10 основных мягких навыков и способы их оценки

Содержание

Пластичность и адаптация к изменениям в мире — необходимость, которая помогает людям достигать успеха. Рабочие и жизненные задачи — малая доля сложностей, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Чтобы легче справляться со всеми проблемами, необходима развитая когнитивная гибкость.

Как показывает опыт и практика, чем быстрее и проще человек справляется с трудностями, тем более развиты у него soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, когнитивная гибкость и так далее. В этой статье мы расскажем, как развивать когнитивную гибкость и значительно упростить свою жизнь.

Что такое эмоциональна гибкость

Проблема эмоциональной гибкости получает все большую актуальность, поскольку в мире, стремящимся к достижению и контролю не остается места спонтанному проявлению, вариативности собственного проявления и простому расслаблению. Таким образом, развитие эмоциональной гибкости тесно связано с умением расслабиться, а значит перестать тревожиться о каждом происходящем и не случившимся моменте и начать воспринимать жизнь через призму осознанности. Осознанность в данном контексте подразумевает сознательный выбор человеком своих эмоциональных реакций, который проще осуществить, переместив свое восприятие реальности из будущего или прошлого в настоящий момент. Включив свою ответственность и осознав возможность выбора своего реагирования на стимулы, полученные нервной системой, каждый обретает варианты реагирования, где можно выбрать разрушительный и подавляющий. А можно легкий и расслабленный.

Подобный выбор реакции доступен каждому человеку, поскольку является заложенным механизмом структуры мозга, где между поступающим стимулом и выдаваемой реакцией есть определенный промежуток тишины, когда не происходит ничего и совершается выбор как лучше отреагировать. Мы автоматизируем многие действия, а также многие свои реакции выдаем исключительно по привычке, но промежуток, необходимый для принятия решения остается, чтобы пропустить его, отреагировав привычным образом, или воспользоваться, чтобы увидеть иные пути изменений. Использование промежутка между стимулом и реакцией, повышение осознанности – это то, что отражает эмоциональную гибкость, а соответственно позволяет реализовывать все свои таланты и развиваться, преображая и расширяя собственную свободу.

Хорошая эмоциональная гибкость помогает справиться со многими внутренними трудностями, такими как заниженная самооценка, комплексы личностного развития, является отличным регулятором депрессивных и тревожных состояний, а в итоге может привести к значительным жизненным переменам. Вспомните переживания о возможном провале на собеседовании, способном довести многих до гипертонического криза, при этом значимость происходящего завышена и находится в отдаленном будущем, а переживания, причем довольно негативные происходят уже сейчас, если же вовремя осознать бессмысленность своих душевных терзаний, то непомерное повышение уровня тревожности начинает идти на спад, уступая место более продуктивным моделям поведения по поиску решений возможных трудностей.

Считать эмоциональную гибкость синонимом позитивности или стремлением испытывать только положительные эмоции не стоит, поскольку даже самый эмоционально гибкий человек испытывает негативные эмоции, разочаровывается, грустит, ему становится больно, но он способен рассмотреть эти эмоциональные периоды с различных сторон, дать им место, принять, проработать и отпустить. В этом, пожалуй, самое большое отличие – принять, осознать и отпустить, вместо того, чтобы беречь их внутри себя, скапливать и пускать по кругу проживания, нарушая работу нервной системы и дестабилизируя все жизненные процессы.

Такое качество добавляет жизни динамики и позволяет преодолевать значительные уровни испытываемого стресса, причем не с помощью наращивания панциря бесчувственности и неподвижности, а проявляя все те же характеристики живой психики, что и раньше (интерес, увлеченность, открытость). Это не значит, что человек, обладающий эмоциональной гибкостью, подстраивается под изменяющиеся ситуации – он выбирает каждый раз оставлять свои реакции и поведение прежними или изменить, при этом ориентируется на свои внутренние ценности и цели, соотнося их с изменениями окружающего пространства. Тяжелые переживания и трудные мысли не игнорируются, а просто исключаясь из своего восприятия, используются как маяки и маркеры происходящего, позволяющие лучше оценить ситуацию, помогают заметить, как что-то идет не так, и найти пути исправления движения.

Признаки адаптивности

Адаптивность – это в психологии комбинация процессов аккомодации и ассимиляции. Под аккомодацией понимается изменение паттернов – схем действий личности с учетом новых требований. Ассимиляция рассматривается как процесс включения индивидом возникшей проблемной ситуации и вариантов ее решения в сформировавшуюся базу, состоящую из схем – поведенческих моделей. Признаки адаптивности:

  1. Взаимодействие с окружающей средой (социумом).
  2. Активность личности, направленная на воспроизведение приспособительных действий, которые противопоставляются пассивному наблюдению за событиями.
  3. Развитие личностных качеств и свойств, которые уменьшают влияние факторов среды.

Адаптивное поведение предполагает выбор таких поведенческих моделей, которые направлены на приспособление к ситуации, что способствует повышению успешности индивида в рамках социальной группы. Пример: «вливание» нового сотрудника в рабочий коллектив. Примерами группового адаптивного поведения могут служить формы приспособления людей к новым условиям жизни после перенесенных глобальных катастроф – военных действий, землетрясений, торнадо и других стихийных бедствий. Выделяют степени адаптивности:

  • Индивид способен сдерживать эмоциональные порывы и импульсы, контролирует поведение, не допуская выхода за рамки, дозволенные утвержденным в социуме порядком. Человек подавляет наклонности и желания, которые противоречат нормам социума и доставляют дискомфорт, проявляя при этом незаурядную способность к самоконтролю. Такие люди обычно успешны и самостоятельны.
  • Индивид стремится ослабить возникшее внутреннее напряжение при помощи изменения внешних стимулов – компонентов окружения. Человек пытается изменить мир, подгоняя его под рамки своего мировоззрения и личных интересов, что обычно является бесперспективной стратегией.
  • Индивид полностью зависит от окружения, играет роль пассивного члена социума, который подвластен внешним воздействиям, что приводит к возникновению психологического дискомфорта, в тяжелых, затяжных случаях – к развитию депрессии, невроза.

На примере степеней адаптивности видно, что люди, обладающие развитым самоконтролем, способные корректировать свои поведенческие модели с учетом текущих обстоятельств без оглядки на внешние стимулы, которые обычно трудно, чаще невозможно изменить, обладают большим адаптационным потенциалом. Вывод: чтобы изменить свою жизнь, нужно начать с себя, изменив свои привычки и склонности.

Адаптивность к изменениям

Около 2500 лет назад греческий философ Гераклит заметил, что единственной константой является изменение. Это утверждение не совсем верно в современном цифровом, взаимосвязанном мире. Теперь единственной константой является постоянно увеличивающаяся скорость изменений. Смысл этого для организаций прост: все, что делает компания сейчас, вероятно будет, неправильным через три года.

Независимо от отрасли или географии компании обязательно произойдут изменения, которые потребуют от нее значительного переосмысления своего стратегического направления или операционного подхода. Это может быть результатом экономики, технологий, правил, рынков труда, потребительских предпочтений или других факторов. Компании могут быть не в состоянии предсказать, когда произойдут эти изменения, или понять их влияние до тех пор, пока они не произойдут. Но как только они начнутся, компаниям необходимо быстро адаптироваться. И важнейшая часть адаптации — это заставить сотрудников делать в будущем вещи, которые значительно отличаются от того, что они делали в прошлом.

Управление адаптивностью

Часто задается не правильный вопрос: как компании могут обучать сотрудников адаптироваться?. Люди рождаются адаптивными, это называется обучением. Вопрос не в том, как научить людей приспосабливаться, а в том, как управлять людьми таким образом, чтобы раскрыть наши врожденные адаптивные способности.

Люди боятся плохо управляемых перемен

Управление адаптивностью требует понимания психологических факторов, которые влияют на то, как люди реагируют на изменения. Люди не боятся перемен. То, чего они боятся, — плохо управляемых изменений. Они боятся потерять ценные ресурсы или быть вынужденными делать то, что они не хотят делать. Но изменения в правильных условиях стимулируют. Это чувство развития новых возможностей, преодоления трудностей и достижения значимых целей. Люди реагируют двумя способами, когда сталкиваются со значительными изменениями. Одним из них является принятие образа жизни выживания. Другой способ — принять образ мышления роста.

Три потребности

От того, будут ли сотрудники придерживаться образа мышления выживания и роста, зависит то, соответствуют ли их рабочие места трем основным, врожденным психологическим потребностям, отражающим потребность в достижениях, принадлежности и безопасности.

1. Необходимость достижения Люди рождаются с желанием достичь значимых целей

Ключевой частью управления адаптивностью является обеспечение того, чтобы сотрудники видели связь между своей работой и тем, что для них важно, помимо простого просиживания рабочего времени и получения зарплаты.

2. Необходимость присоединения Люди — это социальные животные

Важно, чтобы у сотрудников было чувство принадлежности к группам на работе, которые ценят их вклад. И важной частью управления адаптивностью является создание связей и поддерживающих отношений между сотрудниками, которые сталкиваются с аналогичными проблемами.

3. Необходимость в безопасности Увеличивающиеся уровни изменений создают большие уровни неопределенности, неопределенность создает чувство незащищенности, а отсутствие безопасности создает стресс. Часть управления адаптивностью помогает сотрудникам справляться со стрессом, присущим быстро меняющемуся миру, и контролировать его. Это начинается с создания благоприятной рабочей среды, где менеджеры и лидеры проявляют чувство сочувствия и понимания к рабочим и личным трудностям, с которыми сталкиваются сотрудники, стремясь адаптировать их к новым трудовым проблемам. Это также включает предоставление сотрудникам знаний и ресурсов, чтобы помочь им справиться со стрессом здоровым образом.

Разблокировка адаптируемости к изменениям

То, как люди реагируют на изменения, зависит от того, чувствуют ли они себя мотивированными, находятся ли в безопасности, могут ли попросить о поддержке. Компании не могут контролировать скорость изменений, с которыми сталкиваются их организации или их сотрудники. Но они могут контролировать, как они управляют сотрудниками. И они должны по-разному управлять сотрудниками, если хотят добиться успеха в мире ускоряющихся изменений. Это требует сосредоточения на фундаментальных психологических потребностях, которые раскрывают уникальную врожденную способность человека адаптироваться к меняющимся условиям.

Что такое адаптивность?

Адаптивность является широким понятием, а не просто качеством человека. Абсолютно все люди являются адаптивными. Отличается лишь то, каким образом люди адаптируются к условиям жизни и насколько успешными являются эти модели и стратегии, которые человеком были выбраны. Что такое адаптивность? Это качество личности, которая изменяется и варьируется в своем мировоззрении и поведении, в зависимости от условий внешней среды.

Человек не живет в стабильных условиях жизни. Мир постоянно меняется. Меняются законы государства, общество становится другим, в природе могут возникать различные непредвиденные погодные катаклизмы и пр. Уже переезд человека на новое место жительства ставит его в новые условия. Первое попадание в детский садик или школу, первый приход на работу, где необходимо знакомиться с новыми людьми. Даже первый опыт ведения семейной жизни.

Можно сказать, что умение достигать поставленных целей – это способность человека адаптироваться к тем условиям, в которых он проживает или находится. Эти условия могут меняться. Если человек способен быстро перестроиться под новые обстоятельства и найти такие способы дальнейшего поведения, которые помогут ему и дальше достигать своей цели, тогда он будет успешным человеком.

Это отличается от поведения индивида, который не достигает целей. Отсутствие желаемого говорит либо о том, что человек не слишком его желает, либо о том, что он просто плохо адаптируется к новым условиям жизни.

  • Наиболее адаптивным человек является в детстве, когда он еще ничего не знает и не умеет. Все, чему он учится, соответствует тем условиям, в которых он проживает.
  • Наименее адаптивным человек становится с годами. Чем старше человек, тем менее он адаптируется. Это больше связано с менталитетом, который гласит о том, что более старшие люди являются мудрыми и опытными. На самом деле люди, которые уже достигли своего пенсионного возраста, наработали те навыки, которые были более-менее эффективны в тех условиях, в которых они вырабатывались. Если время изменилось, нравы в обществе поменялись, тогда опыт старшего поколения может быть бессмысленным и мало эффективным.

Если понаблюдать, то пожилые люди достаточно часто вспоминают о тех годах, когда они сами были молодыми, о тех ценах, которые тогда существовали, о тех нравах в обществе, которые тогда наблюдались. Если человек не желает меняться и приспосабливаться к условиям современного мира, тогда он начинает вспоминать о прошлом, полагая, что тогда жилось лучше. На самом деле человек просто умеет жить в других обстоятельствах жизни, а не в тех, которые бытуют сейчас.

Так, выделяют людей с:

  • Низкой адаптивностью.
  • Высокой адаптивностью. Она позволяет человеку не бояться жить в постоянно меняющемся мире, поскольку он всегда готов меняться, пересматривать свои привычки и взгляды, жить по-новому, обучаться и т. д.

Адаптивность происходит на трех уровнях:

  1. Биологическом – способность человека следить за своим здоровьем и находить способы его сохранения в любых условиях окружающего мира.
  2. Социальном – наработка навыков и умений человека существовать с другими людьми, анализировать ситуации, быстро меняться, находить выходы из конфликтных событий, находить общий язык с людьми и пр.
  3. Психологическом – умение человека сохранять внутренний баланс и равновесие, независимо от окружающий условий жизни.

Когнитивная или Умственная гибкость

Когнитивная гибкость играет значимую роль в обучении и способности решать сложные задачи. Она помогает нам выбрать стратегию, которой мы должны следовать, чтобы адаптироваться к различным обстоятельствам, возникающим у нас на пути. Это даёт нам возможность получать информацию из окружающей среды и гибко реагировать на неё, корректируя поведение в соответствии с изменениями и требованиями ситуации.

Человек с хорошей Умственной или Когнитивной Гибкостью имеет следующие особенности:

  • Хорошая когнитивная или умственная гибкость позволяет нам быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды.
  • Когнитивная гибкость помогает нам выдержать изменения, которые могут возникнуть в процессе решения проблем или выполнения задач. Она позволяет нам видеть альтернативы.
  • Люди с хорошей Когнитивной Гибкостью с лёгкостью переходят от одного вида деятельности к другому и знают как правильно вести себя в любой ситуации.
  • Они могут увидеть несколько измерений одной и той же реальности, оценить ситуацию с разных точек зрения и установить скрытые связи, что даёт им возможность найти несколько решений одной проблемы.
  • Люди с умственной гибкостью лучше переносят ошибки и изменения в планах, им легче поставить себя на место другого человека и достичь общих договорённостей.

Когнитивная гибкость является одной из основных высших когнитивных способностей метапознания и частью процессов, которые называются Исполнительными Функциями. Исполнительные Функции имеют решающее значение для успеха и развития как в учёбе, так и в жизни. Они позволяют нам формулировать цели, строить и осуществлять планы, контролировать и корректировать действия, ориентируясь на результат.

Умственная Гибкость связана с уровнем развития интеллекта, мышления и умением найти гибкий и эффективный подход к решению новых проблем.

Высокая когнитивная гибкость позволяет нам учитывать другие убеждения, ценности, идеи или способы мышления, помогая понимать точку зрения других людей и оценивать иные варианты, помимо своих собственных. Таким образом, Умственная Гибкость также тесно связана с эмпатией и способом социального взаимодействия.

Как проявлять гибкость

1. Учитесь справляться с первичной реакцией

Что обычно происходит, когда срываются планы?

Первая реакция – поднимается волна эмоций: агрессия, раздражение, возмущение. Эта реакция непроизвольная, инстинктивная.

Осознайте, что это просто реакция, пропустите через себя эмоции, сбалансируйтесь и сделаете осознанный выбор, как поступить в этой ситуации.

С опытом, когда вы научитесь проявлять гибкость, вы не будете реагировать. У вас не будет эмоционального всплеска  или острой реакции на меняющиеся обстоятельства.

Пример. Поломался компьютер, а вам нужно работать. Если решить этот вопрос в ближайшее время не получается, подумайте, для чего вам эта ситуация.

С одной стороны вы остались без возможности работать, а вам нужно многое успеть.

С другой стороны, может, это как раз удобный случай сделать то, что давно хотели, или  просто подумать о своих целях и, возможно, пересмотреть их в спокойной обстановке.

Главный смысл здесь такой – вы НЕ впадаете в состояние жертвы: “Как же так? Что же теперь делать?”

Вы принимаете необходимые меры в сложившейся ситуации, делаете все, что от вас зависит и переключаетесь на другую задачу, пока ждете разрешения вопроса.

2. Научитесь встраиваться в поток

Быть гибким – значит уметь лавировать в меняющихся обстоятельствах, видеть новые возможности в новых условиях.

Не продавливайте ситуацию, если у вас не получается с нескольких попыток. Остановитесь, переключитесь на что-то другое.

Вполне возможно, что ответ придёт как раз в этот момент, когда вы будете заняты совершенно другим делом.

Когда вы позволяете себе быть в потоке, вы принимаете, что не все зависит от вас. При этом у вас есть возможность выбрать наилучший способ проживания текущей ситуации.

3. Снизьте уровень ожиданий

Старайтесь не зависеть ни от кого и не ожидать, что ваши планы реализуются именно так, как вы задумали.

Даже самые надежные договоренности могут не сработать. Никогда не знаешь, что ждет завтра. Ситуация может измениться в любой момент.

Всегда допускайте некоторый процент, что ваши планы могут не осуществиться. Если так произойдет, вы не будете винить обстоятельства или человека в нарушении обязательств.

Если у вас нет ожиданий, то нет и страданий: “Не получилось, значит не мое, или не мой способ, или меня ждет что-то лучше этого”.

Когда мужчина говорит, что будет любить всегда, а через месяц у него появляется другая, поздно рассчитывать, что он на вас женится.

Все, ситуация изменилась. Закрываем эту страничку и идём дальше.

4. Продумывайте запасные варианты

Если вы планируете сделать что-то важное, заранее позаботьтесь о плане Б, а то и В. Просчитайте свои действия на несколько шагов вперёд. Если ваш план рухнет, вы переключитесь на альтернативные варианты

Если ваш план рухнет, вы переключитесь на альтернативные варианты.

При таком отношении вас не застать врасплох, вам всегда будет чем заняться.

Пример. Вы хотели поехать на природу на выходные. Все для этого подготовили, но погода испортились, поездка стала невозможной.

Перейдите к плану Б – сходите, например, в спа-салон, в кино, организуйте встречу с друзьями.

Главное не зависать на том, что НЕ получилось, а извлечь пользу из ситуации. Вы же не знаете, что вас могло ожидать в той поездке. Вдруг высшие силы уберегли вас от чего-то неприятного.

5. Будьте гибкими по отношению к вашим целям

Будьте готовы, что ваши заветные желания могут измениться. Пересматривайте на истинность их при любой возможности.

Если вы взялись за реализацию какого-то намерения, учитывайте все возможности и обстоятельства. Все может измениться, и ваше желание тоже.

Будьте готовы его трансформировать, а при необходимости даже отказаться от него.

Не путайте это с неспособностью доводить дело до конца. Вы меняетесь каждый день, растете, ваши желания тоже становятся другими.

То, что манило и привлекало вас вчера, сегодня может оставить равнодушным.

Пример. Девочка в детстве мечтала о кукле Барби. Родители ей не покупали, потому что не было денег. Она дала себе клятву, что купит ее обязательно на первые заработанные деньги.

Но когда время первого заработка пришло, она и не вспомнила о кукле, потому что выросла, и у нее появились совсем другие интересы.

Практикуйтесь в проявлении гибкости.

Ищите поводы, чтобы отточить это умение. И постепенно вам даже самые сложные задачи будут казаться простыми. А жизнь станет гораздо разнообразнее и интереснее.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Искусство эмоциональной гибкости

Никто не рождается с умением саморегуляции: малыши не могут заснуть, пока их не укачают, а дети постарше не в состоянии спокойно постоять в очереди в кассу в продуктовом магазине. Дети общаются через эмоции.

Ко школьному возрасту большинство из нас уже умеют сдерживать эмоциональные реакции в сложных ситуациях — применяя позитивное мышление или отвлекаясь на что-нибудь.

Мы понимаем, что можем контролировать эмоции, и что они не должны управлять нами — а это самый важный аспект благополучия. Справедливо будет сказать, что эмоциональная регуляция — жизненно важная часть социального взросления и один из столпов психического здоровья.

Однако просто преодоление эмоциональных реакций и управление эмоциями

— это совсем не одно и то же. Эмоциональная регуляция направлена на предотвращение негативной реакции, а управление эмоциями помогает использовать их для личностного и профессионального роста.

Психолог, профессор Гарвардской медицинской школы Сьюзан Дэвид называет практику управления эмоциями посредством внимательного взаимодействия с ними «эмоциональной гибкостью».

«В отличие от позитивного мышления и избегания, которые придают чрезмерное значение мыслям, эмоциональная гибкость — это набор навыков, основанный на способности воспринимать собственные эмоции, маркировать и понимать их, а затем осознанно двигаться вперед», — пишет Дэвид.

Если эмоциональная регуляция — это наука, то эмоциональная гибкость — это искусство. Обладая умением стратегически воспринимать и обуздывать эмоции, мы можем развивать творческие, коммуникативные и лидерские способности. Об этом пишет и социолог Джозеф Гренни.

Он говорит: «Умение распознавать, формировать эмоции и держать их под контролем — основной навык, который поможет углубить близость с любимыми, усилить свое влияние на работе и развить способность превращать идеи в результаты».

Как развить гибкость мышления?

Психологи, занимающиеся развитием, установили, что когнитивная гибкость развивается в возрасте от 3 до 4 лет и что для ее появления требуется широкий спектр когнитивных способностей, которые также развиваются в этом возрасте. Согласно исследованиям психологов по развитию, контроль внимания, памяти, импульсного контроля и мышления, абстрактные и концептуальные — это некоторые из навыков, которые позволяют людям развивать когнитивную гибкость.

Избавление от страхов

Не бойтесь пробовать что-то новое: научитесь танцевать, выучите новый язык или приготовьте новый рецепт. В исследовании пожилых людей в течение трех месяцев они занимались различными новыми и сложными видами деятельности, после чего продемонстрировали значительное улучшение творческих способностей, способности решать проблемы и других показателей «подвижного интеллекта». Умственной гибкости способствует новизна, которая способствует росту и развитию мозга на протяжении всей жизни.

Способность экспериментировать

Планируйте быть спонтанным: регулярно меняйте свой распорядок, если вы хотите прогуляться, измените маршрут, отправляйтесь в новые направления, время от времени меняйте свой план. Смешайте свое мышление: новаторские и творческие идеи часто возникают после смешивания периодов сосредоточенного мышления и рассеянного внимания. Поэтому у вас есть время, чтобы сосредоточиться на проектах или задачах, намеренно, а иногда и разрозненно, например, во время просмотра телевизора.

Выход за рамки

Измените контекст и/или среду: возьмите отпуск, прогуляйтесь по кварталу, сделайте перерыв, сделайте перерыв на кофе или чай. Измените контекст и/или свое окружение, и вы почувствуете изменение менталитета. Физические упражнения также дают отличный умственный импульс.

Пересмотр убеждений

Ставьте под сомнение свои мысли и слова: осознавайте, что вы думаете и говорите. Не связывайтесь и не зацикливайтесь на одном образе мышления. Наблюдайте за своим языком. Удалите те мысли и слова, которые вам не служат и/или не помогают, замените их продуктивными идеями и фразами. Взгляните на привычный порядок вещей по другим углом, представьте себя на месте другого человека.

Развитие индивидуальности

Будьте гибкими с другими, но также и с собой. Чтобы развить этот навык вовне, мы должны начать с внимания к себе, с подчеркивания своей индивидуальности. Может быть, вы слишком многого требуете от себя? Часто ли вы испытываете чувство вины? Ты себя наказываешь? Прислушиваться к себе, заботиться о себе, терпеть себя и прощать себя — это часть рабочего процесса, поскольку невозможно сохранять гибкость в отношениях с другими, если мы не проявляем гибкости по отношению к себе.

Примеры

Процесс адаптации сопровождает человека всю его жизнь с самого рождения. Так, появившийся на свет ребенок является биологическим организмом, полностью лишенным опыта существования в мире и взаимодействия с окружающими людьми.

По мере взросления новорожденный осваивает первые социальные приемы общения: улыбка, смех, требование внимания, проявление расположения и т.д.

В дальнейшем получая информацию от родителей и других людей, ребенок приспосабливается к окружающим его обстоятельствам и учится соотносить свои потребности с требованиями окружающей среды.

Важным этапом в детстве является поступление в детский сад. Здесь приобретаются навыки коммуникации, сотрудничества, послушания и т.д.

В дальнейшем ребенок попадает в школу, где он оказывается перед необходимостью осуществления познавательной деятельности, выстраивания отношений с одноклассниками и учителем.

Если в детском саду все требования в основном сводились к послушанию и соблюдению общего распорядка, то в школе возникают обязанности, подлежащие оценке со стороны других членов общества.

Во взрослой жизни переходными этапами становятся такие события, как начало профессиональной деятельности, смена коллектива, служба в армии, перевод на другую должность, начало семейной жизни, появление детей и т.д.

Каждый новый жизненный этап требует умения проявлять адаптивное поведение, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Как развить эмоциональную гибкость

Самое важное на пути к эмоциональной гибкости – принять себя. Сделать это нужно спокойно и честно, не кидаясь в агрессивные формы: «Я такая, какая есть

Я не буду другой!». Принять себя – в первую очередь, назвать вещи своими именами. «Я могу чувствовать радость, могу чувствовать грусть. Я добрая и трудолюбивая, но часто опаздываю и бывают рассеянной».

Внимательно посмотри на себя.

Сейчас, когда ты приняла себя во всем многообразии чувств, поведенческих моделей, эмоций, ты готова посмотреть на себя без предубеждений, но с интересом. Что за чувство ты сейчас испытываешь? Откуда и зачем оно взялось? Почему ты так себя ведешь? Это действительно соответствует ситуации, или это – стереотип, «застрявший» в твоей психике?

Отойди на расстояние.

Речь о том, чтобы позволить себе дистанцироваться от чувств и эмоций. Например, отдели от себя злость. Ты – не злая. Ты испытываешь злость. Казалось бы, мелочь! Но вопрос формулировок в данном случае становится камнем преткновения. Говоря: «Я злая», ты приравниваешь себя к злости. А это не так! Ты ≠ твои мысли и эмоции.

«Эмоциональная Гибкость». Сьюзен Дэвид

Выбирай свою дорогу.

«На расстоянии», скорее всего, ты сделала вывод, что чувства и мысли – это лишь часть тебя

Отлично! Теперь, в промежутке между тобой и мыслями, можно посмотреть в будущее, обратить внимание на ценности, долгосрочные цели, сформулировать желания. Цели и ценности, подобно подсветке на взлетной полосе, будут указывать тебе верное направление

Маленькими шагами.

Продвигайся вперед маленькими шагами. Больше всего на жизнь влияют небольшие, но осознанные изменения. Главное, чтобы они согласовывались с твоими ценностями. Маленькие шаги позволят тебе сохранить баланс между задачей и уверенностью. Не пытайся «поднять» то, что тебе не по силам.

Откажись от позитивного мышления.

Когда-то этот рецепт счастья был актуален и востребован. Но недееспособен. Задумайся, что общего у жестких позитивных формулировок и эмоциональной гибкости? Позитивное мышление – это игнорирование всего «непозитивного». О каком принятии себя может идти речь?

Качество гибкости

Подвижность скелетно-мышечной системы зависит от нескольких факторов:

  1. Строения суставов: их форма, толщина суставного хряща, длина суставных поверхностей. Наличие костных выступов также имеет значение.
  2. Степени эластичности мягких тканей.
  3. Силы мышц, осуществляющих движения в суставах.

Форма суставов может быть:

  • шаровидная;
  • эллипсовидная;
  • блоковидная;
  • седловидная;
  • плоская;
  • цилиндрическая.

Шаровидные суставы (тазобедренные, плечевые) обладают максимальной анатомической гибкостью тела. Седловидные, плоские и блоковидные суставы от природы подвижны меньше всего. Анатомическая подвижность прямо пропорционально зависит от длины и кривизны суставных поверхностей.

Из всех мягких тканей костно-мышечной системы наибольшей растяжимостью обладают мышцы. Их длина может увеличиться на 30-50% от первоначальной. Связки и сухожилия куда менее эластичные. Но эластичные способности мягких тканей увеличиваются благодаря высокой температуре, обеспечивающей приток крови к ним.

Поэтому так важно делать разогревающую разминку перед упражнениями на растяжку. Эффект будет продолжаться, пока кровообращение ускорено

После охлаждения максимально возможная амплитуда движений уменьшается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: