Диагностика тревожного расстройства
Наличие вышеуказанных симптомов пока не говорит о заболевании. Диагноз должен ставить психиатр, а чтобы специалист признал проблему и подтвердил наличие болезни, симптомы тревожных расстройств должны беспокоить пациента, по меньшей мере, 2-3 недели.
Диагноз «Тревожное расстройство» не являются труднодиагностируемым. А вот вид тревожного расстройства выявить достаточно проблематично. Причиной тому являются схожие симптомы при различных видах заболевания. Выявить его вид и степень позволяет анализ мест и времени возникновения симптомов. А вообще в диагностике тревожного расстройства используют шкалу депрессии и тревоги, тест Спилбергера-Ханина, личностная шкала тревоги и многие другие.
При появлении подозрений на тревожное расстройство нужно собраться, адекватно расценить ситуацию и постараться ответить самому себе на несколько вопросов:
- Есть ли чувство страха и тревоги, проблемы вегетативной регуляции и нарушения сна;
- Как долго симптомы продолжают Вас беспокоить;
- Могут ли быть связаны симптомы с органическими заболеваниями. Лучше посетить доктора и проверить свое здоровье;
- Есть ли какая-то систематика в появлении симптомов (случаются в определенном месте, при тех или иных условиях, в конкретное время и так далее).
Профилактика и коррекция тревожности у детей
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:
повышение самооценки;
обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Структура психологического синдрома
Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития.
В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема развития психологического синдрома
Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков: — Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. — Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. — Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.
Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.
Этиология
Причины тревожных расстройств до конца не изучены, но в развитии патологии играют роль как психиатрические, так и общие медицинские факторы. У многих людей с тревожным расстройством не удается идентифицировать конкретный предыдущий триггер.
Могут иметь значение следующие факторы:
- Генетические факторы (включая семейный анамнез тревожного расстройства).
- Окружающая среда. Например, переживание травмирующих событий или стресса – внезапный разрыв важных отношений или столкновение с опасным для жизни событием.
- Психическая предрасположенность, когда человек неадекватно реагирует на стресс или чувствует себя подавленным. Например, некоторым людям нравится выступать перед группой. Другие, однако, боятся этого и имеют такие симптомы, как потливость, страх, учащенное сердцебиение и тремор. Некоторые люди избегают выступать даже перед небольшой группой.
- Физическое заболевание.
Внезапный разрыв важных отношений
Могут вызывать болезненное тревожное состояние некоторые распространенные заболевания. Общие состояния, которые могут вызывать беспокойство, включают:
- Сердечные заболевания, такие как сердечная недостаточность и нарушения сердцебиения (аритмии);
- Гормональные (эндокринные) нарушения, такие как гиперактивность надпочечников (гиперадренокортицизм), сверхактивная щитовидная железа (гипертиреоз) или гормон-секретирующая опухоль, так называемая феохромоцитома
- Заболевания легких (или респираторные заболевания), такие, как астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).
Чувство страха может появиться у умирающих. Причины – страх смерти, боли и затрудненного дыхания (симптомы смертельных заболеваний: депрессия и беспокойство).
Беспокойство может стать следствием приема различных лекарств. Например, напрямую вызывают симптомы беспокойства:
- алкоголь;
- стимуляторы, например, амфетамины;
- кофеин;
- кокаин;
- многие рецептурные препараты, такие как кортикостероиды;
- некоторые безрецептурные средства для похудения, которые содержат гуарану или кофеин, или и то, и другое.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
- воспаления, травмы головного мозга;
- психосоматические патологии;
- депрессивные состояния;
- психозы различной этиологии;
- шизотипическое расстройство;
- инфантильность, СДВГ;
- шизофрения.
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
- негативный пример, подаваемый членами семьи;
- отсутствие уважения между членами семьи;
- излишняя строгость, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
- излишняя опека либо отсутствие опеки;
- лишение ребёнка личного пространства;
- игнорирование моральных, физических потребностей.
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
- трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
- материальное, социальное неравенство с окружающими;
- неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
- пагубное влияние религиозных сект;
- насмешки, издевательства, травля;
- насилие: физическое и сексуальное.
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Социальное тревожное расстройство — диагностика
Врач может задать вопросы об истории состояния пациента и провести медицинский осмотр, чтобы исключить любые физические причины его симптомов. Затем он может направить пациента к врачу-психиатру, которые расспросит о симптомах, в том числе о том, когда они возникают, как часто они возникают и когда они начались. Психиатры используют диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition). Диагностические критерии этого состояния включают:
наличие постоянного страха перед одной или несколькими социальными ситуациями, которые могут включать в себя пристальное внимание со стороны других (например, разговоры, социальные взаимодействия, наблюдение или выступление перед другими людьми) боязнь поступить так, что другие будут судить негативно или что может привести к отвержению или оскорблению избегать ситуаций, которые могут вызвать чувство беспокойства иметь симптомы, которые сохраняются в течение 6 месяцев, вызывают серьезный стресс или ухудшают работу человека, социальную жизнь или другие ключевые области
Кто рискует заболеть психосоматическим расстройством?
Наиболее подвержены психосоматическим заболеваниям люди, привыкшие сдерживать свои эмоции и переживания. Но бывают ситуации, когда даже самые уравновешенные и спокойные люди не справляются с эмоциями, поэтому нельзя сказать, что кто-либо полностью застрахован от психосоматических заболеваний.
Если психосоматическое заболевание или склонность к нему не обнаруживается в детском или подростковом возрасте, то в последствии диагностировать заболевание очень сложно. Например, такое заболевание как алкоголизм обычно развивается на почве ощущения своего несоответствия ожиданиям или требованиям, постоянной вины и неприятия себя как личности. Начинается это еще в детстве, если родители предъявляют слишком высокие требования к ребенку, а настоящим алкоголиком человек становится уже в зрелом возрасте, когда найти корни проблемы непросто.
Причиной частых простудных инфекций может стать отсутствие простой радости в жизни, а анемии – страх пред неизвестностью. Заболевания горла чаще диагностируются у пациентов, которые не могут высказать свое мнение и выплеснуть свой гнев. Жизненная неопределенность и некоторая обреченность может стать причиной развития гастрита. От бесплодия часто страдают люди, которые боятся изменения своей роли в мире и течения времени. Вообще люди, которые боятся жить, не уверены в себе и в своих возможностях, не могут реализовать себя, рискуют заполучить множество неприятных заболеваний, вплоть до новообразований, которые также могут иметь психосоматические причины.
Тревожно-депрессивное расстройство с паническими атаками
Очень часто тревожно-депрессивое расстройство сопровождают панические атаки. Для начала разберёмся, что такое панические атаки?
Это внезапные приступы страха, беспокойства, которые сопровождаются симптоматикой, характерной для стресса или испуга. Симптомы панического приступа:
-
Головокружение и предобморочное состояние
-
Тахикардия
-
Чувство деперсонализации
-
Повышенная потливость
-
Чувство удушья, «ком в горле» сложности со вздохом или выдохом
-
Боль за грудиной, в области сердца
-
Тошнота, диарея, боли в желудке
-
Страх умереть или сойти с ума, совершить что-то страшное, например, спрыгнуть с крыши, броситься под машину
Паническая атака, как правило, является закономерным итогом повышенной тревоги. Когда человек долгое время находится в напряжённом, подавленном состоянии, психика не выдерживает и срывается в штопор, человек при этом испытывает острейшее чувство паники. Сам по себе панический приступ не длится долго (обычно не дольше 10 минут) и не опасен для здоровья, однако, это настолько травмирующее событие, что человек боится его повторения, подсознательно или осознанно начинает избегать событий, мест, обстоятельств, где произошла паническая атака.
Перенесённый панический приступ ещё больше усугубляет тревожность и депрессию, таким образом, образуется порочный круг, когда тревога подкрепляет панику и наоборот. А всё вместе усугубляется и не даёт человеку нормально функционировать, тревога становится постоянным эмоциональным фоном, сопровождающим больного каждый день, а панические атаки происходят с некоторой, учащающейся периодичностью.
Как избавиться от повышенной тревожности
Диагностикой повышенной тревожности занимаются клинический психолог, психотерапевт. Если имеется подозрение на органическое тревожное расстройство, то пациент обращается к профильному специалисту: кардиологу, эндокринологу, неврологу.
Лечение повышенной тревожности направлено на устранение ее причины: психологической или органической. Для устранения симптоматики используются анксиолитики (транквилизаторы), антидепрессанты. Лекарственная терапия подбирается врачом, который контролирует ход лечения.
Если у пациента наблюдается повышенная социальная тревожность на фоне нормального самочувствия, как избавиться от проблемы, подскажет психолог.
Лечение психосоматических заболеваний
Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно психосоматика. Сделать это может только опытный психолог, психотерапевт или же сам пациент, проанализировав свои ощущения.
Необходимо помнить,что психосоматика – вовсе не симуляция или придумывание проблемы, это действительно серьезное заболевание. Далеко не каждый человек может справиться с психосоматическим заболеванием сам, одним усилием воли. Ему должны помочь родственники и друзья, либо врач психотерапевт.
Болезнь – это тревожный сигнал организма, призванный восстановить равновесие в душе. Поэтому причины недомогания следует искать не только в физическом теле, а на уровне «энергетики», душевного волнения, негативных эмоций, даже если болезнь проявила себя в виде боли, спазмов, высокой температуры. Начинать нужно именно с тех негативных эмоций, которые мы получаем на работе, в семье, в школе, во взаимодействии с другими людьми.
Если человек долго носит в себе негативные эмоции, испытывает постоянное недовольство собой и своей жизнью, то организм рано или поздно подаст тревожный сигнал: найдет «слабое звено» и поражение произойдет именно там.
Если психосоматическое заболевание замечено у ребенка или подростка, это сигнал для лечения всей семьи.Ведь для устранения заболевания необходимо устранить его причину, а причина чаще всего кроется в неблагоприятной обстановке дома. При лечении взрослых людей также часто приходится привлекать членов их семей, советовать им изменить обстановку, работу и даже место проживания.
Когда причина болезни не ясна, следует взглянуть на самого человека, а не только на болезнь. Что-то происходит в его жизни такое, о чем «кричит» организм. Хронический стресс, неудовлетворенность личной жизнью, работой, собой, негативизм по отношению к людям – все это способствует тому, что человек может заболеть.
Тревожность у детей
Повышенная тревожность у детей обычно вызвана беспокойным поведением родителей, переездами, сменой школы или сада, неадекватными требованиями к нему (например, соврать, скрыть увиденное и т. п.).
Специалисты считают, что основная причина повышенной тревожности у детей — особенность воспитания со стороны матери. Часто патологию провоцирует чрезмерная требовательность родителей к успеваемости ребенка, так называемое «несоответствие родительским надеждам». Другими провоцирующими факторами являются непрофессиональное поведение учителей или воспитателей, заниженная самооценка, дискомфортность в общении со сверстниками.
Дошкольного возраста
Тревожность у детей до года обычно связана с родовыми травмами или особенностями внутриутробного развития, перенесенными заболеваниями. Она проявляется в виде частого немотивированного плача, плохого аппетита, малыша приходится постоянно носить на руках и пр.
Тревожность у детей, которые посещают детский сад, может быть связана с тем, что у малыш не получается установить контакты со сверстниками; он думает, что родители могут забыть забрать его домой. Отдельное влияние оказывают просмотры страшных мультфильмов, компьютерные игры.
Дети с тревожностью обычно примерные — они тихие, не задают лишних вопросов, не шумят, не кричат. Часто они плохо засыпают, грызут себе ногти, крутят волосы. Иногда малыш ведет себя боязливо — садится на краешек стула, не смотрит открыто в глаза. Такие дети сопротивляются обучению новым играм, не хотят помогать родителям.
Некоторые дети становятся излишне активными или капризными. Могут возникать навязчивые движения, например, покашливание, качание на стуле, потирание носа и пр.
Школьники
Новый коллектив и обстановка также способствуют развитию тревожности. Признаки могут включать низкую самооценку, быструю утомляемость, робость, плохой сон с ночными кошмарами, смущение.
В этом возрасте дети могут жаловаться на боли в животе, тошноту и рвоту, повышенное потоотделение. Они не могут выполнить задания, которые требуют концентрации внимания.
Диагностика и лечение
Повышенную тревожность у детей 4-7 лет помогает выявить тест американских психологов Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он представляет собой набор из 14 рисунков, на которых изображены различные жизненные ситуации. Психолог показывает рисунок и задает вопросы. Ответы фиксируют в специальном протоколе.
Результат получают в виде так называемого индекса тревожности (ИТ). В соответствии с ним выделяют тревожность:
- высокую (более 50%);
- среднюю (20-50%);
- низкую (менее 20%).
Для оценки школьной тревожности используют специальный тест Филлипса. Он включает в себя 58 вопросов, на которые ребенок отвечает положительно (+) или отрицательно (-). Анализ результатов проводится по несоответствиям вопрос-ответ, для этого используют специальные таблицы с ключами к вопроснику.
Лечение заключается в психокоррекционной работе вместе с родителями, выявлении и устранении социальных проблем. По показаниям назначают фитотерапевтические препараты (Новопассит, Пустырник, Персен).
В терапии дошкольников и школьников используют адаптированные психотерапевтические методики: сказкотерапию, игротерапию. Полезны релаксационные методики в виде дыхательных упражнений, йога. Необходимо проводить работу с родителями и изучать взаимоотношение в семье. Отдельная роль отводится воспитателям (детского сада или школы) — они также принимают участие в терапии посредством вовлечения ребенка в игры, беседы, поощрение его, помогают наладить контакты со сверстниками.
Диагностика и лечение
Диагностика заключается в тестах, выявляющих повышенную социальную тревожность: Шкала Спилбергера, Шкала Гамильтона. Социофобию сопровождают вегетативные симптомы: потливость при виде скопления людей, перебои речи, тахикардия и одышка.
Социофобия лечится амбулаторно: пациент принимает лекарство самостоятельно. Из медикаментов ему показано следующее лечение: селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (Флуоксетин, Сертралин), ингибиторы моноаминоксидазы: Моклобемид, Бефол и Разаглин.
Из психотерапии наиболее эффективны: когнитивно-поведенческая психотерапия, групповая терапия, метод десенсибилизации, ролевые игры, рациональная психотерапия, аутогенная тренировка.
Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!