Сущность социального восприятия и атрибуции в организации

Оценивающий взгляд

Главное при встрече с подозрительными личностями — не показывать страха

Если вы часто гуляете по городу, этот приём может пригодиться. Когда увидите кого-то подозрительного, поймайте его взгляд (но не смотрите при этом угрожающе). Теперь посмотрите вниз, на ноги, после чего опять — в глаза. В итоге быстро отведите взгляд в сторону и продолжайте путь. Это молчаливое «оценивание» подаст сигнал, что вы не увидели в человеке угрозы. PS: такой метод хорошо сработает, если у вас уверенный шаг и статная осанка. Но даже если вы считаете себя невысоким, представьте себя большим и сильным, это поможет в данной ситуации.

Воображаемый красный

В случае с фотографией клубники сработала цветовая константность, которая помогает нам правильно определять цвет при разной освещенности. Ночью все кошки, конечно, серы, но сделать поправку на слегка измененный свет на закате мы вполне в состоянии. Особенно здорово у нас получается это проделывать как раз с красным цветом, потому что он рождается не в глазах, а в нашем мозгу.

На сетчатке человека есть три типа цветовых рецепторов. Они реагируют на синий, зеленый и зеленовато-желтый цвет. Красного в этом списке нет; его мы не видим, а воображаем, получая некоторое соотношение сигналов от рецепторов желто-зеленого и зеленого света.

Проблемы, родом из детства

Чаще всего позиция неправильного ожидания – это позиция ребенка.
Вначале его учат, что когда ты сделаешь кому-то хорошо, то и в ответ к тебе тоже будут относиться соответственно. При этом никто не объясняет, что такая формула не должна работать во взрослой жизни. Ведь, по сути, взрослые люди потому и считаются взрослыми, что вправе сами принимать решения, как им себя вести и как отвечать на те или другие поступки.Но что делать, когда ребенок с детства приучился угождать другим и приспосабливаться к обстоятельствам в надежде, что это сделает его жизнь более счастливой.
В этом и кроется одна из причин появления позже завышенных ожиданий и необоснованных требований ко второй половинке.Другой формат воспитания – когда ребенок в детстве получал все в избытке. Родители не щадя сил добывали для него все блага, всячески внушая, что он самый лучший и достоин соответственно тоже самого лучшего.
Вот и ждет потом такой выросший ребенок благ и подарков от судьбы, повышенного внимания к своей персоне, предугадывания желаний и т.д. Ему просто было очень комфортно так в детстве, и теперь он с готовностью доверит роль своих родителей своему партнеру. И будет ждать от него таких же угождений и решения всех его проблем. Вот только избранника никто не предупредил, что он вступает не в равные отношениях, где искренне любят друг друга, а становится для партнера навеки обязанным исполнять все его прихоти и желания.Опасно также в детстве ставить детям высокие планки. Это свойственно таким же родителям с завышенными ожиданиями. Просто в будущем эти дети также будут относиться к своим потомкам, стараясь за них принимать все решения – от спортивных секций, поступления в вуз и до выбора пары. И любое отклонение будет приравниваться предательству и приносить боль обоим участникам отношений.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори (Richard Gregory, 1970) был убежден, что визуальное восприятие зависит от нисходящей обработки.

Нисходящая обработка, или концептуально управляемый процесс, осуществляется тогда, когда мы формируем представление о большой картине из мелких деталей. Мы строим предположение о том, что видим, на основе ожиданий, убеждений, прежних знаний и предыдущего опыта. Другими словами, мы делаем обдуманное предположение.

Теорию Грегори подтверждают многочисленные доказательства и эксперименты. Один из самых известных примеров — эффект полой маски:

Когда маска поворачивается полой стороной, вы видите нормальное лицо

Грегори использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы объяснить, как мы воспринимаем полую поверхность маски в виде выпуклостей, основанных на наших представлениях о мире. Согласно нашим предшествующим знаниям о строении лица, нос должен выступать. В итоге, мы подсознательно реконструируем полое лицо и видим нормальное.

Как мы воспринимаем визуальную информацию согласно теории Грегори?

1. Почти 90% информации, поступающей через глаза, до мозга не доходит. Таким образом, мозг использует предыдущий опыт или имеющиеся знания для конструирования реальности.

2. Визуальная информация, которую мы воспринимаем, соединяется с ранее сохраненными сведениями о мире, полученными нами опытным путем.

3. Исходя из различных примеров теории нисходящей обработки информации следует, что распознавание образов основывается на контекстуальной информации.

Совет №1 по информационному дизайну, исходя из теории визуального предположения Грегори: дополните данные соответствующей темой и дизайном; используйте значимый заголовок, чтобы задать ключевые ожидания; поддержите визуальный ряд выразительным текстом.

Что такое ограничивающие убеждения

Ограничивающее убеждение — это такая установка, которая стопорит развитие человека. Это негативная программа, заложенная в голове или подсознании, которая влияет на наши решения и поступки. Причем установки могут быть совершенно в разных сферах:

  • в деньгах;
  • карьере, работе;
  • семье;
  • здоровье;
  • дружбе;
  • отдыхе;
  • увлечениях.

Установки часто появляются из семьи, детства. Если родители верили, что много денег не заработаешь, то скорее всего, вы думаете точно также и зарабатываете мало. Если мама с детства твердила, что настоящих друзей не бывает, люди всегда предают, то у вас их скорее всего нет. Страх предательства настолько засел в подсознании, что дружбу заводить ни с кем не хочется, да и боязно. 

Если человек для вас авторитет, то вы прислушиваетесь к его мнению. Так что помимо семьи ограничивающие убеждения могут в вас вложить учителя, друзья, начальники или родственники. 

Иногда человек сам себе создает такие установки. В стрессовой ситуации мы не можем мыслить объективно. И если человек чувствует вину или тревогу, то в голове могут возникнуть негативные мысли. А одна такая мысль ведет за собой целую систему ложных убеждений. Например:

  1. Ну вот, у меня не получилось.
  2. У меня никогда ничего не получается.
  3. Любое дело, за которое я берусь, заканчивается провалом.

С убеждениями можно работать. Они могут как блокировать, так и продвигать.

Проблема в том, что в жизни будет такой сценарий, который соответствует вашим установкам. Некоторые убеждения мешают жить, мешают зарабатывать больше денег, строить гармоничные отношения, заводить семью и детей, подниматься по карьерной лестнице. И если у вас в голове есть такие негативные установки, то жизненный сценарий может быть не из лучших.

Примеры восприятия

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

  • момент обнаружения , наши органы чувств принимают определённый сигнал,
  • различение , человек определяет природу этого сигнала,
  • идентификация , происходит попытка определить, на что это похоже,
  • опознание , полученный сигнал относится к той или иной категории.

Существует и несколько категорий восприятия:

  • зрительное , создаётся видимый образ явления или предмета,
  • слуховое , определяется структура и громкость возможных звуков,
  • восприятие с помощью осязания,
  • вкусовое ощущение тоже может смоделировать образ.

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Есть ещё ложные, ошибочные виды , иллюзии и галлюцинации. Но это уже элементы патологии.

Ментальная связь

Она тесно связана с телепатией. Есть такое понятие, как «ментальная телепатия» — это способность человека улавливать, читать мысли других, используя при этом «шестое чувство». Все это не имеет пока надежных научных подтверждений, поэтому также может восприниматься скептически. Но именно это помогло понять, как называется связь между людьми на расстоянии.

Неврологи из Принстонского университета провели эксперимент, в ходе которого решили проанализировать мозг двух участников. Один из них что-то рассказывал, а второй внимательно слушал. Чтобы получить научные результаты, они использовали функциональную магнитно-резонансную томографию. Эксперимент оказался успешным и показал, что во время такого диалога активные участки мозга слушателя полностью копировали рассказчика.

Некоторые оказались более «синхронизированы», поэтому порой сам рассказ немного отличался. Интересно, что эксперимент провалился с иностранным рассказчиком. В этом случае никакой нейронной активности слушателя не наблюдалось.

Как возникает связь между людьми? Существуют ли какие-то механизмы ее возникновения? Ученые не смогли понять причины возникновения ментальной связи. Они смогли объяснить, что подобный диалог обычно связывает двух людей подобно кабелю. Некоторые специалисты объяснили такое явление тем, что люди в повседневных разговорах перестали сообщать информацию, которая и так понятна. Например, вместо: «Сделать тебе чаю?» — многие просто говорят: «Чаю?» При этом любой поймет, что же от него хочет собеседник.

Конечно, тут вопрос в том, что, скорее всего, такая связь может проявляться в случае, если собеседники находятся лицом к лицу, а соответственно, улавливают не только речь, а и слова, и жесты.

Как стать менее уверенным в себе

Научиться задавать себе критические вопросы, сомневаться в своих мыслях и убеждениях чрезвычайно сложно. Однако это реально. Вот вопросы, которые помогут вам культивировать в себе неуверенность.

Вопрос No 1: «Что, если я ошибаюсь?»

Одна моя знакомая собралась замуж. Ей сделал предложение серьезный человек. Он не пьет. Не бьет и не обижает ее. Он дружелюбный, и у него хорошая работа.

Однако после помолвки ее брат прожужжал ей все уши про незрелый жизненный выбор: мол, наплачется она с этим человеком, и делает большую ошибку, и вообще ведет себя безответственно. Она спрашивала брата: «А тебе-то что? Почему это так тебя волнует?» Он неизменно отвечает: «Да ничего, и уж точно ничего личного. Просто пытаюсь быть полезным, забочусь о младшей сестре».

А ведь что-то его беспокоит. Может, вылезли комплексы насчет брака. Может, ощущает в ее женихе соперника. Может, ревнует. А может, настолько привык считать себя жертвой, что неспособен заботиться о счастье ближнего, не пытаясь сделать его несчастливым.

Как правило, мы не видим себя со стороны. Зачастую мы последними замечаем, что мы гневаемся, ревнуем или расстраиваемся. И есть только один способ снять шоры с глаз: избавиться от железных доспехов уверенности, постоянно сомневаться в собственных мотивах.

«А не ревную ли я? И если да, то почему?»

«А не разозлился ли я?»

«А что, если она права, а я лишь защищаю свое самолюбие?»

Подобные вопросы должны войти в умственную привычку. Во многих случаях само их возникновение делает нас более смиренными и сострадательными, что необходимо для решения множества проблем.

Сделаем оговорку: сам факт, что вы сомневаетесь в своей правоте, не обязательно означает вашу неправоту. Если вас поколотил муж за то, что на плите жаркое подгорело, а вы спрашиваете себя, не зря ли вы обижаетесь на него, — весьма возможно, что он и впрямь дурно обошелся с вами. Ведь смысл состоит не в том, чтобы возненавидеть себя, а в том, чтобы задать вопрос и взглянуть на ситуацию критически.

Следует помнить: чтобы в вашей жизни произошли перемены, вы должны найти у себя ошибки. Если вы целыми днями чувствуете себя несчастным, это означает, что вы уже в чем-то серьезно напутали. И доколе вы не разберетесь, где вышла ошибка, ничего не изменится.

Вопрос No 2: «Что означала бы моя неправота?»

Многие способны спросить себя, не ошибаются ли они. Значительно меньшее число людей способны сделать следующий шаг и осмыслить, что означает их неправота. Ведь потенциальный смысл может оказаться весьма болезненным. Не только наши ценности оказываются под угрозой: еще и надо думать, как выглядит и ощущается кардинально иная ценность.

Аристотель писал: «Образованный ум умеет рассматривать мысль, не соглашаясь с ней». Изучать и оценивать ценности, необязательно принимая их, — вот, пожалуй, главное умение, которое необходимо для позитивного изменения собственной жизни.

Вспомним случай с братом моей знакомой. Ему бы следовало спросить себя: «Допустим, я не прав насчет замужества сестры. Что это означает?» Часто ответ на подобные вопросы очевиден: «Я эгоистичная/закомплексованная/нарциссическая задница». Если он ошибается и его сестре повезет — и у нее будет здоровый и счастливый брак, то объяснить его поведение остается лишь через комплексы и кретинские ценности. Он полагает, что лучше сестры знает, как ей жить, а она не способна принимать важные жизненные решения. Он полагает, что у него есть право и ответственность решать за нее. Он уверен, что прав, а остальные ошибаются.

Но даже разоблачив такое поведение — в брате моей подруги или в себе — его трудно признать. Это болезненно. А кому же хочется задавать себе сложные вопросы. Однако без подобных «зондирующих» вопросов не добраться до проблем, которыми мотивируются его/наши безумные поступки.

Слепота по невниманию

Самый популярный пример «слепоты по невниманию» — это эксперимент чикагского психолога Дэниела Саймонса и его коллеги Кристофера Шабри. Он практически без изменений переснят в социальной рекламе по теме безопасности вождения.

В исследованиях Саймонса и Шабри эксперимент назывался «Невидимая горилла», в рекламу большая обезьяна уже перекочевала медведем

Но вопрос остался: почему же мы не замечаем столь опасных для себя животных? А все потому, что наше внимание очень ограничено, оно привязано к той конкретной задаче, которую мы решаем в данный момент. Мозг собирает только те части информации, для которых активированы его отделы, соответствующие поставленной задаче

Поэтому мы часто не замечаем происходящего буквально перед нашими глазами. Нам трудно отыскивать изменения в зрительной сцене, даже если они глобальные: такие как добавление инородных людей и предметов.

Ментальные проблемы

Если вы или ваш партнер страдаете от расстройств личности, о здоровых отношениях не может быть и речи. Многие люди не догадываются, что у них есть какие-то расстройства или патологии характера — люди с расстройствами личности не сумасшедшие, они не слышат голоса и не страдают бредом.

Расстройств личности великое множество, и у каждого из них свой набор симптомов — более того, иногда человек может иметь несколько расстройств одновременно. В отношениях с таким человеком страдать будет не только он, но и вы: например, при пограничном расстройстве человек периодически испытывает сильный гнев и неадекватные эмоциональные реакции.

Ответ очевиден: построить счастливые отношения могут только два условно здоровых человека. Поэтому, если все ваши истории любви заканчиваются по одному сценарию, возможно, злой рок ни при чем.  

«Проблема одного — проблема пары»

— Как понять, что паре пора на приём к семейному психологу?

— Я считаю, что самый важный критерий — это субъективное беспокойство людей внутри пары. Если вы чувствуете, что отношения зашли в тупик (постоянные взаимные упрёки, критика), и вам от этого некомфортно — попробуйте решить вопрос со специалистом.

Также психолог не помешает, если отношения из эмоционально-доверительных стали только функциональными: вы вместе платите за ипотеку, возите детей в школу, выезжаете на дачу, но не вовлекаетесь друг в друга.

— А что если партнёр не согласен идти к психологу и считает, что в отношениях нет проблем?

— Это, кстати, очень частая ситуация. Когда один человек сильно переживает, ходит на личную психотерапию, пытается что-то изменить, а второй говорит: «Да что ты, у нас классные отношения, ну подумаешь, не о чем разговаривать!»

Здесь важно понять: проблема одного в отношениях — проблема пары. Поэтому, если вас что-то не устраивает и ранит, вы предлагаете партнёру решения, а он не идёт навстречу, возникает закономерный вопрос: «Ради чего сохранять такие отношения?». — Какой профилактический совет по укреплению отношений вы бы дали каждой паре?

— Какой профилактический совет по укреплению отношений вы бы дали каждой паре?

— Интересуйтесь друг другом — это самое главное искусство. Узнавайте человека перед собой: кто он, что его волнует, чего он хочет. Слушайте его и обязательно давайте обратную связь, проявляйте заботу — всё это будет напитывать ваши отношения и делать их крепче.

«Обними меня крепче» Сью Джонсон и «Эмоциональная грамотность: интеллект с сердцем» Клода Штайнера — эти книги о партнёрских отношениях Елена Станковская советует прочесть каждому.

Эффект группового фаворитизма

Эффект группового фаворитизма — это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, то есть когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;
групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют её собственным критериям, то есть в этом случае появляется возможность чёткой однозначной сравнимости групп;
членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;
члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а её возможную неудачу — факторами внешнего порядка, то есть если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и так далее), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Причины возникновения иллюзий восприятия

Иллюзии восприятия могут возникать по разным причинам:

  • В результате временных функциональных ошибок в работе центральной нервной системы — при переутомлении, стрессовом состоянии, недосыпе и т. д.  
  • Из-за конкурирующей сенсорной информации. На человека одновременно воздействуют разные типы сенсорных источников, например, громкая музыка и яркий свет.
  • Интерсенсорные эффекты — объединение чувств для воспроизведения определенного общего воздействия. Например, в ресторане вид и запах блюд, фоновая музыка и цветовая гамма — в совокупности усиливают вкусовые ощущения.
  • Межсенсорное взаимодействие — взаимозависимое (кросс-модальное) действие разных органов чувств для формирования целостного представления об объекте.
  • Стимуляция одного чувства вызывает иллюзию другого — например, звук провоцирует вкусовые или цветовые ощущения, а зрительный образ вызывает тактильные переживания. 

Пример

У человека, который испытывает сильный страх или отвращение по отношению к паукам или жукам, один их вид провоцирует ощущение, что по нему ползают ненавистные насекомые. А наблюдение за качающейся лодкой может легко вызвать чувство укачивания.

Почему Вы уволились с предыдущего места работы?

Это один из «неудобных» вопросов, которые, скорее всего, Вам зададут на собеседовании. В зависимости от Вашей ситуации нужно обдумать ответ, который устроит рекрутера и не выставит Вас в негативном свете. Будьте готовы и к тому, что Вас могут попросить объяснить причины увольнения со всех компаний, перечисленных в опыте работы за последнюю пару лет.

Конечно, стоит избегать отрицательных причин ухода с прошлых мест работы. Потому такие фразы, как «Я плохо справлялся со своими обязанностями» или «Не получилось совмещать работу и учебу», точно не подойдут. Вам нужно продумать такой ответ, который и устроит рекрутера и не будет при этом откровенно неправдивым.

Какие причины наиболее «безопасны»:

  • Вы попали под сокращение. Причем желательно отметить, что сократили не только Вас, или привести вескую причину, почему это коснулось именно Вас (например, Вы самый новый сотрудник или Ваша должность в компании была введена недавно), иначе возникнут сомнения в Вашей «полезности» как специалиста;
  • компания обанкротилась;
  • офис компании переехал;
  • Вы сами переехали на новое место жительства;
  • Вы решили сменить сферу деятельности;
  • у компании изменились стратегические планы развития, сменилось руководство;
  • Ваш трудовой контракт был заключен на определенный срок;
  • Вы ушли по семейным обстоятельствам: кто-то из близких заболел, или Вам нужно было на некоторое время покинуть город по важным причинам;
  • Вы были заняты проектной работой, и проект завершился;
  • Вы хотите попробовать свои силы на более высокой должности, а в прошлой компании возможности перейти вверх по карьерной лестнице не было.

Это может создать впечатление о Вас как о конфликтном человеке. Хорошим тоном будет в своем ответе не только рассказать о причине увольнения, но и хорошо отозваться о старом месте работы и выразить свое искреннее желание работать в новой компании. Такой комплексный ответ удовлетворит рекрутера.

Если Вы хотите скрыть истинную причину ухода из компании, тогда тем более необходимо тщательно подготовить ответ на этот вопрос, чтобы говорить четко и уверенно, чтобы не возникло дополнительных вопросов или подозрений.

Какие вопросы есть у Вас?

Очень хороший тон — когда Вы не просто отвечаете на вопросы рекрутера, но и задаете свои. Это показывает Вашу инициативность, заинтересованность.

Рекомендуется задавать вопросы о:

  • Ваших потенциальных обязанностях;
  • корпоративной культуре компании;
  • особенностях каких-то отдельных проектов, задач;
  • дальнейших планах компании.

В заключение

Мы рассмотрели 20 самых распространенных вопросов на собеседовании. Но некоторые рекрутеры могут спрашивать вовсе необычные или даже провокационные вещи.

Не молчите, не говорите «Не знаю», лучше продемонстрируйте, что Вы готовы открыто общаться и мыслить. И это обязательно произведет на рекрутера хорошее впечатление.

Роль зрения в восприятии искусства

Начнем с того, что на восприятие искусства сильно повлияла эволюция. Зрение помогало людям распознавать три важных объекта: угрозу, добычу и партнера. Кроме того, мозг ищет целое, а при необходимости сам это целое собирает из отдельных кусочков. Он получает удовольствие, когда удается решить «задачку» и собрать единую картинку из разрозненных элементов. И это ключевой момент. Многие законы нейроэстетики построены на механизме «самовознаграждения» мозга за решение загадок.

Что касается зрения, то вот почему оно играет важную роль. Есть такой тип нервных клеток – зеркальные нейроны. Они связывают увиденное с моторным ответом мозга. Эти нейроны активируются и тогда, когда мы сами совершаем действие, и когда это делает кто-то другой. Мы перенимаем чужой опыт на мозговом уровне. До конца функции зеркальных нейронов науке еще неизвестны. Но есть вероятность, что именно они отвечают за способность к эмпатии и к получению навыков путем имитации. Получается, искусство – это в какой-то степени форма визуализации фантазий. Оно активирует те же участки мозга, что и реальные события. Только в воображении нет рисков и опасностей – как, впрочем, и настоящего удовольствия. 

Техника пуантель

Christophel Fine Art

Механизм человеческого зрения очень напоминает принтер, а работа мозга – компьютер. На уровне сетчатки глаза у людей есть четыре точки, четыре цвета – красный, синий, зеленый и серый. Впоследствии зрительный образ воспринимается как совокупность этих точек. Сетчатка отправляет мозгу информацию об увиденном «попиксельно». Наш головной «компьютер» потом собирает все это воедино, формируя целое изображение. Тут следует искать секрет успеха техники пуантель – написание картин с помощью множества мелких точек. Ее высоко ценят в живописи.

Как обстоятельства влияют на душевное спокойствие

Если бы внешние обстоятельства делали человека счастливым, в мире было бы гораздо больше позитивных и довольных жизнью людей. Однако наши чувства непостоянны. Меняются обстоятельства, а вместе с ними – мысли, ощущения, эмоции.

Невозможно ощущать себя довольным, если находишься в зоне военных действий, голодаешь, страдаешь от нехватки питьевой воды. Со сменой обстановки улучшится душевное состояние. Но человек будет вспоминать ужасы войны, родных и близких, которые погибли – а это снова негативные эмоции.

Полные и худые люди одинаково счастливы или недовольны жизнью. Даже сбросив лишние килограммы, многие люди остаются морально подавленными. Стройная фигура избавила только от некоторых проблем: остальные нужно решать по-другому.

Можно ли развить синестезию?

Многим людям хотелось бы стать синестетами, поэтому они начинают искать способы, как развить синестезию

Но важно понимать, что данный феномен возникает из-за реальной физиологической связи между разными отделами мозга. И сформировать подобную связь при помощи упражнений или каких-то направленных воздействий невозможно

Таким образом, нельзя специально стать синестетом, не имея естественных предпосылок.

В то же время любой человек может развить ассоциативное мышление, научившись отождествлять одни образы другим. Конечно, взрослому человеку тяжело формировать новые нейронные связи в мозге, создавая нужные ассоциации. И всё же это вполне возможно. К примеру, многие методики по развитию памяти (а точнее – способности к запоминанию) используют устойчивые ассоциации.

Эксперимент с полой маской

Психолог Ричард Грегори во второй половине прошлого столетия в результате своих наблюдений открыл:

Возьмем полую маску и повернем её обратной стороной. Мозг сравнивает увиденное с существующим визуальным опытом — нос, щеки, подбородок должны быть выпуклыми, поэтому мы видим привычное для нашего мозга лицо. Лицо Альберта Эйнштейна.

В мозге человека существует , обрабатывающий лица (веретенообразная извилина — в височной доле мозга чуть выше ушей). С ним связана не только оптическая иллюзия с выпуклой маски. Благодаря этой извилине мы способны распознавать тончайшие оттенки эмоций в лицах. И видеть лица там, где их нет.

Выводы

  • Восприятие (и не только зрительное) базируется на уже имеющейся информации и конкретном чувственном опыте.
  • При зрительном восприятии очень важен контекст — окружающая визуальная информация, подписи, имеющийся у человека опыт.
  • Мозг «заточен» на восприятие лиц и эмоций.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: