Причины неадекватного поведения
Всегда стоит помнить о том, что грань между нормой и неадекватностью очень и очень тонка, порой даже расплывчата. Нередко человек даже не замечает, что его поведение начинает выходить за рамки допустимого. Как уже говорилось выше, неадекватность – это отклонение от принятых социальных норм, естественных проявлений и ожидаемых реакций.
Важно
Не путайте неадекватность с безрассудством. Глупый человек совершает ошибочные поступки в силу своего незнания или веры в сомнительные идеалы. Но, несмотря на это, его поступки весьма логичны и заметить их мотивацию не представляется проблематичным. Стоит изменить взгляд на действительность и его действия прекрасно впишутся в понятие нормы.
Неадекватное же поведение всегда совершается осознанно. Человек прекрасно понимает, что ведет себя деструктивно, но все равно продолжает поступать ненормально. Чаще всего причинами неадекватности становятся:
- особенности личности;
- низкая стрессоустойчивость;
- финансовые затруднения и социальное неблагополучие;
- психические нарушения;
- трудности во взаимодействии с окружающими;
- постоянное давление в рабочем коллективе;
- злоупотребление алкоголем и прием наркотических средств;
- психологические травмы;
- тяжелые физиологические заболевания.
Важно
Всегда стоит помнить об отдыхе и грамотном распределении своих сил. В противном случае можно просто надорваться, что вполне может привести к формированию неадекватности.
Неадекватное поведение: причины
Наиболее значимыми факторами в развитии неадекватности человека являются:
- Природные, генетические свойства личности.
- Индивидуальные особенности характера – азартность, эгоцентризм, лидерские качества, повышенное сексуальное влечение и другие.
- Положение в обществе.
- Семейные взаимоотношения.
- Социальные условия жизни и экономическое благополучие.
- Межличностные отношения, контакты с человеком, подающим негативный пример.
- Психологическая травма, сильный стресс.
- Психическое здоровье, его отклонения.
- Тяжелые заболевания, травмы.
Причин возникновения отклонений, помимо перечисленных, может быть множество. Однако стоит помнить, что чаще всего суть проблемы многогранна и содержит несколько составляющих.
Другая сторона неадекватности
Приведем довольно простой пример — знаменитые люди. Можно ли их назвать нормальными? С натяжкой. Абсолютно нормальные люди слабо интересны общественности и имеют низкую медийность. Тут легко отследить границу «полезной» неадекватности.
Возьмем Стива Джобса, основателя «Apple». Это был совершенно невозможный человек, взбалмошный, с жутким характером. Но все эти недостатки меркли на фоне его стремления к совершенству во всем. В этом и состояла его неадекватность. Правда, для достижения целей Джобс тратил слишком много собственных сил и сил сотрудников. Однако это принесло серьезные результаты. И о компании Apple сейчас не знает только отшельник. Ведь признания и крупных успехов могут добиться только фанатично преданные своему делу люди, настоящие безумцы.
Однако не думайте, что только упрямство и настойчивость присущи неадекватным людям. Есть и другие качества, способные принести успех.
Нестандартное мышление
Вспомните свои школьные годы. Были ли отличники в вашем классе? А кем они стали, когда выросли? Правильно, большинство из них выбрали стабильность. Работают за фиксированную зарплату и вечно ждут повышения по службе. А те, кто едва «вытягивал» на тройки? Именно они входят в те 5% человечества, что добиваются успеха в жизни. Да, те самые второгодники и троечники составляют 90% всех миллиардеров, а их имена появляются в списках «Forbes».
Подумаем, почему так происходит? Да потому что еще в школьные годы эти «трудные» дети были не такими «как все». Они вели себя по-другому, не принимали общепринятые правила, не признавали систему.
Именно эти люди, кому в классе отводилась последняя строчка по успеваемости, теперь – лидеры. Ведь еще тогда они прекрасно понимали, что большинство школьных знаний им абсолютно не пригодится в жизни для достижения высот.
Знания ценны, тут никто не будет спорить. Однако они служат лишь вспомогательным инструментом. А главные достижения и головокружительные миллиарды можно получить, лишь воплотив идею.
Понятно, что разные проекты есть в голове каждого из нас. Но самые невероятные замыслы способны воплотить только эти так называемые «психи» (по мнению большинства). И происходит это благодаря их нестандартному мышлению.
В тот отрезок времени, что «нормальные» люди только придумывают, «неадекватные» уже видят свой замысел в действии.
Неадекватность сглаживает конфликтные ситуации
Часто неадекватное поведение приводит к мирному решению конфликтов. Странных людей не слишком любят. Мало ли что от них можно ожидать! Тем не менее, часто длительные споры и конфликты легко решаются при помощи неадекватности.
Как? Очень просто! Ваше неожиданное и нестандартное поведение в тупиковой ситуации запросто разрядит тяжелую обстановку и нервное напряжение. А участников спора заставит прекратить препирательства и взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. В определенных случаях эта «стоп-остановка» будет единственно правильным выбором, без которого нельзя найти выход из тупика и принять объективное решение.
Аффект неадекватности
Описываемое явление – это стабильное негативное эмоциональное состояние, зарождающееся вследствие неудачи, провала и характеризующееся игнорированием факта фиаско либо нежеланием принять ответственность за неуспех. Возникает вследствие условий, повлекших за собой возникновение у субъекта потребности сберечь неверно сложившуюся у него высокую самооценку и завышенную степень притязаний.
Признать собственную несостоятельность для индивида означает пойти вопреки имеющейся потребностью сберечь собственную самооценку. Однако допустить это он не желает. Отсюда зарождается неадекватное реагирование на свой провал, проявляющееся в виде аффективных поведенческих реакций.
Аффект неадекватности является своеобразной защитной реакцией, которая позволяет выйти из конфронтации ценой отклонения адекватного восприятия реальности: индивид сберегает высокую степень притязаний и завышенную самооценку, сторонясь при этом понимания собственной несостоятельности, которая и стала причиной неудачи, избегая зарождающиеся колебания относительно собственных навыков.
Аффект неадекватности может ограничиться одной областью притязаний индивида, однако может нести генерализованный характер, овладевая личностью субъекта целиком. Дети в описываемом состоянии характеризуются недоверчивостью, агрессивностью, обидчивостью, подозрительностью и негативизмом. Продолжительное пребывание малыша в подобном состоянии ведет к вырабатыванию соответствующих качеств характера.
Аффективные крохи часто пребывают в устойчивой конфронтации с учительским составом и ровесниками
Поэтому они различными путями пытаются компенсировать собственные плохие позиции, стараются привлечь симпатию к своей индивидуальности и внимание, тем самым стремятся удовлетворить собственные притязания на хорошие позиции, оправдать личную самооценку. Подобные действия ставят таких малышей в абсолютную подчиненность мнению окружения, зависимость от одобрения, оценивания коллективом
Такая подневольность может выражаться в двух граничных проявлениях: в предельной податливости групповому влиянию и негативистическом сопротивлении групповому воздействию. У взрослого лица наличие устойчивого аффекта неадекватности часто обусловлено особенностями личности.
Выражение и симптомы нарушений социального поведения
Агрессивное и антисоциальное поведение – сложные явления, которые можно различать по разным проявлениям. Между импульсивной агрессией и инструментальной агрессией различают два существенных различия.
Фото автора cottonbro: Pexels
Импульсивно-агрессивная подформа характеризуется, с одной стороны, боязнью, а с другой – сильной импульсивностью. Такие люди испытывают трудности с самоконтролем, плохо переносят разочарование и воспринимают действия других искаженным образом, а именно, более интенсивно, как угрозу или недостаток. Они быстро чувствуют, что на них нападают, и реагируют импульсивно и враждебно.
Инструментально-агрессивный тип не действует агрессивно из-за аффекта, а скорее стремится доминировать над другими и достигать своих собственных целей. Эмоциональная нечувствительность и бесстрашие перед последствиями собственного поведения – типичные характеристики.
Причины аффекта
Состояние аффекта может возникнуть при травмирующих ситуациях, негативных эмоциях, неприятном разговоре с кем-либо.
На появление данного состояния влияние оказывает огромное количество факторов, но, наиболее частыми психологи называют угрожающую, порой экстремальную ситуацию, несущую вред человеку, а также затянувшуюся эмоциональную конфликтную ситуацию.
Причиной аффекта может быть воздействие неожиданного сильного раздражителя при отсутствии программы действий у человека, а также регулярное повторение травмирующей ситуации.
Травмировать чувства человека и вызвать состояние аффекта могут необдуманные поступки и действия других людей, влияющие на самооценку личности.
Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности нервной системы и психики, свою силу, устойчивость, подвижность нервных процессов от которых в значительной степени зависит возможность наступления аффекта.
Высокая эмоциональность и импульсивность человека, тяжелые воспоминания, разрушающие комфортное существование тоже могут привести к состоянию аффекта.
Специалисты считают, что некоторые формы и виды аффекта вполне поддаются контролю человека, если воспитывать в себе самообладание и саморегуляцию, тренировать свое сознание.
Человек, находясь на пороге аффекта, но, ещё отчетливо мыслящий, может сосредоточиться на чем-то другом, кроме объекта, вызывающего аффект, попытаться изменить обстановку или деятельность, задержать свои двигательные реакции, например, через дыхательную гимнастику – это, считают специалисты, может помочь справиться с надвигающейся бедой.
Конечно, аутогенная тренировка может в особо тяжелых случаях не сработать, в этом случае рекомендуется психотерапия, а иногда и медикаментозное лечение.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
- Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
- Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
- Тяжело переносит большие скопления народа.
- Малыша преследует множество страхов.
- Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
- Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
- Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Что делать, если человек закрылся в квартире
Постарайтесь аккуратно расспросить знакомых или соседей о том, когда они в последний раз его видели и в каком он был состоянии; о чем разговаривал и разговаривал ли вообще; как выглядел и как себя вел. Напишите заявление о случившемся участковому полиции, на чьей территории проживает предположительно заболевший человек
Если вы очень хотите, то осторожно по косвенным признакам постарайтесь определить, дома ли тот, кого вы ищете. В случае наличия с ним адекватного контакта попытайтесь по телефону предложить свою помощь
Однако избегайте быть навязчивым или маячит возле дверей в его квартиру — в случае бредового психоза вас могут счесть за врага, и внезапно применить к вам какое-нибудь оружие. Лучше, в случае отсутствия ответа, доверить подобные дейсвия сотрудникам полиции. В полномочия последних входит обязанность вызывать врача психиатра к лицам, страдающим психическими расстройствами.
Как терапия может помочь неадекватности?
Терапевты помогают людям раскрыть и рассмотреть детские переживания, которые лежат в основе негативных чувств, чтобы оправиться от них. Работая с терапевтом, люди идентифицируют свои активы и расширяют их. Клиенты узнают, как признать свои сильные стороны и минимизировать свои слабости, чтобы они могли чувствовать себя уверенно и адекватно, независимо от своих ограничений.
Неадекватность может удержать человека от решения многих жизненных проблем, от карьерных изменений до трудностей в отношениях. Посредством терапии человек может научиться вырабатывать более реалистичные ожидания для себя. А также открывать для себя виды деятельности, отношения и опыт, которые могут развить чувство компетентности.
Как это проявляется?
Деструктивное поведение имеет множество форм проявления и может быть направлено на разрушение межличностных отношений, окружения и даже самого себя.
По отношению к социальным объектам, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:
- Интраперсональное: человек проявляет пренебрежительное отношение к себе, употребляет алкоголь или запрещенные вещества, не следит за внешним видом, не соблюдает безопасность при использовании технических средств или во время вождения автомобиля. Часто изолируется от всех, предпочитает не общаться с окружающими людьми и склонен к излишней публичной самокритике. Свои переживания и психологическую нестабильность выражает во внешнем виде: делает татуировки, шрамы и т.д.
- Интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к другим людям. Человек выражает всяческое неуважение к собеседнику, старается понизить его значимость, за счет этого он повышает свою самооценку. Сюда относятся оскорбления, угрозы, клевета и т.д.
- Метаперсональное: деструктивная личность отказывается выполнять свою роль, например, трудовую или семейную. Это проявляется в форме моббинга, буллинга по отношению к участникам группы, в которой состоит человек, межгрупповых конфликтах, массовых беспорядков, невыполнения своих прямых обязанностей. Сюда можно отнести и протестные действия отбывающих наказание. Так заключенные проявляют свое несогласие с правилами и хотят изменить положение дел силой .
Цезарь Петрович Короленко, советский и российский психиатр, разделил расстройства поведения личности на два основных вида: нестандартное и деструктивное. Последнее, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.
Внешнедеструктивное может быть аддиктивным – ситуация, когда человек пытается уйти от реальности с помощью применения запрещенных препаратов или каких-либо активный действий, и антисоциальным – в этом случае нарушаются законы и права других людей в форме аморального, безнравственного поведения.
Внутридиструктивное поведение делится на следующие типы:
- Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.
- Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.
- Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.
- Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.
- Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий .
К формам деструктивного поведения относят экстремизм, терроризм, радикализм. Ученые полагают, что все это звенья единой цепочки. Сначала появляется бескомпромиссная приверженность определенным взглядам и идеям (радикализм), потом эта приверженность приобретает крайние формы, появляется угроза безопасности жизни людей (экстремизм). Далее ситуация набирает еще более серьезные обороты и приводит к фанатизму, в итоге совершаются террористические действия с целью достижения политических, религиозных и других целей насильственным путем.
Экстремизм среди молодежи в наше время стал массовым явлением. Подростки находятся на пороге новой жизни, сталкиваются с первыми препятствиями и проблемами, неопределенностью, отсюда повышенная тревожность, стрессы. В таком состоянии человек способен на деструктивные поступки не только по своей воле, но и под влиянием других лиц .
Есть множество классификаций форм деструктивного поведения, но все способы его проявления сопровождаются ухудшением уровня жизни человека, когнитивными искажениями, нарушением самооценки, психологической и эмоциональной нестабильностью.
Профилактика асоциального поведения
Профилактика девиаций эффективнее всего, когда она выполняется в комплексе: со стороны семьи, общества и государства. Разберёмся, какими способами она может осуществляться.
В семье
Профилактику девиаций имеет смысл начинать в детстве и подростковом возрасте, поскольку ученые доказали, что у людей, совершивших преступление, были предпосылки к этому ещё в детстве.
В идеале, родители должны уделять ребёнку много внимания: общаться и внимательно слушать его, замечать отклонения в его поведении, знать его друзей, разговаривать с ним об общественных нормах. И, конечно, самим показывать пример адекватного поведения — например, никогда не поднимать руку на ребёнка, иначе у него сформируется установка, что насилие — это нормально и правильно
Важно, чтобы у ребёнка сформировалось понимание границ и рамок дозволенного, умение самому регулировать свои действия
Хорошо, если в школе для детей будут проводить специальные классные часы по профилактике зависимостей и других антиобщественных поступков.
В государстве
Также в идеале профилактика девиаций должна проводиться со стороны государства. Ведь число людей с асоциальным поведением напрямую зависит от благополучия в обществе. Если государство помогает малоимущим семьям, обеспечивает для всех равный доступ к образованию и медицине, заботится о пенсионерах и даёт рабочие места, то в стране уменьшается количество преступлений, меньше людей подвержены зависимостям и в целом психологический климат намного лучше.
В обществе
Наконец, нельзя не отметить, что общество вполне способно к саморегулированию. Дело в том, что деятельность человека проявляется не в обществе в целом, а в одной из его малых групп: в семье, рабочем или учебном коллективе, компании друзей или др. Внутри каждой из них существуют свои негласные нормы поведения, которые каждый участник принимает, если хочет быть причастным к этому коллективу. Например, замечено, что в небольших этносах или просто маленьких населённых пунктах уровень девиации гораздо ниже, чем в больших городах. Сказывается то, что там в буквальном смысле все знают друг друга, и жизнь человека напрямую зависит от других людей
Поэтому каждому так важно ощущать свою причастность к своему народу
Примерно то же самое происходит в субкультурах — как молодёжных, так и вполне серьёзных, например, в научном или бизнес-сообществе. Их представителей объединяют общие ценности, представления о допустимом и недопустимом, а также представление о собственной исключительности — конечно, в положительном смысле. Ведь чтобы попасть в такую субкультуру, нужно обладать определёнными знаниями, связями и ценностями. Предполагается, что человек, ценящий свою причастность к такой «элите», не пойдёт против её моральных установок.
Критерии, по которым можно определять вменяемость, адекватность личности
Адекватное поведение осознанное.
К таковому психологи относят:
- умение сдерживать эмоции;
- способность контролировать действия;
- коммуникабельность;
- энергичность;
- целеустремленность;
- социальную активность;
- комфортное самоощущение;
- способность на переживание широкого спектра эмоций, чувств.
При этом единичные эмоциональные срывы не относятся к аномальному поведению. Или, к примеру, дебош злоупотребившего алкоголем человека является «ситуативным неадекватом».
Однако их регулярность должна заставить задуматься о возможности выбора такого человека, партнером по бизнесу или семейной жизни.
Адекватный человек не позволит себе:
- Насмехаться над окружающими.
- Неистово придерживаться каких-либо взглядов, догм.
- Навязывать кому-либо свое мнение, предпочтения.
- Постоянно депрессировать.
- Преднамеренно пробуждать у окружающих негативное отношение к собственной персоне.
- Бездумно руководствоваться чужими взглядами, убеждениями, рекомендациями. К примеру, принимая за аксиому новые рецепты лечения рака или иного заболевания, слепо следуя только им, отметая напрочь испытанные медикаментозные методы.
Адекватный индивид способен:
- видеть свои недостатки;
- анализировать ошибки;
- стойко переносить проблемы, неудачи;
- сочувствовать другим;
- давать непредвзятую оценку происходящему;
- не лезть напролом;
- точно оценивать сложившуюся ситуацию, собственные возможности; гибко реагировать, действовать соответствующе: своевременно и соразмерно;
- отслеживать моменты, уводящие в эгоистические качества, поступки;
- расставлять приоритеты;
- не взваливать на себя всю ответственность, все дела;
- не быть подверженным стереотипам;
- сохранять гармонию, следовать этике.
В то время как неадекватный человек не способен дать оценку своему поведению, эгоистичен, склонен винить в собственных неудачах других.
По секрету:
Как правило, адекватный человек обладает чувством юмора, который помогает ему соответственно относиться к себе, поступкам других, достойно выходить из сложных жизненных обстоятельств.
Закон неопределенности отклика
В зависимости от имеющегося личного опыта, непосредственного или почерпнутого от окружающих, человек воспринимает то, что происходит, с учетом сложившихся стереотипов сознания, т. е. устойчивых мнений, оценок и суждений. Они вносят коррективы в понимание ситуации, сужая ее до рамок, заданных стереотипом. Вот потому-то разные люди по-разному реагируют на одно и то же. «И опыт, сын ошибок трудных…».
С другой стороны, в разное время, в разных условиях, включая собственное настроение и проч., один и тот же человек может по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Помните, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца у Короля в душе «просыпались» предки, диктуя ту или иную реакцию на происходящее?..
Не раз была свидетелем того, как после производственного совещания, на котором принимались конкретные решения, сотрудники, расходясь, продолжали обсуждение вопросов и… приходили к другим вариантам. А когда руководитель на подходе сроков исполнения спрашивал: «Где?», на голубом глазу отвечали, что посчитали более правильным поступить иначе… Ничего себе, да? Окончательный отклик оказывался вне зоны доступа руководителя — лица, ответственного за проект в целом.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
- воспаления, травмы головного мозга;
- психосоматические патологии;
- депрессивные состояния;
- психозы различной этиологии;
- шизотипическое расстройство;
- инфантильность, СДВГ;
- шизофрения.
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
- негативный пример, подаваемый членами семьи;
- отсутствие уважения между членами семьи;
- излишняя строгость, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
- излишняя опека либо отсутствие опеки;
- лишение ребёнка личного пространства;
- игнорирование моральных, физических потребностей.
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
- трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
- материальное, социальное неравенство с окружающими;
- неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
- пагубное влияние религиозных сект;
- насмешки, издевательства, травля;
- насилие: физическое и сексуальное.
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Суть закона неадекватности взаимного восприятия
Закон неадекватности взаимного восприятия полезно понимать хотя бы потому, что его суть заключается в конкретной характеристике любых человеческих взаимоотношений. Зная этот закон, не только руководители, но и не связанные с управлением люди будут по-другому воспринимать своё окружение, что убережет их от многих ошибок.
Итак, закон неадекватности взаимного восприятия говорит нам, что принимая серьёзное решение в отношении человека, заключая с ним сделку или подписывая договор, мы не можем полагаться на якобы полное знание этого человека и его привычек, на многолетнюю дружбу или супружество. Человеческое восприятие окружающего мира, людей и предметов устроено таким образом, что мы не в состоянии увидеть цельную картину. То есть, мы делаем выводы только из того, что видно с нашего ракурса. Для полного понимания, сначала стоит рассмотреть простейший пример.
Перед нами стоит стол. Если мы посмотрим на него сверху – мы не увидим, что у стола есть четыре ножки, мы видим только его ровную поверхность. Конечно же, всегда подразумевается, что стол стоит на ножках, поэтому наше восприятие додумывает этот факт за нас. Мы видим только то, что доступно нашим глазам с конкретного ракурса.
У стола всегда есть ножки. Если наш мозг додумает это за нас, то он окажется прав и мы не понесём никакого ущерба. Однако, по-другому дела обстоят с восприятием человеческой сущности. Мы видим и знаем человека только со своего ракурса, полное познание его сущности исключено. Такой вывод объясняется несколькими факторами:
- Человек – не стабильное существо. Он постоянно меняется: развивается или наоборот, деградирует. Наши взгляды, ценности и приоритеты не стоят на одном месте, они изменяются по мере нашего взросления и зависят от пережитого нами опыта. В одной и той же ситуации, происходящей в различных периодах нашей жизни, мы можем поступить по-разному.
- На подсознательном уровне у человека заложена необходимость защищаться. Это распространяется и на взаимоотношения с людьми. Какими бы крепкими и хорошими не были дружба, семейные узы или отношения в коллективе, есть факты, которыми люди ни с кем не готовы делиться: тайны, мечты, фетиши, стремления и цели.
- Мы априори не можем сообщить другому человеку достоверную информацию о себе, потому что сами себя не знаем. Мы можем думать, что изучили себя от и до, но это всегда не так. Хотя бы потому, что мы находимся в состоянии постоянного изменения.
Закон неадекватности взаимного восприятия даёт нам важную информацию о людях и взаимоотношениях с ними. Мы никогда не узнаем о человеке всю информацию, сколько бы ни пытались это сделать. И особенно нельзя об этом забывать, если дело касается рабочих отношений
Однако, помимо вывода об осторожности во взаимоотношениях, можно вывести и ещё одно умозаключение: все оценки, которые мы даём человеку, не могут являться достоверными и окончательными. Потому что люди меняются на протяжении всей жизни, и оценка, данная человеку год назад, наверняка не будет актуальна сегодня