Покорность — разве это хорошо?
Любой человек покоряется кому-либо или чему-либо. Об этом хорошо сказал апостол Павел:
Те, кто сегодня ведёт себя высокомерно и проповедуют независимость от нравственных норм, являются рабами безнравственности, за пропагандой которой в конечном итоге стоит сатана. Но безнравственность не приносит удовлетворения. Напротив, она уничтожает тело и душу, делая человека жертвой болезней, дурных привычек и других проявлений эгоизма, разрушающего наши отношения с семьёй, соверующими и Богом.
Гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
(Пс.72:6-12)
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
29.04.22 23:43
Что православным можно делать в праздники, а чего нельзя?
26.04.22 11:06
Текст Пасхального богослужения с параллельным переводом и объяснением
23.04.22 12:51
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
29.04.22 13:23
О Пасхальном тропаре и о том, как его поют греки, грузины и славяне
26.04.22 11:12
Митр. Антоний (Паканич): Побеждает тот, кто умеет хранить уста и воздержан в своих реакциях
28.04.22 09:37
Новый храм УПЦ освящен в Ровенской области
28.04.22 16:32
Борьба за целомудрие и проблема противоестественных грехов: пятнадцатая ступень «Лествицы»
23.04.22 09:04
Почему Господь допускает зло
22.04.22 18:04
Чем в Церкви занимается диакон?
26.04.22 20:17
Как преодолеть скорбь
На душе может стать легче даже после простого разговора. Поэтому будет правильно с кем-нибудь пообщаться. Поговорить можно как с родными и друзьями, так и с теми, кому просто есть доверие. Тому, кто рядом следует внимательно выслушивать скорбящего, поддерживать разговор, даже если он неприятен.
Смягчить душевные переживания может помочь дневник, в который следует записывать свои мысли и чувства. Многим людям становится легче, когда они выплёскивают туда наболевшее.
Можно написать письмо тому, кого утратил человек, рассказав в письме всё то, что не удалось сказать при жизни. Это особенно помогает, если смерть близкого наступила неожиданно. Не нужно стыдиться слёз, это естественный способ снять с души груз.
Слёзы выступают непременной частью выздоровления. Не стоит уверять скорбящего, чтобы он сдерживался, поскольку слёзы способны снимать остроту ощущений. Невыплаканное горе может отразиться как на физическом, так и на душевном здоровье. Нередко близкие навязывают родственнику способ переживания несчастья. Одни, например, считают, что скорбящий слишком много плачет и ему нужно морально держаться, не поддаваясь печали. Другие, наоборот, упрекают в недостаточном трауре и переживаниях по умершему. Каждый индивидуально переживает печальные события, поэтому указывать, как чувствовать или поступать будет некорректно в данном случае. Душевное выздоровление у человека наступит, если действовать, как подсказывает его сердце и личные представления о случившемся.
Если другие увидят личное горевание, это не постыдно. Отдаваясь переживаниям, можно получить эмоциональную разрядку и ослабить накопившееся напряжение. Не нужно отказываться от помощи окружающих, поскольку именно так окружение может выразить сочувствие.
Со временем острая боль постепенно сойдёт на нет, но для этого важно придерживаться привычного распорядка дня. Если сначала придётся делать какие-то действия через силу, то со временем придёт осознание, что самочувствие улучшается именно от активности в жизни. Не рекомендуется глушить боль алкоголем, поскольку может возникнуть зависимость
К себе важно быть терпеливым и снисходительным, прощать себя за слабости, принимать себя любым, позволив отстрадать за близким столько времени, сколько нужно для восстановления душевных сил
Не рекомендуется глушить боль алкоголем, поскольку может возникнуть зависимость
К себе важно быть терпеливым и снисходительным, прощать себя за слабости, принимать себя любым, позволив отстрадать за близким столько времени, сколько нужно для восстановления душевных сил
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Как обрести смирение?
Смиренномудрие, смирение — жизнь по правде и праведности, проявляется в четырех аспектах:
Смирение. Как обрести?
Смирение перед Богом
Смиренномудрие перед Богом (Мих 6:8): «смириться под крепкую руку Божию» (1Пет 5:6; Иак 4:10) означает осознать собственное положение пред Богом: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим 7:18).
Это означает не принижение добра самого по себе (что было бы оскорблением Того, Кто даровал его нам), а лишь то, что в отношении добра нужно постоянно иметь в виду следующее: «Что ты имеешь, чего бы не получил?»
Тогда исчезнет и заносчивость по отношению к другим (1Кор 4:6 и след.; ср. 15:10).
Полное признание своей греховности перед Богом (и прежде всего честная самооценка перед Ним) дается, конечно, легче в тех обстоятельствах, когда стремятся спасти свое положение в глазах ближних, сохранить свою репутацию;
Смирение в церкви
Смиренномудрие перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязательная скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом.
Благодаря смиренномудрие другого почитают «высшим себя» (Флп 2:3).
Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» (1Ин 1:6-8; ср. Пс 42:3), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною (Еф 6:14; Флп 4:8) и «взыскивать» смиренномудрие (Соф 2:3; Кол 3:12; 1Пет 5:5).
Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций;
Смирение перед ближним
То же смиренномудрие необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света (Еф 5:9, см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания.
Признание заслужит то смиренномудрие, которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа;
Смирение к самим себе
Смиренномудрие и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен (Откр 6:10), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме — здесь лежит ключ ко всякой мудрости (Притч 11:2).
Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким смиренномудрием отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления (Рим 3:23,27; Гал 6:14).
Только у того, кто «смирен сердцем» (Мф 11:29), можно научиться любить страдание и отверженность (Флп 3:10,18) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» (2Цар 6:22), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле.
Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» (Пс 118:71,75).
Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» (Пс 118:67) и что все их прежние достижения были лишь видимостью.
Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп 4:8; 1Ин 5:20).
Понятие смирения в исламе
В исламе есть такое понятие, как «тауаду», что переводится как ‘смирение’. В Священном «Коране» не раз упоминается это понятие. Так, в суре «Аль-Бакара» говорится: «Стойте перед Аллахом смиренно», и здесь же, в этой же суре, но чуть ранее: «Намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных», а в суре «Аль-Муминун» написано: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов». Что это значит? Ведь в любом действии главное — мотив. И если намаз (молитва) совершается с эгоистичной мотивацией, то есть человек просит что-то для личного блага, какого-то материального удовлетворения, или же он совершает намаз просто, как обыденный ритуал, значит, он совершается без смирения.
Один из сподвижников Пророка Мухаммада (с. а. в.) говорил: «Бойтесь смирения лицемеров». Когда же его спросили о чём эти слова, он сказал, что смирение должно быть в сердце, а не на лице или в теле. Часто можно видеть, как человек одевает маску смиренного и добродетельного, но стоит проявиться какой-то нестандартной ситуации — и маска эта слетает, показывая нам истинное лицо. Поэтому не следует надевать на себя маску святости раньше времени. Нужно быть честным с самим собой и другими.
Касательно понимания смирения как непротивления злу Пророк Мухаммад (с. а. в.) говорил, что превыше джихада меча — то есть войны — джихад сердца, то есть борьба со своими собственными недостатками. И если джихад меча следует рассматривать как крайнюю форму, исключительную меру борьбы со злом, то джихад сердца — это обязанность каждого правоверного.
Один из исламских богословов давал такое очень точное определение смирению: «Вершина смирения — это когда при встрече с человеком, имеющим меньше достатка, чем ты, ты даёшь ему знать, что ты и он на одном уровне, и даже ты ниже его. И когда ты встретишься с человеком выше тебя по материальному достатку, ты показываешь, что ты выше его, для того, чтобы он знал, что не мирской жизнью возвышаются люди».
Сам Пророк Мухаммад (с. а. в.) в быту проявлял смирение: он не гордился своим особым положением, сам чинил свою одежду и обувь, и любой простой человек мог попросить его о самой простой помощи в быту, и тот никогда не отказывал.
Опора, которая помогает жить
Терпение и смирение — это основа пути христианина. Ещё раз вспомним наставление апостола Павла: сначала происходят скорби, от которых рождается терпение. Потом от терпения рожается опытность, а от опытности — надежда, которая «не постыжает», потому что человек, надеющийся на Господа, обретает Его любовь. Получается, имея терпение и смирение, мы обретаем точку опоры в жизни, во всех её сферах — церковной, духовной, семейной и так далее.
Обретение этой опоры очень важно, ведь «жизнь прожить — не поле перейти»: есть вещи, за которые надо бороться, к которым нужно стремиться, и на этом пути всё очень непросто, особенно когда человек живёт в семье. У него есть обязательства и зоны ответственности, которые требуют постоянного внимания, развития, труда
Нам приходится учиться строить отношения, воспитывать, многое изучать. Мы сначала накапливаем, потом отдаём, поэтому очень важно, чему мы сами научимся. Наши образ жизни, привычки, образование, коммуникативные способности, отношения в социуме, профессиональные навыки — всё это важно как для нас, так и для тех, кто рядом. Если всё, что мы делаем, будет основываться на умении жить терпеливо и смиренно, это принесёт много пользы не только нам, но и миру.
А чему учит христианство?
С христианской точки зрения всё диаметрально противоположно. Спаситель говорит: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13). Апостол Павел вообще поёт оду терпению: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:3-5). Получается, что без скорбей нет терпения, а без терпения нет спасения.
О смирении пишет и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). В Ветхом Завете об этом качестве читаем у пророка Исаии: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). Одни из самых известных строк о смирении — это слова 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Здесь также можно вспомнить видение преподобного Антония Великого, когда ему были показаны козни диавола в виде сетей, опутавших весь мир. Святой был в ужасе и спросил: «Кто же может их избежать?», — на что получил ответ: «Смиренномудрые даже не прикасаются к ним».
Смирение противостоит гордости и тщеславию, бороться с которыми наиболее тяжело
Святые отцы учат, что победить их можно самоукорением, вниманием к своим грехам и недостаткам, а для этого нужно познакомиться с собой. Неслучайно в Великий пост мы просим Бога словами молитвы Ефрема Сирина: «Даруй ми зрети моя прегрешения», — то есть хотим научиться видеть свои грехи
Второе средство обретения смирения — это когда мы терпим укоры, осуждение от окружающих людей, но не противимся такому отношению, а осознаём, что получаем по заслугам.
Современному человеку для обретения смирения помогут три приёма:
Первое: напомнить себе, что вы — обыкновенный человек. Это лекарство надо принимать как минимум три раза в день. По сути своей оно — удар по гордости. Мы все считаем себя какими-то особенными, однако стоит уходить от такого отношения и убеждать себя, что вы ничем не отличаетесь от миллионов других людей: не самый лучший, не самый худший, обычный грешный человек.
Второе: осознать и принять, что не все ваши желания сбудутся. Чего-то обязательно не сможете, не достигнете, не успеете — что ж, ничего. Не надо паниковать и, тем более, отчаиваться по этому поводу.
Третье: вам никто ничего не должен. Надо осознать, что вы не Солнце, вокруг которого вращаются все планеты. Если люди дарят вам свою любовь, дружбу, расположение, то надо воспринимать это не как должное, а как подарок. За всё перечисленное обязательно следует благодарить, потому что вам никто ничем не обязан.
Применение этих приёмов противодействия гордости и самолюбию поможет приглушить и немного обуздать их, а это значит, что вы станете на правильный путь, итог которого — жизнь вечная.
Смирение это главная христианская добродетель
В христианстве существует понятие «добродетель». Так называют определённое благое духовно-нравственное качество человека, его стойкое стремление к исполнению Божьих Заповедей. Эти качества помогают христианину в обретении Божественной благодати (силы, дара свыше) и спасении собственной души. Добродетелью можно назвать всё, что приносит духовную пользу человеку. Святой Ефрем Сирин говорил, что добродетель помогает расцвести человеческому сердцу, подобно тому, как влага даёт жизнь ростку (“Творения святого преподобного Ефрема Сирина”). Добродетели противопоставляются грехам и порокам, которые отдаляют душу от Бога и губят её. Смирение это одна из важнейших христианских добродетелей. Её также называют смиренномудрием.
Православный храм
Что такое кротость
Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.
Происхождение слова
Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.
Значение понятия
В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.
Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.
Согласно Писанию
Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.
Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.
В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.
Признаки
Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.
Внутренние
Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.
Внутренние признаки:
- благоговение;
- кротость;
- послушание;
- смелость;
- ответственность;
- терпение;
- милосердие;
- полное спокойствие.
Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.
Внешние
Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.
Внешние признаки:
- пропадание интереса к мирским увеселениям;
- простота речи;
- размеренный голос;
- краткость в словах;
- чистое и высокое мышление;
- уход от споров и конфликтов;
- уход от бессмысленных разговоров;
- спокойное отношение к обидам в свой адрес.
Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу
Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.
Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.
Смирение и терпение (общие и отличительные черты)
Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.
Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются
Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.
Понятие смирения в христианстве
Молитвенник Д. И. Протопопова 1915 года даёт нам следующее определение понятия «смиренный»: ‘униженный грехами’, ‘жалкий’. Как известно, в христианстве существует догмат о том, что все люди по умолчанию грешные, просто по факту своего рождения. Довольно странная позиция, но в христианстве понятие «смирения» именно такое — через осознание своей греховной природы. Такая позиция не особенно конструктивна, поскольку о чём мы думаем, тем мы и становимся. И если постоянно внушать себе идею о собственной греховности, именно так оно и будет.
Если обратиться к «Ветхому Завету», а именно к «Книге притчей Соломоновых», то там можно найти ещё одну интересную трактовку понятия «смирение»: «славе предшествует смирение»
Это интересное мнение, ведь кому, как не царю Соломону, который стяжал и славу, и богатство, и многие блага земные, не знать о том, что при всём этом важно не возгордиться
Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)
Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.
Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов
Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть. Омывать ноги считалось обязанностью слуги
Омывать ноги считалось обязанностью слуги.
Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.
Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.
Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место. Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко. И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.
Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.
Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.
Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.
Мир вместо гордыни и тщеславия
Часто смирение путают с самоуничижением из-за боязни впасть в грех гордыни или тщеславия. Между ними существенная разница: гордый человек ни во что не ставит других, вовсе не признаёт чужого мнения и суда над собой, а тщеславный – напротив, везде ищет этого самого мнения и одобрения окружающих, от которого всецело зависит. Смирение же — состояние удивительного баланса.
Митрополит Антоний пишет: «Смирение (…) начинается с момента, когда мы вступаем в состояние внутреннего мира: мира с Богом, мира с совестью и мира с теми людьми, чей суд отображает Божий суд; это примиренность. Одновременно, это примиренность со всеми обстоятельствами жизни, состояние человека, который все, что ни случается, принимает от руки Божией».
Рассказ из жизни митрополита Антония Сурожского «О смирении»
«Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
— «Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!»
— «А что ты делаешь против него?»
— «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».
— «А в чем же заключается твое тщеславие?»
— «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»
Я улыбнулся и сказал: — «А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: — «Что же тогда мне делать? Я погибла!»
— «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность — это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».
— «А как же это сделать?» — говорит она.
— «Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».
Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, — от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.
Как научиться смирению?
Что мешает смирению?
Смирение – это состояние души, которое позволяет человеку правильно оценить свое место в мире – по отношению к Богу и другим людям.
- Научиться смирению мешает гордыня – неумеренное превозношение себя над другими, иногда попытка возвысить себя до соперничества с Господом.
- Гордыня – это страсть, которая овладевает человеком, управляя всеми его действиями и помыслами. Смирение и гордыня – два полюса мироощущения человека, состояния его души.
Например, человек, обладающий определенным талантом, должен понимать, что его гениальность – дар Божий. Если человек смиренен, он благодарит Господа за этот дар и применяет его во благо. Если же человек подвержен гордыне, он воспринимает свой талант, как исключительно собственное достижение, превозносит себя над окружающими и ставит себя выше Господа. Так начинается греховный путь, поскольку гордыня требует постоянного подтверждения собственной значимости.
- Как только мы пытаемся встать на путь смирения, первое искушение, которые испытывает любой человек, – тщеславие. Это чувство, когда человек, совершая благое дело, начинает гордиться этим. Так опять проявляется наше эго – «я делаю добрые дела, значит я лучше других, я не такой, как все».
- Даже если никто не знает о ваших добрых делах, например, вы держите в тайне, что помогаете бедным, кормите бездомных животных, оказываете поддержку близким, — ваша внутренняя гордость своими поступками и есть проявление тщеславия.
Тщеславие — грех, мешающий смирению
Как смириться?
- Смиренный человек не говорит: «Я лучше знаю, не указывайте мне, что делать». Для духовного роста всегда полезно выслушать совет и опыт другого человека.
- Верующему человеку, стремящемуся учиться смирению, нельзя спорить, поддаваться гневу и злобе.
- Результат смирения – чувство нежелания похвалы и славы. Душа испытывает утомление от восхищения окружающих, суеты вокруг, не переносит собственное возвышение.
- Когда смирение входит в душу, человек начинает испытывать равнодушие к добру, которое совершает. Человек осознает, что все еще делает ничтожно мало по сравнению с бременем явных и неосознанных грехов собственной жизни, что нравственный идеал все равно бесконечно далек.
- Духовное совершенствование приводит к пониманию, что блага и радости, которые дарованы нам Господом, мы не заслуживаем. Если человек получает дарования от Бога и становится источником духовной радости, совета и помощи для окружающих, все же он осознает, что за все эти блага не отвечает Богу должным образом и недостоин их. Так разум ограждает себя от искушения тщеславием, самолюбием и самомнением.
- Смиренный человек не боится потерять материальные или духовные ценности, поскольку он знает, что ничем не обладает.
- Человек, который стремится достичь смирения, должен иметь душевные силы с радостью и покорностью принимать лишения, бесчестие и злобу людскую. В современном мире это звучит неприемлемо. Как можно принимать несправедливость?
- Проявление смирения – истребление в душе всякого гнева. Человек, принимающий трудности и горести этого мира с радостью, не проявляет злобу и гнев. К любому проявлению несправедливости он относится со спокойствием, потому что видит свой путь.
Смирение — принятие всех тягот жизни
Если ограничить жизнь этим миром и не испытывать веры в Царство Божие, тогда горести настоящего кажутся несправедливыми, а порой непосильными. Но если понимать, что наша цель в этой жизни – учиться праведности, избавлению от страстей, ожиданию встречи с Христом, живущем в нашем сердце, тогда все трудности воспринимаются как необходимые препятствия на пути очищения души.
Смирение в Православии
Смирение – это не проявление слабости, когда человек покорно принимает удары судьбы и ни к чему не стремится. Смиренный человек пребывает в Истине – он знает свое место в этом мире, стремится жить праведно. Он осознает свою ничтожность и обращается с благодарностью к Господу за все благодеяния, которые получает, несмотря на все свои слабости и прегрешения.
- Смирение означает понять правду, а не жить в том обмане, который создан вокруг нас. Главная цель дьявола – поощрять человеческий эгоизм, который отдаляет людей друг от друга и от Бога, вызывает другие недостойные чувства – зависть, злость, неудовлетворенность жизнью.
- Господь хочет, чтобы люди были смиренными и проявляли смирение в своей жизни. Это означает принимать трудности и потери с радостью и спокойствием. Скорби и лишения очищают наши души от прошлых и будущих грехов, излечивают от болезней.
- Первым обетом монахов при постриге является послушание – отсечение собственной воли для достижения духовного совершенства. Такое же послушание является основой брака. Если в браке человек не способен подавить свою волю, пожертвовать собой ради другого – он не сможет достичь внутреннего мира и спокойствия.
- Если человек поймет, какую огромную свободу дает отказ от собственных желаний и добровольное совершенствование ради ближнего, тогда он обретет настоящий покой и счастье.
Послушание и покорность — первые шаги на пути к смирению
Кротость и смирение как христианские добродетели
Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом
Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения. Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди
Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня
Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.
Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так. Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает
Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.
Взять себя на ручки
— Бывает такое уныние, что и молитва не помогает. У вас бывало?
— Конечно, были страсти, борьба с собой, и маловерие, и чувство, что все, Бог тебя отринет
Но со временем я понял, что важно себя не наказывать, не судить и не приговаривать. Не оправдывать, но и не наказывать. Просто терпеть и стараться делать свое дело.
Просто терпеть и стараться делать свое дело.
Если страсть перетерпеть, она теряет силу. Надо отстраниться и сказать себе: «Да, страсть имеет во мне основание, но это не мое».
А как еще с ней бороться-то? Выколоть себе глаз, отрезать руку? Все равно ничего не получится. У замечательной современной писательницы Марианны Гейде есть текст про человека, который отрубил себе все члены, потому что они соблазняли его. И вот этот обрубок с качающейся головой воззвал к Богу: «Господи, у меня уже нет ни глаз, ни рук, ни ног, а искушение продолжается!» А Бог сказал ему в ответ: «Глупец, надо было сразу рубить себе голову».
Незачем себя истязать. Терпи себя, терпи другого, пусть пройдет время. Бог дал нам его в помощь. Не в смысле, что «календарь закроет этот лист». Просто, когда человек сопрягает свое терпение со временем, это время уносит многое, и человек меняется. То, что было послезавтра, становится позавчера.
Иногда задаешь себе такой дурацкий вопрос: «Вот если бы тебе дано было заново прожить свою жизнь, хотел бы ты все изменить?» Нет, не хотел бы. Я так хорошо понимаю, что имел в виду Пушкин, когда сказал: «Но строк печальных не смываю».
— Когда мы начинаем свой путь в Церкви, нам кажется, что нужно бесконечно себя совершенствовать и ломать, и ни в коем случае нельзя себя принимать таким, какой ты есть. А теперь выясняется, что надо взять себя на ручки.
— Нет, всю ту гадость, которую встречаешь в себе, принять невозможно. Но надо потерпеть себя, как ребенка, который испачкал пеленки, взять себя на ручки (что бывает очень трудно: обгадившегося брать на ручки довольно противно) и покачать. Потому что когда человек беспощаден к себе, он беспощаден и к другим. В результате все судят всех. Как Ахматова говорила? Если на улице кричат: «Дурак», не обязательно же оглядываться. Надо быть милосердным к самому себе. Полюбить ближнего, как самого себя. Но если начать с другого конца заповеди, то тоже бывает польза. Будешь терпеливым к самому себе — глядишь, станешь милосердным и к кому-то еще.
Священник Сергий Круглов. Фото: Facebook
У каждого человека бывают моменты важного, живого общения с Богом, но он их не опознает, потому что вместо этого ломает себя и совершает, как ему кажется, духовные подвиги. Самый расхожий пример: вычитывает человек молитвенное правило. Заходит бедный сосед: «Подай мне»
Он: «Пошел вон. Я молюсь, мне не до тебя». А ведь общение с соседом в данную минуту и будет общением с Богом, просто человек этого не замечает. Он считает, что самое важное происходит там вот на полочке, где икона стоит и свечка горит
Заходит бедный сосед: «Подай мне». Он: «Пошел вон. Я молюсь, мне не до тебя». А ведь общение с соседом в данную минуту и будет общением с Богом, просто человек этого не замечает
Он считает, что самое важное происходит там вот на полочке, где икона стоит и свечка горит