Агрессия: что это в психологии. причины, виды, способы борьбы

Когнитивные факторы

Первый когнитивный фактор, который мы рассмотрим – это сценарии. Рассмотрим два примера:

Вы едете в переполненном автобусе, и вам кто-то наступает на ногу. Поскольку вы не планировали драться в автобусе, ваш сценарий выступит против проявления этой формы агрессии.

У какого-то молодого человека, что называется «руки чешутся», и он идёт в ночной клуб с целью померяться с кем-нибудь силами и бойцовской подготовкой. Естественно, при таком настрое, при таком сценарии, любая мелочь может спровоцировать крайне агрессивную реакцию.

Важным когнитивным фактором является оценка. Возьмём тот же пример: вам наступили на ногу в автобусе. Если он переполнен, люди стоят вплотную, то это, конечно, неприятно, но очевидно, что человек сделал это случайно. Такая оценка снизит уровень вашей агрессии.

Но если автобус будет почти пустой, и кто-то специально наступит вам на ногу, очевидно, что вы отреагируете более агрессивно. Также может следовать повторная оценка: изменение отношение ввиду новых наблюдений. Например, вы можете заметить, что человеку стало плохо, он не удержал равновесия и поэтому наступил вам на ногу, то есть всё-таки нечаянно. В этом случае повторная оценка снизит уровень агрессии.

Ещё один когнитивный фактор – прошлый опыт. Какое-то событие может вызвать прошлый негативный опыт, заставить вас вспомнить прошлые эмоции, и в таком случае уровень вашей агрессии возрастёт.

Также на уровень агрессии влияет текущее настроение.

4

Причины агрессивности

Личностные особенности, влияющие на развитие агрессивности человека следующие:

— склонность к импульсивности;

— вдумчивость, рассеянность;

— эмоциональная восприимчивость, а также чувство ранимости, неудовлетворенности, дискомфорта;

— враждебная атрибуция, под которой понимается оценка, а также интерпретация намерений, действий в качестве агрессивных.

Агрессивность у людей отмечается при ряде нервных и психических расстройств.

Причинами агрессивности человека выступают: разного рода конфликты, интимные проблемы, злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, наркотическими средствами, неустроенность личной жизни, проблемы личного характера, чувство одиночества, психические травмы, строгое воспитание, просмотры триллеров, переутомление, а также отказ от отдыха.

Термин «агрессивный» в отношении спортсменов стал применяться как характеристика, которая означает настойчивость в преодолении преград, а также активность в достижении поставленных целей.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Агрессивность у мужчин

Пассивная агрессивность у мужчин отмечается откладыванием дел и нерешительностью перед принятием важных решений. Такие мужчины не ответственны, крайне пренебрежительны к срокам и не выполняют обещаний. Этот тип ищет любые предлоги для ссоры с родными, при этом держа дистанцию и не допуская к личностному пространству. Причиной выступает страх зависимости, поэтому мужчина, так, справляясь самостоятельно со страхом, пытается управлять и командовать другими. Такой мужчина не признает своих ошибок, а обвиняет только обстоятельства, окружающих, требуя найти виновных.

Причиной такого поведения выступает социальная и семейная атмосфера, где отмалчиваются о своих желаниях, потребностях, считая это проявлением эгоизма. На подсознательном уровне такое воспитание прививает мысль, что желать что-либо для себя неправильно и недопустимо в принципе.

Пассивная агрессивность у мужчин корректируется только спокойным, нежным отношением и постепенным подталкиванием к нужной модели поведения.

Агрессивность у мужчин отличается своими установками от женской агрессивности. Мужчины зачастую прибегают к открытой форме агрессивности

Их не беспокоит тревожность, чувство вины, для них важно достичь свою цель, поэтому агрессивность выступает своеобразной моделью поведения

Повышенная агрессивность у мужчин отмечается отсутствием культуры поведения, демонстрацией уверенности, своей силы, а также независимости.

Агрессивность связанная с половым возбуждением — это нападение или ряд насильственных действий между половыми партнерами. Агрессивность выступает в противоположность любовно-эротическим отношениям. Отдельные личности испытывают от половой агрессивности эротическое наслаждение (мазохизм, садизм, садомазохизм).

Психологические концепции дают такое объяснение появлению половой агрессивности: она возникает вследствие пережитой фрустрации, т.е обманутых ожиданий в получении удовлетворения. Это не относится только к интимным желаниям или потребностям. Агрессивность объясняется компенсаторным характером. Например, повторение или продолжение перенесенного насилия, или же испытание насилия, которое практикуется в других сферах.

Исследования в этой области подтверждают, что половое грубое насилие, а также избиение женщин мужчинами зачастую происходят среди тех слоев, где женщина подвергается дискриминации и угнетению, пребывает в зависимом положении. Одновременно с этим большинством клиентов у проституток, увлекающихся садомазохизмом, являются мужчины из высших слоев, которые таким образом реализуют инсценированную агрессию.

Конструктивные навыки общения

Методы коррекции агрессивного поведения из данной группы будут просты в реализации, если в семье имеется несколько детей. Ниже будут описаны практики, которые легко реализовать вдвоем (ребенок + мама или папа), не прибегая к участию других членов семьи. Но в них могут принимать участие и другие люди, это не запрещено.

Словарик добрых слов. У детей-агрессоров часто словарный запас не характеризуется богатством. Потому грубые выражения входят в привычку: они учат несколько фраз и постоянно их применяют. Нужно завести с малышом особый словарь, в который заносятся слова, характеризующие человека. Они могут касаться как его внешности, так и внутреннего мира. Эти слова должны нести позитив, то есть должны быть либо добрыми, либо нейтральными. Грубости и нецензурные выражения в словарик заносить нельзя.

Например, на букву К можно записать такие слова: красивый, кокетливый, культурный, кроткий, коммуникабельный, компанейский. В словарике на букву К не должно быть негативных характеристик (конфликтный, коварный, кичливый и пр.). Записанные слова нужно периодически «освежать» в памяти, чтобы они вошли в лексикон малыша. Полезно систематически обсуждать с ребенком героев художественной литературы или мультиков (их характеры). В отрицательных героях постарайтесь найти что-то хорошее.

Слепой и поводырь. Эта игра способствует формированию доверия у ребенка. Именно такой навык часто отсутствует у агрессоров. Один из игроков должен быть с завязанными глазами, второй выступает его поводырем. Поводырь должен перевести «слепого» через дорогу. Не нужно выходить на оживленную трассу. Нужно расставить в помещении объекты (мебель, игрушки) так, чтобы от стены к стене нельзя было свободно пройти с завязанными глазами. Роль препятствий могут играть и другие дети, если методика практикуется не вдвоем, а с большим количеством участников.

Поводырь должен следить, чтобы «слепой» не натолкнулся и не зацепил препятствия на «дороге». Когда вы достигнете противоположного края помещения, поговорите с малышом, насколько легко ему было пребывать с закрытыми глазами, насколько он доверял поводырю, что чувствовал в пути. ребенок на следующем этапе игры должен стать поводырем, чтобы научиться заботиться о другом человеке.

В процессе прохождения через препятствия можно как молча вести «слепого», поднимая его ноги для перешагивания объектов. Также можно говорить о том, как обогнуть препятствие, которое возвышается дальше на пути. Можно оба метода использовать в сочетании.

Пойми без слов. Взрослые осознают, как раздражает, когда кто-то не понимает наши идеи и желания. Взрослые также знают, что свои мысли нужно нормально выразить, чтобы другой человек их понял. А дети в основном этого не понимают. Непонимание часто обижает ребенка, он не оценивает ситуацию как такую, в которой сам неправильно донес информацию до человека.

Водящий в данной практике придумывает слово (отвечающее на вопрос «кто?» или «что?»), а потом изображает значение этого слова жестами, мимикой, движениями. Но словами давать подсказки нельзя, нужно молчать. Водящий может показать ситуацию, в которой применяется задуманный объект. Или же своим телом он может попытаться передать форму задуманного предмета. Указывать на предметы, если такие имеются рядом, нельзя.

Игроки должны понять, что же задумал водящий. Все варианты нужно произносить вслух. Если догадки неверны, водящий качает голову из стороны в сторону как бы говоря «нет». Если же ответ дан правильный, то угадавший становится водящим.

Поведенческие стили

Направленная на себя агрессивность может выражаться одним из двух вариантов поведения: гетероагрессивное и не сопровождающееся гетероагрессивностью. Наличие личностных расстройств нередко приводит к гетероагрессивному поведенческому варианту. Такое больше свойственно малообразованным людям. Они быстрее теряют адаптацию в других условиях. Статистика показывает: нередко люди, склонные к такому паттерну поведения, ранее совершали суицидальные попытки, а среди близких родственников были случаи насильственной смерти. Выше вероятность гетероагрессивного аспекта в поведении у человека, чье рождение сопровождалось патологией. Будучи взрослыми, такие люди склонны рисковать.

Если гетероагрессивного поведенческого аспекта нет, вероятно, это более высокообразованный человек. Такой дольше сохраняет способность адаптироваться к внешним условиям, нередко страдает неврозом, соматическими патологиями. Среди его родственников с высокой долей вероятности можно найти хронических алкоголиков. Сами же люди склонны к избегающей линии поведения, они ощущают собственную неполноценность.

Прогноз по склонности к суициду и его исходу во многом зависит от стилистически направленной на себя агрессии. Так, гетероагрессивный аспект указывает на относительно высокую опасность парасуицида, нанесения себе повреждений. Такие люди чаще готовы демонстрировать готовность к суициду, в то время как те, кому не присущ гетероагрессивный аспект, скрывают тенденции. В их среде выше процент фатальных случаев.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств

Тогда внимание акцентируется на основном заболевании

Формы агрессии

Агрессивная энергия — продукт нашего организма, запрограммированного природой на выживание. Другими словами, агрессивные чувства рождаются в нас, чтобы обеспечить реализацию жизненно необходимых потребностей. Агрессия нужна нам для того, чтобы защищаться и развиваться, творить и воплощать свои проекты в реальной жизни.

Однако человек в отличие от животных, пока не научился адекватно выражать агрессивную энергию. Чаще всего она выражается в конфликтных, опасных для здоровья формах.

Формы физического насилия

Во внутривидовых отношениях у животных нападение на соперника применяется крайне осторожно: доминирующему самцу достаточно продемонстрировать свою мощь, чтобы исключить все попытки покушения на свою власть. У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные. У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные

У людей же агрессор использует на только превосходство в физической силе, в ход идёт оружие, жертве наносятся телесные повреждения, попутно разрушаются материальные ценности, страдают животные.

Практикуются «шутливые» формы насилия над близкими: шлепки, пощипывание, болезненные толчки, которые крайне неприятны жертве и приносят садистское удовольствие агрессору.

Ещё одна чисто человеческая форма физической агрессии — спортивные состязания. Считается, что спортивная злость — одно из составляющих качеств победителя. Насколько разрушительна такая форма энергии, доказывают разборки футбольных фанатов после очередного матча.

Вербальные атаки

Словесное выражение враждебности присуще только людям и проявляется в самых разнообразных формах.

Разговор в пренебрежительном или приказном тоне, повышение голоса, бесцеремонное перебивание в беседе не оставляют сомнений в негативном настрое собеседника — это прямая и открытая агрессия. Сюда же относятся оскорбления, угрозы, нецензурная речь, визг, истерические возгласы.

Использование юмора: шутки, сарказм, насмешки, стёб — относятся к виду активной косвенной агрессии. Отец психоанализа Зигмунд Фрейд считал юмор символическим уничтожением врага, а остроумие — отдушиной для враждебности, когда нет возможности выразить её другим способом. «Невинные» шутники всегда могут упрекнуть обидевшуюся жертву в отсутствии чувства юмора.

Троллинг — активная косвенная агрессия; тролли организуют конфликты в среде общения с помощью издевательских реплик, провокационных сообщений. Оставаясь в стороне, они с удовольствием наблюдают, как по их вине участники форумов наносят оскорбления друг другу.

Буллинг как форма гетероагрессии

Стихийным, зачастую немотивированным проявлением детской и подростковой агрессивности является буллинг. Комплексная травля избранного «козла отпущения» происходит с использованием всех форм как вербальной, так и физической агрессии, при явном одобрении свидетелей. Причина травли кроется не в поведении жертвы, а в неосознанной агрессивности участников, которые выплескивают свои негативные эмоции.

Формы аутоагрессии

Опасным видом агрессии является враждебность, направленная на себя. Нереализованная потребность в любви, уважении, самоутверждении, запрет на внешнее проявление агрессивных эмоций ведёт к тому, что человек начинает смотреть на себя как на никчёмное существо, достойное наказания и смерти. Формы проявления аутоагрессивного поведения различны, но все они являются криком о помощи.

1 Самоповреждение — селфхарм

В среде подростков это считается модным способом привлечь внимание к своей персоне. Порезы, синяки, ожоги вызывают физическую боль, которая на время отвлекает подростка от ощущения тревоги, страха, депрессивного состояния. 2 Экстремальные виды спорта: паркур, бейсджампинг, альпинизм, фрирайд, рискованное поведение на автомагистралях — всё, что представляет опасность для жизни

2 Экстремальные виды спорта: паркур, бейсджампинг, альпинизм, фрирайд, рискованное поведение на автомагистралях — всё, что представляет опасность для жизни.

3 Деструктивное поведение по отношению к своему здоровью: алкоголизм, наркомания, курение, пренебрежение врачебными рекомендациями, аскетизм.

4 Суицид.

Все формы самоагрессии противоречат природе человека, ибо направлены против инстинкта самосохранения. Страх боли и смерти оказывается слабее тех переживаний, которые испытывает личность с неудовлетворёнными социальными потребностями.

Определение

Пассивная агрессивность не относится к психическим расстройствам и заболеваниям: это скорее модель поведения, связанная с некоторыми личностными факторами и факторами окружающей среды. Люди, склонные к пассивной агрессии, старательно избегают конфликтов, никогда не выражают своих настоящих эмоций и ловко прикидываются. Вместо того чтобы выразить негативные чувства напрямую, они найдут сложные обходные пути и заставят вас самостоятельно догадываться, что происходит.

Например, успешный коллега предлагает коллективу новый план продаж. Пассивно-агрессивный сотрудник с радостью согласится и будет всячески поддерживать внедрение, но на самом деле постарается его саботировать: сорвать сроки, плохо выполнить задачи.

В личной жизни пассивно-агрессивная личность частенько обижается на партнёра, но также никогда не говорит этого в лицо. Вместо этого она будет другими способами выражать своё недовольство. Из наиболее важных признаков пассивно-агрессивного поведения можно отметить:

  1. Негативное отношение, неприязнь в ответ на просьбы.
  2. Намеренное откладывание или совершение ошибок при выполнении просьбы.
  3. Циничное, пессимистическое или агрессивное поведение.
  4. Частые жалобы.

А ещё пассивные агрессоры частенько пускают скрытые шпильки в сторону других людей, нередко совмещая их с похвалой или добрым намерением, призванными прикрыть негатив. Например: «Ты очень смелый человек! Восхищаюсь, я бы никогда не решился выйти в таком наряде с лишним весом». Здесь очевидно, что основной посыл не в похвале, а в скрытой попытке намекнуть на недостаток. Пассивно-агрессивное поведение может быть симптомом нескольких психических расстройств, но, как и было сказано выше, само по себе не считается отдельным нездоровым состоянием.

Причины агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет предпосылки и причины.

У детей

Наблюдаете агрессию у ребенка? Важно понимать ее причины. Иногда она помогает при достижении цели, самозащите и удовлетворении потребностей

Когда речь заходит об агрессии у детей, то стоит учитывать, что в некоторых ситуациях агрессия необходима каждому человеку. Агрессивность помогает в случае самозащиты, достижении своих целей, отстаивании прав и удовлетворения желаний.

Агрессия в приемлемой форме дает возможность быстрее адаптироваться социально, и увереннее двигаться к успеху. Речь не идет об агрессии характеризующейся ненавистью, нанесением ущерба, формированием негативных черт характера.

Нередко наблюдаются приступы агрессии у детей, достигших 4-х летнего возраста. Основная ее причина: семья, агрессивное поведение близких в бытовых ситуациях. Чаще случается в семьях, где допустима ругань, оскорбления, унижения, хамство. Вторая причина: безразличие или слишком властное отношение родителей. Методы преодоления проблемы: умейте слушать ребенка, окружите его добротой, лаской, донесите свои переживания.

У подростков

Пик подростковой агрессии приходится на период полового созревания. Черты, характерные для агрессивных подростков: отсутствие серьезных интересов и хобби, узость мышления, недостаток финансов на базовые потребности.

Они склонны к подражанию и внушаемости. Чувствуют озлобленность по отношению к родителям и сверстникам. Отличаются низкой самооценкой, повышенной тревожностью, эгоцентризмом. Не знают, как преодолеть сложности, контролировать поведение. Все эти факты в совокупности и ведут к агрессии.

Агрессивных подростков и детей можно увидеть не только в неблагополучных семьях – они встречаются на разных социальных уровнях, являясь средством демонстрации самостоятельности и зрелости. Если речь не идет о психическом отклонении, то методом лечения может стать разговор по душам или консультация психолога.

У взрослых

Распространенные причины, провоцирующие агрессию у взрослых:

  • Злоупотребление наркотическими веществами, алкоголем, расшатывающими нервную систему и становящимися причиной неадекватной реакции на малозначимые события.
  • Травмы психического характера, обретенные в детстве.
  • Переутомление, отсутствие полноценного отдыха.
  • Личные проблемы, неудовлетворенности личной жизнью, чувство одиночества, интимные проблемы.
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми, жестокими фильмами.
  • Строгое воспитание.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины появления такого поведения

Агрессия у человека развивается не сразу. Существуют теории, которые гласят о том, что эта черта характера присуща всем живым существам. В некотором роде это так. Когда человеку приходится защищаться от опасности, он начинает вести себя агрессивно.

Но здесь важна разница между свойством личности и агрессией, как оборонительное, непреднамеренное действие. Но многие ученые сходятся во мнении, что от рождения человек не имеет агрессии, он усваивает модель такого поведения с течением жизни, в зависимости от социальной обстановки вокруг него.

Причин проявления агрессии несколько:

  1. Чрезмерное употребление психоактивных веществ: в процессе злоупотребления алкоголем и другими токсическими веществами человек теряет контроль над стрессовой ситуацией, начинает руководствоваться только своими потребностями и желаниями (исключив из сознания усвоенные социальные нормы поведения). Если на пути к достижению цели у него что-то или кто-то стоит, он применит агрессию.
  2. Сложные условия воспитания: наличие в детстве психотравмирующих ситуаций, дефектов воспитания. Некоторые действия родителей могут стать причиной детской агрессии. Ребенок может таким образом защищаться от родителей. Развитию агрессии в раннем возрасте способствуют сцены насилия в фильмах и мультиках, увлечения некоторыми компьютерными играми.
  3. Личностные проблемы вырабатывают в человеке агрессивность по отношению к окружающим. Особенно агрессия проявляется, когда у этих окружающих все хорошо или они усиленно пытаются «помочь» устроить личную жизнь. Это проблемы в семье с супругом, интимные сложности, отсутствие спутника жизни, постоянное чувство безысходности и одиночества, депрессия.
  4. Строгое воспитание детей в детстве приводит к возникновению у них агрессии к своим детям. Эта модель поведения формируется, прежде всего, в семье, так как это первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок в своей жизни. Ребенок считывает даже косвенную агрессию, непреднамеренную, и такая реакция на раздражитель закрепляется у него в подсознании.
  5. Агрессия возникает при хронической усталости, недосыпании, переутомлении. Человек не отдыхает от постоянной дневной суеты. Если у него что-то просят, он воспринимает это, как притязания на его личное пространство. В результате он вынужден психологически защищаться, проявляя агрессию.
  6. Нервные и психические расстройства характеризуются наличием агрессивного поведения. Оно возникает у больных шизофренией, эпилепсией, менингитом и другими поражениями головного мозга.

Не всегда больные психическими заболеваниями проявляют агрессию. Существуют данные о том, что только около 10%  людей, причинивших моральный или физический ущерб другим, имеют душевные болезни. В остальных случаях такие действия продиктованы психозом, гипертрофированной реакцией на происходящие события. В большинстве случаев агрессивное поведение – желание доминировать.

Факторы риска возникновения агрессивности

Не каждый человек при малейшей психотравмирующей ситуации будет проявлять агрессию. Существуют некоторые особенности внешней ситуации и внутреннего ее восприятия, которые приводят к поражающему и деструктивному поведению.

Скорее формируется деструктивная модель поведения у людей, склонных к импульсивности, которые сильно эмоционально все воспринимают, в результате чего у них возникает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. При рассеянности есть вероятность возникновения эмоциональной агрессивности. Если человек вдумчивый, он может построить планы на то, как проявить инструментальную агрессию.

Психологами доказано, что при угрозе базовым ценностям человека, он становится агрессивным. Таким образом, можно утверждать, что любая остро неудовлетворенная потребность у любого человека может привести к этой деструктивной модели поведения.

Часто агрессия возникает при слабой моральной защите от стрессов. При повышенном уровне тревожности также велика вероятность агрессии. Избыток отрицательных эмоций в раннем детстве приводит к таким паттернам. Пытаясь освободиться от авторитарности значимых людей (родителей, лидеров малых групп, в которые входит индивид), у ребенка остается только один выход – агрессивно себя вести. Удача после такого поведения закрепляет в его сознании, как положительный момент, формируется навык самоутверждения через агрессию.

Причинами стремления причинить моральный или физический ущерб другому, себе, может стать раздражение нервных центров, находящихся в области промежуточного мозга.

Виды агрессии в психологии

Психологи различают несколько видов агрессивности.

Прямая или косвенная

Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная

При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная

При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.

Внешняя и аутоагрессия

Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Враждебная и инструментальная

В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная)

Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: