Игры на развитие мышления

Примеры из жизни некоторых видов мышления

Пример. Хирург говорит медсестре шить. Одно слово, но она уже знает, какой инструмент подать, как обрабатывать, даже подсказать может, если что-то увидела опасное. В таком тандеме вырабатывается профессиональное мышление – она без высшего образования, но есть опыт, знания, интуиция, логика.

Здесь включаются сразу несколько видов: помимо профессионального, словесно-логическое, практическое, аналитическое, логическое или интуитивное, произвольное.

Пример. Парень хочет познакомиться с девушкой, но прямо перед ее носом официант нечаянно пачкает его кофе. Парень опешил и ничего не смог другого сделать, как только промямлить: “Не надо было…”

Но знакомство не состоялось не по причине пятен кофе на рубашке. А по причине вступившего в бой иррационального мышления: “Она подумает, что я тюфяк”, “Она точно подумала, что со мной что-то не так…”, “Она не захочет общаться с таким, как я”. Человек с головой погрязает в логически необоснованных убеждениях, погружается в волнение и панику. В следующий раз ему сложнее будет подойти и первым заговорить.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Что такое логическое мышление

Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.

У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.

Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.

Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.

Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.

Игры онлайн бесплатно

  • Логические »
  • Шахматы
  • Шашки
  • Водопроводчик
  • Морской бой
  • Судоку
  • Сапер
  • Шарики линии
  • Мемори
  • Кроссворды
  • LINES 98

    В этой версии Lines удобно реализован механизм подсказок. Вы имеете возможность заранее видеть куда и какие шары встанут в следующий ход.

  • КАРТЫ ПАУК

    Прекрасно скроенный пасьянс, раскладываемый на деревянном игровом столе. Определяйтесь со сложностью игры (1, 2 или 4 масти) и приступайте!

  • ГОЛОВОЛОМКА 10Х10

    Логика здесь нужна для того, чтобы не оказаться в ситуации, когда фигуры в стеке есть, а места для размещения их на поле — нет.

  • КОСЫНКА ДЛЯ АНДРОИДА

    Перекладывайте карты друг на друга, создавая последовательности и решая основную задачу: упорядочить их по мастям и рангам.

  • ШАНХАЙСКАЯ ДИНАСТИЯ

    Игра в маджонг настолько древняя, что логика разбора пирамиды из костей с изображениями отполирована династиями Шанхая.

  • Дальновидный игрок продержится гораздо дольше, чем тот, кто не просчитывает шаги наперед. Всегда оставляйте место для крупных фигур.

  • ПАСЬЯНС ПАУК

    Сходящийся редко, «Паук» требует от вас упреждающей логики. Эта версия игры не дает вам права на ошибку, требуя думать наперед.

  • 2020 ЛЕГО

    Логическая игра, где плотная укладка деталей известного детского конструктора на игровой площадке позволит Вам удалять строки и ряды.

  • КУЗНИЦА

  • МАДЖОНГ КАРТЫ

    Логика маджонга не перекликается с карточной, однако этот подвид маджонга причисляют к пасьянсам. Карты тут убираются парами.

  • МАДЖОНГ

    Логика маджонга основывается на просчете видимых ходов, но не ограничивается этим, нужно также уметь прогнозировать оставшиеся.

  • ПАСЬЯНС НАПОЛЕОН

    В логических карточных играх со 104-мя картами вероятность успешной разборки чаще всего невысока. Этот пасьянс — не исключение.

1 …

Логические игры онлайн

Идеальный вариант того, как можно провести за компьютером пару свободных часов не только очень увлекательно, но и с пользой для ума! В логических играх нет кровавых перестрелок, многотысячных баталий и невероятной графики, однако они удерживают внимание пользователей не хуже самых популярных онлайн игр. Их главный секрет в том, что они мотивируют играющего думать, развивать свои навыки и стремиться к улучшению прежних результатов

Хорошие логические игры помогают отдохнуть и отвлечься от монотонной офисной или домашней работы; они позволяют развивать мышление и память, кроме того — тренируют внимание и реакцию. Такие игры без опаски можно предлагать даже маленьким детям

С момента выхода первых версий компьютерных «пожирателей времени», типа «Сапера» или «Косынки», логические игры практически не изменились, но стали намного разнообразнее. Современные онлайн логические игры можно разделить на несколько подтипов:

  • Классические настольные игры. Перенесенные в цифровой формат шахматы, шашки или Го.
  • Карточные игры. Сюда входят все известные и малоизвестные пасьянсы, а также компьютерные вариации популярных карточных игр («Дурак», «Очко», «Покер»). Онлайн игры позволяют соревноваться как с искусственным интеллектом, так и с живыми пользователями.
  • Маджонги. Принцип игры почти всегда одинаковый, различаются они лишь оформлением.
  • Ряды шариков. «Вынеси два шарика третьим» или «ряд из нескольких одинаковых шариков сгорает».
  • Сокобаны. Такие игры предлагают что-то двигать, перемещать или вращать до необходимого результата.
  • Детские. Игра может состоять из квеста, составления пазлов или поиска аналогий между предложенными предметами. Нередко детские игры становятся интересными и для взрослых.

В разделе «Логические» 1843 игры со средним рейтингом 4.27 (Всего голосов: 46888).

ЛОГИКА

Что такое логика? Определение логики очень многогранно. В переводе с греческого она означает «мысль», «разум», «слово» и «закономерность».

В современной интерпретации данное понятие используется в трех случаях:

  1. Обозначение взаимосвязей и закономерностей, объединяющих поступки людей или события в объективном мире. В этом смысле часто используют такие понятия, как «логическая цепочка», «логика фактов», «логика вещей» и так далее.
  2. Обозначение строгой последовательности и закономерности процесса мышления. В таком случае употребляются выражения типа: «логика рассуждения», «логика мышления», «логика речи» и так далее.
  3. Обозначение особой науки, изучающей логические формы и операции, а также связанные с ними законы мышления.

Логическое мышление человека – это операционный процесс мыслительной деятельности, при котором он оперирует конкретными и четкими понятиями. Данный тип мыслительного функционирования необходим с целью принятия решений, выведения умозаключений, когда требуется применить ранее приобретенный опыт или знания и подвергнуть анализу ранее полученные сведения.

Люди используют логическую мыслительную деятельность для нахождения ответов, аргументов и вариаций решений множества задач, например, при выборе максимально короткой и оптимальной дороги до нужного места назначения или в процессе выработки бизнес проекта. Размышлять логически – это означает отделять значимое от несущественного, отыскивать взаимосвязи объектов и находить зависимости, выводить итоги.

Логическое мышление способствует нахождению обоснований множеству явлений и событий, помогает осознанно подвергать оценки факты, верно, выстраивать суждения. Однако логическое мышление человека, равно как и всякую другую способность, необходимо постоянно тренировать. И начинать оптимально на раннем детском возрастном этапе. Во многом формирование логического мышления зависит от решения задач, побуждающих к размышлению.

Особенности логики и мышления у детей 6-7 лет

Развивать свое логическое мышление самостоятельно ребенок не может. В дошкольном возрасте психологи и педагоги рекомендуют помогать ребенку в развитии мышления и логики. Но здесь нужно уметь заинтересовать малыша. Фраза типа «сейчас мы будет развивать твою логику сынок/дочка» не приведет ни к чему хорошему. Ребенок вряд ли обрадуется такой перспективе. Чтобы занятия давали необходимый эффект, их нужно проводить в игровой форме.

В возрасте 6-7 дети представляют мир иначе, не так как взрослые. В дошкольный период и начальный школьный начинается активное развитие словесного и абстрактного мышления. Дети вполне осознанно устанавливают взаимосвязь между причинами и следствиями, их мышление в этом возрасте очень подвижное. Дошкольники могут без проблем приспосабливаться и переходить от одного занятия к другому без потери внимания и концентрации. Но опять же, следует упомянуть, что, во-первых, обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а во-вторых, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.

Как развить абстрактное мышление

Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал , что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.

Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.

Экономика образования

Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем

Вот несколько способов развить абстрактное мышление.

Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.

Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.

Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.

Делайте поделки. Исследование PNAS доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.

Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:

Экономика образования

Очумелые ручки: как организовать обучение детей на дому

Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.

Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.

Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

Цель:

  • подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;
  • познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

Оборудование:

  • карточки с признаками геометрических фигур,
  • набор цветных фигур по количеству детей.

— Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой — разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав?
— Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.
— Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

Работа с набором цветных фигур:

— Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером.
— Покажите две самые непохожие фигуры.
— Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

Для чего нужно развивать и применение в жизни

Взрослому человеку без логики вообще сложно жить на белом свете. Если у дошкольника, школьника эта структура мышления проседает, тут все понятно: “Дети…” – скажете вы и тяжко вздохнете. Тогда как к взрослым уже другие требования. И если на вопрос “Что ты сделал?”, вы отвечаете “Во вторник”, тогда тут явно нестыковочка получается.

Мы уже рассмотрели с вами составляющие логического мышления, и без них в жизни сложно обойтись. Мы не сможем объединять понятия, классифицировать их и из поведения людей или ситуаций делать выводы, и будем наступать на одни и те же грабли.

Помню, когда сдавали зачет по предмету “Логика”, некоторые однокурсницы 5 раз ходили и никак не могли сдать. И в жизни у них прослеживалось вот это “наступание на грабли” – парень несколько раз унизил, другая с первого раза бы ушла, а эти терпят, к сессии вовремя не подготовились, другие уже сдали давно и отдыхают, а эти пыхтят. В чем проблема? В том, что выводы не делали, не анализировали. Вот вам и проблемы с логикой!

Еще пример: обратимся к нашим праотцам. Логика позволяла людям избежать не просто проблем, а даже спасти свою жизнь. Наблюдая, как во время грозы молния попадает в дерево, развивается пожар, они делали вывод, что их ждет опасность. Именно оттуда пошла привычка прятаться во время грозы. Да и просто неудобно, когда капли за шиворот падают!

Мы пришли к тому, что таки логическое мышление нужно развивать и делать это желательно как можно быстрее, чтобы не напортачить в своей жизни! И вам даже не придется париться, искать, где это лучше сделать. Я уже подготовила для вас уникальную подборку курсов по развитию мышления, где вы найдете ответы на все вопросы.

Для освоения логики нужно совмещать теорию и практику, с помощью упражнений довести логические составляющие до автоматизма, чтобы потом легко применять в реальных ситуациях.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Зачем ребенку это нужно?

Обучение поиску определенных признаков предметов, сравнению и обобщению, классификации и сериации, анализу и синтезу позволяет:

  • Развить математические способности;
  • Расширить познавательные функции головного мозга малыша;
  • Увеличить объем усвоения и закрепления материала при занятиях;
  • Подготовить к обучению в школе.

Развитие логического понимания мира у ребенка до 7 лет является важным шагом для успешного освоения всего комплекса необходимых знаний. Привитие умения находить необходимые признаки, мысленно обрабатывать их до получения результата играет важную роль в будущем обучении малыша всем школьным предметам. Умение делать выводы ложится в основу для качественного обучения и познания.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Заключение

Дорогие друзья, если вы дочитали статью до конца, то понимаете, что без логики жить очень сложно. А если это так, отбросите лень и занятость и хотя бы по 10 минут в день будете посвящать своему развитию. Вот видите, тут я тоже использовала закон логики “если…, то…” и указала на причинно-следственную связь.

Делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях, старайтесь развивать логическое мышление, чтобы в дискуссиях ни один злостный оппонент не мог вас переубедить!

Желаю логических успехов и побольше интересных жизненных задачек на вашем пути! Да, да, побольше – это будет вас стимулировать и развивать! До встречи!

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения

Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Профит в отношениях
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: