Методика рефлексивности карпова

Осипова Т. П. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как основа профессиональной компетентности Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование

Методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексивности»

страница 6/6
Дата 14.02.2016
Размер 404,5 Kb.
#1933
Тип Методическое пособие

          6

  • Навигация по данной странице:

Приложение № 4
Методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексивности»
Инструкция: Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа: 1 — абсолютно неверно; 2 — неверно; 3 — скорее неверно; 4 — не знаю; 5 — скорее верно; 6 — верно; 7 — совершенно верно. Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.
Текст опросника
1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.
5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.
6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.
7. Главное для меня — представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.
8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.
9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
10

Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.
12

Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
15. Я беспокоюсь о своем будущем.
16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.
17. Порой я принимаю необдуманные решения.
18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.
19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.
20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.
21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.
23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
Бланк ответов:

№ вопросов

1 — абсолютно неверно

2 — неверно

3 — скорее неверно

4 — не знаю

5 — скорее верно

6 — верно

7 — совершенно верно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Каталог: attachments -> article -> article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологииarticle -> Методические рекомендации по информированию родителейarticle -> Адреса распространенияarticle -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организацийarticle -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаarticle -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции1113 -> Осипова Т. П. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как основа профессиональной компетентности Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование

Поделитесь с Вашими друзьями:

          6

Методика самооценки Будасси Интерпретация результатов

От +1,0 до + 0,85 — Самооценка высокая неадекватная

От + 0,84 до + 0,53 — Самооценка высокая адекватная

От + 0,52 до -0,1 — Самооценка средняя адекватная

От -0,09 до -0,32 — Самооценка низкая адекватная

От -0,33 до -1,0 — Самооценка низкая неадекватная

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Источник

Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма (СРД-КФ)

Методика СРД была разработана учеными Дж. Джибсом, Д. Фуллером и К. Бэсинджер в 1991 году. Она является «продуктивным» способом диагностики – испытуемые самостоятельно формулируют свои моральные обоснования, а не выбирают из предложенных вариантов.

Оригинальный вопросник СРД-КФ состоит из 11 вопросов (в предложенном ниже варианте добавлен ещё один вопрос – он под номером 3).

Алгоритм ответа:

В каждом вопросе вас спрашивают «насколько важно… ?» Вам нужно ответить «очень важно», «не очень важно» или «неважно».
Затем вам необходимо дать развёрнутое и аргументированное объяснение, почему вы так считаете, на что вы опираетесь в своём ответе.

Внимательно прочитайте вопросы и дайте вдумчивые, честные и подробные ответы. Не лукавьте – искажённый результат не даст вам никакой полезной информации.

Итак, вопросы:

Подумайте о том, как Вы давали обещание своему другу

Насколько для людей важно, если они могут держать слово перед друзьями?
Что Вы думаете по поводу выполнения обещаний перед любым человеком? Насколько для людей важно, если они могут выполнять обещания даже перед кем-то малознакомым (почти незнакомым)?
Насколько для человека важно прощать того, кто причинил ему какой-либо вред?
Насколько важно для родителей держать слово перед детьми?
Насколько важно для судей отправлять преступников в тюрьму?
Если говорить в целом, насколько для людей важно говорить правду?
Подумайте о том, как Вы помогали Вашей матери или отцу. Насколько для детей важно помогать своим родителям?
Допустим, Ваш друг нуждается в помощи и может даже умереть, и Вы — единственный, кто может его спасти

Насколько для человека важно (без риска для собственной жизни) спасти жизнь друга?
Что Вы думаете о спасении жизни любого человека? Насколько важно для человека (без потери собственной жизни) спасти жизнь незнакомца?
Насколько для человека важно жить, даже если он этого не хочет?
Насколько для людей важно не брать вещи, принадлежащие другим людям?
Насколько для людей важно подчиняться закону?

Как только вы дали ответы, можете переходить к их интерпретации.

Понятие моральной идентичности и морального роста

По этой теме написано несколько работ А. Рид и К. Аквино. Они определяют моральную идентичность как представление о собственных моральных качествах.

Испытуемым были заданы вопросы:

Насколько для них важно иметь определённые качества?
Какие качества они бы хотели иметь?
Какие качества им было бы стыдно иметь?

В ходе исследований было получено 376 характеристик (видов проявления) морального человека. Но не меньше трети опрошенных сводили свои ответы к честности, великодушию, состраданию, дружелюбию, заботливости, честности, трудолюбию и готовности помочь.

Моральный рост – повышение уровня моральной идентичности. Толчком к такому росту могут послужить два вопроса:

  1. Что вы должны делать, чтобы быть моральным человеком?
  2. Что вы НЕ должны делать, чтобы быть моральным человеком?

Ответьте на эти вопросы и сделайте выводы на их основе. Рекомендуем еще раз перечитать статью, чтобы лучше вникнуть в суть, и протестировать себя, соблюдая все инструкции. Это поможет вам получить более точные и достоверные данные о себе.

Желаем успехов!

Интерпретация ответов

После того как вы дали свои развёрнутые ответы на каждый из вопросов, вы можете определить свой уровень морального развития по Кольбергу. Познакомьтесь с уровнями и стадиями, которые он предлагает, и отнесите каждый свой ответ к одной из стадий.

Всего есть 3 уровня по 2 стадии – то есть 6 стадий в сумме. После того как вы соотнесли все свои ответы с подходящими по описанию стадиями, найдите среднее арифметическое.

Если у вас, например, 8 ответов третьей стадии, 3 ответа второй стадии и 1 ответ четвёртой стадии, вы находитесь примерно на 2,83 стадии, то есть практически перешли со второй стадии на третью.

Между стадиями нет чётких границ: как вы убедились из прохождения вопросника, человек может иметь суждения, соответствующие различным уровням морального развития

Именно поэтому важно определить среднее значение, то есть ваш общий моральный уровень

Если стадии, к которым вы отнесли какие-то из своих ответов, сильно отличаются от среднего показателя (например, средний – 2,83, а какой-то свой ответ вы отнесли к 5 стадии), подумайте ещё раз, честный ли вы дали ответ и правильно ли вы его интерпретировали.

Кольберг называл самыми распространёнными третью и четвёртую стадии морального развития. Эксперименты показывают, что уровень морального развития зависит от культуры, в которой вырос человек, его возраста, интеллекта, уровня социальной апперцепции. Но в среднем взрослые люди находятся примерно на третьей стадии.

Также вы можете интерпретировать этим способом результаты, полученные в ходе морального интервью.

Теоретические основы

Общие представления о рефлексивности можно резюмировать в следующих положениях:

Рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием «рефлексия». В силу этого, разрабатываемая методика должна ориентироваться не только непосредственно на рефлексивность как психическое свойство, но также и опосредствованно учитывать его проявления в двух других отмеченных модусах. Отсюда следует, что те поведенческие и интроспективные индикаторы, в которых конкретизируется теоретический конструкт, а также сами вопросы методики, должны учитывать и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние

Наряду с этим, как показывает анализ литературных данных, диагностика свойства рефлексивности должна обязательно учитывать и дифференциацию ее проявлений по другому важному критерию, основанию – по ее направленности. В соответствии с ним, как известно, выделяют два типа рефлексии, которые условно обозначаются как «интра- и интерпсихическая» рефлексия

Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии. Следовательно, общее свойство рефлексивности включает оба указанных типа, а уровень развития данного свойства является производным от них одновременно.
Содержание теоретического конструкта, а также спектр определяемых имповеденческих проявлений – индикаторов свойства рефлексивности предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по так называемому «временному» принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной и перспективной рефлексии.
Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются, в частности, время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; то, насколько часто он прибегает к анализу происходящего; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. В этом случае предметы рефлексии – предпосылки, мотивы и причины произошедшего; содержание прошлого поведения, а также его результативные параметры и, в особенности, допущенные ошибки. Эта рефлексия выражается, в частности, в том, как часто и насколько долго субъект анализирует и оценивает произошедшие события, склонен ли он вообще анализировать прошлое и себя в нем.
Перспективная рефлексия соотносится: с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; планированием как таковым; прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие характеристики: тщательность планирования деталей своего поведения, частота обращения к будущим событиям, ориентация на будущее. Подчеркнем, что предложенная выше общая стратегия изучения проблемы рефлексии – именно в силу своего общего характера – может быть реализована лишь в комплексных и систематических исследованиях, в ряде их взаимодополняющих циклов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: