Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления

Виды и характеристика

  1. Идеологические. В основе их противоречия в установках, взглядах, принципах и нормах поведения, жизненных позициях. Возникать могут как в малых социальных группах, так и в масштабах общества.
  2. Экономические. Вызваны экономическими противоречиями. Потребности одной стороны могут быть разрешены при помощи другой стороны. Этот вид конфликта часто возникает между отдельными личностями.
  3. Социально-бытовой. Противоречия возникают на почве бытовых условий, раздела имущества, проживания вместе на одной территории, распределения обязанностей, пользования благами.
  4. Семейные. В основе , дисгармоничные отношения в малой ячейке общества, неумение наладить контакт, вовремя пойти на компромисс или избежать скандала, выбор неподходящего партнера, личностные характеристики участников взаимодействия.
  5. Социально-психологические. В основе этих конфликтов взаимодействия между группами, столкновение интересов.

    Играет роль психологическая несовместимость, эмоциональное неприятие другой стороны, патологические влечения, отклонения в сфере сексуальных отношений, борьба за лидерство.

  6. Психолого-педагогические. Возникают в процессе воспитания и обучения, при столкновении требований педагогов и учащихся, родителей и детей.
  7. Принадлежности. Выражается в выборе определенной группы, самоидентификации.

Внутриличностный конфликт

Подразумевает субъективно переживаемое рассогласование определенных тенденций в самосознании личности (оценок, установок, интересов и т. д.), взаимодействующих друг с другом в процессе развития (Митина Л. М., Кузьменкова О. В.). Иными словами, речь идет о столкновении определенных мотивационных образований, которые не могут быть удовлетворены (реализованы) одновременно. Так, например, человек может не любить свою работу, однако бояться уволиться из-за перспективы остаться безработным. Ребенок может испытывать желание прогулять урок и одновременно бояться быть наказанным за это и т. д.

В свою очередь, данный тип конфликта может быть следующих видов (Анцупов А. Я., Шипилов А. И.):

  • мотивационный («хочу» и «хочу»);
  • конфликт неадекватной самооценки («могу» и «могу»);
  • ролевой («надо» и «надо»);
  • конфликт нереализованного желания («хочу» и «могу»);
  • нравственный («хочу» и «надо»);
  • адаптационный («надо», «могу»).

Таким образом, данная классификация выделяет три основных компонента личностной структуры, вступающих в противоборство друг с другом: «Я хочу» (хочу), «Я должен» (надо) и «Я есть» (могу). Если сопоставить данную концепцию с известной структурой личности, разработанной Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа, мы можем наблюдать конфликт Ид (хочу), Эго (могу) и Супер-Эго (надо). Также в данном случае целесообразно вспомнить трансактный анализ Эрика Берна и выделяемые им три позиции личности: Ребенок (хочу), Взрослый (могу), Родитель (надо).

Способы разрешения ↑

Прежде чем приступать к рассмотрению способов разрешения конфликтов между личностью и группой, важно изучить характерные для этого противостояния особенности:

  1. Структура возникшего противоречия. Она, как и в других видах конфликтах состоит из субъектов, основы и образов. Субъекты взаимодействия в данном случае – личность и группа. Основа – столкновение мотивов (личностных и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и групповые взгляды и оценки.
  2. Причины, побудившее вступить в конфликт. Без их понимания невозможно конструктивное разрешение противоречий.
  3. Формы проявления конфликта. Способы разрешения возникшего разногласия базируются на том, каким образом участники группы выражают свое неудовлетворение поведением вступившей в конфликт личности. А так же на том, как действует сам индивид.

Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:

Прогнозирование конфликта. Если грамотно подойти к реализации всех действий, то еще на этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей

Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.

Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить

Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание правил поведения внутри социальной группы), так и административными (перевод участников конфликта в разные подразделения, штрафы и пр.).

Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование. Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.

Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий. Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.

Типы атрибуции

В социальной психологии принято разделять атрибуцию на три отдельных типа, каждый из которых отличается своими особенностями. Рассмотрим их поподробнее.

Личностная атрибуция

Причина приписывается наблюдателем основному «виновнику» поведенческого паттерна. То есть индивиду свойственно «съезжать» в своих рассуждениях на личность другого человека, как фактор, приводящий к некоторому результату. Например, коллега получил повышение по службе. Как будет объясняться его достижение тем, кто предпочитает личностную атрибуцию? Уж точно не такими объективными причинами, как трудолюбие, упорство или профессионализм. Скорее, что он – подлиза, карьерист и выслуживается перед начальством.

Аналогичным образом это касается и такого распространенного явления, как самобичевание. Допустим, некоторая женщина не может найти достойного избранника по жизни. При личностной атрибуции ей свойственно будут винить во всех бедах исключительно саму себя.

Например: « Я уродливая, поэтому никто не хочет со мной встречаться» или «Я не достаточно интересная, чтобы кто-то из мужчин мною заинтересовался». И это притом, что реальные причины могут лежать совсем в другой плоскости, которую человек сознательно игнорирует, предпочитая излюбленные механизмы объяснения собственных неудач.

Психологи убеждены, что в подобный тип атрибуции абсолютно не продуктивен и со временем способен привести к сильной депрессии, неврозам разной интенсивности, суицидальным наклонностям и стойкому снижению самооценки. Индивид, который не пытается взглянуть на свое поведение критично, «со стороны», обречен на негативную рефлексию и все вытекающие из этого последствия.

Объектный тип каузальной атрибуции

В случае атрибуции стимулом личность предпочитает делать виновником сложившийся ситуации некий сторонний предмет или объект. Например, ребенок разбил фамильную вазу. Как он объяснит свой поступок? Очень просто: «Ваза разбилась сама»

То есть то, что он весь день бегал около нее, а в итоге зацепил и разбил – это не важно. По его логике ваза хотела разбиться сама, будто обладая отдельным сознанием

Большинство серьезных проблем в межличностном поведении индивида берут свое начало именно из объектного типа атрибуции. Так, ревнивый муж объясняет то, что избил жену тем, что она дала для этого повод. Группа старшеклассников интерпретируют свои издевательства над животным тем, что оно на них лаяло. Подпитывающей почвой для такой атрибуции служит неконтролируемая личностью агрессия, а также вспышки гнева, после которых индивиду, чтобы утихомирить свою совесть, нужно как-то оправдать собственное деструктивное поведение.

Обстоятельный тип

Для индивидов, склонных к этому типу, во всем всегда виноваты сложившиеся обстоятельства, некоторые факторы внешней среды, на первый взгляд никак не соотносящиеся с ситуацией. Так ипохондрик находит в «магнитных бурях» причину для приема лекарств, а алкоголик в «знаках судьбы» — повод выпить. При этом абсолютно полностью игнорируются объективные факторы, провоцирующие то или иное поведение.

Психологи убеждены, что таким образом человек пытается перенести внутреннее напряжение вовне, переложив ответственность за события на плечи кого-то или чего-то другого. Особенно характерно подобное для религиозных и занимающихся эзотерическими практиками людей. Они объясняют свои удачи – «даром небес», а неудачи – «кознями дьявола». Обстоятельный тип крайне плохо поддается психотерапевтическому влиянию, так как его корни залегают глубоко в детстве личности.

Модели поведения личности в конфликте

В зависимости от мотивов и установок личности, выделяют такие модели ее поведения:

  • Конструктивная – когда человек проявляет терпимость, открытость и доброжелательность к оппоненту и желает найти такое решение проблемы, которое будет выгодно всем.
  • Деструктивная – когда человек показывает свою силу, начинает унижать, оскорблять, демонстрировать себя как всезнающего, противоречит всему, что говорит оппонент. Он стремится лишь к личному выигрышу.
  • Конформистская – когда человек принимает позицию оппонента, отказывается от своих идей, показывает безразличие к предмету спора, хотя внутри мог бы и стремиться к его овладению.

Наиболее удачной моделью считается конструктивная, когда обе стороны достигают хоть какого-то удовлетворения своих желаний. Деструктивная модель никогда не приводит к решению спора, а лишь усиливает его. Конформистская модель может привести к сглаживанию конфликта, если предмет спора действительно незначительный. Однако нередко такая позиция может вызвать у одной из сторон агрессию.

Последствия

По последствиям конфликты делят на две большие группы:

  • конструктивные , предполагают рациональные преобразования, положительные изменения,
  • деструктивные , разрушающие организацию, группу, личность.

Некоторые авторы дают следующую классификацию:

  • функциональный, предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности,
  • разрушительный , цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

объединение людей с одинаковой направленностью &ndash, единомышленников,
ускорение процесса самосознания,
разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план,
расставляет приоритеты,
помогает выходу эмоций,
обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении,
помогает налаживать рабочие контакты,
под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей,
происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

К отрицательным последствиям относится:

  • угрожает социальной системе,
  • подрывает доверие сторон,
  • имеет тенденцию углубляться, расширяться,
  • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы,
  • препятствует быстрым переменам,
  • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

Виды и структура ↑

Видовые различия конфликтов весьма разнообразны и широки, их классификация может быть представлена следующим образом.

1. В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты:

  • семейные (возникают в сфере семейных отношений, между родителями, детьми, различными родственниками);
  • производственные (существуют в коллективах и группах по поводу рабочих процессов и дисциплины, между руководителями, подчиненными, сотрудниками вообще);
  • социальные (проявляются в напряженном взаимодействии различных социальных групп и образований: правительство, народ, общественные организации).

2. По источникам возникновения конфликты проявляются как:

  • деловые – возникают в структуре различных учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении обязанностей;
  • эмоциональные – появляются из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.

3. От того, как именно человек на субъективном уровне воспринимает конфликты, они бывают:

  • ошибочными – реальных причин для конфронтации нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт;
  • потенциальными – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник;
  • истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.

4. Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении, конфликты разделяют на:

  • внутриличностные (конфликты с самим собой);
  • межличностные (между двумя индивидами);
  • внутригрупповые (между сферами влияния в отдельно взятой группе);
  • межгрупповые (между различными группами с противоречащими позициями и целями).

Структурные элементы конфликтного процесса выглядят так:

  • стороны (субъекты, участники) конфликта – все те, кто непосредственно или опосредованно втянуты в конфликтное взаимодействие;
  • условия протекания конфликта – остро и болезненно, тихо и вяло;
  • образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) – представления участников о том, из-за чего именно возникло противоборство;
  • результаты конфликтной ситуации – чем завершился конфликт, каковы его последствия для каждого из участников.

Поведение личности в конфликте

Поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих факторов:

  1. От того, насколько ему важен предмет спора.
  2. От отношений, в которых он находится со своим противником.
  3. От внутренних ресурсов, которые он готов направить на противостояние.
  4. От убеждений и воспитания.

Соответственно, выделяют такие виды поведения в конфликте:

  • Соперничество – когда личность зациклена лишь на достижении своей выгоды. Здесь отсутствуют компромиссы и уступки. Человек желает настоять на своем мнении и готов бросать на это все имеющиеся у него ресурсы. Если подобной позиции придерживается оппонент, то зачастую конфликт длится очень долго, порой не разрешается никогда. Здесь может использоваться давление, чтобы сломить противника, пока он не сдастся.
  • Сотрудничество – самая продуктивная стратегия, но очень сложная, поскольку обе стороны должны забыть о личной выгоде и рассмотреть вопрос с различных позиций, чтобы пойти на уступки и прийти к компромиссу.
  • Компромисс – стратегия сотрудничества. Здесь оппоненты идут на взаимные уступки, отказываясь частично от своей выгоды. Порой это может оказать полезную услугу. Однако нередко каждая из сторон остается недовольной, поскольку полностью не были удовлетворены ее потребности. На компромисс идут люди, желающие сохранить хорошие отношения между собой. Однако нередко после решения конфликта остается неприятный осадок из-за того, что пришлось отказаться от своей выгоды.
  • Приспособление – это стратегия, при которой индивид полностью отказывается от своего мнения и соглашается с правотой оппонента. Обычно такое происходит, если оппонент является авторитетным лицом, умеет манипулировать и переубеждать, личность желает сохранить ресурсы для следующей борьбы, боится потерять хорошее отношение к себе, слаба или зависит от второй стороны. В такой ситуации индивид постепенно отказывается от своего мнения, полностью принимая противоположную позицию.
  • Уклонение – когда личность пытается увильнуть от разговора, ответов на открытые вопросы. Обычно так происходит, когда индивид был вовлечен в конфликт, не испытывает никакого интереса к предмету спора либо просто желает что-то скрыть.

В процессе конфликта могут быть использованы различные техники и приемы. Сначала оппоненты активно спорят, доказывают свою правоту, а затем уже начинают проявлять одну из моделей поведения.

Признаки и формы конфликта личностью между и группой ↑

Как и любой конфликт, между противостояние личностью и группой имеет определенные среди, признаки наиболее ярких, можно выделить притеснения:

  • следующие и нападки со стороны участников группы;
  • личностного нарушение пространства;
  • агрессивное поведение;
  • отказ от взаимодействия и коммуникации;
  • возложение ответственности за неудачи.

Формы, в проявляется которых конфликт между личностью и группой самые встречаются разнообразные к ним можно отнести использование:

  • следующие санкций внутри конкретной группы;
  • прекращение абсолютное общения участников группы с индивидуумом;
  • резкой высказывание критики;
  • существенное ограничение общения;
  • проявляемая, эйфория со стороны конфликтующего.

Стратегии разрешения конфликтов и их оценка

Посредничество в споре – лучшая форма разрешения конфликта. Но есть разные, более или менее разумные, стратегии разрешения конфликтов:

Побег

Те, кто убегают, следуют стратегии избегания. Это может быть полезно, когда противник намного сильнее. В то же время – это не реальное решение конфликта, потому что у «беженца» нет места для маневра.

Борьба

Кто борется, тот может выиграть спор или дискуссию. Однако это не всегда удовлетворительно — закон сильного не обязательно ведет к лучшим решениям

Но это особенно важно, когда дело касается совместной работы

5 способов разрешения конфликта

Отставка

Другая сторона медали – рано сдаться. Итак, у тебя есть душевное спокойствие, но ты снова не можешь озвучить свои идеи и желания. Таким образом, отставка не подходит в качестве стратегии постоянного метода разрешения конфликта.

Посредничество

Если фронты абсолютно ожесточены, нейтральный взгляд со стороны может помочь разрешить конфликт. Это можно сделать при посредничестве или наблюдении.

Компромисс

Для компромисса конфликтующим сторонам нужна значительно большая терпимость. Это лишь частичное соглашение, так как стороны отказываются от некоторых аспектов. К тому же причина конфликта толком не решена. Так что это тоже не идеальный вариант.

Соглашение

Можно прийти к соглашению или сотрудничеству, если обе стороны конфликта найдут общие решения. Дело не в том, чтобы в одностороннем порядке к чему-то принуждать, а в выработке конструктивного решения конфликта.

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Разрешение внутриличностного конфликта

Что бы ни явилось причиной внутриличностного конфликта, он обязательно нуждается в разрешении. Если этого вовремя не сделать, то велик риск того, что человек много времени проведет в противоречиях, которые отравят ему всю жизнь. Такого рода конфликт не позволяет в полной мере радоваться жизни, радоваться собственным достижениям и новым открытиям. Как правильно двигаться к разрешению конфликта? Какие шаги в таком случае необходимо предпринять?

Принятие решения

Это самый первый шаг, без которого сделаются невозможны все остальные. Человеку необходимо принять на себя ответственность за собственное благополучие. Никто другой не сможет сделать этого вместо него. Вот почему внутриличностный конфликт – слишком серьезная вещь, чтобы пытаться не обращать на нее внимания. Нужно заранее понимать, что принятие твердого решения поможет направить мысли в нужную сторону, освободит от бесконечного метания по жизни в поисках лучшей доли. Нет необходимости убегать от самого себя.

Внутренняя гармония

Жить в ладу с собой – мечта каждого человека, который знает подлинную цену счастью. Какие бы обстоятельства не мешали вам радоваться жизни, нельзя опускать руки. Разрешение внутреннего конфликта не может произойти без формирования такого понимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы начать осознавать свои истинные желания и потребности. Это поможет вам освободиться от конфликта, обозначив свои собственные границы. Ничто не может сравниться с чувством внутренней гармонии.

Сосредоточенность на задаче

У каждого человека должна иметься цель в жизни, которая будет его вдохновлять на новые свершения, действительно вести вперед и заставлять развиваться. Часто наличие внутриличностного конфликта всячески препятствует  самореализации. Индивид слишком сильно переживает по поводу возможной неудачи. В некоторых случаях люди перестают действовать вообще, чтобы не столкнуться с разочарованием. Конечно, такой подход никак не решает проблему, а только значительно ее усугубляет. Умение сосредоточиться на выполняемой задаче будет способствовать разрешению внутриличностного конфликта. Нужно четко себе представлять всю последовательность действий. Преодоление возникающих трудностей необходимо для того, чтобы укреплялся характер, росла уверенность в себе и своих силах.

Уход от сомнений

Очень многие люди боятся совершить ошибку, тем самым получив разочарование в своих способностях. Не стоит постоянно закрываться в сомнениях. Неудачи случаются у всех, однако они не уничтожают сильную личность, а всего лишь показывают траекторию желаемого движения. Если вы длительное время пребываете в выраженном конфликте с самим собой, то просто необходимо сначала освободиться от сомнений. Страхи значительно усложняют ситуацию: мешают действовать, принимать ответственные решения. Освободившись от тревог и сомнений, можно достичь невероятных высот, сделаться ближе к своей мечте.

Замещение

Когда не удается справиться с каким-то противоречием, необходимо постараться хорошо разобраться в ситуации. В некоторых случаях может потребоваться чем-то заменить ту потребность, которая пока не может быть реализована без существенных потерь. Прибегая к такой схеме, можно сохранить душевное равновесие и при этом прийти к решению внутриличностного конфликта. Проблема в том, что такой конфликт нельзя оставлять без внимания. Иначе он может незаметно подчинить себе личность, заставить еще больше сомневаться в имеющихся возможностях.

Таким образом, внутриличностный конфликт – это проблема, которая значительно снижает качество жизни

Как правило, такой конфликт всегда указывает на то, на что человеку надо обратить внимание, над чем ему предстоит работать. Внимание к собственной личности поможет освободиться от тягостного душевного состояния. В случае, когда самостоятельное решение проблемы не представляется возможным, необходимо обращаться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского

Работа с психологом поможет вернуть вам душевное равновесие, восстановить утраченные силы. Индивидуальные консультации необходимы для осознания истоков конфликта, только после этого его можно разрешить

В случае, когда самостоятельное решение проблемы не представляется возможным, необходимо обращаться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Работа с психологом поможет вернуть вам душевное равновесие, восстановить утраченные силы. Индивидуальные консультации необходимы для осознания истоков конфликта, только после этого его можно разрешить.

Критерии типологизации конфликтов

Выделяют различные критерии типологизации конфликта, которые могут носить разнонаправленный характер. Рассмотрим основные классификации конфликтов:

По субъектному составу:

  • Межличностные — возникают в быту, между супругами, между родителями и детьми и т.д.
  • Межгрупповые — возникают в сфере межнациональных и межконфессиональных соглашений, в качестве войн между государствами и т.д.
  • С комплексным субъектным составом – например, когда в качестве одного субъекта выступает личность, в качестве другого субъекта – образовательное учреждение, организация.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типологизация конфликтов 420 руб.
  • Реферат Типологизация конфликтов 240 руб.
  • Контрольная работа Типологизация конфликтов 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По наличию умысла:

  • Планируемые конфликты. Для данного вида конфликтов характерно наличие умысла на возникновение конфликта, продумывание тактики своего поведения, инициация конфликта, провоцирование субъекта. Например, в качестве подобного вида конфликта можно рассмотреть террористически акты, которые связаны с захватом заложников. Когда террористы захватывают заложников, они, таким образом, провоцируют власть на определённые действия, выполнение требований террористов.
  • Стихийные конфликты. Данные виды конфликтов связано с массовыми беспорядками и достаточно часто возникают в тех местах, где имеется массовое скопление людей. Например, на футбольных матчах, концертах рок-групп, митингах и т.д. Специфика данного вида конфликтов заключается в том, что в качестве субъекта конфликта выступает неорганизованная масса, толпа. Когда люди находятся в толпе, их поведение подчиняется принципу конформизма, то есть человек как бы растворяется в толпе и перестаёт воспринимать себя и окружающих в качестве самостоятельной личности. Нередко стихийный конфликт является результатом провокационных действий, которые также могут быть умышленными и неумышленными.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

По сфере конфликтного взаимодействия:

  • внутри социальной группы;
  • между социальными группами.

Важным фактором типологизации конфликтов выступают также сферы конфликтного взаимодействия. Например, конфликты могут возникать между локальными системами, а также между структурными элементами систем. Конфликты, которые возникают внутри систем, обусловлены противоречиями, которые возникают в рамках самой системы. К таким конфликтам могут быть отнесены конфликты между супругами, между родителями и детьми, работниками и работодателем и т.д.

По реализации потребностей, которые послужили предпосылкой возникновения конфликта:

  • Материальные – необходимо удовлетворения материальных потребностей, что обусловлено желанием обладать материальными ресурсами, денежными средствами, определёнными жизненными благами, например, домом, машиной, телефоном и т.д.
  • Статусно-ролевые. Человек желает получить определённую роль в обществе, например, стать супругом, занять определённую должность, приобрести авторитет в определённой социальной группе. Однако нередко интересы людей по факту распределения статусных ролей совпадают, при этом возникает конфликт интересов.

По направленности:

  • Горизонтальные – возникают между деловыми партнёрами, коллегами, сослуживцами и т.д.
  • Вертикальные – возникают между руководителем и подчинёнными.

По временным параметрам:

  • Кратковременные – продолжающиеся сравнительно не продолжительный период времени.
  • Быстротечные – развивающееся быстро и стремительно.
  • Длительные – данные виды конфликтов могут продолжаться годами, а иногда и десятилетиями. В основном, к таким видам конфликтов относится государственные, национальные, религиозные конфликты.

По критерию результативности:

  • Конструктивные, то есть нормальные, позитивные. При возникновении конструктивных конфликтов группы, в рамках которых они происходит, сохраняют свою целостность, а между субъектами налаживается взаимодействие.
  • Деструктивные или патологические, негативные. Взаимоотношения людей в ходе данного конфликта приобретает негативные формы, характер конфликта ведёт к разрушению и распаду организации, отношений между людьми.

Конфликт личности с группой

Каждый индивид становится частью какой-то группы. Элементарным примером является семья, которая уже становится сообществом, в котором индивид должен уживаться. Нередко желания и цели индивида противоречат или не согласуются с общими установками целой группы. Здесь возникает конфликт.

Обычно человек примыкает к какой-либо группе, чтобы использовать ее в своих целях. Например, индивид начинает дружить с теми людьми, от которых он получает уважение. Личность устраивается на работу, чтобы получать деньги. С одной стороны личность использует группу, чтобы получать ее блага. С другой стороны личность должна изучить и соблюдать все правила, законы, нормы и порядки, принятые в этой группе. Чем более устоявшимися и категоричными являются эти правила, тем больше их нужно соблюдать.

Конфликт личности и группы может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Если группа направлена на развитие и укрепление, тогда она позволит некоторую вольность отдельным ее участникам, если их поступки способствуют развитию группы. Если же группа существует уже давно, ее правила не меняются, само сообщество является большим, тогда, скорее всего, любые попытки отдельной личности повлиять и что-то изменить будут встречены негативно. Либо человек интегрируется в группу и принимает ее порядки, либо его выгоняют.

На то, как будет разворачиваться конфликт между личностью и группой, влияет множество факторов. Например:

  1. Сплоченность группы.
  2. Социальный статус индивида.
  3. Ресурсы, которые имеются у каждой из сторон.

перейти наверх

Типология конфликтов

Структура любого конфликта:

  1. Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.

  2. Объект конфликта: ценности и интересы.

  3. Предмет конфликта: обладание тем или иным ресурсом.

  4. Причина конфликта: обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.

  5. Последствия: конструктивные и деструктивные.

Неосновные субъекты конфликтной ситуации:

  • свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;

  • подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;

  • пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);

  • посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.

Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.

Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: