Самодетерминация

Challenge & Support theory, N.Sanford

Изначально эта теория описывала, как студенты учатся: в какие моменты они успешны, а в какие — не очень. Уже потом её переложили на бизнес.

На матрице вы видите две оси: первая — ось сложности или, скорее, вызова (challenge), а вторая — поддержки (support). Получившиеся квадраты описывают типичную среду в той или иной компании, и от этого зависит, как сотрудники чувствуют себя в компании и как они склонны действовать:

Поддержка — это не только слова: «Ты справишься! Ты молодец!» Это про комплексный подход. Например, когда в команде или в компании мало поддержки и высокий уровень сложности задач, у сотрудников появляется страх ошибок, недоверие и желание избежать ответственности. Потому что за ошибку, скорее всего, накажут.

Если уровень поддержки высокий, но сложность небольшая, человеку становится скучно, так как у него нет развития. Если он увидит на рынке интересные ему задачи и проекты, то скорее всего, уйдет туда. Ситуации с низким уровнем поддержки и сложности — редкость. Тем не менее они приводят к фрустрации, полному безразличию к результатам, отсутствию ответственности и вовлеченности.

Выигрывает сектор, где достаточно высоки и поддержка, и сложность. У сотрудников появляется готовность идти на риск и ответственность за результат, они готовы ее брать на себя. Здесь в полной мере раскрывается история про творческие решения, потому что нет страха сделать ошибку. Творческий поиск предполагает, что нужное решение получится не сразу, это — процесс.

Этой матрицей можно руководствоваться как в личном диалоге, так и в работе с командой. Задавайте себе вопросы: «Какой уровень сложности задач мы предлагаем? Насколько это «челленджово»? Насколько мы обеспечиваем поддержкой и ресурсами?»

Главные мысли

Я могу считать, что поддерживаю своих сотрудников и обеспечиваю их всем необходимым. Но мои сотрудники могут так не считать, потому что для них поддержка может значить что-то еще.

Когда вы, как тимлид, задаете своим сотрудникам вопросы: «Что тебя поддерживает? Что мне нужно обеспечить со своей стороны, чтобы ты достиг цели?», тогда действия всей вашей команды будут сонаправлены. Вы будете предоставлять ровно те ресурсы, которые нужны сотрудникам для работы, а не тратить их впустую.

Есть кейсы, когда сотрудники говорят: «Я могу больше! Дайте мне задачу покруче! Я способен на это!». Если тимлид не учитывает такие запросы, могут возникнуть и скука, и желание смотреть по сторонам, и низкий уровень результатов.

Что такое идентификация: определения

Что это? Идентификация – это в психологии процесс подражание индивида другому субъекту, группе, вымышленному персонажу (образу); процесс самоотождествления индивида с группой, образом, другой личностью. Идентификация – это, говоря простыми словами, поиск ответа на вопрос «Я такой же, как кто?».

Термин ввел З. Фрейд. Психолог рассматривал феномен в рамках психоанализа. Первое, что изучил Фрейд – отождествление ребенком себя с одним из родителей. Тогда же исследователь пришел к выводу, что идентификация всегда основана на страхе, тревоге. Отождествляя себя с более сильным, авторитетным лицом, индивид уменьшает дискомфорт, который испытывает.

Однако чуть позже автор выделил несколько видов идентификации:

Социальные и индивидуальные паттерны

Социальные паттерны – это шаблоны поведения людей в обществе. Иными словами, это определенные действия, повторяющиеся при определенных обстоятельствах. К ним относятся рукопожатие при встрече или кивок головы, взмах рукой при расставании и т. п. Данные примеры, с одной стороны, демонстрируют типичные паттерны поведения любого человека в обществе, с другой – говорят о культурном опыте. Так, например, в Японии распространенным социальным паттерном является поклон при встрече со знакомым или уважаемым человеком.

К индивидуальным паттернам, как правило, относят личные привычки, пристрастия человека. Примерами могут служить предпочтение начинать завтрак с глотка чая либо надкусывания хлеба, надевание сначала носков, затем брюк или блузы, затем юбки.

Понятие «паттерн» в психологии

Паттерн в психологии обозначает целый набор действий, выполняемых в режиме стереотипа. Образование паттерна в головном мозге происходит аналогично образованию привычки. Как только активизируется одна часть паттерна, автоматически воспроизводится полная модель дальнейших действий либо мыслительный процесс.

К примеру, запах мандаринов активирует воспоминания о новогодних праздниках, вид манной каши – воспоминания о завтраках в детском саду и т.д.

Если бы это было так, сознание бы не выдержало таких колоссальных объемов деятельности. Нервная система предпочитает использовать готовый шаблон деятельности, нежели на каждый вид придумывать что-то новое. 

Да и набор действий во многих ситуациях и случаях будет идентичным. Ведь невозможно чистить зубы или пить кофе каждый день разными способами, также как невозможно здороваться с другом, используя непривычные приемы. 

В чем суть принципа детерминизма?

Для познания происходящих событий и явлений современные ученые руководствуются несколькими критериями: дополнительностью, соответствием и так далее. К одному из таких принципов относится и детерминизм. Он представляет собой определенный подход, объясняющий, что все происходящее в мире не является случайным. Данный термин используется во многих точных науках.

Принцип детерминизма в психологии основан на изучении поведенческих особенностей живых существ. Он объясняет причины и факторы, влияющие на формирование мышления личностей. Согласно этому принципу поведение людей зависит от совокупности факторов. Детерминизм доказывает и то, что поведение живых существ способно изменяться, а их психика – развиваться.

Эволюция принципа детерминизма

Психологи выделяют несколько этапов в развитии концепции. Первый из них связан с гилозоизмом – учением, популярным в античные времена. Оно полагалось на принципы, что все материальное наделено жизнью. Следующий этап становления детерминизма связан с развитием биологии. Учеными была выдвинута теория о том, что душой обладают только живые существа. Они считали, что биологические и психологические составляющие связаны между собой.

Принцип детерминизма получил дальнейшее развитие после публикации трудов философа Августина. Он утверждал, что душа – неисчерпаемый источник знаний каждого человека, который используются для реализации конечных целей

Философ обратил внимание на то, что внутренний опыт является единственным правильным средством, применяемым для познания психологии окружающих

Сферы применения профайлинга

Несмотря на применимость практически во всех сферах человеческой деятельности, профилирование всегда было наиболее востребовано в криминалистике. Именно с этой сферы началась история данной дисциплины, и сегодня криминалисты продолжают составлять психологические портреты преступников, используя всю доступную информацию. Сегодня профайлинг – это очень востребованный род деятельности. Интерес к нему в последние годы значительно возрос, благодаря чему в нём выделились отдельные направления, связанные с используемыми методиками и сферами применения.

При составлении психологических профилей применяются следующие виды профайлинга:

1. Криминалистический. Включает специализированные методы, позволяющие определить склонность человека к совершению противоправных действий, а также установить взаимосвязи с его жизненными обстоятельствами и особенностями социальной среды.

2. Специализированный. Используется различными спецслужбами для расследования преступлений, входящих в их компетенцию, и предотвращения террористических актов.

3. Авиационный. Направлен на выявление потенциально проблемных пассажиров. Применяется во многих странах для предотвращения террористических актов и преступлений в воздухе. Позволяет предотвращать и обыденные инциденты, такие как хулиганство, пьяные дебоши или панические атаки у пассажиров.

4. Научный (экспертный). Использует методики Пола Экмана, основанные на анализе микродвижений (микроэкспрессий). Пол Экман – всемирно признанный эксперт по невербальному поведению, послуживший прообразом доктора Лайтмана в популярном сериале «Обмани меня» (он же был главным консультантом проекта).

5. Медицинский. Применяется в клинической психиатрии, базируется на работах Петра Ганнушкина о психопатических расстройствах и Карла Леонгарда о личностных акцентуациях.

6. Психотехнологический. Направлен на исследование системы ценностей и убеждений собеседника для улучшения взаимопонимания.

По такому признаку, как конкретная область применения, выделяют следующие виды профайлинга:

1. Транспортный. Позволяет предупредить правонарушения в различных видах наземного транспорта (авиатранспорт рассматривается отдельно), а также на вокзалах, перронах и стоянках.

2. Гостиничный. Используется для защиты гостиниц и отелей от правонарушителей и террористов.

3. Кадровый. Позволяет оценить различные качества соискателя, чтобы понять, насколько хорошо он подходит для вакансии (подразумевается не только профпригодность, но и так называемые «софт-скиллы», личностные качества, порядочность, умение работать в коллективе и прочее).

4. Банковский. Используется финансовыми учреждениями для оценки рисков при предоставлении кредитов.

5. Страховой. Подобно банковскому, страховой профайлинг применяется компаниями, предоставляющими соответствующие услуги, чтобы защититься от мошенничества.

6. Бизнес-профайлинг. Применяется при переговорах и заключении контрактов для оценки рисков и принятия взвешенных решений.

7. Аудит-профайлинг. Применяется как дополнительный фактор при проверке документов на предмет фальсификации.

Данный список охватывает наиболее важные сферы, в которых применяется профилирование. Но поскольку эта дисциплина довольно молодая, развивается она очень быстро, а вместе с тем расширяется и список сфер её применения. Например, в настоящее время активно изучаются возможности применения профайлинга для профилактики психосоматических заболеваний.

О сложном простыми словами

Фото автора Myicahel Tamburini: Pexels

Принцип детерминизма еще называют принципом обусловленности, который, если сильно упростить, можно выразить в так: у каждого события есть свои причины.

Да, возможно, это слишком простое определение, но прежде, чем что-то усложнять, рассказывать о его многогранности, противоречивости и спорности, нужно уяснить суть, а ведь она проста.

Вот, например, ребенок поднес палец к огню и обжегся. Причина его ожога – огонь. А почему он поднес палец к огню? Потому что мама сказала этого не делать. Причина маминого поведения понятна, она думала о безопасности своего ребенка.

А какова причина поведения ребенка? Есть ли она вообще? Принцип детерминизма утверждает, что есть. У всего есть причина. У каждого нашего поступка, у каждого правильного или неправильного решения, у каждого нашего чувства и даже у каждого нашего желания.

Принцип детерминизма используется везде, начиная от философии и заканчивая квантовой механикой, но именно в психологии он является одним из самых важнейших. Потому что отрицать этот принцип сложно. Представь ситуацию. Большие умные «дядечки психологи» увидят ребенка, который, вопреки маминым словам, полез к огню. Если они отрицают принцип детерминизма, то скажут, что у этого поступка нет причины. Тогда всю психологию, как науку, можно закрывать на неопределенный срок.

Детерминизм против свободы воли

Потому что индетерминизм – отрицание того, что все, что мы делаем имеет свою причину, это некоторое броуновское движение, хаос, непредсказуемость и бессистемность. И ничего нельзя предсказать, как нельзя понять и причины происходящего.

Однако, принцип детерминизма говорит обратное – причина есть всегда.

Поэтому умные «дядечки» и «тетечки» психологи не терпят поражение перед упрямым ребенком, который поступает нелогично, вопреки словам матери, и тянет к огню палец. А причины могут быть просты:

  • любопытство – мама сказала нельзя, а что будет, если я это сделаю;
  • тестирование реальности – а как мама отреагирует, когда я это сделаю;
  • протест – мама «плохая» и подавляет мою независимость и свободу воли.

Причин может быть много, но суть детерминизма в том, что они есть всегда. Ничего не бывает просто так, случайно, из ниоткуда. Ни одно наше проявление психики не бывает беспричинным. Даже само появление психики имеет причину. Этот подход называется биологический детерминизм, который берет свое начало от Дарвина и говорит нам о том, что психика человека сформировалась, как функция, необходимая нашему виду для выживания.  

Все психические явления имеют порождающие факторы, то есть не случайны. Например, почему наш мозг (и не только наш, но и мозг дельфинов, врановых, высших приматов) имеет зеркальные нейроны? Потому что способность подражать, умение ставить себя на место другого, влияет на наше выживание. Мы можем предсказать действия своего врага. Мы можем понять чувства другого человека.

Категории детерминизма

Детерминизм в современной трактовке рассматривает все психические явления с точки зрения причинно-следственных связей. Все явления, как цепочка, следуют одно за другим и влияют друг на друга. На основе этого возникают категории теории детерминизма.

Читать далее: Абстракция в психологии

Название категории Трактование категории
Причинность Однонаправленная, необратимая. Обусловлена характером причины, которая повлекла за собой следствие.
Необходимость и случайность Конкретизирующие понятия, объясняющие взаимную зависимость глобальных явлений и происходящих процессов. Необходимость объясняет то, что явление происходит. А случайность связана с внешними обстоятельствами, которые могут повлиять на ход событий.
Действительность и возможность Действительность рассматривается, как объективная реальность. Возможность является предпосылкой для изменения реальности, она может быть реальной и абстрактной. Реальная возможность превращается в действительность при условии, что человек прилагает для этого определенные усилия.

Абстрактная возможность ограничивается размышлениями, опирающимися на знании закономерностей и теории. Абстрактная возможность не превращается в реальность без конкретных действий и усилий человека

Организационные методы исследований в психологии

Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?

Сравнительный метод

Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:

  • развитию людей на разных возрастных этапах;
  • способности справляться с трудностями;
  • реакциям на определённые обстоятельства и так далее.

Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.

Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.

Лонгитюдный метод

В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.

Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.

Пример: роль школьного образования в воспитании детей

Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.

Комплексный метод

Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.

Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.

Виды виктимности

В психологии это поведение начали изучать сравнительно недавно. Интерес к виктимологии появился тогда, когда стало понятно, что корни проблемного поведения находятся в психических особенностях человека. Более того, склонность подвергать себя нападению, является патологией, отклонением от нормы. А это состояние может прогрессировать и привести к развитию серьёзного психического расстройства.

Про таких людей обычно говорят: “сам выпросил, сама напросилась”. Например, девушка, понимая все риски, отправляется одна гулять ночью по парку. Или заложник, который явно и дерзко демонстрирует террористам своё несогласие подчиниться.

Люди, склонные к виктимному поведению, очень любят жаловаться на свою жизнь

Таким образом они пытаются привлечь к себе внимание. Они открыто говорят о своих слабых местах, обидах

Однако у некоторых людей подобное поведение не вызывает жалость, скорее агрессию, отторжение, неприязнь. Особенно это заметно в школе, когда в классе всегда найдётся слабый или группа, так называемых, неудачников, над которыми все издеваются. Можно долго говорить о причинах буллинга, но почти всегда верно одно — жертва может становиться жертвой во многих коллективах, и даже переходя из школы в школу, всё равно попадать в похожую ситуацию травли.

Подобную реакцию на слабость можно отнести к древним, первобытным или даже животным законам. Стая, община будет находиться под угрозой, пока в ней есть слабый, раненый или больной. Поэтому от них было принято избавляться. В современном мире общество людей не похоже на стаю волков, однако в данном случае можно справедливо заметить, что там, где есть жертвы — преступники найдутся.

Причины виктимности. Способность стать жертвой может вызываться целым рядом обстоятельств.

  1. Состояние преступности — чем выше преступность в обществе, тем больше шансов у человека стать жертвой преступления (так называемая «массовая виктимность»).

  2. Пол: жертвами карманников чаще становятся женщины, а потерпевшими драк и избиений преимущественно мужчины.

  3. Возраст: повышенной виктимностью в силу их психофизических особенностей (любопытство, жажда приключений, излишняя доверчивость, повышенная внушаемость) обладают дети, подростки, пожилые люди.

  4. Род занятий: повышена виктимность у кассиров, водителей такси, работников полиции, предпринимателей, журналистов, и т.д.

  5. Особенности личности: состояние физического или психического здоровья, половая распущенность, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков, жадность и деспотизм, агрессивность и жестокость, грубость и неосмотрительность, вспыльчивость и раздражительность, склонность к авантюрам и пр.

  6. Асоциальный образ жизни: бомжи, проститутки, наркоманы, алкоголики, профессиональные преступники и т.д.

  7. Характер поведения до и во время совершения преступления.

     

Существует два вида виктимного поведения:

  • Соглашательское. То есть человек осознанно соглашается, смиряется с ролью жертвы. Он ждёт в отношение себя насилие, грубость, оскорбления. Чаще всего это люди неуверенные в себе, робкие, доверчивые, неготовые принимать ответственность за свою жизнь. Они могут даже боготворить, превозносить насильника, преступника, считая его сильной личностью. Жертва, как правило, уверена в своей никчёмности. Также ей свойственно обижаться на весь мир, постоянно жаловаться.

  • Вызывающее, демонстративное поведение. Поведение подразумевает проявление агрессивности, провоцирование преступника. Так могут вести себя подростки и люди, которые сами любят обижать тех, кто слабее. То есть человек сам склонен к жестокости и подавлению. Но в ситуации, когда он сталкивается с сильной личностью, он встаёт в позицию жертвы.

Проявление самодетерминации

Теория самодетерминации рассматривает человека в качестве активного деятеля, который способен эффективно использовать свойства биологического, психологического и социального характера. Они необходимы для достижения поставленных целей и применяются даже в условиях ограничений, которые накладывает текущая ситуация.

Все это связано с тем, что для человека характерны 3 основные психологические потребности, являющиеся врожденными по своей природе:

  • потребность в самодетерминации (автономии),
  • потребность в компетентности,
  • потребность в близких отношениях с окружающими.

Первая потребность состоит в стремлении человека к самостоятельному контролю своих действий и поведения, а также становление как независимый инициатор. Ее удовлетворение тесно связано с двумя остальными и не достигается без них.

Например, при проведении экспериментальных исследований подростки с высоким уровнем самодетерминации отметили, что их отношения с матерью и отцом доверительные и дружеские, а сами родители всегда проявляют интерес к их деятельности, предоставляя им при этом достаточное количество свободы.

Самодетерминация представляет собой не только потребность, но и качественную характеристику человеческого поведения. Она включает способность человека осуществлять выбор, чувствуя самого себя, а не подкрепления, стимулы или внешние силы. При этом именно человек, включая его убеждения, желания и стремления, выступает как источник и причина поведения. Здесь успех или неудача в действиях могут быть объяснены эффективностью саморегуляции, что отражает большое значение внутреннего локуса контроля и воли при обеспечении самодетерминации поведения.

Отличительная особенность самодетерминации в историях взрослых людей состоит в гибкости в процессе управления и взаимодействия между собой и окружением. Здесь человек может так выстраивать собственное поведение в конкретных условиях, что действовать приходится в зависимости от предъявляемых требований, достигая при этом поставленной цели.

Самодетерминация взрослых включает как осуществляемый человеком контроль своего окружения или результатов действий, так и выбор вариантов прекращения данного контроля. Ее становление влияет на формирование внутренней мотивации, являющейся базовой основой автономного, неадаптивного поведения.

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ

англ. self-determination theory – психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси и Р. Райаном. С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, широкого диапазона возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне – одна из причин возникновения психических нарушений. Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация – это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром. Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции через интроекцию по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта и идентификацию предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных к интеграции регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком . Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды, и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления награды или наказания . В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности locus causality отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе – это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде – это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем – это безличный локус. В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации. На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней интернальной , внешней экстернальной или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций. С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии. О. Е. Дергачева

В этой категории нет материалов.

Морфометрия

Ученые-антропологи из Университета Северной Каролины пришли к выводу, что морфометрия — измерение частей тела — может помочь в делах о пропавших без вести детях. Большинство морфометрических методов основаны на анализе двумерных или трехмерных координат анатомических точек, из которых можно вычислить любое расстояние или угол, определяемый этими точками. Часто ключевой шаг в раскрытии преступления — идентификация останков скелета, но в случаях с останками детей традиционные методы не всегда работают. Ранее считалось, что определить происхождение человека с помощью анализа черепа можно только людям старше 18 лет. Ученые обнаружили, что лицо приобретает специфические черты уже около 14 лет. Например, профессор Энн Росс, одна из авторов упомянутого исследования, смогла использовать эти открытия для изучения останков неопознанного 10-летнего мальчика, тело которого нашли в 1998 году, и определить, что он был центрально-американского происхождения.

Росс создала технологию под названием 3D-ID, которая помогает определить происхождение неопознанных черепов. С помощью геометрической морфометрии и графического планшета с пером антрополог записывает до 34 координат черепа и сравнивает полученные измерения с другими черепами в базе данных. Программное обеспечение делает конкретизированные выводы: не просто «латиноамериканец», например, но «латиноамериканец центрально-американского происхождения» или «латиноамериканец карибского происхождения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: