Инструменты бережливого управления в детском саду и школе: доска задач, 5s, визуальная навигация

Концепция управления образовательными учреждениями

Процесс управления имеет место всякий раз, когда происходит
совместная деятельность людей для достижения определенных результатов.

Под управлением понимается систематическое воздействие
субъекта управленческой деятельности (человека, группы людей или специально
созданного органа) на социальный объект, которым может быть общество в целом,
его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное
предприятие, компания и т.д., с целью обеспечения его целостности, нормального
функционирования, динамического равновесия с окружающей средой и достижения
намеченной цели.

Поскольку образовательное учреждение является социальной
организацией и представляет собой систему совместной деятельности людей
(учителей, учеников, родителей), уместно говорить о его управлении.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на
условия жизни людей, мотивации их интересов, ценностных ориентаций.

Многие ученые определяют термин «управление»
понятием «деятельность», «эффект»,
«взаимодействие».

Как говорит П.И. Пидкасистый, управление — это процесс
воздействия на систему с целью приведения ее в новое состояние, основанный на
применении объективных законов, присущих этой системе.

Менеджмент как «влияние» или «эффект»
определяют также В.П. Шипунов, Е.Н. Кишкель., Бандурка А.М.

«Под управлением в целом, — пишет В.А. Сластенин, —
понимается деятельность, направленная на принятие решений, организацию,
контроль, регулирование объекта управления в соответствии с поставленной целью,
анализ и обобщение на основе достоверной информации». А внутришкольное
управление, по его мнению, — это «целенаправленное, сознательное
взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе знания
его объективных закономерностей с целью достижения оптимального
результата».

В.А. Розанов утверждает, что управление — это система
согласованных действий (мероприятий), направленных на достижение значимых целей.

Поскольку сегодня философия «эффекта» в управлении
школой заменена философией «взаимодействия» и
«сотрудничества», понятие «управление образовательными
учреждениями» должно определяться понятием взаимодействия. Таким образом,
мы понимаем управление образовательным учреждением как систематическое,
плановое, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления
на разных уровнях для обеспечения эффективной деятельности образовательного
учреждения.

В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все
больше распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на
образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие лидерства, так
как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности лидера, в то
время как понятие управления охватывает всю сферу человеческих отношений в
системах «лидеры-лидеры». Таким образом, теория управления школой,
особенно преподавательским составом, существенно дополняется теорией
внутришкольного управления.

Теория управления наиболее впечатляет своей личностной
направленностью, когда деятельность менеджера (лидера) строится на основе
искреннего уважения, доверия к сотрудникам, создания для них ситуаций успеха.
Именно этот аспект управления существенно дополняет теорию внутришкольного
управления.

Говоря об управлении образовательным учреждением, необходимо
иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к
теоретическому осмыслению управленческой деятельности.

Под системой менеджмента понимается совокупность скоординированных,
взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение основной цели
организации. Это включает в себя функции управления, внедрение принципов и
использование эффективных методов управления.

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС

Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.

Воспитатель проводит занятие

Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом

Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.

С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.

Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:

  • Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
  • Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
  • Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
  • Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
  • Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
  • Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).

Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования

Занятие с современными детьми

Технологии, помогающие обучать

Удерживать внимание ребенка помогают некоторые технологии, которые создают интерактивную среду обучения

Дополненная реальность

Иммерсивное обучение становится все более популярным во всем мире. Ожидается, что к 2023 году рынок дополненной и виртуальной реальности в образовании составит $19,6 млрд.

Дополненная реальность (AR) относится к технологиям расширенной реальности, наряду с виртуальной (VR) и смешанной (MR).

Если VR полностью создает искусственную среду — лес, зоопарк и так далее, — то мобильные приложения с AR используют существующую, накладывая на нее новые объекты и делая их подвижными (вспомним игру Pokemon Go). Например, дети могут играть в приложение, которое учит считать: на экране появляются трехмерные цифры (приложение Math Skills Edition). Или, допустим, родитель читает книжку, а ребенок наводит экран смартфона на иллюстрации — и персонажи оживают (интерактивная книга Ernie’s Wish Trail от компании Aug Pix).

Дополненная реальность помогает сделать обучение дошкольников более наглядным и интерактивным. Ее использование, в том числе, направлено на то, чтобы познакомить детей с объектами или явлениями, которые по каким-то причинам невозможно воссоздать в домашних условиях или в детском саду. Дети могут увидеть памятники архитектуры, разных животных, людей различных профессий, изучить человеческое тело. Они исследуют предметы с разных сторон, поворачивая их и увеличивая руками. Трехмерный аудиовизуальный подход, к тому же часто с анимацией, создает мощное сенсорное воздействие на ученика, а это помогает лучше понять и запомнить материал. Ребенок из пассивного слушателя превращается в полноправного участника процесса обучения.

Распознавание и синтез речи

Дети до 5–6 лет в большинстве своем не умеют читать, так что им в принципе очень подходит обучение через аудирование. Вот почему голосовые технологии активно применяются в обучении дошкольников. Например, многие западные детские сады используют на занятиях умные колонки. Со стороны преподавателя это поощрение любознательности: детям интересно задавать разные вопросы голосовому помощнику. Так каждый ребенок вовлекается в урок и хорошо усваивает материал.

Очень часто технологии распознавания и синтеза речи применяются в приложениях для раннего изучения иностранных языков. Ребенок запоминает слова, тренирует произношение и разговорную практику через диалоги с персонажами игр, учится понимать иностранную речь на слух.

С технической точки зрения все устроено так: персонаж в приложении говорит какое-либо слово на неродном для ребенка языке. Ребенок пробует повторить слово. Технология распознавания речи превращает слово в текст и сравнивает с тем словом, которое обозначено в системе как верный ответ. Далее обычно: если у ребенка все получилось, он переходит к следующему заданию, если нет — персонаж просит повторить сказанное.

Яркий пример такого приложения — Buddy.ai. Разработчик называет свой продукт виртуальным репетитором по английскому языку для детей. Репетитором выступает робот-исследователь из космоса, который путешествует вместе с ребенком по нашей планете, исследует разные локации (например, детскую комнату), просит ребенка повторять за ним новые английские слова и дает различные геймицированные задания.

Второй пример — наше приложение IntellectoKids English for kids. Главный персонаж в этом приложении тоже робот, которого зовут Тим. Ребенок проживает вместе с роботом различные бытовые ситуации вроде похода по магазинам и купания, и изучает лексику, связанную с этими ситуациями.

В то же время, создатели подобных продуктов сталкиваются с некоторыми проблемами, причина которых — специфика детской речи. Дети удлиняют слоги, а еще не всегда правильно произносят слова в силу возраста. Плюс у них более высокие и тонкие голоса. Все это снижает процент верно распознанных голосовых запросов. Поэтому в идеале голосовые инструменты в приложении должны быть разработаны с учетом особенностей речи ребенка.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.


Фото: ESB Professional / Shutterstock

Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей. Угрозу кибербезопасности создаёт всё тот же разброс цифровых систем: пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены. Кроме того, в стратегии отмечается, что возможности цифровых инструментов дискредитируют «фейковые образовательные порталы — множественные онлайн-школы».

Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», — утверждается в стратегии. Ресурсов и стимулов, чтобы выверять эту информацию, у педагогов нет, интеграции между разными информационными системами — тоже. Такие данные не могут быть достойной базой для управленческих решений.

Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.

Интернет и гаджеты для детей — средство развлечения, но не обучения

Цифровые продукты конкурируют со школой за внимание учеников, и их возможности не используются в процессе обучения. Кроме того, родители и ученики зачастую не знают, где в интернете найти полезные конкурсы, записаться на курсы, получить цифровой сертификат на дополнительное образование.

Функции управления образовательным учреждением

Основные функции управления представляют собой относительно
изолированные области управленческой деятельности.

Функциональные звенья управления рассматриваются как особые,
относительно самостоятельные виды деятельности, представляющие собой последовательно
взаимосвязанные этапы, полный состав которых образует единый управленческий
цикл. Завершение одного цикла является началом нового цикла. Это обеспечивает
переход к состояниям более высокого уровня управляемой системы.

Существует несколько функций управления образовательными
учреждениями. К ним В.С. Лазарев относит планирование, организацию, управление
и контроль. К этим основным функциям В.А. Сластенин добавляет педагогический
анализ, целеполагание и регулирование.

А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор
Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования,
выделяет три основные группы функций управления образовательными учреждениями:

  1. управленческие функции по поддержанию стабильной
    работы образовательного учреждения;
  2. функции управления развитием школы и
    инновационными процессами;
  3. функции управления функционированием и
    саморазвитием внутришкольного управления включают меры, относящиеся к системе
    управления самого образовательного учреждения.

Обобщая взгляды этих ученых, укажем на следующие функции
управления образовательными учреждениями: Анализ, постановка целей и
планирование, организация, управление, контроль и регулирование.

Анализ — это относительно обособленная стадия (этап)
познавательной управленческой деятельности, суть которой заключается в
творческом изучении, систематизации, обобщении и оценке разнообразной
информации о социально-экономических условиях, реализации правовой
образовательной политики, удовлетворении общественных потребностей, опыта
сложившейся практики управления на всех уровнях.

На основе анализа индивидуальных, групповых и общественных
образовательных потребностей населения выделяются основные социальные
потребности: социально-экономические, экологические, валеологические,
культурные, научные, территориальные, образовательные, бытовые и т.д., которые
определяют цели и содержание образования, определяется рынок заказчиков и
потребителей. К последним относятся органы государственной власти и управления,
предприятия и учреждения, общественные организации, активные группы населения,
семьи, отдельные лица.

Функция педагогического анализа в его современном понимании
была введена и развита в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским.
Педагогический анализ занимает особое место в структуре управленческого цикла:
он стоит в начале и в конце любого управленческого цикла, состоящего из
последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из
общей цепи управленческой деятельности приводит к ее дезинтеграции, когда
функции планирования, организации, контроля и регулирования не получают
логического обоснования и дополнения в своем развитии.

Эффективность управленческой деятельности во многом
определяется тем, насколько руководители школ владеют методологией
педагогического анализа, насколько глубоко они могут изучить установленные
факты, выявить наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или
непрофессионально проведенный анализ в деятельности школьного менеджера
приводит к неясности, двусмысленности, а иногда и необоснованности принимаемых
решений на этапе выработки цели и формирования задач. Незнание истинного
состояния педагогического коллектива или учащихся создает трудности в
определении правильной системы отношений в процессе регулирования и
корректировки педагогического процесса. Основной целью педагогического анализа
как функции управления, по мнению Я.А. Конаржевского, является изучение
состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его
результатов с последующей разработкой на этой основе рекомендаций по
рационализации управляемой системы. Эта функция является одной из самых
трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает
выделение частей в исследуемом объекте в единое целое и устанавливает связи
между системообразующими факторами. А. Конаржевский и Т.И. Шамова определили
основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания:
параметрический, тематический и констатирующий.

Что насчет инвестиций

С одной стороны, интерес венчурных инвесторов к рынку можно было наблюдать последние несколько лет. Например, согласно базе EdSurge, с 2017 по 2021 годы только стартапы, базирующиеся в США, привлекли около $372 млн. В то же время, инвестиции в дошкольный сегмент составляют, по данным за 2020 год, всего 3% от всего венчурного капитала, который приходится на EdTech.

Но с началом пандемии спрос на онлайн-обучение для самых маленьких вырос, что стало толчком к большому количеству сделок. Вот лишь некоторые из них:

  • В мае 2020-го стартап Kide Science, который предлагает детям от 3 лет занятия по естествознанию, привлек $1,77 млн.
  • В ноябре 2020 года Homer, создатель детских приложений для детей от 2 лет, получил $50 млн.
  • В декабре 2020 года IntellectoKids, разработчик детских приложений, онлайн-уроков и видеокурсов, привлек $3 млн.
  • В феврале 2021 года Brightwheell, SaaS-платформа для дошкольного образования, объявила о привлечении $55 млн. Компания автоматизирует различные процессы в детских садах, такие как: заполнение графиков посещаемости или расписания занятий. Также на платформе учителя могут общаться с родителями.
  • В то же время EdTech-стартап Kutuki, специализирующийся на раннем развитии, поднял раунд на $2,2 млн.
  • В начале лета 2021 года компания Lingokids, разрабатывающая детские приложения, в том числе для обучения английскому языку, привлекла $40 млн.
  • В августе 2021 года онлайн-школа для обучения детей от 4 лет английскому языку Novakid стала обладателем $35 млн.

Проблемы игроков рынка

Несмотря на рост рынка, дошкольный EdTech — непростая ниша. Компании-разработчики испытывают ряд сложностей в борьбе за аудиторию и за качество своих продуктов.

Во-первых, компании сталкиваются с ситуацией, когда необходимо удовлетворять потребности не одной, а двух очень разных аудиторий: родителей и детей. Родителям важна польза, а ребенку нужно, чтобы контент был захватывающим. В результате разработчикам приходится сохранять баланс между качественным обучением и развлекательной составляющей продукта.

Во-вторых, серьезное или, если ****хотите, настоящее образование применительно к дошкольникам звучит как утопия, поскольку предполагается, что ученик способен долгое время держать фокус на какой-либо одной теме или предмете

Но дети этой возрастной категории постоянно отвлекаются, им сложно усидеть на месте, — так что процесс обучения нередко превращается в погоню за вниманием ребенка. Правда, есть способы преодолеть эту проблему:

  • Геймификация — главный «козырь» всех EdTech-компаний для дошкольников. Системы поощрения, соревновательные элементы, различные сюжетные линии — все это помогает вовлечь ребенка в занятие.
  • Наличие преподавателя — еще один фактор, который положительно влияет на восприятие ребенком учебного материала. У учителя есть необходимый методический инструментарий, который может «сработать». Так что онлайн-школы в этом смысле в более выгодном положении, чем, скажем, разработчики приложений.
  • Кроме того, ребенку может понравиться сочетание разных активностей во время урока. В приложении, видеокурсе, онлайн-уроке обучающие игры могут чередоваться со сказками или песенками, либо короткими обучающими мультфильмами.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Продукты и форматы

Приложения и web-платформы чаще всего предлагают обучать дошкольников с помощью образовательных казуальных игр и заданий с высокой долей геймификации. Разработчики обещают, что их продукты помогут детям подготовиться к школе, освоить творческие навыки или изучать иностранный язык. Однако редкий родитель сходу оценит качество образовательного контента в игровых приложениях, то есть поймет, насколько он действительно «образовывает». Да и разработчикам нелегко приходится без обратной связи от родителя и без преподавателей: непонятно, чему научился ребенок, играя. Поэтому некоторые производители вводят в функционал приложения предварительную оценку знаний и отчеты об успеваемости пользователей, на основе которых можно отслеживать прогресс ученика, контролировать качество обучения и при необходимости совершенствовать образовательный контент.

Что касается онлайн-уроков, они бывают индивидуальными и групповыми. У некоторых компаний есть своя LMS-система, которая позволяет проводить уроки прямо внутри платформы, отслеживать прогресс каждого ребенка, собирать данные об успеваемости, автоматизировать выставление оценок и следить за оттоком учеников. В других школах дети занимаются через ZOOM или Skype.

Предзаписанные видеокурсы — это либо анимационные обучающие ролики с закадровым голосом или же видео с актерами и кукольными персонажами (маппетами), как у нас в IntellectoKids. Одно из главных отличий видеозанятий от онлайн-уроков в том, что ребенок в любой момент может прекратить просмотр, чтобы отдохнуть. Таким образом, дети учатся в своем темпе, что делает этот формат очень удобным.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами

Фото: Veselin Borishev / Shutterstock

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Что дальше: тренды EdTech для дошкольников

В мире, где каждый день происходит что-то новое, особенно в сфере технологий, сложно заглядывать в будущее. Однако можно выделить некоторые сегодняшние тенденции, которые, вероятно, останутся с нами еще какое-то время.

Персонализированное обучение на основе искусственного интеллекта

Программное обеспечение с искусственным интеллектом позволяет выявлять сильные и слабые стороны ученика и на основе этих данных предлагать варианты адаптации контента. Искусственный интеллект анализирует изначальный уровень знаний, сколько времени понадобилось ученику для выполнения конкретного задания, правильно ли это задание было выполнено, какие упражнения вызвали сложность. Далее формируется индивидуальный профиль обучения для ребенка, чтобы он мог заниматься в подходящем для себя темпе.

Появление и развитие смешанных форматов

В пандемию многие EdTech-компании научились работать в онлайне. Однако весьма самонадеянно думать, что классическое обучение исчезнет. Скорее всего, на рынке будет много стартапов, которые, оценив преимущества как дистанционного, так и офлайн-образования, совместят оба формата в своих продуктах. Допустим, это будут кружки, куда дети будут приходить и заниматься на онлайн-платформе.

Интерес к детским образовательным приложениям

В мае 2021 года EdTech-компания Lingokids заявила, что с начала пандемии увеличила количество пользователей на 128%. В этот же период компанией был проведен опрос, который показал, что 87% американских родителей продолжат и дальше использовать детские образовательные приложения как вспомогательный инструмент обучения. Таким образом, мы можем говорить об устойчивом интересе к детским мобильным приложениям.

Расширение продуктовой линейки в стартапах

Несколько месяцев назад мы в IntellectoKids запустили два новых направления: онлайн-уроки и предзаписанные видеокурсы (раньше у нас были только приложения и мультфильмы)

Многие стартапы сейчас развивают горизонталь из разных продуктов, чтобы ребенок получал знания комплексно, потому что моноформатное обучение менее эффективно для дошкольника, который постоянно отвлекается и переключает внимание с одного предмета на другой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: