Магическое мышление как избавится

Что это такое

Магическое мышление в психологии рассматривается не как процесс когнитивного анализа, а как целая совокупность верований в собственную возможность психической энергией или ритуалами (придуманными или вычитанными) влиять на окружающее пространство. Тут есть несколько базовых концепций, благодаря которым такое восприятие мира поддерживается постоянно активным.

Первоначально необходима вера во взаимосвязь всего существующего во вселенной, благодаря чему в любых событиях можно найти скрытый смысл и полностью исключить фактор случайности.

Находятся такие объяснения всегда после случившегося, а приводящиеся факторы влияния обычно далеки от объективной картины и прямого взаимодействия. Это такая сильная вера в предопределённость судьбы и возможность подредактировать написанное что-то свыше, что даже мелочи вроде с какой ноги переступить порог признаются влияющими на всемирное потепление.

Концепция кармы, расплаты или проживания прошлых жизней погружает человека в мир полный опасностей, где у него нет механизмов, способных влиять на события.

Люди с магическим мышлением всегда более виктимны, чем другие, ведь даже в автомобильной аварии они найдут взаимосвязь с прошлым воплощением, а соответственно полностью снимут вину со своей невнимательности или другого водителя. Также индивидум получает как бы полное всемогущество, ведь если мир подчиняется таким законам, значит, любой может на него влиять.

Уровень невротизации растёт, т.к. находиться в состоянии муравья и демиурга одновременно очень затратное занятие для психики. Избежав катастрофы один раз, люди с магическим восприятием мира верят в то, что какая-то сила их спасла, а значит, будет спасать дальше, что дарит ощущение безопасности внутри, но объективно повышает уровень опасности снаружи.

У таких людей очень развита вера в собственное ощущение мира. Полезная штука, которую пытаются развить психологи у многих своих клиентов, чтобы те начали доверять своим ощущениям, и когда чувствуют, что на них кричат или издеваются не верить в то, что это шутка или нормально, а запрещать подобное или прекращать контакт. Но когда в силу вступает магическое мышление, подобная вера своим ощущениям может играть злую шутку, т.к. часто люди пропускают тревожные симптомы. Процесс, когда их похищают инопланетяне, никогда не будет рассмотрен, как галлюцинация, анорексики не поверят в смертельный порог истощения. Личности полностью игнорируют встревоженные замечания окружающих, чем ещё сильнее усугубляют ситуацию собственного психического здоровья. Ответственный критичный человек насторожен, когда его восприятие чем-то отличается от общепринятого, переспрашивать и проверять – тут есть гарантия стабильной психики.

Влияние собственных мыслей на реальность является главным ключевым моментом в управлении событиями у таких людей. Они приверженцы позитивных лозунгов не только потому, что это помогает переориентировать жизнь, а ещё и потому, что верят, если не думать о смерти, она с тобой не случится. Доказательная база таких историй обширна – люди не пишут свои имена на жетонах для опознавания, не пьют перед полётом или крестятся, садясь в поезд, и потом рассказывают, что эти действия спасли их. Но статистика никогда не расскажет о миллионах, поступивших аналогично и покинувших этот мир. Упор доказательств опять же не объективен и все преподносится только чтобы укрепить свою веру.

Такие люди анализируют сны, ищут скрытые смыслы в том, почему именно они споткнулись на улице или как объяснить двух похожих котов в одном дворе, забывая, что сны бывают не только про будущее, а простой переработкой психикой прошедшего дня. Так же споткнуться можно не как наказание себя за что-то, а просто из-за скользкой подошвы, а коты во дворе одинаковы не из-за вторжения матрицы, а потому что их одна кошка родила. Но такие объяснения магическое мышление не устраивают, и они ищут тайные знания, эзотерические школы, скупают книги философов и едят марки, расширяющие сознание. Идея о том, что мир кем-то сделан, им можно управлять и где-то есть инструкция, крепко сидит в голове, принимая оболочку различных концепций от шаманизма до психологии.

Формирование мировоззрения и его виды

Мировоззрение выступает в качестве системы знаний об окружающем мире, его устройстве, определении места человека в нем. Помимо того, что мировоззрение формируется в результате воздействия внешних факторов, оно имеет прямую зависимость от самого человека. Понимание мира возникает с помощью: жизненных ценностей, основных жизненных позиций человека, идеалов и убеждений. 

Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Мировоззрение может меняться в процессе взросления и старения, что обусловлено появлением новых интересов и взглядов. Картина мира в целом закладывается на протяжении первых 9-11 лет жизни, когда ребенок переживает активное освоение окружающего его пространства. При этом процесс составления общей картины мира является достаточно длительным процессом, который будет зависеть от внешних условий и самого человека

В период начала формирования следует обращать внимание на то, что мировоззрение на начальных этапах его восприятия, имеет весьма неустойчивое положение. Именно поэтому дети в подростковом возрасте склонны к частой смене своего мнения

Что оказывает влияние на процесс формирования мировоззрения? В первую очередь — это внешние факторы, которые могут быть социальными, экономическими, политическими, культурными и т. д.

На основании этого, существуют несколько видов мировоззрения, которые требуют рассмотрения:

  1. Научное. Формируется в результате получения информации и процесса мыслительной деятельности. Общая картина мира возникает в результате опоры на законы и закономерности природных и социальных явлений. Научное мировоззрение подразумевает наличие возможности получения новой информации из уже известной. 
  2. Философское. Возникло в результате логического суждения о том, какой является сущность человека и, каким является окружающий мир. Данный вид опирается на разум и гуманитарное видение мира. Кроме того, отличается критичностью и теоретичностью. 
  3. Гуманистическое. Прослеживается в процессе наблюдения за человеком. Характеризуется высокой степенью стремления к самопознанию, саморазвитию, удовлетворению потребностей и самореализации.
  4. Бытовое. Возникает в результате естественного процесса развития человека. Каждый человек в период взросления и созревания имеет свое ядро, которое определяет здравый смысл в рамках восприятия одним человеком. Наиболее важными условиями для этого вида являются: необходимость в знании родного языка, трудовая деятельность и степень восприятия жизненных ценностей.
  5. Религиозное. Сформировалось в период развития цивилизации, основывается  на вере в сверхъестественные явления в природе. Религиозное мировоззрение не имело целостной структуры долгое время, однако, с появлением систем заповедей и факторов, определяющих греховность или святость, оно обрело индивидуальную структуру. 
  6. Художественное. Выявляется с помощью эстетически-образному отношению к окружающей среде и действительности. Предметы, окружающий мир и люди оцениваются, в первую очередь, по внешним данным.
  7. Мифологическое. Основывается на существовании мифов, легенд и одухотворения материальных предметов. В основе данного вида лежит вера. Основной идеей мировоззрения выступает стремление подняться до уровня бога.

Кроме того, что мировоззрение делится на виды, оно состоит из компонентов, которые требуют детального рассмотрения.

Структура мировоззрения включает в себя:

  1. Знания — представляют собой совокупность сведений об окружающем мире. Знания выступают в качестве исходного этапа формирования мировоззрения, их отсутствие отрицает возможность формирования. 
  2. Духовные ценности — обособленное отношение к окружающим людям, конкретным сферам деятельности и потребностям. Стремление к выполнению своих ценностей, которые появляются в процессе жизнедеятельности. 
  3. Принципы — являются субъективной оценкой происходящего вокруг человека. Отражают его поведение и отношение к конкретному вопросу.
  4. Идеалы — являются совокупностью проявлений индивидуальных качеств человека. Его достижения, взгляды на жизнь, мироощущение. 
  5.  Убеждения — это то, что формируется на основании интересов человека. 
  6. Идеи — расценивается в качестве метода активизации мыслительной деятельности, направленной на генерирование своего видения ситуации.

Виды мировоззрения

По видам мировоззрение делится на обыденное, религиозное, научное. Это основные виды. К остальным относятся философское, художественное, мифологическое.

Обыденное

Его формирование происходит в обыденной жизни, этот вид связан с личным жизненным опытом и опорой на разум. Повседневные знания состоят из накопленных правил поведения, понятий «хорошо-плохо», наблюдения за конкретными событиями в личной жизни и жизни государства. Плодами обыденного мировоззрения являются народное целительство, фольклор, обычаи и традиции.

Религиозное

Находит истоки в религии и вере в сверхъестественное. Первые этапы развития социума связаны с формированием мифологии, а из мифологии появилась религия. Затем понятия обособились, в итоге основой мифологии стал политеизм, а основой религии — монотеизм, то есть вера в одного Бога. Благодаря религии человек может разделить мир на естественный и сверхъестественный, обоими управляет Бог. Люди с религиозным сознанием действуют и поступают во имя религии и ее требований, совершают молитвы, жертвоприношения и другие культовые деяния, совершенствуются духовно.

Научное

Истоки берет в науке. Данным видом мировоззрения наделены люди, отвечающие за формирование знаний. Это ученые и исследователи, чье миропонимание сводится к научной картине бытия, закономерностям всего сущего. Часто научное сознание противоречит религиозному, а также отрицает все, чем нет доказательств и чего не признает наука — сверхъестественное, НЛО. Люди науки находятся в процессе вечных поисков, познаний и логических обоснований, доказательств. При тщетных попытках обрести искомое отчаиваются, однако спустя время вновь задаются вопросами, находят решения. Их идеал — постоянный поиск истины.

Иные виды мировоззрений

  • мифологическое — суть его мифы и художественное переживание картины мира;
  • атеистическое — противоположность религиозному, отрицает Бога как явление, его возможное существование. Также отрицаются любые мистические явления и присутствие потустороннего, паранормального;
  • гуманистическое признает ценность любого на планете, в основе его лежит любовь, сострадание к людям и их уважение;
  • человеконенавистническое — противоположно гуманистическому. Его основа — презрение к окружающему социуму и каждому человеку в отдельности, пропаганда национальной исключительности;
  • консервативное, суть которого — недоверие к нововведениям и достижениям социума в пользу устоявшихся традиций;
  • революционное отстаивает резкие, кардинальные преобразования в социуме.

Единого вида мировоззрения не существует в рамках одной личности. Человек сочетает разные формы в совокупности, однако какой-то один вид занимает лидирующую позицию.

Как изменить мировоззрение: подсказки психологов

Возможно, вы задаетесь вопросом: «Если мировоззрение формируется самостоятельно через пассивный путь, то зачем его менять?» Но такой взгляд на мир остается поверхностным. Вы хотели бы, чтобы ваши личные ценности зависели от мнения других людей? Мировоззрение можно поменять, но в зрелом возрасте сделать это сложнее.

Как можно попробовать изменить свое мировоззрение:

Проведите анализ своих убеждений. Подумайте о своем отношении к жизни. Самоанализ – сильное оружие, если пользоваться им в меру, не превращая в самобичевание. Определите вещи, которые вас не устраивают.
Взвесьте все плюсы и минусы устоявшихся убеждений. Что случится, если убрать из жизни некоторые из них?
Проработайте проблемные зоны. Так как начальное мировоззрение формируется через семью, то проблемы с восприятием мира почти всегда возникают из-за неправильного воспитания и детских травм. Поэтому рекомендуется обратиться к психологу, чтобы проработать все болевые точки.
После анализа и проработки травм уберите из жизни все убеждения, которые доставляют дискомфорт или не приносят вам никакой пользы.
Замотивируйте себя

Важно помнить, для чего вы отказались от прежних убеждений. Дисциплина, терпение и самоконтроль помогут придерживаться новой позиции

А осознание того, что вы освободились от груза мешающих вам установок и стали лучше, будет для вас путеводной звездой на пути к новому «я».

На формирование мировоззрения влияет много факторов. Если вы хотите перемен, но боитесь, что уже слишком поздно, то пройдите курс «Как удалить из головы сомнения в себе. И всего за 14 дней поверить в себя. Всего за 2 недели можно поверить в свои силы и больше никогда не сомневаться в своих способностях, независимо от возраста или воспитания.

Философия в нашей жизни

В развитии человечества более поздним типом мировоззрения является философское.

Специфика философского мировоззрения характеризуется наличием свободной критической оценки себя, общества, мира, своего места в нем. Это один из самых прогрессивных типов мировоззрения человечества.

Философское мировоззрение выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональные аспекты. Это значит не сводить все к эмоциям и чувствам, то есть умение рационально использовать свой интеллект, разум и мышление.

Философия, по существу, пытается ответить на вопросы на более отвлеченном уровне с привлечением некоторых аргументов. Наука отчасти идет дальше, в смысле аргументации, она отвечает на вопросы причин, а философия занимается вопросами целей. Например, биология не занимается вопросом, зачем живет человек, она отвечает на вопрос, почему он живет.

Философское мировоззрение пытается объединить два исторических типа, таких как религия и наука, то есть пытается объяснить, зачем человеку что-то необходимо, при этом аргументируя свои объяснения.

Несмотря на то, что у всех разное мировосприятие, оно может быть в чем-то и схоже. Это сходство и позволяет выделить основные типы философского мировоззрения, которые характерны для общества в целом:

  • Обыденное имеет стихийный характер, сиюминутное нынешнее мнение, а также подверженность чужому, даже некритичному мнению, скажем, это мировоззрение, которое основано на бытовых взаимодействиях (образование, общение, кино и другое). Также к обыденному типу относится то, что случается с нами помимо нашей воли, внешние обстоятельства, события, случайные встречи.
  • Научное, характеризующееся логической непротиворечивостью, системностью и структурностью сознания, объясняет сложные и запутанные ситуации особой научной схемой.
  • Философское мировоззрение может быть художественно-образным, культурным, кратко говоря – это такой тип, который основан на интуитивном, образном восприятии творческого мира. Такой тип мировоззрения присущ каждому индивиду, но не каждый может ним пользоваться.
  • Гуманистическое мировоззрение было отлично описано Гербертом Спенсером, который говорил, что природа человека и есть критерий общественного блага. Это говорит о том, что именно личность имеет право делать все, что ей необходимо и все, что она желает, но не в ущерб другой личности. Гуманистическое мировоззрение призывает к строительству нового общества, в котором человеку должно быть предельно комфортно в любом аспекте его жизни.

Это самые распространенные типы человеческого мировоззрения, которые присущи в разных степенях большинству из нас.

Альбер Камю (философ) интересно подметил тот факт, что мир сам по себе неразумный, бессмысленный и даже абсурдный, а нам предоставлена возможность наделить его человеческими чертами и сделать его узнаваемым. Развитую личность невозможно представить себе вне системного, целостного и развитого мировосприятия.

https://youtube.com/watch?v=JYPh2UM9FU8

Антропология

В религии , народной религии и суеверных верованиях предполагаемая причинность находится между религиозным ритуалом , молитвой , медитацией , трансом , жертвоприношением , заклинанием , проклятиями , благословением , исцелением верой или соблюдением табу и ожидаемой пользой или вознаграждением. Например, предполагается, что использование талисмана удачи или ритуала увеличивает вероятность того, что человек будет действовать на уровне, позволяющем достичь желаемой цели или результата.

Исследователи выделили два возможных принципа в качестве формальных причин установления ложных причинно-следственных связей:

  • временная смежность двух событий
  • «ассоциативное мышление», объединение сущностей на основе их сходства друг с другом

Выдающиеся викторианские теоретики определили ассоциативное мышление (обычная черта практикующих магию) как характерную форму иррациональности. Как и в случае со всеми формами магического мышления, понятия причинности, основанные на ассоциациях и сходствах, не всегда считаются магической практикой мага. Например, доктрина сигнатур утверждала, что сходство между частями растений и частями тела указывает на их эффективность при лечении заболеваний этих частей тела, и была частью западной медицины в средние века . Такое мышление, основанное на ассоциациях, является ярким примером общего применения эвристики репрезентативности людьми .

Эдвард Бернетт Тайлор ввел термин «ассоциативное мышление», охарактеризовав его как дологическое, в котором «глупость фокусника» заключается в том, что он принимает воображаемую связь с реальной. Маг считает, что тематически связанные предметы могут влиять друг на друга в силу своего сходства. Например, в сообщении Э. Эванса-Притчарда представители племени азанде считают, что трение крокодиловых зубов о банановые растения может привести к получению урожая. Поскольку зубы крокодила изогнуты (как у бананов) и отрастают, если выпадают, азанде наблюдают это сходство и хотят передать эту способность к регенерации своим бананам. Для них трение представляет собой средство переноса.

Сэр Джеймс Фрейзер (1854-1941) развил принцип Тайлора, разделив магию на категории . Последнее основано на законе заражения или контакта, в котором две вещи, которые когда-то были связаны, сохраняют эту связь и имеют возможность воздействовать на их предположительно связанные объекты, например, нанести вред человеку, повредив прядь его волос. Сочувственная магия и гомеопатия основываются на предпосылке, что «подобное влияет на подобное», или что можно придать характеристики одного объекта подобному объекту. Фрейзер считал, что некоторые люди думают, что весь мир функционирует в соответствии с этими миметическими, или гомеопатическими, принципами.

В книге «Как думают местные жители» (1925) Люсьен Леви-Брюль описывает аналогичное понятие мистических «коллективных представлений». Он также считает, что магическое мышление фундаментально отличается от западного стиля мышления. Он утверждает, что в этих представлениях психическая деятельность «примитивных» людей слишком мало дифференцирована для того, чтобы можно было рассматривать идеи или образы объектов отдельно от эмоций и страстей, которые вызывают эти идеи или вызываются ими ». Леви-Брюль объясняет, что туземцы совершают ошибку post hoc, ergo propter hoc , когда люди замечают, что за x следует y, и заключают, что x вызвал y. Он считает, что это заблуждение укоренилось в местной культуре и совершается регулярно и неоднократно.

Несмотря на мнение, что магия менее чем рациональна и влечет за собой низшую концепцию причинности, в «Диком разуме» (1966) Клод Леви-Стросс предположил, что магические процедуры относительно эффективны в осуществлении контроля над окружающей средой. Это мировоззрение породило альтернативные теории магического мышления, такие как символический и психологический подходы, и смягчило контраст между «образованным» и «примитивным» мышлением: «Магическое мышление не менее характерно для нашей повседневной интеллектуальной деятельности, чем для занде. методы лечения «.

У детей [ править ]

Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже , магическое мышление наиболее заметно у детей в возрасте от 2 до 7 лет. В результате обследования скорбящих детей выяснилось, что в этом возрасте дети твердо верят, что их личные мысли имеют прямое отношение к ним. влияние на остальной мир. Утверждается, что их разум создаст повод для чувства ответственности, если они переживут что-то трагическое, чего они не понимают, например, смерть. Жан Пиаже , психолог развития , выдвинул теорию о четырех стадиях развития . Дети в возрасте от 2 до 7 лет будут классифицироваться по предоперационной стадии развития. На этом этапе дети все еще развивают свое использованиелогическое мышление . В мышлении ребенка преобладает восприятие физических особенностей, а это означает, что если ребенку говорят, что домашнее животное «ушло», когда оно фактически умерло, тогда ребенку будет трудно осознать трансформацию собаки, которой больше нет рядом. . Здесь будет очевидно магическое мышление, поскольку ребенок может полагать, что исчезновение домашнего питомца — временное явление. Их молодые умы на этой стадии не понимают окончательности смерти, и магическое мышление может преодолеть разрыв.

Горе править

Было обнаружено, что дети часто чувствуют себя ответственными за происходящее событие или события или способны обратить событие вспять, просто думая о нем и желая перемен: а именно «магическое мышление». Выдумка и фантазия являются неотъемлемой частью жизни в этом возрасте и часто используются для объяснения необъяснимого.

Согласно Пиаже, дети в этой возрастной группе часто « эгоцентричны », полагая, что то, что они чувствуют и переживают, совпадает с чувствами и переживаниями всех остальных. Также в этом возрасте часто не хватает способности понять, что могут быть другие объяснения событий за пределами области вещей, которые они уже постигли. То, что происходит за пределами их понимания, необходимо объяснять, используя то, что они уже знают, из-за неспособности полностью понять абстрактные концепции.

Магическое мышление особенно характерно для детских объяснений переживаний, связанных со смертью, будь то смерть члена семьи или домашнего животного, их собственная болезнь или неминуемая смерть. Эти переживания часто являются новыми для маленького ребенка, у которого на тот момент нет опыта, чтобы дать понимание разветвлений события. Ребенок может чувствовать себя виноватым в том, что произошло, просто потому, что он был расстроен из-за умершего человека или, возможно, слишком грубо играл с домашним животным. Также может быть идея, что, если ребенок достаточно сильно желает этого или выполняет только правильное действие, человек или домашнее животное могут решить вернуться и больше не умереть. Рассматривая свою болезнь или неминуемую смерть, некоторые дети могут чувствовать, что их наказывают за то, что они делают что-то не так или не делают того, что им положено, и поэтому они заболели. Если представления ребенка о событии неверны из-за его магического мышления, есть вероятность, что выводы, которые делает ребенок, могут привести к долгосрочным убеждениям и поведению, которые создают трудности для ребенка по мере его взросления.

Противодействие

Если ваш ребенок дошкольного возраста подвержен магическому мышлению, это не должно вызывать серьезной озабоченности. Рассматривайте это, как нормальный этап развития малыша. Если модели мышления ребенка начали вмешиваться в необходимые повседневные процедуры (прием пищи, занятия, сон), вам нужно придумать способы противостоять такому мышлению.

Например, вы можете показать ребенку, который считает, что прыжки на месте вызывают его любимый мультфильм в телевизоре, что его всегда показывают в полдень по субботам. Вы также можете придумывать компромиссы, которые позволят ребенку выполнять повседневные процедуры, несмотря на его магическое мышление.

Мета магическое мышление и неомагия: что это такое и когда появилось?


Мета магическое мышление

Слово «магия» на разговорном языке чаще всего ассоциируется с заклинаниями или таинственными процедурами, выполняемыми ведьмами или колдунами. Люди прибегают к ритуальным обычаям простых смертных, чтобы получить доброту и поддержку от тайных сил — это магическое мышление.

  • С самого начала истории человечества люди хотят использовать таинственные силы, чтобы влиять на жизнь, мир и других людей.
  • Есть люди, которые делают заклинания, и люди, которые очарованы.
  • Мы можем наблюдать неомагию в больнице и в политике, в искусстве и в сфере развлечений, в средствах массовой информации и в деятельности больших социальных групп.

Когда появилось нео-магическое мышление:

  • Систематическое изучение феномена магии, как способа оказания влияния, стало развиваться только в начале 20-го столетия.
  • Оно касалось в первую очередь первобытных племен, все еще живших в регионах мира, которых западная цивилизация еще не достигла.

Сейчас мета магическое мышление можно встретить почти у каждого человека. С чем это связано, давайте разбираться далее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: