Показания
Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях. Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах, фобиях, навязчивостях, а также лечении депрессий и других аффективных расстройств, нарушениях приёма пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах .
Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления, головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей .
Вебинары8
4 декабря |
Цикл «Симптомцентрированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности процесса, этапы… 3 дня |
Ещё 1 тренер… |
6 декабря |
Вебинар «Как найти общий язык с сыном — подростком» 1,5 часа |
|
21 января |
Программа «Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование… 3 дня |
Ещё 1 тренер… |
30 января |
Курс «Теория и практика когнитивно-поведенческого подхода в решении эмоциональных проблем и преодолении… 2 месяца |
|
10 февраля |
Курс «ACT тревожных расстройств и депрессии + CFT» Узнать подробности 1 месяц |
|
18 февраля |
Когнитивно-поведенческая терапия «Суть, принципы и особенности КПТ терапии» Узнать подробности 3 дня |
|
26 февраля |
Программа «Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование… Узнать подробности 3 дня |
Ещё 1 тренер… |
Авторский метод:
При работе по технологии 7С пси поведенческий терапевт использует следующие способы обучения клиента новым типам поведения:
- Способ когнитивного изменения поведения — Диалог Сократа
- Способ оперантного обусловливания поведения положительным и отрицательным подкреплением.
- Набор инструментов для классического обусловливания .
- Набор диагностических тестов с сайта 7С пси
- Поведенческую инструкцию с сайта 7С пси.
- Кабинет звукозаписи с сайта 7С пси
- Обучающие фильмы с сайта 7С пси
Порядок работы:
- Оценка результатов теста.
- Подбор поведенческой инструкции.
- Терапевтическая беседа по согласованию целей обучения с клиентом.
- Фиксация проблемного поведения с целью доказательства изменения поведения в результате обучения.
- Отправка посылки с набором инструментов для классического обусловливания.
- Обучение клиента самостоятельному тренингу который клиент делает два раза в день.
- Ежедневная психотерапевтическая беседа направленная на закрепление новой модели поведения.
- Финальная фиксация нового тапа поведения с целью доказательства произошедших изменений.
Длительная психотерапия
Работа со специалистом, продолжающаяся в течение длительного времени (примерно от полугода или от двадцати встреч) позволяет добиться значительных внутренних изменений. Здесь речь идет уже не о том, чтобы разобраться с волнующим вопросом, а об изменении всего ощущения себя.
Ситуации, которые раньше вызывали панический страх, перестают пугать; чувство бесконечной вины перед всеми и вся трансформируется в ответственность только за свои поступки; невозможность устроить свою личную жизнь проходит через ряд осознаваний и ведет к кардинальному изменению поведения. В конечном итоге меняется и сам человек, и жизнь вокруг него.
Потихоньку, с помощью специальных техник, упражнений, ресурсов и особенностей терапевтического контакта профессионал помогает клиенту осознать, как именно он создает свою ситуацию, каким способом он не позволяет себе получить желаемое.
Человек развивается и формируется всю жизнь. На то, как он живет, влияет множество факторов: данный от природы темперамент, воспитание в родительской семье, моральные установки, которые он усвоил, его представление о себе самом, а главное – его уникальный опыт проживания различных ситуаций.
Именно опыт подсказывает как лучше вести себя в том или ином случае, что необходимо сделать, чтобы достичь цели, какие собственные возможности и ресурсы нужно использовать для решения той или иной проблемы. И в какой-то момент жизни человек сталкивается с трудностью, от которой ему не удается избавиться. Это могут быть и ситуации (разрыв отношений, потеря работы), и эмоциональные состояния (подавленность, страхи, высокая тревожность), и трудности контакта (неуверенность, стеснительность), и заболевания, имеющие психологическую природу. Часто это не возникновение какого-то нового явления в бытии человека, а осознание наличия проблемы, ощущение, что нет желания жить как раньше.
Раз человек решается на психотерапию, у него нет эффективных механизмов, чтобы самостоятельно найти выход и измениться. Более того, у него есть устоявшиеся и неосознаваемые способы поведения, которые привели к тому, что ситуация развивается именно таким образом. Проработка старых и создание новых механизмов — задача, требующая времени. Нельзя вытащить из человека душу, отрезать от нее кусок подлатать, подшить и вернуть все на место.
Открывать свои состояния и переживания перед психологом очень непросто, и причин может быть множество: клиент никогда не умел прислушиваться к тому, что с ним происходит; стыдно и больно признаваться в произошедшем; не удается выйти за рамки привычных стереотипов и др.
Кроме того, психотерапия – это огромный душевный труд самого клиента и, пытаясь искусственно ускорить процесс, можно навредить. Бережное отношение к клиенту, его мыслям, чувствам и состояниям для специалиста всегда стоит на первом месте.
Если вы решились на покорение вершины Эверест и при этом вообще не имеете альпинистского опыта, то вам будет нужно много попыток на прохождение пути, с постепенным покорением меньших вершин. Так и в психотерапии, чтобы достичь конечной цели нужно пройти много раз одними и теми же путями постепенно продвигаясь все дальше и дальше.
Методы
Имитационное (обсервационное, викарное) научение через наблюдение (по образцу)
Основа: теория социального научения А. Бандуры.
Суть: Пациенту прививается новый навык через процесс подражания другому человеку (психотерапевту, герою фильма или книги).
Пример: Диагноз — айхмофобия. Во время сеансов специалист постепенно приучает человека к мысли, что с ним не случится ничего страшного, если он будет применять в быту иголку, нож, вилку, бритву, гвозди, сам демонстрируя умелое пользование ими.
Основные приёмы: самомоделирование (прокручивание успешных моментов в поведении больного), промптинг (поощрение), фейдинг (уменьшение поощрений по мере закрепления нужной формы поведения).
Ролевой тренинг (ролевая игра)
Основа: имаготерапия, игротерапия.
Суть: Обыгрывание проблемной для пациента ситуации. Причём он может играть самого себя либо его роль может взять на себя психотерапевт, чтобы тот посмотрел, как его поведение выглядит со стороны.
Пример: Диагноз — алкогольная зависимость. Разыгрывается ситуация романтического ужина. Сначала психотерапевт демонстрирует неправильное (истинное) поведение своего клиента, как он напивается и портит свидание. Затем он же показывает успешный исход мероприятия — если воздержаться от алкоголя. В третьем акте участвует уже сам пациент.
Основные приёмы: групповой тренинг, конфронтация, систематическая десенсибилизация.
Биологическая обратная связь (БОС-процедура)
Основа: теории условных рефлексов Сеченова и Павлова, кортико-висцеральных связей Быкова, функциональных систем Анохина, устойчивых патологических состояний Бехтерева.
Суть: К пациенту подключается аппаратура, с помощью которой отслеживается его физическое состояние. Попутно проводится сеанс с выполнением упражнений и заданий. За каждое успешное решение следует «вознаграждение» в виде расслабляющих и приятных ощущений, которые создаются всё той же аппаратурой.
Пример: Диагноз — депрессия. Аппараты фиксируют повышенное давление, учащённое сердцебиение, тяжёлое дыхание, тремор рук и другие реакции со стороны вегетативной системы. Психотерапевт даёт пациенту задание на расслабление и умиротворение, освобождение от тяжёлых, навязчивых мыслей. Как только ему это удаётся, он слышит приятную музыку, видит красивый клип на мониторе компьютера, его угощают чем-то вкусным.
Основной приём: физиологическое зеркало.
Это основные методы лечения, используемые в поведенческой психотерапии. Могут применяться и другие техники:
- аверсивная терапия (отучение от зависимостей);
- систематическая десенсибилизация (уменьшение чувствительности к тому, что вызывает тревогу и фобии);
- имплозивная терапия (реинтеграция подавленных эмоций через погружение в психотравмирующие воспоминания);
- шейпинг (многошаговый процесс, отработка нового навыка посредством положительных и отрицательных подкреплений);
- метод аутоинструкций / тренинг самоинструктирования (использование внутренней речи для регуляции поведения);
- стресс-прививочная терапия / прививка против стресса / тренинг вакцинации от стресса (усвоение приёмов самоконтроля, помогающих справляться с психотравмирующими и стрессовыми ситуациями);
- прикладной анализ поведения;
- метод «остановки мысли».
Методы лечения выбираются в зависимости от диагноза.
Направления обучения
Анонс программ (109)
Архитектура и строительство (11)
Архитектура и строительство. Программы от партнеров (8)
Безопасность жизнедеятельности в социальной сфере (20)
Хит!
Бухгалтерский учет (32)
Государственная служба и юриспруденция (25)
Дефектология (58)
Хит!
Дизайн. Программы от партнеров (21)
Документоведение и делопроизводство (12)
Дошкольное образование (73)
Хит!
Индустрия красоты (4)
Культура и искусство (16)
Логопедия (50)
Хит!
Маркетинг и продажи (2)
Менеджмент и управленческие компетенции (35)
Начальное образование (20)
Охрана труда и жизнедеятельности (2)
Педагогика (24)
Педагогика дополнительного образования (43)
Педагогика профессионального образования (19)
Предметная подготовка учителей (64)
Психология (89)
Хит!
Сельское хозяйство (4)
Сельское хозяйство. Программы от партнеров (10)
Социальная работа (5)
Управление персоналом и кадровое делопроизводство (38)
Физическая культура и спорт (36)
Хит!
Экономика и финансы (8)
Критика КПТ
Некоторые пациенты в начале лечения сообщают, что, вне зависимости от достаточно простого осознания иррациональности некоторых мыслей, лишь одно осознание процесс избавления от этого не делает лёгким. Необходимо отметить, что поведенческая терапия подразумевает выявление данных моделей мышления, а также она направлена на помощь в избавлении от этих мыслей с применением огромного количества стратегий. Они способны включать ролевые игры, ведение журнала, методы отвлечения и релаксации.
Теперь рассмотрим некоторые упражнения, которые можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.
Изначально краткосрочные методы
Терапия одной сессии
Теория терапии одной сессии
В односессионной терапии терапевт и клиент встречаются только один раз.
Цель односессионной терапии состоит в том, чтобы стимулировать новое обучение, улучшить совладание клиента со своими чувствами и способствовать росту.
Как правило, одна сессия используется для того, чтобы помочь клиенту изменить точку зрения или приобрести навыки.
Односессионная терапия наиболее эффективна для людей с определенными проблемами, которые
- (а) нуждаются в изменении точки зрения,
- (б) нуждаются в оценке текущей ситуации или новом направлении,
- (в) чувствуют себя застрявшими в переработке прошлого события,
- (г) ищут утешения или
- (д) имеют конкретную проблему, которую могут решить самостоятельно (но не знают как).
Напротив, лица, находящиеся на стационарном лечении, лица, нуждающиеся в постоянной поддержке для переработки травматических событий прошлого (например, сексуальное насилие в детстве), лица с расстройствами пищевого поведения или хронической болью, а также лица с состояниями, вызванными биологическими или химическими механизмами (например, шизофрения), вряд ли получат результат от однократной терапии или любого из кратких методов.
Техники терапии одной сессии
В односессионной терапии используются разнообразные техники. Например, терапевт может связаться с клиентом по телефону перед встречей, чтобы получить подробную информацию о возникшей проблеме и попросить клиента выполнить конкретные задачи перед встречей.
Вторая популярная техника заключается в том, чтобы сосредоточиться на двусмысленности во время сессии. Фокусирование на двусмысленности позволяет клиенту по-новому взглянуть на одну и ту же проблему.
Терапевты часто предлагают попробовать возможные решения прямо во время сессии. Репетиция идеальных результатов или отработка новых навыков может помочь клиенту почувствовать себя более способным перенести навыки из терапевтической сессии в повседневную жизнь.
После окончания сессии терапевт сообщает клиенту, что он может запланировать еще одну сессию, если это необходимо.
Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (КПТ, КБТ)
Теория когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на схемах.
Схемы — это шаблоны, которые люди используют для принятия решений, управления своими реакциями или объяснения ситуаций.
Схемы развиваются из жизненного опыта и становятся стандартом нормального поведения. Таким образом, всякий раз, когда происходит критическое событие, человек использует схему, чтобы решить, как реагировать.
Схемы могут не основываться на точной информации, поэтому опора на некоторые схемы может привести к когнитивным искажениям. Например, если ребенка наказывали всякий раз, когда он прерывал взрослого, у него могут развиться убеждения, которые заставляют его или ее не решаться прерывать кого-то, даже будучи взрослым.
Методы Когнитивно-поведенческой психотерапии
Основное внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется выявлению и замене искаженных когниций (мыслей), основанных на схемах. В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей
Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной
В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей. Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной.
Когнитивно-поведенческая краткосрочная терапия фокусируется на достижении каждой цели, в отличие от фокусировки на понимании клиента, поисках инсайтов или самом процессе терапии.
Невроз и невротические страхи
Начнем с определения невроза в этой парадигме.
Во-первых, под неврозом Вольпе понимал усвоенный или выученный страх, то есть, возникший под воздействием какого-то личного опыта и закрепившийся в подобных ситуациях как условный рефлекс. Такой страх и является виновником того, что человек ведет себя неадаптивно и нездорово во многих жизненных ситуациях. В отличие от подобного страха биологический страх помогает выживанию либо сохранению целостности себя или своей безопасности и абсолютно адаптивен. Подобные страхи, не являющиеся биологическими и сохраняющими безопасность, относят к невротическим.
Задача психотерапии виделась Вольпе как помощь в гашении и устранении невротического страха, а с ним и нездоровых, неэффективных поведенческих форм.
Во-вторых, исследователь указывал на две разновидности невротического страха: страх обусловленный и страх социальный.
- Классически обусловленный страх – это страх, который был усвоен в какой-то ситуации из прошлого (обусловлен) и связывается с определенным стимулом, присутствовавшим в этой ситуации и совпавшим во времени со страхом.
Например, если на ребенка часто кричат родители и при этом их лицо перекошено от гнева, ребенок может связать испытываемый им в этой ситуации страх с сопутствующими обстоятельствами. Так, повышение голоса, особенно от людей старше или выше по иерархии, может у него впоследствии вызывать иррационально сильную реакцию испуга и детской беспомощности. А мимика, выражающая гнев или ярость, подобным же образом может пугать и сковывать его по рукам и ногам, возвращая в детские переживания, породившие такой «условный рефлекс».
- Страхи когнитивного происхождения – это те страхи, которые возникают в социальных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми или из ошибочных, неадекватных реальности убеждений.
Примерами подобных страхов могут быть ситуации, когда ребенку рассказывают про какое-то событие, человека или место, сознательно или несознательно внушая ему страх перед этим. Это может быть прямое запугивание (бабайкой, милиционером, наказанием, негативной реакцией значимых людей в случае «нежелательного» поведения и т.п.) или же косвенные внушения. Например, рассказывая о своем злом и несправедливом начальнике и делясь собственными страхами, опасениями и переживаниями, родитель может ненароком посеять в ребенке страх перед авторитетами и начальством на всю его оставшуюся жизнь.
Обе категории невротических страхов весьма коварны, потому что человек не осознает обусловленность подобных реакций и часто убежден, что сопутствующие стимулы и являются причиной его страха. К тому же любые социальные страхи закрепляются и начинают ассоциироваться с любой схожей ситуацией, возникая вновь и вновь при аналогичных обстоятельствах, тем самым укрепляясь и подкрепляя сами себя. То есть страхи такого порядка обладают высокой иррадиацией – свойством распространяться на смежные и сходные ситуации.
Потому важно понимать, что большая часть методов и попыток справиться со страхом или фобией будет обречена на провал, если они повторяют условия изначальной ситуации. При совпадении триггеров – тех обстоятельств, которые тесно ассоциировались с невротическим страхом, реакция будет закрепленная, обусловленная, то есть автоматическая
Значит, если человек вновь оказывается в ситуации, напоминающей критический эпизод, породивший страх, при всех равных данных он вновь воспроизведет свой закрепившийся механизм реакции страха, ужаса или тревоги, и позитивного эффекта от подобной «практики», ролевой игры или ментального репетирования не будет.
Что необходимо для того, чтобы разорвать этот замкнутый круг и переучить индивида от застарелого условного рефлекса страха, это новый элемент, новое состояние или восприятие, из которого человек пройдет пугающую ситуацию. В практике Джозефа Вольпе такими новыми элементами, ключиками стали механизмы реципрокного торможения и основанной на нем системной десенсибилизации, которые он открыл, успешно апробировал и детально описал. Давайте остановимся на них поподробнее.
Цена услуги
ВНИМАНИЕ! Жирным шрифтом обозначены услуги, оказываемые только на пр.Серебрякова, д.4 стр.3
СЕАНСЫ и ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
- Лечение препаратом Лаеннек, одна процедура7 000
- Введение пролонга (депо) 5 000
- Введение рисполепт конста15 000
- Введение препарата ксеплион (пролонгированного действия)30 000
- Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с психологом, занятие с консультантом по зависимостям3 000
- Сеанс психотерапии с системным клиническим психологом4 000
- Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с врачом5 000
- Индивидуальное занятие с психологом, удаленное, по Skype5 000
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1 час5 000
- Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1,5 час7 000
- Эмоционально-образная психотерапия 1 час5 000
- Эмоционально-образная психотерапия 1,5 часа7 000
- БОС-терапия3 000
- Нейрокоррекционное занятие5 000
- Сеанс семейной психотерапии7 000
- Ко-терапия10 000
- Ко-терапия семейная12 000
- Групповая психотерапия2 000
- Гипноз, эриксоновский гипноз3 000
- Программа по лечению от табакокурения подбирается индивидуальноот 2 500
- Терапия зависимости методом Довженко6 000
- Психофармакотерапия зависимости (кодирование Торпедо, SIT, NIT, BINOSTIN, ЭСПЕРАЛЬ, ПРОЛОНГИ, ЭСВ, МОВ и др.)7 000
- Психофармакотерапия зависимости («раскодирование»)7 000
- Психофармакотерапия зависимости методом «двойного блока»10 000
- Программа «Точка трезвости» (одна процедура на месяц)от 25 000
- Имплантация Вивитрола25 000
- Амбулаторная комплексная реабилитационная программаЦены
- Трудотерапия7 000
Психотерапия — это лечение психики с помощью психики другого человека. Дословно с греческого переводится «душа + лечение». Психотерапевтическую работу традиционно делят на два вида: индивидуальную и групповую.
Направления
Поведенческая психотерапия развивается и имеет несколько ответвлений.
Диалектико-бихевиоральная психотерапия
В 1987 году американский психолог М. Линехан дала жизнь новому направлению, которое получило название диалектико-поведенческая психотерапия.
Цель — лечение пограничных расстройств личности.
Результаты:
- уменьшается риск эмоциональной реакции на психотравмирующие ситуации;
- снижается опасность суицида, агрессии, девиантного поведения.
Диалектическая психотерапия получила такое название потому, что пациент начинает осознавать, что даже самая безысходная ситуация имеет несколько путей благополучного разрешения. В ходе лечения он учится быть спокойным, взвешивать за и против, выбирать оптимальный вариант исхода.
Это эклектическое течение «третьей волны». Используемые методы: анализ проблемы, вовлечение в действие, эффективное общение, не-суждение, медитативные техники, само-успокаивание и др.
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
В 1955 году американский когнитивный терапевт А. Эллис разработал рационально-эмоционально-поведенческую терапию (сокращённо РЭПТ). В её основе — модель «A-B-C» (другие названия: модель развития эмоциональных расстройств, модель терапевтических изменений, ABC-теория личности). Её расшифровка:
- «А» — активаторы: текущие события, мысли, чувства;
- «В» — взгляды: убеждения, субъективные цели, физиологическая предрасположенность, установки, принципы;
- «С» — следствие.
Чтобы изменить «С», коррекции подвергается либо «А» (поверхностный уровень), либо «В» (глубинные модификации). Этим в процессе лечения и занимается специалист рационально-эмоционально-поведенческой терапии.
Применяемые техники:
- «азбука» РЭПТ;
- дискутирование;
- библиотерапия;
- безусловное принятие;
- самораскрытие;
- временная проекция;
- самовнушения;
- ролевые тренинги;
- когнитивная домашняя работа.
Согласно статистике, поведенческое направление в психотерапии достигает успешности лечения в 90% даже самых запущенных случаев. Широкий спектр рассматриваемых патологий (от трудностей в обучении школьников до тяжёлых психических расстройств) делает его перспективным и заслуживающим дополнительных вложений. И это касается прежде всего людских ресурсов, так как хороших специалистов, работающих в данном русле, на сегодняшний день совсем немного.
Техники поведенческой психотерапии
Также стоит упомянуть некоторые отдельные, широко применимые в наше время техники поведенческой психотерапии. Они также во многом отличаются между собой не только подходом и общей формой, но также и эффективностью, актуальностью для какой-то определенной психологической проблемой и, конечно же, сложностью в их реализации.
Существует, например, так называемая техника «наводнения». По большому счету – это одна из многих методик в психиатрии, которая основывается на способности человеческого сознания и психики к сенсибилизации и десенсибилизации. Проше говоря, в основе техники «наводнения» лежит явление того, что при более-менее продолжительном воспроизведении определенной травмирующей ситуации, в сознании и психике индивида развивается своеобразное торможение, и чувствительность к данным условиям резко снижается.
Таким образом, пациент во время сеансов достаточно долгое время сталкивается со своим страхом, и даже пребывает в состоянии испуга до тех пор, пока само чувство страха не начнет притупляться. Конечно, в наше время разработано достаточно много вариаций этой техники, от банального рассказа до глубокого внушения и создания иллюзии травмирующей ситуации. Разумеется, стоит понимать, что столь серьезные влияния на психику не всегда могут пройти бесследно, поэтому некоторые из вариантов такого лечения, например, «иллюзия», весьма редко применяется на практике.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
В наше время наибольше популярностью как способ лечения суицидальных наклонностей и депрессивного состояния является когнитивно-поведенческая психотерапия.Это обусловлено тем, что данная методика – одна из немногих, которая основывается на значительной роли в плане проявления всевозможных комплексов и расстройств существующих реакций познавания окружающего мира.
Фундаментальные открытия в данном направлении первым сделал специалист А. Бек. Именно он предположил тот факт, что линии поведения, а также возможные нарушения психики могут быть результатом негативного мышления индивида.
Таким образом, предложенная техника ставит перед собой множество задач, главными из которых являются обнаружение и удаление негативно окрашенного мышления, склонности к депрессии. Как показали работы и исследования самого Бека, преобладающего большинства людей с депрессией или подобными негативными состояниями, отмечается склонность к фокусировке внимания исключительно на негативном, отрицательном жизненном опыте.
Выдвинутая еще когда-то Беком система поведенческой психотерапии преследует следующие задачи:
- Выявление желательных и адекватных мыслей, а также мыслей, которые являются источником развивающегося негатива.
- Создание и разработка новых, положительных шаблонов и замена ими нежелательных, негативных линий поведения.
- Активное задействование воображения пациента. С помощью этого психологического приема индивид может выстроить «в голове» желаемую картину применения того или иного положительного поведения в жизни, его реализацию в существующей реальности и возможные положительные последствия.
- Активное задействование новых. Приобретенных в ходе терапии приемов поведения, поведенческих реакций и шаблонов. Привыкание к ним как к естественным реакциям.
Мышление и восприятие – это фактически основа сознания. Именно от нее и сопутствующего состояния происходят все нарушения психики, неврозы, депрессивные состояния
Важность таких процессов и обуславливает большую востребованность когнитивной терапии, задачей которой является практическая нормализация мыслительных, а вслед за ними и поведенческих процессов любого индивида
Смысл в том, что любая поведенческая линия индивида основывается не столько на окружающих условиях и событиях, сколько на его личном мышлении. Иными словами, далеко не внешние обстоятельства или какой-либо случай является тем самым барьером, который стоит между нами и счастливой жизнью. Исключительно мы сами.
Посредством своих выводов, мышления и убеждений, создаем в себе разочарования, депрессию, негативное мышление, убеждаемся в своей слабости, придумываем страх, другие отрицательные чувства и эмоции, что тормозят личностный прогресс. Благодаря данной методике, психотерапевты способны добираться до наиболее глубоких, так называемых «внутренних конфликтов» индивида, и исправлять нарушающие нормальную жизнь дефекты.
Стоит отметить, что именно поведенческая психотерапия, как один из вариантов когнитивной методики терапии, является, по сути, единственным в своем роде подходом. Именно он продемонстрировал наиболее высокую результативность и вместе с тем – обширную научную базу и обоснование.
Показания
Поведенческая психотерапия берётся за лечение далеко не всех психических расстройств, а только тех, в основе которых лежит явное и стойкое нарушение приобретённых навыков, неправильно отработанных способов действия. Показания для обращения к такому специалисту:
- панические атаки;
- фобии;
- обсессивно-компульсивное расстройство;
- депрессия, дистимия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия, маниакальный синдром;
- пищевые расстройства: булимия, анорексия, психогенное переедание, аллотриофагия;
- сексуальные психогенные проблемы на основе психопатий, эндогенных психозов и акцентуаций характера;
- шизофрения;
- асоциальное, девиантное поведение;
- бессонница, ночные кошмары;
- гиперактивность;
- аутизм;
- плохая успеваемость в школе, логопедические проблемы у детей.
Как показывает практика, терапия эффективна в лечении многих физиологических заболеваний: гипертонии, мигрени, бронхиальной астмы, проблем с желудком.
Оценка
Психотерапевты проводят функциональный анализ или функциональную оценку, которая рассматривает четыре важных области: стимул, организм, реакция и последствия. Стимул — это условие или триггер окружающей среды, вызывающий поведение. Организм включает в себя внутренние реакции человека, такие как физиологические реакции, эмоции и познание. Ответ — это поведение человека, а последствия — результат этого поведения. Эти четыре вещи включены в оценку, проводимую поведенческим терапевтом.
Большинство поведенческих терапевтов используют объективные методы оценки, такие как структурированные интервью, объективные психологические тесты или различные формы оценки поведения. Эти типы оценок используются для того, чтобы поведенческий терапевт мог точно определить, в чем может заключаться проблема клиента, и установить базовый уровень для любых неадаптивных реакций, которые могут возникнуть у клиента. Имея этот исходный уровень, по мере продолжения терапии этот же показатель можно использовать для проверки прогресса клиента, что может помочь определить, работает ли терапия. Бихевиологи обычно не задают вопросов «почему», а больше сосредотачиваются на том, как, когда, где и какие вопросы. Такие тесты, как тест с чернильными пятнами Роршаха или тесты личности, такие как MMPI ( Minnesota Multiphasic Personality Inventory ), обычно не используются для поведенческой оценки, поскольку они основаны на теории личностных черт, предполагающей, что ответ человека на эти методы может предсказать поведение. Оценка поведения больше сосредоточена на наблюдениях за поведением людей в их естественной среде обитания.
Поведенческая оценка, в частности, пытается выяснить, что такое переменные окружающей среды и переменные, налагаемые самим собой. Эти переменные — это то, что позволяет человеку сохранять неадаптивные чувства, мысли и поведение. В поведенческой оценке также учитываются «личные переменные». Эти «личные переменные» происходят из истории социального обучения человека, и они влияют на то, как среда влияет на поведение этого человека. Примером переменной личности может быть поведенческая компетентность. Поведенческая компетентность определяет, обладает ли человек соответствующими навыками и поведением, которые необходимы при выполнении конкретной реакции на определенную ситуацию или стимулы.
При проведении поведенческой оценки поведенческий терапевт хочет ответить на два вопроса: (1) какие различные факторы (средовые или психологические) поддерживают неадаптивное поведение и (2) какой тип поведенческой терапии или методики могут помочь человеку улучшить наиболее эффективно. Первый вопрос включает рассмотрение всех аспектов личности, которые можно обозначить аббревиатурой BASIC ID. Этот акроним означает поведение, аффективные реакции, сенсорные реакции, образы, когнитивные процессы, межличностные отношения и употребление наркотиков.