Мини-сочинения по русскому языку и литературе
Добро и зло, как близнецы-братья, не могут существовать одно без другого. Если бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот. Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.
С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства, когда слушаем сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным зло не было. Так мы впервые узнаем, что злым быть плохо, что вознаграждаются только добрые дела. А злые поступки всегда наказуемы. Добро всегда возвращается к человеку ответным добром. Зло, как правило, приносит ответное зло сотворившему его.
«Спешите делать добрые дела», — призывал один из русских поэтов. Кот Леопольд из знаменитого мультфильма в своей песенке поет о том, что «добрым жить на белом свете веселей». Но всегда ли добро бывает во благо? Случается и так, что добро из блага может превратиться в сильнейшее зло. Кажется такой незначительный пример: друг дал списать домашнее задание товарищу
Что в этом такого страшного? Ничего, если не брать во внимание тот факт, что товарищ недополучил каких-то знаний
Но если посмотреть на это чуть глубже. Ему легко досталась хорошая отметка, причем незаслуженно. В другой раз ему легко достанется еще что-то, отданное ему просто так, из добрых побуждений: убрали за него комнату в общежитии, потом прикрыли прогул на работе. И человек привык к безответственности. Он не умеет отвечать за свои поступки. Сколько зла осознанно или неосознанно он принесет окружающим, особенно близким людям.
Каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок, должен задуматься: во благо ли он, даже если этот поступок продиктован самыми добрыми побуждениями.
Понятие добра и зла в православии
В чем корень зла по учению святых отцов
Падение Денницы, икона.
В святоотеческом богословии обе теории — и дуализм, и демиургизм, были подвергнуты уничтожающей критике и полностью опровергнуты. Святые отцы при этом исходили из естественно данному человеческому уму (в том числе и язычникам) понятия о Боге Творце, как Всевышнем, Всемогущем и Всесовершенном Существе. Боге, Который поэтому не может иметь совечных или равных Ему по могуществу и всем другим свойствам соперников, иначе Он не будет Богом.
По учению святых отцов, Бог не творец зла, но оно вошло в мир сначала по злоупотреблению свободой воли одного из главнейших архангелов – Денницы, ставшего из-за этого сатаны, т.е. противником Бога. А затем по причине такого же злоупотребления собственной свободой воли, соблазненных сатаной первых людей, – Адама и Евы. Из-за сего нарушивших заповедь Божию и таким образом, наподобие Пандоры, впустивших зло в чувственный (вещественный) мир.
На вопрос: почему же Бог сотворил ангелов и людей свободными, ведь эта их свобода стала причиной зла, ибо в него впало треть ангелов, а человечество все оказалось повинным греху прародителей? Святые отцы отвечали: потому, что без свободы ни ангелы не будут ангелами, ни люди – людьми. Свобода – это существеннейшее свойство и тех, и других. Без нее они превратились бы в каких-то разумных животных.
Достойно исследования и то, в каком же смысле Бог сотворил свободу, которая становится причиной грехопадения во зло Его разумно-свободных творений? Согласно православному вероучению, их благая свобода простирается в паки бытие; благодаря ей человек может стать богом по благодати. И эта, скажем так, часть свободы, конечно же, прямо сотворена Богом. Поскольку без Его благодатно-творческой помощи никто не сможет совершенствоваться в пакибытии или, тем более, стать богом.
Но как сотворена Богом та, скажу опять так, часть свободы, которая соблазняет Его разумно-свободных тварей на зло, в конечном счете ввергая их в вечную смерть, т.е. небытие?
Очевидно, Бог не творил ее прямо, как сотворил и творит благую, благодатную свободу. Но поскольку Он привел этих тварей из небытия в бытие, то естественно, что они, будучи свободными, могут вернуться обратно в небытие, а последнее, собственно, и составляет основную сущность зла. Таким образом, злая свобода разумных тварей является лишь косвенным следствием их тварности.
Сотворив этих тварей, Господь косвенно сотворил и их злую свободу вернуться в небытие. Не сотворить ее можно было лишь в том случае, если бы Бог отказался от творения разумно-свободных существ – ангелов и людей. Но очевидно, что это и было бы самым большим злом для них!
Что говорит Священное Писание о сути зла
На первый взгляд там сказано только то, что о нем говорили святые отцы. Так наиболее точно и полно учение Священного Писания о зле изложено Господом в притче о плевелах сельных и ее толковании Самим Спасителем:
Эта притча гораздо глубже, с самых истоков разъясняет происхождение зла в мире. Ведь Господь, будучи Всеведущим и Всемогущим, мог бы и не творить тех тварей, чрез коих в мир вошло зло, как и советуют Ему это Его ангелы, предлагающие изначально вырвать эти плевелы, т.е. носителей зла (ср.Мф.13: 28). Но Господь по Своему милосердию не хочет сего, чтобы, вырывая плевелы, очень похожие по виду на пшеницу, с ними не вырвали и последней.
Или как Он говорит ангелам в Евангелии, чтобы «выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13: 29-30).
Таким образом, выясняется основная причина существования зла в мире — это любовь и милосердие Божие к Своему творению, как доброму, так и злому. По коей неизреченной любви Своей Он сотворил всех – и добрых, и злых. Ибо если «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5: 45), — то, очевидно, тем более дает им всем (и добрым, и злым; и праведным и неправедным) бытие и попускает им существовать!
Притчи о добре и зле
Притча о добре и зле поможет разобраться, что же такое эти два понятия. И что выбрать человеку, который стоит на перепутье двух сильнейших стихий. Нередко человек думает, что в современном мире побеждает только зло, а добро абсолютно не ценится. Чтобы сделать правильные выводы для себя, стоит обратиться к древним рассказам предков.
В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она.
В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет.
Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым. Притчи о жизни мудрые и философские. Они помогают человеку найти светлый путь.
Вечный спор добра и зла
Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека. Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели — Соне Мармеладовой. Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни. Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек — верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса. Лично для меня грех и добродетель — очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании
В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества
ДРУГОЕ
Наша сегодняшняя статья посвящена злости, а точнее способам, как избавиться от злости. Однако врага всегда нужно знать…
Доброта — одно из самых важных качеств человека. Оно обозначает умение проявить любовь к ближнему и оказать…
Поведение человека — это в большинстве случаев проявление его эмоционального состояния, бессознательных страхов и…
Зло всегда предвещает несчастья и проблемы. Давайте обратимся к сонникам разных народов и узнаем, к чему снится…
Страдания — один из этапов жизни человека. Одни люди стараются избежать его, не задумываясь о причинах и последствиях,…
Каждый человек хотя бы раз в жизни задается вопросом «почему меня никто не понимает?» При этом у него создается…
В последнее время все чаще люди обращаются к психологам с вопросами: Не люблю мужа, что делать или «Что делать,…
Обиды способны разрушить нашу жизнь, перекрыв веселью, счастью, легкости подступы к нашему сердцу и мыслям. Кроме того,…
Ищите ответ на вопрос «почему я такая злая»? Давайте вместе попытаемся разобраться, в чём причина вышей…
Когда у человека случается горе, когда перед ним встают серьезные проблемы или же он нездоров, ему плохо. Однако вопрос…
Одиночество — одна из серьезных проблем современности. По неофициальным данным, в России насчитывается около 40%…
Когда-то у меня была хорошая подруга. Мы дружили с ней с детства, но мне пришлось переехать. Спустя пять лет мы…
К сожалению, конфликты сопровождают нас во всех жизненных сферах. Они выступают нередким явлением в личных отношениях,…
Суровая правда в том, что нечеловеческая жестокость свойственна только человеку. Ни одно животное не сравнится с человеком по силе проявлений ненависти к себе подобным. Почему люди бывают такими злыми?
Каждый день в средствах массовой информации мы сталкиваемся с примерами ужасной жестокости. Избиения, убийства, массовые убийства, пытки…
Парень убил девушку из-за того, что она в компании посмеялась над ним. На теле жертвы нашли 122 удара. Экспертиза выяснила, что уже первый удар был смертельным. Психиатрическое освидетельствование показало вменяемость виновного.
Откуда берется эта нечеловеческая жестокость?!
Суровая правда в том, что нечеловеческая жестокость свойственна только человеку. Ни одно животное не сравнится с человеком по силе проявлений ненависти к себе подобным. Почему люди бывают такими злыми? Попробуем разобраться с научных позиций.
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.
Короткие притчи об оскорблении
Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль. Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.
Иди своим путём
Один из учеников спросил Будду: – Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать? – Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ: – Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик. Тогда Будда заметил: – Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.
Забирайте себе
Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: – Неужели тебя не задевают наши слова?! – Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.
Сократ и наглец
Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил: – Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?
Зло по отношению к другим
Не секрет, что зло имеет разрушительную силу. Если постоянно причинять зло другим людям, со временем оно завладеет всеми помыслами и стремлениями человека. Кто-то считает, что злые поступки могут помочь в достижении собственных целей, но такое убеждение обманчиво. Каждый злой поступок не проходит бесследно. В результате человек сталкивается с плодами своих дел, более того, сам может серьезно пострадать.
Если не пытаться навредить кому-то, жить будет куда приятнее. Ведь когда чиста собственная совесть, то проще открыться другим. В подтверждение вышесказанного стоит привести цитаты про злых людей. Едва ли их судьбе можно позавидовать.
Почему люди такие злые: корень зла в человеческом поведении
Злое поведение людей, как и их злые поступки мы можем наблюдать каждый день. Каждому из нас в жизни случалось общаться с продавцом, секретарем, менеджером, водителем который вел себя не совсем адекватно, кричал, дерзил, хамил. Такое поведение у людей, которые всегда злые погружены в свои негативные эмоции, специалисты называют невротическим. Они, как правило, видят мир в своих черных тонах и окрашивают в негатив ситуации, которые к тому изначально совсем не располагали. Эти люди не стремятся сделать свою работу проще и качественнее, их цель любыми методами и злыми поступками показать тем, кто рядом свое господство над ними.
Зачем люди творят зло? Психологи, считают, что тут проблемы чаще всего уходят корнями в детство. Скорее всего, людей с невротическим поведением обижали в детском саду, школе, дворе. И в сознательном возрасте они отыгрываться на других, пытаясь самоутвердиться и подавить свои комплексы, совершая при этом зло.
Одним из первых такое предположение выдвинул австрийский психолог Зигмунд Фрейд, он подробно расписал схему данного поведения, позже это стало называться проекцией поведения. Он описал, что человек пережив негативный опыт, получает душевную травму и не может избавиться от нее в течение жизни. Эта травма и заставляет человека делать зло первым, действуя на опережение, думая в подсознании, что если не он — то обидят его. Нанеся оскорбление другим злой человек, испытывает чувство морального удовлетворения, которое ненадолго подавляет его комплекс и вызывает кратковременное чувство спокойствия и счастья. Но эффект длиться не долго так как сама проблема никуда не делась, и невротик вновь и вновь скрывается на других совершая зло. Решить свою проблему таким способом злому человеку невозможно, и он попадает в замкнутый круг, срываясь по мелочам и при каждом удобном случае, демонстрирует свою власть над окружающими.
У взрослых есть возможность изменить или подавить злые черты своего характера и не совершать зло, которого и так много в нашем мире. У кого-то это получается самостоятельно, добившись успеха и признания в каком-то виде деятельности. Кто-то находит утешение в религии и сдерживает свое зло внутри себя. Но большинство просто находят оправдание своей злобе, что виноваты все окружающие, которые недостойны другого отношения к себе, таким людям нужна специализированная психологическая помощь.
Злые люди практически некогда не ищут помощи у психологов. Это большая ошибка, ведь с их помощью им куда проще было бы найти суть проблемы и соответственно решить ее. Таким образом облегчить жизнь себе и окружающим. Зло не путь к исцелению.
Существует ли абсолютное зло?
С большой натяжкой и достаточно условно таким абсолютным злом можно считать диавола и его бесов. Но, повторяю, это лишь условно. Ибо Господь Своим всемогуществом ограничивает их злую деятельность. Так, к примеру, преподобный Серафим Саровский говорил, что «малейший из бесов одним своим когтем может уничтожить всю землю». Почему же он, будучи человекоубийцем, этого не делает? Да потому, говорит преподобный, что Бог ему этого не попускает.
Так действие Промысла Божия обуздывает силы зла, лишая его абсолютности. Вот почему становится возможным существование человечества и спасение человека. Диавол хочет его погубить, а Господь спасает. Например, когда сатана захотел искусить праведного Иова, Спаситель разрешил ему это. Но при сем ограничил врага в его злых поползновениях. Почему это искушение послужило не к погибели сего невинного страдальца, как хотел этого сатана, а к славе Иова, показав всему миру мужество сего подвижника.
И таким образом зло, желающее быть «абсолютным», оказывается весьма ограниченным, да еще и послужившим вящему добру!
Основные причины
Почему так много жестоких людей? Ответ на этот вопрос следует искать в причинах возникновения агрессии. Следует заметить, что проявление жестокости достаточно многолико. При этом опознать ее не сложно
Человек, который причиняет другому боль, заставляя страдать, не важно, морально или физически, полностью осознающий это и стремящийся причинить вред — жесток
Психологи выделяют три причины, почему люди бывают жестокими:
- Неудовлетворенность жизнью . Особы, недовольные своей судьбой, довольно часто подвергаются стрессам, депрессиям. Эти эмоции настолько сильно переполняют их душу, что в любую минуту готовы вырваться на свободу. Именно поэтому весь негатив часто выплескивается матерями на детей. Некоторые люди под действием злости ломают ветви деревьев, бьют животных. Это душевное состояние довольно опасно, поскольку грозит владельцу возникновением неврозов, психических расстройств. Кроме всего этого, постоянный негатив серьезно укорачивает продолжительность жизни, приводит к развитию болезней сердца или проблемам с кожей.
- Равнодушие . Очень часто именно оно порождает неоправданную жестокость. Некоторые люди даже не стараются понять, сколько боли могут причинить их поступки, а иногда и слова. Они не задумываются, как сильно могут ранить другого. При этом объектом их жестокости становится слабое существо, которое не может проявить эмоции и пояснить, какую боль ему причинили.
- Подавляемые эмоции. Иногда агрессию человек проявляет «на стороне». Такое поведение свойственно тем, кто в повседневной жизни вынужден постоянно скрывать и подавлять желания, эмоции, порывы. Чаще всего характерна такая жестокость у выросших детей (особенно мальчиков), которые взрослели в семье авторитарных родителей. Сотрудники, вынужденные беспрекословно выполнять распоряжения начальника, не имея возможности выявить свою волю, в некоторых условиях могут проявить крайне жестокую беспощадность.
Все во благо
В жизни очень сложно провести четкую границу между «черным» и «белым». Они непрестанно смешиваются, создавая различные оттенки – ситуации, когда, причиняя другому зло, мы пытаемся действовать в его интересах. Здесь очень сложно определить, а на самом ли деле человека можно считать негодяем.
Требуется немало сил и терпения, чтобы делать близким людям добро, но куда сложнее сделать то, что, по их мнению, является злом, но при этом спасет их. Однако стоит помнить, что в жизни всегда есть выбор. Стоит не раз подумать – возможно, есть и другой путь. О сложностях выбора говорят и сильные мира сего. Из их уст прозвучало немало цитат про зло, которое содержит в себе и частицу добра.
Выбор между добром и злом для человека
Этот выбор, как уже было сказано выше, состоит в свободе воли человека. По своей воле он может избрать добро, и упражняться в делании его; а может избрать зло, и упражняться в нем. И там, и тут действует свобода. Но первая – это свобода от греха; а вторая – «свобода» от праведности! А какой плод от них обоих бывает, об этом очень хорошо сказал апостол Павел:
И каждый человек в своей жизни так или иначе делает этот нравственный выбор, избирая или свободу от греха, или свободу от праведности. Ну, и естественно получает мздовоздаяние за сей нравственный выбор: либо жизнь вечную, либо вечную смерть!
Кого можно назвать злым человеком
Человек не демон, и полностью злым он быть не может. В каждом найдется что-то доброе. Так и преподобный Макарий Великий даже в идольском жреце увидел нечто хорошее, почему и обратил этого бывшего служителя сатаны в христианство.
А вообще-то святые отцы говорили по сему поводу так: «Из одного и того же цветка пчелка выносит мед, а паук – яд». Так что мнение «злой человек или добрый» зачастую зависит от нашего собственного взгляда на него; точнее, зависит от нашего собственного нравственного устроения. Посему нам надобно внимать себе, а не осуждать других!
Притчи о добре и зле
Умение различать добро и зло отличает человека от животного. Неудивительно, что фольклор всех народов хранит немало притч на эту тему. Дать собственные определения добру и злу, исследовать их взаимодействие и объяснить природу человеческого дуализма пытались и на Древнем Востоке, и в Африке, и в Европе, и в обеих Америках. Большой корпус притч на эту тему показывает, что при всей разнице культур и традиций, представление об этих основополагающих понятиях у разных народов общее.
Два волка
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
– В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
– А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Познай и не делай
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай всё это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!
Чёрная точка
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Вариант №2
Среди огромного количества понятий, имеющих отношение к морали, есть такие, на которых крепко держатся отношения между людьми. Это категории «добро» и «зло». Между собой они однозначно имеют противоположное значение. При этом термины каждый по-своему сеют то или иное понимание к жизни.
Знакомство человека с этими понятиями происходит с раннего детства, когда детям объясняют на примере или словах, что это такое. С каждым годом ребенок осознанно начинает действовать на благо или во вред окружающим людям, осознавая содержание каждого слова. Родители спешат корректировать их поведение и поступки, чтобы направить их в нужном направлении. Стоя твердо на жизненном пути, человек делает осознанный шаг – склоняться к подлости или нести свет людям.
Зло – это разрушающее начало, которое и в жизни, и в любом виде искусства несет отрицательные эмоции. Оно проявляется скрытно или напрямую, но всегда является основой несправедливости, причинения вреда, приводит к страданиям.
Добро связано с такими качествами, как великодушие, щедрость, смирение. Стремление к доброте исходит из глубины сердца человека. Люди, которые совершают добрые поступки, приветствуются везде с распростертыми объятиями. Они хорошие помощники в доме, отличные ученики, ответственные работники. Но при этом они относятся к окружающим также, как к себе самому: с пониманием, состраданием, уважением.
Несмотря на то, что на земле испокон веков ведется борьба со злом, оно является нужной силой. Оно позволяет людям узнать о том, что в жизни существует выбор и можно всегда подумать об этом и сделать верный шаг. При этом каждый человек имеет право на ошибку, но результат зависит только от самого себя. Иногда случается и так, что за содеянным злым поступком следует раскаяние. Ярким примером является эпизод из произведения Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание», в котором вслед за убийством старушки в душе главного героя Раскольникова следует раскаяние в грехе и полное осознания поступка, в основе которого заложено зло.
Не лишен противостояний добра и зла и вымышленный мир сказок, где победа остается за теми, кто живет ради счастья других людей и справедливости. Г. Х. Андерсен в произведении «Снежная королева» наделяет героев – Кая и Герду нежность друг к другу, любовью к природе и пониманием. Они были искренне счастливы и добры до того, пока могущественная сила королевы холода не вмешалась в их отношения. Зло смогло на время поселить в душе мальчика сомнения, предательство. Однако истина о том, что «добро побеждает зло» в очередной раз заняла достойное место. Являясь воплощением зла, снежная королева представила образ неприступной, одинокой, лишенной земных наслаждений женщин. Маленькая девочка же спасла брата, она внесла дыхание жизни благодаря своему доброму сердцу. Любовь победила бесчувственность только потому, что добро оказалось сильнее зла.
Думаю, что борьба этих понятий не закончится никогда. Но каждый из нас вправе выбирать себе правильный путь самостоятельно, задумываясь о последствиях. В мире много разных проявлений зла: это война, предательство, крупные ссоры, деньги. Но действия добрых людей имеют огромный перевес и это главное, так как на добрых людях держится наша планета. Представляя союз жалостливых людей, умеющих прощать, помогать, понимать, люди могут быть уверены, что их добрые дела никогда не останутся без ответа.
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел. Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел. Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Православные притчи о жизни
Ещё академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на Руси притча как жанр «выросла» из Библии. Библия и сама по себе усеяна притчами. Именно такую форму поучения народа выбирали Соломон и Христос. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приходом христианства на Русь жанр притчи глубоко укоренился на нашей земле. Народная вера всегда была далеко от формализма и «книжной» усложнённости. Поэтому лучшие православные проповедники постоянно обращались к аллегории, где обобщённо трансформировали ключевые идеи христианства в сказочную форму. Иногда православные притчи о жизни могли концентрировать в одну фразу-афоризм. В других случаях – в короткий сюжет.
Смирение – это подвиг
Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения на духовный подвиг: жить одной и без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей: – Ты знаешь, лукавый не ест, не пьёт и не спит, а всё в бездне живёт, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всём воле Божией – вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всём, неси с благодарением болезни и скорби – это выше всяких подвигов!
Твой крест
Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: – Можно я выберу себе иной крест? Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где были кресты, и говорит: – Выбирай. Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и наконец нашёл маленький-маленький, лёгонький-лёгонький крестик, подошёл к Богу и говорит: – Господи, можно мне взять этот? – Можно, – ответил Бог. – Это же твой собственный и есть.
Мудрые притчи о морали
Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают.
Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.
Ведро яблок
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
– Кто чем богат, тот тем и делится!
Низкие и достойные
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Измени голос
Голубка увидела в роще сову и спросила:
– Откуда ты, сова?
– Я жила на востоке, а теперь лечу на запад.
Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила:
– А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края?
– Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос.
– Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.