Как перестать беспокоиться и начать жить: 10 советов из книги дейла карнеги

Почему человек ленится

Возможно, сейчас открою вам большой секрет: никто не рождается лентяем. У состояния лени, когда не хочется ни работать, ни даже заниматься чем-то приятным, есть свои причины. Их можно условно разделить на физические и психологические.

Физические причины

Итак, какие вещи делают нас лентяями:

  1. Дефицит сна и отдыха. Это самая банальная причина, по которой наш организм отказывается что-либо делать. Недосып, хроническая бессонница, перегруз на работе, стрессы – все это никак не способствует состоянию бодрости и вдохновения.
  2. Вредные привычки. Когда в организм попадают вредные токсины от никотина или алкоголя, он бросает все силы на то, чтобы нейтрализовать пагубные последствия. Тут уж не до трудолюбия.
  3. Тонус мышц. Если единственная активность, которая присутствует в нашей жизни, это движение пальцем по компьютерной мышке, неудивительно, что со временем нам становится тяжело даже поднять свое тело с дивана.
  4. Питание. Рафинированный сахар и фастфуд также могут способствовать вялости мышц и тела.
  5. Обезвоженность. Нехватка воды в организме включает режим энергосбережения: замедляются жизненно важные процессы, активность уходит в минус.

Психологические причины

Давайте разберемся, что мешает нашей продуктивности со стороны психологии.

Нехватка мотивации

Мне очень нравится высказывание одного моего знакомого: “Я не ленюсь, я просто недостаточно замотивирован”. И действительно, если мы не понимаем, ради чего нам нужно вставать в 6 утра и ехать в другой конец города в 30-градусный мороз, вряд ли мы сами сильно этого захотим. Наш мозг всегда ищет упрощенные схемы. Если бы пещерный человек не рисковал погибнуть голодной смертью, он вряд ли вообще выходил бы из своего теплого логова. Таким образом, мотивация – это один из самых мощных инструментов против лени.

Эмоциональное опустошение

Представьте, что ваш эмоциональный запас – это ведро с чистой водой. Когда оно полное, у вас много сил, вы легко можете заниматься какой-либо умственной деятельностью, появляются идеи, строятся планы. Как только вода начинает заканчиваться, появляется усталость, утомленность. Если долго ходить с пустым “ведром”, наступает состояние, которое мы называем выгоранием.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

На что расходуется вода из нашего примера: сильные эмоции, избыток мыслей, информационный перегруз. По поводу последнего хочется сказать отдельно. К примеру, если вы с самого утра начинаете закидывать в себя тонны информации в виде мемов, видеороликов, новостей и пр., то вскоре вам покажется, что вы просыпаетесь уставшим, сил не остается даже к началу рабочего дня.

Кстати, рекомендую прочитать, что такое прокрастинация и каковы ее причины.

Советы психолога

Если вы не знаете, как не принимать все близко к сердцу, то вам помогут советы психолога.

Воспринимайте проблемы как опыт. Помните, что все когда-то пройдет, и старайтесь находить пользу в каждой ситуации.
Будьте спокойны. Учитесь контролировать собственные эмоции. Излишняя эмоциональность не поможет решить проблему, но может ее усугубить.
Не пытайтесь быть идеальным. Не пытайтесь нравиться всем, потому что это невозможно. Даже самый идеальный человек кому-то не нравится, и это нормально.
Находите плюсы

В любой ситуации есть положительные стороны и важно научиться их находить.
Релаксация. Для того, чтобы стать спокойнее и стабильнее можно использовать релаксацию

Возьмите за правило раз в неделю заниматься йогой или просто слушать успокаивающую музыку.

Помимо этих советов, стоит использовать несколько практик.

Поиск альтернативных объяснений

Как только вы сделали вывод по поводу ситуации, обвинив себя, необходимо заставить себя поискать другие объяснения. Если с вами не поздоровался знакомый, то вы сразу подумали, что он плохо к вам относится. Но, остановитесь и подумайте еще. Возможно, он просто задумался о своем и не заметил вас. А может у него просто плохое зрение и он вас не узнал. Такая практика поможет понять, что любая ситуация может иметь тысячи причин, и вы можете быть вообще с ними не связаны.

Анализ услышанного

Как только вы услышали какую-то фразу, которая вас задела, необходимо ее выписать. После этого прочтите ее как незнакомый человек, якобы вы не знаете человека и ситуации, когда это было сказано. И затем вы поймете, что человек имел в виду совсем не то, что вы себе придумали. Например, при разговоре с другом вы услышали, что у него нет времени на разговор. Вы сразу можете обидеться и решить, что он не хочет с вами общаться. Но, он просто имел в виду, что у него дела, и конкретно сейчас он не может продолжить разговор.

Поиск пользы

Если вы все же услышали критику конкретно в свой адрес, то не спешите расстраиваться. Для начала стоит попытаться посмотреть на ситуацию со стороны собеседника. Проанализируйте его характер, воспитание, взгляды на жизнь. Возможно это просто невоспитанный человек, который принижает других, чтобы повысить собственную значимость. А возможно этот человек сделал замечание по делу и с благими намерениями. Стоит найти пользу для себя в критике, ведь она поможет вам стать лучше.

Теперь вы знаете, как меньше нервничать и не накручивать себя. Помните, что любая жизненная ситуация – это жизненный опыт, который принесет вам пользу. Нужно научиться относиться ко всему проще и наслаждаться жизнью.

Как вести себя на важной встрече

Если не получается до сих пор взять себя в руки по-настоящему, попробуйте изобразить спокойствие. Это нехитрое упражнение поможет вам достичь и внутреннего покоя тоже. Не зря же говорят, чтобы улучшить настроение, начните улыбаться через силу. И тогда вы заметите через некоторое время, что уже и правда хочется улыбаться, а сегодняшний день не так уж и плох.

Следите за своим поведением. Как вы обычно ведете себя, когда обеспокоены? Теребите носовой платок, грызете ногти? Вот такого поведения ни в коем случае не должно быть. Начнете себя контролировать – таким образом сконцентрируетесь на себе. А сконцентрированность уже придаст вам спокойствия.

Не спешите. Даже если опаздываете, не наводите панику и спешку. Это опять выведет вас из равновесия. Это только кажется, что если начать торопиться, вы выиграете время. На самом деле может немного и выиграете, но вот спокойствию можно будет сказать “ прощай”.

Не беспомощность, а взрослое решение

– А всегда ли нам нужно то, из-за чего мы так страдаем в ситуации выученной беспомощности?

– Тут хочется поставить вопрос так: всегда ли, когда мы что-то не делаем – это выученная беспомощность? И добавить, что мы можем не делать именно потому, что нам это не надо, но мы не отдаем себе в этом отчета. Бывает, что цель, к которой человек стремится – это вовсе не его цель. Женщина не любит мыть полы и варить варенье и страдает оттого, что она плохая хозяйка

Но если разобраться, окажется, что, с одной стороны, лично для нее это совсем не важно, а с другой – она отлично справляется с работой, творчеством и другими более ценными для себя областями

Мы можем чего-то не делать потому, что трезво оценили свои силы и отказались от намерения; потому что передумали; потому что подвернулось что-то более интересное; потому что прошел удобный момент – масса вполне разумных причин. Это можно назвать взрослым решением. Разница во внутреннем состоянии: «Я подумал и решил, что не буду браться», или «Все так безнадежно, что я даже не начну».

– Так что же делать тому, кто с детства «бился головой о стеклянную стену»?

– Вспоминается мультфильм «Король Лев», где герой, будучи львом, был вскормлен на окраине червяками, в компании пары маргиналов. Если бы я работала с такой темой, как психолог, то я старалась бы вернуть льву ощущение того, что он лев. Что он силен, гибок, у него крепкие зубы, он смел и великодушен. Вообще, если людям не нравится их беспомощность, вероятно, что-то внутри у них против этого протестует, они боятся не реализовать какую-то часть своей личности.

Выученная беспомощность возникает, когда среда не подтверждает наши ресурсы, наши сильные стороны. Мы чувствуем себя беспомощными, когда самое сильное в нас не активизировано, а задвинуто в дальний угол. Вспомнить и почувствовать свою силу, заметить, как мы влияем на жизнь – а мы влияем, даже если не видим этого – не всегда просто, но возможно.

Фото: Ben Zank

Откуда берутся нытики?

Привычка жаловаться на жизнь – один из первых врожденных инстинктов человека! Младенец начинает истошно орать по любому поводу: проголодался, замерз, что-то болит…

3-х летний малыш уже не льет слезы из-за несвоевременно поданного обеда, но ссадина на коленке для него все еще трагична!

В 12 лет и падение ребенок может пережить молча, однако делать радостное лицо при виде ненавистного учебника математики ему еще не под силу…

Но иногда доводится наблюдать вполне взрослых людей, которые ведут себя подобно детям: дай-ка пожалуюсь на несправедливую жизнь – авось пожалеют да решат какую-нибудь мою проблему!

Иногда это срабатывает (особенно если слушатель не знаком с «нытиком» настолько близко, чтобы понять, что это его обычная тактика).

Но проходит определенное время, и окружающие перестают воспринимать «нытика» всерьез, игнорируя его даже в случае возникновения реальных трудностей! Естественно, после этого «жалобщик» вступает в следующий виток обид: «Меня никто не любит и не хочет помочь!».

Так отчего же некоторые люди превращаются в хронических нытиков?

Вот несколько самых распространенных причин:

  • Лень и безынициативность. Гораздо легче заранее объявить, что «у меня ничего не выйдет, потому что наш мир так несправедливо устроен», чем просто взять и попробовать!
  • Родительское воспитание. Если родители все детство (и потом!) приписывали каждую неудачу их чада «злым и нехорошим людям, которые специально не дают шанса их самому лучшему и замечательному сыночку (дочурке)», то не удивительно, что подобные взгляды на жизнь чадо перенесет во взрослую самостоятельную жизнь.
  • Скука. «Бурю в стакане воды» обычно устраивают люди, чья жизнь однообразна и бедна событиями – вот они и ищут «острых ощущений!

Поэтому, прежде чем начинать борьбу с жалобами на жизнь, начни бороться с первопричиной!

Отбрось все отговорки, где ты винишь существующие обстоятельства

Люди перекладывают ответственность на всякие обстоятельства. Находят отговорки, что «обстоятельства сейчас ужасные», «ситуация неудобная», «нет подходящего настроения».

Эти все отговорки только сдерживают тебя и никогда не дадут понять, как избавиться от лени и достигать своих целей.

Осознай, что твои обстоятельства со временем никак не станут лучше.

Люди любят оставаться прежними, они любят комфорт и избегают всего неизвестного и хаотичного.

Посмотри на свою ситуацию в жизни сейчас, где ты находишься. Она, вероятно, такая же и очень похожа на ту, что и год назад.

С каждым годом обстоятельства не будут улучшаться, а станут только хуже

Может быть, спустя год ты куда-то поступил и было какое-то продвижение в чем-то. Но ты остался тем же человеком и той же личностью. Скорее всего, ты не так уж и сильно изменился спустя год и продолжаешь оставаться таким же.

Обстоятельства с каждым годом не станут лучше! В реальности с каждым годом они становятся еще хуже.

За исключением случаев, если кто-то предпринимал много действий для роста.

Если твоя отговорка – «я устал», то осознай, что с каждым годом ты будешь стареть и будешь еще более усталым.

Если у тебя «нет сейчас времени», то с каждым годом, становясь старше, времени будет еще меньше.

Твои вопросы о том, как не лениться и все успевать, никогда не закроются, если ты будешь и дальше все откладывать на потом.

Запрет на проявление эмоций

Если ребенок в детстве был подвержен какому-либо насилию, или его ругали, когда он плакал, сильно громко смеялся, грустил, обижался, боялся и т.д., то он начинает неумышленно контролировать и подавлять свои эмоции. В его сознании закладываются установки: «проявлять любые эмоции плохо», «жаловаться плохо», «бояться плохо», «говорить о том, что тебе больно и плохо – тоже плохо».

Вырастая, он перестает чувствовать свой внутренний мир, ему сложно кого-то полюбить, так как есть явное непонимание возникающих эмоций из-за их блокировки. Такой человек теряет радость в жизни, его мало что устраивает, он не может наслаждаться приятными моментами, не видит счастья в простых вещах.

Как результат: эмоциональный холод и отстранение, сложности в построении любых отношений, регулярное переедание и набор лишнего веса на фоне эмоционального голода и связанного с этим стресса. Такие люди пытаются похудеть с диетологом, но у них ничего не получается, так как не проработаны деструктивные установки, не откорректирована детская травма, психология мышления продолжает подчиняться заложенным некогда стереотипам.

Узнать в толпе таких людей можно по следующим признакам:

  • непринятие комплиментов со стороны;
  • умалчивание своих достижений;
  • настороженное отношение ко всем, кто проявляет к ним симпатию и интерес;
  • холодное безучастное выражение лица;
  • отказ посещать развлекательные мероприятия;
  • отсутствие поддержки и слов одобрения в адрес близких и дорогих людей;
  • надменность или странности в поведении, отпугивающие окружающих.

Таких личностей нужно заботливо отогревать, учить их чувствовать эмоции и проявлять их, постепенно насыщать их жизнь разными событиями и впечатлениями, чтобы прокачать эмоциональную сферу. Как только это получится сделать, сразу же решатся многие проблемы в построении отношений и коррекции веса.

Навязывание стереотипа «падшей женщины»

Такая травма детства может коснуться представительниц слабого пола, которые росли в семье, где стройная фигура и красивая внешность воспринимались как признаки «падшей женщины».

«Смотри, какая худая, что на себя надела, как накрасилась – точно гулящая», — говорила с явным неодобрением бабушка, а внучка внимала установку: «быть красивой и стройной нельзя – это показатель недобропорядочной женщины».

Девочка выросла и стала неосознанно портить свою фигуру неправильным питанием и вредными привычками. Ее мозг четко выполняет заложенную в детстве программу – испортить свое тело и внешность, чтобы сохранить репутацию и честь.

Психотерапевту, коучу или диетологу придется избавлять такую девушку от деструктивной установки, убеждать ее в том, что быть красивой и стройной – это нормально и не постыдно.

На самом деле детских травм существует гораздо больше. Если Вы хотите понять, что мешает лично Вам похудеть навсегда и обрести фигуру мечты, то советуем записаться на онлайн коучинг к Ларе Серебрянской. Её авторская программа 3 в 1 поможет решить все накопившиеся проблемы и подарит Вам совершенно новую жизнь…

Благодарим за то, что уделили время на прочтение этого материала

Мы ценим ваше внимание, так как оно вдохновляет нас на подготовку новых ценных статей для вас

Вас также могут заинтересовать следующие материалы:

Как преодолеть

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения

Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.

Снижение нагрузки

Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:

КАТЕГОРИИ ДЕЛ СРОЧНЫЕ НЕСРОЧНЫЕ
ВАЖНЫЕ срочные и важные важные и несрочные
НЕВАЖНЫЕ неважные и срочные неважные и несрочные

В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.

Контроль над эмоциями

Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.

Новые впечатления

Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий

Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.

Забота о себе

Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня

Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.

Налаживание отношений

Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.

Живите одним днем

Вышли вечером с работы, а в голове множество мыслей. Отчет не доделали, от шефа попадет

И письмо-то не отправили важному поставщику, и еще сотню промашек допустили. Начинаем размышлять о том, как завтра будет стыдно перед начальником

И о том, сколько завтра сделать нужно. А что если не успеем? А если неправильно что-то сделаем? А если вот то? А если вот это?

Оставим «если». Есть здесь и сейчас. Живите сегодня, сейчас. Оглянитесь вокруг, мир прекрасен. Вдохните полной грудью свежий воздух, улыбнитесь. Все хорошо, у вас есть этот вечер, этот час, эта минута. Живите ею, а завтра подумаете, что делать. Помните? Проблемы решаем по мере их поступления. Наслаждаемся сегодняшней минутой.

Почему так происходит?

Иной раз в конкретной ситуации человек начинает паниковать. «Прекрати, не накручивай!» — упрашиваешь себя, но толку мало. Мысли еще сильнее одолевают. Почему это происходит?

От незнания будущего в первую очередь. Второй момент — это волнение. А третий — страх, присущий каждому человеку.

Приведем пример. Ребенок учится в институте. Он давно должен быть дома. Но до сих пор не приехал. На звонки не отвечает. Какие мысли лезут в голову родителям? Самые плохие. Хочется бросить все и бежать на поиски отпрыска. За окном темно, ребенок неизвестно где. И маме не приходит в голову, что телефон мог разрядиться, а чадо задержалось в институте. Ее посещают страшные мысли: что-то случилось, в аварию попал или машиной сбило.

А на самом деле загуляло чадо великовозрастное с одногруппниками. Мама изнервничалась, накрутив себя по полной. Зачем она культивировала страшные мысли? От волнения за своего ребенка. Возможно, приведенный пример не самый лучший. Любая мать станет переживать, когда не знает, что с ее ребенком.

Как перерасти «слезы тщетности»

– Собак в эксперименте Селигмана били током. А отчего подобная модель поведения может возникнуть у людей? В чем причины?

– Из экспериментов видно, что основная причина выученной беспомощности – долгое пребывание в ситуации, когда человек (ребенок или взрослый) не может ни на что повлиять. Выбрать еду, одежду, занятие, получить поддержку в своем выборе, вернуть хорошее отношение и т.д. С другой стороны, очевидно, что никто в этой жизни не получает абсолютно все, что он хочет, и контролируем мы далеко не все, если называть вещи своими именами.

В течении «Альфа-родительства» (к нему по-разному относятся, но некоторые вещи нам сейчас пригодятся) есть понятие «слезы тщетности». Речь идет о том моменте в жизни ребенка, когда он что-то хочет, а ему этого не дают. Например, потому, что работающий миксер или горячая кастрюля – неподходящая игрушка для ребенка. Это состояние мы переживаем примерно в 2-3-летнем возрасте. И это – настоящая трагедия.

Ребенку нужно пережить отчаянье, фрустрацию и всю мировую боль из-за того, что ему никто не даст желаемое прямо сейчас. Пережив этот аффект при поддержке родителя, он успокаивается и переключается. Он принимает отказ как свершившийся факт. Ключевой момент – что он «закрывает» внутри себя ситуацию и переключается, делает что-то другое, т.е. не «остается в клетке».

У взрослого человека, пережившего «момент тщетности» и понявшего, что он желаемого не получит, по идее, должен включаться какой-то креативный механизм, переключающий его желания и стремления на что-то другое. На мой взгляд, этот механизм – противоположность выученной беспомощности. Здесь взрослый человек выгодно отличается от ребенка.

Он может утереть слезы тщетности и подумать, что можно сделать, чтобы получить желаемый результат, например, сменить тактику, провести ревизию инструментов и ресурсов, попросить помощи, а может быть – отказаться от этого проекта и начать другой. Но проделать все это можно, только «выйдя из клетки».

Фото: Michał Biegański / cargocollective.com/kamera (фрагмент)

Основные причины, почему мы нервничаем

Вы видели хоть одного человека, который бы не нервничал? Я видела… По телеку… Терминатор называется. А если серьезно, то нет таких людей. Все через нервную систему выражают свои эмоции, а иногда их настолько много и усталость одолевает, что не нервничать просто нереально. Но вот тут и возникает вопрос, оправданы ли наши нервы и нужно ли допускать раздражительность?

Когда человек выходит из себя по пустякам, иногда это объясняется дурным характером. Но есть и независящие от человека факторы, которые провоцируют приступы раздражительности. Они делятся на физиологические и психологические. Рассмотрим основные из них:

  1. Недостаточное кровоснабжение мозга из-за повышенного АД или атеросклероза.
  2. Нарушения гормонального фона, например, из-за тиреотоксикоза – заболевания щитовидной железы.
  3. Состояние климакса ведет за собой нестабильность настроения и повышенную раздражительность. Или же нарушение гормонального баланса во время беременности.
  4. Нервозность является симптомом заболеваний: депрессии, тревожного расстройства, невроза.
  5. Самая распространенная причина нервозности – нервное истощение. А оно тоже возникает по разным причинам:
  • умственное и психическое напряжение;
  • постоянная нехватка времени;
  • громадная лавина информации каждый день;
  • завышенные требования к себе, чтобы соответствовать вызовам общества;
  • негативные переживания;
  • особенности жизни горожан, например, несвоевременная подача транспорта, очереди в государственных учреждениях, нарушения работы коммунальных служб и т. д.

Собаки научились тому, что удара избежать невозможно

Понятие выученной беспомощности было введено пятьдесят лет назад Мартином Селигманом. Он поставил эксперимент: у собак в закрытой клетке вырабатывали условный рефлекс на звук, после которого собаки испытывали удар током.

Ожидалось, что после открытия клетки собаки, услышав звук, будут выскакивать из нее. Однако они скулили, ложились и не пытались спастись бегством. Это навело Селигмана на мысль, что собаки «научились» не тому, что от удара током, следующего за звуком, надо спасаться, а тому, что удара избежать невозможно.

Исследователь уточнил эксперимент, он взял три группы собак: у первой группы не было возможности избежать удара током, собаки второй группы могли нажать носом на специальную панель, чтобы спастись от удара, третья группа была контрольная, ее током не били.

Когда потом собак поместили в вольер с низкими стенками, которые легко перескочить – предположения подтвердились. При подаче тока через стенки перепрыгивали собаки из 2-й и 3-й группы. Собаки из первой группы оставались в клетке, не пытались спастись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: