Что такое оценочные суждения и как они портят нам жизнь

Так в чём же опасность симптомального чтения par excellence?

Я приведу вам очень простой пример, из жизни. Представьте себе, что молодой человек приходит домой и, проходя через гостиную к себе в комнату, говорит, обращаясь к маме: «Мама, я сегодня очень устал. Я, пожалуй, рано лягу. Пожалуйста, не зови меня к телефону, если мне будут звонить друзья, и если можно, сделай потише телевизор».

Вы, конечно, знаете, что ответит ему мама, вместо того, чтобы сказать: «Ладно, я поняла».

  • Мама спросит (нет, будет утверждать): «Вася, ты поссорился с девушкой, с этой дурочкой, она же тебя не стоит!»
  • Или: «Вася, ты заболел, ты пил холодную воду из кулера и заболел, я же тебе говорила про твои гланды».
  • Или: «Вася, ты за что-то на нас с папой сердишься».

Виды каузальной атрибуции

В зависимости от того под каким углом рассматривают ситуацию, является и получившийся результат. Различают следующие виды:

  1. Личностная атрибуция. Приписывание причин неудач непосредственно личности;
  2. Обстоятельственная. Обвинение сложившихся обстоятельств;
  3. Объектная. Причина в самом объекте.

Интересно то, что позиция человека определяет направленность его мышления. Сам участник чаще всего обвиняет обстоятельства. Наблюдатель видит мотив неудачи в личности (участнике). Это происходит из-за того, что ни тот, ни другой не представляет себе полностью правдоподобной картины. Получается, что атрибуция представляет собой субъективное, следовательно, зачастую ошибочное мнение.

Ещё один пример. Стеснительный парень наконец-то решил познакомиться с девушкой. Заранее всё обдумал, даже репетировал свою речь. В общем, и самооценку себе он тоже поднял. Он знакомиться с ней на улице, а она почему-то отказывается от подвернувшегося случая знакомства. Парень сразу же выстраивает всевозможные гипотезы. Он думает: «может, дело во мне, может, я ей несимпатичен; может она просто не в настроении» и т.п. Эти мысли могут быть как отдельно, так и приходить одна за другой.

В то же время правильное понимание причин поступков человека очень важно для сохранения отношений между людьми. Мотивы поведения надуманные могут очень сильно отличаться от мотивов действительных

Но так получается, что иной раз человек не может спросить, уточнить какие-то моменты и поэтому вынужден воспользоваться своим воображением.

Фактический характер — что это?

Фактический характер присущ определенным событиям, которые уже по факту совершились. В последующем данные ситуации будут являться определенные основой для оценочных суждений, для проведения анализа. Как оцениваются данные события, какие утверждения можно отнести к фактическому характеру? Давайте разбираться вместе.

Случившееся и произошедшее действие опровергнуть нельзя, но можно проанализировать и оценить. Чтобы понять  фактический характер, стоит рассмотреть его на примере следующих утверждений:

  • «кризис в экономике страны автоматически приводит к увеличению количества безработных граждан»;
  • «после окончания военных действий потребуется немало финансовых вложений на восстановление разрушенных населенных пунктов».

Подобные утверждения  эмоционально не окрашены.  Они просто констатируют наступление тех или иных последствий после определенных событий.

Оценочное суждение и оскорбление

Согласно статье 152 Гражданского кодекса, любой дееспособный житель страны имеет полное право на защиту чести и достоинства в судебном порядке. Подвергшийся оскорблению вправе требовать:

  • Опровержение информации таким же образом, которым она была опубликована;
  • Приостановки дальнейшего распространения нежелательной информации: уничтожение бумажных носителей, дисков и т.д.;
  • Относительно новое положение – возможность удалить недобрую славу о себе во Всемирной Сети и из поисковой выдачи;
  • Получение компенсации за моральный вред и прочий ущерб.

Однако не всякое высказывание, показавшееся оскорбительным, является незаконным. Как пояснил в 2005 году Верховный Суд, всякий раз при рассмотрении подобных дел необходимо проводить разграничение между:

  • Данными, соответствие которых действительности можно проверить;
  • Оценочными высказываниями, степень правдивости которых определить сложно или невозможно.

Грань между двумя типами высказывания бывает очень тонка и зачастую очень сложно проводима.

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление — это конкретное событие, а теория — схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Типы и примеры

В основном, существует четыре типа моральных суждений. Моральные суждения отвечают той же модели логического мышления, поэтому:

  • Утвердительное или отрицательное моральное суждение; как, например, «это не неправильно убивать кого-то, кто убил вашу семью»
  • Универсальное, частное или единственное моральное суждение; такие как «все пожарные делают свою работу правильно»
  • Гипотетическое моральное суждение; как, например, «если подросток поступит в эту школу, он станет религиозным фанатиком»
  • Моральное суждение проблематично; как например «обязательно все арабы вовлечены в террористическую деятельность».

Что такое оценочное суждение?

Оценочное суждение — это коктейль из реальных фактов и вашего личного мнения на этот счет.

Например: «Пиши, сокращай» содержит инструкцию по работе с текстами.

Это факт. Он существует. А теперь добавляем немного личного мнения:

«Пиши, сокращай» — это лучшая инструкция по работе с текстами.

И еще немного личного мнения.

«Пиши, сокращай» должна быть вашей Библией, если вы хотите работать с текстами. Каждый уважающий себя копирайтер должен знать ее наизусть.

Оценочное суждение строится на базе личного опыта каждого отдельного человека, на его восприятии современных тенденций. По-своему оно может стать даже системной ошибкой выжившего.

Оно неплохо работает, когда человек делится своим мнением, например, в обсуждении

Личная оценка дает эмоциональную окраску и показывает существующие факты под новым углом — это важно при живом общении. Также оценочные суждения помогают нам закрепить свою позицию в группе: наши мнения либо совпадают, либо противоречат взглядам группы, что тоже дает нам особый статус в сообществе

Волшебную таблетку для легкости общения пока не придумали, но наш курс «Социальный интеллект» поможет вам избавиться от неловких пауз.

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность

Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков

Примеры оценочных суждений

  1. Я не думаю, что математика так важна.
  2. Важнее быть высоким, чем стройным.
  3. Действия Соединенных Штатов во Второй мировой войне непростительны.
  4. В мире слишком много людей.
  5. Лучшая война из всех — та, которой у тебя никогда не было.
  6. В мире не должно быть светофоров, они не нужны.
  7. Английский — очень плохой язык по сравнению с испанским.
  8. Наполеон проиграл при Ватерлоо, потому что французские солдаты не очень храбрые.
  9. Есть люди, которые не заслуживают смерти.
  10. Чтобы совершить самоубийство, нужно быть очень эгоистичным.
  11. Те, кто сожалеет о пережитом, тратят время зря.
  12. Год — это слишком большой срок.
  13. Во всем мире придется запретить употребление алкогольных напитков.
  14. Женщины намного превосходят мужчин почти во всем.
  15. Это правительство — полный позор для страны.
  16. Всегда хорошо иметь дома много книг.
  17. Работы этого художника не должны стоить таких денег.
  18. Не думайте о возвращении в прошлое.
  19. Бедные бедны, потому что хотят.
  20. Религия — это опиум для народов.

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.

(тренинги НЛП)

Знаете, отчего мы такие нервные, когда общаемся с людьми? Знаете, отчего большинство знакомых мне людей сами записывают себя в «социопаты»?

Дело в том, что большинству людей мы позволяем оказывать влияние на нашу личность (она же — идентичность)!

Пресекать это нужно ещё в детстве…

Вот, например…. Если Вашему ребенку делают замечания посторонние люди… (что считается абсолютно недопустимым в современном мире — хотя мысль для соотечественников и спорная), то как нужно на это реагировать его родителям?

Психологи советуют применять одну неожиданную, ёрническую и смешную технику. Обучите своего ребёнка «волшебной» фразе, которая работает сродни настоящему волшебному заклинанию:

«Моя мама учит меня, что не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения»

.

Если Ваш ребёнок научится произносить эти слова с очень чёткой дикцией и (обязательно!) доброжелательно-уверенной интонацией, то заклинание подействует как гарри-поттеровское «Окаменей!»…

Секрет успеха (и педагогичности) этой техники как раз и состоит в том, что НЕ ВСЯКИЙ РЕБЁНОК сможет удовлетворить этим трём простым условиям:

  • сможет запомнить эту фразу,
  • сможет сказать её с хорошей дикцией,
  • сможет сказать её в благожелательно-уверенном тоне.

Однако, если Вы воспитываете своего ребёнка так, что ему будет нетрудно справиться с вышеперечисленными условиями, то это означает только одно:

Вы уже и так ОТЛИЧНО СПРАВЛЯЕТЕСЬ со своими родительскими обязанностями и в «помощи» посторонних дядь и тёть не нуждаетесь. А кроме того, Ваш ребёнок (будучи уже таким, какой он есть) не заслужил никаких псевдопедагогических реплик со стороны.

Если Вы уже выросли и давно не ребёнок — не печальтесь. Эту же фразу можно произносить и взрослым людям (в некоторых ситуациях), опуская её первую часть про маму или заменяя её на «Современная психология учит»…

не всякое оценочное суждение должно служить модификатором поведения

НЛП-тренеры работают с людьми, которые по своей работе вынуждены выслушивать чужую критику и даже отвечать на неё.

Чаще всего, все «критиканы» в своей критике занимаются не разбором возникшей проблемы, а прямо нападают на Вашу идентичность,то есть, иными словами, переходят «на личности», обсуждая цвет ваших глаз и волос, ваших родителей и ваши человеческие качества (которые им, кстати, неизвестны).

Но мы все устроены так, что все эти нелогичные и неприличные нападки воспринимаем близко к сердцу — позволяем посторонним (и вообще — другим) людям оказывать воздействие на нашу личность…

В предыдущей статье на нашем сайте («Пять уровней мышления по НЛП или Разбор полётов по НЛП») мы уже говорили о существовании пяти уровней бытия, которые мы видим и которые обвиняем, когда сталкиваемся с некоей проблемой, с внештатной задачей.

Напомню их вкратце:

разбирая проблему, можно ссылаться на внешнее окружение
, внешние обстоятельства. Я плыл плохо, потому что на море были волны.
своё
не успешное поведение
. Я зачем-то полез купаться в шторм, свалял дурака.
Разбирая проблему, можно видеть (и винить) уровень своих способностей
. Я плохо плаваю на волнах, поэтому я и проплыл плохо. Надо бы подучиться.
Разбирая проблему, можно говорить о ценности или отсутствии ценности
у данной ситуации

Можно сказать: да какая разница, как я проплыл — побарахтался в своё удовольствие, а больше мне ничего и не надо (снижаем важность ситуации) Можно сказать: Но ведь я проплыл — а некоторые на моём месте вообще бы в море не полезли. В прошлом году я с такими волнами вообще к морю не подходил (повышаем ценность того, что имеем).
И наконец, разбирая проблему, можно видеть толькоуровень идентичности
, то есть, во всём обвинятьличность человека

И тогда мы говорим: Вот всегда я так — вылезу куда-нибудь и опозорюсь. Потому что я хвастун, слабак и дурак впридачу…

Оценочные суждения — это негатив. Как бороться с этим?

Говорите с критикующим на равных, не переходя на личности. И дайте ему понять, что все сказанное им вы прекрасно понимаете. Человек, который прибегает к таким замечаниям, осознает, что перед ним собеседник, не терпящий подобного обращения.

Согласитесь с критикой, но сделайте это без лишних эмоций. Не забудьте задавать как можно больше вопросов, относящихся к этому неприятному разговору.

На завуалированные оскорбления вы можете отвечать неопределенными фразами. Таким образом, вы признаете критику, чем разочаруете оппонента, жаждущего продолжения словесных баталий.

Любая критика – это урок, из которого можно почерпнуть полезные сведения.

Каждый человек, критикующий вас, видит что—то, чего вы упорно не замечаете

Важно прислушиваться к замечаниям, отделяя важное от того, что не несет пользы. Обычно человеку тяжело принимать критику, по причине высокой самооценки или в нежелании признать правду

Цели и результаты исследований каузальной атрибуции

Целью исследований механизмов каузальной атрибуции находят повышение эффективности взаимодействия между людьми и эффективности личностного роста. Первое предполагает наиболее верное определение мотивов тех или иных поступков. А второе показывает варианты воздействия на мотивацию, деятельность, эмоции и т.п. Что наиболее полно помогает понять изучение данного явления, так это указание момента возложения или же принятия ответственности за конкретные действия. И комплексное рассмотрение сложившегося результата. То есть цель исследований – нахождение точного определения действительных мотивов поведения.

Ошибки восприятия

Известно, что к себе человек относится мягче при оценке, нежели к другим посторонним людям. Чьи-то успехи и свои собственные неудачи человек относит к ситуативной атрибуции. Но, описывая чужие неудачи и свои успехи, он обращается к личностной атрибуции. В этих случаях причиной случившегося человек склонен считать либо сложившиеся обстоятельства, либо саму личность соответственно конечному результату.

Обычно человек объясняет успех своим трудолюбием, силой воли, своей уникальностью. Но неудача ассоциируется всегда с ситуацией. А если проводить анализ действий другого человека, то всё вышесказанное применимо в обратном порядке. Если человек добился успеха – это обстоятельства так сложились. А если он потерпел неудачу, то сам в этом виноват. И мало кто мыслит иначе

Немногие обратят внимание на ситуацию, сделают на неё акцент. Ведь если объяснять результат деятельности человека по-другому, то это означает признать его на своём уровне, а то и лучше

Это означает сравнивать его с собой.

Поэтому люди склонны защищать свою самооценку таким путём. Легче обвинить обстоятельства, объект поступка, нежели заставить себя работать, совершенствовать себя. Каузальная атрибуция применима везде: в быту, на работе, в отношениях. И везде действует такой принцип противоположности.

Упражнения

Прочитайте следующие категориальные атрибутивные высказывания. Определите, к какому типу они относятся. С помощью диаграмм покажите, истинны они или ложны.

  • Всё действительное разумно, всё разумное действительно.
  • Соль – это яд.
  • Яд – это соль.
  • Все музыканты имеют хороший слух.
  • Некоторые музыканты имеют хороший слух.
  • Все люди, имеющие хороший слух, – музыканты.
  • Некоторые люди, имеющие хороший слух, – музыканты.
  • Некоторые вампиры опоздали на работу.
  • Волколаки – это разновидность оборотней.
  • Все круглые квадраты не имеют углов.
  • Никто не любит, когда у него болят зубы.
  • Ни один попугайчик не пьёт виски.
  • Некоторым не нравится их работа.
  • Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем.
  • Фильмы Тарковского считаются классикой русского кино.
  • Достоевский никогда не играл в карты.
  • Некоторые куздры совсем не глокие.
  • Каждый сотрудник мечтает о повышении.
  • Некоторые псы умеют читать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Некоторые акулы – это рыбы.
  • Некоторые люди не летали на Марс.

Виды оценочных суждений

Прежде чем описать существующие виды суждений такого плана,  стоит отметить, что отличительным их признаком является субъективность. Гражданин всегда дает какому-то предмету или событию свою оценку

Но важно понимать, что подобное мнение на самом деле не является истиной. Обычно оно навязано привычкой, авторитетом иного человека или общественным мнением

Несмотря на подобную однозначность, оценочные суждения все равно можно распределить на определенные виды. Они могут быть:

  • правильными и неправильными;
  • оптимальными и не оптимальными;
  • адекватными и неадекватными.

Подобное распределение базируется на анализе субъективных оценочных суждений. Для того, кто высказал то или иное мнение, оно всегда является правильным и адекватным. При этом человек может откровенно заблуждаться и даже врать, предварительно убедив себя, что он говорит истину.  Довольно часто подобная форма самообмана применяется человеком при достижении им определенных целей  и для собственного успокоения.

Например, студента исключили из ВУЗа. На первый взгляд может показаться, что здесь нет места положительной оценки. Но мозг и психика человека для защиты от сильного стресса выдают определенные понятия, на основании которых человек начинает высказываться так — «нет худа без добра», «люди и без дипломов неплохо живут» и так далее.

Это достаточно полезная функции человеческой психики. Подобный самообман не только защищает от стресса, но может привести к подъему самооценки и дает силы на достижение новых целей.

Справедливая критика

Справедливая критика поможет быстрее разобраться в себе, проанализировать ситуацию или собственное поведение. Сделать полезные выводы на будущее

К такой критике важно и нужно прислушиваться, ведь осознать свою ошибку, значит, никогда больше ее не повторять

Человек, столкнувшийся со справедливой критикой, не должен при этом извиняться или оправдываться, ведь ошибиться может каждый из нас.

Критика, являющаяся конструктивной всегда идет во благо. Главное, правильно к этому отнестись и оставить свои амбиции. И желание доказать собственную правоту на другой более подходящий случай. Если у человека, столкнувшегося со справедливой критикой возникли вопросы. Стоит их задать, чтобы расставить все точки над и. Обсуждать с критикующим человеком эту тему, значит контролировать ситуацию, разбавляя замечания своими доводами и размышлениями

Итак, справедливую критику важно принять. И по максимуму выяснить, в чем кроется причина этих замечаний

Состав и виды категорических атрибутивных высказываний

Категорические атрибутивные высказывания состоят из терминов, предицирующих связок и кванторов.

Термины делятся на субъект и предикат.

  • Субъект – это термин, обозначающий предмет или группу предметов, о которых нечто утверждается или отрицается. Обычно субъект изображается с помощью буквы S.
  • Предикат – это термин, обозначающий собственно то, что утверждается или отрицается о субъекте, некоторое свойство, признак, наличие или отсутствие которого приписывается субъекту. Предикат изображается с помощью буквы P.

Предицирующие связки, как, возможно, вы помните из первого урока, это связки «есть» и «не есть». В естественном языке они могут выражаться с помощью разных слов и конструкций: «есть», «являться», «суть», «это», «выступать», знака тире, глаголов, либо вообще опускаться.

Кванторы – это слова, указывающие на количественные характеристики субъекта. Существует два вида кванторов: квантор общности («все», «каждый», «любой», «ни один», «никто») и квантор существования («некоторые», «не все», «какой-либо», «многие»). Также как и предицирующие связки, кванторы в естественной речи могут опускаться. Мы можем сказать: «Люди равны перед законом», подразумевая, что «Все люди равны перед законом»; или «Дети любят сладкое» – подразумевая, что «Многие дети любят сладкое». Зачастую лучше всего уточнить у вашего собеседника, какой именно квантор он имеет в виду, так как это будет сказываться на условиях истинности его высказываний.

Давайте разберём следующее высказывание: «Кошки мурлычут, когда им приятно». «Кошки» – это субъект, «существа, мурлычущие, когда им приятно» – это предикат. Также здесь присутствует невидимая связка «есть», которая соединяет субъект с предикатом, и невидимый квантор общности «все». Так, если записать это высказывание в соответствии с его логической формой, то получим: «Все кошки есть существа, которые мурлычут, когда им приятно». Благодаря этому примеру становится ясно, что прежде чем определять, истинно высказывание или ложно, нужно выявить его логическую форму и преобразовать исходное высказывание так, чтобы все четыре элемента (квантор, субъект, связка, предикат) были на своих местах.

В зависимости от свойств логических и нелогических терминов, входящих в состав категорических атрибутивных высказываний, их можно разделить на несколько видов.

  1. В зависимости от характера субъекта категорические атрибутивные высказывания делятся на единичные и множественные. Если в качестве субъекта выступает имя, то речь идёт о единичном высказывании («Сократ был философом»). Единичные высказывание не имеют квантора перед субъектом. Если же субъект – это термин, обозначающий множество предметов, то высказывание называют множественным. Множественные высказывания в свою очередь делятся на частные и общие в зависимости от того квантора, который стоит перед ним. Если используется квантор существования, то высказывание будет частным («Некоторые девушки красивы»), если квантор общности – то общим («Все люди стремятся к счастью»).
  2. В зависимости от предицирующей связки высказывания делятся на утвердительные и отрицательные. Если утверждается наличие какого-то свойства у субъекта, то высказывание утвердительное («Петя – настоящий друг»), если отрицается – то отрицательное («Ни один студент не пришёл на первую пару!»).

Если мы скомбинируем эти виды между собой, то получается, что всего существует шесть видов категорических атрибутивных высказываний:

  • Единичноутвердительные: s есть P. Александр Пушкин – это русский писатель.
  • Единичноотрицательные: s не есть P. Сервантес не был художником.
  • Общеутвердительные: Все S есть P. Все квартиры в этом доме имеют высокие потолки.
  • Общеотрицательные: Ни один S не есть P. Ни один студент из нашей группы не сдал экзамен на пятёрку.
  • Частноутвердительные: Некоторые S есть P. Некоторые машины из нашего автопарка нуждаются в срочном ремонте.
  • Частноотрицательные: Некоторые S не есть P. Некоторые тексты песен не имеют смысла.

Какие бывают высказывания?

Суждение — это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

  • Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее — суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое — суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное — самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение — суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

Как натренировать безоценочное суждение?

Начните с событий, которые не затрагивают вас непосредственно. Ну, например, вы просто видите на улице какую-то ситуацию, где задействованы совершенно посторонние вам люди. Предположим, вы видите, как два человека спорят о чём-то. И если раньше вы могли по инерции (вроде как принято так реагировать) подумать: «И что они посреди улицы раскричались?! Это так некультурно! Невоспитанные люди!», то сейчас вы просто констатируете факт – «Люди спорят». И всё. И пошли дальше.

И вот так вы тренируетесь на всех-всех «подворачивающихся под руку» ситуациях, которые не сильно вас затрагивают. Ваша задача – воздержаться от любых оценок! Переключайте свой ум на другие мысли, отвлекайтесь. Главное, не начинайте оценивать и осуждать!

Когда вы в достаточной степени натренируете навык безоценочного суждения в таких вот лёгких для вас ситуациях, переходите к более сложным. То есть к тем, которые касаются непосредственно вас, но при этом всё-таки не очень уж сильно на вас воздействуют. Например, что-то происходит в вашей семье или родне. Или это связано с вашей работой, но ситуация не критическая. Тренируйтесь не осуждать на этом уровне. Тут, конечно, будет посложнее, однако, если вы хорошо натренировали навык безоценочного суждения на предыдущем этапе, то вы справитесь и здесь.

Ну а когда и этот этап будет вами пройден, то можете применять этот уже хорошо проработанный вами навык, в самых сложных для себя ситуациях. И вы заметите, как у вас будет включаться состояние осознанности, вам захочется взглянуть на ситуацию независимо, отстранённо

А, как вы знаете, именно взгляд со стороны часто даёт возможность увидеть что-то важное, что мы не видим, находясь внутри ситуации

И ещё один маленький нюанс

Если вы хотите, чтобы люди воспринимали ваши оценки как что-то важное и значимое, давайте их как можно реже

Ваша Екатерина

Сказать «Спасибо» автору за ценную информацию

Надо избавиться от лени! А надо ли?..

Тяжёлый труд НЕ спутник Успеха!

Привлечение денег в свою жизнь – целенаправленная работа

Людвик Витгенштейн

Когда-то эта фраза висела перед моим рабочим столом. Она помогала мне тогда заниматься гештальт-самотерапией, помогла несколько раз войти в дзен-поток чистого бытия…

Когда я вспоминала о коварстве оценочных суждений и превращалась в простое и честное зеркало Дзен — описывающее, но ничего никому не объясняющее, в том числе – и главное — не объясняющее, «что же происходит» самой себе.

С тех пор утекло много воды. По роду деятельности мне приходилось многим и многое объяснять. Я разучилась корректно описывать, впала в тон монастырского колокола и опять вернулась к старой дурной привычке многих и многих — к симптомальному чтению жизни.

Слова Витгенштейна пора снова повесить над моим рабочим столом.

«Слушайте, описывайте, не надо мне объяснять. Описывайте и только описывайте!» опубликовано econet.ru.

Автор Елена Назаренко

https://youtube.com/watch?v=K3UMjI2ZHq4

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Характер оценочных суждений

Выражается такая оценка в виде выстроенного собственными умозаключениями прогноза или личного отношения к ситуации, основанного на индивидуальных предпочтениях. Все без исключения суждения по особенностям характера можно разделить на три основные категории.

Фактический характер

Подобным образом принято называть свершившееся в реальности события. Как известно, факт — это обстоятельство, которое фиксируется определенными приборами или показаниями нескольких граждан одновременно. Кроме того, он может быть запечатлен на фотографии и видеоролике, а также это может быть печатный или рукописный документ.

Фактический характер суждения довольно часто обосновываются собственным опытом или информацией, взятой из проверенных источников средств массовой информации. Фактическое осуждение всегда и в любой ситуации можно привязать к одному определенному месту. Его можно измерить основными временными показателями.

Довольно часто к фактическим суждением относят ситуации, которые не происходили в реальности. Их приписывают героям романов и кинофильмов. Например, высказывание о том, что Гарри Поттер учился в школе волшебства — это фактический характер суждения. По сути, это выдумка, но с ней никто не будет спорить. Она носит под собой непреложный и неоспоримый реальный факт.

Оценочный характер

Обсуждения такого плана характеризуются определенной субъективностью. Причем оно проявляется даже в том случае, если высказывается определенная группа граждан и даже фиксируется мнение всей страны в целом. Отличительной чертой подобных суждений является то, что они всегда в том или ином градусе оценивают совершившийся факт. То есть могут быть положительными суждениями или негативными.

Теоретический характер

Такие суждения представляют собой описание определенного события, явления или предмета. При этом основаны они должны быть не на вымыслах и пустых словах, но на знаниях, полученных современниками или предыдущими поколениями.

Субъект, который высказывает суждение, к науке может не иметь совершенно никакого отношения. Это обычный человек, который выдают свою точку зрения и обосновывает ее на основании прочитанного или изученного чужого труда.

Последний вид суждения заслуживает особого внимания в плане научных знаний и основания. Стоит знать, что к таковым относятся:

  • разнообразные теории;
  • разработанные модели;
  • принятые обществом факты;
  • описанные и сформированные методики.

Многие путают фактический характер суждений с теоретическими утверждениями. Здесь стоит отметить, что факт может быть научным или ненаучным, но всегда остается фактом. Что касается теории, то она описывает модель определенных произошедших событий или процессов

Но здесь важно проследить за тем, чтобы это соответствовало разработанной и принятой в настоящее время картине мира

Разобравшись с категориями и характерами оценочных суждений, стоит определиться с тем, какие виды подобных высказываний существуют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: