Мышление: что это такое и каким оно бывает

Типы мыслительных действий и их содержание

Выделяют
три типа мыслительных
действий, характерных
для процесса
решения задач:

ориентировочные
действия;

исполнительные
действия;

нахождение
ответа.

Ориентировочные
действия

начинаются
с анализа условий,
на основе которого
возникает
главный элемент
мыслительного
процесса — гипотеза.
Она возникает
на основе полученной
информации,
анализа условий
и способствует
дальнейшему
поиску, направляет
движение мысли,
в итоге переходит
в план решения.
     Исполнительные
действия

сводятся в
основном к
выбору приемов
решения
задачи.     Нахождение
ответа
состоит
в сверке решения
с исходными
условиями
задачи. Если
в результате
сличения результат
согласуется
с исходными
условиями,
процесс прекращается.
Если нет — процесс
решения продолжается
снова и протекает
до тех пор, пока
решение не
будет окончательно
согласовано
с условиями
задачи.

Содержание основных этапов развернутого мыслительного процесса

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз:

первый этап разрешения проблемы — осознание проблемной ситуации;

на втором — происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

на четвертом — появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;

пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

шестой — проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.

ВВЕДЕНИЕ

«Мышление – орудие высшей ориентировки
человека в окружающем мире и в 
себе самом».                                                                                                
И.П. Павлов.

Мышление – психолого-познавательный
процесс отражения в сознании человека
сложных связей и отношении между предметами
и явлениями окружающего мира. Задача
мышления — раскрытие отношений между
предметами, выявление связей и отделение
их от случайных совпадений. Мышление
оперирует понятиями и принимает на себя
функции обобщения и планирования. Понятие
мышления является высшим познавательным
процессом, что существенно отличает его
от других процессов, помогающих человеку
ориентироваться в окружающей среде; так
как в данном понятии прослеживается совокупность
всех познавательных процессов. Мышление
является процессом, причём сложным, протекающим
в сознании человека и возможно без проявления
видимых действий.

Отличие мышления от остальных 
психических процессов познания
состоит в том, что оно всегда
связано с активным изменением условий,
в которых находится человек.
Мышление всегда направлено на решение 
какой-либо задачи. В процессе мышления
производится целенаправленное и целесообразное
преобразование действительности. Процесс 
мышления непрерывен и протекает 
на протяжении всей жизни, попутно трансформируясь,
в связи с влияниями таких 
факторов как возраст, социальное положение,
стабильность среды обитания. Особенность 
мышления — его опосредованный характер.
То, что человек не может познать 
прямо, непосредственно, он познаёт 
косвенно, опосредованно: одни свойства
через другие, неизвестное — через известное.
Мышление различают по видам, протекающим
процессам и операциям. С понятием мышления
неразрывно связано понятие интеллект.
Интеллект — общая способность к познанию
и решению проблем без проб и ошибок т.е.
«в уме». Интеллект рассматривается как
достигнутый к определённому возрасту
уровень психического развития, который
проявляется в устойчивости познавательных
функций, а так же в степени усвоения умений
и знаний (по сл. Зинченко, Мещерякова).
Интеллект как неотъемлемая часть мышления,
его составная часть и в своём роде обобщающее
понятие.

Целью данной контрольной 
работы является рассмотрение мышления
как познавательного процесса.

Задачами для выполнения
поставленной цели являются:

  1. Дать определение мышления.
  2. Описать виды мышления.
  3. Рассмотреть основные мыслительные операции
    и приемы мышления.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Как развивать мышление

Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».

Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.

Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:

  1. Мария Фаликман, «Виды мышления».
  2. Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013.
  3. Барри Бьюзен, «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт», 2016.
  4. Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018.
  5. Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018.
  6. Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», 2018.
  7. Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018.
  8. Павел Авраамов, «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе», 2016.
  9. Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве», 2017.
  10. Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014.
  11. Том Чатфилд, «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», 2019.
  12. Говард Гарднер, «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху жизни», 2015.
  13. Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013.
  14. Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018.

Желаем удачи!

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Список литературы

  1. Большой толковый психологический словарь /
    перевод с английского Р. Артура. — М.: АСТ, Вече, 2006 г. — 560с.
  2. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Взаимосвязь
    обучения, психологического развития и функциональных характеристик созревающего
    мозга / Л.А. Венгер, А.А. Ибатулина // Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С.5
    — 9.
  3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии : учебное
    пособие для студентов / П.Я. Гальперин. Гальперин. — 2-е изд. испр. и доп. М.:
    КДУ, 2005 г. — 400 с., илл.
  4. Джеме, У. Психология / под ред. Л.А.
    Петровского. — М.: Педагогика, 2003 г. — 368с. (Классики мировой психологии).
  5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /
    В.Н. Дружинин. — Санкт-Петербург:, 2007 г. — 368с.
  6. Дубровина И.В. Психология : учебник для
    студентов средних учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.
    Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 2008. С.122 — 138, 170 —
    180.
  7. Исследовательское мышление в психологии / под
    ред. Е.В. Шороховой. — М.:, 2005 г. — 214с.
  8. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь /
    Л.А. Карпенко Л.А. под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.:
    Феникс, 2008 г. — 431с.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков.
    — Санкт-Петербург: Питер, 2004 г. — 592 с.: илл.
  10. Петровский, А.В. Психология: учебник для
    студентов высших учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — 2-е издание,
    стереотипное. — М.: Academia, 2007 г. — 512 с.
  11. Тихомиров, O.K.. Психология мышления / O.K.
    Тихомирова. — МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2005 г. — 131с.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

  • Развитие памяти
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Когнитивистика

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Мыслительные операции

Мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью
мыслительных операций: Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и
конкретизация. Все эти операции являются различными сторонами основной
деятельности мышления — опосредования, т.е. выявления все более существенных
объективных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью
найти сходства и различия между ними. Когда мы сравниваем предметы или явления,
мы всегда можем обнаружить, что в чем-то они похожи, в чем-то — различны.

Сравнение вещей, явлений, их свойств, сравнение выявляет
тождество и различие. Сравнение выявляет тождество одних вещей и различие
других, что приводит к их классификации. Классификация основана на определенной
характеристике, которая, как выясняется, присуща каждому объекту определенной
группы. Так, в библиотеке книги можно классифицировать по авторам, содержанию,
жанру, переплету, формату и т.д. Признак, на основании которого производится
классификация, называется основой классификации.

Анализ и синтез — важнейшие операции мышления, которые
неразделимы. Как единое целое, они дают полное и всестороннее знание о
реальности.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления с
целью составления его частей или мысленного выделения отдельных его свойств,
характеристик, качеств. Когда мы воспринимаем объект, мы можем различать в нем
одну часть за другой и таким образом определять, из каких частей он состоит.
Например, в растении мы различаем стебель, корень, цветы, листья и т.д. Анализ
в данном случае — это мысленное расчленение целого на составные части.

Синтез — это мысленное соединение отдельных частей предметов
или мысленное сочетание их отдельных свойств. Если анализ дает знания об
отдельных элементах, то синтез, основываясь на результатах анализа,
объединяющего эти элементы, дает знания об объекте в целом. Таким образом, при
чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, предложения, но при этом они
постоянно связаны друг с другом: Буквы объединяются в слова, слова — в
предложения, предложения — в отдельные части текста.

Абстракция

Часто при изучении какого-либо явления
необходимо выделить одну черту, одну характеристику, одну его часть для более
глубокого познания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных и не
принимая их во внимание. Абстракция — это мысленное исключение существенных
свойств и признаков предметов или явлений при абстрагировании от несущественных
свойств и признаков

С помощью абстракции мы можем получить абстрактные понятия
— смелость, красота, расстояние, тяжесть, длина, широта, равенство, стоимость и
т.д.

Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с
абстрагированием. Человек не может обобщать, не абстрагируясь от различий в
том, что он обобщает. Нельзя мысленно объединить все деревья, не абстрагируясь
от различий между ними. Обобщение предполагает объединение предметов и явлений
на основе их общих и существенных характеристик. Обобщение, как и
абстрагирование, осуществляется с помощью слов. Каждое слово относится не к
одному предмету или явлению, а к совокупности похожих отдельных предметов.
Например, понятие, которое мы выражаем словом «фрукт», объединяет
похожие (существенные) признаки, встречающиеся в яблоках, грушах, сливах и т.д.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в
определениях, умозаключениях, правилах….. Детям часто бывает трудно обобщать,
потому что они не всегда могут выделить не только общие, но и существенные
общие признаки предметов, явлений, фактов.

Конкретность — это мысленное представление чего-то
единичного, соответствующего тому или иному понятию или общей цели. Мы уже не
отвлекаемся на различные признаки или характеристики предметов и явлений, а,
наоборот, стараемся представить эти предметы или явления в значительной полноте
их свойств. В принципе, частное всегда является ссылкой на пример, иллюстрацией
общего

Конкретность играет важную роль в объяснении, которое мы даем другим.
Это особенно важно в объяснениях, которые учитель дает детям

Приемы

В ходе познавательной деятельности человек использует разные способы изучения окружающей действительности. При анализе проблема разделяется на несколько частей, и изучаются особенности каждой. При синтезе объединяется ряд свойств в одну группу.

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сущность классификации – разделение проблемы на разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. Конкретизация направлена на выявление сути ситуации, ее смысла.

Важно! В процессе мышления необязательно использовать все приемы, человек сам решает, что применять. Мышление может состоять из разных способов

Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта

Мышление может состоять из разных способов. Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Воображение

Как
субъект действия
человек не
только созерцает
и познает, но
и изменяет мир,
преобразует
природу, создает
предметы, которых
в ней нет. Но
человек не смог
бы всего этого
совершать, если
бы не представлял
себе ясно результата
своих действий.
Чтобы преобразовать
мир на практике,
надо уметь
преобразовывать
его мысленно,
в представлении.
Такое умение
в мыслях строить
новые образы
называется
воображением.
Процесс воображения
проявляется
в создании
человеком
чего-то нового
— новых образов
и мыслей, на
основе которых
возникают новые
действия и
предметы. Это
создание того,
что еще не
существовало
актуально.     Воображение
— психический
процесс создания
образов предмета
или ситуации
путем перестройки
имеющихся
представлений.
Это часть сознания
личности, один
из познавательных
процессов
.
В нем своеобразно
и неповторимо
отражается
внешний мир,
оно позволяет
программировать
не только будущее
поведение, но
и представлять
возможные
условия, в коих
это поведение
будет осуществляться.     Воображение
выражается
в:

построении
образа средств
и конечного
результата
предметной
деятельности
субъекта;

создании
программы
поведения,
когда проблемная
ситуация
неопределенна;

продуцировании
образов, кои
не программируют,
а заменяют
деятельность;

создании
образов, соответствующих
описанию объекта.

     Воображение
присуще только
человеку. Оно
порождено
трудовой
деятельностью
и развивается
на ее основе.
Специфика
воображения
состоит в переработке
прошлого опыта.
В этом отношении
оно неразрывно
связано с процессом
памяти. Оно
преобразует
то, что есть в
памяти. Воображение
тесно взаимосвязано
и с процессом
восприятия.
Оно включается
в восприятие,
влияет на создание
образов воспринимаемых
предметов. Оно
обогащает новые
образы, делает
их более продуктивными.
Самые тесные
связи существуют
между воображением
и мышлением.
Особенно это
проявляется
в проблемной
ситуации. Важнейшее
значение воображения
— в том, что оно
позволяет
представить
результат труда
до его начала,
тем самым, ориентируя
человека в
процессе
деятельности.

Операции мышления

Проникновение
в глубь той или
иной проблемы,
стоящей перед
человеком,
рассмотрение
свойств, составляющих
эту проблему
элементов,
нахождение
решения задачи
осуществляется
человеком при
помощи мыслительных
операций. В
психологии
выделяют такие
операции мышления,
как:

анализ;

сравнение;

абстрагирование;

синтез;

обобщение;

классификация
и;

категоризация.

Анализ
— это мыслительная
операция расчленения
сложного объекта
на составляющие
его части. Анализ
— это выделение
в объекте тех
или иных его
сторон, элементов,
свойств, связей,
отношений и
т.д.; это расчленение
познаваемого
объекта на
различные
компоненты.
Например, школьник
на занятиях
кружка юных
техников, пытаясь
понять способ
действия какого-либо
механизма или
машины, прежде
всего, выделяет
различные
элементы, детали
этого механизма
и разбирает
его на отдельные
части. Так — в
простейшем
случае он
анализирует,
расчленяет
познаваемый
объект.     Синтез
— это мыслительная
операция, позволяющая
в едином
аналитико-синтетическом
процессе мышления
переходить
от частей к
целому. В отличие
от анализа
синтез предполагает
объединение
элементов в
единое целое.
Анализ и синтез
обычно выступают
в единстве. Они
неразрывны,
не могут существовать
друг без друга:
анализ, как
правило, осуществляется
одновременно
с синтезом, и
наоборот. Анализ
и синтез всегда
взаимосвязаны.     Неразрывное
единство между
анализом и
синтезом отчетливо
выступает в
таком познавательном
процессе, как
сравнение.
Сравнение
— это операция,
заключающаяся
в сопоставлении
предметов и
явлений, их
свойств и отношений
друг с другом
и в выявлении,
таким образом,
общности или
различия между
ними. Сравнение
характеризуется
как более
элементарный
процесс, с которого,
как правило,
начинается
познание. В
конечном итоге
сравнение
приводит к
обобщению.     Обобщение
— это объединение
многих предметов
или явлений
по какому-то
общему признаку.
В ходе обобщения
в сравниваемых
предметах — в
результате
их анализа —
выделяется
нечто общее.
Эти общие для
различных
объектов свойства
бывают двух
видов:

общие
как сходные
признаки и;

общие
как существенные
признаки.

Путем
нахождения
сходных, одинаковых
или общих свойств
и признаков
вещей субъект
обнаруживает
тождество и
различие между
вещами. Эти
сходные, похожие
признаки затем
абстрагируются
(выделяются,
отделяются)
из совокупности
других свойств
и обозначаются
словом, затем
они становятся
содержанием
соответствующих
представлений
человека об
определенной
совокупности
предметов или
явлений.     Абстрагирование
— мыслительная
операция, основанная
на отвлечении
от несущественных
признаков
предметов,
явлений и выделении
в них основного,
главного.     Абстракция
— отвлеченное
понятие, образуемое
в результате
мысленного
отвлечения
от несущественных
сторон, свойств
предметов и
отношений между
ними с целью
выявления
существенных
признаков.     Выделение
(абстрагирование)
общих свойств
разных уровней
позволяет
человеку установить
родовидовые
отношения в
некотором
многообразии
предметов и
явлений, систематизировать
их и тем самым
построить
определенную
классификацию.     Классификация
— систематизация
соподчиненных
понятий какой-либо
области знания
или деятельности
человека,
используемая
для установления
связей между
этими понятиями
или классами
объектов.     Следует
отличать
классификацию
от категоризации.
Категоризация
— операция отнесения
единичного
объекта, события,
переживания
к некоторому
классу, в качестве
которого могут
выступать
вербальные
и невербальные
значения, символы
и т.п.     Закономерности
рассмотренных
операций мышления
и есть суть
основных внутренних,
специфических
закономерностей
мышления. На
их основе только
и могут получить
объяснение
все внешние
проявления
мыслительной
деятельности.

Проблемы
для обсуждения
:1.
Сущность мышления
как процесса
решения задач.2.
Содержание
основных этапов
развернутого
мыслительного
процесса.3.
Основные типы
мыслительных
действий, характерных
для процесса
решения задач
и их содержание.4.
Основные операции
мышления и их
сущность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: