Адвокация и повышение известности
Помимо пропаганды аутизма, Грандин широко известна своими работами по защите животных, неврологии и философии. В эссе «Животные не являются вещами», Грандин утверждает, что хотя животные технически являются собственностью нашего общества, закон в конечном счете предоставляет им определенные ключевые средства защиты. Ее книги, в том числе «Животные в переводе» и «Люди делают нас людьми», получили признание критиков.
Готовность Грандин сотрудничать с компаниями быстрого питания и другими владельцами скотобойни вызывает споры в сообществе по защите прав животных. В своих книгах Грандин утверждает, что облегчение беспокойства, а не максимальное продление жизни, должно быть приоритетом для тех, кто держит животных. Она отмечает высокую степень тревоги, которой подвергаются домашние животные, оставленные на длительное время без взаимодействия с человеком или животным, в качестве примера того, как пренебрегают благосостоянием животных за пределами бойни.
В качестве высокой степени функционирующий аутист, Грандин была в состоянии понять и сформулировать ее необычные жизненные события с редкой глубиной. Она описала свою гиперчувствительность к шуму и другим сенсорным стимулам, которые могут сделать общение болезненным в дополнение к тому, чтобы быть скучным. Она в первую очередь визуальный мыслитель, который считает словесное общение второстепенным навыком. Грандин также чрезвычайно чувствительна к деталям и изменениям в окружающей среде, что она объясняет своим пониманием сознания крупного рогатого скота и одомашненных животных.
Грандин заняла прочные позиции в отношении аутизма и образования детей с аутизмом. Она выступает за раннее вмешательство, в том числе за обучение учителей, чтобы направлять конкретные занятия каждого ребенка. Она — чемпионка по нейробизнесу и выступила против идеи всеобъемлющего лечения аутизма. Она утверждает, что ее вклад в сферу защиты животных был бы невозможен без понимания и чувствительности, которые являются следствием ее аутизма.
Грандин была признана академическим сообществом и широкой общественностью и в 2009 году она была назначена членом Американского общества инженеров сельского хозяйства и биологии. Она получила несколько почетных степеней и была показана в ряде телевизионных и радио программах.
В 2010 году HBO выпустил фильм под названием «Тэмпл Грандин», в главной роли актриса Клэр Дэйнс. Фильм получил 15 номинаций на премию «Эмми» и выиграл пять, в том числе «Эмми» за выдающуюся роль в телевизионном фильме и лучшую женскую роль в драме (датчане). Грандин появилась на сцене во время церемонии, делая свои краткие замечания для толпы. Дэйнс также получила «Золотой глобус» (лучшее исполнение актрисы в мини-сериале или кинофильме для телевидения) за роль в «Тэмпл Грандин».
Ранняя жизнь
Тэмпл Грандин родилась у родителей Ричарда Грандина и Евстасии Катлер в Бостоне, штат Массачусетс, 29 августа 1947 года. В возрасте 2 лет у Грандина был диагностирован аутизм, который в то время считался одной из форм повреждения головного мозга. Катлер, которую вначале обвиняли врачи в состоянии ее дочери, неустанно трудилась, чтобы найти лучший уход и инструкции для Грандин. Ее лечение включало обширную логопедическую терапию, которая помогла выявить и укрепить коммуникативные способности Грандин.
Тэмпл начала говорить в 4 года. Хотя ее родители искали лучших учителей, социальные взаимодействия оставались трудными в средней и старшей школе, где другие ученики регулярно дразнили Грандин за ее словесные тикки.
Несмотря на эти трудности, Грандин достигла значительных академических успехов. Она получила степень по психологии в Колледже Франклина Пирса в 1970 году, после чего получила степень магистра по науке о животных в Университете штата Аризона и докторскую степень по науке о животных в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн. Затем она работала консультантом в компаниях с крупными скотобойнями, консультировала их о путях улучшения качества жизни крупного рогатого скота.
Принимайте различия в разуме
Аутичный мозг отличается, но именно благодаря отличиям между человеческими разумами мы добиваемся прогресса. В своей книге «Аутичный мозг: мышление на протяжении спектра» Тэмпл связывает собственный опыт и удивительные последние открытия. Она говорит о достижениях в сканировании мозга и генетических исследованиях, которые связывают науку о мозге с поведением, она даже приводит сканы собственного мозга в качестве иллюстраций и показывает, какие особенности в ее мозге связаны с типичными симптомами аутизма. Ее самый главный тезис – воспитание и образование детей в спектре аутизма не должно сводиться к их слабостям, наука подтверждает наличие их сильных сторон, которые долгое время игнорировались, а значит, есть новые способы как поддержать их уникальный вклад.
Мы должны сказать Тэмпл спасибо за все, что она сделала, чтобы все мы начали лучше понимать людей в спектре аутизма, и за то, что она служила нам отличным ориентиром для наших целей в отношении аутичных детей. И она до сих пор продолжает вдохновлять и дарить надежду людям по всему миру.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
«Темпл Грандин» (2010)
Биографический фильм британского режиссера Мика Джексона о Тэмпл Грандин — американской ученой и писательнице с диагнозом «аутизм», которая стала профессором Колорадского университета и одной из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. В 2010 году журнал Time включил ее в список 100 самых влиятельных людей мира в категории «Герои».
Когда Темпл (Клэр Дэйнс) диагностировали аутизм, врачи посоветовали матери (Джулия Ормонд) отдать дочь в лечебницу. Медики считали, что мать виновата в ее болезни — она была слишком холодной и мало обнимала малышку. Мать не согласились с таким объяснением: она не отказалась от Темпл и сама взялась за ее обучение. Ей хотелось, чтобы дочь вела нормальный образ жизни, и поэтому она устроила ее в обычную школу.
Одноклассники постоянно задирали Темпл: смеялись из-за того, что она кружится, чтобы успокоиться; дразнили, когда она не понимала их шуток. Из-за того, что девочка слишком быстро говорит и часто повторяет одно и то же, ее прозвали «Пластинкой». Однажды Темпл не выдержала и заступилась за себя, ударив одноклассника учебником по голове. За это ее исключили из школы.
Маме пришлось определить Темпл в школу-интернат. Там за новую ученицу взялся преподаватель естественных наук, доктор Карлок — ему удается найти подход к особенной школьнице. Понаблюдав за Темпл, он понимает, что она мыслит образами и что у нее феноменальная память. Карлок становится другом девочки и проводником во взрослую жизнь, в которой ее ждут важные открытия.
Мысленно сосчитайте до 5, прежде чем отвечать или делать что-то за ребенка
Тэмпл также говорит о том, что у людей с аутизмом время реакции может быть больше, и важно давать им больше времени на то, чтобы понять речь. Она сравнивает восприятие информации при аутизме с компьютером с медленным Интернет-соединением
Я сама начала ждать 5 секунд, прежде чем подсказывать моим детям, что сказать. Поначалу может показаться, что это слишком большая пауза, но этих 5 секунд обычно достаточно, чтобы дети смогли дать ответ. Привычка слишком быстро приходить детям на помощь может мешать им стать самостоятельными.
Тэмпл вспоминает интересную ситуацию, которая произошла в детском саду, когда ей было пять лет:
«Я помню один очень неприятный момент, когда мне не дали достаточно времени, чтобы ответить. Нам дали задание обвести картинки, на которых были предметы на букву С. Я обвела чемодан, посчитав, что это сумка. Учительница отметила это как ошибку, и она говорила слишком быстро, так что я не могла объяснить, что у меня дома это называют сумками. Я не могла ответить ей достаточно быстро. Если бы она подождала 2-3 секунды, она бы увидела, что я понимаю, что такое слово на букву С».
Максимально используйте «поводы для обучения» в повседневной жизни
Тэмпл много рассказывает о своем воспитании в 1950-х годах. Она считает, что то, как ее учила мама, было одним из главных ключей к ее успеху. Когда Тэмпл делала что-то неправильно, ее мама никогда не говорила «нет» или «прекрати». Вместо этого она объясняла или показывала, как поступать правильно. Например, если Тэмпл вертела вилку над головой, мама говорила, положить вилку на тарелку. Если она трогала товары в магазине, мама говорила ей брать только то, что она собирается купить. Ее мама всегда предлагала ей конкретные, прямолинейные инструкции, которым она могла следовать. Нельзя просто говорить «нет» и не объяснять, что ребенок должен делать. Давайте спокойные и простые инструкции и предоставляйте ребенку достаточно времени, чтобы их понять.
Помогайте ребенку как можно раньше приобретать трудовые навыки
Есть множество способов готовить ребенка к работе с самого раннего возраста. Тэмпл рекомендует пробовать волонтерскую работу с возраста 11 лет. Мои собственные дети именно в этом возрасте начали волонтерить на благотворительном рынке. Во многих благотворительных организациях есть потребность в волонтерах на самую простую работу, например, упаковывать почтовые конверты для большой почтовой рассылки. В церкви часто можно найти небольшие и непродолжительные рабочие дела. Можно за небольшую плату выгулять собаку соседа, или можно помочь расставлять стулья в местном общественном центре.
Раннее начало развития рабочих навыков дает нашим детям необходимую «фору», позволяет им накопить критическую массу этих навыков. Критическая масса, согласно Тэмпл – это точка, когда человек накопил достаточно информации, чтобы быть успешным в типичных для работы ситуациях, без того, чтобы рядом стоял кто-то и подсказывал. Когда человек достаточно много раз выполнит что-то с помощью и получит самый разнообразный опыт, то произойдет «поворотный момент», и он сможет применять этот навык в самых разных ситуациях.
Ограничивайте «экранное время» в целом
Мы живем в эпоху высоких технологий с доступными смартфонами, планшетами и компьютерами. Исследования показывают, что люди с аутизмом чаще страдают от зависимости от видеоигр, чем нейротипичные люди. Тэмпл считает, что обязательно нужно следить за тем, чтобы каждый день у ребенка было время «без экрана». Она предлагает 3 рекомендации по ограничению экранного времени:
1. Пусть один прием пищи за общим столом будет без экранов для ВСЕХ, включая родителей.
2. Ограничивайте просмотр видео, игры и другое экранное время без учебной ценности до 10 часов в неделю.
3. Старайтесь находить занятия для всей семьи, когда все могут взаимодействовать друг с другом.
В нашем доме мы стараемся, чтобы у молодежи было много физической активности – плавание, боулинг, йога, аэробика, катание на лошадях. Мой сын 3-4 часа в день читает сам себе вслух. Оба подростка работают волонтерами по 2-3 раза в неделю, чтобы развивать жизненные и рабочие навыки. Моя дочь занимается выпечкой для семьи два утра в неделю, а также сдает бутылки в переработку и может купить несколько продуктов для семьи в ближайшем магазине. Чем больше они заняты, тем меньше будет риск, что они прилипнут к экрану.
Личная жизнь
Грандин цитирует ее отсутствие интереса к эмоциональным проблемам и отношениям, в том числе к вымышленным представлениям о межличностных отношениях. Она не замужем и не имеет детей.
В своих работах, особенно в своих мемуарах «Мышление в картинках», Грандин объясняет, как аутизм определяет ее повседневную жизнь. Она носит мягкую и удобную одежду, чтобы сбалансировать дисфункцию сенсорной интеграции, и избегает сенсорной перегрузки любой ценой. Будучи подростком, Грандин разработала «пресс-автомат», основанный на контейнерах, используемых для умиротворения скота во время иммунизации. Она обнаружила, что структура имела значительное терапевтическое преимущество, помогая ей справиться с беспокойством.
«Перед классом» (2008)
Драма Питера Уэрнера основана на автобиографической книги Брэда Коэна, ставшего учителем, несмотря на синдром Туретта, — редкое и неизлечимое заболевание, из-за которого человек издает странные звуки и совершает и непроизвольные движения.
Сам Брэд называл свое заболевание «спутником». Этот «спутник» сопровождал его всюду, в том числе и в школе, — за это его высмеивали одноклассники, называли «психом» и «придурком». Мальчишки нападали на Брэда большими компаниями, и учителям часто приходилось разнимать дерущихся.
Долгое время никто не мог понять, что странное поведение Брэда — это не кривляние или хулиганство, а болезнь, приступы которой невозможно контролировать. Преподаватели считали, что мальчик просто плохо воспитан, и требовали у директора его исключить. А отец Брэда даже кричал на него и бил, считая что сын ведет себя так намеренно.
Одна лишь мама пыталась найти причину такого поведения сына. Она ходила с ним по врачам, которые сначала ставили мальчику диагноз «гиперактивность» и пичкали таблетками. Психологи говорили, что причиной всему развод родителей, и предлагали ребенку осознать, что его поведение неприемлемо. Наконец, специалисты вынесли Брэду неутешительный приговор, определив у него синдром Туретта.
Благодаря маминой любви и поддержке, которая помогла Брэду научиться жить в новой для себя реальности, ему удалось исполнить свою мечту — стать школьным учителем и доказать, что инклюзия нужна не только среди учеников, но и среди педагогов.
Ограничивайте доступ к технологиям ради «работы руками»
Тэмпл – сторонница «ограниченного экранного времени» ради того, чтобы делать что-то своими руками. Непосредственная работа с материалами позволяет лучше понять концепции формы, тяжести, текстуры, запаха и так далее, а также развить творческие способности. Проблемы мелкой моторики, характерные для аутизма, можно улучшить благодаря регулярной практике, а работа над рукотворными проектами может стать интересным способом досуга. Когда дети что-то мастерят, они учатся очень многому, в том числе, как справляться со своими ошибками и решать практические задачи.
В своей последней книге Тэмпл рассматривает научную основу изобретений и то, как самые разные люди создают новое или улучшают уже существующие идеи
Она говорит о том, как молодые изобретатели мыслят, и как важно для них постоянно что-то разбирать, пробовать и переделывать. В этой книге Тэмпл описывает собственное изобретательство и эксперименты в детстве
Она призывать воплощать свое воображение в реальности и показывает читателям, что не существует «правильного» подхода к любой проблеме.
«Чудо» (2017)
Однажды дизайнер Ракель Харамильо вместе с трехлетним сыном стояла в очереди за мороженым, а рядом с ними оказалась девочка с лицевыми дефектами. Испугавшись, что ее сын скажет что-нибудь оскорбительное в адрес девочки, Ракель вышла из очереди. Впоследствии ей стало стыдно от собственного поступка — настолько, что она написала книгу от лица такого «особенного» ребенка, который привык к тому, что на него все глазеют. Эта книга — роман-бестселлер «Урок для Августа» — и легла в основу картины Стивена Чбоски «Чудо», получившей «Оскара» за лучший грим.
У 11-летнего Огги (Джейкоб Тремблей) редкая врожденная аномалия — синдром Тричера Коллинза
Чтобы мальчик мог видеть, говорить и слышать без слухового аппарата, врачи сделали ему 27 операций, но его лицо по-прежнему не выглядит «нормальным» и привлекает внимание незнакомых людей. В какой-то момент родители решают, что нельзя всю жизнь оберегать сына от внешнего мира, и отдают его в ближайшую к дому частную школу, в пятый класс
Огги так переживает, что в первый день учебы приходит в игрушечном шлеме космонавта, но папа настаивает, чтобы сын предстал перед классом без него. Мальчик нервничал не зря — дети не умеют скрывать эмоций и поначалу не понимают, как реагировать на одноклассника «без лица». Они задирают Огги и задают ему бестактные вопросы.
Но Огги повезло: находятся не только те, кто его обижают, но и те, кто за него заступаются. Постепенно у мальчика появляются друзья, а одноклассники и учителя с его помощью учатся быть терпимее, добрее и человечнее.
«Временные трудности» (2017)
Эта картина Михаила Расходникова вызвала неоднозначную реакцию общественности, медицинских специалистов и кинокритиков — за жесткость и пронзительную правдивость некоторых сцен. Фильм основан на реальной истории: прототипом главного героя Саши стал Аркадий Цукер — появившись на свет с диагнозом «детский церебральный паралич», он не только научился твердо стоять на ногах и давать сдачу своим обидчикам, но впоследствии стал успешным бизнес-тренером.
1975 год. Новорожденный Саша (Риналь Мухаметов) получил родовую травму. У него тяжелая форма ДЦП: нарушены слух, речь, двигательный аппарат, есть косоглазие. Родители полны решимости вылечить сына, но многочисленные походы по врачам, знахарям и священникам не дают результата. Жизнь Саши меняет одна фраза, произнесенная врачом во время одного из лечебных занятий. Когда мальчику нужно было дотянуться до игрушки, отец бросил: «Тут здоровый не дотянулся бы, а вы хотите, чтобы наш сделал это!». На что доктор возразил: «А с чего вы взяли, что у вашего другие горизонты?»
С этого момента отец начинает обращаться с Сашей, как со здоровым. Он не только заставляет сына самостоятельно одеваться, мыть за собой посуду и использовать костыли, запретив покупать для него инвалидную коляску, но и добивается того, чтобы мальчик идет учиться в обычную общеобразовательную школу.
В школе Сашу ждут унижения и издевательства одноклассников: они обзывают его танцором диско и клоуном, бьют и подвешивают на крючок в раздевалке. Собственная физическая слабость доводит его до отчаяния, ведь ему тяжело даже отнести тетрадку на учительский стол. Но его отец верит, что диагноз сына — не приговор, и все это — «временные трудности». Благодаря такому настрою, Саша находит в себе силы их преодолеть, а фраза «В жизни нет ничего невозможного» навсегда становится его девизом.