Основные виды мышления человека, их характеристики и особенности

Индивидуальные особенности мышления

1. самостоятельность (проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами. Творческий характер мышления выражается именно в самостоятельности).

2. гибкость, заключается в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе решения, и которые не удалось учесть с самого начала.

3. быстрота мышления.

14

Особенности логического исследования мышления человека

… С точки зрения философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации …

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… решающее значение имеют все же последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить …

По предмету: Эволюционная психология

… Например, выявляются конкретные области мозга, отвечающие за те или иные аспекты наших моральных суждений. В частности, обнаружилось, что у людей … разум человека произошли путем эволюции от более ранних приматов. Способ человеческого мышления …

Влияние людей друг на друга

… отрицательные образы, ассоциации. Техника влияет на стереотипность человеческого мышления. Умелое использование этой техники позволяет удачно манипулировать группами людей. 3. Техника дезинформации или фальсификации данных. В этой технике …

Старение и продолжительность жизни человека

… в силах бороться. Например, молодой человек может быстро оправиться от пневмонии, тогда как для человека пожилого возраста она … количество теорий, которые пытались объяснить старение. Например, в известном обзоре литературы по этому вопросу, …

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Основные формы мышления (И. В. Дубровина)

Суждение

— это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений меж­ду предметами или явлениями, между теми или иными признаками их.

Иные словами, суждение — это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает нали­чие определенной связи во времени между двумя явлени­ями в природе. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вок­руг солнца» — истинное, а суждение «Все вы хорошо сда­дите экзамен по психологии» — проблематичное. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не являет­ся безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза — яркий пример необходимости проверять и до­казывать высказанное суждение. Работа мысли над сужде­нием, направленная на установление и проверку его ис­тинности, называется рассуждением.

К суждениям мы приходим как непосредственно, ког­да в них констатируется то, что воспринимается («В ауди­тории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем — через умозаключения.

Непосредственное суждение: «Мальчик ест яблоко». Опосредованное сужение: «Собака — животное».

Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.

Истинные суждения

о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть — проводник электри­чества», «Москва — столица России».

Ложные, или ошибочные, суждения

выражают незнание: «Дважды три — восемь».

Предположительными

называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соот­ветствовать действительности, а могут и не соответство­вать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».

Иметь суждение — это значит что-либо утверждать или отрицать: «Этот стол — деревянный».

Умозаключение

— форма мышления, позволяющая че­ловеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными сло­вами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений — индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле­ниях, что дает возможность найти в них существенно сход­ное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих пред­метов и явлений, делают новый общий вывод, или заклю­чение, устанавливают общее правило или закон. Напри­мер, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить но­вое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция — такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле­довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений — индукция и дедукция — тес­но связаны друг с другом. Сложные процессы рассужде­ний всегда представляют собой цепь умозаключений, в ко­торых оба вида выводов переплетаются и взаимодейству­ют.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский , 2004. — 464 с. С. 175-176.

Как определить тип?

Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.

Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.

Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить &#171,да&#187, или &#171,нет&#187, в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.

После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:

  • от нуля до двух баллов слабый,
  • от трех до пяти средний,
  • от пяти до восьми высокий.

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1

Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

Закон тождества

Первый и наиболее важный закон логики – это закон тождества, который был сформулирован еще Аристотелем.

Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной и точной, простой и определенной.

Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность и т. п.

Например, смысл простого на первый взгляд высказывания «Студенты прослушали лекцию преподавателя» непонятен, потому что в нем нарушен закон тождества. Ведь слово «прослушали» можно истолковать двояко: то ли студенты внимательно слушали преподавателя, то ли все пропустили мимо ушей.

Получается, что высказывание было одно, а возможных значений у него два, вследствие чего нарушается тождество: 1 ≠ 2. Другими словами, в приведенном высказывании смешиваются (отождествляются) две различные (нетождественные) ситуации.

Если закон тождества нарушается непроизвольно (по незнанию или по невнимательности), тогда возникают просто логические ошибки. Если же это делается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, то это уже не просто ошибки, а софизмы, о которых мы писали выше.

Интересен факт, что многие смешные афоризмы, анекдоты, задачи и головоломки построены именно на нарушении логического закона тождества. Например:

***

Не стой где попало, а то еще попадет.

***
– Я сломал руку в двух местах.

– Больше не ходи в эти места.

***

– Зачем (за чем) вода в стакане?

– Чтобы ее пить.

– Нет, за стеклом!

***

Расстройства мышления по форме

В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.

Нарушения по темпу:

  • Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
  • Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.

Нарушения стройности мышления:

  • Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
  • Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.

>> Социальный конфликт: понятие и причины, способы разрешения

Нарушение целенаправленности мышления:

  • Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
  • Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
  • Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
  • Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
  • Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.

Расстройства мышления по содержанию

  • Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
  • Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
  • Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
  • Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.

Виды мышления

Мышление в психологии делится на теоретическое и практическое. Первое решает задачи посредством теоретических понятий, а второе – применяется для практических умозаключений.

Виды мышления по форме:

  • Наглядно-действенное, когда задача решается путем физического изменения условий конкретными действиями.
  • Наглядно-образное, когда задача решается в воображении путем представления и изменения всех составляющих.
  • Абстрактно-логическое, когда задача решается с помощью логики и понятий путем словесного воспроизведения и обсуждения.

Виды мышления по способу решения:

  • Теоретический. Мышление носит теоретический характер. Результаты такого труда являются теоретическими знаниями. Например, разработка законов, положений, принципов.
  • Практический. Мышление преобразует теоретические познания в практические. Теория преобразуется в практические дела и дает реальные результаты.

Виды мышления по новизне:

  • Репродуктивное. Решение задачи известным способом, воспроизведение старых методов и результатов.
  • Продуктивное. Создание новых способов обработки информации, получение неизвестных ранее результатов.
  • Интуитивное. Происходит автоматически на подсознательном уровне. Возможно только при наличии теоретических знаний, отработанных навыков и большого жизненного опыта.
  • Дискурсивное. Высокоэффективное мышление. Производится последовательное, логическое осмысление задачи с несколькими вариантами решения.
  • Эмпирическое. Малопродуктивное мышление. Основано на собственном практическом и жизненном опыте. Не использует преимущества теоретического и практического видов мышления. Не выявляет суть и связь предметов, явлений.

Виды мышления в зависимости от особенностей:

  • Техническое. Направлено на решение профессиональных технических задач.
  • Конструктивное. Отличается постановкой конкретной задачи, целенаправленностью на ее решение, абстрагированием от посторонних мыслей и эмоций, позитивным настроем, разделением процесса на этапы.
  • Синтетическое. Характеризуется соединением различных факторов для создания нового решения.
  • Светское. Представляет собой правовое, научное, узаконенное мышление в соответствии с действующим законодательством государства.
  • Религиозное. Основывается на религиозной вере в зависимости от конкретного вероисповедания. Имеет конкретные ограничения в суждениях в соответствии с требованиями религии.
  • Научное. Заключается в изучении и объяснении объектов и явлений окружающего мира на основании научных законов и методов.
  • Творческое. Выражается в создании новых, необычных способов познания, создании творческих идей.
  • Этническое. Формируется в каждой нации в связи с условиями жизни, в которых проживает человек: климат, род занятий, экономические особенности, социальная среда.

Мыслительная деятельность, виды и формы мышления

Мыслительный процесс основывается на нескольких операциях. Остановимся подробнее на основных мыслительных операциях, к ним относятся:

  • анализ – разложение единого сложного объекта на более простые части или характеристики;
  • сравнение – сопоставление объектов, определение их сходных и различных характеристик;
  • синтез – мысленное восстановление целостности объекта (противоположность анализа);
  • обобщение – объединение объектов в соответствии с их общими, существенными признаками;
  • абстрагирование – выделение существенного (отличительного) свойства предмета.

Эти операции присущи всем видам мышления.

Рассмотрим основную классификацию видов мышления в психологии:

  1. Наглядно-действенное. Его принцип – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации путем физического воздействия на те или иные предметы. Такое мышление присуще детям в возрасте до трех лет. Дети мыслят с помощью рук. Прикладывая предметы друг к другу, они их сравнивают, строя башенки из кубиков, – синтезируют, раскладывая детали по форме и размеру, – классифицируют и обобщают. Этим типом пользуются и взрослые люди в случаях, когда невозможно с точностью предсказать конечный результат действия. Например, передвигая мебель и выбирая, куда лучше ее поставить, или же примеряя одежду, чтобы выбрать наиболее подходящую модель.
  2. Наглядно-образное. В основе этого вида лежит способность представлять явления и предметы, сравнивать и анализировать их образы, подробно представляя все их характеристики, свойства, особенности. Основное отличие от наглядно-действенного мышления – преобразование ситуации в плане образа. Соответственно, этот тип неразрывно связан с воображением. Формируется в возрасте от 4-х до 7-ми лет. У взрослых примером использования наглядно-образного мышления является представление и продумывание интерьера квартиры.
  3. Словесно-логическое. Это высшая форма мышления. Формируется, начиная с семилетнего возраста и до 18-20 лет. Мыслительный процесс осуществляется посредством логических операций. Это абстрактная мыслительная деятельность, которая позволяет установить общие закономерности протекания тех или иных процессов, обобщить и классифицировать наглядный материал.

Основными формами логического вида мышления в психологии являются понятие, суждение и умозаключение. У словесно-логического мышления есть свой алгоритм, который построен на использовании суждений, на основе которых делается вывод – умозаключение. Алгоритм работает следующим образом: человек выдвигает и рассматривает одно суждение об объекте (принимает либо отвергает его), затем добавляет к нему следующее суждение и т.д., после чего приходит к логическому умозаключению.

Пример:

Суждение №1

Все деревья – это растения.

Суждение №2

Вяз – это дерево.

Умозаключение

Вяз – это растение.

Важно понимать, что в своей повседневной жизни и деятельности человек задействует все типы мышления, и они тесно взаимосвязаны, могут переходить друг в друга. Преобладание того или иного вида определяется конкретной ситуацией, иногда виды неразделимы

Так, в процессе работы со схемами, диаграммами или графиками невозможно разделить наглядно-образный и словесно-логический виды.

Также существует классификация в зависимости от новизны результата мыслительной деятельности, в этом случае выделяют следующие виды мышления:

  • репродуктивное – воспроизведение памятью логических правил без сопоставлений и анализа (к примеру, решение типовой задачи по заранее известному алгоритму);
  • продуктивное – человек приобретает новое знание (однако уже известное в обществе);
  • творческое – приобретение нового знания человеком и обществом в целом.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).
Наглядно-образное Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).
Словесно-логическое Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: