Социальная адаптивность
Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.
Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.
Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.
Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.
Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.
Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.
Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.
Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.
Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.
Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.
Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.
Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.
Виды
Психологическая адаптация в обществе – это образование, категория, которая состоит из компонентов, отражающих взаимодействие индивида и других членов группы в совокупности. Компоненты индивидуальной адаптивности:
- Приятие норм и законов, установленных в обществе.
- Психологическая гибкость.
- Эффективное реагирование на новые условия, в том числе потенциально опасные.
- Способность направлять события в приемлемое для себя, желательное русло.
- Способность воспринимать ситуацию под углом выгодных, выигрышных для себя решений.
В рамках понятия социальной адаптивности рассматривают реализацию поставленных целей, достижение планируемых результатов, осуществление стремлений и желаний. Адаптивность коррелирует с толерантностью, которая влияет на легкость восприятия проблем, трудностей, возникающих в виде неприятия внешних условий, например, поведения и мировоззрения некоторых членов социума. Различают виды адаптации в психологии:
- Аллопластическая. Отражает изменения в окружающем мире, которые необходимы для удовлетворения потребностей индивида.
- Аутопластическая. Отражает личностные изменения, которые необходимы для приспособления к условиям окружающего мира.
- Поиск среды (социума), благоприятной для продуктивного, плодотворного функционирования.
Активно участвуя в жизни общества, индивид продуцирует условия окружающей среды, влияет на состояние внешнего мира, делая его более или менее благоприятным для удовлетворения потребностей. В процессе обучения и познания мира формируются навыки самопомощи, которые помогают индивиду справляться с трудными жизненными ситуациями.
Негативная адаптация предполагает полное отсутствие реакции на существующий внешний раздражитель, как приобретенный навык. Пример индивидуальной негативной адаптации: ребенок адаптируется к телесным наказаниям (тычкам, оплеухам, затрещинам), применяемым родителями, и со временем не воспринимает их, как слишком дискомфортное для себя ощущение в психологическом и физическом плане.
Другой пример: добыча средств к существованию после потери работы и невозможности в силу разных причин (пожилой возраст, низкая квалификация, отсутствие актуальных знаний в области, неспособность поддерживать интенсивный характер труда) найти новую. Пример групповой негативной адаптации: принятие утвержденного порядка в обществе, несмотря на понимание его несостоятельности и недочетов (наличие преступности и безработицы, коррупции и произвола власти).
Позитивная адаптация – приспособление к условиям текущей ситуации с осознанием позитивного влияния внешних стимулов. Пример индивидуальной позитивной адаптации: осужденный преступник адаптируется к положительным внешним условиям, в силу чего у него вырабатываются новые навыки и поведенческие модели, способствующие ресоциализации. Пример групповой позитивной адаптации: заимствование диаспорой (группой мигрантов) привычек, традиций, ценностей социальной группы, внутри которой они проживают в настоящий момент.
Социальная адаптивность
Адаптивность на социальном уровне считается одной из главных, поскольку человек живет в социуме, в котором он должен интегрироваться, что приведет к развитию:
- Самосознания.
- Навыков самообслуживания.
- Самоконтроля.
- Адекватного поведения с людьми.
Обычно человек двумя способами приспосабливается в социуме:
- Самоизолируется и преображает маленький мирок под собственные нужды.
- Выходит в социум и начинает взаимодействовать с людьми, налаживать с ними общий язык, поддерживать контакты, приобщаться к общественным традициям и правилам.
У человека постоянно возникают ситуации, когда он должен адаптироваться: смена места жительства, смена учебного заведения, попадание в новый коллектив людей, смена работы и пр. Каждый раз человек должен отказываться от привычного и приспосабливаться к новым условиям. Здесь он проявляет высокую или низкую адаптивность.
Низкая адаптивность сопровождается стрессом, когда человеку нужно много времени уделить тому, чтобы привыкнуть к новым условиям жизни. Человек не способен быстро прощаться с прошлым и смиряться с новым, настоящим. Нередко человек желает вернуться к прошлому, поскольку даже не старается приспособиться к неизведанному.
Высокая адаптивность помогает человеку менее стрессово перенести необходимость привыкать к чему-то новому. Человек просто смиряется с фактом неизбежного возникновения новых обстоятельств и необходимости привыкать к ним, учиться в них жить и достигать желаемого внутреннего и внешнего равновесия.
Если человек не адаптируется к социальной среде, тогда у него развивается поведение:
- Девиантное – когда он старается противоречить установленным законам и правилам, жить по-своему, нередко причиняя вред или ущемляя свободу других людей.
- Патологическое – когда формируются новые модели поведения, которые не вписываются в социально приемлемые, при этом кажутся странными, ненормальными, отклоняющимися от здоровой.
Человек живет в социуме, в котором бытуют свои традиции, устои, права и законы. Каждый человек должен их придерживаться, знать и соблюдать. Существуют строгие разграничения между дозволенным и недозволенным, принятым и неприятным, плохим и хорошим. Если человек хочет адаптироваться, тогда он должен знать, как живет общество, и соблюдать все приемлемые формы поведения и мышления.
Адаптивность – это сознательная способность человека подогнать свою психику и способы мышления под те шаблоны, которые существуют в социуме, чтобы получить поддержку, уважение и понимание со стороны окружающих людей. Это не предполагает полное подчинение человека к социуму. Здесь понимается лишь изменение себя на тех уровнях, где это требуется, с сохранением своего «Я», желаний, мыслей, взглядов и пр.
перейти наверх
История и теории – кто ввел понятие интеллекта
Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.
Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.
Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.
Теории интеллекта. | В чем ее суть. |
Общая теория интеллекта. | Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны. |
Основные умственные способности. | Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами. |
Теория интеллекта Пиаже. | Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций). |
Теория множественного интеллекта. | Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный. |
Триархическая теория интеллекта. | Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности. |
Теория эмоционального интеллекта. | Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями. |
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. | Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память). |
Признаки адаптивности
Адаптивность – это в психологии комбинация процессов аккомодации и ассимиляции. Под аккомодацией понимается изменение паттернов – схем действий личности с учетом новых требований. Ассимиляция рассматривается как процесс включения индивидом возникшей проблемной ситуации и вариантов ее решения в сформировавшуюся базу, состоящую из схем – поведенческих моделей. Признаки адаптивности:
- Взаимодействие с окружающей средой (социумом).
- Активность личности, направленная на воспроизведение приспособительных действий, которые противопоставляются пассивному наблюдению за событиями.
- Развитие личностных качеств и свойств, которые уменьшают влияние факторов среды.
Адаптивное поведение предполагает выбор таких поведенческих моделей, которые направлены на приспособление к ситуации, что способствует повышению успешности индивида в рамках социальной группы. Пример: «вливание» нового сотрудника в рабочий коллектив. Примерами группового адаптивного поведения могут служить формы приспособления людей к новым условиям жизни после перенесенных глобальных катастроф – военных действий, землетрясений, торнадо и других стихийных бедствий. Выделяют степени адаптивности:
- Индивид способен сдерживать эмоциональные порывы и импульсы, контролирует поведение, не допуская выхода за рамки, дозволенные утвержденным в социуме порядком. Человек подавляет наклонности и желания, которые противоречат нормам социума и доставляют дискомфорт, проявляя при этом незаурядную способность к самоконтролю. Такие люди обычно успешны и самостоятельны.
- Индивид стремится ослабить возникшее внутреннее напряжение при помощи изменения внешних стимулов – компонентов окружения. Человек пытается изменить мир, подгоняя его под рамки своего мировоззрения и личных интересов, что обычно является бесперспективной стратегией.
- Индивид полностью зависит от окружения, играет роль пассивного члена социума, который подвластен внешним воздействиям, что приводит к возникновению психологического дискомфорта, в тяжелых, затяжных случаях – к развитию депрессии, невроза.
На примере степеней адаптивности видно, что люди, обладающие развитым самоконтролем, способные корректировать свои поведенческие модели с учетом текущих обстоятельств без оглядки на внешние стимулы, которые обычно трудно, чаще невозможно изменить, обладают большим адаптационным потенциалом. Вывод: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя, изменив свои привычки и склонности.
Виды
Психологическая адаптация в обществе – это образование, категория, которая состоит из компонентов, отражающих взаимодействие индивида и других членов группы в совокупности. Компоненты индивидуальной адаптивности:
- Приятие норм и законов, установленных в обществе.
- Психологическая гибкость.
- Эффективное реагирование на новые условия, в том числе потенциально опасные.
- Способность направлять события в приемлемое для себя, желательное русло.
- Способность воспринимать ситуацию под углом выгодных, выигрышных для себя решений.
В рамках понятия социальной адаптивности рассматривают реализацию поставленных целей, достижение планируемых результатов, осуществление стремлений и желаний. Адаптивность коррелирует с толерантностью, которая влияет на легкость восприятия проблем, трудностей, возникающих в виде неприятия внешних условий, например, поведения и мировоззрения некоторых членов социума. Различают виды адаптации в психологии:
- Аллопластическая. Отражает изменения в окружающем мире, которые необходимы для удовлетворения потребностей индивида.
- Аутопластическая. Отражает личностные изменения, которые необходимы для приспособления к условиям окружающего мира.
- Поиск среды (социума), благоприятной для продуктивного, плодотворного функционирования.
Активно участвуя в жизни общества, индивид продуцирует условия окружающей среды, влияет на состояние внешнего мира, делая его более или менее благоприятным для удовлетворения потребностей. В процессе обучения и познания мира формируются навыки самопомощи, которые помогают индивиду справляться с трудными жизненными ситуациями.
Негативная адаптация предполагает полное отсутствие реакции на существующий внешний раздражитель, как приобретенный навык. Пример индивидуальной негативной адаптации: ребенок адаптируется к телесным наказаниям (тычкам, оплеухам, затрещинам), применяемым родителями, и со временем не воспринимает их, как слишком дискомфортное для себя ощущение в психологическом и физическом плане.
Другой пример: добыча средств к существованию после потери работы и невозможности в силу разных причин (пожилой возраст, низкая квалификация, отсутствие актуальных знаний в области, неспособность поддерживать интенсивный характер труда) найти новую. Пример групповой негативной адаптации: принятие утвержденного порядка в обществе, несмотря на понимание его несостоятельности и недочетов (наличие преступности и безработицы, коррупции и произвола власти).
Позитивная адаптация – приспособление к условиям текущей ситуации с осознанием позитивного влияния внешних стимулов. Пример индивидуальной позитивной адаптации: осужденный преступник адаптируется к положительным внешним условиям, в силу чего у него вырабатываются новые навыки и поведенческие модели, способствующие ресоциализации. Пример групповой позитивной адаптации: заимствование диаспорой (группой мигрантов) привычек, традиций, ценностей социальной группы, внутри которой они проживают в настоящий момент.
Особенности
Трудовой, профессиональной
Трудовая (производственная) адаптация может быть первичной (сотрудники, приступающие к работе без опыта) и вторичной (сотрудники, сменившие место работы). И оба случая требуют индивидуального подхода со стороны начальства и менеджеров.
Важный этап профессиональной адаптации , идентификация сотрудника. Идентификация может быть полной. В таком случае профессионал заинтересован в успехе своей деятельности.
Но если этот этап не был пройден/усвоен/завершен, человек будет безразличен к результатам своего труда и успешности компании/фирмы/бренда и т.д. Для завершения этапа необходимо наличие стимула к работе, контроль на вводном этапе, подготовка человека к работе на результат.
Как сделать процесс адаптации на новом рабочем месте максимально комфортным и безболезненным для всех его участников:
После армии
Будучи в армии человек проходит адаптацию. Он подстраивается под навязанный режим и подавляет собственные потребности/желания/порывы.
Поэтому после окончания службы необходимо пройти процесс адаптации еще раз, чтобы жить без дисциплинарных ограничений.
Солдат переносит модель поведения и взаимоотношений, уместных в армии, на гражданских людей, в результате чего возникает диссонанс и агрессия.
Так как стандарты поведения новобранцам прививаются достаточно жестко и категорично, адаптация может существенно затянуться.
Отдельные протоколы поведения закрепляются на всю оставшуюся жизнь.
После тюрьмы
Как приспособиться к условиям жизни после тюрьмы? Адаптация после тюрьмы осложнена тем, что социум отказывается идти навстречу преступникам. Т.е. приспособление является односторонним и потворствующим.
Лица, освобожденные из колонии, подвергались осуждению и клеймению, поэтому их самооценка существенно занижена.
Социальные ожидания человека разрушаются, так как он вынужден был общаться с криминальными элементами.
Поэтому не понимая принципов адаптации и не получив психологической помощи бывший заключенный рискует выпасть из социальной жизни.
Определение в психологии
Психофизиологическая адаптация – это способность человека к физиологическому и биологическому приспособлению в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Психофизиологическая адаптивность отражает навык приспосабливаться к природной среде. Адаптация в психологии – это такое свойство личности, которое отражает ее способность приспосабливаться к социальной среде, что указывает на освоение и принятие условий, диктуемых социумом.
Понятие адаптации в психологии тесно связано с процессом социализации, который предполагает формирование свойств и качеств личности под влиянием обучения и непрерывной познавательной деятельности. Этот феномен отражает процесс достижения социального равновесия, когда отсутствуют внутренние конфликты и противоречия с внешней средой (обществом).
Индивид приспосабливается к условиям внешней среды, применяя навыки, привычки, поведенческие паттерны, сформировавшиеся под влиянием личных мотивов и внешних стимулов, направленных от представителей социума. Внешние стимулы и внутренняя мотивация изменяют поведение индивида до такой степени, что воздействия перестают провоцировать какую-либо реакцию.
Достигнутое состояние отражает гармоничное единение индивида с окружающей социальной средой. Адаптивное поведение – это способность индивида соответствовать ожиданиям социума при сохранении внутренней удовлетворенности самой личности. Социальные ожидания вариабельны и зависят от пола, возраста, статуса индивида в рамках группы.
Адаптивное поведение ассоциируется с проявлением инициативы, умением принимать обдуманные, взвешенные решения, четким определением плана дальнейших действий, пониманием концепции своего будущего. Способность индивида к адаптивности указывает на моральную и психическую зрелость личности, свидетельствует о добровольной ответственности в рамках социальных обязательств.
Адаптированность рассматривается как результат успешного процесса адаптации. При этом адаптивность человека чаще отличается от конформизма – приспособленчества, пассивного принятия учрежденного порядка. Конформизм представляет собой одну из адаптационных стратегий. В других случаях личность активно совершенствуется, чтобы лучше адаптироваться в среде. При этом успешность индивида в социуме не всегда является отражением высокой адаптивности.
Уровни социальной адаптации
Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.
Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.
Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:
- общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
- социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
- индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.
Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.
Описание методики
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.
Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.
Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.
- Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
- Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
- Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
- Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Что такое адаптивность?
Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.
Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.
Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.
Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.
- Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
- Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.
Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.
Так, выделяют людей с:
- Низкой адаптивностью.
- Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.
Адаптивность происходит на трех уровнях:
- Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
- Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
- Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.
Понятие и определение в психологии
Социальная перцепция — что это такое в психологии
Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.
Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.
Адаптированный человек
Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.
Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.
Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.