биография
Гельвеций по гравюре Огюстена де Сент-Обена .
Он происходил из семьи врачей, и его настоящее имя было Швейцер , латинизированное как Гельвеций. Его дед Иоганн Фридрих Швейцер ввел лечебное использование ипекакуаны ; его отец был первым врачом королевы Франции Марии Лещинской . Он учился у иезуитов и был готов к финансовой карьере, но тратил время на сочинение стихов; к двадцати годам он уже был ferme générale , великолепно оплачиваемой должностью; и женился на Лотарингии Анн-Катрин де Линивиль , хозяйке знаменитого литературного салона , который содержали супруги, так называемого Общества Отёя., в котором приняли участие практически все лучшие представители искусства, науки и культуры просвещенной Франции .
В возрасте тридцати трех лет (1751 г.) он занимал весьма желанную должность дворецкого королевы (100 000 крон в год). Проникнутый философией материализма , он с энтузиазмом читал «Опыт о человеческом интеллекте » эмпирика Джона Локка и придерживался теорий, во многом подобных теории Кондильяка ; согласно Гельвецию, все идеи берут начало в ощущениях , а это просто состояния чувств; но Гельвеций настаивает на том, что его интересует больше: его сенсуализм есть только исходный пункт для этического и политического учения ; он хотел применить эмпиризм Локка к моральной и социальной сфере.
Он также участвовал в энциклопедии Дени Дидро и Даламбера . нужна ссылка
В качестве общего предположения она утверждает высшую ценность интереса , который можно определить как побуждение к получению удовольствия и устранению боли и который ищет величайших и высших удовольствий, то есть величайшего счастья . Этот интерес настолько силен в человеке, что без него нельзя понять ни одно из его действий, и он не есть нечто духовное, но поскольку он исходит из чувств, он есть нечто внешнее.
Для Гельвеция люди по необходимости ищут удовлетворения своих эгоистичных интересов. Ну, тогда это то, что должно быть полезно для их удовлетворения; однако существует проблема уравновешивания различных личных интересов с общим интересом, которому часто противостоит несовершенное законодательство. Речь идет о достижении наибольшего блага наибольшего числа людей. Это достигается соответствующими законами, поскольку Гельвеций утверждает, что «пороки народа всегда скрыты в глубине его законодательства». Законно и необходимо контролировать и воспитывать этот индивидуальный интерес, поскольку он есть нечто внешнее, в интересах другого рода интереса, общего интереса.
Определение того, что хорошо для всех и каждого, принадлежит законодателю, в ведении которого, следовательно, лежит установление нравственности или аморальности интересов и поступков. Иными словами, его задача состоит в том, чтобы заставить каждого человека, используя чувство любви к себе, то есть свой эгоизм , быть справедливым к другим, чтобы достичь совершенного социального равновесия. Это достигается прежде всего с помощью законов, способных осчастливить граждан, обеспечив их как можно большим числом удовольствий, совместимых с общественным благом . Именно поэтому его считают одним из предшественников одного из течений, которые окажут решающее влияние не только на политико-правовую мысль того времени, но и на более поздние концепции, например утилитаризм ..
Кастильо-де-Воре, серка де Ремалар (Коллин-де-Перш, Луар-и-Шер ).
Его основные работы — «De l’Esprit » ( «О духе », 1758 г.), осужденная парижским парламентом , Сорбонной и духовенством, а также публично сожженная в Париже, и «De l’Homme, de ses facultés». et de son éducation ( «О человеке, его способностях и его образовании », опубликовано посмертно в 1772 г.), Le vrai sens du système de la Nature ( «Истинный смысл системы природы» , 1774 г.); Les progrès de la raison dans la recherche du vrai ( Прогресс разума в исследовании истины), 1775). Его полное собрание сочинений в семи томах было напечатано в 1774 г. и в пяти томах в 1784 г.; в четырнадцати в 1795 г. (переиздан в семи томах в 1969 г. и в последующие годы с предисловием Ивона Белаваля ).
Рекомендации
- ^ Гельвеций: Этюд в гонениях Дэвид Уорнер Смит, Clarendon Press Oxford, 1965.
- Гельвеций, Клод Адриан, Трактат о человеке: его интеллектуальные способности и его образование, пер. У. Хупер, М. Д. (Лондон: Albion Press, 1810), стр. 146
- Гельвеций, Клод Адриан, De l’esprit or, Очерки разума и его различных способностей, (Лондон: 1759), стр. 286
- Гельвеций, De l’esprit, п. 21 год
- Гельвеций, De l’esprit, п. 100.
- Гельвеций, De l’esprit, п. 325
- Меринг, Франц, Карл Маркс: История его жизни (Рутледж, 2003) стр. 75
- Роберт Алан Спарлинг, Иоганн Георг Хаманн и проект Просвещения, University of Toronto Press, 2011, стр. 34.
- Берлин, Исайя, Свобода и предательство: шесть врагов человеческой свободы (Издательство Принстонского университета, 2003 г.)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Гельвеций, Клод Адриан». Британская энциклопедия. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 254–255..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
внешняя ссылка
- Викискладе есть медиа-категория для Клода-Адриена Гельвеция .
- Французский Wikisource содержит оригинальные работы Клода-Адриена Гельвеция .
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q190302
- Мультимедиа:
- Известные цитаты: Клод-Адриен Гельвеций
Природа, движение, сознание, познание в истолковании Гельвеция
Так же, как другие известные представители французского Просвещения и материализма, Гельвеций исходил из идеи объективности природы, рассматривал природу как вечную и несотворенную, а человека как часть этой природы. Природа, по Гельвецию, – это и есть материя, а материя – совокупность природных тел. Материя, считал он, находится в состоянии вечного движения, движение является неотъемлемым свойством явлений природы и причиной всего существующего. Движение для Гельвеция – это механическое перемещение, что соответствовало естественно-научным представлениям того времени, времени господства механицизма.
Сознание рассматривалось Гельвецием как свойство материи.
В теории познания Гельвеций стоял на позициях сенсуализма. Он понимал процесс познания следующим образом: «…одна чувствительность производит все наши представления. Действительно, память может быть лишь одним из органов физической чувствительности: начало, ощущающее в нас, должно по необходимости быть и началом вспоминающим», вспоминать, считал Гельвеций, значит ощущать. Что же касается ума, то он состоит в знании отношений между вещами, которое становится известным благодаря ощущениям
Поскольку все операции ума сводятся к суждениям, считал Гельвеций, постольку важно понять, что сами суждения представляют собой в конечном счете ощущения. Он писал: «Можно ли утверждать, при этом, что судить – то же самое, что ощущать? Да, отвечу я»
Человек, как утверждал Гельвеций, способен достичь истины в своих суждениях, но человек может также и заблуждаться. При этом заблуждение не является неотъемлемым свойством человеческого ума. Заблуждение представляет собой лишь случайное отклонение от истины, случайность в процессе познания, и причиной его являются внешние, случайные по отношению к уму обстоятельства: либо пагубные страсти, либо неправильное употребление слов.
Достижение истины, по Гельвецию, является основной целью познания. Прежде всего, у Гельвеция речь идет об истинах в социальном знании. Исторический прогресс философ связывал с действиями людей, основанными на истинном знании. Только такие действия оберегают людей от пагубных случайностей, считал он. В своей работе «Об уме» Гельвеций писал: «Знание какой-нибудь истины может быть не совсем удобно в известную минуту, но пройдет эта минута – и та же самая истина станет полезной на все времена для всех народов… В тот момент, когда запретят знание некоторых истин, не позволят и говорить ни об одной из них». Ложь, считал философ, не просто заблуждение, но опасное для человека и общества заблуждение, которое никогда не может привести к социальному благу.
Вместе с тем, Гельвеций прекрасно осознавал трудности не только достижения, но и утверждения в обществе истинного знания, и, особенно, истинного социального знания.
Эти основополагающие теоретико-познавательные принципы стали для Гельвеция исходными в понимании человека, его назначения, формирования общественных взглядов и позиций людей.