Памятка родителям: что делать, если ребенка травят в школе?

Что делать, если травят вашего ребенка?

В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.

Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.

Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.

Как понять, что ребенка гнобят в школе

Очень редко ребенок может рассказать родителям о своих проблемах в школе. Многие попросту бояться, что из-за вмешивания родителей может стать лишь хуже. Поэтому мамам и папам необходимо попросту дома больше уделять внимания ребенку, так сказать, «замечать» его, следить за поведением, эмоциональном состоянии. Чаще гнобят «новеньких» детей — тех, которые перешли в новую школу, или в новый класс.

Родителям, заметившим, что их ребенок подавлен, необходимо осмотреть его: если на теле если синяки с царапинами, и не может, или не хочет объяснять, откуда они взялись, лжет, то это повод для еще большей тревоги. Если ребенок «теряет» вещи, украшения, одежду, или приносит сломанные гаджеты, то это не всегда означает, что он виноват, «криворукий». Насторожить родителей должен тот факт, когда ребенок ищет повод не пойти на занятия, симулирует болезнь, ему стало не интересно учиться, или его успеваемость снизилась.

Тревожным сигналом является деструктивное поведение ребенка:

  • он сам себя калечит;
  • убегает из дому;
  • агрессивен;
  • не хочет учить уроки;
  • закрывается в своей комнате;
  • его самооценка снизилась.

В этих случаях можно предполагать, что его гнобят в школе.

Как не проецировать страх перед школой на своих детей

Фото: pexels.com/ru-ru/@olia-danilevich

Невозможно не проецировать свой страх. Нужно обеспечивать безопасность ребенка, исключать ситуации, в которых возможен буллинг, понимать, что вы должны прийти ему на помощь, если он оказался в подобной ситуации. Школ сейчас достаточное количество, есть домашнее обучение, то есть всегда есть альтернатива. Самый лучший вариант – поменять школу. Потому что бороться с социумом, который травит, бесполезно. Это болезнь всего коллектива, это не один человек виноват. 

Как перестать бояться: 10 эффективных методов борьбы со страхом и тревогой

Подробнее

Что такое буллинг в школе

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Визуализация: заранее помогаем ребенку избежать травли и буллинга

Визуализация – это техника, с помощью которой человек представляет себе комфортную или расслабляющую ситуацию, или серию таких картинок. Исследования показывают, что люди, которые представляли определенную ситуацию, с течением времени начинали вести себя точно также. Воображаемый образ оказывает очень сильное влияние на поведение человека, а также на результат разных ситуаций в его реальной жизни. Это поможет ребенку заранее избежать травли и буллинга.

Визуализация дает человеку возможность создавать «внутренние образы», благодаря которым он не должен принимать на свой счет или верить в то, что говорит ему обидчик. Посредством воображаемых картинок, дети могут видеть и чувствовать себя защищенными от неприятных ситуаций. Например, ребенок может представить, как насмешки и другие неприятные слова отскакивают от его «защитной брони», словно шарики, или как он отбивает каждое слово в направлении обидчика бейсбольной битой или теннисной ракеткой. Например, мальчик или девочка могут подумать:

  • «Я — художник, и если нужно, то перерисую образ всех слов-насмешек»
  • «Я — певец и заглушу все обидные слова песней»

Объясните сыну или дочери, что он или она может использовать визуализацию, чтобы представить, как использует слова поддержки и уверенно выходит из любой дискомфортной ситуации.

Способность мысленного представления у детей дошкольного возраста, позволяет имитировать модель поведения, которой в данный момент нет. Например, он может представить другого ребенка, который благополучно прекратил словесное издевательство. Мысленное представление ежедневных ситуаций, успешное поведение во взаимодействии со сверстниками и решение каких-то проблем, затем переходят в реальные жизненные ситуации.

Вы можете позаниматься с ребенком при помощи простых упражнений с мягкими маленькими мячиками:

  • Напишите на них слова насмешек и оскорбления, которые ребенок слышал в свой адрес со стороны сверстников.
  • Бросайте их в малыша, который представляет, как эти слова отскакивают от него.

Это наглядно поможет ребенку понять, что он не должен буквально воспринимать то, что обидчик говорит или приказывает делать. Он будет представлять, как эти слова отскакивают обратно, потому что не имеют к нему никакого отношения.

Что делать дальше

Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев

В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки. 

Неправильно  Правильно 
Вы вообще в курсе, что у вас в классе происходит?!Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?У меня ребенок не ест, не спит, постоянно плачет, а все потому, что кто-то не может нормально делать свою работу!  Моя дочка сказала, что ее обижает одноклассница, а другие девочки просто смотрят. Вы знали об этом?Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?Я видела, что эта девочка создала Вконтакте группу, куда выкладывает фотографии моей дочери со всякими обидными надписями. Фото сделаны на уроке и во время перемен. Что вы планируете делать с этим?

Если разговоры с учителем ни к чему не привели, можно создать согласительную комиссию. В этом случае родители, администрация школы, медиаторы и психологи собираются, чтобы решить конфликт. В комиссию могут войти и сами ученики. Решение, которое примут на заседании, станет обязательным для исполнения на территории школы. 

Обидчиком может быть и учитель, и тогда решить проблему труднее. Для начала нужно понять, действительно ли он ведет себя непрофессионально или ребенок слишком остро реагирует на замечания. Стоит поговорить с родителями одноклассников, узнать, как они видят ситуацию. Если проблема есть — обратиться к директору школы, если это не сработает — в местное управление образования и администрацию. 

Иногда родители считают, что легче перевести ребенка в другую школу, потому что гласность и шумиха могут только усилить травлю. Это не всегда так. Травля существует из-за безнаказанности. Обычно проблема решается, как только обидчика привлекают к ответственности. Однако если школа не может помочь, а издевательства продолжаются, главное — обезопасить ребенка. Можно перевести его в другую школу и продолжать решать проблему.

Настя, 19 лет:

— В начальной школе у меня была очень суровая учительница, она могла наорать на нас без причины, сказать что-то грубое, ударить линейкой или кинуть в кого-нибудь мелом. К фамилиям мальчиков она любила добавлять слово «пан». Однажды она вызвала к доске мальчика с фамилией Носов и спросила: «Ну, пан Носов, что вы нам сегодня расскажете?». Класс рассмеялся, и за мальчиком на долгое время закрепилась кличка «понос».

Девочек учительница звала «секретутками», я не понимала, что это значит, и спросила у родителей. Родители были в шоке и стали расспрашивать о том, что происходит в нашем классе. После этого они решили поговорить с учительницей, но директор был на ее стороне и не видел никакой проблемы. Тогда родители сказали, что если учительница начнет кричать или бить кого-то линейкой, я должна записать все это на телефон. Я так и сделала. 

С записями родители сразу пошли в городскую администрацию — знали, что от директора помощи ждать бессмысленно. Встал вопрос об увольнении учительницы, но внезапно половина класса оказалась против этого. Многие родители считали, что строгость — это не плохо, и что учитель — сильный педагог, который обеспечит нам хорошее будущее, поэтому можно и потерпеть. 

Учительницу в итоге уволили, но стало только хуже. Если раньше у нас с одноклассниками был общий враг — строгая класснуха, то теперь изгоем стали я и моя семья. Родителей игнорировали на собраниях, удалили из общего чата. Надо мной постоянно подшучивали: говорили, что новая классная руководительница ставит мне пятерки только из-за страха, что я и ее сниму на видео. Наверное, дети просто повторяли то, что слышали дома от своих родителей. 

Город у нас маленький, и переводиться в другую школу не было смысла. Поэтому мы всей семьей переехали в другой город. 

Некоторые родители, которые сталкивались с травлей детей в школе, советуют сразу же забирать ребенка из учебного заведения. Они считают, что бороться с травлей бессмысленно — раз она есть, значит, учителя и администрация не сумели выстроить правильные отношения между учениками. А значит, проблема возникнет снова. Поэтому нужно искать не просто новую школу, а ещё и хорошего классного руководителя. В идеале он способен устанавливать правила жизни в классе и контролировать их, брать на себя ответственность. Определить это сходу практически невозможно. Можно ориентироваться на желание учителя решить проблему — если оно не меньше, чем у родителей, значит, есть шанс, что ситуация не повторится. 

Основные признаки психологического насилия в семье

Все признаки можно поделить на три большие группы (формы): доминантное поведение, вербальная эмоциональная агрессия и другие. Каждая форма насилия проявляется по-разному. Признаки доминантного поведения (на примере мужчины-манипулятора):

  • слежка. Она начинается с просмотра телефонной книги, почты или сообщений в соцсетях. В особо серьезных случаях перерастает в круглосуточное наблюдение за каждым действием жертвы;
  • запрет на общение. Манипулятор начинает давить на жертву, лишая ее возможности контактировать с коллегами, друзьями и даже родственниками;
  • постоянное присутствие. Мужчина стремится не оставлять свою избранницу ни на минуту. При этом он может молчать или делать вид, что занят делом;
  • перекладывание обязанностей. Не путать с альфонсами, так как они влюбляют в себя женщину ради получения материальных благ, а, соответственно, хорошо к ней относятся. Это тоже манипуляция, но она не является насилием. Мужчины, перекладывающие обязанности на женщин, ведут себя грубо и вызывающе, вызывая у жертвы постоянное чувство вины;
  • ограничение обязанностей. Полная противоположность предыдущему пункту. В этом случае манипулятор становится тираном, запрещая жертве заниматься своими делами. Такой мужчина может заставлять женщину сидеть дома и свести к минимуму общение с внешним миром.

Признаки вербальной эмоциональной агрессии:

  1. Презрение. Проявляется в насмешках над внешним видом, деятельностью, увлечениями и религиозными воззрениями жертвы.
  2. Критика. Речь идет о необъективной оценке действий и поступков женщины. Это могут быть едкие замечания по поводу умственных способностей, фигуры и т. д. Высказывание часто сопровождаются оскорблениями.
  3. Унижение. Общение только посредством оскорблений, в любых, даже бытовых ситуациях.
  4. Деспотизм. Выражается в высокомерном поведении манипулятора, который вместо просьб произносит одни указания.
  5. Угрозы. Словесные запугивания часто касаются детей, близких родственников или просто важных для жертвы вещей. Манипулятор угрожает нанести им вред, иногда грозится самоубийством.

Психологическое насилие в семье над женщиной признаки которого относятся к третьей группе (другие):

  • самовосхваление. Мужчина объективно или необъективно превозносит себя над супругой;
  • потребность в восхищении. Манипулятор намеренно льстит жертве с целью получить такую же похвалу в свой адрес;
  • угнетение. Проявляется в провокации чувства вины у жертвы;
  • прессинг. Манипулятор делает все для того, чтобы женщина начала переживать и испытывать чувство тревоги: лжет, утаивает информацию, лицемерит и т. д.

Помните, что единичный случай проявления признака — не психологическое насилие над мужчиной или женщиной. Говорить об эмоциональном давлении можно в том случае, если оно проявляет себя на протяжении длительного времени.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе

Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.

Буллинг на работе

Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.

Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:

утаивание или искажение важной информации (например, не сообщили, что изменились сроки сдачи проекта или поменялись требования к нему);
игнорирование сотрудника (исключение его из обсуждения рабочих вопросов и неформальных встреч, в том числе совместных обедов или перекусов, если это принято в команде);
отказ в помощи, игнорирование его обращений, звонков, сообщений;
распускание сплетен о сотруднике и клевета на него.

На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.

Буллинг в реальной жизни

Примеры буллинга в быту:

  • один сосед распускает сплетни о другом;
  • при встрече один знакомый постоянно оскорбляет другого и мучает его звонками по телефону или в дверь;
  • один родственник запугивает другого, оскорбляет его.

Буллинг в школе

Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе

Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание

Примеры издевательств в школе:

  • класс объявил бойкот одному из школьников;
  • группа старшеклассников систематически отнимает карманные деньги у младших школьников;
  • один ученик ставит подножки другому, задирает его, бьет, оскорбляет;
  • класс систематически физически и вербально нападает на одного из школьников;
  • один или несколько учителей занижают оценки ученику, высмеивают его, оскорбляют и распускают о нем слухи.

Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.

Можно ли простить обидчиков во взрослом возрасте

Фото: pexels.com/ru-ru/@fauxels

Детские обиды не прощают, их прорабатывают: отыгрывают, разряжают эмоцию через психологические техники. Обиду рисуют, раскрашивают, увеличивают, уменьшают, усиливают. Смотрят, какие вторничные выгоды были у человека с помощью этой обиды.

И когда во взрослом возрасте мы разговариваем про обидчиков, мы рассматриваем ситуацию целиком: горюем, плачем, рвем бумагу, – как-то проживаем ту эмоцию, ситуацию из прошлого. Но нужно смотреть всю семейную систему целиком и систему отношений в обществе: откуда пошла эта ситуация, чего не хватило человеку, чтобы он тогда мог за себя постоять, и как сейчас это скомпенсировано во взрослом возрасте. А если не скомпенсировано, то как это можно исправить.

Как правильно реагировать на буллинг

Родителям

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Дети часто замалчивают, что подвергаются травле в школе, потому что им стыдно рассказывать об этом. Поэтому с самого начала нужно объяснить ребенку, что с такими проблемами он обязательно должен приходить к вам за помощью и советом. Ни в коем случае нельзя игнорировать эту ситуацию или говорить: «Ты это все выдумываешь». Да, дети иногда саботируют школу

Но очень важно доверять своему родительскому чутью, интуиции, держать всё время руку на пульсе и ни в ком случае не оставлять ребенка в ситуации, когда ему плохо

Дальше нужно объяснить руководству школы, учителям, что они тоже несут ответственность за это. И если буллинг не будет остановлен, то вы, как родитель, не отступитесь и будете отстаивать своего ребенка

При этом важно свою агрессивность распознавать и решить вопрос на взрослом уровне, для того чтобы все участники конфликта начали бороться с травлей. 

Ребенку

Ребенку, который подвергся буллингу, нужно идти за поддержкой ко взрослым: в этой ситуации нельзя оставаться одному. Нужно попытаться обозначить личные границы, дать обидчикам понять: «Со мной так нельзя обращаться», – не бояться быть ябедой и звать на помощь. Травля на это и рассчитана, что ребенок останется один и не позовет никого, кто за него заступится. Поэтому нужно обратиться за помощью – к маме, папе, учителям – кому угодно, лишь бы не оставаться наедине с этой проблемой. 

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет. 

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт. 

Если травля без физического насилия

Ольга Журавская отметила, что на почту проекта «Травли Net» поступает много писем от родителей, чьи дети подвергаются травле. Взрослые в панике, потому что чаще всего не знают, как правильно действовать в таких случаях.

При первых признаках травли родителям в первую очередь нужно поговорить со своим ребенком и постараться узнать о конфликте как можно больше: как именно над ним издеваются, кто в этом участвует, как реагируют педагоги.

Если выяснится, что другие дети его унижают, обзывают или дразнят, то следующим шагом должна стать встреча с классным руководителем и школьным психологом. Описать им все, что происходит, следует не только устно, но и в письменном заявлении. После этого родителям совместно с педагогом и психологом нужно составить список конкретных действий по разрешению конфликта. Лучше, чтобы план содержал в себе несколько вариантов развития событий: в случае неудачи на каком-то из этапов должен быть запасной вариант. Кроме того, на этой стадии можно обратиться к согласительной комиссии, о которой мы писали выше.

Если родители написали заявление, а администрация школы не реагирует, им стоит обратиться с письменным заявлением к государственным службам.

У Управления образования вашего города или области родители имеют право потребовать проверки действий школьного руководства и педагогов. Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора должны контролировать соблюдение прав учащихся, поэтому при подаче заявления по любому вопросу, связанному со школами, эти организации обязаны отреагировать. В обязанности уполномоченного по правам ребенка в вашем регионе входят вопросы соблюдения прав ребенка.

Когда все вышеперечисленные способы не работают, нужно подавать иск в суд. Конечно, лучше всего перед этим проконсультироваться с адвокатом.

В суде родители могут требовать возмещения вреда здоровью ребенка и компенсации морального ущерба. Справку о полученных психических травмах выдает психиатр. Его заключение и будет вашим доказательством в суде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: