Интенция

Что такое интенция?

Пытаясь выяснить, что такое интенция, можно простым языком определить данное понятие как направленность мышления. У каждого человека есть своя направленность мышления на определенное действие или предмет. И эту направленность зачастую человек вырабатывает с детства, когда занимаются его воспитанием, формированием мировоззрения, даже объяснением того, что такое хорошо и плохо.

Здесь не имеет значения, реальным или надуманным является то, на что направлен человек. Синонимами интенции являются:

  1. Цель.
  2. Стремление.
  3. Замысел.
  4. Желание.
  5. Идея.
  6. Установка.
  7. План.
  8. Побуждение.
  9. Назначение.
  10. Смысл.
  11. Решение.

Определяющими словами являются установка или направленность. Иногда под интенцией понимается совершение действия под порывом своих духовных желаний, не анализируя, насколько это целесообразно.

  • В психологии под интенцией понимается стремление человека проигрывать напряженно критические ситуации, в которых он снова может пережить свой страх или невроз.
  • В неврологии под интенцией понимается направленность мышления на психическую активность, деятельность или объект, что помогает в достижении цели.
  • В философии под интенцией понимается смысловая направленность на духовное познание и восприятие. Это мировоззрение, направленность воли, души или цели.

Если говорить простым языком, интенция – это ориентирование человека на определенные действия, события, предметы и прочие явления. Почему мужчины разбрасывают носки, а женщины из-за этого переживают? Потому что каждый направлен на определенную деятельность: мужчина не придает никакого значения, где лежат его носки, пока они ему не понадобились; женщина заботится о том, чтобы все вещи лежали на своих местах, поэтому переживает, когда порядок нарушается.

Одним из примеров интенции можно привести различные взгляды на одно и то же явление. У каждого свое понимание справедливости. Для одного человека справедливо иметь красивое тело, в то время как другой человек считает это несправедливым. Но если спросить, что делает тот и другой человек для своей красоты, выяснится, что тот, кто красив, тратит много времени для собственного преображения, а тот, кто некрасив, ничего не делает ради своей красоты. Так, где здесь справедливость?

На самом деле справедливо все, что человек имеет в реальной жизни. Та справедливость, о которой люди думают, — лишь иллюзия. Зачастую люди судят о чем-то, не зная всех обстоятельств дела. К примеру, все люди будут жалеть женщину, которую избил мужчина. Но если бы они участвовали в той ситуации, когда это все произошло, то наверняка заметили бы, что женщина сама спровоцировала мужчину на ее избиение (либо она его оскорбляла, либо сама бросалась на него с кулаками, либо угрожала и т. д.).

Человек получает все по справедливости. И если кажется иначе, то вы просто не хотите замечать очевидных вещей. Всем людям хочется лежать на диване и при этом быть богатыми. Но как вы считаете, это справедливо? Почему вы осуждаете богатых людей, которые тратят по 16 часов в сутки? Вы тратите намного меньше времени и сил на зарабатывание денег. Все справедливо: кто больше и усерднее трудится, тот больше получает.

«У соседа всегда трава зеленее», поэтому вам всего лишь кажется, что люди легко достигают своих успехов. Справедливо все то, что вы имеете. Это стало результатом всех ваших решений, слов, действий. Все, что у вас есть, — справедливый результат всех ваших усилий. Не судите других, потому что вы не живете их жизнью, как и другие не могут судить о вас, потому что они не знают, сколько усилий вам пришлось приложить, чтобы справедливо иметь все то, что у вас есть.

Понимание, взгляды, выводы, поступки – это и многое другое базируется на том, на что направлено мышление человека. Вот почему так часто можно услышать совет: если хотите изменить жизнь, измените свое мышление (то есть измените направленность своего мышления на другой лад).

Коммуникативная интенция

Коммуникативной интенцией является намерение на исполнение беседы, когда происходит утверждение или слышится вопрос. Данный вид интенциональности выступает в роли регулятора разговора между собеседниками, отображая мысли и потребности.

Интенция всегда есть в сознании человека, но не всегда человек напрямую высказывает желаемое. Так, например, если человек просит открыть окно или просто говорит, что ему душно, то в первом случае можно наблюдать прямую просьбу, во втором же — прямой просьбы не было, но тот, кому фраза была сказана, поймет, о чем его просят.

Когда человек пытается передать свою мысль собеседнику, то инициатор беседы пытается оказать на собеседника воздействие. Чтобы это произошло, слушающий должен понять что от него хотят, а потом отреагировать. Говорящий должен учитывать интеллектуальное развитие собеседника и знание культуры, чтобы донести информацию. Если слушающий его не понял, тогда информацию следует поделить на несколько более простых для восприятия частей

Очень важно учитывать исходные данные того, с кем ведется диалог. А научиться более грамотно строить коммуникации научит курс Викиум «Эффективное общение

Онлайн-интенсив».

Эйдетические связи

Гуссерль считал, что сердце (мышление) является органом, отвечающим за познание

В период переживания сердце может направлять внимание сознания на объект, вызывающий тревогу. Таким способом включается интенциональность сознания

Э. Гуссерль отмечал, что только его направленность и фокусировка вызывают или находят этот объект в реальности (мир эйдосов). При этом создается эйдетическая связь, в результате которой в сознании образуется психологический феномен.

Он также совершил разделение между явлениями психического и физического уровня, так как не всегда феномену сознания соответствовал или находился необходимый объект в реальном мире. Например, молодые люди попали на рок-концерт.

Одни воспринимают такую музыку, другие – нет. То есть у кого-то возникла интенция сознания, которая настроила его на восприятие звуков, создав тем самым эйдетическую связь. Ответом на поиски сознания стал приход на концерт.

У остальных интенция не образовалась, так как сознание настроено на поиски другой музыки. Тем временем музыканты продолжают играть, создавая эйдос произведения из входящих в него звуков.

Как работает метод парадоксальной интенции

Пациент, ожидающий очередного подтверждения знакомой ему симптоматики получает инструкцию логотерапевта и пытается в течении, по крайней мере, нескольких минут возжелать – в случае фобии или же осуществить – в случае невроза навязчивых состояний то, что составляет суть его опасений. Парадоксальная интенция реализуется. Ситуация или действие, вызывающее у пациента опасение, перестают восприниматься как внешняя непрогнозируемая сила. «Познакомившись» со своим страхом и осознав, что именно страх симптома, а не сам симптом является главной причиной его зависимости, человек расстается с тревожным состоянием постоянного ожидания неизвестного и естественным образом нормализует свои состояния и реакции.

Пребывая в состоянии ноогенного невроза, человек беспрерывно пытается объяснить происходящее, отыскать скрытый в нем смысл

Использование способности человека к самоотстранению позволяет логотерапевту переключить внимание пациента с области эмоций на область смыслов

Метод оказывается чрезвычайно эффективен при неврозах, когда проявляются следующие характерные паттерны поведения или реагирования:

  1. Тревожащий или раздражающий человека симптом вызывает опасение, что в самый неподходящий момент он снова повторится. Острое ощущение беспокойства и тревоги, связанные с ожиданием вероятного повторения симптома со временем перерастает в фобию, которая становится спусковым крючком новых случаев повторения. Круг замыкается, и с каждым очередным подтверждением опасений человека фобия усиливается.
  2. Страдающий обсессивным неврозом полностью поглощен своими «обсессивными» состояниями – навязчивыми представлениями, но не загоняет их как можно глубже, а напротив, пытается противодействовать и подавить, что, опять-таки, способствует накапливанию нервного напряжения. Как и в первом случае, пациент пребывает в замкнутом круге из бесконечных тревог и навязчивых состояний на фоне утраты смысла жизни и отсутствия цели. Таких пациентов может преследовать панический страх выброситься из окна, страх утопления, страх убить кого-то из близких ножом, лежащим на столе, etc.
  3. Реакция сексуального невротика, преследующего цель продемонстрировать, в зависимости от пола, стойкость потенции или способность переживать оргазм. Они забывают о том, что эти реакции – не более чем вторичный продукт по отношению к более значимым ценностям человека. В итоге, чем ярче проявляется стремление проявить себя идеальным сексуальным партнером и получить удовольствие ради удовольствия, тем меньше шансов достичь этих целей.

На фоне фобии часто прогрессирует и страх перед самой фобией. Обстоятельные исследования страха фобий, проведенных Франклом позволили сделать вывод: есть три наиболее распространенные причины, в связи с которыми страдающие фобиями начинают их бояться: А. Опасение, что приступ тревоги приведет к смертельному исходу или обмороку («коллапсофобия» – термин, используемый в логотерапии). Б. Опасение того, что приступ тревоги окончится инфарктом («инфарктофобия). В. Опасение того, что приступ тревоги окончится инсультом мозга («инсультофобия).

Обсессивный невротик боится того, что его тревожные состояния станут причиной развития психоза («психотофобии»).

С целью снизить вероятность неблагоприятного развития ситуации неврастеники и обессивные невротики часто полностью замыкаются в себе, всячески прячутся от действительности, выходят из дома и встречаются с людьми только в случае крайней необходимости, или же, напротив, избегают закрытого пространства.

Таким образом, невроз, требующий вмешательства логотерапевта, может развиться, как вследствие провоцирующей внешней и внутренней ситуации, приводящих к первичному проявлению симптома, так и вследствие выполнения вторичного условия – закрепления страха ожидания. В обоих случаях основная задача терапии – разорвать порочный круг, чего и позволяет достичь метод парадоксальной интенции. Лишая пациента эмоциональной почвы для подкрепления его опасений, он дает ему возможность контролировать свой симптом волей и мыслью. Контроль над симптомом со стороны пациента означает прекращение его существования как симптома, проявляющего себя только при отсутствии такого контроля.

Подбирая предписание парадоксальной интенции, логотерапевт учитывает, что страдающий фобиями опасается чего-то, что может случится с ним, в то время как страдающий от обсессивно-компульсивных расстройств опасается и за то, что может совершить сам.

Текст и интенция

При написании книг или статей писатель опирается на общую концепцию, которую сам определил. Замысел произведения несет название «авторская интенция». Объединение речевого и авторского намерений выражает мировоззрение писателя. Для его обозначения применяются такие понятия, как картина и модель мира, концепт, точка зрения, образ автора, текстовая модальность и так далее. Например, образ писателя формируется из его мнения о неких областях жизни, образа повествователя и персонажей, а также из композиционной и языковой структуры текста. Отношение автора к предметам, его восприятие окружающих людей и событий образуют «модель мира», которая не содержит отражение объективных событий. Поэтому можно заключить, что взгляд писателя остается неизменным и рассматривает действия в произведении только с одной стороны. У читателя тоже формируется свой взгляд на творчество автора.

Интенционные процессы

Все люди мыслят по-разному. Один человек любит углубляться в суть проблемы, другой предпочитает рассматривать проблему в общем, не вдаваясь в детали. Какие же процессы проходят в мозге человека, когда он направляет свое мышление на какой-то объект или же цель.

  • Эмоциональность. Эмоции помогают человеку понять, нравится ему предмет или объект созерцания или размышления. Если нравится, значит, можно продолжать изучение или же общение. Если человеку что-то неприятно, он постарается как можно скорее избавиться от негативной мысли или приводящего в ужас объекта созерцания.
  • Мотивация. Интенция – это направленность мышления. Ее бы не существовало, если бы у человека не было мотивации. Желание что-то увидеть, куда-то сходить и что-то сделать является главным в здоровой жизнедеятельности человека.
  • Познание. Человек стремится к знаниям, и они помогают ему лучше познать этот мир и людей, живущих в нем. А также книги формируют мировоззрение и картину мира. Они помогают человеку приобрести пассивный опыт, без затраты каких-либо ресурсов, кроме временных.

Смысл речевых сообщений. Виды интенции

Выявлять цель высказывания адресата необходимо с учетом взаимоотношений собеседников. Существуют различные типологии иллокутивных целей. Например, профессор Е. А. Красина разработала следующие положения:

  1. Ассертивная цель выражается в побуждении «сказать, как обстоят дела». Наиболее часто употребляются утверждения «докладываю», «признаю» и другие.
  2. Комиссивная несет с собой задачу «обязать говорящего сделать нечто». В этом случае часто произносятся «обещаю», «гарантирую» и так далее.
  3. Директивная цель предполагает попытку «заставить кого-нибудь другого сделать нечто». К этому типу относятся высказывания «прошу», «рекомендую», «приказываю» и другие.
  4. Декларативная несет задачу «изменить мир». Часто употребляются утверждения признания, осуждения, прощения, называния.
  5. Экспрессивная цель стремится «выразить чувства или установки относительно положения дел». В этом случае используются глаголы «извините», «сожалею», «приветствую» и так далее.


Некоторые психологи и филологи различают два вида интенции. Первый олицетворяет собой направленность сознания человека на окружающую действительность с целью принять, познать, объяснить. Такой вид явления называется когнитивный. Коммуникативная интенция представляет собой направленность сознания на достижение задуманной цели, ради которой человек вступает в разговор или уходит от него.

Коммуникативная

Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?

  • Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
  • Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
  • Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.

Речевая

Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели. Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме. Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.

В религиозных традициях

В Авраамических религиях интенцией называют суть и основное содержание просьбы молящегося к высшим силам в тексте молитвы. Интенция здесь имеет некоторую зависимость от интересов главного участника обряда или каких-либо иных лиц.

Если говорить о интенции молитвы, прочитанной священником во время мессы, то это будет общая по содержанию и направленности, отражающей интересы, волю и чаяния всех людей, принимающих участие в обряде или заинтересованного в его проведении.

Данный термин особо широко распространен среди католиков. Существует даже высказывание, «в интенции папы римского», что означает совершать деяния в согласии с его святейшей волей и интересами святой матери церкви.

Интенция в иудаизме

В различных иудаистских религиозных традициях термин «интенция» практически не используется, но существует равнозначный его эквивалент – «кавана». Под каваной, если следовать букве Талмуда следует понимать особое средоточие сердца и души человека, когда все его естество вкладывается в какой-то предмет деятельности.

Без каваны, как многократно указывается раввинами, молитва есть лишь пустое и механическое проговаривание слов:«Молитва без каваны подобна бездыханному телу».

https://youtube.com/watch?v=SdV49_iwyiU

Интенция в исламском прочтении

В исламе, как и в иудаизме, отсутствует понятие «интенция». Тем не менее, как и там, у ислама есть свой аналог в виде термина «ният». Здесь, ният это особое намерение, целеполагание, и понимается как максимальное продуманное деяние или же осознанный отказ от него с ясной позицией о причине того или другого выбора, его смысла для субъекта деятельности.

Самое важная роль понятия, и того что оно означает, при рассмотрении уголовных дел в рамках законов шариата на судебных процессах.

Метод парадоксальной интенции

Метод Франкла — парадоксальная интенция (противоречивое намерение) — представляет собой осмысленное, намеренное стремление не бороться с ситуацией или событием, вызывающим страх, не противостоять ему, а наоборот — возжелать того, чего вы боитесь.

Например, у человека потеют ладони, как раз в том момент, когда с ним хотят поздороваться за руку — и он, конечно, боится этого.

Возникает замкнутый порочный круг — «боязнь страха», т.е боязнь обляпать потовыми выделениями руку другого человека, вызывает страх, что вспотеют ладони при рукопожатии.

Суть метода парадоксальной интенции заключается в том, чтобы не избегать ситуации рукопожатия, и не бороться со страхом, а наоборот, разрешить своим ладоням потеть еще больше.

Т.е. перед моментом рукопожатия сказать самому себе, например: «Раньше мои ладони выделяли 50 грамм пота, я сейчас пусть выделят литр».

После нескольких повторов — страх пропадет, порочный замкнутый круг разорвется, а значит больше не будут потеть ладони.

Практическое применение парадоксальной интенции

Если вы уловили суть метода парадоксальной интенции Виктора Франкла, то, если у вас есть какой-то страх или фобия, можете переходить к его практическому применению.

Для лучшего понимания, как на практике применять парадоксальную интенцию, приведем пару-тройку примеров:

Пример 1 — межличностные отношения мужчины и женщины — страх быть отвергнутой(тым), брошенной(ным):

Зачастую в близких отношениях мужчина или женщина (чаще женщина) испытывает подсознательный страх отвержения, поэтому старается угодить второй половинке, порой в ущерб себе.

Таких иррациональных страхов у нее может быть множество: страх плохо выглядеть в какой-то позе, не удовлетворить мужчину, боязнь что-то другое сделать не так, как ему угодно, и прочее, и прочее…

Т.е

основной страх — это потерять любовь, внимание, расположение к себе, признание себя значимой личностью с его стороны, и в конце — боязнь быть отвергнутой и брошенной

Но в реале, эти ее стремления как раз и приводят к обратному — ее не любят, не ценят и не уважают, а в оконцовке бросают, поменяв на другую. Получается, по типу — с чем боролась, на то и напоролась. (это бывает и у мужчин, но реже).

Используя парадоксальную интенцию, женщина может осознать свои внутренние страхи и разрешить себе делать наоборот, т.е., например, угождать не ему, а себе.

Зависать, конечно, на эгоизме не стоит — главное снять с себя страхи, а потом выстраивать конгруэнтные (соразмерные) отношения и жить в гармонии с собой и со второй половинкой.

Пример 2 — бессонница (страх опять не уснуть) При возникшей бессоннице появляется неосознанный страх опять не заснуть.

Этот страх автоматом рождает сильное стремление заснуть, что в свою очередь, наоборот, приводит снова к бессоннице — замкнутый круг.

Если у вас страх бессонницы, то, используя метод парадоксальной интенции, вам нужно дать себе разрешение как можно дольше бодрствовать, что и приведет к засыпанию.

Пример 3 — мужская психология и их подсознательные страхи: Страх основного инстинкта — не ударить в грязь лицом в постели (боязнь не удовлетворить ее), и тревожное ожидание сексуальной неудачи (в нужный момент — «не алё») — есть и другие тревоги ожидания.

После осознания у себя таких тревог, можно использовать метод парадоксальной интенции, также, как и в других примерах.

Т.е. дать себе разрешение стремиться к противоположному: в первом случае — не хочу удовлетворять ее, во втором — не хочу, чтоб встал.

Но опять же, т.к. это межличностные отношения (по типу, двое будут одно целое — уже не «Я», а «Мы»), то зависать на эгоизме нельзя. Избавившись от страхов, нужно совместно гармонизировать отношения — разумом, а не эмоциями.

Таким же образом, методом парадоксальной интенции, можно избавиться и от других страхов и фобий:

  • Страх успеха
  • Боязнь еды
  • Страх смерти
  • Страх тошноты и рвоты
  • Боязнь рожать
  • Страх сцены
  • Социофобии
  • Агорафобия
  • Боязнь, что не встанет (СТОСН)
  • Страх жить
  • Дентофобия
  • Панические страхи
  • И многие другие страхи и фобии

Другие эффективные методы терапии страхов, в том числе ОКР, ПА, ВСД, НЦД

  • Имплозивная психотерапия
  • Метод ДПДГ (десенсибилизация посредством движения глаз)
  • Телесная психотерапия
  • Гештальт психотерапия
  • Метод Хосе Сильва
  • Тест на страх
  • Тест на ВСД
  • Тест на ПА
  • Тест на тревожное расстройство онлайн
  • Тест на тревогу

Пройдите курс психотерапии страхов онлайн

Определение

Интенция – это широкое понятие, которое можно описать как направленность мышления. Способность к мыслительной деятельности зарождается у каждого человека в детстве. И именно в юном возрасте ребенок вырабатывает свой личный круг интересов и путь познания интересующих его областей. Под действием всевозможных внутренних и внешних факторов малыш формирует свою картину мира. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители учат ребенка этикету, грамотной речи и основам культурного поведения. Синтезируя эту информацию, человек создает базу, которой будет пользоваться всю жизнь. У всех людей такая основа разная. Вероятно, вы сталкивались с проблемой, что кто-то из ваших знакомых вас не понимает, хотя вам кажется, что объяснять еще доступней у вас просто не получится. Вам может показаться, что персона, находящаяся напротив вас, невообразимо глупа. Но это не так. Скорее всего, направленность мышления у вас и у этой личности сильно разнятся. Вы по-разному смотрите на мир и вкладываете разные значение в одно и то же определение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: