Термины

Психологические термины на букву К

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – стиль межличностных отношений, сложившихся в определенной социальной группе.

КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ – погружение личности в психологическое состояние беспомощности, неспособности к действию. Человек обладает способностями и потенциальными возможностями, чтобы справиться с ситуацией, но не делает этого по причине некоторых факторов когнитивного свойства.

КОЛЛЕКТИВ – немногочисленное человеческое сообщество, в котором налажены позитивные взаимоотношения. Действия коллектива имеют положительную продуктивную направленность, а итоги работы, как правило, высокоэффективны.

КОММУНИКАЦИИ – набор контактов, способы общения и обмена информацией.

КОМПЕНСАЦИЯ – по определению А. Адлера, это свойство психики, позволяющее человеку избегать зацикленности на собственных недостатках, работать над развитием иных позитивных качеств.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – негативное психическое состояние, испытываемое личностью вследствие осознания собственных недостатков (переживания по поводу отсутствия способностей, низкой компетентности в чем-либо, наличия мнимых или реальных дефектов внешности). Следствием становится глубокая психологическая травма.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ – это эмоциональная-двигательная реакция ребенка младенческого возраста, обращенная к близкому взрослому человеку (главным образом, к матери).

КОНВЕРГЕНЦИЯ – фокусировка глаз на изучаемом объекте или какой-либо точке пространства.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – способность к постоянству восприятия: человек видит и отмечает одни и те же свойства определенного предмета (форму, цвет, размеры), даже когда физические условия изменяются.

КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ – тягостное состояние недовольства человека собственной жизнью, происходящее от наличия вступающих в противоречие друг с другим желаний, целей, увлечений. Подобное несоответствие провоцирует состояние аффекта, приводит к стрессам.

КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ – несоответствие между стремлениями, интересами, взглядами, потребностями разных людей, приводящее к напряженности в отношениях.

КОНФОРМНОСТЬ – приспособленческое согласие с чужим мнением, даже когда оно противоречит собственному. Человек твердо убежден, что прав, но, тем не менее, соглашается с другим, неверным мнением. Чаще всего при этом преследуются какие-то цели, выгода.

КОРРЕЛЯЦИЯ – взаимосвязь двух или более случайных величин. При увеличении или уменьшении одной из величин другая (другие) также изменяются.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – количественная оценка уровня умственных способностей конкретного человека в сравнении с другими людьми того же возраста. Для вычисления этого показателя применяется специальное тестирование.

КРИЗИС – психическое расстройство, патологическое ощущение неудовлетворенности собственной личностью и качеством взаимоотношений с окружающей действительностью. Выделяется кризис возрастной, возникающий в период перехода человека из одной возрастной категории в следующую.

5 Материнская депривация

Депривации неизбежно присутствуют в жизни каждого человека. Решающую роль в возникновении определенных негативных последствий деприваций играет множество факторов: возраст и пол человека, его индивидуальные психологические характеристики, определяющие способность совладать со стрессовой ситуацией, влияние ближайшего социального окружения, жесткость и длительность депривации, одновременное присутствие нескольких деприваций и т. д. Но наиболее разрушительные последствия, по общему мнению исследователей, приносят депривации, пережитые в детском возрасте.

Детство — тот особенный возраст, когда благодаря гибкости и восприимчивости психики формируются основные привязанности и привычки будущего человека, закладывается почва для развития всех его будущих умений и навыков. По мере роста и взросления психические процессы утрачивают гибкость, и многие из пробелов уже невозможно будет заполнить в будущем, а искаженная депривацией еще в детстве картина мира будет сопровождать человека всю его жизнь.

Жизненное пространство каждого ребенка зависит от окружающих его взрослых. Новорожденный малыш — крайне несамостоятельное и несвободное существо, и его знания и умения в будущем напрямую зависят от того, кто, как и сколько с ним общается в первые годы жизни. Именно нормальная любящая семья является естественным механизмом, амортизирующим и компенсирующим жизненные депривации. Отсутствие семьи или ее проблемы в ней, напротив, будут не только усиливать внешние депривации, но и порождать собственные.

Материнская депривация складывается во всех жизненных ситуациях, связанных с потерей матери или длительной разлукой с ней:

  • отказ от ребенка в роддоме либо позже;
  • смерть матери;
  • тяжелое физическое состояние матери или ребенка после родов, делающее невозможным совместное нахождение;
  • длительные отъезды матери (удаленная работа, лечение, учеба);
  • нахождение с ребенком постоянно меняющихся взрослых — нянь, родственников;
  • помещение в ясли;
  • слишком раннее, без психологической готовности ребенка, посещение детского сада, особенно на «пятидневке» и др.

Скрытая материнская депривация наблюдается в ситуациях, когда мать находится рядом с ребенком, но уделяет общению с ним мало времени или общение происходит в негативной форме. Это обычно:

  • многодетные семьи, где дети по отношению друг к другу рождены с малым интервалом времени (разница в возрасте меньше 3 лет), и мать физически не в состоянии уделить каждому из них достаточное количество внимания;
  • семьи с тяжело болеющей матерью или матерью-инвалидом, когда физическое состояние здоровья не позволяет женщине совершать простые, но крайне важные для малыша действия — поднимать, обнимать, носить на руках и т. д.;
  • матери, находящиеся в состоянии депрессии, которые практически «отсутствуют» для ребенка и матери с серьезными психиатрическими патологиями, где весь уход и стиль общения с ребенком не вполне адекватен;
  • матери, находящиеся в состоянии сильного и (или) длительного стресса — насилие в семье, постоянные конфликты, измены, тяжелые болезни или смерть близких людей и др.;
  • матери, жестко следующие различного рода методикам и схемам ухода и воспитания (научного или ненаучного происхождения) и не обращающие внимания на индивидуальные особенности и потребности собственного малыша;
  • семьи, где дети изначально нежеланны.

Материнская депривация на любом этапе роста ребенка и становления его как личности всегда искажает в негативную сторону две важнейшие внутренние установки, определяющие поведение и способы действия ребенка:

  • отношение к самому себе — отклонения проявляются в неприятии своего тела и аутоагрессии;
  • отношение к другим людям и способность выстраивать с ними полноценные нормальные взаимоотношения — отклонения проявляются в агрессии, неконструктивном общении, полной несостоятельностью в построении отношений и т. д.

Психологические термины на букву Г

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – фантастические видения, появляющиеся у человека в состоянии болезни и оказывающие влияние на его психику.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – необыкновенно высокая степень проявления определенных способностей, которая заставляет других людей воспринимать этого человека как исключительную личность.

ГЕНОТИП – набор наследственных свойств, передающихся человеку от предков.

ГИПЕРБУЛИЯ – неадекватное возрастание активности, чрезмерное рвение к действию.

ГИПНОЗ – потеря человеком контроля над собственными действиями и краткосрочное выключение сознания под влиянием внушения извне.

ГИПОБУЛИЯ – крайняя степень утраты стимула к деятельности, полное отсутствие проявления активности.

ГРЕЗЫ – приятные образы, рисуемые человеческим воображением, связанные с мечтами о будущем.

ГРУППА – объединение людей, в основе которого лежит один или несколько характерных качеств, признаков.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – сфера социальной психологии, предметом исследования которой является процесс образования, развития и особенностей жизнедеятельности определенных групп.

Психоз

В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.

Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.

Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).

Биполярное расстройство

Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.

Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.

Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.

Психологические термины на букву З

ЗАБЫВАНИЕ – свойство памяти «стирать» признаки прошлых влияний и исключать их новое проявление.

ЗАДАТКИ – качества, способствующие развитию определенных способностей или талантов. Могут даваться человеку от рождения иди приобретаться впоследствии.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) – охранная способность психики. Подразумевает возможность замены подсознанием какого-либо непродуктивного или запретного стремления на другое, более реальное или неосуждаемое, позволяющее удовлетворить желание, пусть и не в полной мере.

ЗАРАЖЕНИЕ – неосознанный «переброс» от личности к личности определенных эмоций, побуждающих мотивов.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – понятие, введенное апологетами психоанализа. Означает спектр неосознаваемых приемов, целью которых является самозащита личности от негативных психических воздействий и травм.

ЗАПОМИНАНИЕ – психологический процесс, подразумевающий поступление и фиксацию в сознании новых сведений.

ЗНАК – предмет или символ, способный заместить другой предмет.

ЗНАЧЕНИЕ – смысл, вкладываемый в конкретное понятие всеми оперирующими им людьми.

ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ – «родоначальник» данного понятия – Л.С. Выготский. Означает оно перспективы психического развития личности, открывающиеся в случае какого-то толчка извне, оказания некоторой помощи.

Термины на буквы «Ф-Э»

Формирование личности подразумевает процесс и конечный итог становления личности под влиянием наследственности, среды обитания и воспитания.

Фрустрация в переводе с латинского «frustratio» — «расстройство, обман». Термин трактует состояние психики, которые выражается в виде характерных особенностях переживаний и поведения, вызванные трудностями в процессе достижения поставленной цели.

Характер в переводе с греческого «charakter» — «отличительный признак». Под ним подразумевают индивидуальный склад личности человека, который обнаруживается в его поведении и отношении к действительности. База – темперамент, окружающая среда, воспитание.

Под чувствами понимаются устоявшиеся отношения субъекта к предметам, людям и к себе. Они могут трансформироваться в черты личности.

Эмоции в переводе с французского обозначают «волнение», а с латинского – «потрясение». Под ними принимают временную реакцию, связанную с удовлетворением или неудовлетворением актуальных нужд.

Эмпатия произошло от греческого слова «empatheia», что означает «сопереживание». В оборот термин ввел Титченер Э. Трактуется как постижение эмоционального состояния, а также переживание чувств другого человека.

Эпифеномен обозначает сопутствующее явление.

Эффектор, с точки зрения физиологии, это конечный элемент рефлекторной дуги (мышца), при изменение которого осуществляется рефлекс. Например, сокращение мышц. Существуют и противоположный эффект, где отсутствует рефлекторное возбуждение, например, химические вещества, поступающие через кровь.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Глоссарий по психологии. «А-Д»

Аксиология (от греч «axia» — «ценность», «logos» — «слово») – учение о ценностях.

Акцентуация характера – предельный вид нормы, где отдельные черты характера сильно усилены из-за чего формируется избирательная уязвимость по отношению к роду психогенных воздействий при устойчивости к другим. Вид психического здоровья, характеризующийся выраженностью, заостренностью, непропорциональностью черт характера к складу личности, приводящие к дисгармонии.

Антиципация. С точки зрения нейропсихологии, под данным определением понимают способность предугадать ход событий. Исходя из этого, человек может выстраивать поведение. Также это способность ярко выражается у человека из-за развитых лобных долей и утрачивается при их повреждении.

Аффект (от лат. «affectus» — «страсть») – чрезмерное и кратковременное эмоциональное состояние. Оно сопровождается резкими движениями и эмоциями, а также изменениями в функциях внутренних органов.

Воля. Психологический словарь дает следующее определение – осознанный контроль поведения и деятельности человеком, которые выражены в умении справляться с внутренними и внешними трудностями в процессе совершения целесообразных действий, поступков.

Внимание можно охарактеризовать следующими словами: направление, настроение, сосредоточение и концентрация психической деятельности человека на конкретном объекте. Под воображением в психологии понимают деятельность психики, которая состоит из формирования представлений и мысленных ситуаций

Оно не воспринимается в реальности. Воображение бывает двух типов:

Под воображением в психологии понимают деятельность психики, которая состоит из формирования представлений и мысленных ситуаций. Оно не воспринимается в реальности. Воображение бывает двух типов:

  • воссоздание;
  • творение.

Психологический словарь содержит толкование определения «воспитание» таких исследователей, как Мудрика А.В. и Семенова В.Д. Это:

  • формирование условий, которые нацелены на развитие человека;
  • взаимное участие субъектов в процессе социального и духовного становления подростков и самосовершенствование личности сформировавшихся людей.

Воспитательная работа включает в себя практику по организации воспитательных работ с целью оптимизации положительных и устранения отрицательных социальных факторов, которые оказывают влияние на формирование личности.

Гендер (от лат. «gender» — «пол», «род»). Психологический словарь дает следующее определение – это культурно-символическая установка пола, т.е. это привнесенность сознанием. Бывает два гендерных признака:

  • мужчина;
  • женщина.

Гештальд в переводе с немецкого «Gestalt» — «форма», «структура». Понятие пришло из гештальтпсихологии. Обозначает единицу анализа сознания и психики. Формирование гештальтов объясняется действиями законов расчленения психологического поля.

Гуманизация образования. В переводе с латинского «humanus» — «человеческий». Обозначает:

  • образовательную ориентацию на субъекта;
  • развитие, воплощение сил, способностей;
  • самоутверждение;
  • самореализацию.

Девиация, или девиационное поведение дословно толкуется словарями как «отклонение». В социальных науках определяется как, отклоняющееся от норм и правил поведения. Например, наркомания, правонарушения, преступность, вандализм и т.д.

Радостные настроения (Реакции / Состояния)

Спокойствие Безмятежное, уравновешенное состояние души, отсутствие тревоги, сомнения, волнения, забот
Умиротворение Состояние спокойствия, безмятежности в мыслях и в чувствах, когда всё ясно и понятно и нет нужды в опасениях.
Счастье Состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого призвания, самореализации
Ликование Выражение радости, восторга, счастья по поводу достигнутого успеха, осуществления желаемого в поведении, словах
Удовлетворение Эмоциональная реакция на счастье, душевным ответом на исполненное желание или цель. Чувство удовлетворения обычно возникает и проявляется при достижении крупной цели, и термин обычно ассоциируется именно с такими случаями.
Увлечение Восторженно-приподнятое состояние, воодушевление, пыл
Безопасность Состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях
Самоценность Безусловное принятие себя независимо от внешних факторов и собственных реакций на окружающий мир. Это не то же самое, что самооценка, ведь любое оценивание включает в себя и критику.
Искренность Один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Приподнятость Состояние душевного подъёма, приподнятое настроение

Психологические термины на букву Б

БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – некая внутренняя психологическая причина, не позволяющая человеку совершить какое-то действие. Это могут быть страх, отсутствие уверенности, всякого рода сомнения и т.д. Подобное состояние зачастую мешает людям наладить тесный контакт или теплые отношения, основанные на доверии.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психические процессы, протекающие за гранью человеческого сознания, однако влияющие на его поведение и жизнь не менее сильно, чем область осознаваемого.

БОЛЬШАЯ ГРУППА – общественное объединение значительного числа людей, в основу которого положено какое-либо социальное или демографическое свойство: возраст, национальность, пол, профессиональная деятельность, социальный статус и др.

БРЕД – неадекватное психическое состояние человека, которому свойственны галлюцинации, нереальные, фантастические видения.

Определения на буквы «И-М»

Инновационная деятельность – термин обозначающий введение чего-то нового, что раньше не было известно, т.е. введение новизны.

Интеллект (от лат. «intellectus» — «понимание») – это способность мышления, рационального познания.

Интеграция в переводе с латинского – восстановление, целый. Под данным термином понимается:

  • объединение отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое и взаимодополняющее целое;
  • процесс, который ведет к этому состоянию.

Интериоризация в переводе с латинского означает «внутренний». Понятие подразумевает создание умственных действий и внутреннего плана сознания через понимание человеком внешних действий с предметами и социальными видами общения.

Интуиция (от лат. «intuitio» — «созерцание», «intueor» — «пристально смотреть») – это такой тип мыслительного процесса, которое не осознается субъектом и происходит в бессознательной области. Результат выражается в форме озарения.

Компьютерная презентация. Необходимый инструмент для восприятия избыточного материала

Ее широко применяют для устного выступления, так как она помогает слушающим делать акценты на важной информации, в которой используют схемы, диаграммы, графические композиции и т.д

Креативность в переводе с английского «creative» — «творческий». Термин толкуется словарем Маслоу А. как творческие способности человека, которые могут породить новую идею, не соответствующую традиционным и принятым схемам мышления. Также является компонентом одаренности. Креативность носит характер врожденности, но она, чаще всего, теряется под влиянием среды.

Личность – это индивид как субъект общественных отношений, сознательной деятельности. Также это относительная устойчивая система поведения, которая базируется на вовлечение в социальный контекст.

Метод в переводе с греческого «methodos» — «исследование». Под термином понимают систему шагов, действий, которые нужны для решения задач или достижения цели.

Методы воспитания – комплекс способов решения воспитательных задач и реализации взаимодействия.

Методы обучения. Система, которая развивает последовательные взаимосвязанные действия учителя и ученика, отвечающая за понимание содержания образования.

Мотив имеет два исконных толкования с французского «motif» — «приводить в движение», с латинского «movere» — «толкать». Т.е. это побуждение человека к какой-либо деятельности, которая удовлетворяет его потребности.

Мышление – процесс психики, который позволяет человеку познать предметы и окружающие его явления, их свойства, признаки, связи, отношения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: