Акалькулия часто сочетается с. клинико-психологическая характеристика (дис) акалькулии

Почему акалькулию путают с дискалькулией

Акалькулию и дисакалькулию путать не стоит, хоть это и очень схожие нейропсихические заболевания. Их основное отличие в причинах появления расстройств.

Первый синдром является приобретенным как последствие других травм головного мозга, а второй – врожденный.

К тому же, акалькулия может быть частичной, а дискалькулия – это полное отсутствие способностей к изучению даже самой простой арифметики, потому что человек не имеет функции оценки количества объектов. Проявление дискалькулии наблюдается у 5% первоклассников. С помощью специальных методик от него успешно можно избавиться.

Описание

Дискалькулия – нарушение способности к изучению арифметики при нормальном интеллекте. По МКБ-10 имеет код F81.2. Проявляется неспособностью к распознаванию цифровых символов, затруднениями при сложении, вычитании, умножении и делении. Сочетается с запоздалым появлением способности оценивать размеры объектов и распознавать геометрические фигуры. Сопровождается отставанием от школьной программы.

Дискалькулию необходимо отличать от акалькулии – вторичной потери способности к работе с цифрами у детей и взрослых людей после тяжелой ЧМТ, опухоли или кровоизлияния в мозг. Дискалькулия обнаруживается в детском возрасте в период обучения ребенка счету, относится к категории нарушений развития учебных навыков. В различной степени выявляется у 6% детей, одинаково часто встречается у пациентов обоих полов. Нередко сочетается с дефицитом внимания, дислексией.

Причины развития

Нарушение счета вызывается генетическими, психологическими или органическими причинами. На практике у большинства детей выявляется сочетание нескольких факторов.

  • Наследственная отягощенность. Дети часто имеют родителя или близкого родственника, который также страдает дискалькулией. Генетическая основа нарушения пока не установлена.
  • Негативный опыт обучения. Затруднения счета возникают под влиянием чрезмерных или не соответствующих возрасту требований, слишком строгого наказания за ошибки, сложностей в отношениях между ребенком и родителем или учителем.
  • Общие психологические факторы. Дискалькулия чаще развивается у детей из неблагополучных семей, формируется на фоне семейного физического или эмоционального насилия, гиперопеки, непоследовательного или жестко-авторитарного воспитания.
  • Органические поражения мозга. Причиной нарушения функции мозговых структур при дискалькулии органического генеза являются внутриутробные инфекции, интоксикации матери во время вынашивания ребенка, осложнения в период гестации и родов.

Патогенез

На начальной стадии обучения важную роль в развитии органической дискалькулии играет дисфункция внутрименной борозды теменной доли. В последующем препятствиями для обучения счету становятся поражения задней ассоциативной коры, лобных долей и подкорковых отделов, а также ухудшение межполушарных взаимодействий. Психогенные трудности в обучении возникают при психологической запущенности, страхе перед наказанием, неуверенности в себе.

Классификация

С учетом преобладания того или иного типа нарушений различают 6 видов дискалькулии:

  • Лексическая. Ребенок хорошо усваивает арифметические понятия на слух, но испытывает затруднения при работе с цифрами, уравнениями и примерами, когда видит их на бумаге.
  • Вербальная. Пациент нормально решает письменные задания, но затрудняется при попытке назвать математические категории или распознать их на слух.
  • Графическая. Ученик успешно использует математические символы в устной речи, но теряется при необходимости их написать.
  • Практогностическая. Ребенок испытывает трудности при попытке перевести конкретные примеры на уровень абстракций или абстракции на уровень конкретных примеров.
  • Идеогностическая. Пациент не может проводить математические расчеты в уме. Для решения ему нужна фактическая основа: использование предметов, рисование или записывание данных на бумаге.
  • Операциональная. Страдает символизация. Ученик успешно понимает числа, распознает «больше – меньше», но плохо запоминает цифры и специальные знаки.

На практике чистые типы дискалькулии практически не встречаются, преобладают смешанные формы.

Виды дискалькулии


Дискалькулия — проблема счета, сравнения чисел

При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.

В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.

Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе. Болезнь Паркинсона — что это за болезнь?

Лечение и профилактика


Лечение возможно

Лечение зависит от причин возникновения акалькулии.

Лечение, коррекция

Лечение проводится с применением лекарственных препаратов для улучшения состояния мозга. В зависимости от причины нарушения это бывают антибиотики, нейролептики, препараты, улучшавшие кровообращение в мозге и снижающие риск отека органа. Также обязательно проводятся и занятия в комплексе мер реабилитации.

Как избавиться?

Занятия и упражнения для каждого больного подбираются индивидуально. В них входят арифметические упражнения, занятия с логопедом и курс психотерапии.

Профилактика

Так как акалькулия – это только симптом основного заболевания, то профилактика состояния сводится к снижению риска появления травм и болезней мозга. При наличии факторов, предрасполагающих к поражениям мозга, необходимо регулярно посещать врача в профилактических целях.

Прогноз и профилактика

Важно понимать, что акалькулия всегда появляется, как сопутствующее осложнение основной патологии головного мозга, поэтому прогноз может зависеть исключительно от тяжести имеющегося заболевания. Если патология появилась из-за небольшой травмы, энцефалита или лакунарного инсульта у молодых людей, прогноз при своевременно начатом и правильном лечении вполне благоприятный

Однако, если вышеуказанные первопричины возникновения акалькулии возникли в старческом возрасте, шансы на полное выздоровление значительно снижаются, в некоторых случаях пациентам так и не удается восстановиться до конца. Неблагоприятным будет также прогноз для тех больных, у которых болезнь вызвана опухолями в головном мозге. Исход зависит напрямую от проведенной операции по удалению новообразования.

Профилактические мероприятия включают в себя предупреждение токсических поражений головного мозга, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

Литература

1. Методы нейропсихологической диагностики/ Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон. — 1997.

2. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Цветкова Л.С. — 1997.

3. Нейропсихология/ Хомская Е. Д. — 2005.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков. Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в . Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Общие сведения

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия».

Акалькулия

Характеристика

Акалькулия – это такое расстройство функций мозга, которое проявляется нарушением способности считать и производить арифметические действия, что затрудняет процесс обучения математике в детском возрасте и социальную адаптацию у взрослых пациентов. Первичная форма развивается как следствие повреждения мозга левого полушария (у правшей) в височно-затылочной зоне, характеризуется нарушением понимания строения чисел и их разрядов.

Пациент не распознает деление цифр на однозначные, двузначные, трехзначные и т.д., испытывает трудности при выполнении арифметических действий, не может различить знаки, использующиеся в арифметике. Акалькулия первичной формы часто сочетается с нарушением пространственного восприятия – способности воспринимать объект в трехмерной проекции с пониманием формы, размеров, взаимного расположения отдельных предметов.

Вторичная форма развивается на фоне повреждения вещества головного мозга на разных участках коры вследствие перенесенного инсульта, возникновения очага кровоизлияния, опухолевого или нейродегенеративного процесса, нейроинфекции. Вторичная форма часто выявляется в структуре общего расстройства высших функций психики.

Вторичная форма зачастую сочетается с другими нейропсихологическими симптомами, например, с агнозией (нарушение зрительного, слухового, тактильного восприятия), амнезией (неспособность вспомнить прошлый опыт), общим расстройством мнестической и интеллектуальной деятельности. Различают виды акалькулии неспецифического (вторичного) типа:

  1. Оптическая. Развивается на фоне повреждения коры в затылочной области. При этой форме грубое непонимание чисел не выявляется. Основные дефекты связаны с нарушением зрительного восприятия цифр.
  2. Лобная. Развивается в результате повреждения лобных участков коры.
  3. Сенсорная, акустико-мнестическая. Развивается как следствие повреждения височно-теменной области коры. Обычно эти формы акалькулии выявляются в сочетании с речевыми расстройствами (афазия) и слуховой дисфункцией.

Лобная кора занимает большую площадь и отличается многообразными связями с разными участками мозга. Лобная кора регулирует и контролирует психическую деятельность индивида. Повреждение коркового слоя в зоне лба сопровождается нарушением интеллектуальной деятельности.

При акустико-мнестической форме пациент затрудняется выполнять арифметические задачи на слух. Сенсорная акалькулия – это нарушение способности считать, часто спровоцированное недоразвитием височной извилины, что приводит к возникновению сенсорной афазии, обусловленной дисфункцией фонематического слуха. Пациенты испытывают трудности при узнавании и назывании арифметических знаков и цифр.

Акалькулия и дискалькулия представляют собой аналогичные синдромы. Разница заключается в частичной невозможности выполнять арифметические операции при дискалькулии, тогда как при акалькулии данная функция нарушается на уровне исходных, основополагающих механизмов. Механизм развития дискалькулии связан с нарушением согласованной работы мозговых анализаторов, обрабатывающих числовые данные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискалькулия у детей с ОНР

   В сентябре каждого нового учебного года в детских садах формируются группы для детей с нарушениями речи. В настоящее время большинство воспитанников таких групп им…

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе…

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч…

Дискалькулия как специфическое нарушение счета

В статье представлены теоретические сведения о дискалькулии, исторический обзор, этиология, симптоматика, классификации. Среди нарушений в овладении счетной деятельностью выделяются дискалькулии …

Профилактика и коррекция дискалькулии

презентация…

Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.

           Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со…

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей….

Мне нравится

Обращайтесь ко врачу

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Когда можно заболеть шизофренией

Заболеть шизофренией можно в любом возрасте – страдают шизофренией дети, подростки и взрослые, хотя обычно заболевание начинается сразу после 20 лет. Диагноз шизофрении обычно ставится после первого психотического эпизода; тем не менее, несколькими месяцами или годами ранее обычное явление – ранние симптомы шизофрении.

Эту фазу часто называют продромальной фазой. Название произошло от греческого слова prodromom – вестник.

Согласно исследованиям, около 80-90% больных шизофренией помнят собственную продромальную фазу, хотя симптомы, возникающие в этот период, довольно неспецифичны. К ним относятся: 

  • необычное содержание в мышлении;
  • депрессия и тревожные расстройства;
  • апатия, изоляция от окружающей среды;
  • нарушения речи, движений и координации;
  • дефицит внимания, поведенческие расстройства и различные проблемы, связанные с социальной сферой. 

Последствия и ограничения

способна Акалькулия вызывать различные осложнения. К таким последствиям негативным относят аграмматизм (затруднения при восприятии и составлении предложений), парафазии (замена звуков, употребление неверное звуков), речевой эмбол (навязчивое слова повторение или словосочетания). К последствиям акалькулии относят также снижение социальной адаптации индивида из-за заболевания сочетания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие происходит этого снижение качества жизни пациента.

развитии При заболевания у детей это вызывает обучении в проблемы, социальной адаптации в школе, ухудшает коммуникации навык и может негативно сказаться на дальнейшем развитии когнитивном ребенка. У детей может развиваться самооценка низкая и депрессия.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями

Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки. Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша

Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Лечение

Лечение акалькулии проводится с учетом формы и причин. Терапию первичной формы начинают с отработки навыков понимания количественной сущности числа.

При коррекции вторичных форм акалькулии учитывают дефект, вызывающий сложности при выполнении вычислительных операций. Основное направление терапии – восстановление дифференцированного восприятия формы цифры. Используют принцип предметного счета.

Метод конструирования цифр предполагает использование отдельных элементов (половинки кругов, скобки, длинные и короткие палочки), из которых пациент складывает цифры – сначала произвольно, потом в соответствии с заданием. В программе терапии применяют метод заучивания стихотворений, в которых присутствуют цифры. При повторении стихотворения ребенок показывает карточку с соответствующей цифрой, когда произносит ее вслух.

Акалькулия – неспособность выполнять арифметические действия как следствие невозможности различать математические знаки, цифры и их разряды.

Просмотров: 427

Причины возникновения колликулита

Основной причиной воспалительного процесса в семенном бугорке является инфицирование неспецифическими (стрептококк, стафилококк, энтерококк, микоплазма) и патогенными бактериями (хламидия, гонококк, трихомонада). Эти возбудители через кровь могут переноситься из разных областей организма, например, носоглотки, рта, кишечника и костей.

Что провоцирует развитие колликулита?

  • Воспаления в репродуктивных органах мужчины. На фоне других болезней развивается колликулит.
  • Варикоз. Варикозное расширение вен в паховой зоне, а точнее, расширение вен в мошоночной области – варикоцеле.
  • Мочекаменная болезнь. Камушки, проходя через мочеиспускательные каналы, царапают слизистую, что приводит к образованию ранок. В эти ранки могут попасть болезнетворные бактерии, которые впоследствии проникают в семенной бугорок и вызывают воспаление.
  • Пониженный иммунитет. Тесное утягивающее мужское белье, провоцирует переохлаждение репродуктивных органов.
  • Нерегулярные интимные отношения или их отсутствие. Застойные явления в области малого таза провоцируют развитие колликулита у мужчин.

Симптомы нарушения счета у детей

Умение считать на пальцах – самая простая счетная способность. Она не относится к абстрактному мышлению, потому что есть предмет счета – пальцы. Для оперирования двузначными числами, математическими действиями требуется абстрактное числовое мышление. Именно это не может делать человек при акалькулии и дискалькулии. Нарушение счета у детей проявляется в том, что ребенок не может оперировать абстрактными понятиями, не способен выполнять простые математические действия, притом пересчитывать предметы он умеет. Сам пересчет становится механическим действием, ребенок считает, будто стихотворение рассказывает. Ему трудно назвать местоположение цифры в ряду чисел, сравнивать количество разных предметов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: