Полчаса спорта каждый день
Понимание, что зарядка полезна, не помогает встать с кровати на полчаса раньше. Хорошая новость: время суток и вид тренировок вы можете выбрать сами.
- Силовые тренировки. Найдите комплексы упражнений в ютьюбе — повторять за ведущим гораздо проще, чем придумывать необычные виды приседаний самому.
- Метод Табата. Если качать пресс под монотонный счёт кажется неинтересным, то попробуйте метод Табата. Это высокоинтенсивные тренировки, в которых 20 секунд упражнений чередуются с 10 секундами отдыха. Короткие интервалы и энергичная музыка не дадут заскучать.
- Стретчинг. Растяжка — отличная замена силовой нагрузке: она развивает суставы и делает тело более подвижным.
- Йога. Собака мордой вниз и поза воина никого не удивят. Зато мало кто знает о методе Animal Flow. В нём совмещаются элементы йоги и гимнастики: вы выполняете динамичные упражнения, имитирующие поведение животных в дикой природе.
Питаться умеренно
Базовые принципы питания — закупать продуктов ровно столько, сколько нужно на неделю. Включать в рацион цельнозерновые каши — овсянку, гречку, коричневый рис, семена — кунжут, чиа, орехи, отруби, рыбу, фрукты и овощи.
Покупаю перекусы — батончики из сухофруктов без добавления сахара и большое количество фруктов и овощей. Перекусы снижают вероятность того, что на обед и ужин вы съедите больше, чем требуется организму.
Закупите сразу 7-10 батончиков на неделю, чтобы они были под рукой
Читайте этикетки продуктов — подробно об этом рассказывает кандидат биологических наук
К составу котлет из полбы нет никаких вопросов
Я начинаю свой день с уникальной водоросли, суперфуда — спирулины. Это источник антиоксиданта фикоцианина — натурального белка, который обладает противовоспалительными, противоопухолевыми свойствами и укрепляет иммунитет.
Так выглядит упаковка и утренний напиток со спирулиной
Спирулина полезна веганам и вегетарианцам — в ней 65% растительного белка. Кстати, водоросль снижает аппетит.
Спирулина бывает в виде порошка и в таблетках
Как человек, который постоянно недоволен весом, советую книгу клинического психолога Юлии Лапиной «Тело, еда, секс и тревога».
Пункт «питаться умеренно» объемный. Я выписала неожиданные пункты, о которых раньше не задумывалась
Что помогло мне?
Купить
продукты питания на неделю — все строго по списку: у меня это крупы, натуральные йогурты, фрукты, овощи, семена, рыбу, чаще всего, ем в кафе
перекусы дают прилив энергии в перерывах между основными приемами пищи
приложение по подсчету БЖУ: одно из популярных — FatSecret. Подносишь штрих-код продукта и получаешь информацию о пищевой ценности
Делать ежедневно
пробовать суперфуды: к примеру, спирулина и другие водоросли благотворно влияют на уровень сахара в крови, снижают риск ожирения
читать этикетки: в супермаркетах появляются отделы со «здоровой едой», но не все из них действительно полезны
Обращайте внимание на:
дату производства, срок годности и условия хранения
энергетическую ценность на 100 грамм
состав: «нет» продуктам с добавлением сахара, фруктозы, консервантов, трансжиров, а также с длинным сложным составом
пробовать новые заправки к салатам: в блендере — базилик + чеснок + лимонный сок + оливковое масло; греческий йогурт + мед; оливковое масло + сок лимона
нет времени готовить — заказывайте еду с помощью специальных сервисов
Делать ежемесячно
не готовить одни и те же блюда по одним и тем же рецептам. Следите за разнообразием рациона — организм должен получать все макро- и микроэлементы.
практиковать периодическое голодание, проконсультировавшись с врачом (не всем оно подходит).
Мне нравятся две схемы:
16/8: поужинав в 19.00, завтракаете в 11.00 следующего дня
5/2: два дня в неделю сокращаете калории до 500-600
A) личность;
B) мотивация;
C) задатки;
D) темперамент;
E) характер.
43. Другой человек рассматривается как равноправный партнёр в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:
A) демократическом;
B) авторитарном;
C) либеральном;
D) попустительском;
E) синтетическом.
16 стр., 7641 слов
Психология общения. Три стороны общения
… Заключение. Список использованной литературы. 1.1.Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. 1.Коммуникацией называется обмен информацией между людьми, в котором участвуют интеллектуальные, эмоциональные и … этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания. Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного влияния …
44. Психологические функции, направленные на общение индивида с другими индивидами, называется:
Как заниматься?
Рассмотрим, что могут сделать родители, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни
Очень важно начать делать это в дошкольном возрасте, поскольку проведенные исследования доказали: малыши, с которыми занимаются закаливанием, гимнастикой, много гуляют, растут более крепкими и реже болеют. Поэтому к поступлению в первый класс у ребенка уже должен быть хороший иммунитет и устойчивость к простудным заболеваниям
В противном случае ему придется оставаться на больничном, пропускать, а потом – нагонять, что станет дополнительной нагрузкой и стрессом.
Необходимо передать малышу определенные теоретические знания и практические навыки вовремя. Какие же формы работы могут выбрать для себя родители?
Посещение с малышом спортивных соревнований и участие в них.
Активные прогулки на свежем воздухе.
Тематические прогулки в парке. Можно не просто гулять, а знакомить ребенка с окружающим миром, рассказывать о погоде, растениях и животных.
Использование проблемных ситуаций
Чтобы малыш навсегда запомнил важность того или иного компонента ЗОЖ, нужно, чтобы он сам до него дошел. Родители могут сыграть с ним увлекательную игру, например, «Почему у куклы Маши заболели зубы»
Сначала задается игровая ситуация – у куклы болят зубы, ребенку необходимо выяснить, почему это произошло. Задавая вопросы, он узнает, что Маша не чистит зубы дважды в день. Таким образом будет сделано маленькое открытие, малыш убедится в важности обязательной гигиенической процедуры. После этого нужно закрепить знания, посмотрев видеофильм о том, как правильно пользоваться щеткой.
Родители могут использовать карточки, развесив их по всей квартире, чтобы у ребенка всегда перед глазами были важнейшие правила ЗОЖ, проиллюстрированные его любимыми сказочными или мультипликационными персонажами.
Запреты
Каждый взрослый понимает, что очень важно правильно питаться, выполнять ежедневно физические упражнения, закаливать свой организм. Но для детей вся эта информация является новой, поэтому нужно все детально им объяснить
При этом важно избегать таких ошибок:
Нудные беседы-лекции, например, зачем нам нужно каждый день чистить зубы. В лучшем случае вежливый ребенок все внимательно послушает, но в силу возраста мало что осознает, в худшем – будет откровенно зевать. О значимости любого компонента ЗОЖ лучше всего рассказать в форме игры, создать конкретную ситуацию, которая поможет малышу все понять на доступном для него уровне.
Отсутствие собственного примера. Редкий ребенок будет стараться умываться ежедневно, если его родители этого не делают.
Негатив. Если малыш что-то сделал неправильно, нельзя кричать на него, нервничать, даже если поступил он так назло. Нужно объяснить ребенку его ошибки, поговорить, поинтересоваться о причинах, побудивших нарушить режим дня, внимательно выслушать
Только так можно найти конструктивный выход из положения.
Невнимание. Не стоит надеяться на то, что воспитатели, а потом – учителя, научат кроху всему необходимому
Самым лучшим учителем являются именно любящие родители, которым хочется привить своему ребенку все важнейшие навыки и умения.
Только с учетом этих запретов можно вырастить здорового и гармонично развивающегося ребенка, готового к школе и дальнейшей взрослой жизни.
Родителям дошкольников необходимо уделять должное внимание формированию и закреплению у ребенка привычек ЗОЖ, только в этом случае дети смогут нормально учиться в школе, сохранят свое здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы. Ребятам, которым соответствующие навыки не привили с детства, в дальнейшем будет очень сложно перестроиться
Методы прививания компонентов ЗОЖ
Легко говорить о том, что ребенок должен делать, а что нет. А как на практике привить ребенку навыки ЗОЖ? Как действовать? Существует несколько эффективных способов.
Личный пример. Самый эффективный и действенный способ. Если родители или другие члены семьи соблюдают ЗОЖ, то ребенку легче понять, для чего это нужно. Малыш просто повторяет за взрослыми, и формирование здорового образа жизни у детей проходит значительно легче. В детских образовательных учреждениях действует коллективный пример. Дети смотрят друг на друга и обучаются необходимым навыкам.
Поощрение. Этот метод заключается в вознаграждении ребенка за соблюдение компонентов ЗОЖ. Например, если малыш соблюдал режим дня в течение недели, то в выходные его можно сводить в какое-нибудь интересное место (право выбора можно предоставить ребенку)
Здесь важно соблюдать меру. Вознаграждение должно соответствовать тому, за что его дают.
Разъяснение
Этот метод хорошо работает для детей постарше, например, для младших школьников. Разъяснение должно быть доступно пониманию ребенка. Нельзя использовать сложные термины и длинные причинно-следственные связи. Нужно простым языком объяснить, что такое ЗОЖ и для чего это нужно.
Отрицательный пример. Это полная противоположность личному примеру. Например, ребенку можно наглядно объяснить, к чему приводят вредные привычки (для отрицательного примера можно взять пьющего родственника или соседа).
Наказание. Это сомнительный способ прививать навыки ЗОЖ ребенку, но тем не менее этот метод иногда встречается в литературе. Заключается он в следующем: за невыполнение правил здорового образа жизни следует наказание. Например, за несоблюдение личной гигиены на один день запрещается смотреть телевизор. Правила наказания: своевременность, неотвратимость, соразмерность. То есть, если ребенок не помыл руки неделю назад, его нельзя наказывать за это сегодня. Нужно очень аккуратно относиться к этому методу формирования навыков ЗОЖ, так как можно получить обратный эффект.
Теги
формирования личности формирования личности своей личности.Структура личности формируется Личность общето личность эторазвития личности Развитие личности развития личности формирование личности уровня развития своейего развитие ифакторы развития личности Развитие личностиФакторы развития личностиНаправление развития Физическое развитие Социальное развитие силы развития личности Развитие личностиФакторы формирования личностипроисходит формирование основныхна формирование личностина формирование личностипроцессе формирования личности.на формирование личностипроцессу формирования такогоявляется формирование человека Факторы формированияприродные факторы какОсновные факторы развития
организмаэтапыпонятиямивопросподходсчитать
B) Высокая чувствительность, сердечность, мнительность, замкнутость, тонкая восприимчивость.
C) В меру общителен, высокая работоспособность, способность к большому напряжению в работе.
D) Ровен в отношениях, не обидчив, настойчив, инертность, медлительность, в меру общителен,
E) Высокая активность, решительность, цикличность в работе/настроении, инициативность, вспыльчивость.
5. Непродуктивная условная деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, это:
A) Общение
B) Игра
C) Поведение
D) Учение
E) Труд
6. Преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира:
A) Наблюдение.
B) Сензитивность.
C) Внимание. D) Реакция
D) Реакция.
E) Ощущение.
7. Свойства характера определяют следующие показатели личности:
A) Уровень возбуждения
Внимание к физической подготовке
Для того чтобы научить малыша физической активности, следует проводить с ним зарядку вместе, ребенок будет в восторге от того, что мама или папа двигаются под музыку вместе с ним, поэтому капризничать не будет, а постарается выполнить упражнения как можно лучше. Занимаясь у открытого окна, можно убить одним выстрелом двух зайцев – ребенок одновременно будет и закаляться.
В утреннюю гимнастику лучше всего включить простые упражнения для всех групп мышц: прыжки, бег на месте, подъемы рук и ног, приседания
Если у малыша наблюдается нарушение осанки, следует уделить внимание ее своевременной корректировке. Кроме того, для дошкольного возраста будут полезны и такие комплексы упражнений, которые следует вписать в режим дня:
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой, направленная на развитие дыхательного аппарата.
- Пальчиковая гимнастика поможет улучшить мелкую моторику ребенка.
- Полезен будет и самомассаж кистей и пальцев, выполняемый при помощи граненого карандаша или ореха. Необходимо показать малышу, как делается маччаж, а далее – предложить попробовать.
- В зимнее время нужно всей семьей отправиться на прогулку на лыжах, покататься на санках, ватрушках. Если ребенку уже исполнилось 5 лет, можно научить его кататься на коньках.
- Укрепить иммунитет поможет посещение бассейна, кроме того, плавание улучшает осанку, развивает мышцы спины, создает мышечный корсет.
Если ребенку интересно, можно записать его на танцы или в спортивную секцию, главное, чтобы малыш сам изъявил желание посещать такие занятия, а не безропотно выполнял волю родителей, тогда результат будет положительным.
Сколько времени формируется привычка?
Взрослым людям требуется больше времени на освоение новых навыков и приобретения привычек, чем детям. Связано
это с большим багажом уже сложившихся стереотипов поведения, и любой выход за
границы «зоны комфорта» дается нелегко.
Если привычка требует напряжения и создает дискомфорт, (посещение спортзала, ранний подъем, отказ от любимой вредной пищи и т.д.) невозможно абсолютно точно сказать, сколько времени понадобиться для того, чтобы выполнять действие автоматически. Определить, сколько времени нужно будет, можно только зная все факторы, сопровождающие привычку (общая длительность, количество триггеров, сколько дней в неделю навык повторяется и прочее).
Что такое привычка?
В определении понятия основной набор характеристик: способ поведения или действие; потребность; определенные условия.
Есть привычки, которые прорастают в наши модели поведения из бессознательного. Это привычка грызть ногти или привычка накручивать волосы на палец.
А есть привычки, которые вольно или невольно мы формируем сознательно. Например, привычка курить. Согласитесь, мы сознательно подносим ко рту сигарету, когда пробуем курить впервые. И совершаем осознанный выбор повторить этот опыт, даже если в самом начале курение не приносит никакого удовольствия.
Мы сознательно взращиваем эту привычку, потому что в нашем понимании курение ассоциируется со взрослостью или принадлежностью к той или иной группе, где курение – норма поведения.
Точно так же происходит и с алкоголем. Мало кому при первой дегустации нравится его вкус, чаще всего, приобщение к алкоголю – средство соответствовать.
В формировании привычки есть три взаимосвязанных составляющих:
- во-первых, некоторое убеждение (информационная программа) — для осознанного действия и подсознательное желание — для неосознанного;
- во-вторых, внутренняя потребность;
- в-третьих, действие, доведенное до автоматизма через многократное повторение.
Когда эти составляющие взаимодействуют на протяжении долгого времени, на уровне подсознания развивается сначала привычка, а затем зависимость.
Главная ошибка тех, кто со временем попадает в собственный капкан под названием «вредная привычка» — неумение видеть долгосрочную перспективу, либо сознательный самообман: «со мной так не случиться».
Любая привычка – производная образа жизни. И если неосознанные привычки мы не контролируем, то сознательные – результат нашего выбора. Рассмотрим, как формируются такие привычки.
В основе нашего выбора всегда лежит взаимодействие двух систем мозга.
За стабильность, анализ и контроль отвечает префронтальная система. А за творческий подход, креативность отвечает дофаминовая система.
Перекос в сторону префронтальной системы ведет к формализму и строгому порядку. Перекос в сторону дофаминовой системы ведет к непредсказуемости, неконтролируемому поиску удовольствий, творческому беспорядку и хаосу.
Когда мы балуем себя, жалеем, тонем в собственных слабостях, верх над ситуацией берет дофаминовая система. Когда мы умеем управлять ситуацией, противостоять собственной лени и безволию, укрепляется власть префронтальной системы мозга. Обе эти системы, выполняя разные функции, не могут обходиться друг без друга.
Хорошая новость состоит в том, что мы сознательно можем работать с этими системами и анализировать свой выбор с точки зрения неизбежных долгосрочных перспектив (последствий). А плохая новость состоит в том, что мы предпочитаем жить бесконтрольно, идти на поводу собственных слабостей.
Но выбор совершаем мы, а не та или иная структура мозга!
И на основе нашего выбора, совершаемого регулярно, создается определенный воспроизводимый алгоритм (программа), в итоге формируются привычки и зависимости. Но можно ли на практике, переписать программу, которая больше не устраивает?
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Подходим к ЗОЖ-системе в 6 шагов: 1. Спать по 7-8 часов
Каждый день я борюсь с желанием посидеть подольше над статьей или с книгой. А ведь еще новые выпуски «ВДудь» и сериалы, встречи с друзьями, которые работают в офисе с 11 до 20.
Мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в полной темноте и нужен организму для здорового функционирования. При избыточной освещенности — включенные гаджеты, свет на улице — концентрация гормона падает.
Отсутствие глубокого сна — вторая проблема недосыпа. По данным исследований, хронический недосып может привести к преждевременному старению, повышению концентрации белка бета-амилоида —
одного из триггеров болезни Альцгеймера.
В приложении Smart Alarm есть 6 вариантов контроля фаз сна
Раньше я спала с 2 ночи до 10 утра и думала — соблюдаю 8-часовый режим, пока не узнала: если в течение долгого времени не ложиться спать с 21.00 до 23.00 отсутствие мелатонина перерастет в депрессию.
Анализ сна мотивирует на ранние подъемы
Что помогло мне?
Купить |
|
Делать ежедневно |
|
Делать ежемесячно |
|
Рациональное питание
Это краеугольный камень, который держит на себе прочие составляющие здорового образа жизни.
Основной принцип рационального питания – умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.
Основу питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 г овощей.
Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.
Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам.
Здоровое и сбалансированное питание – это основа профилактики рака прямой кишки, запоров, геморроя, гастрита, атеросклероза, гипертонии, остеопороза и многих других заболеваний.
Пути формирования ЗОЖ
Конечно, для рационального использования путей формирования здорового образа жизни, требуется задействовать все возможные методы. Формирование ЗОЖ является не только задачей здравоохранения, как уже было сказано выше, но и задачей образования, а также семейного воспитания и личного примера, а также задачей социальной защиты.
Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.
Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:
- Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.
- Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.
- Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.
- Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).
Учим, играя
Для дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, что и надо учитывать при формировании важнейших навыков здорового образа жизни. Про одну игровую ситуацию было рассказано выше. Сейчас же рассмотрим еще несколько полезных вариантов, в которые можно поиграть с ребенком, а если в семье несколько малышей – показать пример, а далее – дать детям возможность пофантазировать самостоятельно.
Очень интересна игра в «Больницу», пациентами которой станут игрушки, не занимавшиеся спортом, не закаливающиеся, неправильно питающиеся. На их примере ребенок рассмотрит, как делать нельзя. Играть можно с детьми 3-4 лет и старше.
Систематизировать знания малыша о ЗОЖ и его компонентах поможет игра «Разложи картинки». Родитель заранее готовит дидактический материал – карточки, на которых изображены различные гигиенические процедуры, сон, физические упражнения, прогулка, и просит ребенка разложить их в верном порядке. Сначала нужно разместить те картинки, на которых изображены утренние действия, потом – дневные, вечерние и, наконец, сон.
Научить девочку одеваться в соответствии с погодными условиями поможет простая игра «Одень куклу». Необходимо приобрести или сделать самостоятельно бумажную куклу с комплектом одежды, а далее – давать ребенку задание вроде «На улице дождь. Как оденется кукла?».
Как формируется привычка?
Более
точно отражает сроки закон поэтапности, отраженный в правиле 21-40-90,
выведенном нейробиологами.
Правило
21-40-90
- Этап – 21 день. В течении 21 дня у человека формируются новые нейронные связи и считается, что полностью сформированным рефлекторная дуга становится только на 21 день. При этом старые нейронные связи еще очень сильны, поэтому возможны рецидивы – возвращение к старому способу действия.
- Этап – 40 дней. К сороковому дню постепенно происходит угасание связей, отвечающих за неиспользуемые поведенческие навыки. Чем сильнее эти связи, чем больше поведенческих факторов задействовано, тем медленнее они угасают.
- Этап – 90 дней. Только к этому времени нейронный механизм начинает полноценно функционировать и не требует подкрепления в форме наград за действие.
В каком возрасте происходит развитие личности
Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.
Как меняется развитие в разном возрасте:
- В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
- В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
- С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
- В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
- К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
- В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
- После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.
Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад
Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.
В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.
Движущие силы развития личности
Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.
Противоречия могут возникать между:
- имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
- поведением и сознанием;
- старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
- возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.
Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.
В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).
Физически активная жизнь
Без физической активности также невозможно говорить о самосовершенствовании. Неспортивный человек зачастую меланхоличен, склонен прощать себе мелкие слабости. У него отсутствует привычка нагружать мышцы, преодолевать себя, он легко нарушит основные принципы здорового образа жизни из-за отсутствия самодисциплины. Спорт не только оздоравливает, он также способствует формированию красивой внешности, а радость от созерцания отражения в зеркале, гордость, удовольствие, которые люди получают, глядя на обновленную версию себя, только поддерживают их стремление соблюдать правильный образ жизни. В качестве основы здорового образа жизни спорт просто незаменим: упражнения помогают улучшать кровообращение, работу суставов, стимулируют выработку определенных гормонов, улучшают общее состояние организма человека. Спортивные залы предлагают огромный выбор различных занятий для людей всех возрастов и физических возможностей, поэтому даже преклонный возраст не может стать помехой, если есть желание начать вести здоровый образ жизни.
Считается, что гиподинамия оказывает такое же вредное влияние на сосуды, как и длительный стаж курения. Физические упражнения не только улучшают обмен веществ и циркуляцию крови в организме, но и способствуют укреплению иммунитета, снижению холестерина и нормализации обмена веществ. Для взрослого человека необходимо делать в день не менее 10 000 шагов. Полезными будут также занятия аэробикой, бегом, плаванием или другими видами спорта минимум по 30–40 минут 5 раз в неделю.
Анализ компонента по воспитанию ЗОЖ в образовательных программах
Рабочая программа по ЗОЖ составляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
- Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564);
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Программа по ЗОЖ также составляется на базе образовательной программы, по которой работает конкретное ДОУ. Этот документ устанавливает ведущий компонент работы по ЗОЖ.
Авторские программы по формированию ЗОЖ
Кроме того, при создании рабочей программы педагог, опирается на авторские разработки по формированию ЗОЖ. Существует ряд программ, которые основываются на комбинации требований к воспитанию ЗОЖ, представленных в общеобразовательных концепциях, и делают акцент на конкретном аспекте этой работы:
- «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко (формирование представлений о себе, правилах гигиены, мерах по охране здоровья);
- «Я и моё тело» С.Е. Шукшина (знакомство с телом человека и его строением);
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой. О. Князевой (формирование безопасности жизнедеятельности);
- «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой (знакомство с полезными и вредными свойствами продуктов).
Примером рабочей программы, составленной на основе вышеперечисленных концепций, может быть разработка воспитателя из г. Нижневартовска Ситенко О.В. «Программа по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 3–7 лет «Азбука здоровья».
Рабочая программа по воспитанию привычки к ЗОЖ опирается на нормативные документы, образовательную программу и авторские программы по этому направлению