Гениальный педагог: как способности влияют на профессию

Основные признаки способностей

Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:

  • индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
  • наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив — отсутствие, некоторых характеристик);
  • это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens». Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Индивидуальные способности личности

Каждый из нас наделен Матерью-природой своеобразным комплектом задатков. К ним относятся:

• анатомическая конституция;

• физиологическая организация;

• динамические характеристики;

• эмоциональная сфера;

• мозговое устройство.

Во всем этом наборе уже представлены индивидуальные способности личности. Но пока человек не начнет действовать и развивать их, они находятся в зародышевом состоянии.

Если ими пренебречь, то они так и останутся в зачаточном виде. Другими словами, наличие задатков – даже очень больших, в том числе и выдающихся, – не гарантирует перерастания их в способности. С другой стороны, отсутствие каких-то природных дарований может компенсироваться развитием других – близких по проявлению.

Формирование индивидуальных способностей личности происходит на протяжении всей жизни. В этом процессе самосозидания достигается своеобразие личности с ее индивидуальным стилем жизнедеятельности.

Интеллектуальные способности личности

Этот круг способностей определяет успехи человека в процессах познания и самообразования, переработки информации и решении задач, интерпретации чужих концепций и продуцировании собственных идей

Главными критериями успешности интеллектуальной деятельности считают:

• скорость и гибкость мышления;

• оптимальность выбранных способов познания;

• глубина проникновения в предмет изучения;

• правильность понимания информации;

• креативность плодов мыслительных процессов.

В широкий и разнообразный спектр интеллектуальных способностей личности входят:

• логико-математические;

• пространственные;

• лингвистические;

• коммуникативные и многие другие.

Вместе эти грани интеллекта складываются в уникальные механизмы регулирования любого вида нашей деятельности: научно-исследовательской, трудовой, социальной, психологической.

Развитие интеллектуальных способностей личности помогает:

• конструировать Я-концепцию, адекватную внутреннему самоустройству и способствующую самореализации;

• овладевать продуктивными социальными ролями;

• понимать мотивацию поведения окружающих;

• быстро адаптироваться в регламентированных обстоятельствах;

• находить правильные решения в экстремальных ситуациях;

• не терять связи между внешним и внутренним мирами.

Перечисленные ментальные свойства, присущие человеку разумному, являются чертами, выгодно отличающими его среди биологических сородичей.

Важность систематических стараний

Большинству людей так и не удаётся добиться успеха потому, что они не проявляют достаточно настойчивости в своих устремлениях.

Терпение и труд всё перетрут

Эта пословица точно подчёркивает важность систематических усилий. Даже если в стремлении развить в себе какой-то талант или качество попытки выглядят неубедительными, а результаты не назовёшь победными, важно изо дня в день продолжать пробивать дорогу в задуманном направлении и не сдаваться

Многие люди считают, что особые возможности человека свойственны ему с рождения.

Так, люди отмечают талантливых личностей. Тем же самым многие оправдывают себя. Не стоит думать, что талантливые люди таковыми родились. В большинстве случаев мы видим не столько одарённых людей, сколько трудолюбивых и целеустремлённых

Важно прилагать все усилия, чтобы заниматься развитием своей личности. Такие старания приносят огромное внутреннее удовлетворение

Физические возможности человека развиваются по тому же принципу. В этом отношении, кончено, многое от нас не зависит. Например, человек, рост которого – 160 сантиметров, не сможет стать профессиональным баскетболистом, как бы он ни старался. Однако преуспеть в этом деле он всё же способен, если будет настойчиво стремиться к цели.

Что такое личность?

Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.

Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.

Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).

Гипотезы возникновения креативных способностей у человека

Традиционно считалось, что творчество возникает постепенно, в течение длительного периода времени, и является следствием культурных и демографических изменений, особенно роста населения.

Согласно второй гипотезе, предложенной антропологом Стэнфордского университета Ричардом Клейном в 2002 году, творчество возникло в результате внезапной генетической мутации в человеческом мозге около 50 000 лет назад.

С одной стороны, креативность, как мы будем ее рассматривать, является одной из основных функций психики, с другой — это способность центральной нервной системы создавать (творить, делать) субъективную модель мира с помощью сенсорной, мнемонической, когнитивной и аффективной систем, чтобы максимально гибко адаптировать индивида к окружающей среде.

Большинство работ, посвященных творчеству, содержат ссылки на особенности творческой психической деятельности, особый способ восприятия и преломления объективной реальности, особенность функционирования личности, связанную со способностью мыслить глубже, проникать, искать, действовать более гибко.

Термин «творчество» предполагает не только и не столько особый психический процесс, сколько результат специфически организованного восприятия, переработки и воспроизведения различных сторон объективной действительности.

Термин «творчество» в большей степени ориентирован на человека, в отличие от термина «креативность», который фокусируется на деятельности и ее результате. Поэтому ставить знак равенства между этими двумя терминами не совсем корректно.

Умственная деятельность человека, осознающего окружающий мир, является творческой, но мы не всегда будем называть ее творческой. Деятельность ребенка, который придумывает новую игру со своими одноклассниками, первые детские рисунки, дом из кирпичей — все это мы уже можем назвать творчеством (детским творчеством), потому что в данном случае перед нами оригинальный результат творческой и созидательной деятельности, совпадающий по своему смысловому содержанию. Практически всегда, когда мы говорим о творческой деятельности, мы подразумеваем некий продукт этой деятельности, будь то рисунок, стихотворение или самостоятельная идея. Так, в русском языке принято называть продукт творчества «креативом». То есть термин выходит за пределы сферы личности и переносится на результаты деятельности личности. Что касается термина «творчество», то такой переход невозможен. Термин «творческий» имеет скорее определительное, чем содержательное значение, что можно выразить, переведя термин «креатив» на русский язык как «создание». Когда мы говорим о творчестве, мы имеем в виду процесс субъективного познания индивидом феноменальной и смысловой сущности окружающего мира и объективной реальности. Мы не говорим о создании видимого, осязаемого, материального продукта. Результатом творческого процесса является собственно формирование личности, создание уникального микрокосма — индивидуальной человеческой психики, души.

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

Гении

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие

Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений


Как формируются навыки – схема

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.


Формирование навыков работы с ножницами

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.


Теория развития умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  •  Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  •  Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  •  Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  •  Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  •   Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Вопросы для самопроверки

  1. Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

    а) индивид,

    б) индивидуальность,

    в) личность.

  2. Человека от животных отличает:

    а) взаимодействие с другими представителями вида,

    б) способность преодолевать инстинкты,

    в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

  3. На формирование личности влияет:

    а) воспитание в семье,

    б) культурная среда,

    в) исторические условия,

    г) все перечисленное.

  4. Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

    а) необычный цвет волос,

    б) высокий интеллект,

    в) творческие способности,

    г) все перечисленное.

  5. Что характеризует человека как личность?

    а) характер и темперамент,

    б) принадлежность к Homo Sapiens,

    в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Специальные сложные способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Общие способности Специальные способности
Такая система нндивидуалыно.-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов
в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. и.
Элементарные Сложные Элементарные Сложные
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать   Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в тон или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности   Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений   Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности  

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

П — природа (растения, животные),

Т — техника (машины, материалы),

Ч — человек, группы людей,

3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели),

X — художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Особенности креативной личности

Для дифференциации в изучении личностных черт творческих личностей опять же можно выделить несколько подходов.

Некоторые авторы утверждают, что креативность — это скорее общая черта личности, чем когнитивная способность. С другой стороны, креативность — это общая черта личности, а не набор связанных между собой личностных качеств.

Однако большинство авторов склонны выделять набор личностных качеств, присущих творческим людям.

Существует мнение, что творческие личности содержат в себе одновременно, на первый взгляд, взаимоисключающие черты:

  1. творческие личности обладают большим количеством физической энергии, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и расслабленности.
  2. в одно и то же время они строги и наивны.
  3. в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность.
  4. творческие личности имеют разрозненные восприятия, фантазии, чувство реальности.
  5. творческие люди обладают характеристиками как экстравертов, так и интровертов.
  6. творческие люди скромны и горды одновременно.
  7. они избегают стереотипных гендерных ролей.
  8. Они проявляют как бунтарский дух, так и консерватизм.
    9.Многие творческие люди проявляют страсть к своей работе. Они также могут быть очень объективными в оценке своей работы.
  9. открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к тому, что они испытывают страдания и боль. Однако они также стремятся к удовольствиям.
    Существует несколько иной список характеристик творческих личностей.

Их характеристики включают: Самодисциплина на работе, способность откладывать удовольствия, настойчивость в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономии, отсутствие гендерных стереотипов, внутренний локус контроля, склонность к риску, высокая степень инициативы, стремление выполнять задачи в меру своих возможностей.

По мнению Дж. Кеттела, наиболее проверенными чертами личности творческих людей в науке и искусстве являются шизотипия, радикальность, интроверсия и доминантность.

Другие авторы отмечают связь между уровнем креативности и различными чертами личности. Например, было установлено, что высококреативные архитекторы характеризуются плохой социализацией, разнообразием психологических черт, сложностью и независимостью. Архитекторы со средним уровнем креативности показали высокий уровень невротизма. Наименее творческие архитекторы показали более низкий уровень невротизма, чем другие подгруппы архитекторов. Кроме того, наименее креативные архитекторы были хорошо адаптированы к нормам общества и профессии и были хорошо социализированы. Также было установлено, что креативные дизайнеры и рекламисты характеризовались большим невротизмом, чем профессионалы в тех же областях, которых явно нельзя отнести к творческим личностям.

Особенность мотивации творческих людей определяется широким кругом их интересов. Они открыты для нового опыта и предпочитают новизну. Внутриличностная мотивация преобладает над внеличностной. Более того, творческие люди демонстрируют способность к широкой и идиосинкразической категоризации.

Некоторые авторы пытаются создать типологии творческих личностей. Например, выделяется особый тип Т-личности. Его определяют как искателя острых ощущений. Люди с этим типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже преступное поведение.

Несмотря на обширные исследования самости (эго), с одной стороны, и креативности, с другой, существует очень мало работ, в которых рассматривается природа их взаимосвязи. Однако следует отметить, что все они единодушно указывают на один и тот же вывод: Творческие люди обладают высоким самомнением.

Также отмечается высокая власть эго у творческих личностей в науке и искусстве.

Г. Айзенк показал, что высокая самокомпульсия коррелирует с высоким уровнем психопатологии, а высокая самоактуализация, напротив, связана с низким уровнем психопатологии. Люди с низким уровнем самообладания и низким уровнем психопатологии нетворческие.

Существуют также доказательства взаимосвязи с креативностью, самоэффективностью и уверенностью в себе.

В западной литературе проводится различие между так называемым крупным творчеством и мелким творчеством.

Малое или личное творчество относится к повседневной жизни и обыденным ситуациям, например, использование монеты для резки сыра, когда под рукой нет ножа.

Большая, или историческая, креативность, имеет дело с достижениями, которые оказали влияние на культуру и общество, например творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

А. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и

специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

7 стр., 3231 слов

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

… а также связанные с ними структуры — мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра. Роль этих структур была выявлена в экспериментах … в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Кратковременная память — центральный коммутирующий блок, обеспечивающий последовательное …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: