Диагностика расстройств активности и внимания
Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.
СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:
- постоянная физическая активность;
- ребенок не учится на собственных ошибках;
- задержка или ускоренное развитие речи;
- проблемы со сном;
- проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
- приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
- гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).
Проблемы со сном
В школьном возрасте:
- сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
- затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
- излишняя разговорчивость и импульсивность.
Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми
Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы.
- Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Что такое импульсивность поведения
Импульсивность поведения, это внезапно возникающее не преодолимая тенденция действия по наитию, без предварительной логической обработки информации или ситуации, без учета последствий совершаемого. Импульсные действия, обычно, не продуманы, преждевременны, чрезмерно рискованны или неуместны в ситуации, что обычно приводит к негативным последствиям. Такие действия ставят под угрозу выполнение намеченных целей и достижение успехов. Когда действия или решения, принимаемые быстро имеют положительные результаты, их не следует рассматривать как признак импульсивного поведения. Обычно такие действия трактуют как индикатор смелости, быстроты принятия решений, креативности. Однако, такие моменты стоит дифференцировать от ситуаций в которых превалирует выбор каких-либо краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным. При наличии выбора в момент импульсивности краткосрочных выгод в ущерб долгосрочным, так же относится к симптоматике расстройства высшей нервной деятельности.
Проявления сопровождающие импульсивность
- Враждебность или агрессия к окружающим.
- Легко возникающая досада или раздражительность.
- Вспышки гнева.
- Крики, швыряние вещами.
- Импульсы причинять телесные повреждения, боль.
Импульсивное поведение может носить болезненную природу (то есть быть проявлением психического расстройства), в этом случае требуется помощь врача психиатра или врача-психотерапевта. Этим состояниям посвящена данная статья. Кроме того, импульсивное поведение может наблюдаться и у психически здоровых людей. Задача врача — правильно определить истинные причины импульсивного поведения и дифференцировать здоровых людей от людей с наличием расстройств.
Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:
Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.
Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.
Ближайшая окружающая среда
- Психическое расстройство отца или матери
- Родители-преступники
- Воспитание ребенка
На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.
Образцы взаимодействия родитель-ребенок
Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.
Сексуальное насилие
Более широкая среда
Школьное влияние
Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.
Более широкие социальные влияния
До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.
Симптомы Расстройства поведения у детей:
Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.
Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV
На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:
- Ребенок часто спорит со взрослыми
- Ребенок часто «выходит из себя»
- Ребенок часто переносит вину на другого человека
- Ребенок часто обижается
- Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
- Ребенок часто выявляет негодование или гнев
- Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
- Ребенок часто мстительный или злобный
Критерии расстройства поведения по DSM-IV
На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:
- Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
- Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
- Часто провоцирует драки и потасовки
- Проникал в чужие жилища или автомобили
- Применял в драках серьезное оружие
- Лжет и обманывает других
- Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
- Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
- Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
- Участвует в кражах с применением физической силы
- Убегал из дома с ночевкой дважды
- Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
- Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
- Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку
Сопутствующие признаки
Психиатрические симптомы:
— гиперактивность
Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.
— сниженное настроение
У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.
Неудачи в учебе
У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:
- деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
- дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
- как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.
Плохие межличностные отношения
Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.
Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.
Лечение Расстройства поведения у детей:
1. Направленное на ребенка
— Модификация поведения может быть очень эффективна для изменения одного или двух специфических видов антисоциального поведения, но обычно не распространяется на все поведение.
— Индивидуальные психотерапевтические сеансы
— Тренинг социальных навыков
— Тренинг навыков решения проблем
— Лечение медикаментами, специальная диета
2. Направленное на семью
— Семейная терапия
— Семейное консультирование и социальная работа
— Программы предупреждения
— Тренинг родителей по управлению (эффективность на высоком уровне)
Исход
У 40% детей с расстройствами поведения проблемы и нарушения взаимоотношений продолжаются и в дальнейшем. У 90% молодых совершеннолетних делинквентов в детстве было расстройство поведения.
Плохой исход прогнозируют, если:
— проблемы с поведением имели раннее начало
— проявляется большое количество симптомов
— поведение устойчиво дома, в школе и в других средах
— есть сопутствующая гиперактивность
— у мамы или папы есть психическое расстройство
— в семье есть преступники
— в семье наблюдается сильная враждебность и разлад, который сказывается на ребенке.
Последствия
Травля и издевательства не остаются без следа. У ребенка, который подвергался буллингу, могут возникнуть физические и психосоциальные проблемы как в детстве, так и уже во взрослой жизни.
К физическим и соматическим последствиям относится риск ожирения, головные боли, нарушение сна, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение, ночное недержание мочи и общее плохое самочувствие. Физические последствия, в свою очередь, могут провоцировать психологические проблемы, например, нарушения сна приводят к проблемам в эмоциональной регуляции, снижению внимания и памяти.
Типы и симптомы
Эмоциональная неустойчивость(нестабильность) подразделяется на два типа: импульсивный и пограничный. Для пограничного типа характерны следующие факторы: весьма развитое, местами даже бурное, воображение; излишняя впечатлительность; подвижность когнитивного восприятия; аффективная лабильность; неспособность адекватно относится к жизненным трудностям — любая преграда вставшая на пути, любая неудача и ошибка, воспринимаются мучительно и болезненно.
Такое состояние еще называют неустойчивой психопатией, и оно граничит с серьезным психическим отклонением — шизофренией. Психическая неустойчивость пограничного типа начинает зарождаться в период полового созревания. Именно в этом возрасте собственные желания берут верх над общепринятыми правилами и нормами поведения. Эмоциональная неустойчивость данного типа у подростков проявляется неусидчивостью, перепадами настроения, невнимательностью и фрустрацией.
Человек с эмоциональной неустойчивостью пограничного типа обычно не может нормально воспринимать все испытания, которые подбрасывает ему судьба. И совсем неудивительно, что такой характер приводит человека к алкоголизму, наркомании или преступлению. Иногда наблюдается развитие истерического или депрессивного состояния.
У людей с пограничным типом психической неустойчивости сильно развито чувство привязанности, поэтому самостоятельность у них практически отсутствует. Также им свойственно угрожать своим близким суицидом, вступать в частые конфликты, устраивать сцены ревности.
Для людей с эмоциональной неустойчивостью импульсивного типа характерна излишняя возбудимость. Многие раздражающие факторы оказывают на них сильное воздействие. Они твердо уверены в том, что весь мир на них ополчился, что злодейка-судьба подкидывает только одни испытания, а окружающие люди желают им только зла. Дети с данным типом психической неустойчивости обычно капризны, обидчивы, они склонны устраивать истерики, проявлять агрессию, как словесную, так и физическую.
В тех случаях, когда человеку с такими личностными качествами не удается стать лидером, он уходит в себя, замыкается, становится злым. Ему свойственно совершение демонстративных неадекватных поступков, приступы частого гнева.
Важно запомнить
- Буллинг – это систематическое целенаправленное агрессивное поведение одних людей по отношению к другим в неравных условиях, когда у того, кого травят, нет возможности себя защитить
- Он может быть словесным, физическим и социальным, также есть кибербуллинг – когда травля происходит преимущественно в интернете
- Причины – климат в школе, социально-психологические особенности обидчика, негласное поощрение агрессивного поведения, психологический климат в семье обидчика
- Впоследствии травля может привести к психологическим и соматическим осложнениям, среди которых повышенный риск суицида, депрессия, тревожные расстройства, нарушения сна, регулярные головные боли
- Чтобы остановить буллинг, в первую очередь нужно обратиться в школу, если она не помогает, обратиться за помощью в полицию
- Пострадавшим от буллинга показана психотерапия и по необходимости медикаментозное лечение.
Что такое Расстройство поведения у детей —
Расстройство поведения – синдром, который проявляется в устойчивой неспособности контролировать поведение, подстраивая его под принятые в данном обществе нормы и правила. В детской психиатрии эта проблема является самой распространенной, как можно судить по эпидемиологическим исследованиям.
Часто расстройство поведения у детей устойчиво, что негативно сказывается на окружающих людях. Считается, что данный синдром неизлечим. Он проявляется в поведенческих проблемах: открытом неповиновении родителям, учителям, воспитателям; агрессии и антисоциальном поведении. Не всякое непослушание можно приписывать расстройству поведения, это нормальные части развития ребенка, и по мере его взросления такое поведение угасает (при правильном воспитании). Диагноз ставят только, когда такое поведение одновременно устойчивое и чрезмерное.
Расстройство поведения может быть разным по тяжести, его рассматривают через так называемый размеренный подход. До сих пор точно не разрешен вопрос, является ли расстройство поведения психиатрической проблемой.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика
- Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
- Нейропсихологическое обследование.
- Консультация педиатра.
- Сбор информации
Диагностический опросник
- Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
- Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
- Структурированный опросник Коннерса.
диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка
Нарушение адаптации
Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев
на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности
Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия
Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.
Признаки импульсивности и гиперактивности
- Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
- Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
- Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
- Не может спокойно играть.
- Чрезмерно подвижен.
- Излишне болтлив.
- Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
- Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
- Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
- Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что
- Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.
- Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
- Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
- Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Влияние темперамента на жизнь человека
Каждый человек обладает собственной индивидуальностью. Дорога жизни у каждого складывается от пройденных жизненных обстоятельств, их восприятием и убеждениями человека. В любом случае, именно прожитые годы корректирует мировосприятие и формируют поведение человека с его характером.
Сангвиники становятся великолепными руководителями. Обладают хорошей расчетливостью и прекрасно знают, каким образом располагать к себе людей. Данному типу личности подойдет работа в сферах педагогики, журналистики, медицины и тому подобное… Эти личности избегают монотонности в работе, оттого сфера деятельности в должности архивариуса, реставратора, бухгалтера им вряд ли подойдет.
Холерики, в свою очередь, отличаются своими лидерскими качествами, что делает их хорошими и справедливыми начальниками. Данный тип людей быстро адаптируется под перемены и легко может сменить среду обитания. Для холериков свойственна рабочая сфера с пониженной энергозатратностью: дизайнеры, журналисты, политики, горняки, спикеры, телерепортер, ведущий на радио, артист, менеджер, предприниматель. Заставить данный тип личности работать монотонно с бумагами, практически, невозможно.
Флегматики, во время стрессовой ситуации, в любой сфере жизнедеятельности всегда могут превосходно с ней справиться и предпринять идеально верное действие. Флегматики имеют сильную сторону, связанную с точными науками. Флегматик может стать гениальным математиком, айтишником, астрономом, микробиологом, биофизиком, культурологом или ботаником.
Меланхолики являются хорошими тружениками, они могут справиться с любой поставленной жизненной задачей. Они очень успешны в сфере деятельности, которая требует внимания к деталям и наблюдательности. Меланхолики предпочитают работать уединенно от других людей. Меланхолик может быть прекрасным кинокритиком, писателем, радиомехаником, модельером, токарем, агрономом, слесарем, ветеринаром. Их работа не должна содержать стресс, так как нервная система у них очень шаткая, профессия такая, как врач, спасательная служба, военный будет невыносимой.
Патогенез (что происходит?) во время Расстройства поведения у детей:
Присущие ребенку механизмы
1. Конституциональные характеристики
В числе предполагаемых – дисбаланс нейротрансмитеров, избыток гормонов (особенно тестостерона) и метаболические изменения, такие как низкий холестерин. Сюда входит невозможность успокоиться после фрустрации – аномальная форма возбуждения. У некоторых детей с расстройством поведения более низкая частота сердечных сокращений и сниженный уровень возбуждения в целом.
Всё же младенцев, темперамент которых классифицирован как «трудный», впоследствии чаще направляют к врачу из-за проблем, связанных с агрессией. У детей с расстройствами неврологического развития, такими как церебральный паралич и эпилепсия, чаще бывают проблемы, связанные с неповиновением и раздражительностью, но риску тяжелого антисоциального поведения они подвержены не больше, чем другие дети.
2. Психологические процессы
Агрессивные дети в частых ситуациях принимают нейтральные слова и действия окружающих за враждебные. Они соответствующего реагируют, из-за чего ребенка в компаниях всё больше сторонятся. Это влечет за собой лишь усугубление негативного восприятия действий окружающих. Социальные навыки находятся на крайне низком уровне. До сих пор мало изучены эмоциональные процессы у детей с расстройством поведения. Но известно, что у них часто низкая самооценка, потому такие дети зачастую печальны.
Избавиться от импульсивности
Выбор и сочетание методик лечения импульсивного поведения определяются врачом-психиатром индивидуально, в зависимости от истинных причин формирования этого синдрома, а так же индивидуальных критериев развития нервной системы.
Для этого проводится полноценная диагностика высшей нервной системы.
Несмотря на высокую распространенность среди населения и получения достаточно хороших результатов проводимого лечения, расстройства импульсивного контроля поведения относительно мало исследованы.
Однако установлено, что чаще всего применение антидепрессантов (в отличие от нейролептиков и нормотимиков) при лечении психических расстройств, в которые включается этот синдром, приводит к положительным результатам.
Это связано с низким уровнем серотонина, метаболита 5-гидроксииндол уксусной кислоты в спинномозговой жидкости и с заниженным серотонинергическим ответом на серотонинергической стимул (metachlorophenylpiperazine) в префронтальной коре.
Одна из сегодняшних наиболее достоверных гипотез, это снижение функции серотонина в префронтальной коре может породить расторможенность и способствовать развитию расстройства импульсивного контроля поведения.
Однако в других случаях имели большую эффективность и другие препараты, и некоторые виды психотерапевтической помощи.
Поэтому, очень важно учитывать все составляющие в каждом конкретном случае и подходить к подбору препаратов индивидуально, на основании тщательнейшего анализа диагностических данных
Психотерапевтическое лечение импульсивного поведения
Все методы психотерапии используются для помощи пациентам с импульсивным поведением.
Наиболее распространенным видом психотерапии является когнитивно–бихевиоральная психотерапия в индивидуальном режиме.
Однако, психотерапия, в качестве монотерапии, не сможет помочь человеку. Для качественной помощи потребуется применение специальной нейрометаболической терапии которая разработана специалистами клиники. Сочетание витаминов, аминокислот и корректоров поведени, подобранные в индивидуальном порядке, могут эффективно помочь даже в сложных ситуациях.
ЧТО ТАКОЕ ДЦП?
ДЦП (детский церебральный паралич) – это целый комплекс различных нарушений нервной и мышечной систем, возникающих у детей. Простыми словами, — это совокупное название нарушений, затрагивающих разные отделы головного мозга пациента.На сегодня проблема детей-инвалидов в Украине приобретает особое значение в связи с их постоянным ростом в структуре детского населения. Общая численность детей-инвалидов ежегодно увеличивается на 0,5%. При этом, детский церебральный паралич является одной из наиболее частых причин детской инвалидности и примерно у 30-50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллектуальных способностей.
Когда обращаться к врачу.
Даже если у вас нет диагноза нарушенного психического состояния, вам следует заняться проблемой частого импульсивного поведения.
Импульсивное поведение может привести к другому несоответствующему поведению с потенциально серьезными последствиями, например, к:
- самоубийству у людей с пограничным расстройством личности;
- злоупотреблению наркотиками у тех, кто употребляет несколько наркотиков;
- маниакальным эпизодам;
- депрессивным эпизодам.
Другое исследование показывает связь между импульсивностью и агрессивным поведением.
Если вы или ваш ребенок часто ведете себя импульсивно, обратитесь к врачу. Вы можете начать с терапевта или педиатра. При необходимости они могут направить вас к специалисту по психическому здоровью.
Взаимодействие поведения личности и специфики ситуации
Дискредитировав предпосылки теории черт характера, представители ситуационизма ставили в своих наблюдениях акцент на взаимосвязи среды, в которой осуществляется поведение, и самой реакции человека. Поэтому произошел сдвиг научного интереса в сторону изучения разных социальных ситуаций и соответствующей реакции индивида в конкретных обстоятельствах.
Итоги наблюдений взаимосвязи поведения личности и специфики ситуации не привели к каким-то единым заключениям. Но вывести некую закономерность об условиях, когда более важным критерием будет считаться ситуация, а когда черты характера, все же удалось.
Ситуации будут играть более важную роль, чем внутренние качества человека, когда:
- контекст ситуации является новым, формальным или публичным;
- инструкции поведения указаны детально и максимально прописаны;
- ситуация более важна, чем характер, когда выбора как такого нет, или он очень небольшой;
- короткая продолжительность ситуации.
Более важными будут является черты характера индивидуума, нежели специфика ситуации, если:
- контекст ситуации знакомый, неформальный или приватный;
- отсутствует инструкция поведения или оно слабо регламентирована;
- значительный выбор возможностей;
- ситуация более продолжительна;
- во время анкетирования респондента ожидается развернутый или творческий ответ.
Хотя открытия в социальной психологии и бихевиоризме во многом способствовали изменению научной парадигмы о механизме поведения человеческой природы, доказать какой-либо единственный алгоритм поведения пока не удалось.