Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние
- трудовое воспитание;
- личный пример;
- физическое воспитание;
- саморазвитие;
- морально-этическое воспитание;
- правильное формирование привычек.
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются
- культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;
- личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
- общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
- литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора
- физиологические (пол, темперамент);
- социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
- личностные (саморазвитие, самовоспитание).
Первым этапом развития характера является раннее младенчество
На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом
Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.
Черты характера
Устойчивые свойства психики — «протоптанные нейронами дорожки» — это и есть черты характера. Они проявляются с завидным постоянством и позволяют делать прогнозы в поведении человека. Так, зная скупость сотрудника, нетрудно предположить, что он не займёт денег до получки. А тот, кто сейчас шепчет вам на ушко очередную сплетню, завтра будет говорить гадости и про вас. Однако не все оттенки поведения личности являются для неё важными, судьбоносными.
Доминантные черты
Американский психолог Гордон Олпорт черты характера объединил в три категории:
Доминирующие — определяют стержень личности, обнаруживаются в системных взаимоотношениях с миром: эгоизм — альтруизм
Обычные — проявляются в повседневной жизни: честность — двуличность
Второстепенные — проявляются в различных сферах деятельности: старательность, послушание, любовь к чтению
Приоритетные черты характера особенно ярко проявляются в критических ситуациях, когда нет времени на раздумывание, человек действует на «автомате». К примеру, в обычной обстановке все люди предпочитают надевать на себя маску скромности, некоторые искренне считают себя таковыми. Но когда хвалят других, они вдруг выходят из себя, начинают перечислять свои заслуги и достижения, обнаруживают глубоко скрытое тщеславие.
Психическая сфера проявления характера
Второй способ классификации характерных черт личности — по проявлению устойчивых психических свойств.
Интеллектуальные черты — любознательность, находчивость, легкомысленность, рассеянностьЭмоциональные — жизнерадостность, сентиментальность, угрюмость, бесстрастностьВолевые качества — настойчивость, смелость, трусость, покорностьНравственные черты — справедливость, отзывчивость, чёрствость, жестокость
Положительные качества формируются только в том случае, если личность заинтересована в их приобретении. Насильно интеллектуальные свойства навязать невозможно. Все черты характера, связанные с психическими свойствами человека — это результат его свободного выбора в детстве и юности.
Системные черты характера
Стержневые качества личности определяют её отношения с миром, накладывают печать на её поведение.
В отношении к самому себе доминантными являются проявления гордости на одном полюсе и противоположного ему качества — смиренияХарактеризуя связи с другими людьми, надо обращать внимание на коммуникативность или замкнутость в себе, альтруизм или эгоизмВ отношении к работе — главными качествами являются трудолюбие или леньСвязь с объектами окружающего мира проявляется в таких чертах, как бережливость и аккуратность или неряшливость и расточительность
Создать чёткий портрет человека в соответствии с его характером трудно ещё и потому, что не всегда ясны истинные мотивы поступков. Борцы за справедливость, бравирующие своей принципиальностью, вполне могут оказаться элементарными завистниками, равнодушными ко всему, кроме собственной выгоды. А замкнутые молчуны обнаружат смелость и находчивость в минуту решительных действий. Французский писатель В. Гюго сказал по этому поводу:
Характеристика типов темперамента
- Характерные черты человека данного вида:
- активность;
- быстрое реагирование на изменения;
- легкое переживание неудач.
Работник-сангвиник обладает:
- энергией;
- быстрой речью;
- долго не устает.
Минусы такого работника:
- не может быть сосредоточенным долгое время;
- относительная невнимательность.
- Человек обладает следующими качествами:
- порывистость;
- страсть;
- неуравновешенность;
- склонность к эмоциональному переживанию;
- склонность к резкой смене настроения.
Работник-холерик обладает:
- высокой продуктивностью;
- качеством самостоятельного преодоления трудностей;
- качеством большого количества и громкого говорения.
Минусы:
- чрезмерная поспешность;
- склонность к нервным срывам.
- Человек обладает следующими качествами:
- медлительность;
- невозмутимость;
- стабильность настроения;
- скрытость душевного состояния.
Работник-флегматик обладает:
- уравновешенностью;
- вдумчивостью;
- пунктуальностью;
- кропотливостью;
- качеством тщательной работы.
Недостатки:
- медлительность;
- инертность;
- затруднения в «переключении» на другую деятельность.
- Человек обладает следующими качествами:
- ранимость;
- глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
- скрытость душевного переживания;
- тихий тембр голоса;
- смущение.
Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.
Минусы:
- не обладает качествами лидера;
- критиковать необходимо наедине.
Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.
Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента
Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:
- эффективному управлению работы;
- предотвращению неудач;
- предотвращению конфликтов.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Структура личности
Структура личности это сочетание между собой различных качеств характера, талантов, способностей, степени эмоциональности, реакций на внешние события, темперамента, силы воли, ощущений и восприятий, интересов и убеждений. Этих свойств и различий множество, поэтому есть некая структура, чтобы разделить их.
-
Первый уровень. Здесь находятся все врождённые свойства психики, а также половые и возрастные, то есть качества данные природой.
-
Второй — это способности, таланты, сознание, память, то есть те качества, которые зависят от врождённых факторов и их развития.
-
Третий — это индивидуальный опыт, в который входят знания, сформированные в процессе жизни.
-
Четвёртый и самый высокий формируется на протяжении всей жизни, это направленность личности, накопленный опыт и знания, интересы, взгляды, убеждения и мировоззрения, сформировавшийся характер. Этот уровень максимально связан с воспитанием, уставом и традициями семьи, обществом и его идеологией, в котором вырос и находится человек.
Необходимо различать эти уровни, чтобы охарактеризовать личность. Отличия между людьми огромны и разносторонни, так как на каждом уровне есть большие различия интересов, умений, взглядов, ценностей, характера, поэтому порой сложно понять поступки и слова другого человека. Для этого необходимо обладать достаточными знаниями и хорошей наблюдательностью, опытом. Рассмотрим теперь свойства личности и их особенности.
Характер и его черты
Черта характера – важная часть личности, это стабильное качество, которое определяет взаимодействие человека и окружающей реальности. Это определяющий метод разрешения возникающих ситуаций, поэтому психологи рассматривают черту натуры, как прогнозируемое личностное поведение.
Разнообразие характеров
Особенности нрава человек приобретает в процессе всего жизненного срока, нельзя относить отдельные черты натуры к врожденным и характерологическим. Чтобы проанализировать и дать оценку личности, психолог не просто определяет совокупность индивидуальных особенностей, но и выделяет отличительные их признаки.
Но, определяя, оценивая человека, изучая черты поведения в социальном плане, психолог использует и знание содержательной направленности натуры. Оно определяется в:
- сила-слабость;
- широта-узость;
- статичность-динамичность;
- цельность-противоречивость;
- целостность-раздробленность.
Такие нюансы и составляют общую, полную характеристику определенного человека.
Человек – биосоциальное существо
Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.
К биологическим относят:
- тело человека, мозг;
- инстинкты;
- биологические потребности: в пище, сне, жилище.
К социальным относят:
- членораздельная речь, мышление, целеполагание, умения человека;
- потребность в общении;
- потребность в получении новых знаний.
Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
- эти качества противопоставлены друг другу;
- находятся в неразрывном сочетании.
Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.
Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.
Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.
Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.
К таким ролям относятся:
- родитель;
- ребенок;
- работник;
- покупатель;
- пешеход;
- водитель и другие.
Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил. Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.
В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.
Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.
Личность: определение понятия
Термин личность созвучно с английским словом персона. Изначально это слово означало маски, надеваемые актёрами в Древнем Риме. Это свидетельствует о том, что слово личность несёт в себе социальную составляющую уже на протяжении многих лет. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей, и каждый раз он подсознательно надевает некую маску, в соответствии с ситуацией и тем, кто находится рядом.
В целом личность представляет собой единство всех социальных свойств человека, результат включения в общество и систему социальных отношений. В психологии личность – это человек с определённым набором качеств, которые определяют его поведение и поступки, отношения и взаимодействие с другими людьми.
Часто понятие личность широко используется вместе с таким термином, как индивид. Эти понятия не являются тождественными. Каждый родившийся человек уже является индивидом, но для того, чтобы стать личностью, ему необходимо находиться и развиваться в социуме, изучать его ценностно-нормативную систему, функции
Для развития социального «Я» важно включенность человека в разные социальные группы, постоянно взаимодействовать с другими людьми
Дополнительные качества человека
Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.
Определение 8
Экстраверты – люди, ориентированные на общество.
Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:
- импульсивность;
- инициативность;
- гибкость поведения;
- общительность.
Определение 9
Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.
Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:
- необщительность;
- замкнутость;
- социальная пассивность;
- самоанализ.
Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.
Определение 10
Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.
Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:
- знания;
- умения;
- быстрота овладения навыками;
- прочность.
Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.
Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.
Определение 11
Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.
Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.
Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.
Определение 12
Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.
Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:
- материальные;
- духовные.
К материальным потребностям относят:
- одежду;
- продукты питания;
- и т.д.
К духовным потребностям относят:
- книги;
- образование;
- и т.д.
Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:
- организма;
- общества;
- социальной группы;
- и т.д.
Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.
Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.
Вывод
Мотивы характеризуют личность.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Какие бывают типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.
Тип характера | Его характеристики |
Оральный | У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка. |
Мазохистский | Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты. |
Истерический | Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания. |
Шизоидный | Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения. |
Психопатический | Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами. |
Нарциссический | Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство. |
Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).
Можно выделить еще одну типологию характеров
Тип характера | Его характеристики |
Гипертимный | Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя. |
Дистимный | Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны. |
Возбудимый | Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны. |
Застревающий | Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям |
Тревожный | Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку. |
Демонстративный | Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны. |
Как узнать, сильная ли я личность?
Между категориями «сильная» и «слабая» личность есть множество промежуточных вариантов. Подавляющее большинство людей имеют хорошие задатки, чтобы стать сильной личностью, но кому-то не хватает силы воли, кому-то — уверенности, а кому-то мешают завышенные требования к себе
Пройдите наш тест и определите, на какую часть своей личности стоит обратить внимание
Тест состоит из 4-х блоков, в каждом из которых 5 утверждений. Прочитайте их и ответьте «согласен, чаще всего так» или «не согласен, такое бывает очень редко».
1-й блок |
Я часто бросаю начатое и жалею об этом. Мне часто сложно заставить себя сделать что-то необходимое. У меня есть давно начатые и незавершённые дела, из-за которых мне неловко. Я много раз бросал курить/пить/переедать или пытался начать заниматься спортом/правильно питаться, но у меня ничего не получилось. Мне сложно остановиться, если я вступил в спор или перепалку. |
2-й блок |
Я могу отказаться от одежды/вещи, которая мне нравится, если она не нравится окружающим. Я могу сделать что-то, чтобы понравиться окружающим, даже если это будет во вред мне самому. Мне кажется, что я хуже, чем другие люди. Меня легко переубедить, даже если мне кажется, что я прав. Чаще всего мне сложно аргументировать своё мнение, я теряюсь и говорю сбивчиво, особенно если оппонент активный и напористый. |
3-й блок |
Я не смог достичь чего-то в жизни, потому что меня неправильно воспитывали. Я ответственный, но мне постоянно что-то мешает выполнять задуманное или обещанное. Я несу ответственность за всё, что происходит в моей жизни. Иногда мне кажется, что я неудачник или что у меня неудачная судьба. Я часто советуюсь с окружающими, прежде чем принять какое-то решение. |
4-й блок |
Мне кажется, что окружающим нечему меня учить, я и сам прекрасно всё знаю. Я считаю, что верная информация всегда простая и доступная. Я верю всему, что говорит авторитетный для меня человек, ведь он уже завоевал моё доверие. Я склонен верить тому, что говорят по телевизору или пишут в газетах. Я верю в приметы, потому что у меня они всегда сбываются. |
Проанализируйте свои ответы.
1-й блок отвечает за силу воли.
2-й блок — за уверенность в себе.
3-й блок — за чувство ответственности.
4-й блок — за критичность мышления.
Чем больше ответов «согласен, чаще всего так» в каждом блоке, тем больше внимания мы рекомендуем уделить этой стороне вашей личности. Однако помните, что тест только ориентировочный, для более точного определения слабых мест лучше воспользоваться помощью специалиста.
Типы характера
Типы характера человека
В психологии существует множество теорий различного направления. Большинство из них относятся к характеру человека, которые подразделяются на несколько типов.
Теория Кречмера
Немецкий ученый разделил личность и характер человека на 3 основные группы, в каждой из которых выделил людей с определенными физиологическими данными:
- Астеники обладают худощавым телосложением, тонкими руками и ногами, ослабленной мускулатурой. Индивиды соответствуют типологии Кречмера и обладают характером человека шизотимического типа. У таких людей присутствует упрямство, низкий уровень адаптации к изменениям окружающей среды, замкнутость.
- Атлетики обладают стабильно крепким мускулистым телом. Личности характеризуются спокойствием, ответственностью, практичностью, властностью. Иногда проявляют сдержанность и доброту.
- Пикники имеют достаточно плотную фигуру. У большинства таких людей преобладает избыточный вес. Пикники обладают крупной головой, короткой шеей и мелкими чертами лица. В характере отмечается общительность и мгновенная адаптация к изменяющимся условиям.
Теория Юнга
Швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнга создал простую и в тоже время глубокую классификацию характеров, выражающуюся во взаимодействии сознательного и бессознательного. Ученый выделил людей в психологии по характеру следующим образом:
- Экстраверты занимаются деятельностью и проявляют эмоциональные реакции, которые зависят от окружающего мира, людей и событий. Такие люди приятные и общительные собеседники, веселые, открытые, позитивные. Экстраверты стараются участвовать во всех направлениях своей жизнедеятельности и совершенно не задумываются о собственном здоровье.
- Интроверты в большинстве случаев опираются на собственные ощущения, переживания и волнения. Окружающим людям довольно сложно понять такую личность. Интроверты обладают замкнутостью, мнительностью, чувством одиночества, стремлением анализировать все события и обстоятельства.
- Амбиверты характеризуются индивидуальными психологическими особенностями и комплексом характеров, относящихся к экстравертам и интровертам. Такие люди являются изумительными аналитиками, обладающие тонкой душой и склонные к желанию побыть в одиночестве. В характере присутствует харизма, юмор, остроумие.
Теория Гиппократа
Античный врач и мыслитель Гиппократ является основным создателем идей человеческой сущности и жизнедеятельности. Разработанные Гиппократом концепции постоянно пересматривались и изучались. Спустя несколько веков назад подтвердилась его теория, заключающаяся в психологической классификации характера человека:
- Холерики являются страстными, вспыльчивыми, а иногда агрессивными личностями. Они не умеют контролировать свои эмоции и реакции при воздействии раздражающих факторов окружающего мира. Холерики подвержены регулярным вспышкам гнева, резкой смене эмоционального состояния и внезапным изменениям в поведении.
- Сангвиники характеризуются весельем, позитивом, активной подвижностью, устойчивым эмоциональным фоном и быстрыми реакциями на внешние факторы. Такие люди обладают целеустремленностью и продуктивностью.
- Флегматики считаются стабильно сдержанными людьми, у которых отсутствует проявление собственных эмоций. Подобные личности обладают уравновешенной психикой, упорством и настойчивостью в профессиональной деятельности.
- Меланхолики обладают впечатлительностью, стабильной ранимостью, переживаниями по поводу собственных неудач. При возникновении раздражающих факторов меланхолики проявляют резкие и вспыльчивые реакции.
Виды черт характера у человека
Для упрощения определения характера человека, в психологии разделяют виды черт в соответствии с их направленностью. Таким образом выделяют следующие группы:
Социальные
Социальный характер представляет собой четко выраженную систему направленности личности. Формирование социального характера и присущих ему черт происходит в процессе адаптации человека к социальной среде. К социальным чертам относят:
Экстраверсия. Данная черта предполагает общительность, настойчивость, открытость у человека. Он, как правило, открыт для всего нового и легко заводит друзей. Это условная “живая вечеринка” в компании, которая точно может стать душой компании и быть в центре внимания. Именно эта черта закладывается при первичной социализации человека в семье, то есть в процессе воспитания и коммуникации. Это крайне интересная черта характера, которая требует дополнительного изучения со стороны читателей и психологов.
Социальные факторы проваляются в процессе социализации
Эмоциональные
Под эмоциональными чертами подразумевают эмоциональную устойчивость, стабильность, преобладание определенного настроения. Эти черты связаны с уровнем принятия или непринятия воздействий, независимо от того, чем они обусловлены. Воздействия других людей, объектов, окружающей действительности. Такими чертами являются:
- Впечатлительность;
- Жизнерадостность;
- Сентиментальность;
- Страстность, экспрессивность;
- Вспыльчивость;
- Патриотизм;
- Гуманность;
- Доброжелательность;
- Оптимистичность.
Эмоции – одна из важнейших составляющих вашей личности
Волевые
Волевые черты проявляются вследствие сознательного регулирования поведения, отношения личности к деятельности. Определяют поведение личности в ситуациях, связанных с преодолением.
К волевым чертам относят:
- Самостоятельность;
- Решительность;
- Самообладание;
- Дисциплинированность;
- Организованность;
- Ответственность;
- Смелость;
- Выдержка.
Интеллектуальные
Это стойкие особенности умственных способностей личности. Интеллектуальные черты характеризуют отношение человека к познанию, творчеству. По этим чертам определяется склад ума, гибкость интеллекта, скорость мыслительных процессов, творческий подход. Сюда входят:
- Наблюдательность;
- Любознательность;
- Оригинальность, креативность;
- Продуктивность ума;
- Рассудительность, вдумчивость, осмотрительность.
Ваши умственные способности влияют на то, как будут проявлять ваши иные черты
Моральные
Моральные качества характера способствуют личностному самоопределению человека и представляют собой совокупность ценностей, мировоззрения, внутренних убеждений.
- Воспитанность, культура речи;
- Доброжелательное отношение к людям;
- Уважение;
- Аккуратность;
- Справедливость;
- Преданность.
По отношению к самому себе
По отношению к себе выделяют следующие черты:
- Самокритичность;
- Чувство собственного достоинства;
- Эгоизм;
- Эгоцентризм. Данная черта характера предполагает, что человек не может принять позиции других людей. Такие люди зациклены на собственном мнении и не готовы жертвовать им ради мнения или позиции других людей. Эти люди всегда уверены в своей правоте. Даже тогда, когда это не имеет практических оснований;
- Скромность;
- Тщеславие;
- Самомнение.
По отношению к окружающим
- Циничность. Если человек обладает такой чертой характера, то он, как правило, отрицает такие чувства как: любовь, сочувствие, бескорыстие и т.д. Это люди, которые смотрят исключительно на факты и часто отталкиваются от негативным сторон характера человека.
- Мизантропия. Данная черта характера является более приобретенной, то есть вторичной. Мизантропы презирают людей из их малые слабости и пороки. Эти люди не могут терпеть большие скопления людей и тесное общение с кем-либо, так как они видят во всех слабых особей;
- Отзывчивость;
- Замкнутость;
- Заботливость;
- Тактичность;
- Грубость;
- Вежливость.
По отношению к деятельности
По отношению к деятельности, труду выделяют входят черты, определяющие человеческую активность, в том числе и психомоторные черты:
- Энергичность;
- Активность;
- Неуклюжесть;
- Медлительность;
- Трудолюбие;
- Добросовестность;
- Лень;
- Аккуратность.
Черты характера в совокупности формируют неповторимую личность
Качества сильной личности
Для начала определимся, какие же качества отличают сильную личность от обычного человека.
Уверенность в себе и инициативность
Самое важное качество. Сильная личность трезво оценивает свои способности и перспективы, смело проявляет себя и не погружается в уныние, сталкиваясь с ограничениями
Сильная личность имеет активную жизненную позицию.
Умение налаживать отношения с окружающими и располагать их к себе. Сильная личность умеет разговаривать и договариваться с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы окружающих.
Ответственность. Сильная личность умеет нести ответственность за свои поступки и решения, но при этом не берёт на себя ответственность за чужие.
Способность учиться на своих ошибках. Как и любой человек, может ошибаться, но ошибки воспринимает как способ стать сильной и уверенной личностью, а не как провал всей жизни.
Открытое выражение и проявление своих чувств. Сильная личность прекрасно разбирается в своих эмоциях, понимает, чем они вызваны. Умеет открыто озвучивать свои переживания: недовольство, сомнения, грусть, злость и другие эмоции.
Автономность. Сильная личность понимает, что она — отдельный и полноценный человек, который не должен сливаться с другими людьми в единое целое. Такая личность может постоять за себя и защитить свои границы.
Яркая индивидуальность. Сильная личность не боится отличаться от других людей, она знает, что право быть собой — неотъемлемое право любого человека.
Отсутствие зависти. Сильная личность не завидует чужим успехам и способна радоваться за других.
Привычка действовать. Сильная личность умеет ставить цели, достигать их и даже менять их в середине пути, если вдруг становится ясно, что изначальная цель ошибочна.
Самосовершенствование. Сильная личность никогда не останавливается в развитии. Честно отдает себе отчет, какие качества и навыки нужно развить и действует в этом направлении.
Умеет четко ставить цели и настойчиво их достигать. Точно знает, к чему стремится, идет к желаемому, несмотря на препятствия.
Жизнерадостность. Нет, это не значит, что сильная личность с утра до вечера только улыбается и носит розовые очки. Однако такие люди знают, как радоваться жизни, как быть оптимистичными и не опускать руки в случае неудачи.
Научитесь 12 качествам сильной личности