Индивидуализм

Факторы формирования

На индивидуальность человека, её формирование влияют разные факторы.

Наследственность

Определяет внешность и некоторые поведенческие черты, присущие только этому человеку.

Воспитание

Формирует поведенческие стереотипы, жизненные установки, мировоззрение, отношение к труду, окружающей среде, людям. Привносит в каждый из перечисленных аспектов свою изюминку, совокупность которых впоследствии становится тем, что называют индивидуальностью. Например, всех в детстве учат беречь природу. Однако кто-то дополняет данный стереотип тем, что ходит по вечерам на прогулку с мусорным пакетом и собирает фантики и бутылки с газонов, потому что в детстве он так делал с родителями. Это его индивидуальная особенность, сформированная семейным воспитанием.

Социализация

Определяет паттерны поведения и самооценку. Если, например, в школе человека постоянно принижали и не давали высказывать своё мнение, уровень индивидуализма будет низким.

Саморазвитие

Даже если наследственность, воспитание и социализация не сформировали в человеке индивидуальные черты и паттерны поведения, он всегда может развить их самостоятельно. Способов существует много.

Особенности психического развития

Тип нервной системы и акцентуации характера могут сформировать поведенческие паттерны, не совпадающие со стереотипами. Однако чаще всего они продиктованы различными личностными расстройствами. В пример можно привести всемирно известных людей, которые отличались яркой индивидуальностью, но в то же время имели тяжёлые психические заболевания: Исаак Ньютон (диагноз — приступообразная прогредиентная шизофрения), Винсент Ван Гог (много раз лечился в клиниках для душевнобольных), Эрнест Хемингуэй (имел склонность к суициду).

Кто такой индивидуалист

Поколение россиян старше 50 выросло на идеалах пионерской дружины, бесплатных субботников и общественных собраний. Личное мнение не приветствовалось, если оно отличалось от взглядов и вкусов большинства.

Фото: nicepng.com

Индивидуализм — это моральная позиция, политическая философия, идеология или социальное мировоззрение, которое выдвигает на первый план персональную ценность личности.

Качества психологии индивидуалиста:

  • добиваются целей;
  • реализуют желания;
  • независимы во мнениях;
  • уверены в себе;
  • собственные приоритеты ставят выше государственных;
  • оказывают противодействие внешнему давлению со стороны общественных институтов.

Индивидуализм противоположен коллективизму, диктатуре и социализму.

Основная предпосылка определяет приоритет отдельной человеческой особи. Ряд мировоззренческих школ, среди которых гуманизм, либерализм и анархические движения, рассматривают личность, как начало оценочной системы координат. Свободное самовыражение, согласно философии индивидуализма, является неотъемлемым правом человека.

Другим значением слова стало качество непохожести на остальных.

Термин употребляется применительно к представителям искусства и творческой богеме, стремящейся к экспериментам и новизне.

Индивидуализм в психологии

Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.

У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.

Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.

Важным для данного мировоззрения есть понятие «privacy», обычно переводимое как «личное пространство». Но так же, ощущение значимости ненарушения личностных границ объединяется с уважением к границам другого и признанием иной системы ценностей.

Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.

Индивидуализм как качество личности

Именно в таком ключе рассматривает это явление психология. Поэтому можно сказать, что индивидуализм — это стремление к независимости или к наименьшей зависимости от общества. Она в свою очередь может трактоваться как способность мыслить и действовать вне существующих шаблонов (традиций, обычаев, общественного мнения и так далее). Таким качеством обладали все великие ученые, деятели искусств и прочие люди с ярко выраженным творческим началом. Это свойство можно иначе назвать нонконформизмом.

В литературе по психологии этому термину нередко дается и другое определение, а именно: индивидуализм — это сосредоточение человека исключительно на поиске личных выгод. Такие люди не способны к проявлению взаимопомощи, сострадания и так далее. Это душевное качество по-другому можно обозначить словом «эгоизм».

Такая характеристика личности чаще всего вызывает резко негативное отношение, в то время как свободное критическое мышление, здоровое стремление действовать не по шаблону, находить новые пути — без сомнения, положительная характеристика человека.

Привитие подрастающему поколению таких качеств — одна из целей современного школьного обучения, прописанная в новом образовательном стандарте.

Что этот термин означает?

В «сухом» понимании индивидуализм – это некая форма мировоззрения, которая подчеркивает свободу индивида от общества и от системы, которая дает возможность вывести на первый план личные интересы, и заниматься осуществлением непосредственно своих, а не общественных желаний. Чтобы было понятней, что это собой представляет, рассмотрим основные признаки индивидуализма:

  • Главенство личностных целей и желаний. Как правило, таковые идут в разрез с общественными или групповыми. И человек-индивидуалист всегда отдаст предпочтение именно своим собственным потребностям.
  • Самостоятельность в действиях и поступках. Даже если человек является неотъемлемой частью коллектива (группа в университете, коллектив сотрудников и т.д.), он вполне может действовать самостоятельно, исходят из собственных убеждений, и при этом вероятность того, что его деятельность будет успешной, очень велика.

Индивидуализм и нормы морали

Проблему индивидуализма стоит рассматривать и в нравственном аспекте, остановимся подробнее на нормах морали.

По своей природе эти нормы, в том числе и в буржуазном обществе, есть нечто коллективное. Они призваны, как-то согласовывать различные устремления и всегда в той или иной мере исходят из интересов «других».

Однако сами по себе нормы морали «еще не могут быть достаточным руководством для поведения человека; в силу их абстрактной всеобщности они не предусматривают возможных исключений, связанных с особыми обстоятельствами.

Поэтому вопрос о применимости тех или иных норм моральных в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов».

А главнейший нравственный принцип капиталистического общества — индивидуализм. В результате возникает противоречие индивидуалистических ценностей (как ориентиров) и норм (как образцов) поведения личности.

По существу буржуазные нормы призваны количественно умерить проявления индивидуализма при безусловном культивировании его ценностей.

Если с учетом этого продолжить анализ отношения буржуазных средств массовой информации (и буржуазного общества в целом) к таким индивидуалистическим крайностям, как преступления, сексуальная распущенность, мещанский анархизм, то можно отметить следующее. В качестве проявлений индивидуализма они соответствуют интересу правящего класса.

Отсюда, фиксируя их как черты буржуазного образа жизни, капиталистическая пресса, радио, телевидение работают на цели буржуазии. «Переплавка» фактов преступлений и половой распущенности в развлекательную информацию и порнографию, как уже сказано, способствует отвлечению трудящихся от коренных социальных проблем, внедрению в общественное сознание ценностей индивидуализма.

Кроме того, она увеличивает тиражи прессы для управляемых, аудиторию радио- и телепрограмм и таким образом содействует росту прибылей владельцев средств массовой информации — представителей того же господствующего класса.

Поэтому так называемые популярные издания, радио- и телепередачи в подробностях смакуют преступления и насилие, широко прибегают к открытой или слегка завуалированной порнографии. Выходят даже специализированные порнографические журналы, наводняющие буржуазный читательский рынок.

Однако в качестве крайних проявлений индивидуализма преступления, разврат и мещанский анархизм противоречат не только интересам представителей господствующего класса как индивидов, но и буржуазным нормам поведения, общечеловеческим элементам в содержании буржуазного закона и морали.

Поэтому они официально осуждаются, как черты образа жизни и не поддерживаются открыто в капиталистических средствах массовой информации как образцы поведения. В частности, качественные буржуазные газеты, предназначенные для правящего класса, не увлекаются смакованием преступлений и фотографиями полуобнаженных красавиц, а в отдельных своих публикациях даже прямо осуждают насилие, мещанский анархизм, сексуальный аморализм.

Противоречие ценностей индивидуализма и норм как образцов социального поведения проявилось уже на ранней стадии развития буржуазной общественной формации. В современных условиях, когда с утверждением государственно-монополистического капитализма производство приобретает все более обобществленный характер, данное противоречие неизмеримо усилилось.

Роль личности в истории

Эти идеи со временем сформировались в учение, которое получило название методологического индивидуализма.

Его последователи считали, что роль различных человеческих сообществ в мировой истории сильно преувеличена.

Группы людей не стоит рассматривать, следуя тем же принципам, что используются при изучении отдельных личностей. В конечном счете, общество есть не что иное как совокупность людей. Поэтому, исследуя различные исторические события, нужно опираться не на психологию масс, а на сведения об отдельных характерах и судьбах. Изложение идеи индивидуализма такого вида в крайней форме его проявления может выглядеть следующим образом.

Все исторические события, такие как войны, революции, переселения народов — это идеи отдельных людей, которые затем были подхвачены массами.

Индивидуализм в психологии

Индивидуализм это форма мировоззрения, подчеркивающая главенствование личностных целей и интересов, самостоятельность поведения личности. Гарри Триандисом, социальным психологом, предложен термин – идиоцентрик. Он обозначает личностей ориентированных на самосовершенствование, с индивидуалистическим мировоззрением, первоочередно ставящих собственные убеждениях, в случае конфронтации стремящиеся изменить ситуацию, а не собственные убеждения. Индивидуалисты демонстрируют более эффективные результаты при самостоятельной работе, коллективные настроения актуализируются лишь в случае опасности.

У индивидуалистов групповые цели остаются на заднем плане. Хотя человек всегда является участником социальных, индивидуалист в высокой степени автономен и способен успешно самореализовываться, обращаясь к их ресурсам минимально.

Индивидуализм это в психологии представление о базово эгоистичной природе человека, том, что позволяет выстраивать с ним грамотные взаимоотношения, выстраивая коммуникацию соблюдением выгоды обеих сторон. Это база для утверждения гуманистических ценностей, права на самовыражение, духа состязательности и честной игры. Отсутствие жертвенности нивелирует понятие жертвы, а соперничество не воспринимается как предательство и нападение, если нет навязанной верности.

Важным для данного мировоззрения есть понятие «privacy», обычно переводимое как «личное пространство». Но так же, ощущение значимости ненарушения личностных границ объединяется с уважением к границам другого и признанием иной системы ценностей.

Построенные на индивидуализме взаимоотношения содержат меньше запретов и больше права на ошибки, с естественным ощущением личной ответственности за них. Ограничение свободы, для удерживания от потенциально опасности, не дает личности получить опыт необходимый для выживания. Эти примеры индивидуализма заметны в современном воспитании, с увеличением невмешательства старших в жизнь младшего поколения. Поощрение личной ответственности способствует более творческому подходу, инициативности, активности, когда власть традиций и давящих норм не становится преградой для самоактуализации и неординарности.

Индивид (и индивидуальность)

Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.

С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.

В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).

С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.

Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.

Кто такой индивид – понятие

У термина индивид латинское происхождение. Он произошел от слова individuum, что в переводе означает «неразделенный, неделимый». Оно означает единичного представителя человеческого рода.

Значению слова индивид всегда сопутствует конструкция «один из». То есть, это не просто отдельный человек, а конкретный представитель общества.

Проверьте себя. Индивид — это
носитель биологических качеств 73.91%

совокупность социальных качеств 20.16%

носитель активности 5.93%
Проголосовало: 253

Свойства и признаки индивида

Любой человек обладает определяющими признаками и свойствами, которые представляют из себя единство врожденного и приобретенного. Индивиды, прежде всего, рассматриваются с точки зрения их биологической составляющей:

  1. Стремление к продолжению рода.
  2. Половые и возрастные различия.
  3. Потребность в питании, сне, дыхании.
  4. Наличие наследственности.
  5. Присутствие рефлексов и инстинктов.
  6. Умение приспосабливаться к меняющимся факторам окружающей среды.
  7. Наличие психологических качеств и процессов (мышление, память, воображение, эмоциональная сфера).
  8. Строение рук усложненное, присутствует склонность к развитию мелкой моторики.
  9. Особое строение черепа и структура мозга.
  10. Способность к нахождению в стоячем положении и передвижению.
  11. Отсутствие ярко выраженного шерстяного покрова.
  12. Речевой аппарат развит.

Поведение индивида и его социальная активность обладают рядом свойств:

  1. Уровень активности, общительности, энергичности.
  2. Эмоциональная выразительность, проявление черт характера.
  3. Темп и динамичность индивидуального развития.
  4. Стабильность, постоянство поведения человека в различных жизненных ситуациях.
  5. Понимание своего поведения и его последствий.
  6. Целостность и устойчивость.
  7. Гибкость, умение меняться в соответствии с ситуацией и условиями окружающей среды.

Есть несколько характеристик индивида, которые выделяют человека среди других живых существ. К ним относятся:

  1. Способность к членораздельной, осмысленной речи.
  2. Умение совершать осознанную деятельность, преобразовывать уже имеющееся, улучшать самого себя.
  3. Возможность создавать орудия труда и активно использовать их в своей деятельности.
  4. Способность к творческой деятельности, созданию духовных и культурных ценностей.
  5. Умение примерять на себя чужую модель поведения.
  6. Отношение к миру с морально-нравственных позиций.

Основные положения индивидуализма

Концепция базируется на нескольких принципах, поддерживающих целостность взглядов и поведения приверженцев выбранной программы. Существует 3 постулата:

  1. Общество рассматривается не как целостная система, состоящая из взаимоотношений людей, а как совокупность индивидов. Причем каждый из них имеет собственную специфику темперамента, черты характера, индивидуальные потребности и намерения. Провозглашается у человека право на свое мнение по различным вопросам.
  2. Суть человека заключена в уникальных, ему данных изначально свойств, которыми он полноценно владеет и которые ни при каких условиях не могут быть изъяты у него.
  3. Разделяются законы, относящиеся к общественной жизни, и те правила, которыми руководствуется отдельно взятый индивидуум. Группа и ее участники не представляют собой единого организма.

К сожалению, индивидуалистические категории не лишены внутренних противоречий, из-за чего проявляется неустойчивость мировоззрения. Пропагандируются новые значимые аспекты человеческого существования. В человеке зарождаются отрицательные черты – эгоизм, цинизм, стремление к доминированию и достижению целей удобными средствами. Субъекту дают в широком смысле возможность быть свободным, а он отчуждается от самого коллектива.

Наряду с автономностью растет чувство утраты принадлежности к социуму. Последний фактор провоцирует ярых индивидуалистов вести себя довольно агрессивно и пытаться подчинить себе общество, получить с его помощью максимальные блага для себя. Такой индивидуализм считается бунтарским, и он противоположен мещанскому (обывательскому) типу

Если первый не расположен принимать во внимание или как-то сотрудничать с большинством, то другой способен заключить с коллективом обоюдовыгодный договор. Обе формы вполне могут проявить себя в различных исторических эпохах. Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне

Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу

Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне. Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу.

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Культурный аспект

Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.

Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал день весеннего равноденствия, или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Совместное противостояние силам природы

Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.

Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.

Свойства, характеризующие индивида

Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.

Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.

Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Идеалы и идолы

На протяжении истории человечества формировались различные ценности индивидуализма, которые прогрессировали и видоизменялись, однако дошли до наших дней. Можно сказать, что по сравнению с обществом 19 столетия, ныне данная система мировоззрения куда более распространена с социальной точки зрения – у людей больше свобод и прав

На основе чего наше общество стало таким, почему мы достигли этой точки развития? Для этого достаточно взглянуть в ретроспективу и обратить внимание на знаменитых предков. В античном мире индивидуалистом был мифический Ахилл из Илиады

Несмотря на то что воевал он за державу, он имел на все свое собственное суждение и действовал так, как считал нужным. В эпоху Средних веков индивидуалистов именовали бунтарями и считали главной опасностью общества – достаточно вспомнить Жанну Д’Арк. Начиная с эпохи Возрождения мы видим, что индивидуализм – это в основном литература. Даниэль Дефо, Джек Лондон, Достоевский, все поэты Серебряного века и многие другие. Главной ценностью в жизни вышеупомянутых персон была возможность самостоятельно принимать решения и делать свою жизнь отличной от других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: