Диагностика заболевания
Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является
наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с
друзьями, воспитателями, родителями.
Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов,
для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.
Проблемой должен заниматься детский психолог. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и
анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога,
внутрисемейную обстановку.
У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:
- ошибается по невнимательности;
- не слушает и не слышит собеседника;
- избегает задач, требующих умственных усилий;
- теряет личные вещи;
- отвлекается на любые шумы;
- беспокойно играет;
- перебивает разговаривающих с ним;
- слишком много говорит;
- ерзает и раскачивается на стуле;
- встает тогда, когда это запрещено;
- устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
- хочет быть первым во всем;
- совершает бездумные поступки;
- не может дождаться своей очереди.
При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике
заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, МРТ,
электрокардиографию, компьютерную томографию Необходим сбор симптомов заболевания
Симптомы СДВГ у детей
Ниже приведены общие симптомы СДВГ:
1. Симптомы невнимательного вида СДВГ
Ребенок, страдающий невнимательным видом СДВГ, испытывает трудности в усвоении новой информации. Он часто грезит наяву и легко отвлекается
Ему сложно выполнить домашнее задание и сконцентировать внимание на чем-то.
2. Симптомы гиперактивного вида СДВГ
Ребенка с гиперактивным видом СДВГ можно узнать по постоянному беспокойству, ерзанию и постукиванию ногами. Он часто говорит без умолку, даже когда с ним не разговаривают.
3. Симптомы импульсивного вида СДВГ
Ребенок, подверженный импульсивности, перебивает других во время разговора, а также склонен начинать общение в самый неподходящий момент. Ему сложно дожидаться своей очереди.
Симптомы
Исходя из названия данного синдрома, симптомы СДВГ включают в себя два основных клинических компонента: нарушение внимания и гиперактивность. В клинической практике выделяют простую и осложненную формы.
Так, при простом варианте можно наблюдать лишь невнимательность пациента и сниженную усидчивость. При осложненной форме в клинической картине присутствуют такие симптомы, как расстройство сна, частые головные боли, заикание.
Для симптоматики синдрома дефицита внимания характерно присутствие таких маркеров, как трудности с обучением, нарушение мелкой моторики, расстройство социализации и общения.
Трудности с обучением особенно ярко проявляются у детей раннего школьного возраста и выражаются в нарушении чтения, счёта, письменной речи.
Для расстройств мелкой моторики характерна неспособность ребенка застегнуть пуговицы, завязать шнурки, выполнить задания связанные с мелкими деталями. В некоторых случаях у детей может отмечаться общая неловкость, неуклюжесть, что свидетельствует о расстройствах грубой моторики.
Нарушение социализации и межличностного общения пагубно сказывается на общении ребенка с СДВГ со сверстниками. Таким пациентам достаточно проблематично заводить друзей, вливаться в общество ребят в организованных коллективах.
Симптомокомплекс синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя следующие компоненты:
Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?
Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:
1. Симптомы невнимательности
Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций
Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.
3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.
Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.
Причины и факторы риска
Точная причина возникновения СДВГ неизвестна. Возможными причинами возникновения нарушений
могут быть:
- Общее ухудшение экологической ситуации.
- Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот
период. - Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
- Угрозы выкидыша.
- Хронические заболевания матери.
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление
наркозом, кесарево сечение. - Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам
позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям. - Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
- Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы,
нарушающие нормальную работу мозга. - Длительная терапия (более месяца) парацетамолом во время беременности
Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания –
факторы, способные завести механизм развития СДВГ.
Что делать родителям?
Научитесь правильно играть
Детей с гиперактивностью не стоит заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться – например, в рамках подвижных игр. Попробуйте строить игры и обучающие занятия надо по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на подушку или проползли под столом: а затем снова вернулись к занятию. Так ребенок учится регламентировать свою двигательную активность.
Уберите лишние игрушки, гаджеты
Оставьте в поле зрения оставить несколько любимых, а остальные спрячьте подальше. Постепенно можно добавлять игрушки, а через некоторое время менять их на новые.
Организуйте двигательную активность
Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот занятия с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны, ведь такие дети не очень хорошо чувствуют опасность.
Часто хвалите
Причем делайте это целенаправленно, объясняя за что, поскольку это даст ребенку дополнительные внимание и навык контроля. Например, не просто скажите: «Молодец, собрал портфель сам»
А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
Соблюдайте режим дня
Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а проговариваем, что именно надо сделать: умыться, почистить зубы, переодеться в пижаму и лечь в кровать
Привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
Итак
- Гиперактивность можно корректировать правильными поведенческими стратегиями.
- Если родители не могут справиться с активностью ребенка самостоятельно — следует обратиться за помощью к специалистам. Это не стыдно, а жить станет проще.
(
оценок; рейтинг статьи )
Рекомендации для самопомощи
Остеопатическая клиника, как и традиционная, придерживается определенного мнения.
Лечебные процедуры могут не дать должного результата, если не обеспечить больному СДВГ должной обстановки и не уделять его потребностям внимания, особенно что касается детей. Синдром тяжелее поддается устранению у людей чувствительных и инертных. За годы болезни они привыкли демонстрировать импульсивность и определенные поведенческие стереотипы. Задача близких — сохранять спокойствие, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Важными составляющими благополучной терапии являются
- Питание, богатое витаминами и минеральными веществами;
- Сон в достаточном объеме;
- Эмоциональная разгрузка;
- Прогулки, отдых на природе, умеренные тренировки.
Необходимо исключить тяжелую пищу, однообразие, гаджеты (у взрослых с синдромом — хотя бы уменьшить до необходимого минимума).
ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯНесмотря на абсолютную безопасность и универсальность остеопатии, существует ряд тяжелых состояний, когда требуется медикаментозное или оперативное вмешательство: онкология, острые воспаления, инсульты, болезни сердца и т.д. Остеопатические приемы могут носить только поддерживающий характер в стадии улучшения, ремиссии.
Проблемы в которых эфективна детская психотерапия
- Детские и подростковые:
- Непослушание, проблемы взаимопонимания;
- Проблемы общения:
- замкнутость,
- конфликтность,
- неуверенность;
- Нарушения сна;
- Агрессивность, раздражительность;
- Тревожность, плаксивость, страхи;
- Комплексная диагностика развития.
- Школьные:
- Неуспеваемость, нежелание учиться;
- Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
- Неусидчивость, гиперактивность;
- Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
- Выявлена или подозревается задержка развития;
- Профориентация для подростков.
- Помощь и консультации родителям:
- Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
- Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
- Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
- Выбрать учебную программу;
- Преодолеть семейные проблемы.
- Диагностированные детские:
- СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- РДА — ранний детский аутизм;
- Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
- ЗПР — задержка психического развития;
- УО — умственная отсталость;
- ДЦП — детский церебральный паралич.
Лечение расстройства активности и внимания
Поведенческая терапия. Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.
Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях
Здесь важно участие родителей.
Речевая и языковая терапия. Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.
Трудотерапия
Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.
Диетический контроль. Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка.
Речевая и языковая терапия
В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.
Вредные красители включают:
- тартразин (E102);
- кошениль (E124);
- желтый закат (E110);
- азорубин (E122);
- желтый хинолин (E104);
- аллюра красный (E129).
Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей.
Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.
Успейте записаться на ЛОГОИНТЕНСИВ
Центр Речи приглашает детей от 2 до 7 лет на двухнедельную коррекционно-развивающую программу в формате ЛОГОИНТЕНСИВ. СТАРТ 21 июня!
Приглашаем Вас и Вашего ребенка принять участие в этой программе, если:
- Ваш ребенок не говорит вообще, либо общается отдельными словами
- Ваш ребенок имеет трудности установления контакта, самообслуживания
- Часто болеет, имеет нарушение мышечного тонуса
- У ребенка грубые нарушения звукопроизношения, низкий словарный запас, множественные ошибки в употреблении предлогов, окончаний и пр.
- У ребенка частые истерики, проявляется агрессия по отношению к сверстникам или младшим детям
- У ребенка диагностирован аутизм или расстройства аутистического спектра.
Познавательная страничка
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение неврологически-поведенческого развития у детей.
Как просто активные, так и гиперактивные дети, могут проявлять нетерпение, неусидчивость и сильное возбуждение. Шуметь, капризничать, бегать и скакать – одним словом, «стоять на ушах». Но все-таки есть несколько признаков, которые помогут отличить особенность характера ребенка от серьезной неврологической проблемы.
Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.
Существует 3 типа диагноза СДВГ:
- В одном из них преобладает гиперактивность,
- Во втором присутствует лишь дефицит внимания,
- Третий тип объединяет оба показателя.
Если Вы заметили 5-6 совпадений в поведении вашего ребенка с признаками СДВГ, обратитесь за помощью к психологу или неврологу.
Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.
Проявления синдрома
Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.
Кроме этого, у ребенка появляется:
- неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
- невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
- импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
- игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
- наличие проблем со сном
- задержка речевого развития и т.д
Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость
Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой
На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.
Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.
Суть диагностики и лечения СДВГ в остеопатии
Принципиально иной подход к лечению гиперактивности и дефицита внимания предлагает остеопатия.
Эта наука строится на базе восстановительной терапии, когда вместо подавления отдельных симптомов проводится работа по восстановлению организма в целом.
В идеале показать ребенка остеопату рекомендуется сразу после рождения даже при благополучных родах (а многие считаются таковыми только за счет отсутствия явных травм). Недоношенность, затяжные или быстротечные роды, медикаментозная стимуляция и акушерские пособия создают повышенный риск для развития СДВГ в будущем. Такие дети с рождения могут проявлять чрезмерное беспокойство, у них сложности с приемом пищи, набором веса и сном, частые срыгивания. К сожалению, эти явления считаются нормой, особенно если малыш приобретает стандартный набор навыков в положенные сроки.
Зачастую хватает нескольких сеансов, чтобы полностью устранить проблему в первые месяцы жизни, исключив развитие СДВГ. Дело в том, что, согласно понятию саморегуляции, организм способен самостоятельно нейтрализовать негативные последствия травмирующих факторов (гипоксия, инфицирование). У маленьких детей еще хорошо развиты компенсаторные свойства. Но для этого организм необходимо привести в соответствующее состояние, на что и направлена остеопатическая деятельность.
В более взрослом возрасте лечение СДВГ затягивается из-за накопившихся пороков, в устранении которых наряду с остеопатическим лечением придется задействовать и традиционные методы. Имеет смысл подключить психологическую коррекцию и в самом крайнем случае фармакологические препараты уже после того, как остеопат устранит первопричину СДВГ.
В основе остеопатического лечения лежит подтвержденная теория о подвижности костей черепа. Даже микроскопические смещения частей черепной коробки или шейных, крестцовых отделов могут привести к сдавливанию мозга и кровеносных сосудов. В остеопатии организм — единое целое, поэтому травмированные крестец или шея (нередкие случаи в родах, в том числе и через кесарево сечение) оказывают влияние на мозговые структуры, провоцируя СДВГ и другие дисфункции.
Остеопатия лечит, возвращая части организма на предназначенное им природой место, восстанавливает их правильное взаимодействие. Врач-остеопат в совершенстве владеет знаниями о строении тела, расположении органов, костной структуры. Едва прикасаясь к телу, он определяет смещения структур, изменения в тонусе, буквально чувствует энергию жизнедеятельности организма.
Уже после 1-2 сеансов родители видят положительные изменения. Ребенок, годами изводящий себя и окружающих своей гиперактивностью, вдруг становится уравновешенным и усидчивым.
Повышается концентрация внимания, ребенку удается себя контролировать и формировать цели.
Взрослые ощущают непривычную легкость и энергичность.
Диагностика
При оценке неврологического статуса, уделяется внимание поведению ребенка в момент осмотра, его внешнему виду, проводится полный неврологический осмотр с оценкой состояния центральной и периферической нервной системы. В процессе нейропсихологического исследования подробно разбирается семейный анамнез ребенка, страдающего СДВГ
Это необходимо для выявления психогений в семье, определяется эмоциональный климат в семье. Помощь в диагностике врачам и психологам могут оказать опросники, затрагивающие различные аспекты поведения и развития ребенка
В процессе нейропсихологического исследования подробно разбирается семейный анамнез ребенка, страдающего СДВГ. Это необходимо для выявления психогений в семье, определяется эмоциональный климат в семье. Помощь в диагностике врачам и психологам могут оказать опросники, затрагивающие различные аспекты поведения и развития ребенка.
С целью дифференциальной диагностики ребёнку может быть назначено проведение электроэнцефалографии, нейросонографии, компьютерной томографии, доплерометрии и иных методов обследования
Важно отметить, что диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» может быть установлен при наличии следующих критериев:
- появление первых признаков в возрасте до 8 лет;
- длительность течения заболевания не менее 6 месяцев;
- проявление признаков патологии как минимум в двух сферах деятельности ребенка (школа, дом);
- признаки патологии вызывают у ребёнка и окружающих психологический дискомфорт и приводят к нарушению социальной адаптации;
- симптомы возникают вне зависимости от наличия иных психических расстройств (шизофрения и др.).
Диагностика
Повышенная активность ребенка может стать звоночком для родителей обратиться к детскому неврологу, психиатру и психологу.
При первом обращении к специалистам диагноз вам не поставят, но ребенок будет находиться под наблюдением, проведут обследование и в случае необходимости назначат комплексный подход к лечению СДВГ.
С ребенком проводят беседы, собирается информация от родителей и педагогов при помощи диагностических опросников и тестирований.
Комплексный подход к лечению СДВГ необходим для того, чтобы выявить возможные соматические и неврологические расстройства: эпилепсия, гипертиреоз, нарушения зрения и слуха, анемия и тд.
Параллельно с вышеперечисленными специалистами, ребенку может потребоваться обследование эндокринолога, офтальмолога, отоларинголога, эпилептолога.
Диагностика логопедом позволяет выявить нарушения письменной речи и подобрать правильное лечение синдрома СДВГ.
Также могут понадобиться следующие процедуры:
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Обследование головного мозга.
- Магнитно-резонансная терапия (МРТ). Метод исследования внутренних органов и тканей.
- Биохимический анализ крови. Метод лабораторной диагностики, который дает оценку работе внутренних органов.
Причины развития СДВГ у детей
Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:
1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.
Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.
В КЛИНИКАХ «ПРЕЗИДЕНТ-МЕД» ВЫ МОЖЕТЕ
- пройти обследование и лечение по более чем 30 медицинским специализациям, реабилитацию после инсультов, операций, травм,
- сдать различные виды анализов (более 5000 видов анализов и лабораторных исследований),
- пройти функциональную диагностику (УЗИ, эндоскопия: гастроскопия), ЭКГ, установка и расшифровка СМАД и Холтер-ЭКГ и другие,
- пройти медицинскую комиссию за один день, пройти профосмотр (как для организаций, так и для частных лиц),
- получить всевозможные справки – справки в ГИБДД и для допуска к занятиям спортом, для приобретения оружия, в санаторий,
- при наличии показаний – оформить лист временной нетрудоспособности,
- оформить и получить другие виды медицинской документации,
- сделать любые инъекции,
- воспользоваться услугами хирургии одного дня или дневного стационара.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Причины СДВГ
Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».
Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.
Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.
Копилка знаний
Упражнения на релаксацию и дыхание.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары
Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
Консультация нейропсихолога в Центре Речи.
Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).
ТКМП назначают детям:
с алалией, СДВГ, ЗПР, различными речевыми нарушениями, проблемами с обучением в школе. А также детям с РАС и другими проблемами поведения.
Принцип действия микрополяризации ТКМП.
Диагностика расстройств активности и внимания
Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.
СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:
- постоянная физическая активность;
- ребенок не учится на собственных ошибках;
- задержка или ускоренное развитие речи;
- проблемы со сном;
- проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
- приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
- гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).
Проблемы со сном
В школьном возрасте:
- сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
- затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
- излишняя разговорчивость и импульсивность.