Фестивали
В последние несколько лет стали проводиться много мелких и крупных фестивалей, посвященных как аниме-культуре в целом, так и косплею в частности.
В Японии самым значительным событием для представителей субкультуры косплей является Comiket — рынок додзинси (японских комиксов). Comiket проводится два раза в год: зимой (зимний Комикет) и летом (летний Комикет). Это мероприятие каждый раз собирает сотни тысяч поклонников манга отаку и несколько тысяч косплееров и проводится на крыше огромного выставочного центра в Токио. В целом рынок комиксов собирает около полумиллиона человек. Это база для начинающих мангак, где каждый сам старается продать свои додзинси. На фестиваль приезжают также и известные аниматоры в поисках талантов. Большая часть отведена различным мероприятиям с участием косплееров.
Самым известным и популярным фестивалем в России считается Аниматрикс (Anima3x). Этого события ждут всегда с огромным нетерпением все, кто имеет отношение к косплею, японской поп-культуре и j-року. Зарождался этот фестиваль в небольшом московском рок-клубе «Матрица» в 2003 году. Однако, уже на следующий год он проводился в большом актовом зале одного из колледжей столицы. Затем он переместился в Центральный дом предпринимателей, а дальше был организован в ДК Горбунова, а в последние годы в театре имени В. Назарова. За время своего существования Аниматрикс превратился из небольшого московского фестиваля в ежегодный международный конвент — одно из самых масштабных и ярких событий, собирающих более 3000 тысяч человек со всех регионов России и из-за рубежа. Аниматрикс отличается яркими шоу, красивыми номерами, шикарными дефиле и великолепными костюмами, так как к нему все готовятся долго и тщательно. А стрит-фэшн и джейрок-дефиле — это отдельная и самая впечатляющая часть конвента, отличающаяся феерий цвета и света.
В разгар весны проводится ставший традиционным Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже. Туда съезжаются косплееры со всех городов России. Программа фестиваля весьма разнообразна: здесь и само косплей-шоу, и фото-уголки, где каждый может сфотографироваться в образе любимого персонажа, и выступления музыкальных групп, и мастер-классы с участием звезд фэндомов, и тематические конференции, и показы аниме-фильмов, и многое другое.
Это первые и самые известные фестивали, проводящиеся на территории России. Однако и в других городах начали проводиться свои мероприятия: «Anyfest» и «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Аниме фестиваль» в Благовещенке, «Дай-фест» в Омске, «Отакун» в Рязани, «Феникс» в Казани, «Таносиба» в Челябинске, «Animate it» во Владивостоке, «ЧибиФест» в Екатеринбурге, Animau (Уфа), Танибата (Ростов-на-Дону), Animania (Нижний Новгород) и многие другие.
Фестивали — это не только яркие номера, сценки и костюмы, не только конкурсы на лучший косплей. Для представителей этой субкультуры такие мероприятия ещё и прекрасная возможность поделиться опытом, пообщаться, узнать что-то новое и интересное. И, конечно же, это яркие впечатления и эмоции.
Однако косплей уже вышел за рамки аниме-фестивалей. Сейчас косплей можно увидеть на всевозможных общественных мероприятиях, посвященным различным премьерам фильмов и видеоигр, на выступлениях музыкальных групп, на открытиях развлекательных парков и ночных клубов. В 1998 года, в районе Токио Акинабара (Akinabara) появилось первое косплей-кафе. В настоящее время там выросло много подобных заведений, ориентированных на фанатов аниме и косплея. Обслуживающий персонал в таких кафе облачен в костюмы героев аниме и популярных компьютерных игр.
Hetalia axis powers Lithuania and Poland
Школа бутафора
Коротко: косплей своими руками под руководством опытных бутафоровПодробнее:
«Школа бутафора» в Санкт-Петербурге проводит очные обучающие занятия для косплееров. На курсах и мастер-классах преподаватели покажут, как с помощью грима наложить правдоподобные шрамы и помогут сделать реалистичное сердце, челюсти или рога своими руками. А на индивидуальных уроках проконтролируют процесс создания полного костюма персонажа.
Если шить костюм самостоятельно нет времени или желания, в «Школе бутафора» можно арендовать или заказать готовый образ: например, здесь делали костюм Пугала из вселенной DC, маску Пеннивайза и бластер из «Пятого элемента».
Например:
Голова Пеннивайза — 10 000 Р
Муляж руки — 2000 Р
Силиконовое сердце с подсветкой — 1500 Р
Костюм
Девушка в образе Сакуры Харуно — одной из основных героинь манги «Наруто».
Главным атрибутом косплея является костюм, олицетворяющий образ персонажа. Как правило[источник не указан 183 дня], костюм изготавливается косплеером самостоятельно из подручных или специализированных для бутафории материалов, однако существуют и покупные костюмы. В зависимости от сложности костюма его изготовление требует наличия навыков шитья, работы с бумагой и картоном, окрашивания, работы с пластиком, оргстеклом, тканью, умения работать со слесарными и токарными инструментами и т. п. В последнее время всё шире в косплей входит работа с искусственной подсветкой и анимацией[источник не указан 183 дня] (пневматика, электропривод) элементов костюма.
Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло)[источник не указан 183 дня].
Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия[источник не указан 183 дня].
Косплей в России
На просторах Российской Федерации подобные мероприятия тоже проводятся, пускай и не так часто, как в Японии или США. Инициаторами косплея зачастую бывают сами фанаты, но несмотря на это масштабы фестивалей с каждым годом только увеличиваются.
Так, ежегодно в Санкт-Петербурге проходит косплей под названием Animatsuri. В его рамках проводят всевозможные конкурсы на лучший костюм, определяют, чей дефиле-персонаж наиболее точен. Также традиционным тут стал вечер караоке, способный поднять настроение после трудного дня.
Еще одним Всероссийским фестивалем косплея является Anima3x. Его проводят в Москве под куполом театра им. В. Назарова. С каждым годом количество гостей этого мероприятия стремительно растет. Это еще раз доказывает то, что в России данный жанр искусства приглянулся многим. Поэтому в ближайшем будущем косплей-фестивали пройдут еще не один раз.
Инопланетная краса
Одним из памятных событий в среде косплея за прошедший год стал фестиваль Cosplay Star, который в народе метко окрестили «просто бомба» из-за казуса с ложным сообщением о заминировании здания.
Но, несмотря на эту временную трудность, сам фестиваль оставил приятные впечатления и порадовал обилием нового косплея. Одним из таких образов стал костюм протосса Аларака от команды Feyische & Enishi, выигравший в номинации «Лучший косплей персонажа вселенной Blizzard». Это уже вторая их работа над этим косплеем, в борьбе за лидерство костюм Аларака был переделан с нуля!
Feyische и Enishi — большие поклонники игр Blizzard и создают немало эффектного косплея также и по другим играм компании. На «ИгроМире» ребят можно было встретить в костюмах волшебницы и некроманта из второй части Diablo. Особого упоминания заслуживает и новая их работа — косплей воздаятеля Мараада, прославленного дренея-паладина из вселенной World of Warcraft.
«Настоящих буйных мало…«
Несмотря на то, что поклонники аниме рассматривают Японию как страну чудес косплея и косплей-магазинов, эта не совсем верно. В то время как районы Токио Акихбара и Харадзюку славятся своими ежедневными косплеями и магазинами, в Соединенных Штатах принимают эту практику с большей готовностью. Фактически, Winge (2006) пишет: «В Японии косплееры не приветствуются в определенных областях за пределами конвенции, и некоторые конвенции требуют, чтобы косплееры не носили свою одежду вне конвенции. Тогда как здесь, в Соединенных Штатах, костюмы вполне приемлемы. Помню, несколько лет назад я видел, как пара клингонов зашла в «Бургер Кинг», и ресторан взорвался улыбками, охами и ахами».
Walmart. США
В Японии отаку страдают от негативных стереотипов. Культуре отаку в США помогает то, что в США есть давние традиции костюмов Ку-клукс-клана, сатанинского Хэллоуина, различных маскарадов, парадов содомитов; а также велика популярность Star Trek. Но, главное, это недостаток образования у среднестатистического американца и отупляющее влияние Голливуда.
К тому времени, когда начался японский косплей, американцы уже более 20 лет наряжались супергероями и героями «Звездного пути» (Bainbridge, 2013). До недавнего времени Япония не воспринимала праздник нечисти Хэллоуин, в то время как США в той или иной форме наслаждались им с момента основания страны.
Американские и японские косплееры различаются по нескольким направлениям. Например, американские косплееры выступают на сцене в рамках конкурсов косплея. Японские косплееры принимают фирменную позу или декламируют девиз персонажа. Американские косплееры носят свои костюмы вне рамок конвенций и ставят импровизированные сценки. Японские косплееры не приветствуются вне конвенций, потому что они рассматриваются как индивидуалисты в культуре, которая фокусируется на общественных ценностях (Caffrey, 2015).
Как и аниме, косплей возник в результате слияния американской и японской медиакультуры. Акцент на моде в сёдзё сочетается с американскими треками и костюмами супергероев. В то время как Нобуюки насаждал косплей в Японии, американцы включали мангу в свои научно-фантастические конференции с дебютом Карен Шнаубельт и ее друзей в 1979 году. Вскоре косплей стал частью фэндома аниме и манги и одним из основных продуктов на конвенциях по всему миру.
Ссылки
Bainbridge, J., & Norris, C. (2013). Posthuman Drag: Understanding Cosplay as Social Networking in a Material Culture. Intersections: Gender & Sexuality In Asia & The Pacific, (32), 6.
Caffrey, C. (2015). Cosplay. Salem Press Encyclopedia,
Kinsella, S. (1998) Japanese Subculture in the 1990s: Otaku and Amateur Manga Movement. The Journal of Japanaese Studies. Vol 24, 2. 289-316.
Manifold, Marjorie C. (2009) Fanart as craft and the creation of culture. International Journal of Education through Art Volume 5 Number 1 doi: 10.1386/eta.5.1.7/1
Rosenberg, R. & Letamendi, A. (n.d.) Expressions of Fandom: Findings from a Psychological Survey of Cosplay and Costume Wear. Intensities: The Journal of Cult Media.
Winge, T. (2006) Costuming the Imagination: Origins of Anime and Manga Cosplay. Mechademia 1, Emerging Worlds of Anime and Manga. Pp. 65-76.
Просмотры: 2 404
Вечеринка мечты
Скажите, многие ли из вас пробовали хотя бы недолго поиграть в Lineage II? Активных игроков у «линейки», по сравнению с современными онлайновыми играми, сейчас уже не слишком много, но в своё время она была в зените славы, и, если вам хоть немного близок жанр MMORPG, наверняка вы с этой игрой знакомы лично. Лично мне приятно видеть, что у Lineage II ещё есть активные поклонники, которые поддерживают её своим творчеством.
Анна Павленко этим летом специально для питерского «Старкона» сделала потрясающий косплей воительницы Phoenix Knight в пафосных доспехах Imperial Crusader, которые были заветной целью многих игроков. Кроме того, Анна собрала настоящую команду, с которой они воплотили в жизнь косплей группы из паладина, бд, ее, ср, сх и мародёра новой расы артеас. Кстати, Анна уже появлялась в этой же подборке — именно она исполнила роль Трисс на встрече Ложи чародеек.
Прическа
Как сделать косплей-прическу? Чаще всего используются не прически из живых волос, а парики. Их у продвинутого опытного косплеера с годами может быть накоплено очень много — каждый на отдельного персонажа, а то и не один. Существует несколько причин, почему опытные косплееры выбирают парики:
- Парик практичнее. Волоски на нем толще живых волос, они не выбиваются, у них насыщенный цвет, они блестят и выглядят более «мультяшно». Это хорошо, так как сделать аниме-косплей — значит превратиться в героя мультипликации.
- Натуральные волосы могут «выйти» из-под контроля. Парик не растреплет ветер, волосы на нем не пушатся и не слипаются от влажности.
- Не все прически можно сделать на живых волосах. К примеру, у многих персонажей неестественный цвет волос или длина, отличающаяся от длины волос косплеера. Иногда невозможно отрастить волосы именно той длины, что у персонажей, не всегда можно уложить натуральные волосы в сложную прическу. Некоторые парики продаются уже уложенными специально под персонажей.
- Забота о своих волосах. Если свои волосы стричь или красить под каждого персонажа, они быстро станут тонкими, ломкими и неживыми.
Как делаются костюмы?
Сегодня в сети можно найти немало видеороликов о том, как сделать ту или иную маску, сшить костюм или спаять световой меч. Косплееры, чаще всего, сами шьют для себя одежду. Иногда могут позволить себе обратиться в ателье, но большинство деталей все же дорабатывается вручную.
Увлеченные косплеем люди, коллекционируют свои костюмы, сдают их в аренду, реже продают на аукционах. Самые удачные варианты могут стоить больших денег.
В целом, косплей – занятие для трудолюбивых, терпеливых людей с хорошим воображением. Костюм для такого направления воспринимается ими, как качественный способ избежать рутины. Кто-то может сравнивать увлечение косплеем с увлечениями видеоиграми. Другие же считают, что это новый вид искусства.
Косплей и его философия
На первый взгляд, косплей тесно перекликается с известными всем ролевыми играми. Различие игровых стилей состоит в том, что ролевые игры предполагают воспроизведение действия по определенному сценарию, а косплей построен на воссоздании образа персонажа, его голоса и манер. В косплее главное – это личность героя. Все детали костюма должны быть максимально приближены к экранному или изобразительному облику кумира.
Психологическая подоплека данного направления заключена в возможности побыть кем-то другим. Не бояться показаться странным, даже немного пугающим. Хотя большинство косплеистов не считают себя фриками, или так называемыми «гиками». Они всерьез думают, что формируют новую культуру в своем жанре.
Косплей — это и возможность провести время с единомышленниками, и проявление своих актерских навыков, и способ привлечь к себе внимание. Вечеринки и тусовки – неотъемлемая часть косплея, поэтому такое течение привлекает к себе внимание молодежи. К тому же, косплей является веселым времяпровождением, основанным на доскональном изучении и воссоздании выбранного образа, его ценностей и манер
К тому же, косплей является веселым времяпровождением, основанным на доскональном изучении и воссоздании выбранного образа, его ценностей и манер.
Что такое косплей?
Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).
Быстрый рост количества участников, занимающихся косплеем в качестве хобби с 1990-х годов, сделал это явление важным аспектом популярной культуры в Японии и некоторых других частях Азии и в западном мире. Косплей-мероприятия — обычная черта фан-конвенций, также есть специальные конгрессы, местные и международные конкурсы, социальные сети, веб-сайты и другие формы СМИ, посвященные косплей-мероприятиям.
Косплей — это больше, чем просто надевание костюма. В конце концов, люди не считают костюмы на Хэллоуин частью культуры косплея. Мы можем определить косплей как искусство перформанса. Это больше, чем просто переодевание. В нем участвуют люди, берущие на себя физическую и умственную роль вымышленного персонажа (Bainbridge, 2013). Косплей олицетворяет поклонение фанатов персонажу. В исследовании косплееров более 70% опрошенных стали поклонниками определенного персонажа, потому что этот персонаж обладал чертами, которые хотели бы иметь его фанаты. Поклонники выразили желание «проникнуть в шкуру» персонажа. Многие из опрошенных фанатов (79%) заявили, что они научились рисовать, копируя коммерческие рисунки своих любимых персонажей (Rosenberg, nd; Manifold, 2009).
Мы называем людей, которые так одеваются, косплеерами. Акцент на игре слов в обоих ярлыках подчеркивает два момента: забава и перфоманс. Косплей предполагает 4 модели (Winge, 2006; Bainbridge, 2013):
- Нарратив — личность и история вымышленного персонажа.
- Одежда — дизайн одежды и снаряжение этого персонажа.
- Идентификация с героем (отыгрыш) — как можно точнее имитировать манеры, тембр голоса, пластику персонажа.
- Игра — характер и индивидуальность косплеера.
Косплееры идентифицируют себя с личностью и историей своих любимых персонажей, и это главный двигатель косплея (Розенберг, н. д.). Прикольно наряжаться кем-то другим! Это помогает самоутверждаться, если вы восхищаетесь этим персонажем, даже если это просто классный наряд, который вам нравится.
Говоря об нарядах, костюмы определяют культуру косплея и окружающее ее сообщество. Многие косплееры гордятся тем, что шьют костюмы сами. Сообщество косплея содержит форумы и веб-сайты, посвященные тому, чтобы помочь людям самостоятельно научиться шить одежду. В косплее важна точность. Конкурсы косплея оценивают заявки на основании подлинности костюма и того, насколько хорошо изображен персонаж. Здесь вступает в силу элемент «игры». Участники делятся на тех, кто одевается для развлечения, до тех, кто зациклен на персонаже и пытается воссоздать каждую деталь. Люди, ориентированные на детализацию, могут потратить тысячи долларов и провести бесконечные часы, создавая свои костюмы. Они часами отрабатывают позы и запоминают бесконечные диалоги, чтобы выигрывать соревнования с призами, которые редко стоят десятой части средств потраченных на костюмы. Однако фанаты делают это, потому, что это весело и заслуживает похвалы единомышленников.
Подлинность может быть труднодостижимой, что заметят и оценят соратники. Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло). Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия.
Многие персонажи имеют одежду, бросающую вызов физике. Особенно грудастые женские персонажи. Другие персонажи имеют телосложение или дизайн одежды, которые сложно воспроизвести, например, костюм Самус Аран. Это очень важный момент: косплей не ограничивается персонажами аниме и манги. Он включает в себя американских супергероев, персонажей «Звездных войн», персонажей «Звездного пути» и персонажей видеоигр. Как мы увидим, это восходит к истокам косплея.
Хочется отметить, что ярмарки эпохи Возрождения и реконструкции войны не считаются косплеем. Эти костюмированные события стремятся воссоздать историческую действительность.
Хэллоуин, или мирная оккупация токийского района Сибуя
В последние несколько лет мероприятия в стиле косплей, приуроченные к дню празднования Хэллоуина, приобретают всё большую популярность. 31 октября прошлого года во время праздника «Хэллоуин Найт» известный токийский перекрёсток Сибуя был буквально оккупирован переодетой в костюмы любимых персонажей молодёжью, о чём не преминули сообщить в новостях многие средства массовой информации. Косплей постепенно перестаёт быть культурой для избранных отаку, стремительными темпами трансформируясь в общедоступный вид досуга. Это подтолкнуло меня, заядлого косплеиста-ветерана, к переосмыслению японской культуры косплея.
31 октября 2014 года, в ночь на Хэллоуин, огромный токийский перекрёсток Сибуя заполонила переодетая в костюмы молодёжь. Безопасность мероприятия обеспечивали спецподразделения полиции, командированные Токийским полицейским управлением (фото JIJI Press)
С 2004 года я управляю крупнейшим в Японии Интернет-сайтом для общения косплеистов Cure. На момент его создания в 2001 году, в эпоху отсутствия привычных ныне социальных сетей, сайт получил развитие в качестве площадки, предоставляющей косплеистам возможность для выкладывания собственных фото в Интернет на всеобщее обозрение. В настоящее время сайт насчитывает 1,2 миллиона зарегистрированных пользователей, 90% которых – женщины.
Автор статьи в образе «высшего ниндзя» Асума Сарутоби из сериала «Наруто» (фото автора)
Моя собственная карьера косплеиста началась около 25 лет назад, во время продаж самиздатовских журналов аниме и манга. В то время самыми популярными персонажами считались Капитан Цубаса из одноимённой серии манга о футболе и воины Saint Seiya, и многие самиздатовские журналы предлагали читателям пародии на популярные комиксы. Чтобы повысить продажи своего журнала, мы переодевались в костюмы известных персонажей и общались с подходящими покупателями.
Одно из достоинств косплея – это возможность разделить свои ценности с единомышленниками. Облачаться в костюм одному неинтересно, да и на память ничего не останется. Когда ты не один, можно фотографировать друг друга, а это уже зарождение взаимоотношений, проявление взаимопомощи. Распространение социальных сетей позволило косплеистам общаться с себе подобными не только в мегаполисах, но и в регионах. Для фанатов из глубинки предварительное знакомство в соцсетях гарантирует весёлое времяпрепровождение даже при первой встрече со своими виртуальными столичными друзьями во время поездок в Токио на такие культовые мероприятия, как ярмарка комиксов «Комикет» (Комик Маркет).
Первый бум косплея в Японии пришелся на вторую половину 1980-х – первую половину 90-х годов, однако мировой триумф музыкального альбома «Neon Genesis Evangelion», выпущенного к оригинальному сериалу «Евангелион», привёл к стремительному увеличению фанатов косплея одноимённого сериала как в Японии, так и за её пределами. За «Евангелионом» последовал выпуск новых популярных манга по 3 основным тематикам – ниндзя, пираты и самураи, – «Наруто», «One Piece» («Большой куш»), «Блич» и пр. Это увеличило численность зарубежных поклонников японских аниме и манга и ещё больше подогрело интерес к такому явлению, как косплей.
Идя в ногу со временем, в 2012 году Cure открыл международную версию сайта WorldCosplay на 12 языках мира, включая русский и английский. Почти все 230 тысяч зарегистрированных пользователей – косплеисты, проживающие за пределами Японии.
Заключение
Интерес к аниме и к косплею переживает настоящий всплеск. Из этого можно сделать вывод, что культура косплея ещё не сформирована до конца, а, наоборот, стремительно развивается, все больше и больше расширяя свои рамки. Появляются новые виды косплея, совершенствуются уже существующие.
Более того, косплей теперь можно встретить и в обычной жизни. В Шанхае была замечена необычная косплейщица. Очень привлекательная девушка, одетая в исторический костюм, облюбовала место в шанхайском метро, где собирала милостыню. Она утверждала, что попала в наш век из глубокого прошлого, и её время отстает на 500 лет назад, а деньги ей нужны, чтобы вернуться назад. Девушка стала настоящей достопримечательностью города.
Аниме и косплей с каждым днем принимают в свои ряды новых поклонников. Причем, косплеем начинают заниматься не только школьники и студенты, но и люди более старшего возраста. Старшее поколение выбирает для себя героев не столько из аниме, сколько из исторических фильмов. Здесь на сцену выходят суровые самураи и мужественные рыцари. И не стоит путать исторический косплей с реконструкцией, так как художественное изображение, воплощенное в костюме и полное воссоздание исторических событий совсем не одно и тоже. Впрочем, реконструкция — это уже совсем другая история.