Заветы человека с Богом: содержание и форма
За две тысячи лет до Рождества Христова Авраам получил первый завет, по-гречески – приказ: верь в Меня, соблюдай до гробовой доски монотеизм, «праведный верою жив будет». И Господь дарует обетование Аврааму, если он сохранит эту веру, то его потомство умножится как песок морской. Отсюда пролагается русло отхода от монотеизма, которое роет дьявол, вместо приближения к Богу – удаление от Него.
Этимологически слово «грех» происходит от слов сжигать, жечь, обжечься, греть больше, чем может вынести человек. Когда человек постоянно удаляется от Бога, у него сжигается совесть, она уже не говорит человеку о грехе. Любое движение от греха предусматривает постоянное движение к Богу, если мы костенеем в каком-то грехе, то мы удаляемся от Бога. Поэтому чтобы убежать от греха нужно не смотреть назад, а идти только к Богу.
Грех как беззаконие – это самопроизвольное удаление человека от Бога, дезинтеграция от любви Божией. Начиная с пророков, сердце человека представляется как поле брани между Богом и дьяволом, и во взаимодействии двух энергий – божественной любви и дьявольской нелюбви – человек должен решиться, куда ему двигаться, будет он грешить или нет. Поэтому первый завет с Авраамом: верь в Меня, не уходи от Меня, и «праведный верою жив будет». Эта фраза предполагает ударение на последнем слове – «жив будет», то есть главное, что праведник будет жив, если будет верить, то есть он не умрет от оружия греха, он победит грех.
Второй завет – через 430 лет после Авраама: завет-закон с Моисеем на Синае. Моисей получил от Бога скрижали, на которых было 613 заповедей: 248 императивов и 365 запретов – мицвот. Содержание второго завета то же, что первого: вера в Единого Бога, монотеизм. Если человек из 613 заповедей нарушал хотя бы одну – он был повинен в нарушении всего закона. Когда Моисей, получив скрижали завета, возвращался с горы Синай, он увидел, что пока он отсутствовал, люди отступили, создали золотого тельца-кумира и стали поклоняться истукану. Подобно Христу, он мог бы воскликнуть: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»
Через 1500 лет после Моисея приходит Христос и говорит о той же вере в триединого Бога. И так же как во времена Моисея, стоило Ему только удалиться на гору Фавор, и девять учеников, оставшихся внизу, разуверились, они не смогли помочь отцу, у которого ребенок страдал бесовской одержимостью. Грех гнездится внутри сердца, ума, чувств и воли человека, и если мы разлучаемся с Богом – по разным причинам, объективным, или субъективным, – то удаление от Бога приводит к деградации веры.
Всякий закон имеет содержание и форму. Содержание – вера, и у Авраама в завете-приказе, и у Моисея в завете-законе, и у Христа. А вопрос о форме очень сложный, потому что Господь говорит о свободе. «Где дух Господень, там свобода» – пишет апостол Павел, где нет свободы, там нет духа. И Сам Господь говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».
Апостол снова вторит Ему: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу», то есть свобода – это свобода от греха. Третий, новый, как говорит Господь – нестареющий завет, по содержанию тот же: вера в Бога, а форма – свобода от греха. Свобода – это осознанная необходимость не грешить.
В чём вы меня обвиняете?
Слово «грех» в Библии встречается 497 раз. Почти на каждой странице
Поэтому так важно знать, что же это такое на самом деле. Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) определяет нам это понятие как «болезнь души»
И если Бог творил человека как подобного Себе, то грех – это то, что отделяет нас от Бога. Это рана, которую себе наносит человек. Повреждение, после которого «как было» уже не будет. Это может быть не только поступок, но даже мысль.
Священное Писание говорит нам, что грех есть нарушение закона, «беззаконие» (1 Ин. 3:4). Грехопадение было совершено Адамом и Евой, когда те ослушались, преступили закон своего Небесного Отца и в наказание были изгнаны из Рая. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). С тех самых пор это повреждение вошло в человеческую природу, стало неотделимо от неё. Мы рождаемся уже во грехе (первородном). Это и есть то самое отпадение от Бога, которое повлекло за собой страдания, старение и смерть. В этом состоянии праотцы наши не могли больше вкушать плодов от древа жизни, как не можем и мы сейчас с нечистой душой быть допущенными ко Причастию
Поэтому так важно нам отделиться от греха, чтобы снова найти путь домой
смертные грехи в православии
Библия о любостяжании
Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:
- Сребролюбие и любостяжание. Всякий, кто является идолопоклонником (любостяжателем), «не будет наследником Царства Божия», а сребролюбие является корнем всех других пороков.
- Мздоимство, лихоимство. Исходят из самого сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества – пособники жадности. Мздоимцы и лихоимцы – нечестивые люди, неправедные, «не наследуют Царства Божия».
- Алчность (жадность). Она способна отнимать жизненные силы (и саму жизнь) у «алчущих чужого добра».
- Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется лишь скупой урожай. От алчности она отличается лишь тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро. А тех, кто любит отдавать, – того любит Бог.
- Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание от Бога. У всех церковнослужителей отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
- Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
- Эгоизм. Чувство «не от мира сего», не от Отца человеку данное.
- Ненасытность. Любовь к серебру не приведет к насыщению, а любовь к богатству не даст человеку пользы («ненасытимы глаза человеческие»). Постоянное желание обогащаться или получать иные блага Библия называет суетой: «И это – суета и недоброе дело».
Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и «презирают корысть», будут «обитать на высотах». И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.
Как сохранить целомудрие
Сохранить целомудрие в современном мире сложно, блуд стал нормой. На каждом углу можно услышать, что “штамп в паспорте ничего не меняет в отношениях”, что нужно “проверить чувства и пожить вместе” и так далее. Моральные и нравственные ценности уступают место минутным наслаждениям. Но это лишь в том случае, когда нет ясного понимания, для чего и ради чего нужно хранить чистоту.
Для человека, верящего в Бога и живущего по заповедям, очевидно: блуд – это тяжелый грех. За него не только нужно платить своим здоровьем, но и неминуемо придется отвечать перед Богом. Вступая в незаконные интимные отношения, человек согрешает против себя самого, искажая “образ и подобие Божие”, заложенные в человеческую природу. А девство – Божий дар, сохраняя который сохраняется то лучшее, что у нас есть. Поэтому нужно четко осознавать, что любые интимные отношения до брака являются грехом.
Девушка, желающая оставаться целомудренной до брака, должна вести себя соответствующим образом:
– скромно одеваться. Это не значит, что нужно закутаться с головы до ног. Но носить одежду, которая вызывает очевидный соблазн у мужчин, категорически не следует. К слову — те барышни, которые носят целомудренное одеяние, имеют больше шансов найти достойных мужей, чем те, кто одеваются вызывающе;
– скромно себя вести;
– не оставаться наедине с мужчинами в двусмысленных ситуациях;
– уважать себя как любимое Божье творение и не позволять собой пользоваться;
– стремиться стать достойной женой, нежной матерью.
Нравственная чистота – это проявление сильного характера. Тот стержень, который позволяет отстаивать христианские взгляды на жизнь, в которой грех называется грехом. Целомудрие – Божественный свет, в котором нет места разврату, сквернословию, обману и многим другим грехам. Безусловно, целомудренному человеку сложно жить в современном мире. Но такой человек знает, для чего он хранит в чистоте своё тело, храм своей Богом данной души. Он знает, ради чего оберегает от блуда свое тело. И он обязательно получает от Господа награду за свои труды и подвиг целомудренной жизни.
Примеры в литературе
В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.
Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
- Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
- Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
- Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
- Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.
Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.
Как узнать свой главный грех с помощью иконы Лабиринт Духовный
Икона показывает, что есть два пути, которые человек получит после кончины. Он их выбирает при жизни сам, и задуматься над этим помогает рисунок лабиринта.
Чтобы найти тот самый главный грех, который мешает приблизиться духовно к Богу, нужно:
- внимательно посмотреть на икону, в ее центр;
- сосредоточиться на том, что в нем изображено, подумать о своих поступках и проблемах, о том, что беспокоит;
- потом найти выход из круга и двигаться по тропам лабиринта. Путь выведет к одному из выходов – это и будет то, что лежит тяжелым грузом на душе, совести или сердце.
Любой грех можно побороть, исправить и стать на праведный путь. Поэтому икона дается человеку еще при жизни, как спасение:
- чревоугодие можно побороть постом и воздержанием от обильных застолий;
- гордость – смирением;
- уныние – молитвой;
- ненависть – любовью;
- сребролюбие – милостыней;
- блуд – целомудрием;
- гнев – терпением;
- лень – трудолюбием;
- жадность – щедростью;
- зависть – восхвалением;
- убийство – покаянием.
Среди многих грехов есть очень тяжкие, которые трудно искупить и исправить. Но один грех может приводить к другим поступкам, которые еще сильнее затянут в омут грехопадения. Они отдаляют душу от благодати, которую она смогла бы получить на небесах. Пока человек жив, он может исправить положение молитвами и хорошими поступками.
Святые о любостяжании
В Святом Писании грех любостяжания признается одним из тягчайших, убивающих душу и отдаляющим любостяжателя от Бога. Потому христианское наследие – многочисленные писания Святых отцов — этому греху уделяют немало места в своих проповедях, писаниях и наставлениях. Они достаточно подробно и глубоко исследуют и причины возникновения этой страсти, как она растёт и убивает человека, и то, как и какими средствами с любостяжанием бороться.
- Иоанн Златоуст называет эту страсть неестественной, а зарождается она от желания славы – тщеславия и беспечности.
- Антоний Великий говорит, что любостяжание рождается от лжи, забвения памяти смертной и страха Божьего.
- Авва Исаия называет эту страсть матерью всех зол.
- Ефрем Сирин говорит, что любостяжатель чужд любви, он наоборот – ненавидит ближнего.
- Григорий Нисский указывает на отсутствие покоя у тех, кто поработил себя этой страсти. Они никогда не будут мирны, покойны и довольны тем, что у них есть и тем, что с ними происходит.
- Иоанн Лествичник определяет любостяжателя, как человека, связанного по рукам и ногам. Как человека, который неспособен не только идти, но и пошевелиться.
- Амвросий Медиоланский считает, что от лихоимцев и любостяжателей люди стонут и мучаются больше, чем от иностранных захватчиков во время войн.
- Нил Синайский говорит, что любостяжатели никогда не бывают радостны, они находятся в постоянной печали от многозаботливости, попечений.
Как же победить эту страсть, как от неё избавиться? Здесь тоже весьма полезен опыт христианских святых, которые не только подробно изучили действия той или иной страсти, греха на душу человека, но и на практике помогали и помогают желающим избавиться от них. Святитель Иоанн Златоуст считает, что главное – захотеть этого избавления. Всё, считает он, зависит от желания, как пожелали добровольно под страсть эту подпасть, так же через желание можно от неё и избавиться. А дальше нужно творить дела, противоположные этой страсти. Любил собирать, начни раздавать, оглянись, найди тех, кто нуждается и помоги им. Так ты положишь основание избавлению. Вообще же, делать дела противоположные тем, что творили в грехе, способ, полезный в борьбе со многими другими страстями и грехами. Затем найти меру пользования необходимым, только то, что действительно нужно для жизни, о большем же прекратить попечение, о нём не заботиться.
Главное же, с чего нужно начинать борьбу со всякой страстью, это просить помощи в этом Божьей, молиться и просить Божью Матерь, святых. Без Божьей помощи, без этих молитв мы не то что избавиться от страсти не сможем, но и пальцем пошевелить.
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
Гобсек
Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека – еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.
Гобсек – состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.
По сути, так человек стал одержимым «стражем» накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным «земным благом», к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово «любостяжание».
Причина появления греха сребролюбия
Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:
- неуверенность в завтрашнем дне;
- отсутствие чувства безопасности;
- недоверие Творцу;
- желание стать признанным и уважаемым.
Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.
Сребролюбие как корень всех грехов
Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.
Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.
Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.
Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху. О духовной жизни:. О духовной жизни:
О духовной жизни:
- Как правильно поститься в среду и пятницу
- Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи
- Какие молитвы надо читать перед исповедью и причастием?
Как выявить в себе сребролюбство
Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.
Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.
Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:
- отказа от прелестей жизни,
- экономии на еде и путешествиях,
- вечного страха потерять прибыль,
- переживаний от падения курса валют.
Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.
Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денегВажно! Самое страшное наказание для сребролюбца — христианина — наказание, епитимия, в виде регулярных отчислений в помощь храму или нищим. Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада
Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.
Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.
Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.
Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.
Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.
Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:
- врачи, назначающие ненужные операции,
- учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками,
- педагоги, готовящие малоопытных специалистов.
Мамона пожинает урожай.
Православное понимание
Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.
Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.
Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует
Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых. Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания. Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству
Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола. И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой. К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.
В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.
Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.
Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного. И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо. Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.
Понятие греха в Евангелии
В Евангелии понятие греха остается прежним, но отношение к нему меняется. Благая весть (Евангелие) наполнена прощением и милостью Божьей к грешникам. Этим оно отличается от всех священных книг любой религии мира. Божья благодать спустилась на землю благодаря искупительной жертве Христа, и теперь человек имеет шанс быть прощенным. Но для этого необходима вера в искупительную жертву и искреннее раскаяние в содеянном.
Почему грехи приводят к смерти, если грешники живут припеваючи долгие годы и не умирают? Потому что смерть имеется в виду духовная — смерть души. Нераскаянные грехи уничтожают в сердце человека любовь к Богу, поэтому его душа не может попасть в райскую обитель и обрести вечное существование в небесных чертогах.
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в пример классификацию восьми грехов, которые ведут к смерти. Однако не стоит понимать эту классификацию как исключительно 8 смертных грехов: это 8 групп страстей, которые могут овладеть человеком. На самом деле их намного больше. Авва Дорофей считает, что человеком могут овладеть 3 страсти — сребролюбие, сластолюбие и себялюбие. Остальные прегрешения являются лишь следствием данных страстей.
Понесет ли человек осуждение за раскаянный грех? Отцы церкви наставляют: нет непрощаемых грехов, есть только нераскаянные. Поэтому и существует таинство исповеди, чтобы человек очистил душу раскаянием в содеянном. А почему нельзя просто помолиться Богу и покаяться в грехах? Потому что таинство исповеди было дано от Бога, и нарушать этот закон тоже нельзя.
По мнению отцов церкви, только один грех приводит к смерти души — самоубийство. Это самый большой и самый страшных грех. Потому что человек сам себя лишает возможности раскаяться и получить искупление. Поэтому недопустимо впадать в отчаяние из-за совершения грехов, так как отчаяние может привести к самоубийству. Нет непрощенных грехов — их всех можно искупить раскаянием.
Опасность нераскаянных грехов приводит к тому, что грех становится навыком. Человек привыкает жить во грехе и не ощущает его смертоносного влияния на душу. Этому способствует враг человеческий — Сатана, который неустанно улавливает души в свои сети соблазна.