4 ценности: программа-минимум
Систему ценностей Шварц изображает в виде круга, где взаимодополняющие ценности находятся рядом, а противоположные — на разных полюсах.
Ученый подчеркивает, что границы между соседними ценностями довольно условные: при желании круг можно разделить на более узкие или широкие сегменты.
Например, в 2012 году он представил уточненную классификацию, где количество ценностей увеличено до 19. По словам Шварца, исследователи могут пользоваться системой, которая наиболее удобна для них, увеличивая или сокращая количество параметров.
В маркетинге наиболее популярна классификация по 4 глобальным ценностям:
#1. Открытость к изменениям — стремление к новому опыту, гибкость восприятия.
#2. Самоутверждение — желание власти, лидерства, реализации своего творческого потенциала.
#3. Консерватизм — сохранение культурных, семейных или религиозных норм.
#4. Самопреодоление — восприятие себя как части чего-то большего (общества, мира или природы).
В рекламе на них лучше всего действуют вдохновляющие месседжи, которые подчеркивают экосознательность бренда и уникальность продукта
Также для потребителей этой группы важно удобное расположение магазинов и вежливое обслуживание
#2. Самоутверждение — позиция 15% потребителей в США. Они ставят на первое место богатство и влияние, высокий социальный и профессиональный статус. Стремятся к успеху не только в работе, но и в спортивных хобби. Следят за своим здоровьем.
Среди товаров выбирают самые популярные и люксовые, ориентируясь на мнение медийных лиц. Ценят качественный сервис и программы лояльности.
#3. Консерватизм характерен для 63% американцев. Они соблюдают законы и обязательства, поддерживают хорошие отношения с окружающими, стремятся к личной и общественной безопасности. Религия — важная часть их жизни.
Предпочитают надежные и проверенные продукты, обращают внимание на рекомендации экспертов. Стараются найти оптимальное соотношение цены и качества
#4. Для 80% жителей США важны ценности самопреодоления: скромность, толерантность, любовь к людям и природе. Они стремятся к доверительным отношениям с окружающими, высоко ценят семью. Это прагматичные потребители, которые тщательно сравнивают цены и предложения, прежде чем сделать выбор.
Лучше всего воспринимают рекламные месседжи, в которых говорится о семье, дружбе и культурном многообразии.
Большинство респондентов поддержали сразу несколько ценностей, поэтому эти четыре группы пересекаются между собой.
Особые случаи
Если затраченное время и усилия не дают конкретных результатов, такая ситуация при анализе теста может указывать, что респондент является неформалом. Это может быть школьник или просто сбитый с толку молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает много изменений, она только формируется.
Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они полны решимости и достигли целостности внутреннего мира. В противном случае, это просто неправильные результаты, которые ничего не скажут о личности испытуемого.
Другой причиной невозможности правильного анализа теста может быть неискренность ответов. И в этом случае человек — закрытая книга. Трудно сказать, почему он пришёл на тестирование, если его ответы являются ложью. Но, скорее всего, у субъекта есть некоторые предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то ещё, что психология не заслуживает внимания, которое ей уделяют.
Исследования и методология
Поскольку речь идёт о ценностях каждого человека, особое внимание следует уделить изучению этого вопроса. Исследование этой области проводилось Милтоном Рокичем — известным американским психологом
Он начал свою карьеру в качестве психиатра, но вскоре увлёкся сферой социальных отношений и ценностей. И основным достижением такой переквалификации М. Рокича является разработанная компанией Rokic методология «Ориентация на ценности». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.
Методика исследования ценностных ориентаций Рокича настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, групповое тестирование также возможно, но отдельные тесты считаются лучше и точнее. Респонденту выдаются 2 списка значений, каждый из которых содержит 18 пунктов. Они могут быть представлены:
- на листах;
- на специальных бланках.
Опросник также можно скачать или пройти тестирование онлайн.
Затем субъект должен прочитать все значения и поставить перед каждым индексный номер в соответствии со своей системой ценностей. Чем выше указанное значение, тем выше его ранг.
Каждая группа ценностей, состоящая из 18 баллов — это не просто набор каких-либо приоритетов. Первая карта — список значений терминальных ценностей, вторая — инструментальных приоритетов
После того как субъект записал серийный номер, он должен сдать 2 карточки в порядке важности. Другими словами, он должен определить, какая из двух групп ценностей для него важнее
Во время теста решение человека о важности определённой категории может измениться. Не стоит сразу собирать результаты — необходимо дать испытуемому время прочитать и обдумать написанное
Считается, что последний вариант представления является наиболее точным.
Примеры на персонажах
Персонаж, определенный человек всегда имеют определенные ценностные ориентации.
Однако стоит понимать, что персонаж — это вымышленный человек, который наделен чертами характера, тем или иным поведением.
Он обладает чертами реально существующих людей, является отражением действительности.
В процессе действий персонажа проявляются определенные поступки, которые говорят о тех или иных ориентациях. К примеру, в сказках принц старается завоевать принцессу, преодолевает разные преграды.
Его главной целью является завоевание принцессы. Большое значение в данном случае имеют семейные, любовные ориентации.
Для персонажа огромную роль играют такие установки как честь, отвага, стремление защитить более слабого, покорить сердце любимой
Он уделяет внимание духовным потребностям, на основе их и совершаются подвиги
Проявляются очень сильно духовные ценностные ориентации у таких персонажей как гетевский Фауст, Демон из произведения Лермонтова
Это скитальцы, которые пытаются найти свое место, уделяют внимание духовным установкам
Любовную ценностную ориентацию имеют также герои древнегреческих мифов. Яркими примерами являются Филемон и Бавкида. За доброту, любовь и дружелюбие они были награждены богами очень щедро. Каждый персонаж ориентирован на достижение определенных ценностей.
В реальности происходит схожая ситуация: под влиянием внешних и внутренних факторов вырабатываются определенные ценностные ориентации, человек стремится заполучить желаемое.
Интерпретация результатов
При анализе и интерпретации результатов опросника ценностных ориентаций Шварца важно учитывать, что диагностируются два различных типа ценностей:
- Нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении.
- Ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.
Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функционирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социализацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.
Еще один важный момент связан с тем, что число вопросов, включённых в каждую из 10-ти шкал теста ценностей Шварца содержит разное число вопросов. Это означает, что баллы, полученные по шкалам нельзя непосредственно сравнивать между собой.
Для сравнительного анализа выраженности различных ценностей у испытуемого или группы необходимо провести нормировку. Это означает проведение следующей процедуры:
- Находится шкала с наибольшим числом вопросов.
- Определяется наибольший бал, который можно набрать по данной шкале.
- Показатели по всем шкалам делятся на этот максимальный балл.
Если сопоставительный анализ выраженности показателей по шкалам не предполагается, а выраженность ценностей предполагается использовать в рамках корреляционного анализа, то можно не проводить нормировку показателей по шкалам теста диагностики ценностных ориентаций Шварца.
Процедура проведения
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни
То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Терминальные ценности | ранг | Инструментальные ценности | ранг |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) | Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) | ||
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) | Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) | ||
Здоровье (физическое и психическое) | Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) | ||
Интересная работа | Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) | ||
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) | Исполнительность (дисциплинированность) | ||
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) | Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) | ||
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) | Непримиримость к недостаткам в себе и других | ||
Наличие хороших и верных друзей | Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень) | ||
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег) | Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) | ||
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) | ||
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) | Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) | ||
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) | Смелость в отстаивании своего мнения | ||
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) | Чуткость (заботливость) | ||
Счастливая семейная жизнь | Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) | ||
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) | Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) | ||
Творчество (возможность заниматься творчеством) | Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) | ||
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) | Честность (правдивость, искренность) | ||
Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения) | Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
Какие бывают жизненные ценности
Рассмотрим жизненные ценности на примерах из жизни. Для большинства людей это:
- здоровье и саморазвитие;
- карьера и любимое дело;
- деньги;
- любовь и отношения;
- почет, признание, популярность;
- развлечения и отдых.
В разных источниках можно найти различные интерпретации этих пунктов, но суть всегда одна.
Здоровье и саморазвитие — это то, что внутри человека. Его внутренний мир. Психическое равновесие, уверенность в безопасности. Здоровье тела. Здесь же и интеллект: развитие, познание мира, любознательность.
Карьера и деньги — вещи разные. И между ними часто стоит выбор. Заниматься тем, что нравится, и получать копейки или работать на результат, но не получать удовольствия от этого. Любимое дело или работа, приносящая доход. Деньги открывают возможности, удовлетворяют потребности, позволяют повысить статус
Но так ли это важно, если работа не по душе? Здесь у каждого будет свой ответ
Любовь и отношения — сфера широкая. Внутри нее тоже бывают противоречия. Мужчина может разрываться между мамой и женой, которые недолюбливают друг друга. Женщина почувствует, что отдалилась от подруг после того, как вышла замуж, стала мамой. Все связи с людьми важны, но все они разные. Мы любим родителей не так, как друзей, и совсем иначе любим супруга.
Развлечения и отдых могут стоять на первом месте у подростков, но вовсе отсутствовать у взрослых людей, которые стараются обеспечить семью. Этот пункт нельзя исключить из списка, он так же важен, как остальные. Вы с этим не согласны? Это нормально, ведь у каждого своя система ценностей.
Цель, этапы и организация исследования
Цель данной работы — создание компьютерной версии методики Шварца[], позволяющей определять структуру ценностных предпочтений в режиме электронного мониторинга.
Этапы:
- Подбор батареи тестов для проведения пилотажного мониторинга ценностных ориентаций.
- Создание системы электронного мониторинга с использованием интернет-технологий.
- Проведение пилотажного мониторинга в г. Москве.
- Оценка адаптированной методики Шварца с точки зрения возможности ее включения в диагностическую мониторинговую батарею для дальнейшего прикладного использования в целях личностной диагностики учащихся средних учебных заведений.
Выборка и процедура
В исследовании приняли участие 711 московских школьников в возрасте 16—18 лет: 405 девушек, 306 юношей. Сбор данных проводился в сентябре—ноябре 2013 г. в 40 государственных общеобразовательных школах в достаточно однотипных условиях урока в компьютерном классе с доступом к Интернету под наблюдением школьного психолога. Тестирование выполнялось через интернет-платформу по индивидуальному паролю для каждого респондента. Работа с интернет-версией обеспечивает сохранение данных исключительно на удаленном, защищенном от несанкционированного доступа сервере.
Для обеспечения полноты и адекватности интерпретации результатов, т.е. для проведения сопоставлений, параллельно проводился опрос в традиционной «бланковой» форме. Этот опрос проводился в двух городах России (Москве и Кирове), а также в столицах двух республик СНГ (Ташкенте и Баку) на респондентах разных возрастов в диапазоне от 15 до 63 лет. Общая выборка составила 980 человек (Митина и др., 2014). При этом объем строго аналогичной группы (москвичи в возрасте до 17 лет) — 65 человек.
Теория Рокича
М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.
Природа человеческих ценностей по Рокичу:
- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- ценности организованы в системы;
- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;
- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:
- Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
- Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Список № 2
Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:
- Аккуратность.
- Воспитанность.
- Умение радоваться жизни.
- Высокие требования к людям и к миру.
- Исполнительность.
- Независимость.
- Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
- Интеллектуальность и образованность.
- Ответственность.
- Рационализм.
- Самоконтроль.
- Смелость, храбрость.
- Твёрдая воля.
- Умение проявлять терпимость.
- Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
- Честность.
- Трудолюбие и продуктивность.
- Заботливость, чуткость.
Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.
Смотреть галерею
Значение для современного общества
В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.
Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.
Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля.
Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.
Роль в России
Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.
Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.
Анализ результатов тестирования
Методика ценностей Рокича очень проста для анализа. Цель интерпретации полученных результатов теста — определение факторов, из-за которых человек сортировал значения по шкале ценностей тем или иным образом.
После этого главная задача — понять, по каким причинам он это сделал. Необходимо определить группы ценностей, которые субъект определил выше всего. Например, для терминальных значений это могут быть ценности семейного блока, самореализации. Ценностные приоритеты инструментального типа группируются в этические блоки, блоки добра или помощи другим.
Для этого следует провести вдумчивый неторопливый анализ, чтобы вывести определённые законы, которые присущи конкретному индивиду. Методология «Ориентация на ценности» предполагает обязательный поэтапный анализ.
О внешней целесообразности и внутренних ценностях
Поиск комфортного и безопасного состояния – главная причина того, что ключевым мотиватором наших действий становятся не
внутренние ценности, а внешняя целесообразность.
Как часто мы сознательно и неосознанно следуем привычке любой ценой устранить дискомфорт, заглушить обиду, погасить тревогу.
Для этой цели мы используем самые разные обезболивающие – от кусочка шоколада – до бокала виски, сигареты или наркотика.
Ну а если всего этого под рукой нет – можно сорвать досаду или переложить свою ответственность на окружающих.
Во всех этих случаях мы ограничиваемся правилом: «Я не тот, кому все эти проблемы нужны больше всего».
Человек, избравший своим жизненным кредо служение ценностям мыслит и действует по-другому.
Он понимает – в самой сложной и критической ситуации все имеющиеся энергетические ресурсы должны быть направлены на сохранение
значимых для него ценностей.
Если ценность составляет здоровье – человек преодолеет свой спонтанный рефлекс выкурить сигарету или погасить стресс бокалом
виски, если на кону искренность – он сделает все возможное, чтобы разрешить ситуацию, а не сбежать от ответственности, если
ценность – юмор – он предпримет попытку разрядить конфликт, преобразовав злую негативную энергию в шутку.
Служить своим ценностям в состоянии комфорта и безопасности – ни с чем не сравнимое удовольствие.
Отстаивать ценности в ситуации, когда душевный комфорт, самолюбие и сама жизнь оказываются под угрозой – подвиг, достойный
подражания.
С другой стороны, именно глубинные ценности в крайне ситуации выступают для нас как главный и единственный критерий выбора
и мощнейший источник положительной энергии.
Поделитесь
https://goal-life.com/page/value/cennosti-i-dostoinstva-shvarc, 1931292021
Ещё почитать:
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов и, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его, выделите жирным начертанием либо подчеркните.
1. Смелый | бдительный | предприимчивый |
2. Кроткий | робкий | упрямый |
3. Осторожный | решительный | пессимистичный |
4. Непостоянный | бесцеремонный | внимательный |
5. Неумный | трусливый | недумающий |
6. Ловкий | бойкий | предусмотрительный |
7. Хладнокровный | колеблющийся | удалой |
8. Стремительный | легкомысленный | боязливый |
9. Незадумывающийся | жеманный | непредусмотрительный |
10. Оптимистичный | добросовестный | чуткий |
11. Меланхоличный | сомневающийся | неустойчивый |
12. Трусливый | небрежный | взволнованный |
13. Опрометчивый | тихий | боязливый |
14. Внимательный | неблагоразумный | смелый |
15. Рассудительный | быстрый | мужественный |
16. Предприимчивый | осторожный | предусмотрительный |
17. Взволнованный | рассеянный | робкий |
18. Малодушный | неосторожный | бесцеремонный |
19. Пугливый | нерешительный | нервный |
20. Исполнительный | преданный | авантюрный |
21. Предусмотрительный | бойкий | отчаянный |
22. Укрощенный | безразличный | небрежный |
23. Осторожный | беззаботный | терпеливый |
24. Разумный | заботливый | храбрый |
25. Предвидящий | неустрашимый | добросовестный |
26. Поспешный | пугливый | беззаботный |
27. Рассеянный | опрометчивый | пессимистичный |
28. Осмотрительный | рассудительный | предприимчивый |
29. Тихий | неорганизованный | боязливый |
30. Оптимистичный | бдительный | беззаботный |
Особенности ценностей поздней зрелости
Основанием для изучения вопроса об изменениях, происходящих с системой ценностей человека в течение его жизни в данной работе будут концепции индивидуальной системы ценностей, разработанные в психологии.
Основная характеристика возраста поздней зрелости, при благоприятном развитии личности — целостность (Э. Эриксон)
Какие изменения в системе ценностей происходят в зрелом возрасте, и какие из них могут способствовать интеграции личности? Чем больше жизненный опыт, чем больше трудов, достижений и потерь в жизненной копилке, и чем ниже уровень физических и эмоциональных потенций, тем более важное место среди бытийных ценностей занимают ценности синтетические и универсальные, — а это, прежде всего, эстетические ценности. Из триады Истина — Добро — Красота именно Красота как воплощение гармонии, спокойствия (атараксии) и, главное, свободы (свободы, прежде всего, от самого себя, своих страстей, фобий, зависимостей) позволяет удержать верховные ценности на абсолютной высоте
Это тем более важно, что некоторая часть бытийных ценностей в зрелом возрасте перестает быть таковыми, идеалы развенчиваются, былые кумиры обнаруживают собственную «деревянность». Старость — возраст не делания, но созерцания и любования. Для заката жизни подходят мировоззренческие принципы Востока. Важность эстетического измерения жизни проявляется и в потребности соприкасаться с произведениями искусства, и в изменении видения природы и быта.
В условные 40 лет как правило наблюдается кризис середины жизни, это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.
Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения:
· во-первых, отсутствие осознания кризиса, отсутствие оценки своих планов и притязаний, что приводит к рутинности жизни;
· во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновению страха по поводу невозможности проявления дальнейшей активности и коррекции предыдущих планов;
· в-третьих, осознание кризиса через оценку и коррекцию планов, глубинное обновление и желание активно действовать в новых условиях.
С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.
Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то ее напоминать.
Р. Пекк выделяет четыре под кризиса, решение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:
· во-первых, развитие у человека уважения к мудрости;
· во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что приводит к ослаблению социальных ролей);
· в-третьих, сохранение эмоциональной гибкости, что будет способствовать обогащению эффективности в различных формах;
Заключение
Итак, в ходе исследования нами была создана компьютерная система, позволяющая проводить опрос по методике ценностных предпочтений Ш. Шварца, а также определять показатели по ряду личностных методик. Логическим продолжением данной компьютерной системы может быть разработка программного обеспечения для получения результатов и их интерпретации на основании данных, получаемых в ходе опроса.
Доказана психометрическая надежность и валидность методики ценностных предпочтений Шварца.
В настоящем виде компьютерная система может быть использована для проведения научных и прикладных исследований, а также для мониторингов в образовательных учреждениях среднего звена. Тестирование можно осуществлять в индивидуальном и групповом режиме с любого компьютера, подключенного к Интернету. Полученные ответы сохраняются на удаленном, защищенном от несанкционированного доступа сервере. Проводить опрос может любой педагог, имеющий компетенции владения компьютером и Интернетом. Однако необходимо помнить, что по результатам опроса создается файл с первичными данными, анализ и интерпретация которых требуют участия психолога, владеющего психометрическими и психодиагностическими компетенциями в полном объеме.