет собой переход с одного стационарного уровня обменных реакций на другой, но поскольку процесс обмена состоит из цепей реакций с общими химическими посредниками, то такой переход связан обычно с экстремальными явлениями — вспышкой наблюдаемого процесса или его временным замедлением (см. Адаптационный синдром).

Адаптация живой клетки является следствием физ.-хим. гетерогенности организации ее цитоплазмы. Разделение взаимодействующих субстратов при помощи мембран является важным принципом организации живой системы и проявляется во время осуществления защитно-приспособительных реакций организма. Так, например, лизирующие ферменты (протеазы) в интактной клетке заключены в лизосомы и не могут переваривать белок. При повреждении клетки и соответственно ее лизосом их мембраны лопаются, ферменты освобождаются и переваривают клетку, совершая тем самым важный для организма процесс — удаление поврежденных клеток.

Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на мембраны клеток кожи, освобождают фермент тирозиназу, под действием которого образуется меланиновый пигмент, защищающий тело от обжигающего действия солнечных лучей.

В биомембранах с «вмонтированными» в них строго последовательными цепями ферментов (например, дыхательная цепь митохондрий, редокс-цепи свободного окисления в микросомах) обеспечивается «эстафетное» превращение субстратов в живой клетке. Таким путем достигается экономная адаптация организма к пище (индуцированный синтез ферментов, необходимых только в данном случае), адаптация к токсинам и лекарственным препаратам (биотрансформация в микросомах) и другое.

Возможности адаптации живой системы ограничены степенью надежности организации биомембран. Даже небольшое увеличение ионной проницаемости мембран уже приводит к потере их способности аккумулировать энергию.

Важную роль в регулировании состояния биомембран приписывают антиокислителям (см.), которые предохраняют липидные слои биомембран от окислительной деструкции.

См. также Мембраны биологические, Проницаемость.

Похожие термины:

  • изменение корня или аффикса одного слова под влиянием другого слова, близкого ему по звучанию или так или иначе ассоциируемого с ним по значению. Подчас это происходит в рамках контактов слов разн

  • приспособление текста (в частности текста на не родном для читателей языке), переводимого или уже переведенного для нужд обучения неродному языку и др. В широком смысле можно говорить и об адаптац

  • совокупность физиологических и социально-психологических реакций личности (группы), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности экстремаль

  • приспособление организма, индивида, группы к условиям этнической среды.

  • процесс приспособления организма человека к условиям жизнедеятельности (в случае вахтового труда на Севере — к режиму труда и отдыха, изменениям фотопериодичности, гравитационных, геомагнитных,

  • Известны также как приспособление к местным условиям. Процесс перевода и приспособления информационных материалов к языковым и культурным потребностям групп, популяций или стран.

  • от лат. adaptare — приспособление) — процесс приспособления вахтовика к нетрадиционной форме организации труда, частым сменам условий природно-климатической и социально-психологической среды .

  • процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, к-рый определяет специфические, характерные черты данной культуры.

  • адаптация как процесс приспособления человека к новым для него условиям жизни, двойственна по своей природе, как двойственна и природа человека. С одной стороны, это приспособление человека как ж

  • приспособление молодежи к изменяющимся условиям социальной среды, приводящее к повышению эффективности ее существования и жизнедеятельности. Особо значима проблема профессиональной и трудовой

  • приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения профессиональных функций.

  • англ. adaptation, sensorial; нем. Adaptation, sensorische. Приспособление организма к определенному уровню воздействия, при к-ром влияние данного раздражителя на организм становится менее заметным.

  • процесс активного приспособления индивида к изменившейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

  • одна из форм адаптации этнической, процесс, при котором адаптирующаяся группа стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить и приспособить её под себя.

  • адаптация, обусловленная добровольным подчинением личности ценностным установкам группы или общества.

  • sex role adaptation / gender adaptation. — Социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям; развитие умений и навыков соотнесения своей психической реальнос

  • адаптация, обусловленная конфликтом между ценностными установками личности и группы или общества.

  • language adaptation. — Приспособление индивида к новой речевой среде своего обитания.

  • Многоэтапный процесс приспособления к новой культуре: 1) эйфория, т.е. восхищение новым культурным окружением; 2) фрустрация, чувство сомнения и неприятия различий в ценностях родной и чужой культу

  • intercultural adaptation. — Процесс аккультурации, процесс освоения «чужой» культуры, присвоения инокультурным субъектом новой для себя системы релевантных сведений; многосторонний процесс длительного, пос

Что это?

Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Как помочь адаптации ребенка

Ребенку любого возраста нужна помощь во время адаптации в новом коллективе (школа, детский сад, кружок по интересам, секция). Родители могут сделать следующее:

  1. Следить за тем, чтобы ребенок нормально питался и соблюдал режим дня.
  2. Если ребенок легко утомляется, то на период адаптации не нагружать его лишними делами, занятиями, тренировками. Пусть все силы ребенка будут направлены на адаптацию к новой жизненной ситуации.
  3. Сформировать у ребенка безоговорочный авторитет его наставника (учителя, воспитателя, тренера). Не допускать негативных суждений об этом человеке при ребенке.
  4. Показывать ребенку, что родители всегда готовы поддержать, при необходимости помочь, дать совет.
  5. Если ребенок стеснительный, то дать ему пару советов о том, как лучше начать знакомство, диалог, завести дружбу.
  6. Уделять больше времени ребенку, общаться с ним, обсуждать происходящее. Стараться направлять мысли ребенка в позитивное русло, но ни в коем случае не отмахиваться от проблем, если таковые есть.
  7. Не сомневаться в способностях своего ребенка, верить в него и почаще говорить об этом. Уважать его мнение, желания, чувства.
  8. Поделиться с ребенком своим опытом адаптации в новом коллективе. Это поможет понять, что он не одинок в своей проблеме, что родители тоже были в аналогичной ситуации и успешно преодолели ее.

Статья помогла2Не помогла

Основные виды

Термин «адаптация» означает разные процессы, которые могут затрагивать как физиологический, так и психологический уровень

Такое разделение позволяет лучше понять особенности каждого вида приспособляемости, это важно для понимания развития общества

Биологическая

Ее ярчайшее проявление – это эволюция. Она обозначает то, что виды, которые не смогли приспособиться к окружающей среде, вымерли. В популяции появляются животные с разными признаками. В ходе естественного отбора выживают сильнейшие, которые начинают размножаться.

Несмотря на свой размер, динозавры не смогли адаптироваться к изменениям окружающей среды, поэтому они все вымерли

Для того чтобы понять, что такое адаптация определение знать совсем необязательно, важно понимать особенности процесса. В ходе приспособления виды выработали механизмы выживания, например, защитную окраску

Социальная

Узнать, что такое адаптация человека, сложнее, так как у него проявляются не только биологические особенности. В жизни ему приходится приспосабливаться к требованиям общества. Он привыкает ходить на учебу, работать, следовать определенным ритуалам.

В ходе взаимодействия человек понимает, как относится к персоналу организации или что делать в разных ситуациях. Чем выше его приспособляемость, тем легче ему достичь успеха во всех сферах. Сложно понять, что именно значит адаптация. Для каждого индивида этот процесс проходит индивидуально.

Этническая

Приспособляемость национальных групп тоже протекает по-разному. Основная сложность состоит в том, что процессу мешают расовые конфликты.

В обиходе отдельному этносу могут придумывать обидные прозвища, его притесняют в социальном плане, не дают работать и учиться. Несмотря на современное развитие мира, данная проблема все еще не решена до конца.

Этическая проблема – это грань допустимого влияния. Если этнос переехал жить на территорию другой страны, обязан ли он отказываться от своих традиций и полностью перенять чужие? В такой ситуации нельзя однозначно определить, будет ли благом адаптация, что это такое в каждом конкретном случае рассматривают отдельно.

Психологическая

Это важная разновидность, которая определяет социальную жизнь индивида. В нее входит подстройка под определенные требования общества. Например, в России принято уважительно называть человека на «Вы», тот, кто не следует этому правилу, считается нарушителем.

Адаптация – это определение из социальной психологии. Термин означает способность индивида понимать требования других людей и меняться под них.

Умение переключаться на социальные роли тоже относится к приспособляемости

В организации могут быть свои правила поведения. Если новичок сможет их перенять быстро, то у него высокий уровень адаптации. В современной педагогике этот термин тоже имеет большое значение – для учеников привыкание к образовательному процессу проходит в стрессе.

Особенности приспособляемости людей, с точки зрения социальных наук, рассматриваются в рамках обществознания. Эта информация имеет большое значение для понимания особенностей развития социума.

Знания о приспособляемости пригодятся в профессиональной сфере. Новичку бывает сложно влиться в коллектив, но некоторые быстро осваиваются, другие медленно

Руководителю важно понимать, как грамотно проводить управление коллективом, чтобы снизить уровень стресса

Понятие и суть

В психологии «адаптация» — сложный многофакторный процесс, в результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью общества. Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.

Первичная адаптация в детском коллективе, привыкание к социальным институтам, профессиональная адаптация — каждый этап переводит человека на новую ступень развития.

Успешное прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям

От способности быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли прислушиваться к его мнению. Навык быстрой адаптации помогает человеку занять лидерскую позицию.

Похожие термины:

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. А.п. может происходить с разной степенью быстроты и успешности (наприм

процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования.

процесс и результат приспособления педагогического работника к профессиональной деятельности, педагогическому коллективу. Адаптация педагога может происходить с разной степенью быстроты и усп

повышение порога ощущений, то есть снижение интенсивности ощущений при длительном действии стимула.

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. )

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса.

процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального или среднего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям: профессиональн

совокупность морфофизиологических и поведенческих особенностей организма (вида), обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природногеографическим и историческим (социальным) условиям жизни посредством изменения стереоти

процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также пр

Упрощение, приспособление, облегчение или усложнение текста в соответствии с уровнем языковой компетенции учащихся

При оценке сложности текста принимается во внимание количество незнакомых ле

социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации развиваются умения и навыки соотнесения своей психиеской

явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям

Система приемов обучения, которая служит для преодоления психологических, языковых барьеров общения в иноязычной среде, способствует активизации речевых умений. Включает обучение слухопроизнос

приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения в результате преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде. См. социальная адаптация, адаптация.

способ организации и управления развитием воспитания, основанный на свободном выборе ценностей и целей, определении адекватного им содержания, педагогических технологий и критериев оценки резу

Адаптивный механизм

Адаптивный механизм представляет собой средства, с помощью которых самореализуется адаптивный потенциал субъекта для восстановления нарушенного равновесия в структуре «адаптант — адаптирующая среда».  Важным условием, влияющим на адаптивный механизм,  является адаптивная потребность.  

Определение 2

Адаптивная потребность — это настройка индивида на преодоление адаптивной ситуации, выражающаяся в стремлении изменить среду для достижения целей или привести свои  модели поведения в соответствие с изменившимися требованиями социальной среды для достижения целей.

Адаптивный механизм имеет три составляющие:

  • деятельность;
  • общение;
  • самосознание.

Воздействие на деятельность в адаптивном механизме предусматривает помощь человеку  в овладении умениями по выполнению конкретных действий, которые позволяют создавать вокруг себя новые элементы среды, играющие значимую роль во всем адаптационном процессе.

Воздействие на общение заключается в изменении  коммуникативного пространства (появление новых партнеров, обновление тематики общения) и выработке коммуникативных способностей. Т.е. любые действия индивида, которые позволят ему  обновлять каналы коммуникации.

Воздействие на самосознание – самый сложный процесс, включающий в себя усиленную работу индивида над собой и деятельность социального окружения этого  индивида.

Новое социальное самосознание включает осмысление своей социальной роли и связано с выработкой самостоятельной жизненной позицией индивида.

Адаптация: как механизм выживания

Основное направление адаптации — это привыкание организма и психики к изменениям в работе, месте жительства, круге знакомых и климата. Организм обретает баланс когда, адаптируется, т.е. так активируются механизмы выживания.

Когда индивид долгое время не меняет условий своей жизни, он привыкает к ряду вещей, а именно:

  • обществу;
  • местной экосистеме;
  • коллегам по работе;
  • трудовым обязательствам;
  • семье.

Изменения в условиях жизни, например, переезд в другой город по работе или обучение новой профессии, заставляет индивида приспосабливаться к переменам. Личность усваивает правила общения коллег, социальной группы, знакомится с требованиями новой работы. Человеку приходится начинать всё с чистого листа. Новые привычки, заимствованное поведение, приобретённые навыки, качества и манеры меняют его жизнь.

Обычный пример из жизни

Если человек резко встаёт с постели, то перед ним всё начнёт кружиться. Головокружение происходит от изменения положения тела. Под силой гравитации кровь устремляется в ноги. Мозг временно сталкивается с недостатком переносимым кровью кислородом. Пониженное давление и кислородное голодание вызывают головокружение.

Чтобы приспособиться, организм повышает давление, сужая сосуды и ускоряя работу сердца. В течение небольшого промежутка времени неприятные ощущения проходят.

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность конкретного человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше данный потенциал, тем проще ему демонстрировать нормальную работоспособность, высокую эффективность деятельности и устойчивость психологического состояния под воздействием внешних факторов.

То есть у одной личности данные показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другой — оставаться на нормальном уровне даже при серьезном давлении обстоятельств.

Адаптационный потенциал личности складывается из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

Причины нарушения адаптации – что мешает

Расстройства адаптации могут происходить по разным причинам (стресс, болезнь, чрезвычайная ситуация). Самыми распространенными факторами, мешающими успешной адаптации, являются:

  1. Резкое изменение социального статуса человека или его понижение.
  2. Перемены в материальном положении человека.
  3. Исключение индивида из какой-либо общественной значимой группы или организации (партия, клуб по интересам, политическое объединение).
  4. Потеря постоянной, стабильной работы, жилья.
  5. Проблемы в личных или внутрисемейных отношениях.
  6. Отсутствие близости и понимания между супругами, родственниками, членами семьи.
  7. Нарушение взаимоотношений в рабочем или учебном коллективе.
  8. Регулярные материальные трудности.
  9. Невозможность удовлетворения собственных базовых потребностей (выспаться, купить хорошую одежду и обувь, качественные продукты питания).
  10. Трудности в интимной сфере.

Уровни адаптационных возможностей

Выделяют 4 уровня адаптации личности.

Уровень адаптации Характеристика
Генотипический Генетически закрепленные формы поведения, которые сформировались под влиянием естественного отбора
Фенотипический Способность организма менять работу своих механизмов и подстраиваться под изменения окружающей среды
Индивидуально-психологический Поддержание психического равновесия за счет личностных особенностей человека (самооценка, мотивация, уровень самоконтроля, темперамент, акцентуация характера и т.д.)
Социально-психологический Все факторы в сумме, которые влияют на социальную жизнь индивида

Есть и другое разделение адаптации личности на уровни:

Принятие сложившейся ситуации, понимание ее необратимости.
Умение сделать правильные выводы и предпринять нужные действия.
Изменение своего отношения к ситуации.

Также выделяют еще одну классификацию:

  1. Уровень острой адаптации. Временная протяженность этого типа адаптации — ориентировочно месяц. В этот период человек невольно сравнивает свою предыдущую ситуацию со старой, со своими ожиданиями. Нередко человек тревожится, переживает, боится что-то сделать не так, произвести неверное впечатление. Но индивид может также испытывать эйфорию, находиться в «розовых очках». Затем яркие чувства отступают, человек погружается в привычные будни, начинает лучше понимать окружающую обстановку, ближе общаться с коллективом.
  2. Уровень погружения в реальность. Длится от 2 до 6 месяцев. Человек выполняет программу-минимум по погружению в новый вопрос, коллектив или ситуацию. Возможно, у него появится потребность развиваться в этом направлении дальше, углубляться.
  3. Уровень закрепления. Обычно наступает спустя более, чем полгода. Характеризуется стабильным функционированием человека, выполнением обязанностей, обретением своего места в коллективе.

Приспособления к экстремальным условиям обитания

Растения и животные, обитающие в пустынях и полярных областях Земли, также приобретают ряд специфических адаптаций. У кактусов листья преобразовались в колючки (уменьшение испарения и защита от выедания животными), а стебель превратился в фотосинтезирующий орган и резервуар воды. Пустынные растения имеют длинную корневую систему, позволяющие добывать воду с большой глубины. Пустынные ящерицы могут обходиться без воды, поедая насекомых и получая воду путем гидролиза их жиров. У северных животных кроме густого меха имеется также большой запас подкожных жиров, уменьшающий охлаждение тела.

Адаптация в кибернетике

Адаптация в кибернетике — автоматическое (без участия человека) изменение кибернетической системой характера функционирования (поведения) с целью достижения наилучшего результата при случайном, непредвиденном, изменении характеристик окружающей среды. Такие системы называют адаптивными, или системами автоматического приспособления или поиска, самоприспосабливающимися, самонастраивающимися, самообучающимися системами. Биологический организм соответствует кибернетической системе, включающей систему управления и объект управления. Эта аналогия широко используется при моделировании различных функций. Напр., бионика (см.) исследует механизмы биологических процессов с целью конструирования на их основе технических устройств и решения инженерных задач. Делаются попытки объяснить биологические явления, используя понятия теории управления (кибернетики).

Важнейшими видами адаптивных систем являются системы автоматического поиска какой-либо величины, самообучающиеся системы для распознавания образов (см.), системы, автоматически вырабатывающие модель с неизвестными параметрами и использующие эту модель для управления. Системы автоматического поиска реализуют упорядоченный или случайный (методом проб и ошибок) поиск таких параметров управляемого объекта, при которых некоторый показатель работы этого объекта достигает оптимальной величины.

Системы распознавания образов имитируют способность многих животных и человека отличать друг от друга (распознавать) сходные предметы и классифицировать их. Методы автоматического распознавания реализуются техническими системами, способными обучаться и затем уже без помощи «учителя» и «подсказок» автоматически классифицировать объекты. Эти методы применяются во многих отраслях науки и техники, в том числе и в медицине. Так была создана система адаптивной обработки информации, позволяющая дифференцировать рак желудка от язвенной болезни.

Адаптивные системы, предназначенные для определения характеристик (идентификации) объектов управления, позволяют решать задачи управления сложными системами, находящимися под воздействием случайных и неконтролируемых воздействий.

Библиография: Бызов A. Л. Переработка зрительной информации в сетчатке позвоночных, Вестя. АН СССР, № 7, с. 55, 1969. Гранит Р. Электрофизиологическое исследование рецепции, пер. с англ., с. зі, М., 1957, библиогр.; Лазарев Л. IL Исследования по адаптации, М.— Л. 1947; Ходоров Б. И. Проблема возбудимости, Л., 1969, библиогр.; N crnst W. Zur Theorie des elektrischcn Rcizen. Pflugere Arch. ges. Physiol., Bd 122, S. 27b, 1908.

Клеточная А.— Александров В. Я. Адаптивные изменения устойчивости клеток, Руководство по цитологии, под рея, А. С. Трошина, т. 2, с. 608, М.—Л., 1966, библиогр.;Дин А. и Хиншельвух С. Механизмы автоматического приспособления в бактериальных клетках, явления адаптации, в кн.; Регуляция клеточного обмена, пер. с англ., иод ред. С. Я. Кап-ланского, с. 366, М., 1962; Клегг П. н Клегг А. Гормоны, клетки, организм. Роль гормонов у млекопитающих, пер. с англ., М., 1971; Севаг М. Г. и де Курси С. Д. Биохимические процессы, лежащие в основе устойчивости микроорганизмов к лекарственным препаратам и биохимические пути предотвращения этой устойчивости, в кн.; Функциональн. биохим, клеточп. структур, под ред. А. И. Опарина, с. 369, М., 1970, библиогр.; Ябров А. А. К вопросу о механизме клеточного стресса. Цитология, т. 11, № 2, с. 137, 1969, библиогр.

Биофизические механизмы А. — Бауэр Э. С. Теоретическая биология, с. 165, М.— Л., 1935;П ригожинИ. Введение в термодинамику необратимых процессов, пер. с англ., М., 1960, библиогр.; Проблемы биохимической адаптации, под ред. A. А. Покровского, М., 1966, библиогр.; Физико-химические основы авторегул яцищ в клетках, под ред. Е. Б. Бурлакова щ О. Р. Колье* с. 7 и др., М., 1968. библиогр.

А. в кибернетике — Гублер Е. В, Вычислительные методы распознавания патологических процессов, Л., 1970, библиогр.; Чадееш B. М. Адаптивные модели в системах управления, М., 1966, библиогр.; Фицнев Л. Н. Управление координацией движения, М-, 1971, библиогр.; Цыпкин Я. а. Адаптация и обучение в автоматически* системах, М., 1968, библиогр.

А. И. Есаков; А. Г. Бутковский (киб.) В. А. Веселовский (биофиз) Ю. Е. Ершикова (биол)

Цель адаптации

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии — это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Адаптация: виды

Адаптация имеет несколько видов, а именно:

  1. Биологическая.
  2. Физиологическая.
  3. Социальная.
  4. Психологическая.
  5. Профессиональная.
  6. Оперативная.
  7. Викарная.

Психологическая адаптация — это ассимиляция личности в обществе. Для этого человек подстраивается под нормы и ценности новой группы. Психологическая адаптация применима не только для социальных групп, но и для семей.

Оперативная адаптация — процесс сбора информации для приспособления к новой среде. Она основана на выявлении причинно-следственных связей. Оперативная адаптация применима, если соблюдаются два условия:

  1. Есть доступ к объекту исследования.
  2. Есть возможность провести эксперименты.

Викарная адаптация — усвоение линии поведения социальной группы

Человек понимает её важность, уникальность и популярность среди своего окружения, а также принимает последствия от принятия нового уклада жизни. Примером викарной адаптации можно привести модели поведения звёзд, блогеров, спортсменов, телеведущих или героев мультфильмов, книг и сериалов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: