Обскурантизм

Сущность эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Илья Будрайтскис — историк, публицист

Понятие обскурантизма, или мракобесия, происходит с начала XVI века, когда группа выдающихся немецких гуманистов, включая Ульриха фон Гуттена, создаёт анонимное сатирическое произведение «Письма тёмных людей» (Epistolæ Obscurorum Virorum). Его герои — католические невежды, схоласты и глупцы, которые пишут друг другу письма, полные клеветы и наивной, бессильной злобы в отношении своих свободомыслящих оппонентов.

Силе знания и мысли мракобесы способны противопоставить лишь предрассудки и слепую силу авторитета. Их фанатичная преданность христианству условна, так как основана не на осознанной вере в Бога, но на нелепой вере в институты, утверждающие свою монополию на истину. Это мнимое христианство, потому мало чем отличается от суеверия и органично сочетается в пустых головах обскурантов с верой в силу чёрной магии, приметы и тому подобное. Таким образом, мракобес — это не просто невежда, но активный борец против всякого подлинного знания. «Письма тёмных людей» создали карикатурную фигуру врага Просвещения, которая затем на протяжении столетий использовалась его сторонниками.

Если Просвещение стремилось к освобождению подлинного, естественного человека от сковывавших его разум ложных, иррациональных представлений, то мракобесы были чистым воплощением этой исторической бессмыслицы. Их борьба против Просвещения не опиралась ни на что, кроме страха потерять свою власть и привилегии, основанные лишь на необразованности окружающих. Обычно мракобес как литературный герой — это представитель высших сословий Старого порядка: священник, дворянин или нечистый на руку бюрократ. В русской литературной традиции типичный персонаж-мракобес — генерал Скалозуб из «Горе от ума» («забрать все книги бы да сжечь»).

Нужно заметить, что на самом деле круг критиков Просвещения не ограничивался воображаемыми комическими мракобесами. Консервативные мыслители, такие как Жозеф де Местр или Эдмунд Бёрк, критиковали оптимистическую веру во всесилие рациональности, при этом не были невеждами или дураками. Они указывали, что на место живой традиции, освящённой опытом предшествующих поколений, приходит искусственный рациональный индивид, существующий лишь в качестве умозрительной конструкции просветителей. За ним не стоит ничего, кроме опасной и разрушительной иллюзии познаваемости мира, не знающей границ рационализации человеческой жизни, общества и государства. Жертвой этой иллюзии в итоге становятся исторически сложившийся порядок и культура, а источниками её распространения — университеты и библиотеки. Де Местр, убеждённый противник Французской революции, долгие годы проживший в эмиграции в Санкт-Петербурге, предупреждал окружение Александра I о том, что повсеместное распространение образования неизбежно поставит под вопрос легитимность русской монархии, могильщиком которой станет «Пугачёв с университетским дипломом». Подобные взгляды — безусловно, консервативные и антиэгалитарные — свидетельствовали не об интеллектуальной ограниченности их автора, но напротив, отражали глубокое понимание исторической обречённости российского самодержавия.

В XX веке Просвещение, как оптимистическая вера в силу освобождённого образованного индивида, подвергается критике не только справа, но и слева. Такое сомнение в отношении амбиций Просвещения встречается от «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса до «Диалектики Просвещения» Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера. В основе этой критики лежало понимание, что современный мир всесилия рынка, полицейского контроля, отчуждения человека от своей собственной жизни напрямую связан с идеологией Просвещения.

Сегодня, обвиняя кого-либо в мракобесии, нам прежде стоит задуматься о том, не упрощаем ли мы проблему, не подменяем ли необходимость критики далёких нам взглядов простой и сомнительной оппозицией верного просвещённого сознания и предрассудка, основанного на вере или традиции. Возможно, преодоление такой оппозиции позволит нам самим лучше осмыслить собственные убеждения, обоснованность их претензии на истину, а также возможные последствия подобных претензий.

Кратко о мракобесии.

В последнее время стало популярным использование в полемике термина «мракобесие». Однако значение и сущность данного термина хоть и интуитивно понятны, но не определены строгим научным образом, а значит в какой то мере покрыты туманом. В настоящей статье мы делаем попытку прояснить туман, ответив на следующие вопросы: что такое мракобесие? насколько оно опасно? каковы причины, заставляющие людей погружаться в пучину мракобесия? и, наконец, самый актуальный вопрос – существуют ли и каковы методы борьбы с мракобесием?

Итак, проанализировав определение толкового словаря, мы видим, что мракобесы – это те, кто враждебны а) просвещению, б) прогрессу. Примечательно то, что хотя прогресс и просвещение формально независимы, и гипотетически можно допустить, что когда-нибудь просвещенные люди наоборот предпочтут регресс прогрессу, но, все же, исторически сложилось так, что одно неизменно сопутствует другому. Просвещение приводит к прогрессу, а прогресс нуждается в просвещении. Поэтому на сегодняшний день традиционалисты обычно оказываются врагами науки, а бездари, лентяи и неучи страшатся любых прогрессивных изменений. Поэтому к мракобесам мы вполне можем отнести разного рода фундаменталистов, монархистов, черносотенцев, талибов, мормонов и пр. Можем ли отнести к мракобесам также и тех страшащихся прогресса заурядных обывателей, которые в преддверии бури ведут себя подобно горьковскому «глупому пингвину, робко прячущему тело жирное в утесах»? Нет, по нашему мнению это было бы неправильно. Мракобесие, как мы убедимся в дальнейшем, предполагает активную и агрессивную позицию. И нет никого резона видеть мракобесов в обывателях, если только их «обывательство» не становится воинствующим.

На протяжении периода перестройки в постсоветской России мы наблюдали настоящий расцвет мракобесия. Данное явления можно объяснить по-разному, но в сущности все объяснения сводятся к одному и тому же. Удачно на этот счет высказался известный социолог А.А.Зиновьев, он называет указанную тенденцию «законом социальной деградации». По мнению Зиновьева, этот закон проявился в регрессивном стремлении части реформаторов во главе с президентом реанимировать некоторые явления дореволюционной России (в основном — российского феодализма), причем, игнорируя при этом социальный закон адекватности. Согласно Зиновьеву, закон социальной деградации заключается в том, что в случае разрушения социальной организации общества вновь создаваемая социальная организация воспроизводит некоторые важные черты социальной организации более низкого эволюционного уровня, исторически предшествовавшей разрушенной. Так в истории России советской социальной организации предшествовала феодальная и было бы удивительно, если бы какие-то явления российского феодализма не стали возрождаться. Закон социальной деградации в постсоветской России проявляется как реанимация православия, дореволюционных названий, обычаев, явлений культуры, идей монархизма и великодержавности и т.д. В значительной мере (если не главным образом) это делается искусственно, сверху. Сами по себе явления дореволюционной России не возродились бы. Они не столько возрождаются, сколько изобретаются вновь. Изобретаются как идеализация (т.е. фальсификация) прошлого в качестве средства против советизма (коммунизма), как отрицание того эволюционного прогресса, какой имел место в советское время. Тут происходит беспрецедентная историческая деградация, буквально падение с вершины прогресса в пропасть прошлого.

Перенесено из Обсуждение участника:MaxSem

Перенёс MaxSemtalk 17:14, 9 января 2006 (UTC)
Если почитать статью про мракобесие — связь с научным креационизмом, имхо, очевидна. Второе — просто первое, припудренное внешней «научностью». И сколько ты ему готов дать на дописание? —MaxSemtalk 09:13, 9 января 2006 (UTC)
«Мракобесию», по-моему, в словаре место. Три четверти статьи занимает этимология, да и определение — слова, а не понятия. Плюс пейоративность (ругательность). Вряд ли кто-то про себя всерьёз скажет, что он мракобес. —Kuda 16:36, 9 января 2006 (UTC)
Ну да, и единственная внешняя ссылка — на Виноградова. А единственная внутренняя — на «Лженаука», хотя мракобесие — это антинаука (во всяком случае, сейчас здесь есть такое разделение). —Kuda 16:40, 9 января 2006 (UTC)
Термин известный, статья выходит за пределы словарной, значит, у нас её можно (и нужно!) держать. А что касается ругательности — так и американцы тебя пиндосами никогда не называют. . —MaxSemtalk 16:44, 9 января 2006 (UTC)
Какими частями она выходит за пределы словарной? Этимология — это то, что в словарях определяют. О ругательности я сказал потому, что только вот эта лингвистическая категория отличает «мракобесие» от «антинауки». «Недецкость» тут ни при чём. Единственный понятийный компонент в этой статье — то, что мракобесие опирается на догмы. Это нужно перенести в «Антинауку», и там поставить шаблон со ссылкой на «Мракобесие» в словаре (и обратную ссылку на антинауку). —Kuda 16:55, 9 января 2006 (UTC)
Здесь «Мракобесие» сделать редиректом на «Антинауку». —Kuda 16:58, 9 января 2006 (UTC)
То, что статья не нравится православным, ещё не значит, что статье пора под нож. И давай продолжим в обсуждениях соответствующих статей? —MaxSemtalk 17:02, 9 января 2006 (UTC)
Вы, простите, слепо-глухо-тупой? Или отвечали на другой комментарий? Или в сердцах читаете? При чём тут православие? Я вообще воинствующий атеист. Не можете возражать по существу?
Может, вы перенесёте тогда этот раздел в обсуждение «Мракобесия» (или я перенесу туда ветку с моим предложением). —Kuda 17:09, 9 января 2006 (UTC)
Искать нейтральную точку зрения для словарной статьи — это сильно! Слова не обязаны быть нейтральными. —Kuda 17:18, 9 января 2006 (UTC)

Что такое консерватизм — определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы. Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их. Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Маркиз де Кондорсе (1743-1794)

Также известный как Николас Кондорсе, он был французским математиком и философом, чьи работы были тесно связаны с такими вопросами, как политика, мораль и экономика.

Он был одним из самых влиятельных писателей на тему прогресса в мире науки и просвещенной мысли. Он утверждал, что прогресс естественных наук способствовал прогрессу других наук, связанных с моралью и политикой. С другой стороны, он также ссылался на зло в обществе как результат невежества, фактор, присущий людям.

Нет произведений Кондорсе, связанных с религиозными или духовными верованиями. Со своей стороны, он подтвердил, что его вера ориентирована на человечность и способность людей прогрессировать. Для него просвещение мира природы было стимулом к ​​познанию социального и политического мира.

Новый обскурантизм

Поскольку наука и просвещение часто идут вразрез с тем, что транслирует церковь, способствуя внутреннему освобождению человека, развитию его способности думать и подвергать сомнению постулаты, то сейчас наблюдается новый виток обскурантизма. В школьные программы начинают специально вводить курсы православной веры, что не только приводит к уменьшению часов по другим предметам, но и серьёзно влияет на формирование психики.

Это именно новый обскурантизм, ведь если бы открывались просто православные курсы, вечерние школы, дополнительное обучение, куда любой человек может прийти по собственному желанию – это про свободу. Религию начинают внедрять на обязательном уровне

И с этим тоже можно бы согласиться, если бы одинаковое внимание уделялось различным конфессиям и ребёнку, опять же предоставлялся выбор чему следовать и следовать ли хоть одной из них

Вместо этого идёт только пропаганда одной религии с дополнительным ущемлением научной базы. В итоге такой школьник на выпускном экзамене может знать о каких-то процессах только то, что они происходят, а о причинах возникновения каждый раз ссылаться на замысел творца, хотя ещё прошлое поколение легко могло объяснить и физические законы, и химические реакции.

Из школьной программы постепенно убираются целые пласты необходимой информации, благодаря базовым знаниям которых каждый может самостоятельно организовать свою жизнь на достойном уровне или выбраться из сложных условий. Будущие поколения будут лишены этой возможности, с единственной надеждой на технические разработки – там можно найти необходимые знания или провести операции математических и прочих вычислений. Проблема кроется действительно глубже, т.к. после ограничения образования церковь может запретить и пользование средствами поиска информации, при том, что уже под контроль взят интернет в некоторых странах и там чётко отслеживается, контролируется, какую информацию могут найти пользователи.

Тотальное упрощение образования снижает интеллектуальный уровень и степень мотивированности. Опуская общество до критериев потребления и банального выживания полностью атрофируется возможность исследовать новое – это не интересно, уже подростки только смотрят на то, что создано, не вникая глубже, не пытаясь понять, как что-то функционирует и его можно улучшить. Новый обскурантизм не сжигает намеренно все знания, и в итоге это не влечёт бурной протестной реакции, но он действует постепенным снижением понимания всего, взяв за основную аудиторию детей. Отсутствие окончательной сформированности личности, ценностей и представлений о мире дают возможность через всего пару лет получить необходимое, податливое, сформированное под необходимые потребности общество. Ежедневное внушение со школьной скамьи собственной невозможности повлиять на мир, убеждение не познавать мир, а только жить в соответствии правилам вместе с ограничением преподаваемых знаний приводит к наступлению новых тёмных времён.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Обскурантизм и мракобесие

Нет времени дописывать статью, но я накидал туда ещё ссылок, чтобы были понятны направления куда её развивать. Например, можно написать почему люди отвергают науку и прогресс. Рассказать о причинах этого: образовательных, религиозных, идеологических, психологических, экологических и т.п. В итоге получится статья в духе философской энциклопедии. P.S. Если кого-то смущает слово «мракобесие», которое, безусловно, имеет эмоциональную окраску, то статью можно переименовать в «обскурантизм». Но я бы этого не хотел, так как в этом случае потеряется интереснейшая этимологическая справка. —Ctac (Стас Козловский) 01:01, 10 января 2006 (UTC)

Справка не пропадёт, ссылка на неё (на словарную статью) будет выделена рамкой, фоном и логотипом ВикиСловаря. Всё-таки этимологической справке место там. Кстати, смотрите в цитате: «поборник обскурантизма и мракобесия» — с чего бы такая избыточность? Тоже довод в пользу Словаря. И определение сейчас словарное. Лучше всего, наверное, текущий вариант скопировать в словарь, здесь поставить шаблон со ссылкой на словарную статью, энциклопедическую статью переименовать в «Обскурантизм», и каждую из двух статей перерабатывать в свою сторону. —Kuda 06:52, 10 января 2006 (UTC)
А может есть всё-таки какая-то разница между мракобесием и обскурантизмом? К примеру, мракобесие — это отвержение науки из-за глупости и неграмотности, а обскурантизм — это уже убеждения —Ctac (Стас Козловский) 09:39, 10 января 2006 (UTC)
Глупость, безграмотность —Kuda 09:41, 10 января 2006 (UTC)
Мне кажется что статью все таки надо переименовать в Обскурантизм, тогда можно будет добавить и мнения «сторонников» обскурантизма (например написать о благородной лжи Платона en:Noble Lie), как в en:Obscurantism). А текс про именно мракобесие (уничтожающий термин) надо вынести в отдельный параграф. если не будет возражений я так и сделаю.—Hq3473 15:05, 2 сентября 2009 (UTC)

Внешние ссылки [ править ]

  • СМИ, связанные с мракобесием на Викискладе?
  • Обскурантизм в религии — международный фонд исламских исследований
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеМетоды пропаганды
  • Ad hominem
  • Обращение к страху
  • Пропаганда зверств
  • Эффект победившего
  • Большая ложь
  • Кровавый навет
  • Модное слово
  • Цензура
  • Сбор вишни
  • Кодовое слово
  • Дезинформация
  • Политика собачьего свистка
  • Двоякий
  • Фейковые новости
  • Размахивая флагом
  • Обрамление
  • Гиш галоп
  • Блестящая общность
  • Исторический отрицание
  • Исторический ревизионизм
  • Идеограф
  • Воспитание
  • Lawfare
  • Загруженный язык
  • Новояз
  • Мракобесие
  • Обычные люди
  • Пропаганда поступка
  • Связи с общественностью
  • Митинг вокруг эффекта флага
  • Лозунг
  • Вращение
  • Слово ласки
  • Whataboutism

Консервативные партии мира

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий. Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

definition — Обскурантизм

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Обскурантизм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Обскурантизм (мракобесие, реакционность) — враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще..

Антагонизм к распространению знаний

В первом и более старом смысле термин «обскурантизм» обозначает политику ограничения распространения знаний. За так называемую политику «благородной лжи» выступал еще Платон. Платон в произведении «Государство» предполагал что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага. В современном мире подобную философию пропагандирует Лео Штраус и его последователи и другие сторонники Неоконсерватизмa..

В таком смысле Обскурантизм является одновременно антиинтеллектуальной и элитистской философией. Именно за такой обскурантизм Маркиз де Кондорсе подверг критике элиту Франции во время Французской революции.

Хотя обскурантизм часто ассоциируют с фундаментализмом, обскурантизм является отдельным принципом. Фундаментализм предполагает настоящую веру в доктрины, тогда как обскурантизм может опираться на намеренный обман и манипуляцию большинства «просвещенным» меньшинством.

Мракобесие

Слово Мракобесие, хотя и синоним «Обскурантизма,» является явно ругательным. Это слово зачастую содержит подмену понятий в конкретном применении. И хотя теоретически мыслимо его применение в точном терминологическом смысле, вряд ли хоть в сколько-то заметной доле его реального употребления авторы об этом проявляют даже тень заботы, особенно в публицистике.

Этимология

Согласно академику В. В. Виноградову, русское слово «мракобесие» возникло благодаря писателю Бестужеву-Марлинскому, который именно так перевёл в 1810-х годах французское «la manie des ténèbres». Чему можно было бы, наверное, сопоставить несколько более нейтральное «крайний (болезненный) обскурантизм». Начиная с 1820-х годов, этот термин распространяется в языке интеллигенции. Позднее широкому распространению слова «мракобесие» в русском публицистическом стиле сильно содействовало следующее место из знаменитого письма Виссариона Белинского к Николаю Гоголю () по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною». Характерно для употребления слова то, что уже эта тирада была по меньшей мере крайне субъективной.

Вслед за Белинским, словом «мракобесие» начал пользоваться в своих литературных произведениях весь его кружок, а затем и критика 50—60-х годов XIX в. К 1860-м годам это слово входит в норму русской литературной лексики и активно используется писателями Львом Толстым, Иваном Тургеневым, Николаем Лесковым и др.

Эмпиризм

Еще одно важное основание, которое может ограничить сциентизм, — это утверждение, что знания могут быть получены только эмпирическим путем, то есть через опыт. Если явление или причину невозможно пережить, согласно сциентизму, то его существование можно отрицать

Хотя действительно может случиться так, что опыт подсказывает нам, что есть определенные проблемы, которые нельзя понять экспериментально

Если явление или причину невозможно пережить, согласно сциентизму, то его существование можно отрицать. Хотя действительно может случиться так, что опыт подсказывает нам, что есть определенные проблемы, которые нельзя понять экспериментально.

Например, в сциентизме принято наблюдать любое живое существо как машины, работа которых не зависит от таких сущностей, как душа, объяснение которой, как говорят, не было найдено путем научных экспериментов.

Таким образом, сциентизм может даже опровергнуть концепцию души, которая была не только частью религиозных верований, но и философией с древних времен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: