Почему мы иногда говорим друг с другом будто на разных языках? Получаем ответ словно не на свою реплику? Или неожиданно сами для себя реагируем неадекватно на невинные замечания? На эти вопросы может ответить трансакционный анализ.
Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:
- Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
- Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем
Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в лени» и так далее.
Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Три основные позиции в общении
Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.
- Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
- Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
- Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение
Немного подробнее о каждом из них.
Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция «должен» и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.
Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.
Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».
Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».
Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие
Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, получает результаты, зарабатывает деньги
Как правило, в этом состоянии человек спокоен.
Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.
Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».
Как работают эго-состояния?
Все три состояния – очень важны.
Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.
Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.
Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, действовать.
К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, загорается желанием, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.
Причины появления инфантилизма
Инфантилизм — не черта характера, а патологическое состояние, при котором поражаются лобные доли мозга, отвечающие за деятельность психики. В результате снижается целеустремлённость, чувство ответственности, нарушается социализация.
Такое понятие не является однозначным. При постановке диагноза нужно учитывать тип личности, строение нервной системы. В некоторых случаях человек имеет здоровую психику и может изменить поведение при достаточной мотивации и желании.
В психологии выделяют несколько причин инфантилизма, которые связаны с детством:
- повышенная опека родителей;
- нехватка заботы;
- тотальный контроль;
- завышенные требования;
- частая критика;
- запрет принимать самостоятельные решения.
Неправильное воспитание не единственная причина незрелости. Простой и церебро-органический инфантилизм может возникнуть из-за генетической предрасположенности, заболеваний мозга, серьёзных травм головы, отравления токсичными веществами. Иногда проблема появляется в результате нарушений внутриутробного развития или на фоне расстройств мозговой деятельности: аутизма, шизофрении.
Признаки эмоционально-незрелого человека
Нежелание брать ответственность
Не желая мириться с реальностью, эмоционально-незрелые люди пытаются контролировать все вокруг. На первом этапе употребления наркотиков или алкоголя они находятся в иллюзии, что им это удается. Вещества, изменяющие сознание, позволяют чувствовать себя увереннее и могущественнее, чем есть на самом деле. Таким людям всегда нужна «инструкция» к жизни. Многие избегают личной ответственности путем ухода в секты или жесткие религиозные учения. Они похожи на маленьких детей, которые не представляют своего существования без руководства извне.
Неумение выражать собственные чувства
Еще одна проблема, с которой сталкиваются эмоционально незрелые личности – неумение выражать свои чувства. Они не представляют, что можно открыто заявлять как о своих достоинствах, так и о слабостях. Все эти люди не имеют представления, зачем проживать чувства, поэтому они заталкивают в себя обиды, злость и любой другой негатив. Из-за низкой самооценки им постоянно необходимо самоутверждаться, показывать собственную значимость за счет внешних проявлений. Чувство собственной ущербности они «глушат» веществами, изменяющими сознание.
Уход в крайности во всех сферах жизни
Еще один признак эмоционально-незрелых людей – крайности. Если речь идет о любви – то до одержимости, если работа – то трудоголизм, если религия – то слепой фанатизм и экстремизм. Все, что появляется в жизни эмоционально-незрелого человека, превращается в средство ухода от реальности. Причина – внутренняя пустота, которую срочно нужно заполнить чем-то извне. Наедине с самими собой, со своими чувствами, таким людям находиться невыносимо. Это основная причина, по которой столь часто происходят срывы после прохождения лечения наркомании в специализированных центрах.
Неумение планировать
Люди с эмоциональной незрелостью не умеют строить планы. Скорее они склонны мечтать, при этом ничего не делая. Во всех своих неудачах они обвиняют окружающих и обстоятельства (не с теми людьми связался, не в той стране родился, неудачно женился и т.д.). Они даже не допускают мысли, что проблема не во внешнем окружении, а в них самих. А все эти «если бы» – это всего лишь оправдание, чтобы предаться мечтам, которым не суждено сбыться при бездействии. Это порождает еще большее чувство собственной неполноценности, и вновь толкает на изменение сознания.
Эмоциональная незрелость – проблема, с которой сталкиваются тысячи взрослых людей. Наркотики, алкоголь и другие средства изменения сознания играют роль своеобразного обезболивающего. Но со временем и это перестает работать. Решением становится посещение психотерапевта и проработка детских травм. Однако не все способны предпринять этот шаг. Многие остаются в эмоциональной незрелости. Наркоманы и алкоголики умирают от зависимости, так и не предприняв попытки изменить свою жизнь. Люди с нехимической зависимостью продолжают жить в постоянном страхе, даже не осознавая этого…
Как справиться с эмоциональной незрелостью?
Есть два способа справиться с этой психологической проблемой у близкого человека: работа над собой и здоровыми границами или со специалистом. В первом случае нужно осознавать наличие проблемы и необходимость с ней бороться. Вы выстраиваете личные границы: даёте понять, что вам неприятно, если вас обижают, рассказываете об уровне комфорта, придерживаетесь своих позиций. Это не всегда эффективно: человек может не замечать проблемы.
В таком случае (а также если вы заметили признаки эмоциональной незрелости у себя) можно обратиться к специалисту. Это эффективно: хороший психолог подберёт подходящую терапию, поможет выявить причины такого поведения и сгладить все негативные проявления. Кроме того, полезно пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Газлайтинг
«Не нужно так бурно реагировать, я просто пошутил». «Прекрати выдумывать, этого не было!» «Никто не будет тебя любить, кроме меня». Все эти слова произносятся людьми, которые хотят полностью контролировать своих партнеров, не гнушаясь никаких средств. Они могут запугивать, навязывать свое мнение, обесценивать чувства и желания близкого человека, ставить под сомнение его (ее) зрелость и адекватность. В таких отношениях физическое насилие заменяется психологическим, которое сложно увидеть или доказать. Нездоровый партнер рушит самооценку здоровому, вынуждает человека сомневаться в себе и своих эмоциях, внушает ему уйму страхов и комплексов, через которые им легко управлять.
Как избавиться от инфантильности?
Ярко выраженное инфантильное поведение опасно: оно ведёт к расстройствам нервной системы, социальной дезадаптации, внутреннему напряжению, тревожности – своевременно начинайте лечение.
Метод терапии определяют индивидуально. Если проблема спровоцирована повреждением мозга или другой болезнью, направляют все силы на её устранение. Психогенная форма нуждается в коррекции психиатра.
Для устранения расстройств поведения назначают медицинские препараты:
- транквилизаторы;
- ноотропы;
- антидепрессанты;
- седативные средства;
- витаминные комплексы.
Избавиться от инфантильности помогут резкие перемены. Если человек оказывается без поддержки близких, ему приходится действовать самому и принимать решения.
Причиной, мотивирующей изменить поведение, бывает:
- потеря материального благополучия;
- увольнение с работы;
- рождение ребёнка;
- уход в армию.
Незрелые дети предпочитают общение с малышами. Учите их находить общий язык со сверстниками, не конфликтовать, прощать обиды. Поощряйте принятие самостоятельных решений. Если ребёнок хочет заниматься танцами или рисованием, пусть пробует свои силы.
Чтобы справиться с проблемой во взрослом возрасте, надо признать свою инфантильность, побороть её. Для этого полезно отказаться от родительской помощи и стать самостоятельным. Вначале будет трудно, но постепенно человек научится не перекладывать ответственность на других и обдуманно принимать решения со всеми вытекающими последствиями.
Обида
Обидчивость — Склонность легко обижаться, чувствовать обиду
Нормальная черта личности
Кротость — это мягкость характера. Она помогает человеку терпеливо переносить оскорбления, при этом не раздражаться, не возмущаться и не желать отомстить. Кротость — качество, которое сочетает в себе мягкость характера с твёрдостью духа.
Гневливость — черта характера, обуславливающая склонность к чрезмерному проявлению агрессии, которая зачастую находит выражение в вербальной форме.
Нормальная черта личности
Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение
Мстительность — черта характера, желание и готовность ответить злом на причиненное зло, независимо от наличия в этом целесообразности.
Нормальная черта личности
Прощение — отказ от личной обиды, недобрых чувств к виновному, а также отказ от мести или требований расплаты и компенсации за понесённые убытки и страдания
Эмоциональная лабильность как симптом эмоционального расстройства
На сегодняшний день не все эмоциональные расстройства возникают по причине наличия психического заболевания. Многие из них излечиваются благодаря грамотному психотерапевтическому воздействию. О том, как правильно работать с неустойчивым эмоциональным состоянием, я рассказываю в своем онлайн тренинге. Тренинг будет полезен не только тем, кто страдает от эмоциональной нестабильности. Я рекомендую пройти его также и молодым специалистам, которые работают в системе помогающих профессий. Уверена, с помощью техник, содержащихся в тренинге, специалисты смогут расширить свой инструментарий для помощи другим людям.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Связь алекситимии с психическими расстройствами
Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.
Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.
Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.
Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.
Лень
Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности
Нормальная черта личности
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем
Праздность — Ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь
Нормальная черта личности
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление, много и усердно работать, трудиться
Безответственность — это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий, неготовность к сюрпризам взрослой жизни
Нормальная черта личности
Ответственность — Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них
Небрежность — нерадивое отношение к труду
Нормальная черта личности
Аккуратность — склонность проявлять любовь к порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность
Реакционные основы дезорганизации действий
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
Когда эмоциональная нестабильность является вариантом нормы
Период младшего школьного возраста, как правило, характеризуется небольшим затишьем, после которого опять наступает буря. Всем известно, что у ребенка подросткового возраста симптомы эмоциональной нестабильности присутствуют в большинстве стандартных житейских ситуаций.
Нестабильное поведение подростка – довольно частый повод обращения к психологу. Однако, за исключением редких случаев, психоэмоциональная лабильность является нормальным признаком взросления. Психолог в этом случае работает не только с подростком. Родителям неожиданно повзрослевшего человека также приходиться перестраивать свои взгляды на воспитание.
Взрослые
Ярко выраженная демонстративная личность. Такие люди – это актеры
При этом совершенно не важно, является ли актерское мастерство их профессией или нет. Им не важно, где играть
Главное, чтобы публика рукоплескала. Наверняка, каждый из вас встречал на своем жизненном пути подобного человека. Богатство эмоций, их быстрая переключаемость – неизменные черты характера демонстративной личности. Так называемые циклотимные личности. Это люди, которые имеют свой особый ритм смены хорошего и плохого настроения. В какие-то дни они порхают как бабочки, а в другие их раздражает буквально все. Причем отследить хоть какую-то закономерность в этом процессе вам не удастся.
Инфантильные личности. Эмоциональная незрелость, попытки избежать ответственности, неспособность принять решение – симптомы психического инфантилизма. Наиболее частая причина этого явления — гиперопека со стороны родителей. Уважаемые папочки и мамочки, если вы не позволяете своему ребенку проявлять самостоятельность и принимать решения, то знайте, вы делаете верные шаги к формированию у него инфантильных черт характера, эмоциональной незрелости.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Также в разделе
Расстройство стереотипных движений Расстройство стереотипных движений – это состояние, при котором человек делает повторяющиеся, часто ритмические, но бесцельные движения. В некоторых случаях… | |
Диссоциативная реакция бегства (бессознательное бродяжничество) Диссоциированная реакция бегства , ранее называвшаяся психогенная реакция бегства, является одной из групп состояний, называемых диссоциативными… |
|
Нарушение сознания Нарушение сознания — состояние человека, при котором появляются такие признаки как расстройство восприятия объектов, нарушение рационального познания,… | |
Синдром Мюнхгаузена через представителя Что такие синдром Мюнхгаузена через представителя? Синдром Мюнхгаузена через представителя (MSBP) – это психическое расстройство, при котором пациент ложно… |
|
Лекарственная зависимость Лекарственная зависимость — состояние, которое базируется на длительных курсах приема определенных препаратов, при отмене которых (прекращении… | |
Психические заболевания Психические заболевания – это нарушения функций головного мозга. Распознавание и лечение подобных заболеваний составляет область интересов психиатрии. Но… | |
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в… | |
Когнитивно-поведенческая терапия для пищевых нарушений Когнитивно-поведенческая терапия является активным типом консультирования. Сеансы обычно проводятся раз в неделю настолько долго, насколько вам нужно для того,… | |
Боязнь людей Антропофобия (боязнь людей) – заболевание, которое имеет социальный характер, выражается в страхе перед людьми и в желании держаться от них как можно дальше…. | |
Руминационное расстройство Руминационное (жвачное) расстройство – это пищевое расстройство, при котором человек – обычно младенец или маленький ребенок – возвращает и повторно… |