Содержание
По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями.
В Книге Притчей, как и в книге «Премудрость Соломона», прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу Притчей можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35).
В греческой Библии притчи называются паремиями (παροιμίαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (παρά — при и οιμος — путь), вроде верстового столба, изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От притч Христа Спасителя притчи Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы.
Книга притч пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер πανάρετος — сокровище всех добродетелей и βασιλικόν δωρον — царственный дар.
Из книги Притчей часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы Православная Церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги Притчей как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги Притчей положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др.
Правдивость
Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:
«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления».
Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:12-19).
Притча о Кольце царя Соломона
Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек, с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал к себе этого человека и спросил: «Уж не разбойник ли ты?» На что тот ответил, что он ювелир: «А Иерусалим — знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей». Царь поинтересовался, сколько же ювелир этим зарабатывает? Тот гордо ответил, что много. Царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных веселыми, а веселых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить.
На третий день ювелир со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Ровоама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца — половина мудреца». И рассказал Ровоаму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю. Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему — и их смысл аббревиатура ;; ;; ;;;;; «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и все время наверх выступают разные буквы — так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окруженный всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Асмодей закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.
Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: “Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!” На что Мудрец ответил: “Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: “ВСЁ ПРОХОДИТ!”. Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!”.
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно, взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот – еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: “И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…”
* * * * * Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли – пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не мерены, еще одно кольцо – сильно ли увеличит их?
Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении – и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки…. Соломон знал этот забытый язык. “ВСЕ ПРОХОДИТ”, – прочел он.
Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: “Все проходит”? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось – и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: “ПРОЙДЕТ И ЭТО”.
Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить преемников и детей. “Все проходит”, “Пройдет и это”, – вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца – блеснули буквы на грани: “НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ” – прочел Соломон…
Автор.
Книга состоит из восьми разделов (План), возникших в разное время, при участии нескольких авторов или редакторов. Вводная фраза «Притчи Соломона» в 1:1 является вступлением к главам 1-9 (разделы I и II). Поскольку Соломон царствовал с 971 по 931 годы до Р. Х., то притчи, написанные им, могут быть отнесены к этому времени. Согласно 10:1, автором раздела III (10:1 — 22:16) тоже был Соломон. Раздел IV (22:17 — 24:34) условно может быть назван «словами, или высказываниями, мудрых» (22:17). Что это были за «мудрецы», не известно, не известно и время, когда они писали свои притчи.
Может быть, они жили в до-соломоново время, и царь Соломон позднее собрал их высказывания и афоризмы, добавив их к тому, что создал сам. А, может быть, неизвестные мудрецы были современниками Соломона, и написанное ими было добавлено к книге неким анонимным редактором. Автором притчей, составивших раздел V (главы 25-29), опять-таки был царь Соломон, но «собрали их мужи Езекии» (25:1).
Они составляли штат многочисленных писцов при этом царе-реформаторе (о религиозных реформах Езекии читайте в книгах 2-Пар. и 4-Цар.); эти притчи они, очевидно, извлекали из царских архивов, возможно, восстанавливали их на основании устных преданий. Происходило это в конце 8-го — начале 7-го века до Р. Х., поскольку Езекия царствовал с 729 по 686 гг.до Р. Х.
Разделы VI (глава 30) и VII (31:1-9) принадлежат неким Агуру и царю Лемуилу, соответственно. Возможно, оба они были арабами, во всяком случае не израильтянами; о них в сущности ничего не известно.
Раздел VIII (31:10-31) мог быть продолжением «слов», Лемуила (31:1), но он построен как акрост (в алфавитном порядке), да и стилистически отличается от «слов Лемуила» производя впечатление «независимого» произведения. Если это действительно так, то автор его неизвестен.
Свою окончательную форму книга Притчей приняла не ранее времени царя Езекии (судя по 25:1), т. е. примерно через 300 лет после Соломона. Не известно, участвовали ли упомянутые выше «мужи Езекии» в составлении всей книги Притчей Соломона. Конечной датой ее появления принято считать примерно 700-ый год до Р. Х.; полагают, что писания Агура и царя Лемуила возникли раньше этой даты. Несомненно, процесс как написания, так и собирания притчей направлялся Святым Духом, Божественным Автором всего Священного Писания (2-Тим. 3:16).
Логично, что автором большей части книги Притчей был царь Соломон — ведь он был мудрейшим из людей древнего Востока (3-Цар. 4:29-31,34), которому приписывалось создание 3000 притчей (3-Цар. 4:32; сравните Еккл. 12:9). Под водительством Святого Духа он отобрал, однако, лишь несколько сот их для включения в Писания. Полагают, что книгу Песнь Песней царь Соломон написал в раннюю пору своей жизни, Притчи — в среднюю пору, а книгу Екклесиаст — в конце жизни, в результате глубокого осмысления прожитых лет и своего жизненного опыта.
Секрет идеальных отношений от царя Соломона
В Притчах царь Соломон размышляет о теме отношений, качествах женщины и общением внутри пары. Ниже главные принципы.
Любимый человек — драгоценность
«Хорошая жена – кто ее найдет? Камней драгоценных она дороже».
Притчи 31:10
Сначала Соломон обращает внимание мужчин, что хорошая спутница жизни – это бриллиант. Ее нужно целенаправленно искать, как искатели ищут сокровище
Что делать в это время женщинам? Развивать себя и сказать однажды «Да» тому, кто вас нашел.
Абсолютное доверие
«Всем сердцем верит ей муж, с ней он не будет в убытке. Она приносит ему добро, а не зло во все дни своей жизни».
Притчи 31:11-12
Между близкими людьми обязательно должно быть доверие: когда вы не контролируете другого человека на предмет измены, лжи или другого предательства. Нужно верить друг другу и всегда платить добром, то есть даже не позволять себе думать плохо о том, с кем вы идете по жизни. В поступках тем более поступать нужно доброжелательно.
Любящие и доверительные отношения, по словам Соломона, влияют даже на финансовый успех! Мужчина, который уверен в своей женщине, никогда не останется в убытке!
Трудолюбие
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).
«Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).
«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Договор дороже денег: о змее и крестьянине
Притча Соломона о змее и крестьянине развивает тему верности слову. Хотя и тут случаются непростые нюансы.
Змея в этой истории хранила клад, который ей был доверен самим Богом. Любого, кто отважится похитить сокровище, змея была обязана разить укусом в пятку. Но пришли тяжелые времена: жара, засуха, змея уже не могла жалить, сама погибала от жажды.
Увидев проходящего мимо крестьянина, что нес кувшин с молоком, измученная стражница попросила напиться. Обещала в благодарность раскрыть тайну клада. Но, отведав живительной влаги, она тут же забыла о своей обещанной щедрости. Оба обвила тело крестьянина до самой шеи, намереваясь продолжить свою охранную миссию.
Обиженный крестьянин предложил отправиться на праведный царский суд. Они так и пришли вдвоем со змеей, висевшей на шее спасителя. Соломон для начала велел змее спуститься на землю в ожидании высочайшей воли. Затем выслушал рассказ о ситуации.
Змея поведала, что обязана кусать каждого, кто покусится на клад. После этих слов Соломон добавил, что свои обязанности есть и у людей. Они при встрече с ядовитой рептилией должны защищаться, разбить ей голову. Сообразительный крестьянин быстренько схватил камень и привел совет в исполнение.
«И лучшей из змей голову размозжи» — эта поговорка корнями уходит в ту древнюю легенду. Если что пообещал, надо выполнять, — учит эта история. А коль сам нарушил договор, не пытайся переложить ответственность на других.
Ветхозаветное Добротолюбие
Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6).
Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?
Все пройдет: легенда о кольце Соломона
Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.
Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.
Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.
На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.
Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».
Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.
И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.
Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.
Я благодарю Любовь Миронову, читателя блога, за помощь в подготовке этой статьи.
И сейчас прозвучит одна из лучших притч царя Соломона «Счастье жить». Как все глубоко и правильно, чтобы познать счастье жить.
Соломон — царь Израиля
Давид завещал сыну исполнить свое обещание Богу и построить вместо временной Скинии постоянный Храм на горе Мориа. На вершине этой величественной горы по Божьему повелению праотец Авраам должен был принести в жертву своего единственного сына Исаака (Бытие, 22:2). Царь Давид, выкупив участок земли на горе у местного жителя Орны, воздвиг там жертвенник Господу (Вторая Книга Царств, 24:18-25). Царь Соломон за 7 лет построил здесь Первый Храм.
Также Соломон укрепил существующие израильские города, в том числе Иерусалим, и построил новые. Раскопки 1988-1989 годов показали, что многие города, относящиеся к 10 веку до Рождества Христова, были построены по единому плану. В городах были найдены административно-дворцовые комплексы для управления округами. В других городах обнаружены строения для размещения гарнизонов.
Благодаря умелой налоговой политике в отношении израильского и ханаанского населения государство при Соломоне существенно обогатилось. Израиль в те времена жил в мире с соседними государствами.
Стратегия сохранения мира с соседями способствовала развитию торговли. Экономическое процветание Израиля сопровождалось укреплением государственных структур. Во время правления царя Соломона Объединенное Израильское Царство было разделено на 12 областей без учета деления израильского народа на 12 колен (родов). В каждой области был назначен приставник, обязанностями которых была доставка продовольственных запасов царскому дому (Третья Книга Царств, 4:7).
Притча о настоящей матери
Однажды к Соломону за советом обратились две женщины, чтобы он рассудил, чей ребенок остался жить. Якобы вышло так, что одна из них во сне случайно задавила новорожденного младенца, а после, обнаружив это, подменила мертвого на живого своей соседки.
Споры и ругань не привели ник какому согласию двух отчаянных женщин. Тогда царь предложил им единственно возможный выход — разрубить живого младенца пополам и вручить каждой по половине. Настоящая мать ребенка упала в ноги царю и просила не рубить ребенка, а отдать другой женщине, лишь бы ее чадо осталось живым. Вторая претендентка лишь обрадовалась такому раскладу, ее младенец-то был мертв.
Так Соломон раскрыл правду и отдал ребенка в руки истинной матери.
Милосердие
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Притч. 3:27-28).
«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11:17).
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31).
«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10).
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28:27).
Однако некоторые поучения вполне в духе «Домостроя»: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).
Цель написания
Цель написания Книги Притчи – открытая и понятная – это научить мудрости и жить мудро. Книга Притчей состоит в основном из пословиц, афоризмов, мудрых притч и поэзии. Еврейское название книги – Мишлей (мн.ч. от машал). В сущности – это означает “притчи”, “сравнения”, “метафорическая речь”, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Ключевой темой является мудрость народа Божьего. Ключевые личности являются Соломон, Агур и Лемуил. К сожалению, точное время написания этой книги – неизвестно. Есть предположения, что первые 24 главы были написаны во дни Езекии. В 25:1, мы узнаём, что мужи Езекии добавили последующие главы: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.» окончательная редакция этой книги появилась не ранее 700 г. до Р. Х. Изначальные высказывания Соломона могут относиться к 900 г. до Р. Х.
ЦАРЬ СОЛОМОН – библейский сюжет для детей
Соломон, как и его отец, любил Бога и служил Ему. Он был молод и не полагался на свои силы, а всегда просил помощи у Господа. И вот, Бог явился к нему во сне и сказал:
— Проси у Меня, чего хочешь, и Я всё тебе дам.
Соломон отвечал:
— Господи, Ты поставил меня царём над Израилем, дай же мне светлый ум, чтобы я мог по правде судить людей и управлять таким большим государством. Дай мне мудрость, чтобы я мог отличать добро от зла!
Тогда Господь сказал:
— Так как ты скромен и не просишь у Меня ничего, кроме мудрости, то за твое смирение Я дам тебе и ум, и богатство, и славу, и долгую жизнь. Не будет во всём мире царя, равного тебе по славе, богатству и могуществу!
Господь исполнил Своё обещание, и Соломон сделался самым мудрым и могущественным из всех царей земных. Однажды к нему пришли две женщины, и одна из них сказала:
— Добрый государь, рассуди, кто из нас прав, а кто виноват! У нас обеих было по маленькому ребёнку. Когда мы спали, то моя подруга во сне нечаянно придавила своего младенца, мёртвого подложила ко мне, а моего, живого, взяла себе. Так пусть она отдаст мне моё дитя!
Но другая женщина говорила:
— Нет, государь, это она удушила своё дитя, а живое — моё!
Соломон подумал и сказал:
— Воины, возьмите меч, разрубите живого ребёнка пополам и отдайте им по половинке…
Едва царь произнёс эти слова, как первая женщина зарыдала и сказала:
— Нет, нет, ради Бога, не умерщвляйте младенца, лучше отдайте ей, только бы он жил!
А другая женщина говорила:
— Рубите его, рубите: пусть не достанется ни ей, ни мне.
Тогда Соломон сказал:
— Отдайте живое дитя первой, которая больше жалеет и любит его. Она ему настоящая мать!
Все удивились мудрости царя.
По завещанию отца, Соломон построил в городе Иерусалиме великолепный храм. Сотни тысяч людей трудились над постройкой его, и нигде на свете не было такой красоты и богатства, как в этом храме. Он весь сиял драгоценными камнями и красивыми материями; стены, потолки и колонны были обиты золотом; подсвечники и кадильницы были золотые. Семь лет длилось строительство храма, и не было на земле ничего подобного ему. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле хотели видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, и много даров они приносили ему.
Однажды пришла к Соломону из далёкой земли царица Савская с большим богатством, чтобы испытать его загадками. Но не было на свете таких загадок, которых не смог бы отгадать Соломон, не нашлось у неё вопросов, на которые он не смог ответить. Увидела царица Савская всё великолепие храма, построенного для Господа, и роскошь царского дворца и поняла, что мудрости и богатства у Соломона ещё больше, чем рассказывали. Недолго, однако, продолжалось так. Слушая, как все его хвалят, Соломон сделался гордым. Он стал брать в жёны женщин из других, языческих народов, и они склонили его к ложным богам. Сердце Соломона уже не вполне было предано Господу Богу, как сердце Давида, отца его. Владея богатствами, он начал тратить их на пиршества, обленился, перестал молиться Богу и стал строить жертвенники для богов своих жён. Тогда Господь разгневался и сказал ему:
— Ты забыл Меня и больше не живешь по Моим заповедям. За это твои дети уже не будут царствовать над всем еврейским народом.
Так и произошло. Когда умер Соломон, только часть евреев признала царём его сына, а остальные избрали в цари другого человека. Таким образом, еврейское государство разделилось на два отдельных царства. Одно называлось Израильским, а другое — Иудейским.