Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучиться новому
Есть так много возможностей учиться на ошибках, вот некоторые из них:
Напомните себе, что ошибки делают вас людьми
. Сделать ошибку приемлемо. Просто не позволяйте ей повториться.
Признайте свои ошибки и овладейте ими
. Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучения, а не источник страха или смущения.
Приветствуйте критику
. Относитесь к критике, как к подарку, а не пощечине.
Дайте себе оценку
. Жизнь — это классная комната. Каждый раз, заканчивая какое-либо дело, задавайте себе вопрос: «Если бы у меня была возможность сделать это снова, что бы я сделал по-другому?»
Бросьте вызов своему распорядку
. Оставьте зону комфорта и не бойтесь меняться. Когда люди не учатся на ошибках, их ошибки часто превращаются во вредные привычки.
Измените свои привычки
. Избавьтесь от своих плохих привычек. Практика не сделает вас совершенным, если вы делаете это неправильно.
Подумайте, прежде чем начать что-то делать
. Вспомните, делали ли вы это в прошлом, чтобы не пришлось изобретать колесо.
Учитесь у других
. Если вы учитесь на ошибках других людей, вам не придется совершать каждую ошибку самостоятельно.
Прошлое, настоящее или будущее?
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: — Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом. — Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть. — Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!
Договор транспортной перевозки пассажиров
Предварительный договор купли-продажи доли в ООО
Договор дарения автомобиля между близкими родственниками
Договор купли-продажи автомобиля
Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.
Это конечно полная неправда, которая заставляет страдать многих людей, боящихся совершить ошибки. Они сидят и смотрят на тех, кто что-то делает, завидуют им, злятся на них, злятся на себя, но боятся. Боятся ошибок, ведь тогда они будут дураками. Чтобы не быть дураками, надо прочитать много литературы, стать экспертами, экспертами теоретического всезнания. А на самом деле незнания.
В жизни все совершенно наоборот. Умные люди учатся на собственном опыте, проводят его анализ и корректируют дальнейшие действия. Иногда, исходя из этого анализа, спрашивают совета у других умных «как Поступить Лучше», другие умные при этом делятся точно таким же своим опытом. А откуда еще взяться по-настоящему умным советам! Только из опыта. И если человек не проанализирует свой опыт, он ничегошеньки не поймет.
У вас бывали ситуации, когда вы делали что-то, ошибались и косячили, а потом думали «ну, б. лин! Мне ведь именно об этом говорили»? Конечно было. А еще наверняка вы ругали себя за то, что сделали, потому как стыдно как дурак ошибаться, надо — то умней!
Но задумайтесь вот над чем: если бы вы не получили этот опыт, вы бы так ничего и не поняли.
Внимание! Только в искусственных системах есть идеальные эталонные метры, сферические шары и кони в вакууме. В природе идеального нет
В природе даже прямых линий нет. Кстати, знаете какая есть популярная искусственная система в жизни каждого из нас? Школа, конечно. Именно там дрючат за первые малейшие ошибки. В интернете долго гуляла фотка «Двойки», которую поставили одному парню за то, что он провел операцию деления в уравнении, потому что деление еще не проходили и оно запрещено (см. Запрещенное на территории России государство деления и умножения.
Невозможно, невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. В том случае, если даже вам 10 раз скажут «не Ходи Туда, не Общайся с Этим Человеком, не Трогай эту Штуку», вы все равно пойдете, пообщаетесь и потрогаете штуку, потому что не понимаете, а что в этом такого. И только когда вам станет больно или страшно, вы поймете, о чем речь (если конечно почувствуете, а не проигнорируете.
Либо вам станет хорошо, и вы поймете, что другой человек ошибался, а вы теперь сами можете научить, как сделать чтоб хорошо.
Но для этого надо рискнуть и прожить этот опыт на себе. Ко мне часто приходят клиенты, которые ужасно боятся общаться с противоположным полом, боятся сказать «Привет», сказать о своих чувствах, о своем решении, пригласить, позвать, отказать, показаться навязчивыми. Им кажется, что можно сразу все сделать идеально. Их приводит в ужас одна только мысль сделать «Как-нибудь», а не хорошо. А хорошо не умеют, потому что не пробовали. См. Паралич перфекциониста.
Невозможно сесть на велосипед и поехать, не упав. Так и невозможно общаться и строить отношения, не попробовав ошибаться.
Я часто рекомендую перед свиданием, если их давно не было, специально настроиться на «Завал», т. е. не стараться, не одеваться красиво, а провалить встречу. Это конечно не значит ругаться или вести себя некрасиво, но не пытаться никого впечатлить.
Менеджерам продаж, например, верно рекомендуют завалить первые 5 звонков, чтобы страх звонка, страх ошибки ушел. Мир не рухнет от ваших ошибок, зато вы станете лучше.
Закончу одной шуткой (не шуткой: настоящий эксперт — это тот человек, который совершил все возможные ошибки в заданной узкой области.
Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни
Притча про школу
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Они намного чаще защищают других людей, чем себя
Умные готовы пожертвовать своим временем, чтобы помочь кому-то, причём постороннему человеку они помогают намного охотнее, чем самим себе в аналогичной ситуации. Такое несогласование восходит к психологической системе барьеров, которую они сами для себя и создали, то есть они установили для себя и окружающих чёткие ограничения – ты сможешь оскорбить их только в том случае, если они позволят тебе это сделать, в противном случае всё, что ты можете сделать, это попытаться.
По этой же причине они не обижаются на те вещи, которые обычно оскорбляют других людей. Например, если ты назовешь их «странными», то это будет то же самое, будто ты сделал им комплимент. Им самим нравится быть странными, они сами стремятся отличаться от всех остальных.
Цитаты Стивена Хокинга о жизни
Жизнь была бы очень трагичной, если бы не была такой смешной.
Не злитесь, если вы застряли на чем-то. В таких случаях я продолжаю думать о проблеме, начиная работать над чем-то еще. Иногда проходят годы, прежде чем я нахожу решение
В случае с проблемой потери информации и черными дырами – прошло 29 лет.
Очень важно просто не сдаваться. Там, где есть жизнь — есть надежда.
Я заметил, что даже люди, которые утверждают, что все предопределено, и что мы ничего не можем сделать, чтобы изменить, всегда смотрят по сторонам, прежде чем перейти дорогу.
Какой бы плохой ни казалась вам жизнь, всегда есть что-то, в чем вы можете преуспеть
Пока есть жизнь, есть надежда.
Человек — единственное животное, которое знает, что его ожидает смерть, и единственное — сомневающееся в ее окончательности.
- Перспектива рано умереть заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить.
- Астрологи достаточно умны, чтобы делать свои прогнозы столь туманными, что их можно отнести к любому исходу.
- О чем я думаю весь день? О женщинах. Они — абсолютная загадка.
- Всю свою жизнь я поражался тем главным вопросам, с которыми нам приходится сталкиваться, и пытался найти для них научный ответ. Возможно, поэтому я продал больше книг про физику, чем Мадонна про секс.
- Моя настоящая мечта — написать такую книгу, которая будет продаваться в ларьках в аэропорту. Но для этого, похоже, издателю нужно будет поместить на обложку голую женщину.
- Когда мне исполнилось 12, один из моих друзей поспорил с другим на мешок конфет, что из меня ничего не выйдет. Не знаю, разрешился ли этот спор, и в чью пользу.
- Во-первых, смотрите на звезды, а не себе под ноги. Во-вторых, никогда не бросайте работу. Работа дает вам смысл и цель, и жизнь будет пуста без нее. В третьих, если вам повезло, и вы нашли свою любовь, – помните о ней и берегите ее.
Цитаты Стивена Хокинга о науке и Вселенной
- Вселенная не была бы Вселенной, если бы в ней не жили люди, которых ты любишь.
- С уверенностью могу сказать, что пока еще нас не посетили туристы из будущего (после вечеринки для туристов из будущего, на которую никто не пришел).
- Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания.
- Если путешествия во времени возможны, то где же туристы из будущего?
- Бог не мог создать Вселенную за семь дней, так как у него не было времени, ведь до Большого взрыва времени не существовало.
- Пожалуй, я верю в Бога. Под Богом вы подразумеваете воплощение тех сил, которые управляют Вселенной.
- Если вы понимаете, как функционирует Вселенная, то в известном смысле, вы можете ею управлять.
- Моя цель очень проста: я хочу понимать Вселенную, почему она устроена так, как устроена, и зачем мы здесь.
- Пройдут миллионы лет, прежде чем Земля столкнется с Солнцем, поэтому пока нет смысла переживать!
- Убежден, что наука и исследовательская деятельность приносят больше удовольствия, чем зарабатывание денег.
- У тихих людей — самые громкие умы.
- Интеллект — это способность адаптироваться к изменениям.
Любите жизнь, берегите себя и ставьте великие цели!
Похожее
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Елена Фролова
- Москва
Елена Фролова — Трансформационный коуч, гештальт — психолог. Помогает получать изменения в жизни и бизнесе через трансформацию личности. Более 300 часов коуч — сессий. Направления: повышение сомооценки, повышение фин.потолка, работа со страхами и пр.
Записаться на консультацию
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.
Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.
Многие твердят, что л учше на чужих ошибках учиться . Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно. Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет. Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?
Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался»
Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете
Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.
Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.
Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.
На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта , как бороться с ленью и даже как стать успешным . Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.
Отрицательные стороны высокого интеллекта
1. Постоянное чувство неудовлетворенности
Если вы являетесь обладателем высокого интеллекта, это отнюдь не гарантирует вам полноценную жизнь. Да, умный человек будет стремиться показать себя в полной мере и будет жить в стремлении достичь если не всего, то многого, но жизнь регулярно будет напоминать им о том, что даже многого, не говоря уже о всем, достичь крайне сложно, если вообще возможно.
Из-за этого интеллектуально развитая личность остается очень неудовлетворенной или чувствует себя опустошенно.
В 1922 году было проведено интересное исследование, в котором приняли участие 399 людей в возрасте от 75 до 84 лет, обладавшие очень высоким интеллектом. Как оказалось, когда человек достигал 80 лет, он был уверен, что свои же ожидания от жизни оправданы не были, и он не достиг всего того, к чему у него был потенциал.
Что же делать с собственной неудовлетворенностью?
Это может показаться странным, но на самом деле, когда человек постоянно недоволен собой, он открывает путь к познанию себя. Если прямо в данный момент у вас появилось недовольство чем-либо, то попробуйте остановиться и сосредоточиться на этом чувстве, чтобы понять, откуда растут ноги, откуда оно к вам пришло.
Только не вздумайте убежать от него или включить какие-то другие эмоции, чтобы заглушить. Вам нужно просто спокойно принять это чувство. Конечно же, дискомфорт вы будете при этом испытывать довольно сильный, но уже сам факт, что вы принимаете себя и прекращаете бегать от самого себя, уже и будет тем самым переломным моментом и дорогой к перерождению.
Откуда возникает чувство неудовлетворенности? В большинстве случаев оно появляется из-за нежелания мириться с определенными своими недостатками, не позволить им стать комплексами. Просто запомните, что если вы избавитесь от некоторых своих несовершенств, вы сумеете избавиться и от постоянного чувства неудовлетворенности.
Важно любить себя таким, какой вы есть, сохраняя свою индивидуальность. Важно не только думать, но и проговаривать себе, насколько вы хороши
Культура уважения к себе обязательно должна быть.
2. Умный человек чаще других испытывает гнев, страдает от депрессии и одиночества
Люди с высокими интеллектуальными способностями чаще других испытывают чувство разочарования, чувствуют себя тоскливо и одиноко. Как говорил Хемингуэй, умный человек редко бывает счастливым. Это не говорит о том, что всякий умный будет одинок, однако большая часть интеллектуалов страдают от депрессии, гнева и одиночества.
Одно любопытное исследование показало, что человек, IQ которого от 140 и выше, пользуется своей кредиткой в два раза чаще. Более того, эксперты уверены, потенциальный работодатель должен искать себе персонал на базе мудрости потенциального сотрудника, а не на базе его интеллекта.
Нужно делать именно так, потому что человеческие эмоции умеют перекрыть мозг, что, в свою очередь, тоже вполне может оказаться причиной того, что очень многие интеллектуалы растрачивают свои импульсы.
Исследования показали, что обычный человек в состоянии накопить больше благ за свою жизнь, если он тратит меньше и живет обычной жизнью.
Самые умные люди – это самые несчастные люди
Особенно это утверждение верно для людей, которые оставили значимый след в истории. Не имеет значение, в какой сфере они имели успех – наука, искусство или развлечения. Всем им пришлось поплатиться за свой успех (и высокий уровень интеллекта).
Умный человек – это достаточно депрессивный человек. Хотя раз он такой умный, то разве он не в состоянии контролировать свою депрессию, подумаешь ты? Но да, вся соль депрессии и заключается в том, что её нельзя контролировать, она неподвластна интеллекту, и депрессия не смотрит кто ты – умный или не очень, молодой или в возрасте, и ей всё равно, готов ты с ней справиться или нет
Хотя именно затяжной депрессией страдают в основном как раз умные люди, поскольку они обращают внимание на детали, а более подробный разбор проблемы ещё больше втягивает в тягостные мысли. Интеллект становится проклятием, и воспринимается уже не как дар, с которым ты можешь работать и видеть жизнь со своей личной точки зрения, а как худший враг
Мозг умного человека работает и мыслит безостановочно, разрабатывая решения проблем, которых даже не существует! Даже когда умные люди отдыхают, их мозг продолжает активно работать, и на самом деле в такие периоды мозг работает ещё более интенсивно.
Нормальный сон – это вообще отдельная история. Социальные показатели людей с высоким уровнем интеллекта снижаются до очень низкого тревожного уровня, и этот непрерывный цикл мышления иногда может быть настолько интенсивным, что он убивает их волю к жизни и в конечном итоге толкает некоторых на самоубийство. К сожалению, такие случаи – не редкость, ведь в мозгу таких людей каждая проблема имеет логическое решение, и когда они смотрят на этот нелогичный мир с его несправедливостью и бесконечным разрушением, у них пропадает желание быть частью общества, и они ещё больше изолируются.
Такие люди не очень любят спорить, у них в голове больше споров и дискуссий, чем у других людей. Так что, если ты когда-нибудь столкнешься с таким человеком и в ответ услышишь только молчание, знай – они молчат не потому, что им нечего сказать, а потому, что они знают, что спорить в данном случае бесполезно.
Если ты начал обсуждать с таким человеком тему, в которой не разбираешься, он не захочет продолжать с тобой дискуссию – он может просто ответить холодной мини-улыбкой или саркастическим, но не оскорбительным комментарием.