Социальная аномия: сущность и признаки (стр. 1 из 4)

Содержание:

Ваномия Это концепция из социальных наук, которая относится к отсутствию норм в обществе или к социальному расстройству, которое не позволяет некоторым людям достигать социально навязанных целей. В популяциях с аномией общество вряд ли дает своим гражданам моральные ориентиры.

В этом типе человеческого общества отношения между каждым человеком и сообществом ухудшаются до такой степени, что исчезает социальная идентичность. В этих случаях основным мотиватором людей является их собственное удовольствие, поэтому традиционные ценности отвергаются.

Этот термин часто ассоциируется с Дюркгеймом, который впервые использовал его в своей книге. Разделение труда в обществе. Этот социолог сказал, что основной причиной аномии было несоответствие между интересами отдельного человека и интересами общества, какими бы они ни были.

Термин происходит из древнегреческого языка, образуя приставку «а-» (без) и корень «номос» (нормы). Поэтому дословно «аномия» означает «без норм». Однако Дюркгейм никогда не говорил об отсутствии правил как о предпосылках возникновения этого явления.

Что такое аномия

Название образовано от французского слова anomie, что значит беззаконие, безнормность. Понятие аномии в социологии ввел французский социолог Э. Дюркгейм, позже его идеи развивал американский социолог Р. Мертон. Согласно определению аномии из Википедии, социальная аномия – это состояние общества, при котором наблюдается разрушение социальных норм и институтов, нестабильность и неопределенность человеческих поступков, разрозненность социальных систем, противоречие общественных целей и имеющихся у людей средств для их достижения.

Понятие аномии на индивидуальном уровне (психология) несколько отличается. Это психологическое состояние индивида, при котором наблюдается деморализация ценностей, потеря связи с обществом, ощущение отчужденности, ненужности, бессмысленности жизни. Человеку кажется, что в мире нет для него места. Мир не понимает его, а он не понимает мир. Аномия становится причиной депрессий, самоубийств и девиантного поведения. Подробнее об этом поговорим в конце этой статьи.

Нормы и аномия

Социальные нормы – рычаг, которые регулирует поведение людей. В эту категорию входят официальные законы, негласные правила и предписания, ожидаемое поведение, одобряемое обществом. Нормы – это своего рода шаблоны, которые подсказывают, что человеку говорить, думать, чувствовать, делать в отдельных ситуациях и условиях. Выполнение социальных норм – обязанность, долг одного индивида перед всеми остальными.

Что такое аномия в обществе? Аномия – это отрицание и (или) игнорирование общественных норм поведения. Это приводит к разрушению общества. Чем дольше сохраняется аномия, тем сложнее будет восстановить структуру общества. Старые традиции, связи разрываются, новые не создаются. Люди становятся асоциальными, страдают от десоциализации. Они озабочены личной жизнью, руководствуются своими интересами.

Примеры

В состоянии аномии человек страдает от противоречия ожиданий и реальности, от невозможности достичь поставленной цели общепризнанными средствами. Индивид оказывается в состоянии социального кризиса.

Примеры аномии:

  • стремление к богатству, беззаботной жизни и попытки достичь этого мошенничеством в реальной жизни и интернете;
  • стремление к славе и попытки получить ее через провокационные видео в интернете.

Частные примеры аномии мы видим и слышим ежедневно: нападения, ограбления, избиение с запечатлением этого на видео и трансляцией в интернет, публичное совокупление, равнодушие прохожих и многое другое. На индивидуальном уровне аномия ощущается как неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла в жизни, ориентация на выживание, отбывание отведенных дней; на общественном уровне – общественные беспорядки.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками. 
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

  • социальную морфологию, изучающую строение общества;
  • социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
  • общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

  • морфологические  (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
  • психологические (выражаются в  побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению(легенды, религиозные концепции, мода, язык)).

Коллективные представления  вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

  • использование косвенного наблюдения;
  • проведение сравнения по аналогии;
  • обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • установление источников исторического развития.

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Аномия — отсутствие закона, организации, норм поведения. Э

Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие  нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения

Старые ценности отброшены, а новые — не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы — любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.  

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

В культуре

В экзистенциалистском романе Альбера Камю « Незнакомец»

Мерсо — скучающий и отчужденный главный герой — пытается построить индивидуальную систему ценностей, отвечая на исчезновение старого. Он существует в основном в состоянии аномии, что видно из апатии, проявляющейся в первых строках: «Aujourd’hui, maman est morte. Ou peut-être hier, je ne sais pas » («Сегодня умерла мама. Или, может быть, вчера, Я не знаю»).

«Братья Карамазовы»

. Великий инквизитор отмечает, что в отсутствие Бога и бессмертной жизни все было бы законным. Другими словами, любое действие становится мыслимым, что нет морального компаса, что ведет к апатии и отстраненности.

АНОМИЯ

АНОМИЯ (от фр. anomie — отсутствие закона, организации) — англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад системы норм, к-рые гарантируют обществ, порядок (Э. Дюркгейм). см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, САМОУБИЙСТВО АНОМИЧЕСКОЕ. 2. Психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. см. ДЕВИАНТНОСТЬ.

Значения в других словарях

  1. АНОМИЯ — АНОМИЯ (франц. anomie — отсутствие закона, организации) — философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества… Новейший философский словарь
  2. аномия — орф. аномия, -и Орфографический словарь Лопатина
  3. АНОМИЯ — АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. ἄ – отрицательная частица, νόμος – закон) – состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни… Новая философская энциклопедия
  4. аномия — АНОМИЯ -и; ж. . Книжн. Отсутствие у человека, общества социальных или моральных норм, стандартов. ◁ Аномичный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  5. аномия — аномия ж. Нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы нравственных, социальных и т.п. ценностей. Толковый словарь Ефремовой
  6. Аномия — (от греч. anomalia — отклонение от нормы) понятие, введённое Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицид, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры. Педагогический терминологический словарь
  7. АНОМИЯ — 1. А. (англ. anomia; от греч. an — отрицание + onyma — имя) — частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Большой психологический словарь
  8. АНОМИЯ — АНОМИЯ (от франц. anomie — отсутствие закона, организации) — социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания… Большой энциклопедический словарь
  9. аномия — АНОМИЯ и, ж. anomie f. отсутствие закона <��гр. филос. Нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное… Словарь галлицизмов русского языка
  10. аномия — сущ., кол-во синонимов: 5 афазия 6 беззаконие 20 безнормность 1 разложение 47 распад 28 Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Особенности и последствия аномии

Аномия — это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на «нет». Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения — обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Социология религии

По Дюркгейму религия — это солидарная система верований и практик, которая объединяет людей  в «моральную общность» (церковь). Религия создается обществом, каждый тип общества формирует свою религию. Дюркгейм изучал закономерности коллективного религиозного сознания.

Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога

Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Особенности аномии

Понятие аномии выражает собой экономический и политический обусловленный процесс разрушения основных элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При довольно резкой замене одной морали и общественных идеалов другими определённые социальные группы перестают чувствовать собственную причастность к этому обществу, происходит их естественное отчуждение, новые социальные ценности и нормы (в том числе декларируемые социально образцы поведения) не успевают усваиваться членами данных групп и позиционируются уже вместо конвенциональных некогда и равных средств для того, чтобы достигнуть прошлых общественных или индивидуальных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми или даже противоправными). Явления аномии, при социальных потрясениях затрагивая все слои населения, в особенности сильно действуют по отношению к молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия является отсутствием чёткой системы социальных норм, разрушением единства культурных объединений, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт отвечать общественным идеальным нормам.

Мы надеемся, что дали наиболее полное определение и понятие термина аномия, раскрыли его суть и виды

Нравственное сознание

Содержание нравственного идеала изначально проецирует противоречие между плоскостью бытия и должным. По своей природе идеал не должен быть приземленным и легко достижимым, поскольку в этом случае он теряет присущий ему высокий статус: тот, кто приобретает идеал, лишает себя ориентира для дальнейшего развития. Более того, приобретенный идеал может сильно отличаться в окружающей среде. В то же время чрезмерная удаленность идеала от земной реальности не менее опасна, поскольку порождает в человеке ощущение тщетности всех моральных усилий.

Стоит отметить понимание проблемы идеального, выработанное отечественной мыслью. Князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920), один из виднейших последователей философской школы Владимира Соловьева, писал: «По Соловьеву, содержание общественного идеала состоит из двух элементов: Она указывает на то, что должно быть, а именно. опыта действительности; но, с другой стороны, как практическое требование, он не может иметь исключительно спекулятивный характер: идеал должен требовать осуществимого и потому считаться с исторической действительностью». Можно предположить, что весь процесс нравственного самосовершенствования личности должен быть представлен как этапы движения и, соответственно, достижения идеала. Поэтому философ заключает: «Социальный идеал состоит в применении морального принципа к существующему обществу…».

Добавим к сказанному мысль, сформулированную А.А. Гусейновым. По его словам, жизнь и деятельность великих моралистов прошлого (Конфуция, Сократа, Иисуса Христа, Мухаммеда и др.) может служить мотивом для нравственного самосовершенствования личности. Их пример дает людям надежду на возможность поднять себя до уровня нравственного существа и в реальной (земной) жизни

Речь идет о практической реализации морального выбора, что особенно важно в условиях очевидного торжества утилитаризма и гедонизма, зла и насилия. Жизнь великих моралистов — это воплощенное единство сознания и практики, без которого человек потерял бы всякий смысл земного существования, как это происходит, например, в буддизме

Однако даже после смерти Сократ и Иисус Христос утверждали моральную возвышенность жизненного труда.

Упомянутая проблема идеала приводит к еще одному важному разделению в структуре морального сознания — существованию в нем повседневных и теоретических форм. Первый постоянно присутствует в повседневной жизни с момента возникновения первых человеческих сообществ

Вторая возникает, когда общество достигает определенного уровня зрелости. По мере развития общественного разделения труда росла и потребность в людях, профессионально занимающихся осмыслением моральных проблем. В первую очередь это было дело рук софистов и Сократа, которые наметили новое направление интеллектуального творчества. Теоретическая форма морального сознания фактически функционирует как моральная философия, т.е. этика.

Теоретическое моральное сознание нельзя рассматривать как простое отражение моральной жизни и, следовательно, обыденного сознания. Дело в том, что в повседневной жизни моральное сознание основано на деятельности многих людей, где каждый прокладывает свой собственный путь в соответствии с общечеловеческими идеями. Этика стремится подняться над поведением отдельных людей, над негативными и противоречивыми аспектами, которые присутствуют в обществе. Она отражает представления теоретиков морали об идеале, а не о преобладающих нравах. Но «если эпоха не производит мыслителей, способных решать этические проблемы, то снижается нравственность этой эпохи, а вместе с тем и ее способность решать свои проблемы».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зарождение социально-исторического сознания
  2. Натурфилософия Шеллинга — Биография и жизненный путь Шеллинга
  3. Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
  4. Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
  5. Познание как предмет философского анализа
  6. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма
  7. Гносеология в философии
  8. Философия техники и ее проблемы
  9. Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
  10. Философия человека в новое и новейшее время

Постконвенциональный уровень

Автономия в формировании моральных суждений. Человек осознаёт, что он является отдельным от общества и может иметь собственное мнение, которое он даже вправе поставить выше общественного.

На постконвенциональном уровне человек перестаёт следовать социальным нормам, если они идут вразрез с его личными убеждениями.

Происходит формирование собственных критериев нравственности, собственного суждения о хорошем и плохом, собственной морали. Некоторые исследователи считают, что многие люди никогда не достигают постконвенционального уровня моральных суждений.

Первая стадия: Человек понимает, что существуют различные мнения и взгляды. Их необходимо принимать и уважать, но нет обязанности им следовать. Моральные правила условные, гибкие и могут быть изменены, если того требует ситуация.

Вторая стадия: Поведение человека перестаёт зависеть от личной выгоды, мнения большинства, моральных или юридических законов общества. Действие становится самоцелью. Человек поступает так, потому что он сам считает это правильным. Остальные факторы не играют роли.

Развивайтесь не только интеллектуально и творчески, но и морально. Желаю успехов!

Советуем также прочитать:

  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Формирование самосознания
  • Диагностика морального сознания. Социоморальной рефлексии диагностика – краткая форма
  • Стадии развития этики в организациях
  • 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
  • Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Генетическая психология

Ключевые слова:_D1027, 1Психорегуляция, 4Самопознание

Разложение, распад и преступность

Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:

  • Неустойчивость социальных норм.
  • Невозможность морали воздействовать на общество.
  • Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.

Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.

Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.

Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.

Рекомендуем: Ассертивное поведение — это

Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.

Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:

  • В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
  • Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отдаление от общества приводит к девиациям:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • преступность,
  • разводы,
  • изнасилования,
  • ранняя беременность,
  • неполные семьи,
  • самоубийства,
  • ксенофобия,
  • фашизм,
  • экстремизм,
  • сексуальная распущенность,
  • бродяжничество,
  • прочее.

Кризис может затронуть каждого человека, но особую группу риска составляют подростки. Это период формирования ценностей, в это время происходит слом и построение новой системы моральных норм, то есть на внутреннем индивидуальном уровне подростки итак нестабильны. Если на это накладывается нестабильность и деструкция морали всего общества, риск развития девиаций увеличивается в два раза.

Мы уже говорили, что одна из характеристик обесценивания – отрицание отдельными категориями граждан тех средств достижения целей, которые предлагает общество. Вместо этого они предлагают свои средства, как правило, преступные, противоправные. Человек не считает, что он что-то должен обществу. Он ориентируется только на свои потребности и желания.

Дюркгейм полагал, что общество не может существовать без преступности. Девианты были всегда. Не нужно пытаться совсем искоренить преступность, необходимо поддерживать ее на минимальном допустимом уровне. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, единство и сплоченность общества позволяет сохранять приемлемый уровень девиаций. Если общность разрушена, то преступность возрастает. Это опасно для общества, приводит к регрессу.

Аномия и девиантное поведение

Разрушение ценностей и отдаление от общества приводит к девиациям:

  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • преступность,
  • разводы,
  • изнасилования,
  • ранняя беременность,
  • неполные семьи,
  • самоубийства,
  • ксенофобия,
  • фашизм,
  • экстремизм,
  • сексуальная распущенность,
  • бродяжничество,
  • прочее.

Кризис может затронуть каждого человека, но особую группу риска составляют подростки. Это период формирования ценностей, в это время происходит слом и построение новой системы моральных норм, то есть на внутреннем индивидуальном уровне подростки итак нестабильны. Если на это накладывается нестабильность и деструкция морали всего общества, риск развития девиаций увеличивается в два раза.

Мы уже говорили, что одна из характеристик обесценивания – отрицание отдельными категориями граждан тех средств достижения целей, которые предлагает общество. Вместо этого они предлагают свои средства, как правило, преступные, противоправные. Человек не считает, что он что-то должен обществу. Он ориентируется только на свои потребности и желания.

Дюркгейм полагал, что общество не может существовать без преступности. Девианты были всегда. Не нужно пытаться совсем искоренить преступность, необходимо поддерживать ее на минимальном допустимом уровне. Преступники обеспечивают прогресс общества. Социальные нормы, наказания, единство и сплоченность общества позволяет сохранять приемлемый уровень девиаций. Если общность разрушена, то преступность возрастает. Это опасно для общества, приводит к регрессу.

Причины аномии

Причина – резкое изменение морали, ценностей, идеалов, этических норм в обществе. Источник изменений – социально-политическая деятельность государства. Некоторые члены общества не успевают принять новые ценности и новые средства достижения прежних целей, а потому отдельным социальным группам кажется, что общество отвергло их. Новые ценности не воспринимаются как общественные и полезные для всех людей, их воспринимают как опасные, полезные только отдельным представителям.

Говоря простыми словами, аномия в обществе – это разрушение общественного порядка. К этому приводит ряд негативных факторов:

  • социально-экономические и политические изменения, из-за которых физическое выживание стало приоритетным для большинства людей;
  • критика прежних ценностей, изменение границ между понятием добра и зла.

Развращение ценностей происходит во времена смут, перестроек, революций, кризисов общества. В это время люди теряют доверие к социальным институтам, правительству и тем нормам, ориентирам, что они предлагают. Сплоченный и стабильный социум – лучшая профилактика аномии.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, «благодаря» которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие — критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества «А так ли они важны, как думалось?». Распад социальной целостности.

Итог

В зависимости от того, как проявляется аномия, она может влиять на продолжительность жизни человека, а может и вовсе на ней не сказываться. Итог аномии – социальная изоляция и неприятие обществом. Зачастую люди заканчивают жизнь в одиночестве и болезнях, которые сами в себе развили.

Прогноз аномии преступного характера – наказание и заключение. Человек лишается свободы, которая позволяла ему быть деструктивным. Теперь он попадает в структуру, где он будет вынужден подчиняться, независимо от желаний.

Жизнь в социуме является сложной, поскольку нормы и правила периодически меняются. Человек вынужден подстраиваться, часто отказываясь от собственных желаний, которые ранее испытывал и старался реализовать. Это тоже вызывает внутренний конфликт, который может привести к аномии.

Человек вынужден адаптироваться в постоянно меняющемся обществе. Нормы морали всегда менялись и будут меняться. Это делает неустойчивыми те ценности, которые пропагандируются в настоящий момент. Насколько хорошо человек адаптируется, зависит от гибкости  его мышления и способности быстро перестраивать себя, свою жизнь и желания.

Другие записи журнала

  • Апперцепция
  • Абьюз
  • Раздвоение личности
  • Пограничное расстройство личности
  • Детская шизофрения
  • Аномия
  • Невроз навязчивых состояний
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: