Индивидуальные особенности мышления
1. самостоятельность (проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами. Творческий характер мышления выражается именно в самостоятельности).
2. гибкость, заключается в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе решения, и которые не удалось учесть с самого начала.
3. быстрота мышления.
14
Особенности логического исследования мышления человека
… С точки зрения философии Мышление (диалектическая логика) (предмет науки Диалектическая логика) — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Бертран Рассел считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации …
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
… решающее значение имеют все же последние мысли перед погружением в сон… В огорчении, злобе, омрачении, страхе, недовольстве, беспокойствах отходят люди, засыпая, в Мир Тонкий. Можно представить …
По предмету: Эволюционная психология
… Например, выявляются конкретные области мозга, отвечающие за те или иные аспекты наших моральных суждений. В частности, обнаружилось, что у людей … разум человека произошли путем эволюции от более ранних приматов. Способ человеческого мышления …
Влияние людей друг на друга
… отрицательные образы, ассоциации. Техника влияет на стереотипность человеческого мышления. Умелое использование этой техники позволяет удачно манипулировать группами людей. 3. Техника дезинформации или фальсификации данных. В этой технике …
Старение и продолжительность жизни человека
… в силах бороться. Например, молодой человек может быстро оправиться от пневмонии, тогда как для человека пожилого возраста она … количество теорий, которые пытались объяснить старение. Например, в известном обзоре литературы по этому вопросу, …
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Основные формы мышления (И. В. Дубровина)
Суждение
— это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками их.
Иные словами, суждение — это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Например, суждение «После молнии гремит гром» утверждает наличие определенной связи во времени между двумя явлениями в природе. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Например, суждение «Все планеты вращаются вокруг солнца» — истинное, а суждение «Все вы хорошо сдадите экзамен по психологии» — проблематичное. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не является безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза — яркий пример необходимости проверять и доказывать высказанное суждение. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.
К суждениям мы приходим как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается («В аудитории довольно шумно», «Все дороги занесло снегом» и др.), так и опосредованным путем — через умозаключения.
Непосредственное суждение: «Мальчик ест яблоко». Опосредованное сужение: «Собака — животное».
Суждения могут соответствовать или не соответствовать действительности, поэтому различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные.
Истинные суждения
о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть — проводник электричества», «Москва — столица России».
Ложные, или ошибочные, суждения
выражают незнание: «Дважды три — восемь».
Предположительными
называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соответствовать действительности, а могут и не соответствовать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».
Иметь суждение — это значит что-либо утверждать или отрицать: «Этот стол — деревянный».
Умозаключение
— форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.
Различают два основных вида умозаключений — индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.
Индукция — это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явлениях, что дает возможность найти в них существенно сходное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают новый общий вывод, или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки».
Дедукция — такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Следовательно, воздух при нагревании расширяется».
Оба вида умозаключений — индукция и дедукция — тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодействуют.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский , 2004. — 464 с. С. 175-176.
Как определить тип?
Чтобы определиться какой тип преобладает у человека на данный момент разработаны различные методики.
Самая распространенная представляет собой тест, который был разработан Г. В. Резапкиной, а сама методика носит имя автора.
Тест представляет собой 40 утверждений, на который нужно ответить «,да», или «,нет», в зависимости от того согласны ли вы или нет. Утверждения касаются интересов, склонностей и характерных черт поведения.
После опроса подсчитываются баллы по специальной системе: все вопросы относят к определенным колонкам, которые относятся к типам мыслительных процессов. В зависимости от количества баллов выделяют соответствующий уровень каждого типа:
- от нуля до двух баллов слабый,
- от трех до пяти средний,
- от пяти до восьми высокий.
Тренинги
Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:
1
Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции
2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».
3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.
4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.
5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.
Более подробно о понятиях
Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.
Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.
Закон тождества
Первый и наиболее важный закон логики – это закон тождества, который был сформулирован еще Аристотелем.
Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной и точной, простой и определенной.
Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность и т. п.
Например, смысл простого на первый взгляд высказывания «Студенты прослушали лекцию преподавателя» непонятен, потому что в нем нарушен закон тождества. Ведь слово «прослушали» можно истолковать двояко: то ли студенты внимательно слушали преподавателя, то ли все пропустили мимо ушей.
Получается, что высказывание было одно, а возможных значений у него два, вследствие чего нарушается тождество: 1 ≠ 2. Другими словами, в приведенном высказывании смешиваются (отождествляются) две различные (нетождественные) ситуации.
Если закон тождества нарушается непроизвольно (по незнанию или по невнимательности), тогда возникают просто логические ошибки. Если же это делается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, то это уже не просто ошибки, а софизмы, о которых мы писали выше.
Интересен факт, что многие смешные афоризмы, анекдоты, задачи и головоломки построены именно на нарушении логического закона тождества. Например:
***
Не стой где попало, а то еще попадет.
***
– Я сломал руку в двух местах.
– Больше не ходи в эти места.
***
– Зачем (за чем) вода в стакане?
– Чтобы ее пить.
– Нет, за стеклом!
***
Расстройства мышления по форме
В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.
Нарушения по темпу:
- Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
- Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.
Нарушения стройности мышления:
- Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
- Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.
>> Социальный конфликт: понятие и причины, способы разрешения
Нарушение целенаправленности мышления:
- Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
- Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
- Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
- Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
- Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.
Расстройства мышления по содержанию
- Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
- Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
- Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
- Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.
Виды мышления
Мышление в психологии делится на теоретическое и практическое. Первое решает задачи посредством теоретических понятий, а второе – применяется для практических умозаключений.
Виды мышления по форме:
- Наглядно-действенное, когда задача решается путем физического изменения условий конкретными действиями.
- Наглядно-образное, когда задача решается в воображении путем представления и изменения всех составляющих.
- Абстрактно-логическое, когда задача решается с помощью логики и понятий путем словесного воспроизведения и обсуждения.
Виды мышления по способу решения:
- Теоретический. Мышление носит теоретический характер. Результаты такого труда являются теоретическими знаниями. Например, разработка законов, положений, принципов.
- Практический. Мышление преобразует теоретические познания в практические. Теория преобразуется в практические дела и дает реальные результаты.
Виды мышления по новизне:
- Репродуктивное. Решение задачи известным способом, воспроизведение старых методов и результатов.
- Продуктивное. Создание новых способов обработки информации, получение неизвестных ранее результатов.
- Интуитивное. Происходит автоматически на подсознательном уровне. Возможно только при наличии теоретических знаний, отработанных навыков и большого жизненного опыта.
- Дискурсивное. Высокоэффективное мышление. Производится последовательное, логическое осмысление задачи с несколькими вариантами решения.
- Эмпирическое. Малопродуктивное мышление. Основано на собственном практическом и жизненном опыте. Не использует преимущества теоретического и практического видов мышления. Не выявляет суть и связь предметов, явлений.
Виды мышления в зависимости от особенностей:
- Техническое. Направлено на решение профессиональных технических задач.
- Конструктивное. Отличается постановкой конкретной задачи, целенаправленностью на ее решение, абстрагированием от посторонних мыслей и эмоций, позитивным настроем, разделением процесса на этапы.
- Синтетическое. Характеризуется соединением различных факторов для создания нового решения.
- Светское. Представляет собой правовое, научное, узаконенное мышление в соответствии с действующим законодательством государства.
- Религиозное. Основывается на религиозной вере в зависимости от конкретного вероисповедания. Имеет конкретные ограничения в суждениях в соответствии с требованиями религии.
- Научное. Заключается в изучении и объяснении объектов и явлений окружающего мира на основании научных законов и методов.
- Творческое. Выражается в создании новых, необычных способов познания, создании творческих идей.
- Этническое. Формируется в каждой нации в связи с условиями жизни, в которых проживает человек: климат, род занятий, экономические особенности, социальная среда.
Мыслительная деятельность, виды и формы мышления
Мыслительный процесс основывается на нескольких операциях. Остановимся подробнее на основных мыслительных операциях, к ним относятся:
- анализ – разложение единого сложного объекта на более простые части или характеристики;
- сравнение – сопоставление объектов, определение их сходных и различных характеристик;
- синтез – мысленное восстановление целостности объекта (противоположность анализа);
- обобщение – объединение объектов в соответствии с их общими, существенными признаками;
- абстрагирование – выделение существенного (отличительного) свойства предмета.
Эти операции присущи всем видам мышления.
Рассмотрим основную классификацию видов мышления в психологии:
- Наглядно-действенное. Его принцип – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации путем физического воздействия на те или иные предметы. Такое мышление присуще детям в возрасте до трех лет. Дети мыслят с помощью рук. Прикладывая предметы друг к другу, они их сравнивают, строя башенки из кубиков, – синтезируют, раскладывая детали по форме и размеру, – классифицируют и обобщают. Этим типом пользуются и взрослые люди в случаях, когда невозможно с точностью предсказать конечный результат действия. Например, передвигая мебель и выбирая, куда лучше ее поставить, или же примеряя одежду, чтобы выбрать наиболее подходящую модель.
- Наглядно-образное. В основе этого вида лежит способность представлять явления и предметы, сравнивать и анализировать их образы, подробно представляя все их характеристики, свойства, особенности. Основное отличие от наглядно-действенного мышления – преобразование ситуации в плане образа. Соответственно, этот тип неразрывно связан с воображением. Формируется в возрасте от 4-х до 7-ми лет. У взрослых примером использования наглядно-образного мышления является представление и продумывание интерьера квартиры.
- Словесно-логическое. Это высшая форма мышления. Формируется, начиная с семилетнего возраста и до 18-20 лет. Мыслительный процесс осуществляется посредством логических операций. Это абстрактная мыслительная деятельность, которая позволяет установить общие закономерности протекания тех или иных процессов, обобщить и классифицировать наглядный материал.
Основными формами логического вида мышления в психологии являются понятие, суждение и умозаключение. У словесно-логического мышления есть свой алгоритм, который построен на использовании суждений, на основе которых делается вывод – умозаключение. Алгоритм работает следующим образом: человек выдвигает и рассматривает одно суждение об объекте (принимает либо отвергает его), затем добавляет к нему следующее суждение и т.д., после чего приходит к логическому умозаключению.
Пример:
Суждение №1
Все деревья – это растения.
Суждение №2
Вяз – это дерево.
Умозаключение
Вяз – это растение.
Важно понимать, что в своей повседневной жизни и деятельности человек задействует все типы мышления, и они тесно взаимосвязаны, могут переходить друг в друга. Преобладание того или иного вида определяется конкретной ситуацией, иногда виды неразделимы
Так, в процессе работы со схемами, диаграммами или графиками невозможно разделить наглядно-образный и словесно-логический виды.
Также существует классификация в зависимости от новизны результата мыслительной деятельности, в этом случае выделяют следующие виды мышления:
- репродуктивное – воспроизведение памятью логических правил без сопоставлений и анализа (к примеру, решение типовой задачи по заранее известному алгоритму);
- продуктивное – человек приобретает новое знание (однако уже известное в обществе);
- творческое – приобретение нового знания человеком и обществом в целом.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нужна помощь
Виды мышления
С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.
Наглядно-действенное | Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия). |
Наглядно-образное | Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг). |
Словесно-логическое | Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи. |
Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.