Самостоятельность
Самостоятельность, или независимость, – это то, без чего развитие человеческой личности невозможно. Как только я ощущаю ценность собственного бытия, у меня возникает несколько задач – функциональных личностных задач.
Я ощущаю, что мое бытие – ценность этой жизни, но и бытие другого – такая же ценность. И тогда между нами возможны отношения, но если отношения возможны, значит есть и границы. Я дорожу своей ценностью, и поэтому должен ее ограждать, должен соблюдать независимость и свободу.
Но в то же время важно помнить о ценности другого и не повредить ее своими манипулированиями или своей экспрессией, агрессией. И не допустить того же по отношению к себе
Само понятие самоценности вынуждает позаботиться о самостоятельности и независимости. А независимость человека – условие его бытия.
Виды социальных нужд
Различают социальные потребности по следующим критериям:
- «Для себя» (желание самоутверждения, признания со стороны других, власти).
- «Для других» (потребность в общении, защите других, бескорыстной помощи, отказ от своих желаний в пользу других).
- «Вместе с другими» (выражается в виде желания быть частью большой социальной группы для реализации масштабных идей, которые принесут пользу всей группе: объединение ради противостояния агрессору, ради смены политического режима, ради мира, свободы, безопасности).
Первый вид может быть реализован только через потребность «для других».
Мотив поведения
О существовании потребностей судят по делам человека и его поведению. Нужды и стремления относят к такой величине, которую непосредственно измерить и наблюдать нельзя. Исследователи в области психологии определили, что некоторые потребности побуждают индивидуума к действию. Ощущение потребности заставляет человека действовать для удовлетворения нужд.
Смотреть галерею
Побуждение определяется как недостаток чего-либо, который превращается в определенное направление действия, и человек концентрируется на достижении результата. Результат в своем конечном проявлении означает средство для удовлетворения желания. Если вы достигаете определенной цели, то это может означать полное удовлетворение, частичное или неполное. Тогда определите соотношение первичных и вторичных потребностей и попытайтесь изменить направление поиска, мотивацию при этом оставив прежней.
Величина удовлетворения, полученного в результате деятельности, оставляет след в памяти и определяет поведение индивидуума в будущем в похожих обстоятельствах. Человек повторяет те поступки, которые вызвали удовлетворение первичных потребностей, и не совершает действий, ведущих к невыполнению задуманного. Этот закон называют законом результата.
Менеджеры в современном обществе моделируют ситуации, позволяющие людям ощущать удовлетворение посредством такого поведения, которое выгодно им. Например, человек в процессе производственной деятельности должен представлять завершение работы в виде содержательного результата. Если построить технологический процесс таким образом, что индивидуум не будет видеть конечного результата работы, это приведет к исчезновению интереса к деятельности, нарушению дисциплины и прогулам. Это правило требует от администрации так развивать производственную сферу, чтобы технология не вступала в конфликт с человеческими потребностями.
Смотреть галерею
Потребность в самопознании
Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:
с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;
с помощью искусства. В нем заключается стремление к образному, прямому, личностному восприятию мира. Целью подобного познания выступает понимание правды жизни, получение достоверных знаний. Отличительная черта заключается в субъективности. Во всех проявлениях искусства представляется субъективный взгляд на мир, жизнь. Главная проблема всех типов искусства – это человек, мысли, чувства, эмоции и поступки. В данной сфере принимает участие много творческих личностей. По этой причине искусство становится одним из ресурсов для познания людей; с помощью религии. Практические все жители планеты живут с религиозным ощущением и пониманием мира
И по этой причине важно иметь представление о религиозном и научном видении мира; с помощью собственного опыта (полученного в обществе или в процессе работы). Это относится к пониманию окружающих и самого себя
FAQ Базовые психологические потребности и воспитание ребенка
Базовые психологические потребности – это внутренние психологические ресурсы, необходимые для психологического роста, целостности и благополучия.
Всего таких потребности три: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.
Автономия заключается в способности определять свое поведение, выражать свою волю, действовать в соответствии со своим внутренним Я и своими ценностями.
Компетентность тесно связана с врожденным желанием эффективно взаимодействовать с окружающей средой, а также использовать и развивать свой потенциал.
Связанность представляет собой тягу к общению с другими людьми, качественные отношения и заботу о них.
Удовлетворение этих трех базовых психологических потребностей является важным условием, определяющим оптимальное функционирование, здоровое развитие личности, а также приводит к повышению субъективного благополучия, снижению стресса и другим положительным изменениям.
С точки зрения процесса воспитания, важным моментом является то, что удовлетворение потребностей ведет к повышению внутренней мотивации ребенка.
Она помогает ему проявлять интерес у к учебе и получать более высокие оценки, а также быть более эффективным в других областях жизни.
Напротив, фрустрация базовых психологических потребностей приводит к снижению психологического благополучия и ухудшению эффективности деятельности.
Стили воспитания по-разному влияют базовые психологические потребности ребенка.
Так, авторитарный подход родителей, выражающийся в установлении жестких требований к поведению ребенка без ориентации на его цели и ценности, приводит к фрустрации потребностей.
Авторитетный стиль, напротив, помогает детям проявить себя и приводит к удовлетворению психологических потребностей.
Среди трех потребностей наиболее изученной является автономия.
Поддерживающий автономию стиль воспитания заключается в том, что родители внимательно относятся к нуждам и желаниям ребенка, поддерживают его инициативу, позволяют принимать решения и решать задачи самостоятельно.
Родители интересуются жизнью ребенка, его увлечениями и эмоциональным состоянием.
При этом такой стиль воспитания в большей степени важен для мам, нежели чем для пап.
Поддерживающий автономию стиль воспитания позволяет детям интернализировать социальные нормы и правила поведения, например, уборка комнаты или выполнение домашних заданий.
Это происходит за счет того, что родители предоставляют ребенку объяснения, почему необходимо вести себя так, а не иначе.
Дети, в свою очередь, лучше понимают то, что от них требуется, и делают нормы и правила частью своей жизни.
Поддержка автономии ребенка в раннем детстве (от 6 мес до 3-х лет) положительно влияет на развитие исполнительских функций.
Они представляют собой совокупность когнитивных навыков, позволяющих абстрагироваться от раздражающих стимулов и сдерживать автоматическое поведение, удерживать и манипулировать информацией в голове, а также гибко менять фокус внимания.
А развитые исполнительские функции, в свою очередь, позволяют детям лучше учиться в школе.
Наряду с этим такой стиль воспитания приводит к снижению агрессии детей в возрасте от 6 до 9 лет.
Поддерживающий автономию стиль воспитания также помогает подросткам в возрасте от 14 до 17 лет ориентироваться в большей степени на свои внутренние жизненные цели.
Такие цели связаны с психическим развитием, самопринятием, субъективным благополучием и физическим здоровьем ребенка.
Родители подростков (от 13 до 17 лет), испытывающих серьезные проблемы с контролем своих эмоций и поведения, с помощью поддержки автономии помогают детям снизить негативные эмоции во время выполнения монотонной деятельности.
За границей проводятся разнообразные вокршопы, например, «How to Talk so Kids Will Listen to and Listen so Kinds Will Talk».
Исследования показывают, что участие в таких программах позволяет развить навыки использования поддерживающего автономию стиля воспитания.
В Москве проходит мастер-класс «Позитивное родительство», на котором можно узнать подробнее не только о базовых психологических потребностях ребенка, но о новых открытиях из мира детской психологии, познакомиться с современными методиками воспитания, а также освоить передовые практики общения с ребенком.
Pricing table does not exist. Please check your shortcode.
FAQ Психология и физическая активность
FAQ Эмоциональная регуляция
FAQ Обратная связь в романтических отношениях
Базовые социогенные потребности
Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:
- Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
- Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
-
Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения. Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.
Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.
Потребность в удовлетворении эстетического начала
Клинические наблюдения Маслоу привели его к выводу: потребность в удовлетворении эстетического начала у некоторых людей проявляется сильнее чем у других. Лишенные эстетических удовольствий, погруженные в мир уродливых вещей и грубых, невоспитанных людей, такие индивидуумы в буквальном смысле слова заболевают. Лучшим лекарством для них становится возможность вновь соприкоснуться с теми ценностями, которые им внутренне близки. Интересно, что эстетические потребности проявляются у практически каждого здорового ребенка.
Свидетельства существования эстетических потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с его рождения. Этот вид потребностей тесно связан с когнитивными и конативными потребностями и неотделим от них. Внешне потребность в эстетическом удовлетворении может проявлять себя очень похоже – в стремлении к порядку, симметрии, законченности, структурированности, системности.
В своих крайних проявлениях эти потребности могут представлять для психиатра повод для беспокойства, поскольку: «… если мы видим, что человек вполне осознанно испытывает непреодолимое желание поправить картину, которая по его мнению висит не идеально ровно, то так ли однозначно можно интерпретировать эту его потребность? (А. Маслоу)».
Что такое потребности?
У каждого человека есть необходимость что-то иметь. То есть у него возникает потребность, которая требует удовлетворения. Если он не получит того, что хочет, то будет чувствовать себя дискомфортно в физиологическом и психологическом плане.
Если вам хочется есть, то вы будете не только испытывать чувство голода. Мысли начинают вертеться вокруг пищи, ухудшается физическое и психологическое состояние, могут появиться злость и раздражение. Но настроение сразу улучшается после приема пищи. Потребность удовлетворена и жизнь кажется намного лучше.
Синонимы к слову «потребность» – необходимость, нужда, спрос. То есть потребность представляет собой спрос на предметы, функции, людей. Неудовлетворенные потребности — это внутренние возбудители активности. В разных ситуациях они проявляют себя по-разному.
Любой человек имеет определенный набор потребностей. Причем базовые потребности у всех индивидуумов похожи. Различие состоит только в их силе и количестве.
Количество потребностей зависит от той среды, в которой вырос человек. Если, к примеру, он воспитывался в семье музыкантов, то музыка будет для него неотъемлемой частью жизни
Если же человек вырос в проблемной семье, где даже не всегда был сыт, для него важное значение будут иметь самые основные потребности: в пище, сне, отдыхе, сексе
Когда человек испытывает потребность в чем-либо, то он начинает искать возможность избавиться от этой необходимости. Когда же получает желаемое, испытывает удовлетворение и удовольствие.
Голод заставит идти в магазин или кафе, покупать еду. Но вот потребность удовлетворена, и уже хочется совсем другого, например, вздремнуть. После возникнет потребность, поболтать с друзьями, заняться творчеством и т.п. Конца потребностям не будет. Они появляются у новорожденного малыша и заканчиваются только в момент смерти.
Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
Виды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания. Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека
А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Потребности и мотивы, интересы
Потребность – это нужда человека в неком благе, которое он получает из внешнего мира. Чтобы его получить, возникает мотив – побуждающая сила, которая толкает человека на достижение этого блага. Потребность становится причиной для развития мотива, однако они являются не одним и тем же явлением. Потребность заставляет себя достигать, а мотив побуждает человека действовать.
При этом потребность теряет свою значимость, когда человек ее удовлетворяет. Она может со временем снова проявиться, а может и навсегда исчезнуть. Мотив же является силой, которая зависит от серьезности причин, почему человек желает достичь того или иного.
Мотив и цель – это разные вещи. Однако порой мотив становится самой целью, то есть человек не достигает цели, а просто постоянно совершает одни и те же действия ради самого процесса их совершения.
Интерес также базируется на потребностях личности. Интересом является направленность, которая зависит от того, на что ориентирован человек.
Психологическая структура потребности
В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:
- Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
- Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется. Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.
Ведущие потребности личности
В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.
Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».
В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.
Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:
- Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
- Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
- Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
- Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
- Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
- Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.
Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.
Понятие иерархии
Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу. Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде пирамиды, которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.
Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.
Он утверждал, что физиологические потребности являются базовыми. Общество, в котором все сыты, и никто не имеет даже малейшего повода для тревоги, психолог назвал идеальным. Голодный человек не нуждается в любви. Однако влюблённым всё равно нужно регулярно питаться.
Примечательно, что определение сытости Маслоу использовал в достаточно широком смысле. Под ней он подразумевал не только достаток пищи, но и сна, воды, кислорода, секса. Ниже представлена классификация человеческих потребностей по Маслоу.
Врождённые или первичные
На первом уровне находятся жизненно важные потребности людей. Это потребности, присущие человеку, как живому существу. Они включают в себя необходимость удовлетворения следующих нужд:
- чувство голода,
- необходимость дыхания,
- жажда,
- отдых,
- необходимость в жилище, одежде,
- продолжение рода,
- двигательная активность.
Маслоу утверждал, что бедный человек в первую очередь испытывает необходимость в удовлетворении базовых или биогенных (естественных) потребностей. Выбирая между уважением и едой, большая часть людей отдаст предпочтение последнему варианту.
Второй уровень происходит из потребности индивидуума в безопасности. Он содержит в себе такой перечень нужд:
- безопасность существования,
- стабильность условий,
- гарантия занятости,
- комфорт существования,
- уверенность в своём будущем.
Когда человек сыт и не имеет проблем со здоровьем, он начинает испытывать острую нужду в безопасности. Такой индивидуум стремиться к разумному порядку в жизни и прогнозируемости своего будущего.
Приобретённые или вторичные
На третьем уровне расположены социальные потребности. Под ними подразумеваются:
забота о членах общества,
внимание к себе,
привязанность к близким,
социальные связи,
участие в совместных проектах.
После того как первичные потребности удовлетворены, человек начинает испытывать нужду дружеских, любовных и семейных отношениях.
Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.
Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:
- уважение со стороны других членов общества,
- признание окружающими людьми,
- достижение успеха в профессиональной сфере деятельности,
- оценка способностей,
- самоуважение,
- движение вверх по служебной лестнице.
Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.
Духовные потребности находятся на пятом уровне. Здесь находятся:
- самоидентификация,
- самовыражение,
- самореализация,
- самоутверждение,
- саморазвитие.
Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены.
В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.
Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.
Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей, в соответствии с которой они живут.
Различия между низшими и высшими
Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела.
Необходимость в базовых условиях для выживания , еде, воздухе, воде , определена самой природой.
В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки, необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.
Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации , это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.
Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите
На самом деле мы уже указали, какими способами можно это различить. Но чтобы вам было проще, вы можете задать себе следующие вопросы:
Смогу ли я прожить без этого? Например, покупка дорогого платья не является необходимостью
Так, вы можете оставить это желание и купить его тогда, когда материальных ресурсов будет больше;
Что мне это даст? Такой вопрос помогает объяснить самому себе истинную природу вашего наваждения;
Ограничу ли я себя этим приобретением? Здесь важно понимать, что ваши желания никак не должны конкурировать с потребностями. Поэтому определяйте, что для вас приоритетнее.
Многие люди не осознают своих потребностей, поэтому часто чувствуют себя несчастными