Что такое догматизм

Литература

Смотреть что такое «Догматизм» в других словарях:

Догматизм — Догматизм Dogmatisme В широком значении – склонность следовать догмам и неспособность подвергать сомнению то, во что веришь. Догматизм выражает желание любить уверенность больше истины, что в результате приводит к тому, что догматик… … Философский словарь Спонвиля

ДОГМАТИЗМ — антиисторич. недиалектич. схема тически окостеневший тип мышления, при котором ана лиз и оценка теоретич. и практич. проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий места и времени. Термин «Д.» введён др. греч.… … Философская энциклопедия

ДОГМАТИЗМ — (от догмат). 1) такой метод изложения какого либо учения или науки, при котором из известных основных положений, считающихся неоспоримыми, выводятся отдельные истины, также не допускающие сомнений. 2) философское направление, не задающееся… … Словарь иностранных слов русского языка

догматизм — а, м. dogmatisme m. Метод выведения научной системы из нескольких основных положений, признаваемых за неопровержимые; противоп. скептицизм, критицизм. Сл. 18. Надлежало бы удивляться дерзости Догматизьма во дни мрачнейшия Философии, естьлиб не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

догматизм — талмудизм, начетничество, доктринерство, схоластика Словарь русских синонимов. догматизм доктринёрство (книжн.) см. также схоластика Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Догматизм — (гр. dogma – пікір, ілім, шешім) – практика (тәжірибе) мен ғылымның жаңа мәліметтерін, орын мен уақыттың нақты жағдайларын есептемейтін, яғни шығармашылық даму мен ақиқаттың нақтылық принципін ескермей өзгеріссіз ұғымдар, формулаларды қолданатын… … Философиялық терминдердің сөздігі

Догматизм — (от dogma, положение) философский термин, обозначающийопределенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. ПонятиеД. определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ДОГМАТИЗМ — ДОГМАТИЗМ, одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами … Современная энциклопедия

ДОГМАТИЗМ — одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений … Большой Энциклопедический словарь

ДОГМАТИЗМ — (греч. dogma мнение, учение, постановление) термин, введенный древнегреческими философами скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем… … Новейший философский словарь

ДОГМАТИЗМ — ДОГМАТИЗМ, догматизма, мн. нет, муж. (книжн.). Приверженность к догматическому изложению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Деградация Марксизма l ПолитШтурм : Оппортунизм, Догматизм, Вредительство

66213

7292

2287

00:30:20

20.06.2021

Оригинальный ролик от ПолитШтурм «Весь Садонин за 15 минут»
🤍

Также ролик, после моих комментариев на который, все и началось
«Что такое оппортунизм и ревизионизм»
🤍

ВЫ можете поддержать проект, если не боитесь, что вас причислят к ревизионистам, оппортунистам, Троцкистам и предателям)))

Поддержать проект:
Тиньков карта 5536 9138 2163 0858
Сбербанк карта 4276 7005 5034 6864
QIWI: +79242081559
PayPal selena_sonya🤍mail.ru
Яндекс Деньги selena-sonya🤍yandex.ru
patreon.com/Vihod_Est

Официальная группа в ВК: 🤍

«Выход Есть!» в соц.сетях:
🤍
🤍
🤍
🤍ok.ru/vasily.sadonin

Бэкстейджи и зарисовки из жизни Василия Садонина здесь!
🤍

ПолитШтурм l Марксизм l Социализм l Коммунизм l СССР l Оппортунизм l Догматизм l Вредительство l Ревизионизм l Деградация Марксизма l Василий Садонин

Эмпиризм, как теория познания

Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону.

Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.

Что такое догматизм в религии и науке?

Само по себе понятие «догма» говорит о том, что восприятие должно быть истинным и не иметь какой-либо критики, при этом не происходит никакого научного изучения, и происходящее никак не обосновывается. Изначально слово «догматизм» относили к религиозной концепции, когда христиане видели Бога как единого, всесильного и непогрешимого, в иудаизме же это относилось к непоколебимой вере в реинкарнацию и карму.

Любая возникающая религиозная концепция давала толчок развитию догматизма, так как несла в массы мысль о том, что все вероучения необходимо принимать такими, какие они есть, а не использовать вольную трактовку. В науке догматичный метод использовали для того, чтобы сохранить все взгляды и выводы в первоначальном виде, не допуская их критики. В гносеологии считается, что основным толчком для развития данного понятия стало неосознанное игнорирование изменений, а также нежелание получать логическое объяснение и производить проверку.

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

Философия советского периода

философию советского периода можно разделить на несколько этапов. Первый этап (1922-1930). Это период, когда идеологическая хватка уже присутствовала, но еще не сжималась, и еще оставалось место для дискуссий и дебатов в рамках материалистических идей.

Второй этап (1930-1953 гг.). С этого момента в советской философии на долгие годы утвердился авторитет — Сталин. В 1938 году он опубликовал свой «Краткий курс истории ВКП(б)», содержащий философскую часть, которая становится непререкаемым каноном для всех, кто занимается философией. С каждым годом догматизация философского знания росла и подавляла любое живое движение мысли.

Третий этап (1953 — конец 1980-х годов). С 1956 года философия стала преподаваться как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах. В 1958 году был основан еще один журнал философских исследований, затем разрушенный коммерциализацией интеллектуальной жизни в начале 1990-х годов, а теперь возрождающийся, хотя и в гораздо меньших масштабах. Начиная с конца 1950-х годов советские философы стали участвовать в международных философских конгрессах.

Философы обнаружили, что наряду с марксизмом-ленинизмом в его сталинском проявлении есть и сам Маркс, которого можно читать. С начала 1960-х годов одна за другой выходили книги, посвященные эмансипационному прочтению классики. Это были работы М.М. Розенталя, Е.В. Ильенков, Л.А. Маньковский, Б.М. Кедров, Н.И. Лапин, В.В. Кешелава, В.А. Вазулин. Авторы рассматривают проблему соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализируют внутреннюю логику и диалектику «Капитала», исследуют гуманистические аспекты «Экономическо-философских рукописей 1844 года».

Новое свободное прочтение классики дает толчок развитию диалектической логики. По всей стране возникают группы «диалектиков», объединенные мнением, что диалектическая логика — сердце марксизма и что здесь нет национальных различий: Диалектические школы мы находим в Москве (Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, В.С. Библер), в Казахстане (Ж.М. Абдильдин), в Азербайджане (3.М. Оруджев), в Ростове-на-Дону (А.М. Минасян), на Украине (В.А. Босенко). С начала 70-х годов появился целый ряд исследований, посвященных диалектике и ее роли в общественной жизни, это многотомные издания, в которых диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания.

Догматизм в философии, политике и религии, определение догматизма

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы. Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия – об этом будет рассказано в этой статье.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить.

В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов.

Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие “догматизм” вместе с другим термином – “ревизионизм”.

Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе – недопустимую степень изменения марксизма.

В философии термином “догматизм” обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений.

Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения.

Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина “догматизм” и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно.

Именно поэтому они называли “догматиками” всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин “догматизм” был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии.

Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно.

В его работе “Критика чистого разума” использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду.

Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины “метафизика” и “догматизм” к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Догма 95

Догма 95 — это собрание кинорежиссёров в 1995 году в Копенгагене, на которой был принят манифест. Режиссёры подписали документ под названием «Обет целомудрия». Основной целью собрания было «оживить» кино, не снимать поверхностные фильмы, призванные лишь одурачить публику.

Среди основных пунктов Обета целомудрия:

  • используется только натурная съёмка;
  • звук никогда не записывается отдельно от видео и наоборот;
  • используется только ручная камера;
  • картина должна быть цветной;
  • запрещаются оптические эффекты и фильтры;
  • в фильме не должно быть искусственных сцен (убийства, оружие);
  • действие картины должно происходить в настоящем времени;
  • запрещается снимать жанровые картины;
  • следует использовать 35-мм киноплёнку;
  • имя режиссёра не должно упоминаться в титрах и субтитрах.

Данный обет был подписан в Копенгагене 13 марта 1995 года датскими кинорежиссёрами Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом.

После окончания работы над фильмом режиссёру выдаётся Догма сертификат. Режиссёр, в свою очередь, обязуется направить копию своего фильма в формате VHS предпочтительно с английскими субтитрами Секретариату собрания для хранения в архивах.

Портрет догматика

Как правило, догматик – это тугодум. Именно поэтому ему сложно участвовать в диспутах. Свое выступление ему нужно проработать заранее, сделать домашнюю заготовку, чтобы все тезисы были подкреплены весомыми аргументами. Он предпочитает двигаться от идеи к эмпирике, но не наоборот. Мысль для него фактически объективна. В своем крайнем выражении догматизм может иметь сходство с паранойей, но чаще подходит под определение «ментора» или «ученого осла».

Но в общем случае догматик – это всегда философ, старающийся связать воедино разрозненные факты, попадающиеся в поле его зрения. Чтобы договориться с ним, нужно искать точки соприкосновения и не давать ему возможности переходить на личности. Это трудно, но достижимо. Главное – сохранять спокойствие и доброжелательность.

Догматизм в философии

В философии термином «догматизм» обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина «догматизм» и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли «догматиками» всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение «мне так кажется», а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин «догматизм» был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе «Критика чистого разума» использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины «метафизика» и «догматизм» к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Где же истина?

Как доказывает свою правоту догматик? Это, по мнению древних любителей мудрости, происходит в виде утвердительного монолога. Диалектики строили доказательство по-иному, предпочитая задавать вопросы в свободной дискуссии.

Догматик, даже если спрашивает, то скорее риторически, не ожидая конструктивного ответа. Его вопрос может звучать примерно так: «Вы видели, что натворил этот идиот?»

Непоколебимый догматик – это человек, имеющий сложившуюся систему убеждений, которая позволяет ему доказывать свою правоту, даже если факты говорят об обратном. Истина по определению не может родиться в споре с настоящим догматиком – он ее или утверждает, или отбрасывает.

Догматизм в философии

Догматизм в философии является направлением в учении, где берется некая информация и воспринимается как истинная без предварительного ее анализа и без возможности ее изменить.

Зенон и Пиррон воспринимали всю философию как догматическую. Однако прочие философы иначе относились к догматизму:

  1. И. Кант считал догматизм способом познания, при котором новая информация не исследует условия и возможности.
  2. Гегель воспринимать догматизм как абстрактное мышление.

Догматизм в философии является ограниченностью восприятия и доверчивостью к тому, что нет необходимости обладать элементарными знаниями, чтобы познать истину и справиться со сложными задачами. Подобная наивная вера влечет за собой ошибки и иллюзии, что приводит лишь к одному – разочарованию человека.

Противоположностью догматизма является скептицизм – мышление, при котором отрицается любая возможность постичь истину. Скептиками были Пиррон и Зенон. Они обозначали догматиками всех, кто делал некую информацию достоверной и истинной, поскольку подвергали все сомнению и невозможности постичь истину.

Догматизм и скептицизм, по мнению Канта, являются диаметрально противоположными направлениями, которые имеют одну общую черту – однобокость. Ни одно из направлений не способно человеку помочь в развитии мышления. Вот почему промежуточным звеном, золотой серединой он сделал критическое мышление.

Догматизм не позволяет решить проблемы, поскольку отсутствует анализ ситуаций и обстоятельств в прошлом и настоящем, которые привели к их возникновению. Рассуждая шаблонно и готовыми идеями, можно привести лишь к усугублению проблемы, ее осложнению, уходу от реальности.

Многие могут полагать, что догматическое мышление является правильным, поскольку позволяет соблюдать веру, традиции и прочие постулаты. Однако там, где есть догматизм, напрочь отсутствует связь с реальностью, прогресс, рост и развитие. Человек словно застревает в некоем времени, переставая совершенствоваться.

Догматизм препятствует любому росту. Это все равно, что ребенок решит, будто он уже сформировался и ему нужно оставаться таким, каким он уже родился: не будет учиться ходить, говорить, читать и пр. Догматизм связывают с такими понятиями, как консерватизм и авторитетность, поскольку люди нередко ссылаются на некие авторитеты, когда пытаются отстоять свою слепую веру и опровергнуть любое новое течение.

Догматик не обладает знаниями. Он просто слепо верит. Его убеждения часто являются не связанными между собой и порой даже противоречивыми. К примеру, верующий человек, который верит в ценность жизни, пойдет воевать со всеми, кто не верует, убивая их.

Окружающий мир кажется догматику опасным и грозным. В поисках защиты человек готов подчиниться авторитетам, которые будут глаголить некие идеи, часто оторванные от реальности, иррациональные и упрощенные. Здесь становится важным не ценность и правдивость самой информации, а то, от кого она исходит. Человек будет верить безоговорочно тому, кого считает своим авторитетом, веря в любую чушь и безрассудство, которое исходит из его уст.

Догматики нужны обществу

Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.

Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.

Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).

Вывод о методах в философии

Выбор того или иного метода философии основывается на многих факторов. Например, немаловажным является то явление или предмет, который изучается. Кроме того, выбор может упираться в ту систему ценностей, которую вы исповедуете и в те категории, которыми Вы оперируете.

Способ мышления, наиболее близкий к какому-нибудь из философских учений, соответственно, будет основываться на методиках, используемых представителями этого типа учения.

Необходимо также учитывать, что некоторые методы считаются теоретически устаревшими для современной философии (к примеру, догматические)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: