Структура и составляющие
В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.
Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:
- Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
- Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
- Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.
Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.
Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.
Симптомы алекситимии
Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.
Когнитивные дефициты:
- проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
- трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
- неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.
Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:
- неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
- неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
- бедность во снах и фантазиях;
- тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.
Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни
Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»
Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.
Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.
Выбрать правильный ответ.
Что такое жизненная позиция?
А. Целостное предметно-практическое (духовно-практическое и материально-практическое) выражение человека, имеющее свои количественные и качественные параметры.
Б. Процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.
В. Рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс.
Г. Метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.
На что направлена активная жизненная позиция?
А. На подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
Б. На преобразование окружающего мира.
В. На сосуществование с окружающим миром.
Г. На противоборство с окружающим миром.
Что является характеристикой общественно-конформистской позиции?
А. Отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению».
Б. Отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе.
В. Воображение отражает реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.
Г. Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности.
Что является гранью активной жизненной позиции?
А. Активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы.
Б. Игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах.
В. Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.
Г. Принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности.
Что является характеристикой нормативно – оценочного подхода?
А. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой.
Б. Человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы, то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей.
В. Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерности развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность.
Г. Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в „Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.
В чем секрет счастья?
Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.
Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:
- Пассивную жизненную позицию.
- И активную.
Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.
Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.
Как определиться с лучшей жизненной позицией?
Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:
- Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
- Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
- Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.
Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.
Типы активной жизненной позиции личности
Неуверенность в себе — что это такое, определение
Активная социальная позиция бывает двух видов:
- позитивная, придерживающаяся взглядов, типа «Добро всегда побеждает зло», и настроенная на соблюдение общепринятых нравственных правил;
- негативная, имеющая цели, идущие в разрез с общественными и наносящие последним вред.
Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.
АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.
Основные этапы развития личности
Ролевой конфликт — что это такое в социологии
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
- младенчество – от рождения до 1 года;
- раннее детство – от 1 года до 3 лет;
- возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
- возраст школьника – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 19 лет;
- молодость – от 20 до 25 лет;
- зрелость – от 26 до 64 лет;
- старость – от 64 лет до смерти.
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность
Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания
Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения
Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Особенности активной жизненной позиции
Может быть:
- Негативной.
- И позитивной.
В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.
Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.
Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает
Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться
Проактивный или реактивный: тест
Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.
Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.
Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.
Проактивный | Реактивный |
Я буду стремиться это изменить | Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать |
Я изменю их мнение | Их вряд ли возможно переубедит |
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу | Меня раздражают мои коллеги |
Я иду на работу | Я вынужден идти на работу |
Я решил (а), что поступлю именно так | Мне придется поступить так из-за того, что… |
Я найду время, которое посвящу этим делам | Я бы помог, но у меня нет времени |
Я придумаю, где найти средства для старта проекта | У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект |
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? | Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать |
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти | Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет |
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу | Мне не доверят эту работу |
Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?
Работать с этим.
Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.
Что такое активная жизненная позиция (АЖП)
АЖП – это деятельность человека, вызванная определённой социальной ситуацией. Причём подобные действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. При этом механизм их срабатывания базируется на таких чертах, как:
- идейно-нравственные ориентиры;
- знания и умения в сочетании с принципами и наклонностями.
Сформированная таким образом АЖП является основным регулятором деятельности и поведения личности с социуме.
Важно! Отправная точка для активной жизненной позиции – это детство. Родители, воспитывая, прививают основы социальных норм и отношение к ним
Далее АЖП выстраивается самостоятельно в результате обучения, преодоления различных жизненных и социальных ситуаций.
Значение для общества активных жизненных взглядов выражается в повсеместном пропагандировании АЖП. Такое продвижение предполагает всевозможные поощрения со стороны социальных институтов: награды, грамоты и позитивную информацию о номинантах в средствах массовой информации.
Внимание! Различают две жизненных позиции: активная – направленная на преобразование общества и конформистская (пассивная) – основанная на подчинении обстоятельствам. Пассивные и активные взгляды на жизнь
Пассивные и активные взгляды на жизнь
Отличия двух позиций
Активная позиция характерна для тех людей, кто не привык довольствоваться малым и плыть по течению жизненной реки. Здоровые амбиции, желание что-то изменить в этом мире и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию отличают активного члена общества от его пассивного представителя.
Определение пассивности в жизни означает то, что у человека нет желания ни самому меняться, ни что-либо менять в лучшую сторону. Так как любые изменения требуют энергетических затрат, то пассивная жизненная позиция основана на экономии сил и жизненной энергии.
Кстати. Основной закон природы – закон сохранения энергии, говорит о том, что она никуда не девается, а просто видоизменяется в другие формы.
Это значит, если человек не будет предпринимать активных действий и вкладывать свои силы в самообразование, преобразование общественных процессов, его энергия будет способствовать снижению потенциала, произрастанию болезней и возникновению всевозможных социальных рисков.
Проявление активных жизненных взглядов
Как определиться с жизненной позицией
Канцерофобия — что это значит, симптомы
Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:
Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
Характер поведения
Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
Поиск группы людей с одинаковыми ценностями
Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.
Существует 4 типа жизненных позиций:
- Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
- Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
- Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
- Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.
Позиционный тип: Я плохой, ты хороший
Сочинение на тему “Проблема выбора жизненной позиции жизни”
Автор прибегает к приему иносказания, обращаясь к жанру философской сказки. В олицетворенных образах камней без труда угадываются люди с противоположными взглядами на жизнь. Использованные писателем наименования также подчеркивают различие между героями.
Например, слово «Кремень» имеет переносное значение –- «закаленный человек с твердым характером». В свою очередь, сочетание «Растрескавшийся камень» передает негативную оценку пассивной жизненной позиции. Нетрудно заметить, что симпатии Кривина на стороне активных людей.
Так автор стремится донести до нас основную мысль текста: человек не должен быть равнодушным созерцателем, прячущимся от жизненных бурь. Только активная жизненная позиция, сопричастность всему, что происходит вокруг нас, делает человеческую жизнь полноценной и осмысленной.
Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю, что человек должен быть активной личностью. Если жить, прячась от трудностей жизни, может наступить преждевременное старение души. Правоту автора подтверждает опыт русской классической литературы. М. Ю. Лермонтов писал, размышляя о назначении поэзии:
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
В этих строчках – жажда полнокровной жизни, но не серого существования.
Вспомним строки А. А. Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится». И в них есть желание жить в борьбе, в поиске судьбы, наполненной бурями.
В романе И. А. Гончарова мы встречаем противопоставление пассивного и активного образа жизни на примере Ильи Обломова и Андрея Штольца. Трагедия несостоявшейся личности главного героя романа убедительно доказывает, что человек, избегающий трудностей, рискует выпасть из жизни, не найти собственного пути.
Осуждение пассивной жизненной позиции мы находим также в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» – всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.
Перекликается с содержанием басни-сказки Кривина «Песня о Соколе» А. М. Горького. В ней тоже противопоставлены две жизненные позиции: позиция Ужа, которому прекрасно живётся там, где «темно и сыро», и взгляд на жизнь гордого Сокола, который видит счастье в битве.
«Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» – восклицает Горький. Подвиг людей, подобных Соколу,» много смелых сердец» зажжёт «безумной жаждой свободы, света!»
Итак, прячась от жизни, человек никогда не станет личностью, полноценным членом общества, который способен изменить наш мир к лучшему.