Дело в воспитании
Существуют такие семьи, где один родитель бережет своё чадо от любой работы, а второй по какой-то причине не смеет перечить. Из-за того что ребенка не нагружают никакими обязанностями, у него развивается патологическая лень. Причем его желание ничего не делать вполне обоснованное, так как его этому научили родители. Этот случай особенно тяжелый, так как перестать лениться будет намного тяжелее. Для этого нужно, чтобы человек сам захотел измениться и понимал, зачем это ему делать.
Лучше всего приводить ему постоянные наглядные примеры того, что бы он получил, если бы не поленился. Главное — не перегнуть палку и не начать ссориться, иначе он точно не будет ничего не делать. Также полезно составить с ним своего рода договор, в котором будут указаны его обязанности. Последние со временем (когда он уже привыкнет к работе) можно увеличивать. Также полезным будет вызвать чувство благодарности, указав на то, какая работа делается и как она облегчает врожденному лентяю жизнь. А когда с его стороны обязанности будут выполняться, следует его искренне хвалить и поощрять.
Лень, как поиск короткого пути к цели
Симптомы: вам лень убирать лишние пробелы в тексте вручную, и вы придумываете скрипт для автоматизации процесса. Исторически, именно лень стоит за многими изобретениями, от бытовых удобств до гениальных технологий. В расслабленном сознании с лёгкостью зарождаются свежие творческие идеи.
Вращающаяся подставка так и называется — lazy susan, ленивая Сьюзан
Используйте лень во благо
Облегчайте жизнь себе и другим. Может, вы сможете придумать что-то, чтобы облегчить жизнь не только себе. Зачем стирать руками, когда есть стиральная машина? Найдите оптимальный режим стирки. Какой смысл браться за сложный проект, если вы точно знаете, что за переработки вам не заплатят. Объясните руководству необходимость оплаты дополнительных усилий. Почему вы должны тратить свои силы, чтобы привести комнату в состояние, которое нравится кому-то другому. Найдите аргументы.
Доверяйте себе
Ваш мозг просто занят поиском короткого пути. Дайте ему время. Главное, не пытайтесь винить себя, «просто напрячься», как вам обязательно будут советовать. Только вы знаете свои возможности и свои цели.
Знайте свои источники энергии. Если вам нужен спорт, сон или чтение, чтобы подзарядиться, отложите дело. Мотивирующие фильмы и лекции кому-то помогут, а кого-то загонят в ещё большую апатию.
Осознавайте себя
Учёные считают лень признаком интеллекта: люди с высоким IQ быстрее начинают испытывать скуку от дел и проводят больше времени думая, а не делая. Но вывод исследования однозначен: «Осознавая свою склонность быть менее активным в сочетании с осознанием последствий неактивностью, более вдумчивые люди могут сознательно выбирать связанные с большей активностью дела в течение дня». Не оправдывайте свою лень, но по возможности компенсируйте её.
Если ленитесь осознанно, понимая последствия, то расслабленное состояние и стремление найти короткий путь к цели могут привести к прорыву и новым открытиям
Лень — сложное понятие, объединяющее потребность в отдыхе и отсутствие энергии с пренебрежением нормами общества, подразумевающими постоянную активность.
Быстро собраться и преодолеть краткий приступ лени помогает планирование времени и понимание цели деятельности.
Лень может быть симптомом серьёзной болезни, душевной или физической. Если сон и отдых не помогают, а лень затронула даже самые любимые виды дел — обратитесь к врачу.
Здоровый организм может и должен сопротивляться делам, которые считает неважными и ненужными
Разберитесь со своей мотивацией, а если «есть такое слов — надо», то решайте задачу небольшими порциями.
Если лень стала вредной привычкой пассивного образа жизни, задумайтесь о том, насколько для вас важно развитие, новые дела и поиск себя.
Качественно лениться — значит находить более лёгкие и быстрые способы решения своих и общих задач. Лень вполне может стать почвой для новых свершений.
Самостоятельное изучение иностранного языка
Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно
Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу
Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.
В последующем рекомендуется расширять словарный запас, уделять внимание регулярному чтению и написанию англоязычного текста, концентрироваться на правильном произношении во время прослушивания соответствующих аудиозаписей. Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера
Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться
Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.
Почему человек ленится
Возможно, сейчас открою вам большой секрет: никто не рождается лентяем. У состояния лени, когда не хочется ни работать, ни даже заниматься чем-то приятным, есть свои причины. Их можно условно разделить на физические и психологические.
Физические причины
Итак, какие вещи делают нас лентяями:
- Дефицит сна и отдыха. Это самая банальная причина, по которой наш организм отказывается что-либо делать. Недосып, хроническая бессонница, перегруз на работе, стрессы – все это никак не способствует состоянию бодрости и вдохновения.
- Вредные привычки. Когда в организм попадают вредные токсины от никотина или алкоголя, он бросает все силы на то, чтобы нейтрализовать пагубные последствия. Тут уж не до трудолюбия.
- Тонус мышц. Если единственная активность, которая присутствует в нашей жизни, это движение пальцем по компьютерной мышке, неудивительно, что со временем нам становится тяжело даже поднять свое тело с дивана.
- Питание. Рафинированный сахар и фастфуд также могут способствовать вялости мышц и тела.
- Обезвоженность. Нехватка воды в организме включает режим энергосбережения: замедляются жизненно важные процессы, активность уходит в минус.
Психологические причины
Давайте разберемся, что мешает нашей продуктивности со стороны психологии.
Нехватка мотивации
Мне очень нравится высказывание одного моего знакомого: “Я не ленюсь, я просто недостаточно замотивирован”. И действительно, если мы не понимаем, ради чего нам нужно вставать в 6 утра и ехать в другой конец города в 30-градусный мороз, вряд ли мы сами сильно этого захотим. Наш мозг всегда ищет упрощенные схемы. Если бы пещерный человек не рисковал погибнуть голодной смертью, он вряд ли вообще выходил бы из своего теплого логова. Таким образом, мотивация – это один из самых мощных инструментов против лени.
Эмоциональное опустошение
Представьте, что ваш эмоциональный запас – это ведро с чистой водой. Когда оно полное, у вас много сил, вы легко можете заниматься какой-либо умственной деятельностью, появляются идеи, строятся планы. Как только вода начинает заканчиваться, появляется усталость, утомленность. Если долго ходить с пустым “ведром”, наступает состояние, которое мы называем выгоранием.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
На что расходуется вода из нашего примера: сильные эмоции, избыток мыслей, информационный перегруз. По поводу последнего хочется сказать отдельно. К примеру, если вы с самого утра начинаете закидывать в себя тонны информации в виде мемов, видеороликов, новостей и пр., то вскоре вам покажется, что вы просыпаетесь уставшим, сил не остается даже к началу рабочего дня.
Кстати, рекомендую прочитать, что такое прокрастинация и каковы ее причины.
Покупки
Чтобы настроиться на предстоящую учебу и придать себе оптимизма, нужно повторить опыт школьной подготовки — посетить магазины канцтоваров или школьные ярмарки. Нужно составить список необходимых покупок к учебе, чтобы порадовать себя новыми канцелярскими принадлежностями, одеждой, рюкзаком, обувью. Стоит приобрести также ежедневник для планирования своего дня.
Возможно, понадобится привести в порядок старый или приобрести новый ноутбук, запастись картриджами для принтера и бумагой. Следует позаботиться о наличии хорошего интернета, подключив экономичный и быстрый тариф. Процесс совершения покупок незаметно поможет настроиться на учебу.
Методики, стимулирующие обучение
Похвала и поощрение – самые популярные методы для стимулирования и мотивации в учебно-познавательной деятельности. Даже самые незначительные, по мнению взрослых, успехи должны сопровождаться похвалой, пусть даже только устной. Бесконечные упреки в семье способствуют лишь развитию негативного отношения к учебе.
Современные детские магазины полны различных игровых наборов с обучающим уклоном. Игровая форма в домашней обстановке способна привить интерес к самой сложной науке. Не каждая школа может похвастаться полноценной лабораторией для практических уроков химии. Домашняя игра поможет наглядно встретиться с непростыми формулами на практике и внесет разнообразие в однообразные школьные уроки.
Если наблюдается низкая успеваемость по какому-то конкретному предмету, поможет метод самостоятельного преподавания. Для этого кто-то из старших в семье должен попросить ребенка попробовать объяснить ему какую-нибудь главу из неподдающегося пониманию предмета. Прежде, чем школьник расскажет о предмете члену семьи, он будет заинтересован понять смысл материала. Это будет его собственное желание, не вызывающее негатива, как родительские попытки заставить ребенка учиться.
Ребенок играет в учителя
Как заставить себя что-то делать? 3 способа мотивации
Чтобы не тратить время зря, давайте сразу определимся.Вы читаете эту статью, чтобы найти мотивацию для чего?
- Заставить себя делать зарядку?
- Бросить курить?
- Написать диплом?
- Навести в доме порядок?
- Скинуть 5 кг?
- Регулярно заниматься с ребенком?
- Сходить к стоматологу?
- Сменить работу?
Для реализации какой цели будем искать мотивацию и избавляться от лени?Прямо сейчас доставайте свою самую актуальную задачку и давайте думать вместе.
Есть три основных способа самоорганизации и лучше всего каждую задачку подкреплять мотивацией всех трех типов.
То, что сразу приходит в голову — просто заставить себя что-то делать.
Варианты действий тут могут быть разными.
Напугать себя страшилками: “с работы уволят”, “муж уйдет к другой”, “буду толстой и больной”.
Взять на себя обязательства: пообещать результат какому-то важному для вас человеку или публично (например, в соцсетях)
Назначить штрафы. Можно денежные, а можно — в виде дополнительной нагрузки или нелюбимых дел.
Ограничить себя в удовольствиях: “если не похудею до конца месяца, к Сереже на день рождения не иду” или “пока не сдам отчет, живу без сладкого”.
Найти Надзирателя, который будет с регулярностью отвешивать волшебные пинки
Обычно им становится начальник или супруг.
Сразу прикидывайте, подходит ли какой-то из вариантов под вашу цель.Что возьмете на заметку?
По моим наблюдениям, такой вариант мотивации обычно отлично работает у людей с мужским типом мышления и плохо — у людей с женским.
При негативной мотивации у женщин часто активизируется внутренний саботажник: появляется внезапный внутренний протест, желание ныть и жаловаться, да и вообще руки опускаются и ничего не хочется. Знакомо?
Даже если знакомо, это не значит, что от подобных методов самомотивации нужно отказываться сразу и насовсем. Ведь часто заставить себя — это самый простой и быстрый вариант, который оказывается очень удобным для краткосрочных проектов с четкой и понятной конечной целью: когда нужно написать статью, сделать отчет, посетить врача, оформить документы.
А если заставить себя – это не ваш вариант?
Да, некоторые люди организованные и у них есть сила воли, им всё легко даётся. Если вы еще не такой человек, заставить себя может быть очень сложно, и тогда лучше подойдет другой вариант мотивации — заинтересовать себя или уговорить.
Тут действия будут совсем другие.
- Визуализировать: вкусно и в подробностях представить себе результат, повесить мотивирующие фотографии, с удовольствием рассказать о своих планах подруге.
- Разбить задачу на простые и понятные этапы и начать с самого легкого.
- Пообещать себе награду: “Если хорошо поработаю, сходим с мужем в кино”.
Какой вариант подойдет под вашу цель?
Позитивную мотивацию женщины любят больше. Но есть существенный минус — сложно не прокрастинировать и быстро перейти от мечтаний к делу.
Люди не хотят делать зарядку не потому что ленивы, а потому что позитивной мотивации недостаточно. К сожалению, ярко представить разницу в качестве жизни с утренней зарядкой и без нее для большинства людей задача непосильная.
Для участниц тренингов я стараюсь подбирать позитивные варианты мотивации, но только потому, что я достаточно продолжительное время страхую и выдаю своевременные пинки. Вам не нужно себя заставлять, потому что заставлять и подталкивать вас буду я.
Потом, когда у вас уже будет свой позитивный опыт достижения даже сложных целей, вы сможете вдохновлять себя самостоятельно, потому что легко будете представлять себя “на том берегу”.
Понять, что ты теряешь
Оценить преимущества и недостатки важно в любом вопросе. Приведём простой пример: одиннадцатиклассник в октябре решает бросить подготовку к ЕГЭ и перестаёт заниматься
Своим решением он лишает себя:
а) поступления в ВУЗ мечты;
б) времени, проведённого с единомышленниками;
в) возможности реализовать первую серьезную цель и показать свои настоящие способности.
Список можно пополнять бесконечно. Запомните: сдаться вы успеете всегда, а вот выкарабкаться и заставить себя учиться – это настоящий подвиг!
Почему же в принципе возникают подобного рода выгорания? Дело в том, что вы очень любите ставить сразу глобальные цели. Например, если покорять гору, то сразу Эверест, если сдавать ЕГЭ, то на 100 и не меньше.
Приучите себя идти к своей сотке маленькими шагами. Для начала чтением параграфа и решением хотя бы парочки заданий. Долгий, но здоровый и размеренный путь, а особенно в сравнении со стрессом и недосыпом, мотивирует начать заниматься с этого же дня.
Как заставить себя выучить что-то новое для саморазвития
Несколько действенных советов для тех, кто не знает, как заставить себя учиться:
- Не принуждайте себя, дайте время на нужный настрой
. Задайтесь вопросом: «Что мне дадут новые знания, зачем мне их приобретать, как я смогу использовать их впоследствии?». Подключите рациональное мышление, определите реальную выгоду от новых знаний.
- Подумайте о материальной выгоде от саморазвития
. Возможно, обретенные навыки помогут вам лучше устроиться в жизни. Ради этого определенно стоит поработать.
- Чтобы заставить себя учиться, следует проявить интерес к объекту изучения
. Возможно, подача информации не слишком интересна, поэтому новые познания даются трудно. Знания могут быть очень увлекательны при правильной подаче. Найдите интересное видео или книгу по интересуемой теме. Пробудив живой интерес к информации, вы избавитесь от возникшей проблемы.
- Распределяйте время правильно
. Ваши мысли не должны быть заняты лишь саморазвитием. Будьте реалистами – все нуждаются в паузах. Определите, какое время вы готовы потратить на саморазвитие, работу, отдых. Результат будет ощутимее при правильном распределении времени.
- Высыпайтесь
. Сложно не только приступить к саморазвитию, но и браться за любое другое дело при недостатке сна. Хроническое недосыпание грозит множеством негативных последствий, проблемами со здоровьем, плохим настроением – не лучший набор для саморазвития.
Составить план
Отсутствие четкого плана приводит к тому, что мы хаотично беремся за одно, потом за другое дело и в итоге просто тратим свое время и нервы и не можем сосредоточиться на одной цели, которую мы, например, поставили себе на сегодня.
Начиная писать план, сосредоточьтесь и определите все задачи, которые вам надо выполнить
Данный список может попасть огромное количество дел, поэтому нужно отсортировать их по степени важности и срочности. Срочные дела следует выделить жирно, для того, чтобы осознавать, что их откладывать никак нельзя
По степени важности дел следует установить приоритеты выполнения, пронумеровав их. В план так же следует включить и время на перерывы и другие отвлекающие моменты. Перепишите начисто ваш план, потому что так вам будет намного легче ориентироваться в дне, на который вы написали этот план.
Начните с выполнения первой задачи и по завершению ее выполнения поставьте галочку на против нее, означающую, что данная задача выполнена.
Если пошагово следовать каждому пункту, приведенному в данной статье, то вы настроите себя на долгую и продуктивную работу и не будете отвлекаться на мелочи и тратить свои нервы зазря.
Техника «Например»
Позволяет перейти от просто желания к желанию, которое можно удовлетворить. Психолог Мишель Лежуайо утверждает, что со словом «например» невозможно оставаться пленником неясности обобщений и тумана желаний. Поэтому он рекомендует вступить с собой в диалог:
«Мне хотелось бы, чтобы моя жизнь была более интересной.
– В какой области, например?
– В работе.
– Какой ты видишь более интересную для тебя работу, например?
– Это работа, в которой я был бы более творческим, более независимым…
– Какая, например?» – и так далее.
Данная техника поможет вам перейти к конкретике и «вытащить» цели из своих желаний.
Проблемы с учебой в подростковом возрасте
Подростковый возраст – очень непростой период, как для родителей ребенка, так и для него самого. Часто замечают снижение успеваемости в период полового созревания, особенно у мальчиков 13-14 лет, когда начинает ломаться голос
Важно обсуждать такие мутации организма с сыном, объясняя, что это временное явление, с ним сталкиваются все представители мужского пола. Если не обсуждать подобные моменты, ребенок может погрязнуть в своих комплексах и утратить всякое желание появляться в обществе
Частой причиной низкой успеваемости у подростков становится первая любовь. Об этом дети не говорят с родителями, если не выстроить доверительные отношения с самого детства, не высмеивать наивные желания и не попрекать свойственный этому возрасту максимализм. Если ребенок все-таки поделился своими симпатиями, ни в коем случае не давать оценку предмету обожания. Нужно внимательно выслушать и рассказать о том, как здорово быть образованным человеком, потому что умные люди вызывают гораздо больше симпатии, чем глупцы.
Любому подростку кажется, что он уже не ребенок и способен на взрослые поступки или даже готов к самостоятельной жизни. Не стоит переубеждать его в этом. Нужно найти полезные для семьи «взрослые» дела и дать возможность ребенку принять по-настоящему взрослое решение. Нелишним будет посоветоваться с ним даже в слишком серьезных вопросах, например, обсудить детали ремонта в квартире, если он намечается, или свое возможное повышение, посвящая в трудности взрослых проблем, спрашивать совета.
Интересно. Если у подростка будет возможность чувствовать себя взрослым и осознавать серьезность родительского отношения к нему, ему не придется проявляться в виде протестов в учебе.
Мотивация в школе и университете
Уверенность в себе – отличная мотивация хорошо учиться
Всегда нужно обращать внимание на то, как выглядит ребенок. Даже 12-летний школьник имеет право на выбор предметов гардероба
Неудовлетворенность своим внешним видом – одна из самых острых проблем среди подростков. Мотивировать посещение учебного заведения, особенно для девочек, можно регулярными обновками по вкусу ребенка. Довольные своим внешним видом дети пользуются популярностью среди сверстников и имеют более высокую успеваемость.
Позитивный настрой, как мотивация подростка для учебы в школе, часто играет не последнюю роль. Меньше ругать, чаще помогать, вместе разбираться – основные правила поведения в семье.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий
Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых
Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
Не дарите подарки за учебуНекоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебеДля этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
Бывает, родители требуют слишком многого от своих детейСейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
Лучше прививать привычку к учебе с 1-го классаЕсли чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
Помогите увидеть позитивные измененияКогда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
Подавайте примерНе пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
ПоддерживайтеЕсли школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
Разделите переживанияОбъясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
Укажите на хорошие качества ребенкаДаже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
Учитывайте желания и стремления самого ребенкаЕсли Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.
От несделанных уроков к конфликтам в семье
Приготовление домашних заданий
Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности — ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.
И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:
- Очень сильно изменились программы — даже по русскому, математике и чтению.
- Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников — многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
- Преподавание иностранного языка начинается с 1–2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4–5 класса.
- В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.
На мой взгляд, эти изменения:
- Неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
- В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
- Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно — без родительских понуканий и сидения мамы рядом.
Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми.
Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была — научить, то сейчас задача учителя — дать задание, а задача родителей (предположительно) — эти задания выполнить.
По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял — сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял — то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми.
Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9–10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5–6 классу эта возможность — сидеть и делать уроки вместе с ребенком — у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет.
Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14–15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14–15 лет протест будет уже очень яркий — и с разрывом отношений.
Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться — нет.
Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, — чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.
Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы — чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.